Наглядность как дидактический принцип
Оценка 4.8

Наглядность как дидактический принцип

Оценка 4.8
Статья
09.03.2020
Наглядность как дидактический принцип

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, который помогает ребенку усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала: следуя логике процесса усвоения знаний на каждом этапе обучения необходимо найти его исходное начало в фактах и наблюдениях, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному. Таким образом, дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность выполняет следующие функции:

  • помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
  • помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;
  • формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;
  • обратная связь: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

  • естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые), функция — знакомство учащихся с реальными объектами природы;
  • экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда), функция — знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;
  • картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино), функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;
  • объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры), функция — знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии;
  • звуковая наглядность; функция — воспроизведение звуковых образов;
  • символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы), функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
  • смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм, функция — воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

При проектировании урока учитель должен определить тип наглядности, которой целесообразно использовать. Для этого ему необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные методы, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров фильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений. Особенно важен принцип наглядности для детей младшего школьного возраста.

Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:

  • ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
  • обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
  • показать предмет (по возможности) в его развитии;
  • предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;
  • использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

Задачи, стоящие перед школой, образовательная концепция, поиск эффективных дидактических методов заставляют современного учителя по–другому посмотреть на проблему средств наглядного обучения, искать новые стратегии их применения. Системно — деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, предполагает сформированность у учащихся способности быстро ориентироваться в складывающихся на уроке учебных ситуациях. Прежние наглядные средства (схема, таблица, демонстрационная карточка, учебная картина) уже не обеспечивают желаемого эффекта при их использовании. Вместе с тем расширение способов наглядности: от предметов и картинок до презентаций и мультимедийных программ оставляет принцип наглядности в обучении по-прежнему актуальным. Это связано с тем, что появившиеся наглядные средства имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Педагог в каждом отдельном случае должен решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся.

Список источников:

  1. Кравченя, Э. М. Технические средства обучения и методика их применения : методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» / Э. М. Кравченя. – Минск : БНТУ, 2011.
  2. Петров А. В., Попова Н.Б.Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88–92.
  3. Соловков И.А.Начальное образование в России.— М.: Прометей, 1992. Российская Педагогическая Энциклопедия.— М.: 1993.
  4. Стрезикозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения. М.: Просвещение, 1983.
  5. Суворова Н.Г.Методика критического мышления. Как лучше организовать урок. // Учитель. 2010. № 4. С. 22–26.
  6. Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Использование наглядности на начальном этапе обучения в условиях реализации нового стандарта [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. 47 —  https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7797/ (дата обращения: 15.06.2018).
09.03.2020