Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.
Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.
Существует две формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста:
Первая форма организации физического воспитания является обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения. Физкультурные занятия в этих учреждениях осуществляются в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, где определены задачи, содержание и формы организации физических упражнений. Физкультурные занятия проводят воспитатели и/или инструктор – методисты по физической культуре.
В дошкольной образовательной организации существуют следующие формы организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
К самодеятельной форме физического воспитания дошкольников относятся:
Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно–образовательными задачами.
Физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей специальным теоретическим знаниям по использованию средств физической культуры, формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных (физических) способностей. В процессе физкультурного занятия одновременно с физическим развитием осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание личности.
Физкультурные занятия, как организованная система характеризуются следующими признаками:
В физкультурном занятии различают две стороны: содержание и структуру.
Содержание занятия составляют: физические упражнения, разные по назначению, двигательному содержанию и физическим нагрузкам – основные движения; общеразвивающие (ОРУ), строевые и спортивные упражнения, а также подвижные игры, перечень которых представлен в программе физического воспитания детей.
Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений работоспособность ребёнка возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма. В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц), а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, физкультурное занятие должно иметь определённую структуру.
Структура занятия – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия.
Физкультурное занятие принято делить на три части:
Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.
Время, отводимое на отдельные части занятия, и их конкретное содержание зависят от многих факторов: возрастных и половых особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности занимающихся.
Подготовительная часть решает психологическую задачу, которая заключается в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания. Одновременно в процессе подготовительной части уточняются некоторые двигательные навыки, и обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.
Содержание подготовительной части физкультурного занятия составляют упражнения, хорошо освоенные детьми на предыдущих этапах работы, а также знакомые детям подвижные игры.
Задачи основной части – обучения детей специальным физкультурным знаниям, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных (физических) способностей, содействие личностному росту ребенка (умственное, нравственное и эстетическое развитие).
Именно в основной части происходит значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.
Содержание основной части физкультурного занятия. В начале основной части выполняются (или разучиваются) общеразвивающие упражнения. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку.
После выполнения общеразвивающих упражнений следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются или закрепляются.
Заканчивается основная часть подвижной игрой, которая усиливает физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Учитывая небольшую продолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечают в начале основной части.
В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному. Восстанавливается пульс и дыхание детей, регулируется их эмоциональное состояние.
С целью восстановления систем организма детей содержание заключительной части должны составлять: дыхательные упражнения, упражнения на расслабление ходьба, малоподвижные игры.
Заканчивается занятие подведением итогов занятия и, затем, организованным уходом детей из зала.
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной зависит от задач основной части.
Занятие по физической культуре обычно проводится в первой половине дня спустя 30 минут после приёма пищи. Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начинать его перед приёмом пищи, после дневного сна, или во время пребывания детей на свежем воздухе.
При планировании физкультурного занятия намечаются место проведения занятия, тип занятия, комплексные задачи обучения (оздоровительные, образовательные, воспитательные), перечень физкультурного оборудования. Затем последовательно записываются упражнения и подвижные игры, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. Они подбираются для подготовительной, основной и заключительной частей занятия. Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике (название, исходное положение, последовательность и направление движений, дозировка). При планировании основных движений выделяются ведущие (новые) и сопутствующие (знакомые) движения. Очень важно сочетать упражнения по степени интенсивности. Планируя занятие, следует предусмотреть правильную дозировку нагрузки и наиболее рациональные способы организации детей. При этом нужно обеспечить достаточную двигательную активность и необходимую плотность занятия.
В плане-конспекте физкультурного занятия должны быть обозначены:
Задачи фиксируются только те, которые решаются в основной части занятия. Формулировать их надо кратко и конкретно. Сначала записывают образовательные задачи. Например, если включено новое упражнение (метание), то задачу записывают так: «Разучивание метания на дальность правой рукой (замах)». После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения предусматривается закрепление двигательного навыка. И задачу занятия тогда записывают следующим образом: «Закрепление прыжка в длину с места».
На физкультурных занятиях развиваются в той или иной степени все двигательные способности, но для каждого требуются особые условия и своеобразная методика проведения упражнений и подвижных игр. Как правило, на одном занятии развивается в большей степени какая–либо одна способность, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество и соответствующим образом создаются условия, продумывается методика проведения физических упражнений. Задачу занятия при этом записывают так: «Развитие ловкости («Ловишки с ленточками»)» или «Развитие быстроты («Ловишки»)».
Наряду с главными задачами в процессе занятий решаются и многие другие, но они не фиксируются в плане-конспекте. Воспитательные задачи записывают в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание. Образец записи конспекта занятия см. в Приложении 1.
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.
В зависимости от того, какие задания в процессе физкультурного занятия выполняют дети, используется следующие способы организации:
Фронтальный способ характеризуется выполнением одного и того же задания одновременно всеми детьми. Этот способ позволяет за выделенное педагогом время обеспечить достаточно высокую повторяемость, что способствует быстрому образованию временных связей, достижению высокой активности каждого ребенка и достаточной физической нагрузки при выполнении любого движения. Но при этом педагог не может удержать в поле зрения всех детей, переключаясь на обучение одних, он не видит действия других. Поэтому при многократном повторении движения может закладываться ошибочное выполнение упражнения ребенком и в последующем придется вносить в него коррекцию.
Групповой способ применяется при выполнении детьми различных заданий в небольших группах для углубленного разучивания и совершенствования навыков основных видов движений. При этом каждая группа, как правило, упражняется в осуществлении определенных движений, поэтому количество детей у одного снаряда значительно уменьшается. Спустя некоторое время подгруппы меняются местами, и это позволяет переходить к действиям на разных снарядах, что повышает интерес к занятию. При таком способе создается возможность для углубленного разучивания движения одной подгруппой, а другие подгруппы в это время выполняют освоенные движения для их закрепления или в усложненных условиях.
Поточный способ предусматривает выполнение физических упражнений друг за другом, переходя от одних движений к другим. При этом одни дети заканчивают какое-то движение и переходят к выполнению следующего, а другие только начинают выполнять первое. Этот способ обеспечивает почти непрерывность действий, формирует у детей гибкость навыка, умение переходить непосредственно к выполнению других движений, развивает способность сочетания движений. Данный способ успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
Индивидуальный способ организации предусматривает выполнение одного движения в порядке очередности. В этом случае педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делать индивидуальные указания. Другие дети в это время наблюдают за действиями каждого выполняющего упражнения и воспринимают замечания. Индивидуальный способ обеспечивает подстраховку для предупреждения травматизма. Вместе с тем очередность снижает активность детей, однообразие приводит к монотонности, а отсюда – к отвлекаемости детей от процесса обучения. Такая организация не позволяет обеспечить достаточное количество повторений для усвоения, снижает физиологическую нагрузку, и к тому же образуется большой перерыв между повторениями.
Целесообразно смешанное использование в занятии различных способов организации детей.
Физкультурные занятия различают по содержанию и методам проведения.
Учебно–тренировочные занятия решают задачи общей физической подготовки детей. Его основу составляют разнообразные средства и методы работы, создающие условия для овладения детьми конкретными двигательными умениями и развития физических качеств и их совершенствование. К учебно–тренировочным относятся также занятия с использованием тренировочных устройств, тренажеров и спортивных снарядов.
Сюжетные занятия построены на одном сюжете сказки или рассказа. В таких занятиях все двигательные действия объединены общим сюжетом, двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Дети проявляют творчество: дополняют, изменяют, преобразуют знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных старых элементов. Цель таких занятий – показать детям моторные возможности собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в пространстве двигательных образов.
Игровые занятия построены на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр–эстафет, игр–аттракционов, игровых упражнений, которые последовательно решают основные задачи занятия. В подготовительной части занятия планируется знакомая игра средней подвижности. Она готовит организм ребенка к предстоящей нагрузке. Затем следует 2-3 игры (знакомые или малознакомые), которые обеспечивают большую физическую нагрузку и соответствуют основной части занятия. Последней проводится игра малой подвижности. С ее помощью достигается снижение нагрузки, и решаются задачи заключительной части занятия.
Комплексные занятия включают дополнительные задачи из других разделов программы, решаемые посредством движений, и направлены на решение задач психического, умственного, нравственного развития. Комплексные занятия могут проводиться по типу учебно–тренировочных.
Тематические занятия посвящены какому–либо конкретной спортивной игре (баскетболу, футболу и др.) или спортивному упражнению (лыжная подготовка, плавание и др.). Оно проводится по типу учебно–тренировочного занятия, но в структурные части тематического занятия включаются подводящие и специальное упражнения, подвижные игры, помогающие детям овладеть техническими элементами осваиваемых спортивных упражнений и игр.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог. При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.
Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Физкультурные занятия, проводимые на воздухе, позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях. Например, использовать различные способы ходьбы в зависимости от:
Позволяет использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений и т.д. Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, успешно решаются задачи закаливания, воспитания общей выносливости, чрезвычайно эффективно повышаются защитные функции организма.
Тем не менее, структура физкультурных занятий на воздухе, в основном оставаясь неизменной, предусматривает, для избегания переохлаждения детей, особенно в холодное время года, более широкое использование пробежек между выполнением различных видов физических упражнений.
В то же время, занятия, проводимые на свежем воздухе, исключают выполнение физических упражнений из положения «сидя», «лежа»; они не имеют возможности использовать ползание, которое очень полезно для развития брюшного пресса и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется условий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания и ловли мяча и т.д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае подбор упражнений регламентируется временем года, а не систематичностью в решении педагогических задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.