Критерии оценки педагогических инноваций: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность применения в массовой практике.
Классификация педагогических инноваций:
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Наиболее признанными критериями, используемыми для оценивания педагогических инноваций, являются новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения в массовой практике (Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин). Новизна выступает первым и наиболее очевидным, но не единственным критерием в оценивании инновации. Н.В. Бордовская и А.А. Реан предлагают выделять три вида новизны:
В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов выделяют четыре уровня новизны (в порядке понижения):
1) абсолютная новизна;
2) локально-абсолютная новизна;
3) условная новизна;
4) субъективная новизна.
Абсолютная новизна признаётся за новшеством, которое не применялось ранее и охватывает весь педагогический процесс. Локально-абсолютная новизна подразумевает ограниченность применения новшества возрастными, предметными, территориальными или иными рамками. Условная новизна проявляется, если ранее известная педагогическая идея, концепция или технология находит воплощение в новых условиях. Наконец, новизна носит субъективный характер, когда педагог сталкивается с чем-то новым для себя, даже если это хорошо известно многим его коллегам.
В инновационной деятельности может присутствовать новизна разных уровней, например, абсолютно новая идея реализуется в преподавании отдельного предмета на основе хорошо известных педагогических технологий, при этом, естественно, для педагогов, осуществляющих инновационную деятельность и изучающих опыт коллег, новизна будет являться субъективной. И.П. Подласый считает, что новизна в педагогических инновациях не может быть абсолютной, поскольку инновационные процессы высокого уровня в современной школе в той или иной мере всегда опираются на старые, многократно проверенные идеи, подходы, принципы, концепции, технологии, обеспечивая тем самым преемственность в развитии образовательных систем.
В частности, среди наиболее продуктивных нововведений он выделяет инновации, основанные на «не новой, но постоянно актуальной и далеко не исчерпавшей себя общей идее, и практической технологии оптимизации учебно-воспитательного процесса». Критерий результативности в оценивании инноваций означает наличие устойчивого положительного результата нововведения. При определении результативности важно учесть основные факторы, повлиявшие на результат, а также верность воплощения в практике инновационных идей, концепций, технологий.
Оптимальность как критерий эффективности инноваций отражает соотношение затрат (времени, материальных средств, человеческих ресурсов, умственных и физических усилий и т.д.) и результата. Ю.К. Бабанский, обосновывая принцип оптимизации в образовании и способы оптимизации педагогического процесса, указывает, что оптимальным является учебно-воспитательный процесс, в котором выполняются два основных условия:
1) получение максимально возможных в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;
2) соблюдение установленных нормативов затрат времени как в классной, так и в домашней работе учащихся.
Основываясь на трудах Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, М. Л. Портнова, В. А. Сластёнина и др., оптимальными можно признать инновации, в результате которых реализуются одно или несколько из перечисленных условий:
Критерий возможности творческого применения в массовом опыте отражает научно-практическую ценность инновации. Использование этого критерия позволяет выявить степень востребованности инновации в педагогической практике. Очевидно, что ценность оригинальной педагогической идеи тем выше, чем шире круг её применения. Инновация, внедрение которой в массовую практику ограничено специфическими требованиями к личности учителя, сложностью технического обеспечения и дороговизной необходимых материальных средств, особенностями местных условий, менее ценна, даже если она обладает всеми признаками инновационности по предыдущим критериям. Что касается оценки инновационных проектов, то здесь можно выделить три группы критериев.
1 группа - общие критерии. Позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.
Состав критериев:
Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта.
2 группа - специальные критерии. Позволяют оценить компетентность автора проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям.
Состав критериев:
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
3 группа – конкретные практические критерии. Позволяют оценивать степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.
Состав критериев:
Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных общественных практик и их соответствия реальной образовательной ситуации.
Приложение 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
«Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности»
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
№ |
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Мотивационно-творческая направленность личности |
||||||
1 |
Заинтересованность в творческой деятельности |
|||||
2 |
Стремление к творческим достижениям |
|||||
3 |
Стремление к лидерству |
|||||
4 |
Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации |
|||||
5 |
Личная значимость творческой деятельности |
|||||
6 |
Стремление к самосовершенствованию |
|||||
Всего: |
||||||
II. Креативность педагога |
||||||
7 |
Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления |
|||||
8 |
Стремление к риску |
|||||
9 |
Критичность мышления, способность к оценочным суждениям |
|||||
10 |
Способность к самоанализу, рефлексии |
|||||
Всего: |
||||||
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности |
||||||
11 |
Владение методами педагогического исследования |
|||||
12 |
Способность к планированию экспериментальной работы |
|||||
13 |
Способность к созданию авторской концепции |
|||||
14 |
Способность к организации эксперимента |
|||||
15 |
Способность к коррекции своей деятельности |
|||||
16 |
Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов |
|||||
17 |
Способность к сотрудничеству |
|||||
18 |
Способность творчески разрешать конфликты |
|||||
Всего: |
||||||
IV. Индивидуальные особенности личности учителя |
||||||
19 |
Работоспособность в творческой деятельности |
|||||
20 |
Уверенность в себе |
|||||
21 |
Ответственность |
|||||
Всего: |
Обработка результатов:
На основе полученных результатов делаются выводы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.