Организация социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса образовательного учреждения
Оценка 5

Организация социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса образовательного учреждения

Оценка 5
Статья
13.11.2019
Организация социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса образовательного учреждения

В соответствии с целями и задачами учреждения образования в школе осуществляется социально-педагогическое и психологическое сопровождение образовательного процесса. Социально-педагогическая и психологическая работа — часть общего образовательного процесса в школе.

Социально-педагогическая и психологическая служба в школе — это возможный путь к развитию, обновлению образовательного процесса, это новый тип педагогической деятельности, для которых социальная педагогика либо психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от «педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Специалистами социально-педагогической и психологической службы являются педагог социальный и педагог-психолог.

Педагог социальный изучает условия развития воспитанников (учащихся, студентов) в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей. Педагогу социальному важно ориентироваться во всех как положительных, так и отрицательных факторах воздействия на детей, учитывать их в работе с ребенком, группой, коллективом.

Педагог-психолог проводит психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности ребенка для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности ребенка, ее возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов, особенностей детско-родительских отношений и другое.

Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования является необходимость своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения. Реализация данной цели требует от педагогов социальных и педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает образовательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, с самим собой.

Основная цель деятельности педагога социального и педагога-психолога в рамках социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС) учреждения образования – повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического и социального развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Для достижения этой цели специалистами СППС учреждений образования решаются следующие задачи:

  • изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
  • пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;
  • реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
  • своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков;
  • предупреждение семейного неблагополучия;
  • ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;
  • содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями педагогических и психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;
  • оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;
  • создание благоприятных условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Сопровождение образовательного процесса на разных ступенях образования имеет специфические особенности:

на 1 ступени общего среднего образования:

  • определение готовности к обучению и содействие адаптации к школе;
  • предупреждение отклонений в развитии и поведении;
  • формирование у учащихся эмоционально позитивного отношения к учебе;
  • развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей.

на 2 ступени общего среднего образования:

  • психолого-педагогическое обеспечение адаптации ребенка при переходе в среднее звено школы;
  • поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового, профессионального самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских коллективах;
  • сопровождение допрофильной подготовки;
  • помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • содействие в сохранении психофизического здоровья, предупреждение семейного неблагополучия, профилактика асоциального поведения, вредных привычек, поддержка талантливых учащихся.

на 3 ступени общего среднего образования:

  • оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
  • оказание помощи в поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
  • оказание помощи в развитии временной перспективы, способности к целеполаганию;
  • оказание помощи в развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, вредных привычек у учащихся.

Примерные направления и содержание деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования

1. Исследование социума учебного заведения и обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки семьи учащихся:

  • изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и условия общения с целью их оптимизации;
  • определение центров социально-культурных влияний на учащихся, референтных групп с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
  • выявление возможного воздействия асоциальных группировок, деструктивных организаций на личность учащегося;
  • определение морально-психологического фона учебного заведения с целью выявления его воздействия на личность и принятия мер по его совершенствованию;
  • организация круглых столов, семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогическим и психологическим проблемам.

2. Социальная защита и опека учащихся:

  • выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве. Особое внимание уделяется учащимся из неполных, многодетных и малообеспеченных семей;
  • защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.), обращая особое внимание на учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • проведение индивидуальной работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении.

3. Мониторинг идеологического сопровождения воспитательной работы:

  • изучение мировоззрения, идейности, гражданственности и патриотизма, коллективизма, нравственности, готовности к семейной жизни;
  • проведение обучающих психологических семинаров для классных руководителей, педагогов-предметников и других педагогических работников.

4. Социально-психологическое консультирование и просвещение педагогов, учащихся и родителей:

  • социально-психологическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • консультирование родителей, педагогов по решению социально-педагогических проблем детей;
  • ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся, организация их обсуждения;
  • содействие повышению уровня педагогической и психологической культуры педагогов и родителей;
  • популяризация и разъяснение результатов новейших отечественных и зарубежных психологических исследований;
  • ознакомление администрации учебного заведения с основными современными достижениями психологии управления.

5. Социально-педагогическая и психологическая профилактика:

  • своевременное выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
  • профилактика явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышение уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
  • социальная реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения от нормы;
  • проведение профилактической работы с учащимися, требующими повышенного внимания со стороны педагога социального и педагога-психолога. Это учащиеся-сироты, учащиеся, состоящие на различных видах учета, учащиеся, состоящие на контроле учреждения образования и учащиеся, имеющие трудности в адаптации;
  • тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокуратурой, наркологическим диспансером, отделом по делам молодежи, центром занятости населения.

6. Организационно-методическая деятельность:

  • методическая работа (планирование, ведение нормативной документации, проведение психологических исследований и обработка полученных материалов);
  • участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи;
  • формирование банка данных о достижениях социальной педагогики и научной и практической психологии, полученных результатов социологических и психологических исследований педагогов и учащихся;
  • повышение уровня профессиональной компетенции.

Очевидно, что по содержанию социально-педагогическая и психологическая деятельность имеет свою специфику и чрезвычайно многообразна: профилактическая и здоровьесберегающая деятельность, работа с субъектами образовательных отношений и работа с социумом, коррекционно-развивающая работа и реабилитационная работа, консультативная помощь и просвещение, и т.д.

Профилактическая деятельность должна осуществляется во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

Консультативная помощь специалистами СППС учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников. Т.е. широкий спектр.

Работа с семьей имеет особое значение в посреднической работе специалистов СППС. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа с семьей является обязательным компонентом деятельности СППС со всеми категориями детей с проблемами, а иногда и в профилактической работе.

Важную роль в деятельности специалистов СППС играет здоровьесберегающая деятельность.Основная цель данного направления — формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся: посещение учебных занятий с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, учителей-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.

На основании данных мониторингов специалисты СППС выделяют группы для организации последующей коррекционно-развивающей работы.

В процессе развивающих мероприятий специалисты обучают учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом, осуществляют профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

В процессе разработки и реализации комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи, коррекции, реабилитации и развития педагог социальный оказывает социально-педагогическую коррекционную помощь детям. Совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью он организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, в детском и молодежном объединениях. При этом особое внимание уделяется использованию воспитательного потенциала микросоциума, влиянию на поведение детей и учащейся молодежи, а также действия и поступки взрослых. Педагог социальный ведет просветительскую работу среди родителей, родственников по вопросам воспитания детей.

В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий, направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе социально-педагогических, центрах дополнительного образования детей и молодежи, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т.д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных). Проводит коррекционно-развивающую работу в классах, ориентированную на коррекцию межличностных отношений, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.

Одним из наиболее важных направлений на современном этапе развития школы является социально-педагогическое и психологическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

На современном этапе государство предъявляет требования к школе по повышению качества образования. Качество учебной деятельности школы, помимо прочего, заключается в соответствии характеристик образовательных услуг выявленным образовательным потребностям родителей и учащихся. В свою очередь одна из образовательных потребностей родителей и учащихся заключается в адекватном выборе профиля обучения и выборе дальнейшего образовательного маршрута и профессии. Возникло противоречие между единым для всех учащихся базовым содержанием образования и индивидуальными потребностями, и интересами учащихся. Для того чтобы удовлетворить эту потребность, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Психодиагностика в профориентации — это область психологии, предмет которой — оценка способностей, интересов и склонностей к определенным видам деятельности.

Задачами работы является изучение методов психодиагностики для дальнейшего выбора образовательного маршрута учащимися, самоанализ интеллектуальных, мотивационных, характерологических особенностей с целью убеждения, что профессиональные намерения будут соответствовать интересам, склонностям, способностям к тому или иному виду деятельности.

Психодиагностика — эффективный метод изучения профессионального самоопределения учащихся. Она позволяет оптимизировать для учащихся старшей школы выбор образовательного маршрута и соответственно профессии. Значение психодиагностики обусловлено тем, что у старшеклассников профессиональное самоопределение, выбор профессии и пути достижения этого занимает одно из ведущих мест в структуре самосознания, а учебная деятельность приобретает в результате определенную нацеленность на будущее и обусловливается в значительной степени профессиональной ориентацией.

Необходимое условие эффективности психодиагностики — это соблюдение личностного подхода, который предполагает изучение следующих вопросов:

  • Что хочет личность? Выявляются направленность, интересы, идеалы, склонности и потребности личности.
  • Что может личность? Оцениваются знания, умения, способности, одаренность.
  • Как реагирует личность? Изучаются темперамент, психодинамические характеристики личности.
  • Какова личность? Изучаются черты характера, самооценка, самоотношение личности.

Старшеклассники, как правило, испытывают затруднения в выборе профессии, учебного заведения, необъективно оценивают собственные способности и поэтому нуждаются в помощи специалиста. Решением этих вопросов занимается профориентация.

Психодиагностика — одно из направлений профориентации. Она заставляет школьника задуматься о себе, дает толчок к активизации самопознания, ускоряет процесс формирования профессиональных взглядов, способствует профессиональному самоопределению. Психодиагностика позволяет ученику изучить при поддержке специалиста свои способности, характерологические и мотивационные аспекты, и на основе необходимой информации сделать выбор профессии.

Опросы учащихся старших классов в отношении их выбора будущей профессии позволили определить наиболее типичные ошибки в процессе профориентации:

  • выбор профессии за компанию;
  • увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • устаревшие представления о характере труда;
  • недостаточное знание профессий;
  • незнание или неадекватная оценка своих психических и физических качеств;
  • неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

Одним из методов психодиагностики является психологическое тестирование. Однако его использование не является самоцелью для психолога. С помощью тестов специалист решает конкретную профессиональную задачу.

Результат психодиагностики учащихся – составление психологической характеристики личности, непротиворечивой и целостной картины индивидуально-психологических особенностей школьников, обеспечивающих успешность его деятельности.

Правильно подобранные тесты, качественное их выполнение учащимися, предоставленная в доступной форме информация о результатах тестирования позволят учащимся сделать выбор образовательного маршрута и профессии. Профессиональное самоопределение будет обоснованным только в том случае, если профессиональные намерения будут согласовываться с интересами, склонностями, способностями личности к тому или иному виду деятельности.

Организационно-методическая работапедагога социального и педагога-психолога в учреждении образования заключается визучении и обобщении опыта социально-педагогической и психологической работы, в накоплении методических материалов для профессионального социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса и предоставлении возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, руководством школы, а также разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.

Данная работа предполагает участие в работе методических объединений, семинаров, конференций; разработку методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты детства; накопление методических материалов.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, с педагогами-предметниками — участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.

В этой связи немаловажную роль играет социально-психологическое обеспечение управленческих процессов. В рамках социально-психологического обеспечения управленческих процессов специалисты СППС участвуют в разработке программ развития учреждения образования, проводят мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация — учителя, администрация — учителя — ученики, учителя — ученики.

Педагогом-психологом во взаимодействии с педагогом социальным осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников и педагогов-организаторов. Они регулярно информируют членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, планах работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.

Оценка деятельности СППС дается на основе глубокого анализа реальных результатов, результатов работы, фактов, мнения участников образовательного процесса учреждения.

Основой для оценки ее деятельности является выполнение специалистами СППС функциональных обязанностей и задач службы учреждения образования.

В ходе контроля и анализа результатов работы СППС и ее специалистов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблем, ранее достигнутые результаты, особенности жизни коллектива учреждения и социальной среды, динамику результативности работы СППС.

Основными методами изучения деятельности СППС и ее специалистов являются: анализ отчетности и документации службы, общих отчетных документов учреждения образования, практического опыта специалистов СППС и беседы с воспитанниками, их родителями (законными представителями) и педагогами.

Собранная информация является первичной основой для выводов, замечаний и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, выявление резервов повышения качества и эффективности работы.

Основными критериями оценки работы СППС и ее специалистов является соответствие содержания деятельности основной цели СППС:

  • содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, в семье и социальном окружении;
  • кадровый состав и профессиональный рост специалистов (участие в работе региональных методических объединений, посещение семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства и т.д.);
  • участие специалистов службы в информационно-просветительской работе (выступления перед общественностью, в периодической печати и других средствах массовой информации по вопросам профессиональной деятельности, развития науки и практики);
  • создание условий для эффективной работы (материально-техническое и методическое обеспечение рабочих кабинетов, сохранность вверенного имущества);
  • наличие и состояние документации (ее качество, регулярное и четкое ведение, достаточность и системность данных о воспитанниках и их семьях, составление социально-педагогических характеристик образовательного учреждения и его микрорайона в полном объеме и т.д.);
  • обоснованность, актуальность, качество и эффективность оказываемой социально-педагогической и психологической помощи;
  • работа в системе семейно-общественного воспитания (взаимодействие с родителями, опекунами, организациями);
  • качественные изменения в работе с посетителями (учащимися, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках;
  • действенность профилактической работы;
  • развитие социальных инициатив детей и взрослых, успешная деятельность их общественных объединений;
  • динамика включенности воспитанников и родителей в социально-значимые виды деятельности;
  • динамика социально-педагогических и психологических условий жизнедеятельности коллектива учреждения образования;
  • наличие системы психолого-педагогического просвещения воспитанников, родителей, педагогов (формы и активные методы этой работы);
  • участие специалистов службы в психолого-педагогических экспертизах, принимаемых в учреждении образования решений и программ, в конкурсных комиссиях, выпускных и приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в аттестациях педкадров;
  • взаимодействие специалистов с центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогическими учреждениями и другими центрами помощи детям и их родителям, а также с общественными организациями, институтами повышения квалификации и т.п.

Учитывая специфику работы СППС, ее приоритетности, следует помнить, что количественный и регламентированный подход к оценке качества работы специалистов СППС может оказаться слишком общим и далеким от объективности. В то же время и чисто качественный подход в оценке трудно осуществим ввиду невозможности разработки исчерпывающих объективных измерителей.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: «Наука» 1994.
  2. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. — 1992. — № 7/8 — С. 23-27.
  3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. — 3-е изд., стер. — Минск: Новое знание; М. ИНФРА-М, 2011.— 336 с.
  4. Бочарова, В.Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб.// Социальная работа. — 1992. — № 1. С.3-9.
  5. Бубен, С.С. Социальная работа с ребенком и семьей: пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства / С. С. Бубен, Е. А. Гапонцева, Г. Д. Дылян и др. — Минск: Народная асвета, 2000. — 173 с.
  6. Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В. Василькова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с.
  7. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М. : Академия, 1999. — 440с.
  8. Донченко, Д.О. Формирование социально-правовой компетентности несовершеннолетних: метод. рекомендации/ Д.О. Донченко. — Минск: РИВШ, 2013. — 36 с.
  9. Егошкин, Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. — Москва, 2002.
  10. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе : пособие для педагогов социальных учреждений общ. сред. Образования / Т.С. Капелевич. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 240.
  11. Качан, Г. А. Социальная педагогика и методика работы социального педагога : программа гос. экзамена / Г. А. Качан, С. Д. Матюшкова; М-во образования РБ, УО "ВГУ им. П. М. Машерова". — Витебск : Изд-во УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2006. — 43 с.
  12. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох. / С.В. Кривцова — М., 1997.
  13. Мартынова, В.В. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности (социально-педагогическая работа с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей) учебно-методический комплекс / В.В. Мартынова, В.И. Вашнева, ТТ.Ф. Бородако. — БГПУ им. Танка, 2016.
  14. Мартынова, В. В. Социальная педагогика: программно-методический комплекс / В. В. Мартынова ; М-во образования РБ, УО "Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка", Фак. социально-пед. технологий. — Минск : БГПУ, 2006. — 83 с.
  15. Пономаренко, Н.В. Реабилитация неблагополучных семей как профилактика социального сиротства / Н.В. Пономаренко. — Минск: Красико-принт, 2013. — 96 с.
13.11.2019