Рассмотрим методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными:
- графический метод
- метод подстановки
- метод сложения
Способрешения системы уравнений графическим методом:
Взаимное расположение прямых. Если прямые: |
Решение системы: |
---|---|
пересекаются в одной точке \((x,y)\) |
пара чисел \((x,y)\) |
пара чисел |
решений нет |
совпадают |
бесконечно много решений |
Решим систему \[\left\{ \begin{matrix} 5x-6y=9 \\ 4x+3y-15=0 \\ \end{matrix} \right.\]
1) на координатной плоскости построим графики первого и второго уравнений системы.
Это можно сделать с помощью таблицы соответствия.
Для каждой прямой достаточно двух точек.
2) по расположению построенных прямых сделаем вывод о количестве решений системы
система имеет одно решение–координаты точки пересечения прямых
3) запишем ответ
Ответ:\((3;1)\)
Решим систему уравнений \[\left\{ \begin{matrix} 2x-y=8 \\ 3x+2y=5 \\ \end{matrix} \right.\] методом подстановки.
Запишем систему и определим нумерацию уравнений
\[\left\{ \begin{matrix} 2x-y=8 \;\;\;\;\;\;\,(1)\\ 3x+2y=5 \;\;\;\;\;(2)\\ \end{matrix} \right.\]
1) из любого уравнения системы выразим одну переменную через другую (в данном случае из первого уравнения);
Выразим \(y\)
\((1): \;\;\;\;\;\left\{ \begin{matrix} 2x-y=8 \\ 2x-8=y \\ y=2x-8 \\ \end{matrix} \right.\)
2) полученное выражение подставим в другое уравнение системы вместо этой переменной;
В выражение \(3x+2y=5\) вместо \(y\) подставим его значение \(y=2x-8\)
\((2): \;\;\;\;\;\;3x+2(2x-8)=5\)
3) решим получившееся уравнение с одной переменной;
\(3x+2(2x-8)=5\)
\(3x+4x-16=5\)
\(7x=5+16\)
\(7x=21\)
\(x=3\)
подставим в любое уравнение (например, в первое) значениеx и найдём значение \(y\)
\(2{\cdot}3-y=8\)
\(6-y=8\)
\(-y=8-6\)
\(-y=2\)
\(y=-2\)
Ответ: \((3;-2)\) .
Решим систему \[\left\{ \begin{matrix} x-3y=5 \\ 4x+9y=41 \\ \end{matrix} \right.\] методом подстановки.
1) преобразуем одно или оба уравнения так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными
Заметим, что коэффициенты при у равны \(-3\) (в первом уравнении) и \(9\) (во втором уравнении).
Умножив \(-3\) на \(3\), получим \(-9\), т.е. число противоположное \(9\).
\[\left\{ \begin{matrix}
x-3y=5 \;\;\;\;|{\cdot}3 \\
4x+9y=41 \;\;\;\;\\
\end{matrix} \right.\]
\[\left\{ \begin{matrix}
3{\cdot}x-3{\cdot}3y=3{\cdot}5 \\
4x-9y=41 \;\;\;\;\;\\
\end{matrix} \right.\]
\[\left\{ \begin{matrix}
3x-9y=15 \\
4x+9y=41 \\
\end{matrix} \right.\]
2) сложим почленно левые и правые части полученных уравнений;
\[\require{cancel} +\;\underline{\left\{ \begin{matrix} 3x-\cancel{9y}=15 \\ 4x+\cancel{9y}=41 \\ \end{matrix} \right.} \\ \;\;\;\;\;\;\;7x \;\;\;\;\;\;\;\;\;\;=56\]
3) решим полученное уравнение;
\(7x=56\)
\(x=8\)
4) подставим в одно из уравнений значение \(x\) и найдём \(y\)
\(8-3y=5\)
\(8-5=3y\)
\(3y=3\)
\(y=1\)
5) запишем ответ.
Ответ: \((8;1)\).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.