Как было сказано ранее, на основе теоретического анализа выделяют следующие условия формирования интерсубъективной позиции старшеклассников:
Процесс формирования интерсубъективной позиции старшеклассников организован в несколько этапов:
Все этапы, за исключением подготовительного, является технологией формирования отдельного структурного компонента ИПС и включает в себя ряд подэтапов:
Цель подготовительного этапа – создание условий для внедрения технологий формирования ИПС.
Остальные этапы характеризуются следующими особенностями:
Диагностический компонент
Содержание данного компонента заключается в выявлении образовательного запроса тьюторантов и диагностика их индивидуально-личностных особенностей.
Цель деятельности учителя заключается в том, что на уроках и во внеклассной деятельности он:
Деятельность обучающихся состоит в том, что на общих и индивидуальных занятиях они выявляют свои индивидуально-личностные особенности.
Используются следующие методы и приемы:
Результатом компонента является тьюторское взаимодействие.
Данный компонент нужен для осознания учениками необходимости и важности построения своей жизненной стратегии.
Учитель фиксирует первичный образовательный запрос обучающегося и показывает значимость данного интереса, а также перспективы совместной работы в этом направлении. В свою очередь ученики обозначают привлекательные образы желаемого будущего, актуализируют проблемы в достижении желаемого будущего.
Методы и приемы:
Результатами являются:
Содержание этапа заключается в индивидуальном целеполагании, определении личностных смыслов в выстраивании персональной жизненной стратегии.
В задачи педагога входит создание условий для осознания учениками индивидуальных целей. Ученики, в свою очередь, обозначают свои цели в выстраивании персональной жизненной стратегии.
Методы и приемы:
Результатами являются:
Основное содержание – выделение основных индивидуальных направлений деятельности и средств достижения цели и намеченного результата.
Задачи тьютора:
Ученики занимаются составлением ресурсной карты по выстраиванию персональной жизненной стратегии.
Используемые методы и приемы:
Основные результаты:
Содержание заключается в подготовке и презентации индивидуальных работ.
Обязанности тьютора:
Школьники на основе ресурсных карт оформляют и презентуют индивидуальные работы.
Методы и приемы:
Результаты:
Содержание компонента заключается в анализе проделанной работы (групповая и индивидуальная рефлексия).
Задачи тьютора:
Деятельность обучающихся заключается в рефлексии своих достижений с помощью педагога (тьютора).
Применяемые методы и приемы:
Результатом является определение алгоритма дальнейших действий.
Содержание заключается в создании партнерской атмосферы и выявлении индивидуально-личностных особенностей учеников.
Деятельность педагога на занятиях заключается в диагностике следующих показателей:
Ученики на данном этапе знакомятся с лучшими волонтерами своего региона проживания, выявляют свои индивидуально-личностные особенности.
Методы и приемы:
Результатом является партнерское взаимодействие.
Содержание компонента заключается в осознании учениками необходимости и важности участия в волонтерской деятельности.
В обязанности педагога входит демонстрация значимости волонтерской деятельности и перспектив совместной работы в данном направлении.
Обучающиеся знакомятся с волонтерской деятельностью за счет участия в качестве наблюдателя различных акциях и мероприятиях.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Содержание заключается в индивидуальном и групповом целеполагании, определении личностных смыслов в волонтерской деятельности.
Педагог на данном этапе создает условия для осознания индивидуальных и групповых целей в волонтерской деятельности. Ученики знакомятся с волонтерской деятельностью посредством участия в качестве наблюдателя в акциях и мероприятиях, а также обозначают свои индивидуальные и групповые цели в волонтерской деятельности.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Его содержанием является выделение основных индивидуальных и групповых направлений деятельности и средств достижения цели, намеченного результата.
Педагог обеспечивает обучение старшеклассников навыкам, которые потребуются им для волонтерской работы.
Школьники занимаются созданием волонтерских объединений, разрабатывают их положения, а также составляют план работы волонтерского объединения.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Предполагает проведение волонтерских акций и мероприятий.
Педагог обеспечивает консультативную помощь в организации и проведении волонтерских акций и мероприятий. Ученики включаются в различную волонтерскую деятельность в качестве организатора, а также разрабатывают социально значимую акцию или мероприятия.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Содержание компонента состоит в анализе проделанной работы, для чего проводится групповая и индивидуальная рефлексия.
Педагог по результатам всего процесса работы определяет алгоритм дальнейшей работы, фиксирует все пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой либо индивидуальной работы.
Каждый ученик проводит рефлексию своих достижений.
Методы и приемы:
Результатом является определение алгоритма дальнейших действий.
Содержание компонента заключается в выявлении индивидуально-личностных особенностей учеников.
Задача педагога в рамках деятельности на занятиях заключается в диагностике уровней творческого потенциала, самоактуализации, социальной активности, реализации в проектной деятельности.
Ученики знакомятся с успешно реализованными социально-значимыми молодежными проектами, осуществляют выявление своих индивидуально-личностных особенностей.
Методы и приемы:
Результатом является социальное взаимодействие.
Содержание заключается в осознании учениками необходимости и важности участия в социально значимой проектной деятельности.
В задачи педагога входит демонстрация значимости социального проектирования и перспектив совместной работы в данном направлении. Ученики же должны познакомиться с успешно реализованными социально значимыми проектами, также они обозначают социальные проблемы и проблемы в их решении.
Методы и приемы:
В качестве результатов выступают:
Содержание заключается в индивидуальном и групповом целеполагании, определении личностных смыслов в социально значимой проектной деятельности.
Задача педагога состоит в обучении школьников навыкам, необходимым в социальном проектировании, оказании консультативной помощи в разработке проектов. Ученики осуществляют разработку авторских социально значимых проектов.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Содержание заключается в самореализации в социально значимой проектной деятельности.
Педагог проводит обучение старшеклассников навыкам, которые потребуются им в социальном проектировании, оказывает консультативную помощь в реализации проектов.
Ученики реализуют авторские самостоятельно разработанные проекты, участвуют в конкурсах социально значимых проектов на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.
Методы и приемы:
Ожидаемые результаты:
Его содержание состоит в анализе проделанной работы (групповая и индивидуальная рефлексия).
Педагог по завершению работы всей работы определяет алгоритм дальнейших действий, производит фиксацию пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы.
Ученики проводят рефлексию своих достижений.
Методы и приемы:
В качестве результата выступает определение алгоритма дальнейших действий.
К наиболее эффективным педагогическим средствам формирования интерсубъективной позиции у старшеклассников можно отнести следующие.
Применение таких карт позволяет актуализировать потенциальные возможности учеников в личностном саморазвитии, увидеть перспективу своего роста и своих жизненных целей.
При составлении карт необходимо учитывать разновекторность:
Построение личностно-ресурсной карты и систематическая работа с ней позволяет развить у учеников инициативность, ответственность, самостоятельность, а также сформировать культуру собственного образования в тенденциях развития современного общества.
Ресурсная карта начинает строиться в процессе групповой работы и обсуждения будущего представления итоговых продуктов, в результате чего удается выработать обобщенную модель личностно-ресурсной карты и самые важные правила ее заполнения.
Стандартными блоками карты являются:
После этого ученики уже самостоятельно наполняют свою карту и осуществляют ее презентацию. В последствии карта может изменяться, наполняться новыми связями и детализироваться.
Стоит отметить, что личностно-ресурсные карты позволяют получить еще и психологический портрет обучающегося.
Отлично зарекомендовал себя и такой прием, как выявление взаимосвязи различных процессов:
Данный метод предполагает работу с текстами и видеосюжетами. В качестве текстов используются притчи и сказки народов мира, которые характеризуются огромным воспитательным и культурным потенциалом. Для видеосюжетов лучше всего выбирать познавательные передачи и фрагменты из художественных фильмов о людях, которым удалось добиться успеха в жизни.
За счет метода автокоммуникации ученики учатся выстраивать диалог с авторами текстов и видеосюжетов, для чего анализируется материал с позиции другого человека. Такой подход позволяет прийти в конечном итоге к осмысливанию себя и своего внутреннего мира.
Проведение работы по данному методу включает несколько этапов:
После этого продумываются вопросы, которые способны выступить в качестве стимула к автокоммуникативной деятельности.
Работа может проводиться индивидуально, фронтально или предполагать групповое взаимодействие.
После этого ученикам предлагается представить себя в качестве автора текста или передачи, либо представить себя на месте главного героя.
Для лучшего погружения могут задаваться различные вопросы:
Для автора:
Для главного героя:
Количество вопросов может разным, главная задача – они должны помочь ученику представить себя на месте другого человека.
Данные задания выступают в качестве стимула и демонстрируют старшеклассникам их потенциальные возможности, а также позволяют им лучше познать себя и начать управлять своим саморазвитием.
Тренинговая деятельность охватывает широкий спектр направлений, что делает ее одним из универсальных педагогических средств.
Об этом может свидетельствовать, например, упражнение «Лучшее в себе». Каждого участника просят вспомнить и записать:
После этого каждый из учеников озвучивает свои хорошие поступки и сильные качества. При этом это надо делать громко, уверенно и твердо. Обязательно выступление каждого участника должно поощряться аплодисментами и комплиментами.
Психологический смысл упражнения заключается в том, что у ученика появляется возможность для позитивного самораскрытия, зафиксировать внимание других участников на своих сильных сторонах и достоинствах.
Во время обсуждения обращается внимание на следующие вопросы:
Одной из разновидности тренингов является кросс-культурный тренинг.
Главная его цель – познакомить учеников с культурами других стран и народов, а также привить им необходимые навыки и способы поведения для адекватного контакта с представителями другой культуры.
Выделяют несколько форм такого тренинга:
Это очень эффективное интеркоммуникативное средство, которое позволяет педагогу и ученикам работать в рефлексивном режиме. Смысл заключается в том, что каждый ученик вкладывает в групповое содержание свои знания, опыт и умения. Такой подход способствует лучшему запоминанию материала.
Одновременно и учитель, и ученики выступают в роли модератора, который является помощником, который осуществляет поддержку и организацию активной работы других участников.
Этапы модерации:
Данная технология позволяет ученикам создавать новые знания либо понимания, а также формулировать проблемы, делать собственные открытия и осуществлять групповую работу. Для достижения данных задач используются такие средства коммуникации, как интернет и планшет.
Для того чтобы продемонстрировать применение данной технологии, можно рассмотреть ее на примере урока на тему «Мотивация в профессиональной деятельности».
Цели урока:
Основные задачи:
Используемое оборудование: планшет, проектор, магниты, чистые карточки, листы с критериями оценки, пустографка для внесения результатов сравнения, карточки со схемами или описаниями мотивационных структур.
Элементы учебного мероприятия:
Применяются следующие технологии:
Надо также ответить, почему чем выше уровень внутренней мотивации человека, тем эффективнее происходит овладение знаниями, умениями и навыками?
Цель этапа – выяснить, что эффективнее – внешняя мотивация или саморазвитие человека. Для этого производится сравнение характера действия основных факторов в профессиональной мотивации – и как это может быть полезно человеку с установками победителя.
Ученикам предлагается заполнить контрольный лист «Критерии контроля по теме «Мотивация в профессиональной деятельности».
Здесь уже осуществляется работа со схемами, то есть для того чтобы подготовиться к ответу на главные вопросы урока, требуется вспомнить факторы выбора профессии. Ученикам дается одна минута для того, чтобы назвать факторы, влияющие на выбор профессии.
Ученики разделяются на три группы (формирование осуществляется на добровольной основе):
Далее па пустых карточках выписываются примеры мотивации, затем карточки крепятся на доску (1 группа). После этого ученики смотрят на экране иллюстрации (схемы, таблицы, рисунки), подобранные второй группой.
Далее школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:
Все результаты заносятся в таблицу.
Ученикам требуется определить признаки мотивации достижения, определить мотивы выбора профессии, способы мотивации персонала.
Для решения задачи предлагается:
Задание выполняется на основе ранее сформированной таблицы, а все способы мотивации персонала кратко комментируются.
Ученикам необходимо определить:
Работа проводится на основании контрольного листа.
Можно использовать две технологии:
Критериями контроля выступают:
С помощью данных средств обучения ученикам удается структурировать собственное мышление в различных ситуациях и направлениях:
Технология «Workshop» предполагает проведение интенсивного учебного мероприятия, в ходе которого дети учатся за счет собственной активной работы. В центре внимания располагается непосредственное самостоятельное обучение школьников, а также их интенсивное групповое взаимодействие.
Метод скрайбинга достаточно динамичен и иллюстративен, так как сопровождается демонстрацией различных графиков, схем и других визуальных данных, то есть основной упор делается на визуальную составляющую.
Считается универсальной, так как включает в себя сразу несколько связанных между собой этапов:
Ярким примером может служить разработка практического занятия «Введение в проектную деятельность».
Цели:
Оборудование: планшет, проектор, магниты, цветная бумага, дидактический материал, ватманы, маркеры.
по фотографии и общим признакам требуется определить тему.
С помощью рисования «Дерева смыслов» учитель объясняет, что такое «Проектирование».
На первом этапе происходит разделение участников на две группы. Используя дидактический материал и планшеты, требуется отобрать 3 проблемы по теме «Проектирование».
На втором этапе ученики уже объединяются в смешанные команды. Ученикам предлагается выбрать три наиболее актуальные и интересные проблемы.
На третьем этапе (индивидуальное смыслотворчество) каждый участник получает по 2 листочка цветной бумаги. Цвет здесь выделяет отдельные проблемы, что обеспечивает большую наглядность.
Затем ученику дается 5 минут, чтобы письменно ответить на все вопросы, которые записаны на листочках.
На четвертом этапе осуществляется обмен мнениями в группах, в результате чего группа готовит общее мнение по каждой проблеме.
На пятом этапе производится анализ, обобщение индивидуальных и групповых смыслов в творческих группах. Для этого дети в течение 10 минут анализируют и обобщают групповые смыслы, вырабатывают обобщенный, универсальный вариант.
На шестом этапе представляют итоги работы творческих групп. Выступление каждой группы комментирует модератор.
Седьмой этап – рефлексия итогов урока.
Он предполагает высказывание каждым учеником своего отношения к изучаемой теме, что делается с помощью эссе, синквейнов или аффирмаций.
Техника написания синквейна - стихотворения, состоящего из пяти строк (незарифмованных), в которых человек отражает свое отношение к проблеме:
Аффирмации представляют собой четкие, короткие, простые утверждения, которые выражают конкретную цель, как позитивный свершившийся факт.
Аффирмации будут действенными, если они актуальны и связаны с реальными жизненными задачами. Их написание должно соответствовать ряду требований:
Носит комплексный характер и предполагает включение учеников в социально значимую, имеющую социальный эффект деятельность. В ходе такой деятельности ученик вступает в конструктивное взаимодействие с социумом и приобретает социальный
Для составления социального проекта могут применять различные методики:
На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.
Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.
Позволяет получить более точное представление о том, что необходимо сделать в процессе проектирования. Данный процесс является не просто «заглядыванием» в будущее, а стремлением глубже понять, как будет реализован проект.
Обеспечивает связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. «Штурм» проводится посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.
На основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.
Несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Благодаря социальному проектированию обучающиеся учатся необходимым навыкам целеполагания, прогнозированию и структурированию. При обучении навыкам социального проектирования педагогам надо учитывать этапы данной работы и их специфику:
Паспорт в данном случае представляет собой сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на ее развитие и функционирование.
Основными этапами создания паспорта социальной структуры являются:
Формулировка целей может осуществляться различными способами, включая графические варианты. Так, может составлять «дерево целей», которое представляет собой «связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения».
Формирование задач проектирования производится на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также различных норм и нормативов.
В качестве объекта социального прогнозирования могут выступать все социальные системы, явления, которые протекают в обществе.
В рамках этапа самореализации в социально значимой проектной деятельности старшеклассниками осуществляется разработка и реализация проектов, которые связаны с проблемами современной молодежи («Досуг старшеклассника», «Профилактика зависимостей в молодежной среде», «Сила здоровой нации» и др.).
Разработка воспитательных и коллективно-творческих дел
К таким делам относятся:
Выделяют несколько связанных между собой этапов организации волонтерского движения в условиях школы.
На первом этапе школьникам надо показать идеальный образец волонтёрской деятельности, что поможет им увидеть и осмыслить сущность милосердия и благотворительности, а это уже позволит «заразить» детей желанием оказывать помощь социуму. Поэтому на занятиях надо знакомить детей с деятельностью лучших волонтеров своего региона, подробно разбирать реализуемые волонтерские проекты.
На втором этапе уже разворачивается деятельность посредством предоставления образовательных ситуаций. Здесь самым важным моментом является «проба себя» в социальных практиках. Для этого необходимо организовывать встречи детей с известными личностями города, представителями общественных объединений. Основная цель таких встреч – организация общения на интересные темы и налаживание полезных связей для решения различных актуальных социально значимых проблем.
На третьем этапе волонтерскому отряду предоставляется уже определенная самостоятельность в деятельности. На данном этапе старшеклассники включаются в волонтерскую деятельность в качестве организаторов и принимают участие в разработке социально значимого мероприятия.
Методика проведения такого мероприятия предполагает прохождение трех этапов:
Например, волонтерский отряд может провести ежегодную благотворительную ярмарку, для которой ученики самостоятельно изготавливают поделки, афиши, пригласительные, разрабатывают программу проведения мероприятия. На ярмарке проводится благотворительный аукцион, а все собранные потом средства направляются на приобретение товаров для организации других мероприятий.
В качестве значимых результатов добровольческой деятельности можно отметить:
На основании вышесказанного можно отметить, что наиболее эффективными средствами формирования ИПС являются субъектно-ориентированные, деятельностно-ориентированные и социально-ориентированные формы и методы образовательной деятельности, которые основаны на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах взаимодействия.
Для успешного решения образовательных задач в рамках формирования интерсубъективной позиции старшеклассников следует опираться на умения педагога и учеников выстраивать между собой партнерские отношения, а также учитывать основные свойства социального партнерства. С.А. Иванов определяет такие свойства, как:
Формирование интерсубъективной позиции у обучающихся – это сложный и многогранный процесс, в основу которого заложены процессы саморазвития, самоопределения и установка на социально значимую самореализацию и который с одинаковой силой влияет на все взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты интерсубъективной позиции (когнитивный, мотивационно-ценностный, социально-поведенческий).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.