Педагогические средства формирования интерсубъективной позиции у обучающихся в образовательном процессе школы
Оценка 5

Педагогические средства формирования интерсубъективной позиции у обучающихся в образовательном процессе школы

Оценка 5
Статья
31.03.2020

Как было сказано ранее, на основе теоретического анализа выделяют следующие условия формирования интерсубъективной позиции старшеклассников:

  • организация тьюторского сопровождения учеников для обеспечения раскрытия их возможностей;
  • стимулирование добровольческой деятельности на основе целенаправленного отбора и создания ими средств организации, коммуникации и кооперации, которые были бы сообразны особенностям адресатов данной деятельности;
  • организация социально значимой проектной деятельности, которая направлена на культурно-ценностное самоопределение учеников.

Процесс формирования интерсубъективной позиции старшеклассников организован в несколько этапов:

  • подготовительный;
  • актуализации потенциальных возможностей;
  • погружение в ситуацию социального партнерства;
  • самореализация в социально значимой проектной деятельности.

Все этапы, за исключением подготовительного, является технологией формирования отдельного структурного компонента ИПС и включает в себя ряд подэтапов:

  • диагностический;
  • мотивационный;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • содержательно-технологический;
  • рефлексивно-аналитический.

Цель подготовительного этапа – создание условий для внедрения технологий формирования ИПС.

Остальные этапы характеризуются следующими особенностями:

Этап актуализации потенциальных возможностей

Диагностический компонент

Содержание данного компонента заключается в выявлении образовательного запроса тьюторантов и диагностика их индивидуально-личностных особенностей.

Цель деятельности учителя заключается в том, что на уроках и во внеклассной деятельности он:

  • создает психологический комфорт, способствующий вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие;
  • диагностирует следующие показатели: адекватная самооценка личности, направленность на личностное саморазвитие, осмысление своего жизненного сценария.

Деятельность обучающихся состоит в том, что на общих и индивидуальных занятиях они выявляют свои индивидуально-личностные особенности.

Используются следующие методы и приемы:

  • беседы;
  • интревьюирование;
  • психодиагностические методы исследования личности.

Результатом компонента является тьюторское взаимодействие.

Мотивационный компонент

Данный компонент нужен для осознания учениками необходимости и важности построения своей жизненной стратегии.

Учитель фиксирует первичный образовательный запрос обучающегося и показывает значимость данного интереса, а также перспективы совместной работы в этом направлении. В свою очередь ученики обозначают привлекательные образы желаемого будущего, актуализируют проблемы в достижении желаемого будущего.

Методы и приемы:

  • тренинги самопознания;
  • активизация творческого потенциала;
  • модерация.

Результатами являются:

  • тьюторское взаимодействие;
  • мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;
  • актуализация потенциальных возможностей тьюторантов.

Целеполагание

Содержание этапа заключается в индивидуальном целеполагании, определении личностных смыслов в выстраивании персональной жизненной стратегии.

В задачи педагога входит создание условий для осознания учениками индивидуальных целей. Ученики, в свою очередь, обозначают свои цели в выстраивании персональной жизненной стратегии.

Методы и приемы:

  • эвристические лекции и семинары;
  • тренинги уверенного поведения, самоконтроля и самопознания;
  • активизация творческого потенциала.

Результатами являются:

  • тьюторское взаимодействие;
  • мотивация к дальнейшей образовательной деятельности;
  • актуализация потенциальных возможностей тьюторантов.

Планирование

Основное содержание – выделение основных индивидуальных направлений деятельности и средств достижения цели и намеченного результата.

Задачи тьютора:

  • оказание консультативной помощи в разработке ресурсной карты как основы для последующей реализации индивидуального проекта (персональной жизненной стратегии);
  • формулирование проблемных вопросов;
  • подбор тренингов, текстов, видеосюжетов;
  • поддержка самостоятельности и активности тьюторантов.

Ученики занимаются составлением ресурсной карты по выстраиванию персональной жизненной стратегии.

Используемые методы и приемы:

  • метод автокоммуникации;
  • работа с автобиографиями известных людей, текстами притч, сказок и видеосюжетами;
  • метод эмпатии;
  • тренинги личностного роста;
  • техники «Формула успеха», «Лестница достижений».

Основные результаты:

  • тьюторское взаимодействие;
  • создание индивидуальных ресурсных карт;
  • проявление интрапозиции посредством направленности на самосовершенствование.

Содержательно-технологический компонент

Содержание заключается в подготовке и презентации индивидуальных работ.

Обязанности тьютора:

  • оказание консультационной помощи в подготовке презентаций и выступлений перед аудиторией;
  • поддержка самостоятельности и активности тьюторантов.

Школьники на основе ресурсных карт оформляют и презентуют индивидуальные работы.

Методы и приемы:

  • работа с личностно-ресурсной картой;
  • тренинги личностного роста;
  • ситуационно-ролевые игры.

Результаты:

  • тьюторское взаимодействие;
  • представление индивидуальных работ;
  • проявление интрапозиции через направленность на самосовершенствование;
  • самостоятельность и активность тьюторантов.

Рефлексивно-аналитический компонент

Содержание компонента заключается в анализе проделанной работы (групповая и индивидуальная рефлексия).

Задачи тьютора:

  • оказание консультаций по итогам всего процесса работы;
  • определение алгоритма дальнейшей работы;
  • фиксация пожеланий в выборе темы, характера материала групповой или индивидуальной работы.

Деятельность обучающихся заключается в рефлексии своих достижений с помощью педагога (тьютора).

Применяемые методы и приемы:

  • метод рефлексии;
  • рефлексивные приёмы и техники (техника «Синквейн», приемы «Скажи одним словом…», «Нарисуй свою эмоцию», «Закончи предложение», техника «Аффирмация», написание эссе).

Результатом является определение алгоритма дальнейших действий.

Этап погружения в ситуацию социального партнерства

Диагностический компонент

Содержание заключается в создании партнерской атмосферы и выявлении индивидуально-личностных особенностей учеников.

Деятельность педагога на занятиях заключается в диагностике следующих показателей:

  • ценностное отношение ученика к самому себе, миру, другим людям;
  • потребность в достижении успеха в деятельности;
  • уровень развития организаторских и коммуникативных способностей;
  • способность отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность;
  • способность к эмоциональной отзывчивости.

Ученики на данном этапе знакомятся с лучшими волонтерами своего региона проживания, выявляют свои индивидуально-личностные особенности.

Методы и приемы:

  • беседы;
  • интервьюирование;
  • психодиагностические методы исследования личности.

Результатом является партнерское взаимодействие.

Мотивационный компонент

Содержание компонента заключается в осознании учениками необходимости и важности участия в волонтерской деятельности.

В обязанности педагога входит демонстрация значимости волонтерской деятельности и перспектив совместной работы в данном направлении.

Обучающиеся знакомятся с волонтерской деятельностью за счет участия в качестве наблюдателя различных акциях и мероприятиях.

Методы и приемы:

  • посещение волонтерских акций и мероприятий;
  • эвристические лекции и семинары;
  • модерация.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение партнерского взаимодействия;
  • мотивация к дальнейшему участию в волонтерской деятельности;
  • актуализация потенциальных возможностей учеников.

Целеполагание

Содержание заключается в индивидуальном и групповом целеполагании, определении личностных смыслов в волонтерской деятельности.

Педагог на данном этапе создает условия для осознания индивидуальных и групповых целей в волонтерской деятельности. Ученики знакомятся с волонтерской деятельностью посредством участия в качестве наблюдателя в акциях и мероприятиях, а также обозначают свои индивидуальные и групповые цели в волонтерской деятельности.

Методы и приемы:

  • технология «Workshop»;
  • модерация;
  • тренинги, направленные на развитие лидерских качеств, коммуникативных и организаторских навыков;
  • посещение волонтерских акций и мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • партнерское взаимодействие;
  • мотивация к дальнейшему участию в волонтерской деятельности;
  • актуализация потенциальных возможностей учеников.

Планирование

Его содержанием является выделение основных индивидуальных и групповых направлений деятельности и средств достижения цели, намеченного результата.

Педагог обеспечивает обучение старшеклассников навыкам, которые потребуются им для волонтерской работы.

Школьники занимаются созданием волонтерских объединений, разрабатывают их положения, а также составляют план работы волонтерского объединения.

Методы и приемы:

  • технология КТД;
  • социально-психологические тренинги;
  • «мозговой штурм»;
  • ситуационно-ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

  • партнерское взаимодействие;
  • организация волонтерских акций и мероприятий;
  • проявление интерпозиции через просоциальную активность.

Содержательно-технологический компонент

Предполагает проведение волонтерских акций и мероприятий.

Педагог обеспечивает консультативную помощь в организации и проведении волонтерских акций и мероприятий. Ученики включаются в различную волонтерскую деятельность в качестве организатора, а также разрабатывают социально значимую акцию или мероприятия.

Методы и приемы:

  • технология КТД;
  • «мозговой штурм»;
  • техника «Питчинг».

Ожидаемые результаты:

  • партнерское взаимодействие;
  • реализация разработанных волонтерских акций и мероприятий;
  • проявление интерпозиции посредством просоциальной активности.

Рефлексивно-аналитический компонент

Содержание компонента состоит в анализе проделанной работы, для чего проводится групповая и индивидуальная рефлексия.

Педагог по результатам всего процесса работы определяет алгоритм дальнейшей работы, фиксирует все пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой либо индивидуальной работы.

Каждый ученик проводит рефлексию своих достижений.

Методы и приемы:

  • метод рефлексии;
  • рефлексивные приемы и техники (техника «Синквейн», приемы «Скажи одним словом…», «Нарисуй свою эмоцию», «Закончи предложение», техника «Аффирмация»).

Результатом является определение алгоритма дальнейших действий.

Этап самореализации в социально значимой проектной деятельности

Диагностический компонент

Содержание компонента заключается в выявлении индивидуально-личностных особенностей учеников.

Задача педагога в рамках деятельности на занятиях заключается в диагностике уровней творческого потенциала, самоактуализации, социальной активности, реализации в проектной деятельности.

Ученики знакомятся с успешно реализованными социально-значимыми молодежными проектами, осуществляют выявление своих индивидуально-личностных особенностей.

Методы и приемы:

  • беседы;
  • интервьюирование;
  • психодиагностические методы исследования личности.

Результатом является социальное взаимодействие.

Мотивационный компонент

Содержание заключается в осознании учениками необходимости и важности участия в социально значимой проектной деятельности.

В задачи педагога входит демонстрация значимости социального проектирования и перспектив совместной работы в данном направлении. Ученики же должны познакомиться с успешно реализованными социально значимыми проектами, также они обозначают социальные проблемы и проблемы в их решении.

Методы и приемы:

  • технология педагогического дизайна;
  • кросс-культурный тренинг;
  • техника «Дерево смыслов».

В качестве результатов выступают:

  • социальное взаимодействие;
  • мотивация к социально значимой проектной деятельности;
  • актуализация потенциальных возможностей учеников.

Целеполагание

Содержание заключается в индивидуальном и групповом целеполагании, определении личностных смыслов в социально значимой проектной деятельности.

Задача педагога состоит в обучении школьников навыкам, необходимым в социальном проектировании, оказании консультативной помощи в разработке проектов. Ученики осуществляют разработку авторских социально значимых проектов.

Методы и приемы:

  • модерация;
  • техника «Дерево смыслов»;
  • социально-психологические тренинги;
  • технология воспитательного дела.

Ожидаемые результаты:

  • социальное взаимодействие;
  • самоопределение с авторским социально значимым проектом;
  • проявление социокультурной позиции посредством социально значимой самореализации.

Содержательно-технологический компонент

Содержание заключается в самореализации в социально значимой проектной деятельности.

Педагог проводит обучение старшеклассников навыкам, которые потребуются им в социальном проектировании, оказывает консультативную помощь в реализации проектов.

Ученики реализуют авторские самостоятельно разработанные проекты, участвуют в конкурсах социально значимых проектов на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Методы и приемы:

  • техника «Метаплан»;
  • метод модерации;
  • технология «Workshop»;
  • техника «Питчинг».

Ожидаемые результаты:

  • социальное взаимодействие;
  • реализация социально значимого проекта;
  • проявление социокультурной позиции посредством социально значимой самореализации.

Рефлексивно-аналитический компонент

Его содержание состоит в анализе проделанной работы (групповая и индивидуальная рефлексия).

Педагог по завершению работы всей работы определяет алгоритм дальнейших действий, производит фиксацию пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы.

Ученики проводят рефлексию своих достижений.

Методы и приемы:

  • метод рефлексии;
  • рефлексивные приемы и техники: (техника «Синквейн», приемы «Скажи одним словом…», «Нарисуй свою эмоцию», «Закончи предложение», техника «Аффирмация», написание эссе).

В качестве результата выступает определение алгоритма дальнейших действий.

Педагогические средства формирования интерсубъективной позиции у старшеклассников в образовательном процессе школы

К наиболее эффективным педагогическим средствам формирования интерсубъективной позиции у старшеклассников можно отнести следующие.

Работа с личностно-ресурсными картами

Применение таких карт позволяет актуализировать потенциальные возможности учеников в личностном саморазвитии, увидеть перспективу своего роста и своих жизненных целей.

При составлении карт необходимо учитывать разновекторность:

  • социальный вектор. Ученик за счет предоставления ему тьюторских консультаций узнает о различных местах в социуме, где он может чему-либо научиться (тренинги, общественные объединения, клубы и т.д.);
  • культурно-предметный вектор, который предполагает использование ресурсов других предметов;
  • антропологический вектор, под которым понимается опора на уже сформированные личностные качества.

Построение личностно-ресурсной карты и систематическая работа с ней позволяет развить у учеников инициативность, ответственность, самостоятельность, а также сформировать культуру собственного образования в тенденциях развития современного общества.

Ресурсная карта начинает строиться в процессе групповой работы и обсуждения будущего представления итоговых продуктов, в результате чего удается выработать обобщенную модель личностно-ресурсной карты и самые важные правила ее заполнения.

Стандартными блоками карты являются:

  • мой потенциал (самопознание и саморазвитие);
  • мое будущее (постановка цели и планирование);
  • мои успехи в школе (отношение к учебе);
  • мой характер (личностные качества);
  • моя стратегия успеха (лестница успеха, формула успеха);
  • мои способности;
  • мои достижения (самоанализ и рефлексия).

После этого ученики уже самостоятельно наполняют свою карту и осуществляют ее презентацию. В последствии карта может изменяться, наполняться новыми связями и детализироваться.

Стоит отметить, что личностно-ресурсные карты позволяют получить еще и психологический портрет обучающегося.

Отлично зарекомендовал себя и такой прием, как выявление взаимосвязи различных процессов:

  • воспитания и самовоспитания;
  • развития и саморазвития;
  • воспитание и саморазвитие.

Метод автокоммуникации

Данный метод предполагает работу с текстами и видеосюжетами. В качестве текстов используются притчи и сказки народов мира, которые характеризуются огромным воспитательным и культурным потенциалом. Для видеосюжетов лучше всего выбирать познавательные передачи и фрагменты из художественных фильмов о людях, которым удалось добиться успеха в жизни.

За счет метода автокоммуникации ученики учатся выстраивать диалог с авторами текстов и видеосюжетов, для чего анализируется материал с позиции другого человека. Такой подход позволяет прийти в конечном итоге к осмысливанию себя и своего внутреннего мира.

Проведение работы по данному методу включает несколько этапов:

  1. Подготовительный. В ходе его требуется определить, на какой личностный процесс будет ориентирована работа. В зависимости от этого выбирается фильм, передача или текст, который будет способствовать развитию определенного личностного качества.

После этого продумываются вопросы, которые способны выступить в качестве стимула к автокоммуникативной деятельности.

  1. Этап реализации. В ходе данного этапа осуществляется непосредственная работа с подготовленным материалом. Первоначально материал демонстрируется, а потом учитель задает вопросы.

Работа может проводиться индивидуально, фронтально или предполагать групповое взаимодействие.

После этого ученикам предлагается представить себя в качестве автора текста или передачи, либо представить себя на месте главного героя.

Для лучшего погружения могут задаваться различные вопросы:

Для автора:

  • что сподвигло написать данный текст, снять фильм, передачу?
  • какая основная идея фильма, передачи, текста?
  • будет ли продолжение фильма, передачи, текста?
  • кто будет главным героем следующего фильма, передачи, текста?

Для главного героя:

  • почему главный герой стал таким, как складывалась его прошлая жизнь?
  • если бы ты был главным героем, тебя устроил бы его нынешний образ жизни?
  • если бы ты был главным героем, как бы ты построил свою будущую жизнь?

Количество вопросов может разным, главная задача – они должны помочь ученику представить себя на месте другого человека.

  1. Рефлексивный этап. Здесь ученику предлагается высказать свое отношение к рабочему процессу, высказать, что ему удалось легко, а что потребовало больше усилий.

Изучение биографий успешных людей

Данные задания выступают в качестве стимула и демонстрируют старшеклассникам их потенциальные возможности, а также позволяют им лучше познать себя и начать управлять своим саморазвитием.

Тренинг

Тренинговая деятельность охватывает широкий спектр направлений, что делает ее одним из универсальных педагогических средств.

Об этом может свидетельствовать, например, упражнение «Лучшее в себе». Каждого участника просят вспомнить и записать:

  • три своих сильных качества и достоинства;
  • три хороших поступка, которые были совершены на протяжении последней недели.

После этого каждый из учеников озвучивает свои хорошие поступки и сильные качества. При этом это надо делать громко, уверенно и твердо. Обязательно выступление каждого участника должно поощряться аплодисментами и комплиментами.

Психологический смысл упражнения заключается в том, что у ученика появляется возможность для позитивного самораскрытия, зафиксировать внимание других участников на своих сильных сторонах и достоинствах.

Во время обсуждения обращается внимание на следующие вопросы:

  • какие переживания возникали при необходимости публично рассказать о своих сильных сторонах, своих достоинствах, было ли это сложно и с чем это связано;
  • в каких ситуациях лучше избегать рассказов о своих достоинствах;
  • почему обычно хвастаться не принято.

Одной из разновидности тренингов является кросс-культурный тренинг.

Главная его цель – познакомить учеников с культурами других стран и народов, а также привить им необходимые навыки и способы поведения для адекватного контакта с представителями другой культуры.

Выделяют несколько форм такого тренинга:

  • информационный тренинг. Предполагает зачитывание информации о различных странах, просмотр видеоматериалов, организацию групповых дискуссий;
  • тренинг атрибуций. Его задача – сфокусировать внимание на объяснении поведения с точки зрения носителя другой культуры, что позволяет обучить школьникам тем атрибуциям, которые используют жители изучаемой страны;
  • тренинг «культурная осведомленность». Направлен на изучение ценностей и поведенческих норм, распространенных в другой стране. Он используется, когда необходимо познакомить с основными идеями кросс-культурных отношений;
  • тренинг «когнитивно-поведенческая модификация». Его задача – выявление проблем приспособления в чужой культуре.

Модерация

Это очень эффективное интеркоммуникативное средство, которое позволяет педагогу и ученикам работать в рефлексивном режиме. Смысл заключается в том, что каждый ученик вкладывает в групповое содержание свои знания, опыт и умения. Такой подход способствует лучшему запоминанию материала.

Одновременно и учитель, и ученики выступают в роли модератора, который является помощником, который осуществляет поддержку и организацию активной работы других участников.

Этапы модерации:

  • вхождение в тему, что предполагает настрой на содержание проблемы, внутренний мир и позиции других участников;
  • подборка тем и проблем;
  • обсуждение темы в малых группах и поиск решения;
  • презентация наработок;
  • проведение общей дискуссии, в результате которой проводится обобщение результатов работы;
  • подведение итогов и обмен впечатлениями.

Технология «Педагогический дизайн»

Данная технология позволяет ученикам создавать новые знания либо понимания, а также формулировать проблемы, делать собственные открытия и осуществлять групповую работу. Для достижения данных задач используются такие средства коммуникации, как интернет и планшет.

Для того чтобы продемонстрировать применение данной технологии, можно рассмотреть ее на примере урока на тему «Мотивация в профессиональной деятельности».

Цели урока:

  • предметная - сформировать понятие «мотивация», представления о способах повышения уровня мотивации;
  • метапредметная - развить навыки корректного сравнения объектов и экстраполяции;
  • личностная – на основе экстраполяции мотивационных закономерностей на успешность в профессиональной деятельности подвести к выводу о более высокой эффективности внутренней мотивации человека по сравнению с внешней и путях повышения личной эффективности.

Основные задачи:

  1. Уметь формулировать понятие «мотивация» через характеристики и родовидовым способом:
    • сформулировать понятие «мотивация», выделив его основные характеристики;
    • сформулировать понятие «мотивация» родовидовым способом.
  1. Уметь назвать виды мотивации и виды мотивов выбора профессии (не менее 3):
    • применить понятие для отбора видов мотивации и видов мотива выбора профессии из набора примеров конкретных ситуаций.
  1. Уметь назвать признаки мотивации достижения (не менее 3):
    • выделить признаки мотивации достижения.
  1. Уметь назвать способы повышения уровня мотивации (не менее 3):
    • назвать пути повышения уровня мотивации.
  1. Уметь использовать приемы экстраполяции:
    • выяснить условия и правила использования приема экстраполяции;
    • провести экстраполяцию мотивационных закономерностей на успешность в профессиональной деятельности.
  1. Суметь сделать надпредметный (философский) вывод об универсальном действии выявленных закономерностей:
    • сделать вывод об эффективности саморазвития человека;
    • сделать вывод о путях повышения продуктивности личностного саморазвития.
  1. Уметь использовать приемы сравнения:
    • определить цели сравнения (ключевой вопрос);
    • определить основания для сравнения;
    • провести сравнение двух объектов по этим основаниям и ответить на ключевой вопрос.

Используемое оборудование: планшет, проектор, магниты, чистые карточки, листы с критериями оценки, пустографка для внесения результатов сравнения, карточки со схемами или описаниями мотивационных структур.

Элементы учебного мероприятия:

  1. Привлечение внимания (возбуждение рецепторов). Для этого проводится сравнение большей успешности сотрудников с высоким уровнем мотивации в профессиональной деятельности по сравнению с низким уровнем.

Применяются следующие технологии:

  • сравнение фотографий «Мотивированный сотрудник» и «Немотивированный сотрудник». Ученикам предлагается выяснить, какой сотрудник быстрее продвинется по карьерной лестнице, у кого больше шансов добиться успеха в своей профессиональной деятельности.

Надо также ответить, почему чем выше уровень внутренней мотивации человека, тем эффективнее происходит овладение знаниями, умениями и навыками?

  1. Информирование о целях и задачах обучения (формирование уровня ожиданий от обучения).

Цель этапа – выяснить, что эффективнее – внешняя мотивация или саморазвитие человека. Для этого производится сравнение характера действия основных факторов в профессиональной мотивации – и как это может быть полезно человеку с установками победителя.

Ученикам предлагается заполнить контрольный лист «Критерии контроля по теме «Мотивация в профессиональной деятельности».

  1. Обращение к уже имеющимся знаниям (обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной памяти).

Здесь уже осуществляется работа со схемами, то есть для того чтобы подготовиться к ответу на главные вопросы урока, требуется вспомнить факторы выбора профессии. Ученикам дается одна минута для того, чтобы назвать факторы, влияющие на выбор профессии.

  1. Представление нового материала (выборочное восприятие представленного материала). Ученики получают представление о мотиве и мотивации, узнают характеристики мотивации.

Ученики разделяются на три группы (формирование осуществляется на добровольной основе):

  • первая получает наборы схем, текстовых описаний видов мотивации;
  • вторая группа выбирает материал в интернете и делает закладки на планшете;
  • третья пользуется только собственным опытом и предложенными ситуациями.

Далее па пустых карточках выписываются примеры мотивации, затем карточки крепятся на доску (1 группа). После этого ученики смотрят на экране иллюстрации (схемы, таблицы, рисунки), подобранные второй группой.

Далее школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • у кого больше мотиваций?
  • как можно сгруппировать предложенные примеры?
  • что такое мотивация?
  • что дает человеку мотивация в деятельности?

Все результаты заносятся в таблицу.

  1. Сопровождение обучения (семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память). Для этого проводится сравнение видов мотивации с отражением их результатов в таблице.
  2. Практика, которая предполагает реакцию на вопросы (проверка с помощью доказательств каких-либо теоретических положений).

Ученикам требуется определить признаки мотивации достижения, определить мотивы выбора профессии, способы мотивации персонала.

Для решения задачи предлагается:

  • 1 ряду выделить признаки мотивации достижения;
  • 2 ряду определить мотивы выбора профессии;
  • 3 ряду определить способы мотивации персонала.

Задание выполняется на основе ранее сформированной таблицы, а все способы мотивации персонала кратко комментируются.

  1. Обеспечение обратной связи (улучшение и оценка правильного действия).

Ученикам необходимо определить:

  • признаки мотивации достижения;
  • мотивы выбора профессии;
  • способы мотивации персонала;
  • способы повышения личной эффективности человека.

Работа проводится на основании контрольного листа.

  1. Оценка (обращение к полученным знаниям как финальная оценка). Проводится обсуждение ответов и осуществляется выборочная проверка контрольных листов.
  2. Перевод в практическую плоскость (применение полученных знаний или навыков в новой ситуации).

Можно использовать две технологии:

  • 1 вариант – разработка «Советов для успешной профессиональной деятельности»;
  • 2 вариант – разработка «Правил победителя».

Критериями контроля выступают:

  • умение назвать виды мотивации (не менее 5);
  • умение назвать признаки мотивации достижения (не менее 3);
  • умение назвать способы мотивации персонала в профессиональной деятельности (не менее 3);
  • способность выявить надпредметный (философский) вывод об универсальном действии выявленных закономерностей.

Технология «Workshop», техника мышления «Six Thinking Hats» и метод скрайбинга

С помощью данных средств обучения ученикам удается структурировать собственное мышление в различных ситуациях и направлениях:

  • при разрешении проблем;
  • обдумывании эссе либо проведении встреч.

Технология «Workshop» предполагает проведение интенсивного учебного мероприятия, в ходе которого дети учатся за счет собственной активной работы. В центре внимания располагается непосредственное самостоятельное обучение школьников, а также их интенсивное групповое взаимодействие.

Метод скрайбинга достаточно динамичен и иллюстративен, так как сопровождается демонстрацией различных графиков, схем и других визуальных данных, то есть основной упор делается на визуальную составляющую.

Технология «Метаплан»

Считается универсальной, так как включает в себя сразу несколько связанных между собой этапов:

  • выявление и формулировка проблем;
  • объединение в смешанные команды;
  • индивидуальное смыслотворчество;
  • представление участниками своих индивидуальных смыслов;
  • анализ, обобщение индивидуальных и групповых смыслов в творческих группах;
  • питч-сессия;
  • рефлексия.

Ярким примером может служить разработка практического занятия «Введение в проектную деятельность».

Цели:

  • дидактическая – сформировать понятие «социальное проектирование»;
  • предметная - сформировать представления о способах создания проектов;
  • метапредметная – развить навыки корректного сравнения объектов и экстраполяции;
  • личностная – подвести к выводу о более высокой самоэффективности человека в проектной деятельности и путях повышения личной эффективности.

Оборудование: планшет, проектор, магниты, цветная бумага, дидактический материал, ватманы, маркеры.

  1. Технология доставки знания:

по фотографии и общим признакам требуется определить тему.

  1. Скрайбинг.

С помощью рисования «Дерева смыслов» учитель объясняет, что такое «Проектирование».

  1. Применение технология «Метаплан».

На первом этапе происходит разделение участников на две группы. Используя дидактический материал и планшеты, требуется отобрать 3 проблемы по теме «Проектирование».

На втором этапе ученики уже объединяются в смешанные команды. Ученикам предлагается выбрать три наиболее актуальные и интересные проблемы.

На третьем этапе (индивидуальное смыслотворчество) каждый участник получает по 2 листочка цветной бумаги. Цвет здесь выделяет отдельные проблемы, что обеспечивает большую наглядность.

Затем ученику дается 5 минут, чтобы письменно ответить на все вопросы, которые записаны на листочках.

На четвертом этапе осуществляется обмен мнениями в группах, в результате чего группа готовит общее мнение по каждой проблеме.

На пятом этапе производится анализ, обобщение индивидуальных и групповых смыслов в творческих группах. Для этого дети в течение 10 минут анализируют и обобщают групповые смыслы, вырабатывают обобщенный, универсальный вариант.

На шестом этапе представляют итоги работы творческих групп. Выступление каждой группы комментирует модератор.

Седьмой этап – рефлексия итогов урока.

Метод рефлексии

Он предполагает высказывание каждым учеником своего отношения к изучаемой теме, что делается с помощью эссе, синквейнов или аффирмаций.

Техника написания синквейна - стихотворения, состоящего из пяти строк (незарифмованных), в которых человек отражает свое отношение к проблеме:

  • 1 строка – ключевое слово, которое определяет содержание;
  • 2 строка – два прилагательных, которые характеризуют данное понятие;
  • 3 строка – три глагола, которые показывают действие понятия;
  • 4 строка – короткое предложение. В нем автор должен выразить свое отношение;
  • 5 строка – ключевое слово, посредством которого автор выражает свои чувства, ассоциации с данным понятием.

Аффирмации представляют собой четкие, короткие, простые утверждения, которые выражают конкретную цель, как позитивный свершившийся факт.

Аффирмации будут действенными, если они актуальны и связаны с реальными жизненными задачами. Их написание должно соответствовать ряду требований:

  • они должны обязательно начинаться с местоимения «Я»;
  • отсутствие частиц «не» и «ни»;
  • формулирование в настоящем времени;
  • должны вызывать приятное чувство;
  • прописываться недоминирующей рукой, то есть правша пишет левой рукой, левша - правой), в результате чего обеспечивается программирование долговременной памяти.

Социальное проектирование

Носит комплексный характер и предполагает включение учеников в социально значимую, имеющую социальный эффект деятельность. В ходе такой деятельности ученик вступает в конструктивное взаимодействие с социумом и приобретает социальный

Для составления социального проекта могут применять различные методики:

  1. «Матрица идей»

На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

  1. «Вживание в роль»

Позволяет получить более точное представление о том, что необходимо сделать в процессе проектирования. Данный процесс является не просто «заглядыванием» в будущее, а стремлением глубже понять, как будет реализован проект.

  1. «Мозговой штурм»

Обеспечивает связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. «Штурм» проводится посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

  1. «Аналогия»

На основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.

  1. «Синектика»

Несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Благодаря социальному проектированию обучающиеся учатся необходимым навыкам целеполагания, прогнозированию и структурированию. При обучении навыкам социального проектирования педагогам надо учитывать этапы данной работы и их специфику:

  1. Выявление проблемы. В качестве проблемы должна выбираться предметная проблемная ситуация (организационная, социальная), которая предполагает выполнение целенаправленных действий для ее решения либо выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
  2. Социальный заказ. Его следует рассматривать в качестве определенной социальной установки на разработку определенных мероприятий в целях реализации материальных и духовных потребностей людей, поиска компромисса и разрешения противоречий.
  3. Паспортизация объекта. Предполагает получение максимально точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, а также функционирования и развития.

Паспорт в данном случае представляет собой сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на ее развитие и функционирование.

Основными этапами создания паспорта социальной структуры являются:

  • определение характеристик и параметров, которые способны оказать влияние на нормальное функционирование и развитие системы, проведение их классификации и дифференциации;
  • разработка форм паспорта, что предполагает выбор показателей, которые будут изменяться в зависимости от изменений управляющей подсистемы;
  • заполнение форм паспорта и получение необходимых данных. Для этого проводится работа с документами, анкетирование, интервьюирование и др.
  1. Целеполагание, которое включает в себя три основных момента:
  • отображение потребности (мотив);
  • отображение путей и способов удовлетворения потребности (планирование, программирование действий);
  • отображение итоговых результатов и последствий, в том числе прямых/побочных, желаемых и не желаемых.

Формулировка целей может осуществляться различными способами, включая графические варианты. Так, может составлять «дерево целей», которое представляет собой «связанный ориентировочный график, выражающийся отношениями между различными целями, их оценками, этапами и проблемами их достижения».

Формирование задач проектирования производится на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также различных норм и нормативов.

  1. Прогнозирование. Это один из ключевых этапов проектной деятельности.

Под социальным прогнозированием понимается предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.

В качестве объекта социального прогнозирования могут выступать все социальные системы, явления, которые протекают в обществе.

В рамках этапа самореализации в социально значимой проектной деятельности старшеклассниками осуществляется разработка и реализация проектов, которые связаны с проблемами современной молодежи («Досуг старшеклассника», «Профилактика зависимостей в молодежной среде», «Сила здоровой нации» и др.).

Разработка воспитательных и коллективно-творческих дел

К таким делам относятся:

  1. Волонтерская деятельность, которая позволяет решать различные задачи:
    • предоставление необходимых знаний ученикам;
    • развитие организаторских и коммуникативных способностей;
    • развитие личностных качеств (ответственность, эмоциональная отзывчивость);
    • оказание содействия творческой самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению детей.

Выделяют несколько связанных между собой этапов организации волонтерского движения в условиях школы.

На первом этапе школьникам надо показать идеальный образец волонтёрской деятельности, что поможет им увидеть и осмыслить сущность милосердия и благотворительности, а это уже позволит «заразить» детей желанием оказывать помощь социуму. Поэтому на занятиях надо знакомить детей с деятельностью лучших волонтеров своего региона, подробно разбирать реализуемые волонтерские проекты.

На втором этапе уже разворачивается деятельность посредством предоставления образовательных ситуаций. Здесь самым важным моментом является «проба себя» в социальных практиках. Для этого необходимо организовывать встречи детей с известными личностями города, представителями общественных объединений. Основная цель таких встреч – организация общения на интересные темы и налаживание полезных связей для решения различных актуальных социально значимых проблем.

На третьем этапе волонтерскому отряду предоставляется уже определенная самостоятельность в деятельности. На данном этапе старшеклассники включаются в волонтерскую деятельность в качестве организаторов и принимают участие в разработке социально значимого мероприятия.

Методика проведения такого мероприятия предполагает прохождение трех этапов:

  • подготовительный, где куратор организует работу по формированию инициативной группы, определяет категорию граждан, на которую будет направлена акция, а также выбирает тему, цели акции и распределяет обязанности;
  • реализация акции. В обязанности куратора входит контроль над процессом проведения акции и оценка работы каждого волонтера;
  • заключительный этап предполагает подведение итогов, поощрение активных участников акции, а также подготовку отчетов о проделанной работе.

Например, волонтерский отряд может провести ежегодную благотворительную ярмарку, для которой ученики самостоятельно изготавливают поделки, афиши, пригласительные, разрабатывают программу проведения мероприятия. На ярмарке проводится благотворительный аукцион, а все собранные потом средства направляются на приобретение товаров для организации других мероприятий.

В качестве значимых результатов добровольческой деятельности можно отметить:

  • обеспечение пропаганды здорового образа жизни;
  • проведение различных благотворительных акций.

На основании вышесказанного можно отметить, что наиболее эффективными средствами формирования ИПС являются субъектно-ориентированные, деятельностно-ориентированные и социально-ориентированные формы и методы образовательной деятельности, которые основаны на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах взаимодействия.

Для успешного решения образовательных задач в рамках формирования интерсубъективной позиции старшеклассников следует опираться на умения педагога и учеников выстраивать между собой партнерские отношения, а также учитывать основные свойства социального партнерства. С.А. Иванов определяет такие свойства, как:

  • конвенциальность – достижение целей и реализацию интересов субъектов через сближение позиций и достижение согласия;
  • устойчивость – ориентация на общие культурные образы;
  • интесубъективность – гарантированность процедур свободного обмена мнениями, свободной репрезентации собственных нормативно-ценностных систем;
  • рефлексивность – потребность и способность субъектов осуществлять оценивающую деятельность в процессе взаимодействия.

Формирование интерсубъективной позиции у обучающихся – это сложный и многогранный процесс, в основу которого заложены процессы саморазвития, самоопределения и установка на социально значимую самореализацию и который с одинаковой силой влияет на все взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты интерсубъективной позиции (когнитивный, мотивационно-ценностный, социально-поведенческий).

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. - М.: Прогресс,1988
  4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4.
  5. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. Технологии открытого образования [Текст]: Сборник научно-методических материалов / Т.М. Ковалёва. - М.: АПКиПРО, 2002.
  6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: АСАБЕМА, 2005.
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002.
  8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  9. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя [Текст] / Н.В.Кузьмина. - Изд-во: Л.: Знание - 1985.
  10. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструкт. Модели. Анализ [Текст] / М.А. Кунаш. -Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии [Текст]: Монография/ Под ред. И.И. Фришман.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
  12. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  13. Профессиональные способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Университетская книга, 2010.
  14. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] / Н.С. Пряжников -М.: ВАКО, 2006.
  15. Рожков М.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего и профессионального образования / М.И. Рожков, Л.В. Бйбородова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012 - 415 с.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.