Методика обучения технологии
Оценка 4.9

Методика обучения технологии

Оценка 4.9
Статья
31.03.2020

Методика обучения технологии — педагогическая наука, являющаяся приложением принципов дидактики к преподаванию учебного предмета технология.

Методика обучения технологии, как и любая наука, имеет свой предмет исследования, то есть определенную область действительности. В последнее время особое внимание уделяется не только обучению и воспитанию учащихся, но и их развитию, поэтому под предметом методики обучения технологии следует понимать теорию и практику обучения технологии, воспитания и развития обучающихся в процессе обучения технологии.

Как любая наука методика обучения технологии имеет свои методы исследования, с помощью которых осуществляется процесс научно-исследовательской деятельности в области обучения технологии. К ним относятся как теоретические, так и экспериментальные методы. На основании вышеизложенного, методика обучения технологии является наукой гуманитарной, прикладной (не фундаментальной).

Задачей методики обучения технологии является поиск ответов на следующие вопросы:

  • Зачем учить?
  • Чему учить?
  • Как учить технологии?

Задача методики обучения технологии

Рисунок 1. Задача методики обучения технологии

Ответ на первый вопрос определяет формулировка целей обучения. Цели обучения в целом и цели обучения технологии в частности определяются социальным заказом общества.

В прямой зависимости от целей образования находится содержание (чему учить). Например, если ставится цель формировать научное мировоззрение у обучающихся, то в содержание курса технологии необходимо включать материал мировоззренческого характера.

Поскольку цели технологического образования меняются с течением времени, то и содержание курса технологии также претерпевает изменение. На содержание влияют, в том числе и психологические особенности учеников, а также уровень развития информационной среды.

Отвечая на вопрос, как учить технологии, мы выбираем соответствующие целям и определенному содержанию организационные формы обучения, методы и средства его реализации.

Например, если ставятся цели формирования исследовательских умений у учеников, то в процессе обучения технологии необходимо:

  • организовывать соответствующие лабораторные и экспериментальные работы;
  • использовать исследовательские методы обучения, необходимые средства обучения (приборы, инструменты, информационные источники и т.п.).

На выбор форм, методов и средств обучения оказывает влияние и уровень развития психолого-педагогических и естественных наук, а также техники и технологии.

Компоненты учебного процесса

Рисунок 2. Компоненты учебного процесса

Таким образом, цели, содержание, формы, методы и средства обучения образуют методическую систему, в которой ведущую роль играют цели обучения, определяя стратегию педагогической деятельности. Рассмотрим понятийно-терминологический аппарат.

Образование — это процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства; специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.

Обучение — специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей (преподавание) и учеников (учение), направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния педагога на личность обучаемого для максимального его развития, вхождения его в контекст современной культуры, становления как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Развитие — процесс закономерного изменения количественных и качественных характеристик личности в результате овладения человеком опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в которых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики.

Знания — факты, теории, сведения о природе, человеке, обществе, взятые в аспекте результата их усвоения.

Умения — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро и точно под контролем сознания.

Навыки — действия, доведенные до автоматизма, формируемые многократными упражнениями.

Цель обучения — осознанный образ предвосхищения результата обучения. Выделяют цели дидактические (образовательные, обучающие), воспитательные и развивающие.

Содержание обучения — система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, передаваемая в процессе обучения.

Формы обучения — способ осуществления учебно-воспитательного процесса, внешнее выражение согласованного взаимодействия учителя и учащихся, осуществляемого в определенном порядке и режиме (урок, экскурсия, консультация, семинар, факультатив, лекция и т.п.).

Метод обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развития умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами саморазвития и самообучения.

Средства обучения — материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

Взаимосвязанные формы, методы и средства обучения составляют технологию обучения.

Методика обучения технологии тесно связана с другими науками

Методика преподавания технологии связана, с одной стороны, с педагогикой, психологией, с социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны, с техническими науками. Естественно, что методика преподавания технологии как отрасль педагогических знаний связана, причем «кровно», с педагогическими науками и, прежде всего с дидактикой.

Как уже отмечалось, она вырастает из дидактики и опирается на ее основные положения. В свою очередь, дидактика использует результаты исследований в методических науках, обобщая их, устанавливает общие закономерности процессов обучения.

Методика преподавания технологии связана и с общей теорией и методикой воспитания. Проблемы воспитания методика рассматривает на примере исследований воспитательного аспекта, воспитательного влияния процесса обучения технологии на развитие личности ученика.

Большую роль в развитии методики преподавания технологии играет ее связь с психологией. Она проявляется в отношениях с целой совокупностью психологических наук. Методика преподавания технологии связана с общей психологией. Последняя раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы ее возникновения и развития. Общая психология является естественнонаучной основой, определяющей воспитательные влияния на развитие личности ученика, которые осуществляются в процессе обучения технологии. Для методики преподавания технологии очень важна опора на особенности психического развития детей и молодежи, то есть на возрастную психологию. При разработке форм и методов обучения технологии нельзя не учитывать вопросы психологии обучения и воспитания. Здесь проявляется связь методики с педагогической психологией. Определяя содержание обучения, в которое входят знания и умения по технологии обработки материалов, энергии и информации, методика устанавливает связи с психологией труда и инженерной психологией.

Связь методики преподавания технологии с другими социально-гуманитарными науками и, прежде всего, с культурологией позволяет ей решать проблемы воспитания в процессе обучения технологии, развития социально значимых качеств личности обучающегося.

Другая сторона связей — связи с техническими науками.

Они позволяют методике решать проблему разработки содержания обучения технологии. Содержание обучения, то есть тот учебный материал, который отбирается для изучения в школьном курсе технологии, черпается из технологии конструкционных материалов, машиноведения, технической механики, электрорадиотехники и других общетехнических и специальных технических дисциплин.

Через технические науки методика преподавания технологии связана с естественнонаучными дисциплинами, в первую очередь с физикой, а также математикой. Это обусловлено тем, что технические науки органично включают в себя физические и другие естественнонаучные понятия, а также математический аппарат. Поэтому изучение технических наук вне связи с физикой, математикой и другими дисциплинами невозможно.

Такова система связей методики преподавания технологии с другими науками. Здесь очень важно отметить, что рассмотренные связи методики преподавания технологии с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии. А методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки.

Список литературы:

  1. Вилданова А.Р. Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования / А.Р. Вилданова, Л.Н. Латипова // Успехи современного естествознания, 2013. — № 10. — c. 22-23.
  2. Настольная книга учителя технологии: справ. -метод. пособие / сост. А.В. Марченко. — М.: АСТ: Астрель, 2005.
  3. Поляк Д.А. Методические указания к лабораторно-практическим работам по дисциплине «Теория и методика преподавания технологии», Екатеринбург 2006
  4. Синица Н.В. Технология. 6 класс: методическое пособие / Н.В.Синица, П.С. Самородский — Вентана-Граф, 2016. — 160 c.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.