Методы обучения технологии
Оценка 4.7

Методы обучения технологии

Оценка 4.7
Статья
31.03.2020
Методы обучения технологии

Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и обучающихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учеником технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.

Признаки понятия метода обучения технологии:

  1. Описание деятельности учителя.
  2. Описание деятельности учащихся.
  3. Достижение учебных целей.

Словесные методы — методы устного изложения (рассказ, объяснение, беседа, лекция), работа с книгой.

Применяются преимущественно при сообщении нового материала.

Рассказ — последовательное изложение фактического материала.

Требования:

  • лаконичность (одна сюжетная линия);
  • эмоциональность;
  • образность;
  • доступность;
  • сочетание с другими методами и приемами.

Объяснение — учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает информацию.

Типы объяснений различаются по характеру объясняемого объекта: явления, закона, научного факта, устройства и принципа действия прибора, машины, механизма, опыта, процесса.

Лекция — цель — обобщенное раскрытие сравнительно большого по объему материала.

Беседа. Учитель в определенной логической последовательности ставит перед обучающимися вопросы и постепенно приводит к формулировке новых для них выводов и обобщений.

Два вида беседы:

  1. Катехизическая (воспроизведение в памяти ранее полученных знаний);
  2. Эвристическая (применение ранее полученных знаний для объяснения новых явлений, результатов наблюдений).

Требования к беседе:

  • логическая связь каждого вопроса с предшествующим вопросом и с темой беседы в целом;
  • четкость и краткость формулировки вопросов;
  • доступность для учащихся проблем, выдвигаемых учителем в форме вопросов;
  • сочетание беседы со средствами наглядности;
  • содержательность и определенность вопросов.

Ошибки педагога:

  • нечеткая формулировка вопроса;
  • формулировка без учета имеющихся у учащихся знаний;
  • вопрос носит подсказывающий характер.

Работа с книгой — способствует глубине и прочности знаний учеников, повышает интерес к изучаемому предмету, развивает самостоятельность, формирует общеучебные умения (умение выделять главное, составлять краткий и развернутый план, конспект текста и т.п.).

На начальных этапах обучения следует давать обучающимся прямые указания, какой фрагмент текста нужно прочитать.

На заключительном этапе обучения работе с литературой ученикам следует предлагать самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

Наглядные методы

Демонстрация несет основное содержание учебного материала. Можно выделить демонстрацию:

  • натуральных объектов (коллекции и образцы материалов, машин, приборов);
  • действующих моделей, макетов, разрезов, кинематических схем, печатных пособий (схемы, диаграммы, таблицы и т.д.);
  • рабочих приемов.

Иллюстрация — показ плоских статических изображений.

Инструктаж — устное объяснение или письменное изложение материала учителем, демонстрация или иллюстрация образа действия (письменный вариант — инструкционная карта).

Выделяют:

  • вводный инструктаж, который определяет задание учащимся для практической работы;
  • текущий инструктаж корректирует ход этой работы;
  • заключительный инструктаж характеризует успехи и ошибки в работе.

Практические методы обучения

Упражнение — повторение каких-либо действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения.

Упражнения применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых обучающиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. Ученик не должен выполнять действия бездумно. В процессе выполнения упражнения он должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины.

Эффективное стимулирующее средство — взаимоконтроль учащихся: один выполняет упражнение, другой фиксирует ошибки. Затем меняются ролями.

Для отработки навыков, в упражнении могут быть использованы «направители» (например, тренажеры для обучения навыкам вождения автомобиля).

Решение технических и технологических задач (для развития творческого мышления учащегося)

Требование к задачам:

  1. задания должны иметь практическую направленность (рассмотрение реальных объектов);
  2. условие задачи должно соответствовать реальным жизненным ситуациям, результаты решения должны соответствовать параметрам действующих процессов или объектов.

Алгоритм решения:

  1. ученик внимательно читает задание и характеризует, что требуется найти;
  2. определяет, какие данные представлены явно и какие данные необходимо взять дополнительно (оформляется в виде списка или таблицы);
  3. если решается техническая задача, связанная с конструкцией какого-либо объекта, то ученики представляют технический рисунок, эскиз или чертеж;
  4. обучающиеся выдвигают несколько гипотез (предложение о путях) решения задачи и оценивают вероятность решения по каждой из них.
  5. выбрав путь решения, обучающиеся подбирают дополнительный материал в учебниках, справочниках и др. специальной литературе, доступной по уровню сложности;
  6. аналитико-расчетная часть решения задачи (использование формул);
  7. оценка реалистичности и практической значимости полученных результатов.

Лабораторный опыт — непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные и качественные характеристики изучаемого объекта.

Например, изучая породы древесины, обучающиеся могут ставить опыт по определению твердости пород; сделать вывод об их технологичности при механической обработке.

Лабораторная работа — серия лабораторных опытов, подчиненных единой цели; выполняется на специальном оборудовании.

Требуются заранее разработанные инструкционные карты (название, цель работы, оборудование, последовательность выполнения заданий; приводятся формы таблиц для фиксирования результатов). Лабораторные работы выполняются фронтально.

Лабораторно-практическая работа

Для проведения лабораторно-практической работы используют оборудование, используемое в быту и на производстве (лабораторные установки).

Практикум — тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ.

Учебно-практическая или практическая работа комплекс упражнений, подчиненных единой цели.

В зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся, задание может быть сформулировано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение операций с заданным перечнем оборудования (технологическая карта).

Производительный (созидательный) труд — эффективный метод подготовки учащихся к будущей работе на производстве или в сфере сервиса.

Индуктивный и дедуктивный методы

При индуктивном методе сначала излагаются отдельные факты, а по их основе выделяются общие характеристики или закономерности, которые формулируются как обобщения.

При дедуктивном методе — сначала формулируются общие положения, правила или закономерности, которые потом подтверждаются частными примерами.

В младших классах целесообразно использовать индуктивный метод изложения материала, т.к. у учащихся основную роль в мыслительных процессах играет образное мышление. В старших классах — дедуктивный метод.

Проблемно-поисковый метод

При обучении технологии учителем могут быть сформулированы следующие проблемы:

  • Обобщенно-сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе собранной им дополнительной информации.
  • При заданной цели могут быть представлены ограниченные или отсутствующие исходные данные для деятельности.
  • Оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (МТБ, квалификация учащихся и др.).
  • Социально-экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях.

Выбор проблемы и ее сложность должны согласовываться с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности.

Методы стимулирования учения

Введение в жизненные ситуации (примеры из жизни). Например, при рассказе о технике безопасности при выполнении практических работ целесообразно привести примеры травматизма.

Соревнование

  • индивидуальный вариант (каждый за себя);
  • состязание бригад или двух равных команд.

К основным формам соревнований относятся:

  • познавательные игры при усвоении нового материала (мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов);
  • учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии);
  • состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием.

Поощрение и порицание — направлены на стимулирование долга (через мимику учителя, высказывание, организационные действия). Застенчивые ученики предпочитают доверительное поощрение и наказание.

Контроль и самоконтроль

Это методы диагностики уровня достижений учащихся в усвоении учебного материала.

Выделяют следующие виды контроля:

  • устный;
  • письменный;
  • с помощью ТСО;
  • программированный;
  • практический (оценка объектов труда учащихся).

Учитель задает допустимые нормы отклонения от номинальных параметров (шкала оценки) и доводит до сведения учащихся.

Формы контроля — индивидуальный, групповой, фронтальный

Активные методы обучения

Особенность — учитель создает условия для того, чтобы «заставить» обучающихся активизировать внимание и мышление. Необходима высокая степень проявления обратной связи от ученика к учителю.

Занятия с использованием активных методов общения делятся на:

  • Неимитационные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, лабораторные и учебно-практические занятия). При устном изложении активность учащихся достигается приемами проблемного обучения: выдвижение и последующие обоснования предположений, постановка проблемных вопросов, дискуссионное рассмотрение нового материала.

На лабораторных занятиях вводятся в инструкции задания исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок в измерениях, результатах и т.п.

На учебно-практических занятиях применяются задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, выбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работы.

  • Имитационные занятия — аналог реального познания или созидательной деятельности.

Выделяют игровые и неигровые методы.

Неигровые — имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Упражнения могут носить двигательный и умственный характер.

Двигательный — тренажеры для обучения вождения транспортных средств, управлению технологическими машинами (суппорт токарного станка) и др.

Умственный — разработка структуры технологического процесса, функционально-стоимостный анализ изделия или технологии, и др.

Проектный метод — имитация реального процесса создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и заканчивая производством и реализацией полученного продукта.

Игровые занятия — деловые игры.

К признакам деловой игры относят следующие:

  • наличие проблемы в организации и управлении процессом и моделированием деятельности специалистов;
  • наличие альтернативных целей для соперничающих групп;
  • наличие определенных правил и задание ролей;
  • наличие стимулов в получении высоких результатов;
  • объективность оценки результатов.

Список литературы:

  1. Бершадский, М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе? / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. 2012. №1. — c. 3-18.
  2. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С. С. Кашлев. — Мн.: Высш. шк., 2012. — с. 5-19.
  3. Хуторской, А.В.Практикум по дидактике и современным методикам обучения /А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2014 — 541 с.
  4. Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении / Т.Н. Шамало, А.П. Усольцев // Педагогическое образование в России, 2016. — №6. — с.102-109.
  5. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель технологии. — 2011. — № 5. — 13-17 с.
31.03.2020