Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и обучающихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учеником технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.
Признаки понятия метода обучения технологии:
Словесные методы — методы устного изложения (рассказ, объяснение, беседа, лекция), работа с книгой.
Применяются преимущественно при сообщении нового материала.
Рассказ — последовательное изложение фактического материала.
Требования:
Объяснение — учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает информацию.
Типы объяснений различаются по характеру объясняемого объекта: явления, закона, научного факта, устройства и принципа действия прибора, машины, механизма, опыта, процесса.
Лекция — цель — обобщенное раскрытие сравнительно большого по объему материала.
Беседа. Учитель в определенной логической последовательности ставит перед обучающимися вопросы и постепенно приводит к формулировке новых для них выводов и обобщений.
Два вида беседы:
Требования к беседе:
Ошибки педагога:
Работа с книгой — способствует глубине и прочности знаний учеников, повышает интерес к изучаемому предмету, развивает самостоятельность, формирует общеучебные умения (умение выделять главное, составлять краткий и развернутый план, конспект текста и т.п.).
На начальных этапах обучения следует давать обучающимся прямые указания, какой фрагмент текста нужно прочитать.
На заключительном этапе обучения работе с литературой ученикам следует предлагать самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.
Демонстрация несет основное содержание учебного материала. Можно выделить демонстрацию:
Иллюстрация — показ плоских статических изображений.
Инструктаж — устное объяснение или письменное изложение материала учителем, демонстрация или иллюстрация образа действия (письменный вариант — инструкционная карта).
Выделяют:
Упражнение — повторение каких-либо действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения.
Упражнения применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых обучающиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. Ученик не должен выполнять действия бездумно. В процессе выполнения упражнения он должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины.
Эффективное стимулирующее средство — взаимоконтроль учащихся: один выполняет упражнение, другой фиксирует ошибки. Затем меняются ролями.
Для отработки навыков, в упражнении могут быть использованы «направители» (например, тренажеры для обучения навыкам вождения автомобиля).
Решение технических и технологических задач (для развития творческого мышления учащегося)
Требование к задачам:
Алгоритм решения:
Лабораторный опыт — непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные и качественные характеристики изучаемого объекта.
Например, изучая породы древесины, обучающиеся могут ставить опыт по определению твердости пород; сделать вывод об их технологичности при механической обработке.
Лабораторная работа — серия лабораторных опытов, подчиненных единой цели; выполняется на специальном оборудовании.
Требуются заранее разработанные инструкционные карты (название, цель работы, оборудование, последовательность выполнения заданий; приводятся формы таблиц для фиксирования результатов). Лабораторные работы выполняются фронтально.
Лабораторно-практическая работа
Для проведения лабораторно-практической работы используют оборудование, используемое в быту и на производстве (лабораторные установки).
Практикум — тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ.
Учебно-практическая или практическая работа — комплекс упражнений, подчиненных единой цели.
В зависимости от уровня познавательных возможностей обучающихся, задание может быть сформулировано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение операций с заданным перечнем оборудования (технологическая карта).
Производительный (созидательный) труд — эффективный метод подготовки учащихся к будущей работе на производстве или в сфере сервиса.
При индуктивном методе сначала излагаются отдельные факты, а по их основе выделяются общие характеристики или закономерности, которые формулируются как обобщения.
При дедуктивном методе — сначала формулируются общие положения, правила или закономерности, которые потом подтверждаются частными примерами.
В младших классах целесообразно использовать индуктивный метод изложения материала, т.к. у учащихся основную роль в мыслительных процессах играет образное мышление. В старших классах — дедуктивный метод.
При обучении технологии учителем могут быть сформулированы следующие проблемы:
Выбор проблемы и ее сложность должны согласовываться с возрастными особенностями учащихся и уровнем их технологической грамотности.
Введение в жизненные ситуации (примеры из жизни). Например, при рассказе о технике безопасности при выполнении практических работ целесообразно привести примеры травматизма.
Соревнование
К основным формам соревнований относятся:
Поощрение и порицание — направлены на стимулирование долга (через мимику учителя, высказывание, организационные действия). Застенчивые ученики предпочитают доверительное поощрение и наказание.
Это методы диагностики уровня достижений учащихся в усвоении учебного материала.
Выделяют следующие виды контроля:
Учитель задает допустимые нормы отклонения от номинальных параметров (шкала оценки) и доводит до сведения учащихся.
Формы контроля — индивидуальный, групповой, фронтальный
Особенность — учитель создает условия для того, чтобы «заставить» обучающихся активизировать внимание и мышление. Необходима высокая степень проявления обратной связи от ученика к учителю.
Занятия с использованием активных методов общения делятся на:
На лабораторных занятиях вводятся в инструкции задания исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок в измерениях, результатах и т.п.
На учебно-практических занятиях применяются задания по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операций, выбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работы.
Выделяют игровые и неигровые методы.
Неигровые — имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Упражнения могут носить двигательный и умственный характер.
Двигательный — тренажеры для обучения вождения транспортных средств, управлению технологическими машинами (суппорт токарного станка) и др.
Умственный — разработка структуры технологического процесса, функционально-стоимостный анализ изделия или технологии, и др.
Проектный метод — имитация реального процесса создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и заканчивая производством и реализацией полученного продукта.
Игровые занятия — деловые игры.
К признакам деловой игры относят следующие:
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.