В литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия урок, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.
Ему присуща следующая совокупность признаков:
Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
В методике преподавания технологии для классификации уроков технологии используется различные признаки:
По этим признакам выделяются следующие типы уроков технологии:
Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.
Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.
Теоретический урок (не более 1 ч; проводится, как правило, в составе двухчасового занятия).
Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, т.е в тех случаях, когда нужно организовать усвоение обучающимися значительного объема теоретического учебного материала.
Структура теоретического урока:
Практический урок — освоение обучающимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков.
Структура практического урока:
Комбинированный урок — соединение элементов теоретического и практического занятий.
Структура комбинированного урока:
Урок — лабораторная работа (не более 1 часа) — разновидность практических уроков, т.к. обучающиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.
Структура урока — лабораторная работа:
Урок по решению технических задач — ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.
Структура урока решения технических задач:
Контрольно-проверочный урок — получение данных об уровне технологической подготовки обучающихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков.
Структура контрольно-проверочного урока:
Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и обучающимися. При этом используются различные формы организации работы учеников на уроке, рассмотрим их подробнее.
Все ученики выполняют одинаковое учебно-трудовое задание. Вводный инструктаж ведется одновременно для всех обучающихся. Ученики продвигаются по учебному процессу единым фронтом.
Условие: наличие соответствующего инструмента, оборудования, дидактических средств и т.д.
Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учеников нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.
Обучающиеся делятся на отдельные бригады или звенья. Каждая бригада или звено выполняют свои учебно-трудовые задачи. Инструктирование ведется для каждой бригады или звена отдельно. Применяется обычно для более целесообразного использования инструментов и оборудования, выбора объектов труда и т.д.
Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные ученики занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.
Ученикам выдаются индивидуальные учебно-трудовые задания с учетом их интересов, способностей и отношения к работе. Задания могут выполняться как на уроке, так и вне его. Инструктаж к заданиям, консультации и контроль также индивидуальны.
Примерная структура плана-конспекта урока
План-конспект урока
Дата проведения:
Класс:
Тема урока:
Тип урока:
Методы обучения:
Средства обучения:
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Ход урока
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент (1-2 минуты) |
|
|
|
2. Актуализация знаний (4-5 минут) |
|
|
|
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут) |
|
|
|
4. «Открытие нового знания» (7-8 минут) |
|
|
|
5. Первичное закрепление (4-5 минут) |
|
|
|
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут) |
|
|
|
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) |
|
|
|
8. Рефлексия деятельности (3-5 минут) |
|
|
|
9. Итог урока (2-3 минуты) |
|
|
|
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.