Урок, его структура, типы уроков. Требования к уроку
Оценка 4.8

Урок, его структура, типы уроков. Требования к уроку

Оценка 4.8
Статья
31.03.2020
Урок, его структура, типы уроков. Требования к уроку

В литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия урок, как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.

Ему присуща следующая совокупность признаков:

  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности обучающихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока. В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.

В методике преподавания технологии для классификации уроков технологии используется различные признаки:

  • по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ;
  • по доминирующим дидактическим целям и задачам;
  • по собственным методам обучения.

По этим признакам выделяются следующие типы уроков технологии:

  • комбинированный урок;
  • теоретический урок;
  • практический урок;
  • урок лабораторная работа;
  • урок по решению технических задач;
  • контрольно-проверочный урок.

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Теоретический урок (не более 1 ч; проводится, как правило, в составе двухчасового занятия).

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, т.е в тех случаях, когда нужно организовать усвоение обучающимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение нового материала;
  4. закрепление материала путем опроса обучающихся;
  5. работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок — освоение обучающимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков.

Структура практического урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. вводный инструктаж;
  4. самостоятельная практическая работа;
  5. текущий инструктаж;
  6. итоговая часть урока.

Комбинированный урок — соединение элементов теоретического и практического занятий.

Структура комбинированного урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели урока;
  3. опрос обучающихся по изученному материалу;
  4. изложение нового учебного материала и его закрепление;
  5. вводный инструктаж;
  6. пробное выполнение приемов практической работы;
  7. самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя;
  8. итоговая часть.

Урок — лабораторная работа (не более 1 часа) — разновидность практических уроков, т.к. обучающиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.

Структура урока — лабораторная работа:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление;
  4. выдача задания на лабораторную работу;
  5. выполнение лабораторной работы обучающимися;
  6. подведение итогов работы и всего урока.

Урок по решению технических задач — ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению чертежей и эскизов на них, планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.

Структура урока решения технических задач:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление;
  4. решение технических задач;
  5. итоговая часть.

Контрольно-проверочный урок — получение данных об уровне технологической подготовки обучающихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков.

Структура контрольно-проверочного урока:

  1. организационная часть;
  2. сообщение темы и цели;
  3. выдача задания на контрольную практическую работу;
  4. выполнение контрольной работы;
  5. подведение итогов контрольной работы и урока в целом.

Каждой системе средств, приемов, и методов обучения соответствует своя организационная форма, определяемая взаимоотношениями между учителем и обучающимися. При этом используются различные формы организации работы учеников на уроке, рассмотрим их подробнее.

  • Фронтальная форма.

Все ученики выполняют одинаковое учебно-трудовое задание. Вводный инструктаж ведется одновременно для всех обучающихся. Ученики продвигаются по учебному процессу единым фронтом.

Условие: наличие соответствующего инструмента, оборудования, дидактических средств и т.д.

Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учеников нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

  • Бригадно-звеньевая.

Обучающиеся делятся на отдельные бригады или звенья. Каждая бригада или звено выполняют свои учебно-трудовые задачи. Инструктирование ведется для каждой бригады или звена отдельно. Применяется обычно для более целесообразного использования инструментов и оборудования, выбора объектов труда и т.д.

Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные ученики занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

  • Индивидуальная.

Ученикам выдаются индивидуальные учебно-трудовые задания с учетом их интересов, способностей и отношения к работе. Задания могут выполняться как на уроке, так и вне его. Инструктаж к заданиям, консультации и контроль также индивидуальны.

Примерная структура плана-конспекта урока

План-конспект урока

Дата проведения:

Класс:

Тема урока:

Тип урока:

Методы обучения:

Средства обучения:

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация).

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

 

 

 

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

 

 

 

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

 

 

4. «Открытие нового знания» (7-8 минут)

 

 

 

5. Первичное закрепление (4-5 минут)

 

 

 

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 минут)

 

 

 

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

 

 

 

8. Рефлексия деятельности (3-5 минут)

 

 

 

9. Итог урока (2-3 минуты)

 

 

 

Список литературы:

  1. Вилданова, А.Р Метод проектов в технологическом образовании школьников в условиях перехода на ФГОС общего образования / А.Р. Вилданова, Л.Н. Латипова // Успехи современного естествознания, 2013. — № 10. — с. 22-23.
  2. Николаев, В.В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС / В.В. Николаев // Обучение и воспитание: методика и практика, 2013. — №7 — с. 132-137.
  3. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. В.С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2014.
  4. Сайт журнала «Первое Сентября». — Режим доступа: http://ps.1september.ru.
  5. Темняткина, О.В. Разработка конструкта урока по технологии в соответствии с компонентами деятельности / О.В. Темняткина // Современные научные исследования и разработки, 2016. — №4. — с. 76-83.
31.03.2020