Основные принципы квалиметрии и методика их применения для оценки качества различных составляющих учебного процесса
Оценка 4.6

Основные принципы квалиметрии и методика их применения для оценки качества различных составляющих учебного процесса

Оценка 4.6
Статья
31.03.2020
Основные принципы квалиметрии и методика их применения для оценки качества различных составляющих учебного процесса

Анализ литературы по количественным методам оценки качества позволил сформулировать основные принципы квалиметрии, последовательный учет которых представляет собой алгоритм осуществления оценки качества чего-либо. Рассмотрим их.

  • Принцип декомпозиции. Согласно данному принципу любое оцениваемое качество необходимо рассматривать как совокупность (комплекс) различных компонентов. Для выделения совокупности этих компонентов возможно, например, провести контент-анализ исследуемого понятия (разные авторы, как правило, рассматривают то или иное понятие «по-своему», включая в него определенный набор компонентов). Либо для определения спектра признаков, свойств, структурных компонентов, характеризующих качество какого-либо продукта, возможно использовать метод экспертной оценки
  • Принцип приоритетности. Данный принцип подразумевает отбор из всей совокупности выделенных на первом этапе компонентов оцениваемого качества наиболее значимых. Количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства объекта, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. Приоритетные компоненты также возможно определить методикой контент-анализа или методом экспертной оценки.
  • Принцип эталонности На этапе реализации этого принципа следует определить необходимое и достаточное содержание, объем каждого приоритетного структурного компонента как эталона для сравнения при оценке.
  • Принцип неравнозначности. Далее следует учесть, что не все приоритетные компоненты имеют одинаковую значимость. Иными словами, необходимо определить удельный вес каждого структурного компонента оцениваемого качества. Для учета неравнозначности компонентов компетенции вводятся дополнительные весовые коэффициенты, которые определяются методом экспертной оценки (каждому структурному компоненту присваивается весовой коэффициент, который вычисляется как среднее арифметическое оценок весомости, данных отдельными экспертами).
  • Принцип нормирования. Для каждого компонента (показателя) качества вводится соответствующий коэффициент, характеризующий уровень его сформированности: К1, К2, К3 и т.д. При использовании метода комплексной оценки качества объекта все разноразмерные показатели должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения. Наиболее удобным является введение коэффициентов, нормированных на единицу.
  • Принцип многообразия методов диагностики. Для повышения объективности процесса оценивания одни и те же показатели качества целесообразно выявлять с помощью различных методов диагностики (наблюдение, тестирование, анкетирование, заполнение листов самодиагностики и др.) и в разнообразных условиях; кроме того, целесообразно привлекать к оценке всех субъектов педагогического процесса – учителей, школьников; родителей.

На последнем этапе осуществляется оценка качества в целом. Все коэффициенты с учетом их веса сводятся в единую формулу, что позволяет количественно оценить качество рассматриваемого продукта.

Использование элементов квалиметрического анализа для диагностики различных составляющих учебного процесса (учебных достижений обучающихся, урока как основной формы обучения, презентации и т.п.) позволяет эффективно отслеживать промежуточные результаты и вносить своевременные коррективы в организацию процесса обучения, в том числе физике.

На современном этапе развития школы в качестве основных достижений обучающихся рассматривается комплекс компетенций (качеств личности). Широкий спектр ключевых компетенций – универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, необходимых человеку для успешного решения проблем в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, формируется средствами различных учебных предметов, в том числе и физики. В педагогической и методической литературе предлагаются различные формы, методы и средства формирования у обучаемых различных компетенций, однако, важной задачей образования на сегодняшний день является разработка системы оценивания этих учебных достижений школьников.

Методика формирования ключевых компетенций требует их комплексной и объективной диагностики на протяжении всего процесса обучения. Проблемам оценки достижений учащихся, их сущности, критериям, по которым их можно было бы анализировать, разработке инструментария, который обеспечил бы объективность оценки, посвящены многие педагогические и психологические исследования. Анализ литературы свидетельствует о том, что, несмотря на значительные наработки в области контроля и оценки достижений учащихся, проблема диагностики ключевых компетенций школьников еще недостаточно изучена, и общепринятой теории в настоящее время не существует.

Внедряемый в современное образование компетентностный подход потребовал модернизации существующей системы оценивания. Недостатками традиционного подхода является преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств и действий учителя на проверку репродуктивного уровня усвоения фактологических знаний и алгоритмических умений школьника. Ориентация образования на формирование ключевых компетенций должна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. Необходима переориентация системы контроля на оценку готовности учащихся применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях.

Учитывая условия модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, нами были выделены следующие требования к организации оценки ключевых компетенций обучающихся:

  • сравнение результата с образовательными целями (диагностика должна быть направлена на оценку степени достижения поставленных целей);
  • многообразие субъектов диагностики (для повышения объективности диагностики и облегчения работы учителя к оценке необходимо привлекать всех субъектов обучения – родителей, учителей-предметников, одноклассников; а также следует повышать уровень самостоятельности школьников, больше внимания уделять самооценке, рефлексии их деятельности);
  • разнообразие методов (диагностирование целесообразно проводить с использованием разнообразных методов – опросов, бесед, наблюдений, тестов, самодиагностики учащихся и др., учитывая индивидуальные особенности школьников; различные виды оценки повышают достоверность полученных результатов, а также интерес учащихся к ее проведению и результатам);
  • наличие обратной связи (процесс оценивания должен сопровождаться постоянным разбором положительных сторон и недостатков в достижениях школьников);
  • индивидуальный характер (для того, чтобы в процессе оценивания формировать положительную мотивацию школьников к учебной деятельности, необходимо отслеживать индивидуальное продвижение учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, формирования личностных образований; оценивание следует осуществлять от прежнего уровня достижений каждого учащегося; кроме того, в соответствии с индивидуальными особенностями учеников целесообразно применять различные методики);
  • систематичность, регулярность (контрольно-оценочную деятельность следует выполнять на всех этапах процесса обучения, сочетать ее с другими сторонами учебной деятельности учащихся);
  • оперативность (применение компьютерных программ для обработки полученных данных);
  • открытость требований (всем участникам образовательного процесса – обучающимся, родителям, специалистам и др. – заранее объявляются требования к уровню подготовки обучающихся и процедуры контроля: что должен знать и уметь школьник, по каким параметрам будет осуществляться оценка и т.д.).

Соответствие диагностики вышеперечисленным требованиям позволит получить объективные результаты и повысить эффективность методики формирования ключевых компетенций.

Диагностирование в процессе формирования у школьников ключевых компетенций должно выполнять следующие основные функции:

  • оценка начального и последующих уровней сформированности ключевых компетенций у школьников;
  • контроль за процессом реализации разработанной методики формирования ключевых компетенций;
  • коррекция методических взаимодействий с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Диагностику результативности учебного процесса следует начинать, обратившись к целеполаганию, ибо результатом любой деятельности является реализация поставленных в ходе нее целей. А достижения участников процесса могут быть оценены по степени их соответствия этим целям.

Рассматривая цель как модель результата, его идеальный образ, возникает необходимость еще раз вспомнить, что результат физического образования мы рассматриваем как систему трех взаимосвязанных ключевых компетенций: информационно-методологической, деятельностно-творческой и эколого-валеологической.

Компетенция, как следует из контент-анализа этого понятия, включает в себя следующие структурные компоненты: знания, умения, ценностные ориентации и опыт практической деятельности.

Оценка уровня сформированности у обучаемого такого сложного феномена (качества личности) как компетенция с помощью качественных методов является весьма субъективной и представляется не всегда возможной. Поскольку вопросы анализа качества различных объектов и методов их оценки являются предметом изучения науки квалиметрии, то для повышения адекватности оценивания ключевых компетенций, как показывает практика, целесообразно сочетать качественные методы диагностики с элементами квалиметрического анализа.

Рассмотрим учет принципов квалиметрического анализа при оценке уровня сформированности ключевых компетенций у школьников.

  • Принцип декомпозиции – рассмотрение оцениваемого качества как совокупности (комплекса) различных компонентов. Согласно данному принципу любая компетенция рассматривается как совокупность различных структурных компонентов (в понятие «ключевая компетенция» разные авторы включают самые разнообразные составляющие – знания, умения, отношения, мотивы, ценности, склонности и т.д.).
  • Принцип приоритетности – отбор из всей совокупности компонентов оцениваемого качества наиболее значимых. Количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства объекта, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В случае оценки ключевой компетенции к определяющим структурным компонентам относятся те, которые в наибольшей степени характеризуют способность человека решать различного рода проблемы. В качестве основных компонентов компетенции большинство авторов (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Н.П. Черных и др.) выделяют следующие: знания, умения, ценностные ориентации и опыт практической деятельности).
  • Принцип эталонности – определение содержания каждого структурного компонента как эталона для сравнения при оценке. Согласно этому принципу в каждом структурном компоненте ключевой компетенции (знаниях, умениях, ценностных ориентациях и опыте практической деятельности) определяется полный набор дидактических элементов, которые возможно сформировать у школьника в процессе обучения физике (квалиметрическая оценка не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений компонентов, определяющих ключевую компетенцию в целом).
  • Принцип неравнозначности – определение удельного веса каждого структурного компонента оцениваемого качества. Для учета неравнозначности структурных компонентов компетенции (знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта практической деятельности) вводятся дополнительные весовые коэффициенты, которые определяются методом экспертной оценки (каждому структурному компоненту присваивается весовой коэффициент как среднее арифметическое оценок весомости, данных отдельными экспертами: α, β, γ, δ).
  • Принцип нормирования – приведение всех разноразмерных структурных компонентов к одной размерности или выражение их в безразмерных единицах). Для каждого структурного компонента компетенции (знаний, умений, ценностных ориентаций и опыта) вводится соответствующий коэффициент, характеризующий уровень его сформированности: К1, К2, К3 и К4. При использовании метода комплексной оценки качества объекта все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения. В связи с этим, вводятся коэффициенты, нормированные на единицу, в частности, коэффициент, характеризующий уровень сформированности знаний у школьника рассчитывается по формуле:
Формула

где n – коэффициент, характеризующий уровень сформированности у школьника дидактической единицы, входящей в компетенцию (n = 0,1,2,3: п = 0 – дидактическая единица не сформирована, n = 1 – низкий уровень, = 2 – средний и n = 3 – высокий; а – общее число дидактических единиц, входящих в компетенцию.

  • Принцип многообразия методов диагностики – определение уровня сформированности каждого структурного компонента компетенции с помощью различных методов диагностики. Для повышения объективности процесса оценивания одни и те же составляющие компетенции целесообразно выявлять у школьника различными методами диагностики (контрольные работы, фронтальный опрос, тестирование, анкетирование, листы самодиагностики, анализ практических работ – сообщений, экспериментов, исследований и др.) и в разнообразных условиях; кроме того, целесообразно привлекать к оценке всех субъектов обучения – родителей, учителей-предметников, одноклассников; а также повышать уровень самостоятельности школьников, больше внимания уделять самооценке, рефлексии их деятельности).

На последнем этапе осуществляется расчет коэффициента уровня сформированности компетенции в целом (все коэффициенты сводятся в единую формулу, что позволяет количественно оценить качество подготовки выпускника – его компетенцию:Формула

Список литературы:

  1. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе [Текст]: метод. пособие для учителей / Зуев П.В., Мерзлякова О.П.; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б.и.], 2009. – 117 с.
  2. Калужская, М. В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? / М. В. Калужская, О. С. Уколова, И. Г. Каменских – М. : Чистые пруды, 2006.
  3. Мерзлякова, О.П. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе реализации принципа дополнительности в процессе обучения физике в школе [Текст]: дис…канд. пед. наук / О.П. Мерзлякова. – Екатеринбург, 2007. – 203 с.
  4. Мерзлякова, О.П. Оценка ключевых компетенций школьников на основе принципов квалиметрического анализа // Физика и ее преподавание в школе и вузе. VIII Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / Мар.гос. ун-т; под ред. В.А.Белянина. – Йошкар-Ола, 2010.
31.03.2020