Структурный анализ понятия «компетенция» позволил выделить в качестве основных компонентов знания, умения, ценностные ориентации и опыт практической деятельности. Рассмотрим методы диагностики каждого структурного компонента компетенции и использование элементов квалиметрии для их оценки в совокупности.
Различные аспекты проблемы проверки и оценки знаний и умений учащихся рассматривались в работах И.И. Баженовой, В.П. Беспалько, И.И. Нурминского, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой и др.
Коэффициенты сформированности знаний и умений мы предлагаем определять по следующим формулам:
где
n – коэффициент, характеризующий уровень сформированности у школьника дидактического элемента, входящего в компетенцию (n = 0,1,2,3: n = 0 – дидактический элемент не сформирован, n = 1 – низкий уровень, n = 2 – средний и n = 3 – высокий);
а – общее число дидактических элементов, входящих в компетенцию.
где
n – коэффициент, характеризующий уровень, на котором учащийся освоил умение, входящее в компетенцию (n = 0,1,2,3);
b – общее число умений, входящих в компетенцию.
Количественный метод оценки требует применения методики поэлементного анализа знаний и умений учащихся, описанной в работах И.И. Нурминского, А.В. Усовой и др. Согласно данной методике знания следует представить в виде набора дидактических единиц, а умения – в виде комплекса действий, используя планы обобщенного характера, предложенные А.В. Усовой. Например, знание физического явления состоит из следующих дидактических единиц: внешние признаки явления, условия, при которых оно протекает, сущность явления, использование его на практике и т.д., а умение проводить наблюдения включает в себя такие операции как формулировка цели наблюдения, выбор объекта для наблюдения, создание необходимых для наблюдения условий, выбор оптимального способа фиксирования полученной информации и т.д.
Например, входящее в информационно-методологическую компетенцию умение проводить наблюдения состоит из семи операций:
Для оценки знаний и умений учащихся применяются различные методы диагностики:
Анкетирование.
Анкетирование следует проводить систематически: после изучения определенной темы, после проведенного мероприятия и т.д.
Например, для выявления сформированности у школьников знаний и умений, составляющих эколого-валеологическую компетенцию, учащимся предлагаются следующие вопросы:
Еще одним методом диагностики является тестирование. Для проверки уровня знаний и умений учащимся предлагаются тестовые задания открытого типа. Например, в качестве задания для определения умения планировать свою деятельность ученику предлагается составить алгоритм выполнения какого-либо действия.
Рассмотрим примеры таких заданий:
Для получения более полной и объективной информации при диагностировании у учащихся знаний и умений, входящих в ключевые компетенции, целесообразно использовать листы самодиагностики школьников (на основании методики английских педагогов, переведенной И.А. Александровой «Профиль умений»). В соответствии с этой методикой каждому ученику предлагается заполнить своеобразный дневник, для того, чтобы зафиксировать те умения, которыми владеет или нет на данный момент ученик. На первых страницах дневника объясняется, что это покажет самому ученику и другим в чем он силен, а также поможет определить те области, в которых ученик нуждается в приобретении дополнительного опыта. Образец страницы дневника показан на рисунке 1.
Компетенция, номер умения |
Я могу сделать это |
Укажите, где Вы это выполняли (на уроке, дома, на природе и т.п.) и опишите кратко последовательность действий |
Дата |
Подпись учителя |
|
с помощью |
без помощи |
||||
I. 1. |
|||||
2. |
Для повышения объективности результатов диагностирования целесообразно проводить его не только среди школьников, но и среди их родителей и учителей.
С помощью листов самодиагностики учащемуся предлагается определить у себя наличие следующих умений:
Приведем также фрагмент листа самодиагностики по выявлению знаний учащихся, входящих в ключевые компетенции.
С помощью листов самодиагностики школьникам предлагается оценить сформированность у себя знаний и умений, а также определить и записать те знания, умения, которые они планируют совершенствовать.
Для отслеживания динамики формирования знаний и умений, составляющих ключевые компетенции, учащимся следует предлагать заполнять листы самодиагностики несколько раз в год (например, в конце каждой четверти).
В качестве одного из структурных компонентов ключевой компетенции нами выделены ценностные ориентации. Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационной сферой личности. В начале процесса формирования ключевых компетенций учитель выявляет образовательные потребности учащихся, которые затем удовлетворяются за счет реализации вариативной части базисного учебного плана и в процессе развития переходят в ценностные ориентации личности. Поэтому на этапе оценки сформированности ключевых компетенций следует диагностировать сформировавшиеся у школьников ценностные ориентации.
Уровень сформированности ценностных ориентаций мы предлагаем определять по формуле:
где
n – коэффициент, характеризующий уровень сформированности у учащегося ценностной ориентации, входящей в компетенцию (n=0,1,2,3);
c – общее число ценностных ориентаций, входящих в компетенцию.
Число сформированных у ученика ценностных ориентаций подсчитывается с учетом коэффициента n, характеризующего уровень их сформированности.
Например, нами выделены уровни сформированности ценностных ориентаций, входящих в эколого-валеологическую компетенцию. (Таблица 1).
Таблица 1
Уровни сформированности ценностных ориентаций
эколого-валеологической компетенции
Ценностная ориентация |
Уровень сформированности |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Коэффициент, характеризующий уровень |
|||
n = 1 |
n = 2 |
n = 3 |
|
значимость заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих |
учащийся понимает свою причастность к сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих людей |
учащийся имеет позитивные ценностные ориентации по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей |
учащийся бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих людей |
осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе |
учащийся понимает свою причастность к сохранению природы и роль физики в решении экологических проблем |
учащийся имеет позитивные ценностные ориентации по отношению к природе |
учащийся бережно относится к окружающей природе |
А общее число ценностных ориентаций, входящих в компетенцию, определяется на этапе целеполагания, причем в идеале каждая ценностная ориентация должна быть сформирована на высоком уровне, поэтому в знаменатель формулы добавляется коэффициент 3.
Для определения уровня сформированности у школьников ценностных ориентаций разработаны различные методики: тест американских авторов Д. Сьюпера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», тесты Г.А. Карповой и др.
Нами на основании методики М. Рокича «Ценностные ориентации», был составлен опросник по выявлению ценностных ориентаций, входящих в ключевые компетенции.
Инструкция: вырази свое отношение к ценностям (жизненным смыслам), перечисленным ниже. Распредели их по графам: очень значимы для меня; среднезначимы; пока не значимы (таблица 2).
Опросник
Таблица 2
Бланк ответов
Ценности очень значимые для меня |
Ценности среднезначимые |
Ценности пока незначимые |
Для определения ценностных ориентаций учащихся можно также использовать листы самодиагностики, включая в них, например, следующие утверждения:
Кроме того, поскольку ценностные ориентации являются личностными образованиями, проявляющимися в деятельности человека, в качестве метода диагностики следует использовать наблюдение за деятельностью учащихся: на уроке, на перемене, на природе, на экскурсии и др. Например, объектом наблюдения может выступать деятельность ученика по организации места стоянки в походе (принимает ли активное участие, безопасно ли разводит костер, убирает ли за собой мусор и т.д.)
В практике по оценке ценностных ориентаций хорошо зарекомендовали себя также тестовые задания открытого типа, например:
Не менее важной составляющей ключевой компетенции является опыт практической деятельности учащихся. Именно в процессе приобретения опыта разнообразных видов деятельности компетенция переходит в компетентность. Однако, за время обучения в школе в рамках одного предмета физики учащиеся приобретают лишь небольшой, фрагментарный опыт, недостаточный для того, чтобы говорить о сформированности у школьников компетентности.
В связи со сказанным оценке будут подвергаться только те виды деятельности учеников, которые заранее планировались учителем на определенный период обучения (например, четверть или время изучения определенного раздела физики).
Уровень сформированности опыта определяется по формуле:
где
n – коэффициент, характеризующий степень самостоятельности учащегося при выполнении деятельности (n = 0,1,2,3);
р – коэффициент, характеризующий значимость различных видов деятельности для формирования компетенции (р = 0,1,2,3);
d – общее число предложенных учащемуся заданий.
Общее число заданий учитель планирует заранее и прописывает их в матрице оценки ключевой компетенции.
При подсчете выполненных учащимся заданий необходимо учесть, во-первых, значимость каждого вида деятельности для формирования определенной ключевой компетенции (весовой коэффициент p), а во-вторых уровень самостоятельности школьника при их выполнении (коэффициент n).
А число выполненных учащимся практических заданий учитель определяет, используя методику рейтинговой оценки.
Рассмотрим эту методику. Условно весь учебный процесс можно представить в виде совокупности различных видов деятельности учащегося (изучение литературы, подготовка докладов, проведение экспериментов и т.д.).
В процессе изучения физики учащийся выполняет различные виды деятельности. Нельзя сказать, что какой-либо вид деятельности вносит свой вклад в формирование только одной определенной компетенции. Любой вид деятельности влияет на формирование всех трех ключевых компетенций, но с разной степенью.
Методом экспертной оценки нами были определены весовые коэффициенты, характеризующие значимость разных видов деятельности для формирования определенной компетенции (таблица 3).
Таблица 3
Значимость различных видов деятельности учащихся
для формирования ключевых компетенций
Компетенция |
Степень значимости деятельности |
||
Более значимы |
Значимы |
Менее значимы |
|
Коэффициент, характеризующий значимость |
|||
Р = 3 |
Р = 2 |
Р = 1 |
|
Информационно-методологическая |
|
|
|
Деятельностно-творческая |
|
|
|
Эколого-валеологическая |
|
|
|
При подсчете количества выполненных школьником заданий необходимо ввести также коэффициент, характеризующий степень самостоятельности ученика при выполнении. Обозначим этот коэффициент n. Введем значения этого коэффициента:
n = 1, если школьник выполнял какую-либо деятельность – постановка опыта, проведение демонстрации, изготовление дидактических материалов и др. – под руководством учителя и по строго заданному алгоритму (например, выполнил на уроке лабораторную работу);
n = 2, если учащийся осуществлял практическую деятельность в школе или дома самостоятельно, но опираясь на алгоритм (например, подготовил доклад по плану учителя);
n = 3, если учащийся самостоятельно разрабатывал план и проводил какую-либо деятельность (например, разработал и провел эксперимент по заданной теме, самостоятельно подготовил доклад, используя информацию из различных источников и т.п.), а также если учащийся использовал знания и умения в различных жизненных ситуациях (например, изготовил устройство для фильтрации воздуха или воды, отремонтировал какой-либо бытовой прибор и т.п.).
Для формирования рейтинговой оценки обычный журнал успеваемости не приспособлен. Поскольку оценки, полученные учеником в результате определенной деятельности, имеет различную ценность, то и при их учете в журнале они должны различаться. В качестве одного из вариантов такого учета можно предложить сформировать отдельный журнал, где оценки выставляются за вид деятельности. Тогда в таком журнале по предмету будет единый список класса, а каждая страница будет отражать соответствующий вид деятельности. Например, если школьник на одном уроке выступил с докладом и выполнил лабораторную работу, то эти оценки должны быть выставлены на разные страницы журнала. При подсчете рейтинга все оценки с одной страницы будут иметь одинаковый коэффициент, что облегчает обработку результатов и обеспечивает сортировку оценок сразу в процессе их выставления.
Технология рейтингового оценивания учебных достижений школьников сопряжена с большими, чем обычно, временными затратами для учителя. Однако полученные результаты оправдывают себя, так как повышение объективности оценки и четкое отслеживание параметров ее выставления обеспечивает прозрачность образовательного процесса и способствует проведению активного диалога между всеми его субъектами.
Для оценки уровня сформированности опыта деятельности учащихся целесообразно применять метод решетки Дж. Келли. Сущность этой методики изложена в работах, известных за рубежом.
Приведем пример использования решетки Келли для определения опыта практической деятельности школьника в рамках информационно-методологической компетенции.
Тестирование с применением решетки Келли может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Поскольку последний вариант наиболее приемлем в условиях общеобразовательной школы, то именно он будет рассмотрен ниже.
Процедура тестирования состоит в следующем: каждому школьнику выдается бланк решетки (таблица 4) и инструкция по работе с ним.
Таблица 4
Пример ответа учащегося 11 класса
Изменение условий для изучения объекта или явления |
Моделирование, эксперимент |
Таблица |
Измерение |
Библиотека |
Дедукция |
Полное число делений |
|
Наблюдение |
1 |
||||||
Сбор и анализ фактов, гипотеза |
2 |
||||||
Интернет |
3 |
||||||
Синтез |
4 |
||||||
Взаимодействие с объектом или явлением |
5 |
||||||
Схема |
6 |
||||||
Максимальное значение шкалы |
7 |
Инструкция по работе с решеткой Дж. Келли
Перед Вами таблица, в начальной строке и колонке которой перечислены некоторые знакомые Вам методы познания, источники и способы кодирования информации и др. Обозначьте, пожалуйста, цифрами пересечения двух понятий, имеющих одно основание.
Укажите это основание, а также приведите пример – как часто и где Вы использовали на практике указанные методы, источники информации и другое в учебной и повседневной деятельности.
Предлагаемая форма тестирования позволяет выявить не только знания, входящие в структуру ключевых компетенций, но и применение их в практической деятельности.
В процессе диагностики выделенных компонентов учитель заполняет матрицы, позволяющие рассчитать уровень сформированности ключевых компетенций у школьников.
Методом экспертной оценки (в качестве экспертов выступали ученые-методисты и учителя школ, всего более 50 человек) были установлены дополнительные весовые коэффициенты для каждого структурного компонента:
α = 0,15 (для знаний),
β = 0,2 (для умений),
γ = 0,25 (для ценностных ориентаций),
δ = 0,4 (для опыта практической деятельности).
Обобщая методику оценки структурных компонентов компетенции приведем таблицу 5.
Далее выделяются уровни сформированности компетенции. Анализ экспериментальных данных показал, что если коэффициент соответствует интервалу < 50% – уровень сформированности компетенции у школьника низкий; если К имеет значение от 50 до 70% – удовлетворительный; если К равен от 70 до 90% – оптимальный; если К соответствует значениям > 90% – уровень высокий.
Путем различных методов диагностики учитель определяет уровень сформированности у школьника ключевых компетенций. Качественный анализ результатов выявления уровня позволяет учителю определить направленность своих действий.
Таблица 5
Методика оценки уровня сформированности
ключевой компетенции у школьника
Значения дополнительных коэффициентов, характеризующих
уровни сформированности структурных компонентов компетенции
Структурный компонент |
Коэффициент, характеризующий уровень |
||
n = 0, если структурный компонент компетенции не сформирован |
|||
n = 1 низкий |
n = 2 средний |
n = 3 высокий |
|
Знания |
Узнавание дидактических единиц |
Воспроизведение дидактических единиц |
Узнавание и воспроизведение, а также приведение примеров по использованию дидактических единиц на практике |
Умения |
Учащийся выполняет отдельные операции, последовательность их выполнения не продумана и сущность не усвоена |
Выполняются все операции, последовательность их выполнения хорошо продумана, но недостаточно осмыслена сущность операций |
Выполняются все операции, последовательность их выполнения хорошо продумана, сущность операций осмыслена, и учащийся свободно переносит данное умение на выполнение других аналогичных заданий |
Ценностные ориентации |
Учащийся понимает свою причастность к сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих людей, к сохранению природы и роль физики в решении экологических проблем
|
Учащийся имеет позитивные ценностные ориентации по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей, по отношению к природе и т.д. |
Учащийся бережно относится к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к окружающей природе |
Опыт практической деятельности |
Коэффициент, характеризующий значимость различных видов деятельности для формирования компетенции |
||
р = 1 Менее значимы |
р = 2 Значимы |
р = 3 Более значимы |
|
В процессе обучения физике учащийся выполняет различные виды деятельности. Любой вид деятельности влияет на формирование всех трех ключевых компетенций, но с разной степенью. Значимость различных видов деятельности учащихся для формирования выделенных ключевых компетенций определена методом экспертной оценки и отражена в работе
|
|||
Коэффициент, характеризующий степень самостоятельности учащегося при выполнении деятельности |
|||
n = 1 |
n = 2 |
n = 3 |
|
Школьник выполняет какую-либо деятельность (постановка опыта, проведение демонстрации, изготовление дидактических материалов и др.) под руководством учителя и по строго заданному алгоритму |
Учащийся осуществляет практическую деятельность в школе или дома самостоятельно, но опираясь на алгоритм деятельности |
Учащийся самостоятельно разрабатывает план проведения какой-либо деятельности, реализует его, использует знания и умения в различных жизненных ситуациях |
Таблица 6
Оценка уровня сформированности ключевых компетенций школьников
К |
Уровень сформированности компетенции |
< 50% |
Низкий |
50-70% |
Удовлетворительный |
70-90% |
Оптимальный |
> 90% |
Высокий |
Результаты диагностики могут отличаться от запланированных, и тогда возникает необходимость в проведении корректирования образовательного процесса. Учитель совместно с учащимся и его родителями планируют корректирующие мероприятия и дальнейшие пути развития образовательных потребностей ученика для повышения эффективности формирования у него ключевых компетенций.
Описанная методика использования элементов квалиметрического анализа для диагностики учебных достижений учащихся позволяет более эффективно формировать ключевые компетенции у школьников – отслеживать промежуточные результаты и вносить своевременные коррективы в организацию процесса обучения физике.
Одним из основных компонентов образовательного процесса является урок. Именно на уроке закладываются основы всех образовательных достижений обучающихся. От эффективности его проведения зависит мотивация школьников к продолжению образования во внеурочное время. Для определения эффективности проведенного урока также возможно использовать элементы квалиметрического анализа.
Оцените проведенный Вами урок по предложенной ниже методике
Согласно результатам проведенной экспертной оценки критериями (составляющими) эффективности урока являются:
Каждый критерий рассчитывается в отдельности, а затем их значения подставляются в итоговую формулу для расчета коэффициента, характеризующего эффективность проведенного урока.
Для оценки наличия мотивации учащихся на уроке используются критерии:
Так, мотивацию школьников на уроке учитель оценивает следующим образом: завершив мотивационный этап урока, они по наблюдениям за школьниками определяют коэффициент включенности обучающихся в работу. Если в классе с 25-ю учащимися через 1,5-2,0 минуты после завершения мотивационного этапа включились в предложенную работу 22 человека, то .
Если какой-то этап самостоятельной работы школьников в указанном классе соответствует 7 минутам, а 5 школьников по каким-то причинам в указанное время не работали, тогда .
Для оценки организации познавательной деятельности учащихся предлагаем следующие критерии:,
где n – число усвоенных учащимися учебных элементов, N – число сообщенных учебных элементов.
Чтобы определить k3, необходимо суммарное количество заданий, которые школьники выполнили правильно, разделить на количество тестовых заданий, например шесть, соответствующих цели урока, умноженное на число учащихся в классе, тогда
Другим критерием организации познавательной деятельности школьников является – уровень усвоения. Различают четыре уровня усвоения и соответствующие им задания:
(ЗАДАНИЕ = ЦЕЛЬ + НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ + СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ);
(ЗАДАНИЕ = ЦЕЛЬ + НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ);
(ЗАДАНИЕ = ЦЕЛЬ + 0,5 НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ);
(ЗАДАНИЕ = ЦЕЛЬ).
Коэффициент – уровень усвоения, при оценке эффективности урока определяется по соответствующей шкале:
I уровень (уровень узнавания) =0,3;
II уровень (алгоритмический уровень) =0,5;
III уровень (уровень применения) =0,7;
IV уровень (творческий уровень) =0,9.
Например, если есть цель урока – сформировать какие-либо понятия на II (алгоритмическом) уровне, то =0,5;
Для оценки управления познавательной деятельностью школьников со стороны учителя предлагаем наличие критерия – критерия соответствия запланированного времени для проведения этапа урока реальному времени, который равняется отношению запланированного времени к реально затраченному. Например, учитель планировал, что на самостоятельную работу учащихся необходимо 5 минут, а школьникам для выполнения потребовалось 9 минут, тогда :
Для комплексной оценки эффективности урока вводится шкала:
Предложенная методика оценки качества (эффективности) урока позволяет более объективно оценить результаты деятельности учителя и учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.