Использование элементов квалиметрии для оценки современных образовательных результатов обучающихся
Оценка 4.9

Использование элементов квалиметрии для оценки современных образовательных результатов обучающихся

Оценка 4.9
Статья
31.03.2020

При оценке уровня сформированности УУД возможно и целесообразно использование элементов квалиметрического анализа.

Как видно из содержания ФГОС основного общего образования выделенные универсальные умения (действия) зачастую дублируются в разных группах УУД, например, умение планировать в группе регулятивных УУД и умение планировать учебное сотрудничество в группе коммуникативных УУД. На наш взгляд, это можно назвать одним умением – умением планировать, которое относится к группе регулятивных УУД. Кроме того, несмотря на то, что предложенные УУД должны формироваться средствами всех школьных дисциплин, процесс обучения каждому учебному предмету должен быть направлен на формирование определенного перечня предпочтительных для него УУД.

Из всего представленного авторами стандарта перечня УУД перед учителем стоит задача отбора тех, которые возможно и целесообразно формировать в рамках процесса обучения конкретной школьной дисциплине, в частности физике.

В таблице 7 представлены УУД, которые, на наш взгляд, являются наиболее предпочтительными (с точки зрения дидактического потенциала и особенностей организационных форм обучения) для формирования у школьников в процессе обучения физике.

Таблица 7

Формируемые в процессе обучения физике УУД школьников

Группа

УУД

УУД

Содержание УУД, формируемое при обучении физике

Познавательные

Поиск информации в различных источниках

Умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках, энциклопедиях, интернет-ресурсах

Представление информации в разных видах, преобразование из одного вида в другой

Умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, умение осуществлять преобразование из одного вида в другой

Использование различных методов познания

Умение проводить наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование

Анализ

Умение выделять признаки объекта, явления

Синтез

Умение составлять целое из частей

Сравнение, классификация

Умения выбирать критерии и основания для сравнения и классификации

Установление причинно-следственных связей;

Умение определять причины и следствия явлений и процессов

Регулятивные

Целеполагание

Умение формулировать достижимые и диагностичные цели деятельности (в виде результата)

Планирование

Умение определять последовательность действий по достижению результата

Прогнозирование

Умение представлять результат и его временные характеристики

Контроль и оценка

Умение сравнить полученный результат с прогнозируемым и оценить это соответствие

Коррекция

Умение оперативно вносить необходимые изменения в компоненты деятельности

Коммуникативные

Учебное сотрудничество

Умение работать в группе: определять функции участников и способы взаимодействия

Постановка вопросов

Умение формулировать вопросы

Аргументированное высказывание

Умение сопровождать свои ответы и высказывания достоверными фактами и доказательствами

В таблице 8 представлены итоги учета принципов квалиметрического анализа для оценки уровня сформированности УУД.

Таблица 8

Использование элементов квалиметрического анализа для оценки уровня сформированности у школьников универсальных учебных действия (УУД)

Формула для расчета уровня сформированности у школьников УУД:

К= (α КП + β КР + γ КК)100%

Шкала для оценки:

Значение К

Наименование уровня

К < 50%

низкий

50<К < 75%

средний

К > 75%

высокий

Поскольку умения и формируются и проверяются только в процессе деятельности школьников, рассмотрим примеры заданий для формирования и оценки УУД школьников при обучении физике.

Познавательные:

Заполнение таблиц. После изучении темы «Агрегатные состояния вещества» школьникам можно предложить заполнить следующую таблицу:

Агрегатные

состояния

Свойства

Расположение молекул (схематично)

Расстояние

между

молекулами

Движение

молекулы

Твердое

       

Жидкое

       

Газы

       

Создание кластеров. Примером при изучении раздела физики «Первоначальные сведения о строении вещества» может являться кластер, в котором ключевым словом будет «Молекула». Вокруг в виде лепестков необходимо записать слова или предложения, характеризующие ключевое слово, например:

  • мельчайшая частица вещества
  • состоит из атомов
  • находится в непрерывном беспорядочном движении и т.д.

Составление кроссвордов. При составлении кроссвордов необходимо пользоваться дополнительной литературой: справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. В конце учебного года можно предложить учащимся составить кроссворд по фамилиям ученых, упоминавшихся в учебнике.

Создание терминологического словаря. При изучении физики в 7 классе школьники узнают много новых терминов. Для формирования умений систематизировать знания можно предложить учащимся составить словарь новых изученных терминов, таких как: гипотеза, диффузия, траектория, инерция и др.). Аналогичным видом задания может являться создание справочника физических величин с указанием: названия величины, обозначения, единицы измерения и прибора для измерения.

Анализ графиков. При изучении равномерного движения тела, учащимся может быть предложено следующее задание: проанализировать график зависимости пути от времени (на первых этапах подобная деятельность может сопровождаться перечнем вопросов, например:

  • На каком участке пути скорость была наибольшей? (наименьшей? равной нулю?);
  • Сколько времени тело находилось в состоянии покоя?
  • Каково общее время пути?
  • Какой путь прошло тело? и т.д.

Примеры дидактических заданий для диагностики уровня сформированности познавательных УУД

УУД

Диагностическое задание

Проводить эксперимент под руководством учителя

Например, лабораторная работа «Измерение силы трения скольжения» в 7 классе включает в себя 2 задания: определить силу трения между бруском и линейкой; определить коэффициент трения. Во время работы учащиеся работают и по инструкции, и род руководством учителя.

Осуществлять расширенный поиск информации

Подготовить сообщения с привлечением различных источников информации в 7-8 классах по темам:

  • Броуновское движение
  • Роль явления диффузии в жизни растений и животных
  • Три состояния воды в природе
  • Сила тяжести на других планетах
  • Постоянные магниты
  • Дизельный двигатель
  • Виды сил трения в природе

Представлять информацию в различных видах

Составить таблицу.

Сопоставьте свойства воздушного и водного океанов по следующим характеристикам: вещество, сжимаемость, зависимость плотности от глубины, глубина, наличие четкой границы

Устанавливать причинно-следственную связь

Установите соответствие.

Причина:

  1. Плотность атмосферы с высотой быстро уменьшается
  2. Верхние слои атмосферы вследствие действия силы тяжести давят на нижние
  3. Скорость большинства молекул атмосферы меньше 11,2 км/с.

Следствие:

  1. Молекулы удерживаются около Земли силой тяжести
  2. Атмосфера постепенно переходит в безвоздушное пространство
  3. У поверхности Земли плотность атмосферы значительно больше

Регулятивные:

Составление инструкций по эксплуатации физических приборов, например, секундомера, динамометра, манометра и др.

Составление алгоритмов выполнения лабораторных работ (с указанием все компонентов деятельности: цель, приборы и материалы, план, оценка результатов).

Разработка программы проектной деятельности с указанием времени результата каждого этапа.

Разработка критериев для оценки результата (продукта) деятельности школьника. Например, предложить обучающимся разработать критерии для оценки самодельного прибора – динамометра. Объектами оценки могут выступать, например, компьютерные презентации учащихся, их устные доклады (сообщения).

Коммуникативные:

Подготовка и проведение фронтального опроса по изученной теме (с использованием «толстых»: Где...? Когда...? Кто...? Что ...? и т.д. и «тонких»: Как вы думаете, почему... ? Каковы последствия... ? В чём состоят различия... ? Предположите, что будет, если… ? вопросов).

Распределение обязанностей в группе. Например, при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» класс делится на три группы. Каждая группа изучает одно из трех состояний с дальнейшей презентацией изученного материала. При этом обязанности учащихся в группе могут быть следующие: конспектирование тезисов, составление публичного доклада, доклад, ответы на вопросы.

Список литературы:

  1. Журавлева, Н. С. Оценка экспериментальных умений учащихся с использованием компьютерных технологий [Текст]/ Н. С. Журавлева, В. Васильев // XIV Ершовские чтения : Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования Тюменской области и 50-летию ИГПИ им. П. П. Ершова / ИГПИ им. П. П. Ершова. – Ишим, 2004.
  2. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. пособие / Ю.Г. Ксензова. – М. , 1999
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.