Искусство как средство развития детей
Оценка 4.8

Искусство как средство развития детей

Оценка 4.8
Статья
31.03.2020
Искусство как средство развития детей

Понятие «искусство» может употребляется в двух смыслах:

  • как специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • как высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности, не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра - все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов.

Музыка использует звуковые средства.

Танец использует для построения образов средства пластических движений.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых.

Через искусство происходит эстетическое освоение мира. Искусство выполняет ряд функций:

  • эстетическая (позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус);
  • коммуникативная (расширение социального опыта);
  • социальная (оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность);
  • компенсаторная (восстанавливает душевное равновесие, позволяет решать психологические проблемы);
  • гедонистическая (отражает способность искусства приносить удовольствие человеку);
  • познавательная (познание и анализ действительности при помощи художественных образов);
  • воспитательная (влияние произведений искусства на формирование личности ребенка);
  • информационная (возможность произведения искусства выступать как текст-сообщение, а самого искусства — создавать такие сообщения);

Далее мы рассмотрим историю использования средств искусства в коррекционных и терапевтических целях.

С начала существования человеческой цивилизации жрецы, затем врачи, философы и педагоги стали применять различные виды искусства для лечения души и тела. Исследователей всегда интересовали вопросы влияния живописи, театра, движений, музыки на человека. Врачи пытались определить роль искусства как в восстановлении функций организма, так и формировании духовного мира личности.

Разные виды искусства в целях врачевания использовались в древних Греции, Китае, Индии. В Ветхом Завете есть притча об использовании музыки как лечебного средства, которая рассказывает, как царь Давид, играя на арфе, вылечил Саула от депрессии.

Древняя Греция

Изобразительное искусство рассматривалось в Древней Греции как средство для успешного воздействия на человека. Философы полагали, что, рассматривая прекрасное, человек впитывает всю ту красоту, которую они отражают. Особое значение в Древней Греции придавалось театру. Во многих областях, таких как Афины, Спарта, театр имел статус государственного учреждения. При помощи театрального воздействия формировалось мировоззрение народа. Театр показывал людям примеры героизма, воспитания воли, верности идеалам. Привлекали внимание и вызывали сочувствие такие герои как сильные духом Прометей, Эдип, Антигона, Электра. Музыкальное искусство в Греции воспринималось как триединство поэзии, танца и музыки. Древнегреческие философы отмечали, что музыка оказывает на человека профилактический и лечебный эффект. Они искренне верили в то, что музыка устанавливает порядок во Вселенной. Это касается и нарушенной гармонии в человеческом теле. Уже тогда было замечено, что ритм и мелодия способны менять настроение человека и его эмоциональное состояние. В этике Пифагора было понятие «эвритмия» ― способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности — игре, пении, речи, танце, жестах, мыслях, поступках, даже в рождении и смерти. Когда человек находит этот ритм, он может подключиться к космическому ритму мирового целого. Пифагор стал родоначальником традиции сравнивать общественную жизнь с музыкальными инструментами.

Демокрит в своих трудах утверждал, что определенные музыкальные инструменты оказывают целительное воздействие на психику и тело человека своим звучанием. Например, он советовал слушать флейту, чтобы вылечиться от смертельных инфекций. Для лечения головной боли Платон советовал использовать лечебные травы, а для усиления лечебного эффекта их употребление необходимо было сочетать с музыкой магического характера.

В трудах итальянца Дж. Царлино описано, как Сенократ возвращал здоровье безумным звуками трубы, а Талет исцелял чуму звуками кифары. Асклепий мог помирить ссорившихся при помощи музыки и улучшить слух слабослышащих. Гомер в своей «Одиссее» рассказывает о лечении ран звуками музыки. Древние греки и римляне верили, что музыка помогает процессу пищеварения. Римский философ Боэций в своем трактате «Наставления музыке» рассказывает, как музыканты лечили соотечественников с помощью пения. Философы отмечали пользу вокалотерапии. Способность голоса выражать чувства и эмоции через пение известна с древних времен. Художественное пение существовало еще до нашей эры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.

Как правило, сольные вокальные произведения в Древней Греции исполнялись самими поэтами. Слова исполнителя были направлены к человеку, а музыка направлялась на чувства. К основным жанрам греческой вокальной музыки относились френ (гимн скорби), пэан (победный гимн),  дифирамб (торжественный гимн).

Уже Платон задумывался о необходимости музыкотерапии. Он считал, что ритмы и лады, воздействуя на мысли людей, способны настроить ее. После Платона и Пифагора идеи о положительном влиянии искусства на людей начал развивать Аристотель. Он является автором учения о катарсисе. Катарсис – концепция очищения души в процессе восприятия искусства. Аристотель говорил, что катарсис является средством устранения пафоса, обновления моральных критериев.

Античные источники описывают множество случаев чудесного исцеления благодаря тому или иному виду искусства. Часто в качестве лекарства использовали танец. Например, в Италии движениями под динамичную музыку пытались излечить укусы тарантула. Так появился танец «тарантелла», исполняя который больные пытались вытанцевать яд из тела.

Древний Китай

В Древнем Китае, как и в других государствах, музыку использовали достаточно широко в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В основе диагностики и лечения с использованием музыки лежало воздействие на активные биологические точки — акупунктура.

Отечественный искусствовед и музыкотерапевт С.В. Шушарджан отмечал, что музыка всегда являлась неотъемлемой частью человеческой жизни. Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и основывается на пяти тонах, которые соответствуют пяти элементам природы (земле, металлу, дереву, огню, воде). Эти элементы в свою очередь соответствуют пяти органам человека: (селезенке, легким, печени, сердцу, почкам).

Согласно древнекитайской философии все существующее в мироздании можно разделить на две психические категории: Ян и Инь. Эта энергия движется в теле человека по определенным маршрутам, связанным с определенными органами. Поэтому лечение душевных или физических расстройств можно осуществлять при помощи воздействия определенных тонов на активные точки, расположенные в определенных областях тела.

Древняя Индия

В индийской музыкотерапии отдельное место занимало пение. Считалось, что вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому оно занимает более высокое положение. С.В. Шушарджан говорил: «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела». В Древней Индии считалось, что душа человека выражает себя в голосе. Активность появляется в уме. Ум, в свою очередь, проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. Эти вибрации с помощью дыхания образуют голос. Голос выражает позицию ума и обладает магнетической силой как природный инструмент.

Согласно индийской философии отразить спокойствие души и мира можно с помощью музыки. Ни одно искусство не вдохновляет человека так, как музыка.

Средневековье

В Средние века музыкотерапия основывалась на теории аффектов. Ученые изучали специфику воздействия ритма и мелодии на психоэмоциональное состояние человека. Были попытки установить связь между темпераментом человека и его предпочтениями в музыке. Немецкий ученый и музыкант А. Кирхер считал, что психотерапевтическое воздействие музыки заключается в ее посредничестве между музыкой сфер и физиологическими процессами в теле. Музыка приводит эти компоненты в соответствие, что способствует оздоровлению организма.

XIX – XX века

Первые попытки научно осмыслить механизм влияния музыки на психику человека были предприняты в XVII веке. В начале XIX века французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль начал применять музыкотерапию в психиатрической клинике. Использование музыки преимущественно осуществлялось в целях исследований. Экспериментальные исследования механизма влияния музыки появились в конце XIX — начале XX веков. Исследователи пытались подвести физиологический базис под эмпирические факты.

Российские ученые также проявляли интерес к проблеме связи музыки и медицины. В.М. Бехтерев был инициатором основания комитета по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. В состав комитета вошли врачи и представители музыкального мира. Исследования С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля выявили положительное влияние музыки на разные системы организма человека. На основании этих данных были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции коры головного мозга и могут привести к потере ориентировки в окружающей действительности и даже смерти человека.

Приобщаясь к искусству, человек испытывает положительные эмоции, которые впоследствии оказывают лечебное воздействие на психику и соматические процессы. Кроме того, положительные эмоции снижают психоэмоциональное напряжение и мобилизуют резервные силы, помогают проявлять творческую активность во всех областях искусства и науки. Такие выводы отечественных ученых лежат в основе научного обоснования применения искусства в коррекционной работе с взрослыми пациентами и детьми.

Уже в начале прошлого века в Европе стали применять изобразительное творчество в качестве средства для лечения пациентов с психическими расстройствами. В Великобритании этим направлением психотерапии занимались М. Ричардсон, Дж. Дефубле. Психиатры активно взаимодействовали с представителями художественного мира. Изобразительная деятельность психически больных людей была предметом научных исследований, ее использовали как метод диагностики.

А. Хилл в своей книге «Изобразительное искусство и болезни» описывал опыт применения художественного творчества для лечения болезней и реабилитации. Именно он ввел в употребление термин «арт-терапия». Так он называл изобразительное искусство как метод лечебного воздействия.

В 1940 е года в США М. Наубург начал использовать рисуночные техники в психотерапевтической работе с детьми. Он полагал, что ребенку легче выражать свои переживания и бессознательные процессы в рисуночных техниках. Одновременно арт-терапия развивается в контексте теорий З. Фрейда и К.Г. Юнга. Эти специалисты также использовали изобразительную деятельность в качестве метода лечебного воздействия на пациентов в своей психотерапевтической практике. Примечательно, что лечебный эффект в американском арт-терапевтическом направлении также описывался при помощи положений традиционного психоанализа.

Психоаналитики полагают, что регулятором человеческого поведения выступает сознание. З. Фрейд утверждал, что за сознанием скрыт целый пласт человеческих переживаний, желаний и стремлений, которые не осознаются личностью. Именно эти неосознаваемые импульсы могут являться причинами психических заболеваний. Знаменитый психоаналитик пытался найти средство, которое бы помогало его пациентам избавляться от конфликтов между сознанием и бессознательным. Метод исцеления души автор назвал психоанализом.

К.Г. Юнг считал, что после определения основных конфликтов и выражения их через искусство человек становится способным самостоятельно регулировать свою психическую активность. При этом он станет способным раскрывать свои скрытые возможности. Арт-ерапевтическое воздействие заключается в том, что психотерапевт помогает клиенту выразить травмирующую ситуацию при помощи разных видов искусства. Катарсис облегчает состояние пациента.

Опираясь на идеи К.Г. Юнга, такие психологи как Р. Пикфорд, М. Милнер, Д. Винникотт занимались развитием такого направления психотерапии как арт-терапия. В основе которой в то время лежало изобразительное искусство. Во второй половине ХХ века появляются первые профессиональные объединения арт-терапевтов. Так, в 1963 году возникла Британская ассоциация арт-терапевтов и Американская арт-терапевтическая ассоциация. Главная цель деятельности таких объединений — сохранение психического здоровья людей при помощи различных видов творчества.

Тогда же были предприняты первые шаги по внедрению арт-терапии в систему государственного здравоохранения. Арт-терапевтическая практика внедряется в систему образования.

Е. Крамер и Х. Рид изучали искусство как фактор психического развития детей. Они обосновали необходимость использования изобразительных приемов при работе с детьми в качестве психокоррекционного инструмента. Российскими специалистами, занимающимися данными вопросами были Е.И. Бурно, Г.В. Бурковский, Р.Б. Хайкина. Ими было установлено, что дети способны выражать мысли без слов, используя изобразительную деятельность. Отреагирование переживаний и фантазий, способствующее изменению поведения, происходит с использованием продуктов изобразительной деятельности.

Музыкотерапия выделилась в самостоятельное направление терапии во второй половине ХХ века. И с этого момента начала широко использоваться в Европе и США. Во многих странах Европы появляются музыкально-терапевтические сообщества. В этот период интерес к механизму воздействия искусства на человека очень высок. Это связано с научно-техническим прогрессом. Исследователи уделяли внимание вопросам физиологических реакций организма в ответ на воздействие музыки. Все больше специалистов говорят о возможности использования музыки в качестве лечебно-коррекционного средства. Они полагают, что музыка обеспечивает гармонизацию состояния человека: помогает снять напряжение, утомление, повышает эмоциональный тонус, удовлетворяет эстетические потребности.

В.Е. Рожнова, С. Машура, В.И. Петрушина, Л.С. Брусиловский делали обзор направлений арт-терапии в своих работах. На сегодняшний день практически во всех странах мира представлены разнообразные виды арт-терапии. Специалисты занимаются ими как в медицине, так и в психологии. Арт-терапевтические методы успешно работают при терапии соматических, нервно-психических расстройств, поскольку при любой структуре нарушения затрагивается аффективная сфера.

Современные тенденции развития музыкотерапии

Музыкотерапия занимает особенное место среди современных видов арт-терапии. Примечательно, что каждая из музыкотерапевтических школ Европы имеет собственную концепцию. Например, во Франции и Голландии музыкотерапию применяют в практике психотерапии и хирургии. При этом специалисты выбирают те мелодии, которые оказывают необходимое физиологическое воздействие на организм пациента. В Голландии применяют классическую музыку для терапии сердечнососудистых заболеваний.

В свое время А. Томатис изучал особенности влияния звуков высокой частоты на психику личности. Он доказал, что человек не просто слышит. Некоторые звуки попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки. Другие воспринимаются мозжечком, отвечающим за сложные движения и чувство равновесия. Затем они попадают в лимбическую систему, которая отвечает за контроль эмоций посредством выделения биохимических веществ и гормонов. Кроме того, электрический потенциал, который создается звуком, оказывает воздействие на кору головного мозга, отвечающую за сознательное управление поведением человека. Получается, что ухо – это орган, который формирует сознание человека. Звук – это энергетический источник мозга и всего организма. Существует взаимосвязь между диапазоном слухового восприятия и состоянием здоровья человека. Шведская школа музыкотерапии опирается на концепцию психорезонанса, суть которой заключается в том, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и становятся доступными для понимания. В основе данной концепции лежат представления К.Г. Юнга о «коллективном бессознательном». А. Понтвик развивал представления о том, какими путями происходит раскрытие глубинных слоев психики. Он полагал, что это происходит при помощи соотношения звуков, дающих эффект обертонов.

В США музыкотерапия получила широкое распространение после Второй мировой войны. В данный период музыку применяли для терапии эмоциональных расстройств у ветеранов военных действий. Затем такой вид терапии стал использоваться при работе с детьми и пожилыми людьми. В 1950 году была создана Национальная ассоциация музыкальной терапии. При этом американские психотерапевты лечебный эффект музыки объясняли в русле традиционного психоанализа. Они считали, что музыка способствует осознанию эмоционально травмирующей ситуации и приводит к катарсистической разрядке. При этом важно выбирать музыкальные произведения, которые вызывают появление желаемых ассоциаций, образов, чувств. Анализ ассоциаций помогает выявить причину скрытого конфликта. Наиболее известным арт-терапевтическим центром США считается клиника музыкальной терапии Нордофф-Роббинса. Она была открыта в 1990 году в университете Нью-Йорка. Здесь развивается направление инструментальной и вокальной терапии, подчеркивающее роль «живой» музыки как средства коммуникации. Пациенты в рамках терапии привлекаются к процессу сочинения музыки вместе с терапевтом. Одновременно в клинике проводятся масштабные исследования по другим видам арт-терапии: драмотерапии, вокалотерапии. Особое внимание исследователи уделяют вопросам воздействия арт-терапевтических методик на детей. На базе клиники успешно используется как индивидуальная, так и групповая психотерапия. Участники проявляют творческий потенциал посредством импровизации, сочинения музыки и песен. Специалистами доказано, что активное участие пациента в терапевтическом сеансе приводит к разрушению внутреннего конфликта.

В Лондоне в 1975 году был основан Центр музыкальной терапии. Специалисты центра занимаются разработкой музыкально-терапевтических программ для школ и медицинских клиник. В Германии в 1985 году был создан Институт музыкальной терапии. Исследователи использую музыкальную терапию во многих областях медицины: общей и детской психиатрии, невропатологии, интенсивной терапии. В России, начиная со второй половины ХХ века, арт-терапия разрабатывается в качестве лечебного и коррекционного средства в разных направлениях медицины и психологии. Специалисты подтверждают эффективность музыкотерапии, изотерапии, библиотерапии, имаготерапии в своих исследованиях. Вопросами арт-терапии занимались Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, С.В. Шушарджан, А.И. Захаров, Р.Б. Хайкин и многие другие. Важно отметить, что отечественная школа лечения искусством достигла больших успехов. Доказано, что разные виды искусства оказывают лечебное и коррекционное воздействие на физиологические процессы организма и психоэмоциональное состояние.

Есть убедительные подтверждения тому, что отдельные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздражителя психические состояния. Например, при восприятии музыки разных направлений меняются частотные характеристики электроэнцефалограммы. Н.Д. Маслова показала, что альфа-ритм в ЭЭГ усиливается при прослушивании музыки, которая нравится человеку.

Психиатры А.Л. Гройсман и В. Райков отмечали, что искусство оказывает положительное влияние на нервную систему человека. Например, доказано психокоррекционное воздействие живописи на психику человека, особенно если он принимает активное участие в изобразительной деятельности. Психотерапевт С. Мамулов отмечал, что нормализация деятельности сердечнососудистой системы происходит под воздействием музыки, исполняемой на скрипке. А ритмичная и энергичная музыка, характеризующаяся умеренным темпом, способствует тонизации сосудов, в том числе и сосудов головного мозга.

С.В. Шушарджан отмечал лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии. В 1997 году в Москве была создана Международная академия интегративной музыкотерапии. Интегративная медицина объединила в себе передовые достижения традиционной и народной медицины, компьютерной технологии и искусства. Данное направление терапии направлено на профилактику, коррекцию и сохранение здоровья человека. Академия занимается подготовкой профессиональных музыкотерапевтов, обладающих знаниями врача и музыканта. Такие специалисты оказывают немедикаментозное воздействие на организм человека для того, чтобы восстановить нарушенные функции организма.

Развитие современной науки и техники позволяет проследить влияние музыки на мозг человека. Во время прослушивания музыки возрастает мозговая активность, т.к. одновременно начинает функционировать ряд областей: отвечающая за восприятие, за обработку информации, за разложение информации. Игра на музыкальном инструменте задействует зрительную, слуховую и моторную зону. А регулярное занятие музыкой укрепляет мозговые функции, которые находят применение в других сферах деятельности. Игра на музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, различные виды памяти.

Специалисты отмечают, что музыкотерапия успешно применяется с лечебной целью у детей с неврозами, детским аутизмом, органическими заболеваниями головного мозга.

Применение арт-терапии в психокоррекционной практике

Вопросы использования разных направлений арт-терапии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, сегодня разрабатываются Ю.Б. Некрасовой, Л.В. Кузнецовой, Е.Ю. Роу. Специалисты выделяют сразу несколько направлений применения искусства в коррекционной работе:

  1. Психофизиологическое направление. Основное внимание специалистов сосредоточено на коррекции психосоматических нарушений.
  2. Психотерапевтическое направление. Основное внимание специалистов направленно на воздействие искусства на эмоциональную и когнитивную сферу ребенка.
  3. Психологическое направление. Основное внимание специалистов направленно на техники, выполняющие катарсистическую, регулятивную и коммуникативную функции.
  4. Социально-педагогическое направление. Основное внимание специалистов направлено на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности.

Применение искусства в процессе обучения

Искусство выступает эффективным средством воспитания, поскольку способно влиять на нравственность детей, формирует их мышление, развивает воображение, эмоции и чувства. Современная специальная психология все больше склоняется к применению искусства в качестве средства коррекции в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отечественные специалисты, такие как Н.И. Макулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова считают, что процесс восприятия искусства ребенком — это сложная психическая деятельность, которая сочетает в себе познавательные и эмоциональные компоненты. Художественная деятельность способствует сенсорному развитию, учит различать цвет, форму, звуки. Таким образом, данный вид деятельности подводит ребенка к глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний. Постепенно он начинает понимать язык различных видов искусства.

О положительном влиянии искусства на психику детей с ограниченными возможностями здоровья говорил Л.С. Выготский. Он отмечал, что художественная деятельность не только способствует развитию психических функций, но и творческих проявлений детей. Современные исследования в данной области подтверждают положительное влияние искусства на ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Например, занятия музыкой с учениками, имеющими умственную отсталость, способны активизировать мышление. У таких ребят формируется целенаправленная деятельность, повышается устойчивость внимания. Занятия рисованием способствуют развитию сенсорной сферы детей, страдающих ДЦП, формируют мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки. Кроме того, такие занятия развивают произвольное внимание, воображение и речь детей с ОВЗ.

Отмечена большая эффективность изобразительной деятельности в развитии познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка. Такие занятия помогают формировать и развивать его речь, слухо-зрительное восприятие. Слушание музыки, музыкально-ритмические занятия у детей с нарушениями слуха помогают развивать речевую функцию, слуховое восприятие и моторику.

При организации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития положительный результат дает театрализованная деятельность. Она помогает развить воображение, способствует активизации творческой деятельности. Во время таких занятий обеспечивается становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания. Кроме того, происходит коррекция психоэмоционального состояния. Исследования показывают, что искусство развивает личность ребенка, расширяет его кругозор, позволяет реализовать познавательные интересы. Искусство является формой эстетического познания действительности, поэтому приобщаясь к нему, ребенок с ограниченными возможностями получает возможность ощутить мир через художественные виды деятельности.

Коррекционные возможности искусства, прежде всего, можно объяснить тем, что оно выступает в качестве источника положительных переживаний ребенка, активизирует креативные потребности. Повышение эстетических потребностей детей – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, при помощи искусства может осуществляться в двух направлениях:

  1. через воспитание способности эстетически воспринимать действительность;
  2. через осуществление деятельности, непосредственно связанной с искусством: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театральной.

Не возникает сомнений, что искусство оказывает значительное психотерапевтическое влияние на эмоциональную сферу детей, т.к.  выполняет следующие функции:

  • Коммуникативную (дети, осуществляющие художественную деятельность, имеют возможность расширить свой социальный опыт; учатся адекватному взаимодействию с другими людьми. Проявление индивидуальных особенностей в коллективе способствует формированию внутреннего мира, становлению собственного чувства значимости.)
  • Регулятивную (любые виды искусства, с которыми ребенок знакомится в дошкольном и школьном возрасте, оказывают влияние на его поведение, делая его адекватным, а занятия многими видами искусства помогают детям избавиться от негативных переживаний).
  • Катарсистическую (функция катарсиса заключается в разрядке чувств, любой из жанров искусства помогает снять эмоциональное напряжение).

Эффект катарсиса, по мнению отечественных психологов, является главным итогом воздействия искусства на психику человека. Благодаря катарсису слушатель или читать постигает смысл произведения. При этом собственные его переживания перерождаются, человек начинает сострадать, ощущает душевный подъем и просветление.

Психологическая природа катарсиса заключается в состоянии душевной гармонии. Художественное восприятие, без которого катарсис невозможен, это сложная работа чувств, мыслей, воображения субъекта. Далеко не все дети в ОВЗ готовы к такому виду психической деятельности. Поэтому эффект катарсиса можно получить, обучив ребенка художественному восприятию произведений.

Процесс восприятия действительности у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Так, дети с нарушением зрения легче воспринимают музыкальные произведения, дети с нарушениями слуха – изобразительное и танцевальное искусство. В момент общения с искусством у ребенка исчезают чувство одиночества, страх и тревога. Ребенок становится качественно другим в своем психологическом состоянии.

Коррекционные и развивающие возможности искусства, по мнению специалистов, связаны с предоставлением таким детям неограниченных возможностей для самовыражения. Создание продуктов художественной деятельности упрощает процесс коммуникации с другими людьми. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны его окружения повышает самооценку. Именно это помогает решить вопросы адаптации в социуме.

Список источников:

  1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.
  2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.
  4. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит? // Химия и жизнь. — 1987. - № 11.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. — СПб., 2017.
  6. Джола Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.
  7. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля: пер. с нем. — М., 1977.
  8. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня [и др.]. — М., 1991.
  9. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.-М., 1972.
  10. Медведева Е.А. Исторический обзор использования искусства в лечении и коррекции проблем в развитии личности // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: сб. материалов междунар. Теоретико-методол. Семинара / МГПУ. — М., 2015.
  11. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. — М., 1987.
  12. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. — М., 1966.
  13. Неменский Б.М. Искусство — школа формирования личности. — М., 1983.
  14. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. Музыка. — 1991. — №11.
  15. Шестаков В.П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. — М., 2012.
31.03.2020