Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ
Оценка 5

Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Оценка 5
Статья
31.03.2020
Арт-терапевтические технологии в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия в узком смысле – это психотерапия посредством художественного творчества. В широком понимании она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологий коррекционного психотерапевтического применения.

Основное воздействие на психику человека в арт-терапии осуществляется силами искусства. Однако различия между видами арт-терапии обусловлены не только конкретными видами искусства, на которых она основывается. Специалисты различают виды арт-терапии в зависимости от формы организации:

  • индивидуальная;
  • групповая.

А также в зависимости от того, какое конкретное лечебное или коррекционное воздействие арт-терапия оказывает на человека. Конечно, основой для всех видов арт-терапии является искусство, которое активизирует психические процессы и оказывает коррекционное воздействие на личность.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных и коррекционных целях. Сегодня музыкотерапия представляет собой целое психокоррекционное направление. Данный вид психотерапии воздействует на организм человека сразу по двум направлениям:

  1. психосоматическое – влияние на функции организма;
  2. психотерапевтическое – коррекция нарушений в развитии личности и улучшение психоэмоционального состояния.

Музыкотерапия оказывает комплексное влияние на состояние человека:

  • регулирует психовегетативные процессы и физиологические функции организма;
  • регулирует психоэмоциональное состояние;
  • повышает социальную активность;
  • облегчает усвоение новых положительных установок;
  • активизирует творческие проявления.

Сеансы музыкотерапии можно организовывать в нескольких формах:

  • рецептивная терапия;
  • активная терапия;
  • интегративная.

Рецептивная музыкотерапия

Данный вид терапии характеризуется тем, что человек относительно активен. В рецептивной психотерапии можно выделить два вида:

  1. Музыкопсихотерапия, позволяющая установить контакт психолога с ребенком, достичь катарсиса, снять нервно-психическое напряжение, наполнить положительными эмоциями. Восприятие музыки может при этом происходить в виде медитации.
  2. Музыкосоматотерапия. Главная цель данного вида терапии заключается в обеспечении лечебного воздействия на тело человека. Важно понимать, что такое лечение возможно начинать только после диагностического обследования человека. Музыкальное воздействие осуществляется посредством прослушивания специально подобранных музыкальных тем.

Активная музыкотерапия

Активная музыкотерапия предполагает, что ребенок активно участвует в коррекционном процессе. Среди видов активной музыкотерапии можно выделить:

  • вокалотерапию (лечение посредством пения);
  • кинезиотерапию (лечение посредством танца);
  • инструментальную музыкотерапию (лечение посредством игры на музыкальных инструментах).

В музыкотерапевтическом процессе ребенок должен принимать активное участие, выражая свое эмоциональное состояние, таким образом разрешая внутренний конфликт.

Вокалотерапия помогает решить задачи коррекции психоэмоционального состояния и лечебно-оздоровительного воздействия на органы речи и дыхания. Вокальный тренинг, который основан на принципах классического пения, помогает проводить биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, повышает резервные возможности организма. За счет активных движений грудной клетки происходит стимуляция работы всех органов и систем.

Кинезиотерапия может выражаться в таких видах, как танец, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика.

Ученым установлено, что различная двигательная активность повышает общую устойчивость организма, разрушает патологические стереотипы, возникающие во время болезни. Кинезиотерапия основывается на выражении определенных чувств и переживаний посредством пластики тела. Главным средством выражения является пантомимика. В основе использования танцетерапии лежит эффект снятия мышечного напряжения, появившегося в результате стресса.

Коррекционная ритмика – вид активной музыкальной терапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия. Коррекционная ритмика влияет на общий тонус, моторику, работу центральной нервной системы человека. Ритмика помогает развивать следующие такие психические функции, как внимание и память.

Одной из современных методик кинезиотерапии является психогимнастика. Она включает в себя виды психотерапии, основанные на внушении. Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Детей учат, что эмоциональные проблемы возникают не только в силу объективных факторов, но и в силу их неверного восприятия. Ребята изучают эмоции и получают навыки по управлению ими.

Интегративная музыкотерапия

Данный вид терапии сочетает в себе подходы рецептивной и активной музыкотерапии. Основной целью интегративной музыкотерапии является коррекция психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, повышение резервных возможностей организма. Коррекция психофизиологических процессов осуществляется при помощи рефлексомузыкотерапии и аппликативно-точечной музыкотерапии.

Коррекция психоэмоциональных нарушений происходит на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия:

  • музыкоцветотерапия;
  • музыкоизотерапия.

Музыкоизотерапия – восприятие музыки в сочетании с восприятием произведений изобразительного искусства. Такой вид терапии помогает человеку выйти из конфликтной ситуации, отвлекает от травмирующих переживаний.

Музыкоцветотерапия – вид терапии, который помогает восстановить свойственное организму человека равновесие, нарушенное болезненным состоянием при помощи музыки и цвета. Современные врачи и психологи подчеркивают, что воздействие цвета и музыки на организм человека обеспечивают коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. Установлено, что наиболее благотворно на организм влияют зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета:

Имаготерапия

Имаготерапия – (от лат. imago – образ) терапия театральным искусством занимает особое место среди видов арт-терапии. Теоретической основой имаготерапии является представление о единстве личности и образа. Задачи имаготерапии:

  • укрепление и обогащение эмоциональных и коммуникативных возможностей человека;
  • развитие умения адекватно реагировать на возникающие негативные ситуации;
  • развитие умения исполнять роль в соответствии с событиями;
  • развитие умения воспроизводить «лечебный» образ, помогающий оздоравливать личность;
  • тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужное время;
  • воспитание волевых качеств и умения регулировать эмоциональное состояние;
  • активизация интереса к обогащению опыта новым содержанием.

Коррекционный эффект в имаготерапии достигается посредством развития личности человека. По способу организации данный вид терапии может быть:

  • Индивидуальным, когда ребенок пересказывает прозаическое произведение, переходит к заранее запланированному психотерапевтом диалогу, который отражает описанную ребенком ситуацию. Также это может быть режиссерская игра с персонажами театра на столе.
  • Групповым, когда участники драматизируют произведение, в котором человек исполняет «лечебный» образ.

Специалисты выделяют следующие виды имаготерапии:

  • куклотерапия;
  • образно-ролевая драмтерапия;
  • психодрама.

Куклотерапия

Данный вид терапии чаще используется в работе с детьми. В его основе лежит идентификация ребенка с образом любимого героя. Целесообразно применять куклотерапию при нарушениях поведения, страхах, трудностях во взаимодействии с другими людьми. Технология проведения заключается в том, что любимый ребенком персонаж разыгрывает историю, связанную с травмой малыша. Во время игры инсценирование захватывает внимание ребенка, и он идентифицирует себя с главным героем. По мере того, как разворачивается сюжет, эмоциональное напряжение ребенка нарастает, а затем наступает разрядка. Важно, чтобы конец театрализованного действия всегда был позитивным. То есть главной целью куклотерапии является усиление эмоционального напряжения до такой степени, чтобы оно могло закончиться катарсисом.

Образно-ролевая драмтерапия

Представляет собой разыгрывание по ролям или драматизацию сюжета. Это групповая форма имаготерапии, когда один из участников играет «лечебный образ». Проигрывание ролей должно помогать разрушать старые поведенческие и коммуникативные стереотипы. Для того чтобы правильно подобрать образ необходимо провести предварительную психолого-педагогическую диагностику. Такой вид терапии помогает решать различные проблемные ситуации и корректировать поведение детей.

Психодрама

Сущность психодрамы заключается в том, что участники не исполняют готовые роли, а под руководством психотерапевта импровизируют на тему психотравмирующей ситуации. Результатом психодрамы является катарсис.

Изотерапия

Изотерапия является одним из самых распространенных видов арт-терапии. Она представляет собой лечебное воздействие посредством изобразительной деятельности. Такое направление психотерапии начало формироваться с середины ХХ века. В современной изотерапии выделяются следующие направления:

  • использование готовых произведений для анализа и интерпретации детьми;
  • побуждение к самостоятельно активности в изобразительной деятельности.

По способу организации данный вид арт-терапии может быть, как индивидуальным, так и групповым. Он широко используется в разных областях медицины, медицинской и специальной психологии. Специалисты отмечают, что изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими особенности развития. Особенно в тех случаях, когда затруднен вербальный контакт. Рисование выполняет психотерапевтическую функцию, помогает справиться с психологическими проблемами. В первую очередь рисунок рассматривается как проекция личности ребенка, символическое выражение мировоззрения. Поэтому психолог должен уметь отделять в рисунке те особенности, которые обусловлены уровнем умственного развития и техникой рисования ребенка от особенностей, которые отражают личностные черты. При этом изотерапия имеет несколько принципиальных отличий от учебных уроков рисования.

  • выражение с помощью рисунка конфликтной ситуации (на уроках рисования ребенок просто овладевает средствами и техникой изображения);
  • качество рисунка не является важным критерием оценки, он обладает собственной ценностью, связанной с разрешением внутренних конфликтов (на учебных занятиях основным критерием при анализе рисунка является степень овладения учеником системой изобразительных средств).

Педагог выполняет разные функции на учебном и терапевтическом занятии: на учебном занятии –  обучение детей способам изображения; в изотерапии – помочь осознать и разрешить проблему, выразить ее в рисунке.

Библиотерапия

К видам арт-терапии, которые основаны на коррекционном воздействии чтения, относится два вида:

  • либропсихотерапия (лечебное чтение);
  • библиотерапия (терапия через книгу).

В основе библиотерапии лежит применение специально подобранного литературного материала. Терапевтическое воздействие на человека заключается в воздействии на психику образа художественного произведения. При разработке проблемы библиотерапии можно выделить три основных направления научной мысли.

  1. Библиоведческое направление: сами по себе посещение библиотеки и чтение является отвлекающими факторами, человек не вспоминает о болезни; при этом нет необходимости в руководстве чтением.
  2. Психотерапевтическое направление: терапия должна происходить врачом-психотерапевтом.
  3. Психокоррекционное вспомогательное направление: в работе с ребенкаом должны участвовать и врач, и психотерапевт.

Библиотерапевтический эффект достигается, если терапевт учитывает следующие принципы:

  • содержание литературного произведения должно быть адекватным характеру проблемы ребенка;
  • содержание произведения должно быть изложено понятно и доступно для ребенка;
  • описанная в книге проблема должна быть максимально похожа на травмирующую ситуацию, в которой находится человек;
  • сюжет произведения должен завершаться позитивно, демонстрировать путь решения проблемы или конфликта.

Библиотерапия может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Кроме того, библиотерапия является лечебно-педагогическим методом, потому что помогает решать задачи перевоспитания. Данный вид терапии успешно выполняет сразу несколько функций:

  • диагностическая функция: анализ литературного произведения человеком помогает выявить психотравмирующие ситуации;
  • коммуникативная функция: на основе сюжета произведения должен быть построен диалог;
  • моделирующая функция: чтение специально подобранного произведения помогает преодолеть конфликтную для человека ситуацию;
  • психотерапевтическая функция: в процессе чтения личностное отношение человека к собственной проблеме изменяется, иногда человек готов стать автором собственных произведений, в которых излагают собственные переживания.

Сказкотерапия

Это самостоятельная терапевтическая методика, в основе которой лежит лечение посредством сказки. Данный вид терапии успешно используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказкотерапия помогает преодолеть агрессивность, неуверенность, застенчивость. Сказка как литературный жанр является интересным для детей, позволяет свободно фантазировать, раздвигает рамки обычной жизни. Ребенок идентифицирует себя с похожим персонажем, находит вместе с ним выходы из сложных ситуаций.

Таким образом, можно отметить, что арт-терапия помогает:

  • выражать чувства и переживания во внешней форме;
  • понять то, что происходит во внутреннем мире ребенка;
  • удовлетворить потребность в общении с другими людьми;
  • познавать окружающий мир через символизацию.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Практический опыт применения арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ показывает ее значительный терапевтический и коррекционный эффект. Арт-терапевтические методы дают возможность ставить и решать конкретные коррекционные задачи. В специальных дошкольных учреждениях все чаще применяются музыкотерапия, изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия. Но использование той или иной технологии невозможно без учета характера нарушений, которые имеются у ребенка. Важно помнить, что неадекватное использование той или иной технологии может оказать психотравмирующее воздействие на ребенка.

Для работы с детьми, имеющими нарушения слуха, можно применять изотерапию, кинезитерапию. Для работы с детьми, имеющими нарушения зрения, лучше применять вокалотерапию, сказкотерапию. Детям с ДЦП показаны хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия.

Имаготерапия и музыкотерапия дают положительный эффект при работе со всеми категориями детей с ОВЗ. Важно начинать работу в возрасте шести-семи лет, поскольку у детей уже сформированы речевые и двигательные навыки, развито самосознание.

Наиболее распространена в работе с детьми дошкольного возраста изотерапия, которая проводится в виде специальных занятий. В практике могут использоваться несколько типов заданий:

  • предметно-тематические задания (основой рисунка является человек и его отношения с окружающим миром);
  • образно-символические задания (визуализация абстрактных понятий: «добро», «зло», «счастье» и др.);
  • задания на развитие образного восприятия и воображения (рисуночные упражнения, основанные на принципе проекции);
  • упражнения с изобразительными материалами (изучение физических и экспрессивных возможностей различных материалов, экспериментирование с цветом);
  • задания на совместную деятельность (коллективное рисование).

Занятие по изотерапии проводится в четыре этапа:

  1. подготовительный этап – дети изучают обстановку и изобразительные материалы.
  2. выбор темы рисования.
  3. поиск адекватных форм выражения переживаний.
  4. самовыражение и разрешение конфликтной ситуации.

Музыкотерапия, как и изотерапия, дает убедительные положительные результаты в психокоррекционной работе. Терапевтические сеансы могут проходить в групповой и индивидуальной форме. Рецептивная музыкотерапия подходит для работы со следующими категориями детей:

  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с ДЦП;
  • дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Занятия должны быть направлены на формирование положительного эмоционального состояния, катарсис, выход из психотравмирующей ситуации. Чтобы музыка произвела на ребят ожидаемый положительный эффект необходимо подготовить их для прослушивания музыки: помочь расслабиться, сосредоточиться на музыкальном произведении. Восприятие происходит совместно с психологом, который помогает ребенку настроиться, синтезирует музыкальное и наглядно-зрительное восприятие. После прослушивания необходимо побеседовать с ребенком, расспросить о переживаниях. Сеансы рецептивной музыкотерапии помогают также моделировать эмоциональное состояние детей: сначала слушают музыку, созвучную их настроению, затем психолог меняет характер музыки в соответствии с желаемой переменой. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы восприятие музыки сопровождалось просмотром видеозаписи.

Активная музыкотерапия может быть реализована в виде вокало или танцетерапии. Вокалотерапия помогает корректировать психоэмоциональное состояние детей, формирует оптимистичное настроение.

Кинезитерапия, как отмечалось выше, основана на связи эмоциональных состояний с телом человека (жесты, мимика, позы и движения всегда отражают душевное состояние ребенка). Коррекционная ритмика снимает эмоциональные зажимы, использование танцетерапии помогает тренировать мышечную, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

Танцетерапия предполагает использование следующих видов танца:

  • образно-сюжетный танец;
  • современный и народный танец.

Также широко используется коррекционная ритмика, помогающая осуществлять коррекцию внимания, памяти, воображения и речи. Данный вид терапии подразделяется на несколько видов в зависимости от видов нарушения, которые подлежат коррекции:

  • логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи;
  • фонетическая ритмика для детей с нарушениями слуха;
  • коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрения.

Отличительной особенностью коррекционной ритмики является использование ритма. При этом важно, чтобы занятия проводил квалифицированный ритмист, обладающий знаниями в области специальной психологии и педагогики.

Психогимнастика помогает научить детей выражать эмоции при помощи движений тела, в процессе занятий ребята овладевают навыками релаксации.

Большое внимание при проведении музыкотерапевтических занятий должно уделяться коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения с окружающими людьми, а во время сеансов используоваться невербальный материал.

Имаготерапия заключается не в публичном выступлении детей, а в углублении и фиксации психотерапевтического эффекта и направлена на:

  • решение проблем эмоциональной неуравновешенности;
  • неадекватной оценки собственного поведения в ситуации общения;
  • снятие установки, препятствующие общению;
  • снижение тревожности и страха;
  • решение проблем общения.

Куклотерапию с детьми дошкольного возраста в рамках специальных и инклюзивных образовательных учреждений стоит проводить в индивидуальной форме. Психолог строит работу на основе взаимодействия с любимым персонажем ребенка, где кукла попадает в трудную ситуацию, но справляется с ней успешно. Психокоррекционное воздействие куклотерапии строится на основе идентификации ребенка с любимым героем. Важно в процессе занятия довести напряжение ребенка до максимума и способствовать катарсису. Стоит быть осторожным и не доводить малыша до истерики. Не стоит затягивать рассказ, важно вовремя менять сюжетную линию в зависимости от состояния ребенка.

Сказкотерапия дает положительный эффект при работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие нарушения, сложности в принятии собственных негативных переживаний. Она помогает ребенку осознать свои проблемы и найти пути решения. Психологи отмечают, что положительный эффект достигается даже тогда, когда ребенок не принимает сказку на сознательном уровне. Важно понимать, что одна и та же сказка по-разному влияет на разных детей. Если в работе используются готовые сказки, то после занятия необходимо провести с детьми беседу, в которой события сказки важно связать с их личным опытом. Психолог может составить специальную сказку, сюжет которой отражает проблемную ситуацию ребенка. Особое значение стоит придавать выбору персонажей сказки и описанию взаимоотношений между ними. Специалисты выделяют различные способы применения сказкотерапии. Например, Т.В. Вохмянина отмечает, что существуют директивный и недирективный подходы к проведению сеансов сказкотерапии.

Директивный подход помогает психологу четко задать тему занятия. На подготовительном этапе стоит провести беседу, в которой станут ясны увлечения ребенка. Коррекционный эффект достигается за счет соблюдения следующих условий:

  • сюжетная линия соответствует интересам, увлечениям, уровню интеллектуального развития ребенка, включает в себя героев похожих на действующих лиц конфликта;
  • сюжетная линия начинается с завязки, подводит к кульминации, через испытания осуществляется развязка, в которой герой находит выход их трудной для него ситуации;
  • психолог использует в сказке имя ребенка, неопределенные слова, облегчающие восприятие сюжета и идентификацию с персонажами.

Недирективная форма сказкотерапии основана на признании уникальности личности ребенка. Сказкотерапия помогает осуществлять диагностику отклонений в личностном развитии ребенка. Работа психолога направлена на выявление и осознание ребенком своих проблем. Специалисты отмечают, что хороших результатов сказкотерапия помогает достигать в работе с замкнутыми, пассивными детьми. В психотерапевтическом процессе могут использовать разные виды сказок:

  • дидактические сказки (знакомят детей с буквами, цифрами, звуками, арифметическими действиями);
  • психотерапевтические сказки (помогают ребенку увидеть сложные ситуации со стороны);
  • психокоррекционные сказки (положительно влияют на поведение детей).
  • медитативные сказки (направленны на осознание себя в моменте «здесь и сейчас»).

Важно подчеркнуть, что все арт-терапевтические методики, которые используются в работе с дошкольниками с ОВЗ, направлены на коррекцию личности детей. Применение средств искусства в специальном образовательном учреждении может иметь успех только в том случае, если в работу также включены родители. Необходимо обсуждать с ними проблемы детей, объяснять необходимость разрешения проблемной ситуации.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста

Школьный возраст характеризуется переходом к новой социальной ситуации развития. Часто у детей школьного возраста начинают проявляться новые сложности развития и обостряются личностные проблемы, дети переходят от игры к учебной деятельности, начинают активно познавать мир, у ученика добавляются новые обязанности, педагоги и родители предъявляют к детям новые требования, изменяются способы взаимодействия с окружающими людьми.

Однако специалисты подчеркивают, что младшие школьники с ОВЗ с началом обучения в школе не всегда полноценно переходят на новый этап развития. Их эмоционально-волевая, личностная сфера, уровень самосознания все еще не соответствуют этапу начала активной учебной деятельности. Поэтому такие ребята часто напряжены, пассивны, не уверены в себе. У них снижена потребность в общении со сверстниками, могут проявляться дезадаптивные способы поведения. Процесс обучения младших школьников с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми создает необходимость изучения и понимания особенностей развития личности ребенка с ОВЗ. Именно в данный период возрастает возможность применения арт-терапевтических методов, которые помогают ребенку с ОВЗ комфортно войти в новую социальную ситуацию развития. Включение арт-терапевтических методик в коррекционно-психологическую работу помогает расширить возможности реализации специальных образовательных потребностей:

  • создания доступной инклюзивной среды;
  • оказания помощи в успешной интеграции в детский коллектив сверстников;
  • расширения социального опыта, контактов с нормально развивающимися одноклассниками;
  • использования обходных путей для повышения психической активности, мотивации, эмоционального тонуса, обогащения чувственного опыта;
  • психокоррекции имеющихся нарушений эмоционально-волевой, двигательной, личностной сфер;
  • применения методов формирования волевых качеств личности;
  • совершенствования речевой деятельности и поведения как основы коммуникативно-речевой компетенции и социальной успешности;
  • развития умений формулировать и находить решение проблемы, используя воображение;
  • использования знаково-символической основы познания окружающего и выражения своего внутреннего мира.

В зависимости от задач психологической помощи специалист выбирает ту или иную арт-терапевтическую методику. Если арт-педагогические технологии направлены на развитие познавательной сферы ребенка, то арт-терапевтические способствуют коррекции личностных проблем.

Психотерапевтический процесс проходит несколько последовательных этапов:

  • ориентировочный, на котором ребенок изучает обстановку и материалы;
  • выбор темы, адаптация к процессу коррекции в определенном направлении арт-технологии;
  • поиск адекватных форм выражения переживаний, самовыражения;
  • разрешение внутренней психотравмирующей ситуации в образно-символической форме.

В начальной инклюзивной и специальной школе для работы с младшими школьниками успешно используется изотерапия. Она помогает корректировать зрение, моторику, речь, развивает наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление. В изотерапии используется широкий спектр тем и упражнений, которые помогают корректировать личностные проблемы. Рассмотри некоторые из них:

  • упражнения с красками, пастелью, глиной, песком, тканью (занятия активизируют развитие сенсомоторных навыков, помогают снять напряжение);
  • упражнения на общие темы (помогают выражать собственные переживания и чувства);
  • упражнения, связанные с восприятием и принятием себя;
  • упражнения, направленные на изучение взаимоотношений в семье (разрешают конфликты со сверстниками и родителями);
  • парные упражнения (развивают коммуникативные способности детей);
  • упражнения, развивающие групповое взаимодействие детей;
  • упражнения, предполагающие сочетание изобразительной деятельности с разными формами художественной деятельности. При этом психолог может предложить ученикам работать в различных изобразительных техниках:
  • монотопия;
  • рисунок на влажной бумаге;
  • пуантилизм;
  • ниткография;
  • пятнография;
  • работа с соленым тестом.

Изотерапия с младшими школьниками с ОВЗ и нормально развивающимися детьми может проводиться в индивидуальной, групповой, подгрупповой формах.

Специалисты выделяют несколько способов использования детьми художественных средств при отражении внутренних состояний:

  1. Манипуляции с целью исследования физических свойств изобразительного материала.
  2. Деструктивное поведение, агрессивные действия (рвет бумагу, ломает карандаши, брызгает краской).
  3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же действий и рисунков.
  4. Создание художественных образов, реализация потребности в саморазвитии.

Психологу важно помнить, что каждый изобразительный материал может помочь управлять активностью детей с ОВЗ. Например, при работе с младшими школьниками и гиперактивными детьми не стоит использовать краски или пластилин. Данные материалы активизируют у таких детей неструктурированные действия и проявление агрессии. Лучше предлагать им карандаши или фломастеры. Помимо этого, для такой категории детей более коррекционными являются такие занятия, когда все тело включено в деятельность (рисование на больших листах бумаги, рисование мелом на полу). При интерпретации рисунков стоит обратить внимание на следующие факторы:

  • уровень развития изобразительной деятельности ребенка;
  • содержание рисунка;
  • особенности протекания процесса рисования (как ребенок выбирал тему, как выражал содержание, какие цвета выбрал, размеры изображения, наличие эмоциональных реакций).

При этом уровень художественного исполнения рисунка во внимание не принимается.

Сказкотерапия – это техника, направленная на процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказки, которые может использовать педагог в работе с младшими школьниками, можно подразделить на несколько видов:

  • народные, отражающие нравственную норму;
  • авторские;
  • психокоррекционные;
  • психотерапевтические;
  • дидактические.

Главная задача взрослого создать предпосылки для осознания детьми смысла сказки. Сказкотерапия не только помогает корректировать эмоциональные состояния ребенка, но и активизировать его ресурсы. Важно правильно выбрать коррекционное произведение, в котором будет отражена проблема героя, похожая на трудности самого ребенка. Психотерапевтический эффект достигается не только при помощи чтения, но также при помощи:

  • разъяснения;
  • обсуждения поведения героев;
  • рисования по мотивам сказки;
  • придумывания новой сказки или окончания к готовой сказке;
  • ведения дневника в процессе чтения;
  • драматизации сказки в кукольном театре.

Занятия по музыкотерапии с детьми младшего школьного возраста проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Она помогает корректировать:

  • эмоционально-личностную сферу;
  • трудности коммуникации;
  • конфликтные межличностные ситуации.

Рецептивная музыкотерапия (восприятие произведения) может осуществляться индивидуально или совместно с другими учениками. Такое прослушивание помогает достичь катарсиса, снизить уровень нервно-психического напряжения.

Активная музыкотерапия предполагает вхождение ребенком в образ исполнителя. При этом разрядка внутренних переживаний происходит через внешние движения тела.

Интегративная музыкотерапия соединяет прослушивание мелодий с изобразительной деятельностью. Дети могут рисовать содержание музыкального произведения или свои впечатления от услышанного.

Часто в качестве коррекционной техники психологи используют драматизации сказок или небольших рассказов. Это помогает научить детей невербальному выражению эмоциональных состояний, взаимодействовать в коллективе. Важно грамотно подходить к выбору литературного произведения: сюжет должен носить коррекционный характер. Также необходимо учесть индивидуальные особенности и проблемы участников театрального представления. Драматизация коррекционного процесса возможна с использованием кукольного театра. Работа должна строиться по фиксированному сценарию.

Танцетерапия помогает совершенствовать социальное взаимодействие детей на невербальном уровне. Заниматься танцетерапией могут дети с различными нарушениями: нарушения слуха, речи, ЗПР, умственная отсталость, эмоциональные расстройства. Танцетерапия помогает решить следующие задачи:

  1. Осознание собственного тела и его возможностей.
  2. Усиление чувства собственного достоинства.
  3. Развитие социальных навыков невербального взаимодействия.
  4. Познание собственных чувств через установление их связи с движением.
  5. Высвобождение неосознанных переживаний.

При этом психолог может выбирать следующие методические приемы:

  • индивидуальный спонтанный танец;
  • групповой структурированный танец;
  • групповой круговой танец;
  • ритмическая групповая активность;
  • экспериментирование с движением.

Продолжительность занятия должна составлять 40-50 минут. Желательно проводить их еженедельно. Состав группы не должен быть больше 5-12 человек. Важно обсуждать с детьми их переживания и физические ощущения.

Куклотерапия также широко применяется в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения. Данный прием целесообразно использовать для:

  • улучшения социальной адаптации;
  • преодоления трудностей эмоциональной сферы;
  • для коррекции нарушений поведения;
  • для разрешения внутренних и внешних конфликтов личности.

Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми подросткового возраста

В старшем школьном возрасте роль арт-терапевтических методик в психокоррекционной работе повышается. Вместе с развитие ребенка происходит расширение круга психотерапевтических техник. Старший школьный возраст связан с перестройкой организма и половым созреванием. Дети формируют свое мировоззрение и хотят казаться взрослыми. Главная особенность подросткового возраста – личная нестабильность, эмоциональная неустойчивость, негативизм, протестные реакции. Характер подростка противоречив. Детям в этом возрасте достаточно сложно адаптироваться в обществе и понять себя. Подростки с ОВЗ испытывают трудности при анализе того, что с ними происходит в данный период. Они достаточно сильно переживают свою неполноценность. Специфика протекания подросткового кризиса зависит от многих факторов (психофизические особенности, условия функционирования семьи). Назовем факторы, которые часто приводят к развитию социальной дезадаптации:

  • педагогическая запущенность, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • депривация как отсутствие необходимых для ребенка теплых отношений с близкими людьми;
  • жестокое обращение;
  • пережитые тяжелые травмы, в которых ребенок участвовал, испытанные страдания и интенсивный страх;
  • фрустрация, или блокировка на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • внутренний конфликт.

В результате у подростка ухудшаются взаимоотношения с близкими, одноклассниками, может проявляться саморазрушающее поведение. Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует психокоррекционной работы, которая складывается из следующих компонентов:

  1. Установление контакта и формирование доверия.
  2. Обнаружение положительных изменений в процессе осуществления коррекционной работы.
  3. Изучение особенностей семьи ребенка.
  4. Выявление индивидуально-личностных особенностей подростка.

Арт-терапия является гибкой формой психотерапии, которая дает возможность мягко и экологично решать проблемы, имеющиеся у ребенка. С помощью технологий арт-терапии подросток может понять различные чувства (любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость).

Важно помнить, что в арт-терапевтическом процессе с подростком нельзя использовать команды, указания, принуждение и критику. Ребенок вправе самостоятельно выбирать содержание и вид творческой деятельности.

Изотерапия с подростками, имеющими нарушения, строится на основе тем, отражающих их внутреннее состояние. Рисунок помогает проявить эмоции, мысли и травмы, которые подавлены в сознании ребенка. Для полного завершения психотерапевтического процесса стоит провести беседу с подростком, обсудить содержание рисунка. Рисование с партнером на свободную тему помогает исследовать межличностные конфликты.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка. Автор метода «Песочной терапии» (швейцарский аналитик Дора Кальфф) считает, что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Психологическая песочница – это особая среда. Играя в ней, подросток может посмотреть на жизненную ситуацию со стороны. В процессе игры песком и маленькими фигурками, человек приближает к себе свой внутренний мир и начинает осознавать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить пути решения конфликтных ситуаций. Для песочной терапии необходим водонепроницаемый деревянный прямоугольный, квадратный или круглый ящик (50*70 см). Высота ящика до 8 см. Помимо этого необходим чистый просеянный песок и миниатюрные фигурки.

Психологическое воздействие на личность через сказки (сказкотерапия) эффективно и в подростковом возрасте. В подростковом возрасте дети с ограниченными возможностями здоровья способны не только читать сказки совместно с психологом, но и сочинять их. Метафора в сказках помогает работать с большим диапазоном подростковых проблем. Выделяют несколько функциональных особенностей сказок:

  1. Тексты сказок вызывают интенсивную эмоциональную реакцию и одновременно обращаются к сознанию и подсознанию.
  2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры.
  3. В сказке в символической форме содержится информация о том, как устроен мир.
  4. Сказка помогает сформировать нравственный иммунитет – способность противостоять негативному воздействию, исходящему из социума.
  5. Сказки дают возможность мечтать.

Сказочная ситуация, которую психолог выбирает для терапии, должна соответствовать следующим требованиям:

  • ситуация не должна иметь готового ответа;
  • сказка должна описывать актуальную для подростка проблему;
  • ситуация, описанная в сказке должна побуждать ребенка к самостоятельному поиску решения проблемы.

Подросток может сам составить сказку. Анализируя ее, психолог должен придерживаться трех принципов:

  1. безусловное принятие внутреннего мира ребенка;
  2. объективность рассмотрения сказки с разных точек зрения;
  3. результативность, выполнение конкретной психотерапевтической цели.

Анализ сказки целесообразно проводить по следующей схеме:

  1. Сочетание впечатлений и ощущений слушателя, передача в сказке энергии автора.
  2. Основная тема сказки.
  3. Сюжет сказки, жанр.
  4. Линия главного героя, образ и отношения с миром.
  5. Символическое поле сказки (отражение внутреннего мира автора, зашифрованное в символах).

Разновидностью сказкотерапии является куклотерапия. Процесс изготовления кукол играет роль медитации, т.к. в процессе деятельности  дети становятся спокойными и уравновешенными, у них развивается произвольность психических процессов и моторика рук. Психолог может предложить создать куклу, отражающую определенное эмоциональное состояние. Механизмом трансформации негативных эмоций на позитивные заключается в преодолении трудностей работы с материалом и его сопротивления в создании образа.

Танцетерапия объединяет танец и психологию и работает через универсального посредника – движение.  Танцетерапия отличается от танца тем, что в танцетерапии главный акцент делается на внутреннее состояние, на то, какие эмоции человек испытывает в данный момент, также нет набора жестких требований, обязательных движений, предпочтение отдается искренности, естественности и свободе. Танец представляет спонтанную трансформацию внутреннего мира в движении. Танец отвечает целому ряду потребностей человека:

  • социокультурных;
  • социально-психологических;
  • психофизиологических;
  • личностных.

Танец помогает подростку познать собственное тело, принять себя, выразить переживания. Танцетерапия выполняет сразу несколько функций:

  • форма невербального катарсиса (в танце высвобождаются подавляемые чувства, в том числе и социально нежелательные, происходит перераспределение избыточной энергии, уменьшается уровень тревожности и агрессивности);
  • вид невербального общения (танец может являться визуализацией мысли, как движениями можно общаться, выражать свои чувства, показать наглядное проявление эмоций, самочувствие человека, его искренность в общении);
  • социально-психологическая функция (установление и регуляция взаимоотношений с партнером).

В танце отражаются социальные ценности, общественные установки.

К. Закс разделял танец на изобразительный (мимический) и неизобразительный (абстрактный).

Арт-терапия помогает ребенку выразить все переживания, которые сложно описать словами. Она является интегрирующим адаптационным механизмом, который помогает ребенку приспособиться к окружающей среде. Важно отметить, что в области использования арт-терапии нет строгих рецептов. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности. Поэтому педагог должен проявлять творческий подход к определению тактики работы с детьми с ОВЗ. Руководствоваться при этом все же стоит следующими положениями:

  • на всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно приметь любые виды арт-терапии;
  • использование технологий арт-терапии имеет свою специфику у детей с ОВЗ;
  • любая коррекционная методика направлена на решение конкретных задач и имеет границы применения.

Специфика использования арт-терапии  в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Основная цель применения технологий арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ – развитие личности, коррекция имеющихся у ребенка проблем и его социализация. Реализовать данную цель невозможно без участия родителей и семьи ребенка в коррекционной работе, ведь развитие ребенка зависит от взаимоотношений с родителями. Снятие психологического напряжения и решение проблем ребенка достигается только путем участия родителей в психотерапевтическом процессе. Именно поэтому сегодня арт-терапия и семейная системная психотерапия объединены в семейную арт-психотерапию.

Семейная арт-психотерапия включает следующие виды арт-терапии:

  • изотерапию;
  • куклотерапию;
  • вокалотерапию;
  • сказкотерапию;
  • музыкотерапию.

Задачи арт-психотерапии в работе с семьей ребенка с ОВЗ:

  • изучение детского опыта, связанного с взаимоотношениями с близкими родственниками;
  • изучение родительского влияния в семейных отношениях, прошлых и текущих моментов жизни семьи;
  • раскрытие подсознательных или неосознанных переживаний отдельных членов семьи, преодоление защитных механизмов семьи либо ее отдельных членов;
  • создание предпосылок для отреагирования чувств, понимания причинно-следственных связей дисгармоничных отношений;
  • определение и конкретизация актуальных внутрисемейных конфликтов, выявление дисфункциональных поведенческих стереотипов;
  • соотнесение опыта разных членов семьи с реальностью, коррекция родительского поведения;
  • развитие способности к автономному, независимому функционированию членов семейной системы.

Организуя психокоррекционную работу, психолог может выбирать разные формы: парная (ребенок и один родитель), групповая (ребенок и оба родителя). Выбор конкретной технологии зависит от запроса. Арт-психотерапевтический процесс имеет определенную структуру:

  1. Диагностика семейной системы

Диагностика семейной системы происходит в несколько этапов:

  1. Предварительная беседа с родителями без присутствия ребенка.
  2. Основное интервью с семьей в полном составе, объяснение задач терапии.
  3. Совместная арт-психотерапевтическая деятельность.
  4. Совместное изображение в рисунке конфликтной семейной ситуации.

Успешность арт-психотерапии с семьей ребенка с ОВЗ обусловлена обсуждением с каждым членом семьи целей, характера, условий предполагаемой коррекционной работы. Членам семьи важно объяснить, что совместаня арт-психотерапия не требует от них специальных художественных способностей. Психотерапия основана на свободном самовыражении чувств и переживаний.

  1. Коррекция и реконструкция дисгармоничных форм взаимоотношений.

Коррекция и реконструкция дисгармоничных моделей (форм)  предполагает использование различных технологий арт-терапии. Рассмотрим некоторый из них:

Психодраматические техники

Основатель психодрамы Я. Морено называл свой метод театром истины. Техника психодрамы дает возможность по ролям разыграть события и сцены из жизни семьи, раскрывающие основу существующих в ней проблем. В ходе терапии психолог и члены семьи могут проигрывать неприятное событие семьи. При этом психолог выступает в качестве режиссера, а члены сеьми могут обмениваться ролями. Психолог должен быть достаточно компетентным для того, чтобы умело проводить коррекцию. Важно помнить, что исполнение роли не должно превращаться в пародию. Совместные занятия помогают усвоить правила поведения и общения со взрослыми.

Песочная терапия

Данная техника также успешно применяется для психотерапевтической работы с семьей ребенка с ОВЗ. В песочнице также могут разыгрываться разные события. В процессе терапии участники могут переосмыслить и переоценить свое поведение, отреагировать свои переживания.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является наиболее многообразной технологией семейной арт-психотерапии. Сказки накапливают и раскрывают знания о жизни. Ребенок с ОВЗ должен осмысливать сказку совместно с родителями, искать и находить скрытые значения. Психолог может использовать уже готовые сказки, или готовить их для конкретной семьи. Анализ произведения помогает участникам найти пути исправления проблемы.

Список источников:

  1. Бакунова И.В, Родионова Е.С., Стахеева Е.А. Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии // Austrian journal of humanities and social sciences. – Вена, 2015. - №3-4.
  2. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – Челябинск, 2014.
  3. Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии. Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журн. – 1998. - №3.
  4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии / под. ред. В.Е. Рожнова. – М., 1985.
  5. Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // VII Всесоюз. Съезд невропатологов и психиатров. – М., 1981. – Т.3.
  6. Вайткявичене А., Кучинскене Р. О новых возможностях арт-терапии // Вестник практической психологии образования. – 2009. - №3;4.
  7. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. – СПб., 2004.
  8. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. – М., 1981.
  9. Драпкин Б.З. Терапия радостью: сущность детско-подростковой психотерапии // VII Всесоюз. Съезд невропатологов и психиатров. – М., 1981. – Т.3.
  10. Ждакаева Е.И. Психологическая помощь семьям средствами арт-терапии в условиях дошкольного учреждения // Омский науч. вестник. – Омск, 2012. - №1.
  11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 1998.
  12. Зелинская Е.А. Эффективность методики развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии // Вестник Челяб. гос. ун-та. – Челябинск, 2014. - №4.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб, 2001.
  14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб., 2005.
  15. Игровая семейная психотерапия / под. ред. Ч. Шефера, Л. Кэри. – СПб., 2000.
  16. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб., 2007.
  17. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., 1999.
  18. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб., 2003.
  19. Матейнова З., Машура С. Музыкальная терапия при заикании: пер. с чешск. – Киев, 1984.
  20. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии // Социальная защита детства: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.
  21. Медведева Е.А. Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида // Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / под. ред. Е.А. Медведевой. – М., 2002.
  22. Назлоян Г. Концептуальная психотерапия: портретный метод. – М., 2002.
  23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. – М., 2000.
  24. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1979.
  25. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям с ограниченными возможностями здоровья: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2017.
  26. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма М., 1998.
31.03.2020