Нормативно-правовые основы внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Оценка 5

Нормативно-правовые основы внеурочной деятельности в образовательном учреждении

Оценка 5
Статья
02.04.2020
Нормативно-правовые основы внеурочной деятельности в образовательном учреждении

В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка. В пункте 1 статьи 29 данного документа отмечается: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Воспитание в общеобразовательной организации заключается в создании условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, в содействии процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Принципы реализации воспитательного компонента образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы образования и отражающие государственный и социальный заказ. Именно поэтому так важно для каждого работника образовательной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в профессиональной деятельности. Образовательные организации и педагоги вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходя из запросов участников образовательного процесса. Поэтому каждый работник образования должен иметь представление об основах нормативно-правового обеспечения управления и уметь ориентироваться в различных документах.

Более подробно остановимся на содержании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», требованиях профессиональных стандартов педагогической деятельности и федерального государственного образовательного стандарта общего образования, ценностных ориентирах и концептуальных подходах к воспитательной и внеурочной деятельности, изложенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Обзор нормативных документов в сфере внеурочной деятельности в общеобразовательной организации

Управление качеством воспитательной деятельности образовательной организации связывается, прежде всего, с качеством ее нормативно-правового обеспечения, которое подразделяется на внешнее и внутреннее. Внешнее обеспечение включает директивные и нормативные документы международного, федерального и регионального уровней. Внутреннее — локальные акты образовательной организации и ее документацию по организации воспитательного процесса.

Концептуальными основаниями для организации воспитательной деятельности в современной образовательной организации являются следующие международные нормативно-правовые документы:

  1. Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974).
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966).
  3. Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
  4. Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959).
  5. Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  6. Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995 г.).

В ч.2 ст.26 Конституции Российской Федерации определено: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Так же основным законом Российской Федерации определено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания (ч.1, ст.72) однако, непосредственное право воспитывать детей, согласно ч.2 ст.38 имеют только родители (права других субъектов на воспитание детей в Конституции РФ не обозначены).

Место и роль воспитательного компонента образования определены целым рядом федеральных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 №120-ФЗ с изменениями от 07.05.2013 г.);
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 №124-ФЗ с изменениями от 05.04.2013);
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010 №436-ФЗ);
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 №98-ФЗ, с изменениями от 05.04.2013);
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
  • Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» от 29 мая 2017 года № 240;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
  • Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере до­школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (вос­питатель, учитель)»;
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493.

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 в образовательные организации направлены «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеурочной деятельности, в том числе в сетевой форме.

При организации внеурочной деятельности необходимо учитывать Санитарно - гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях (Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10). В СанПиН указывается, что «основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объём нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должны превышать указанных требований».

Финансовое обеспечение внеурочной деятельности регламентировано приказом Минобрнауки России от 22.09.2015 № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением».

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года и вступил в силу 01 сентября 2013 года. Он обеспечивает и защищает конституционные права граждан Российской Федерации на образование, создает правовые гарантии для свободного функционирования и развития системы образования, определяет права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области образования, регулирует их отношения в данной области.

Закон определяет следующие основные понятия:

  • образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства; а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
  • воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
  • уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
  • квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
  • дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
  • обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
  • образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
  • образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
  • средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
  • качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
  • участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

По структуре образование делится на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Таким образом, система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В законе дается определение государственного образовательного стандарта, который обеспечивает: единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Статья 12. Образовательные программы

  • Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
  • Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

  • Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
  • При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
  • При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
  • Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

  1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
  2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

  1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
  2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
  3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
  • установление штатного расписания;
  • прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров;
  • разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
  • разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;
  • прием обучающихся в образовательную организацию;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
  • индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
  • использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
  • проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
  • приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации;
  • установление требований к одежде обучающихся;
  • организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
  • обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
  1. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
  • обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
  • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. В статье также говорится об основных правах обучающихся и мерах их социальной поддержки и стимулирования.

В статье 43 определены обязанности и ответственность обучающихся.

В статье 44 — права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Статья 46 говорит о праве на занятие педагогической деятельностью.

Статья 47 определяет правовой статус педагогических работников, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

В статье 48 сформулированы обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе:

  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
  • систематически повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональные стандарты «Педагог (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт — новое понятие, внесенное в Трудовой кодекс в конце 2012 года. Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда.

Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.

Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

Разработка профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Прежде всего, определимся с понятиями и фактами.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ).

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции (ст. 195.2 ТК РФ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» определены девять уровней квалификации работников. Для педагогических работников установлены 5 уровень (для воспитателей) и 6 уровень (для учителей).

В соответствии с Приказом Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г. № 544н планировалось введение профстандарта с 1 января 2015 года, но Приказ не вступил в силу. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н …» от 25 декабря 2014 г. № 1115н определил: «применить с 1 января 2017 года».

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог…» от №745 от 15 декабря 2016 г. предусматривался перенос даты введения ПС на 01.09.2019, но Приказ не был утвержден Минюстом РФ.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. С 1 июля 2016 г. вступили в силу Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональные стандарты педагогов — это документы, содержащие требования к личностным и профессиональным качествам педагогических работников. На сегодняшний день утверждены пять профстандартов в области образования:

  • профстандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н;
  • профстандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования) — приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н;
  • специалист в области воспитания — приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.

Какие же требования к педагогическим работникам в сфере воспитания предъявляют профессиональные стандарты?

В профессиональном стандарте «Педагог…» выделена трудовая функция «Воспитательная деятельность», содержащая трудовые действия, необходимые умения и знания:

  1. Владеть методами и формами воспитательной работы на уроке и во внеклассной деятельности.
  2. Владеть методами организации экскурсии, походов и экспедиций.
  3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
  5. Эффективно управлять классом, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
  6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в школе.
  7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления, детско-взрослых сообществ.
  8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий и индивидуальностей.
  10. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  11. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. В современной образовательной организации воспитательный компонент становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде основополагающих принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Таким образом, процесс образования понимается не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности.

Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

  • укрепления российской государственности;
  • развития в России гражданского общества;
  • повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют содержание всего уклада школьной жизни. Внедрение стандартов позволяет создавать современную образовательную среду, в которой у детей появляется больше возможностей получить качественное образование — образование для будущего. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Именно внеурочная деятельность во многом обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов обучающихся. Министерством просвещения Российской Федерации за период действия стандартов подготовлены инструктивные письма и рекомендации, касающихся создания моделей внеурочной деятельности, особенностей проектирования рабочих программ, режима организации внеурочной деятельности, ресурсного обеспечения и др.

Сегодня в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта выделяется пять направлений внеурочной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общекультурное;
  • общеинтеллектуальное.

Основные направления представлены целой палитрой самых разнообразных видов деятельности (игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, туристско-краеведческая и т.д.). Они нацелены на творческое развитие личности и социальное взросление школьников.

Именно внеурочная деятельность позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность детей к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Современная образовательная организация является разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей. В процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) она становится гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября — 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. — 699 с.
  2. Артемьева А.С. Управление формированием безопасной образовательной среды в современной школе // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». — май 2018. — Режим доступа: http://www.mnvnauka.ru/2018/05/Artemeva.pdf.
  3. Грешных А.А. Нормативно-правовое обеспечение реализации воспитательной цели / Грешных А.А., Назаров Р.В. // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2014. — №1(22). — c. 29-32.
  4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. — М.: ИСВ РАО, 2010.
  5. Жиркова А. А., Неустроева А. Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 6. — С. 160-163. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770054.htm
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., — Просвещение, 2009.
  7. Кошелева М.Е. Воспитательный компонент ФГОС ОО// Научно-методический электронный журнал «Учитель Приморья» — 2012. — №6. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/teachprim/arhiv-zurnala/
  8. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  10. Курганский С.М., Савиных Г.П. Как разработать программу воспитания и социализации обучающихся/Материал из Справочной системы «Образование» — Режим доступа http://ermekeevoroo.ucoz.ru/2016/FGOS/kak_razrabotat_programmu_vospitanija_i_socializaci.pdf
  11. Кучурин В.В. Организация внеурочной деятельности в школе / Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2016.
  12. Лебедев О.Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. 2013. №1.
  13. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. — Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-167
  14. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций — Режим доступа: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3508
  15. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности — Режим доступа:https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-programm-vneurochnoy-deyatelnosti-1049575.html
  16. Нечаев М.П. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности современной образовательной организации / Нечаев М.П. // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. — № 3. — с. 57-62.
  17. Ничагина А.В. Нормативно-правовое обеспечение организации воспитательного процесса и социализации младших школьников / Ничагина А.В. // Развитие личности педагога и обучающегося в образовательном пространстве начальной школы и вуза Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под ред. Л. И. Буровой. — 2016. — с. 203-208.
  18. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы). Методическое пособие для системы повышения квалификации. Составитель Л.Н. Буйлова. — М. Издательство Перо, 2014. — 324 с.
  19. О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499035463
  20. О воспитании в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования Иркутской области в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов — Режим доступа: http://psihdocs.ru/o-vospitanii-v-obrazovatelenih-uchrejdeniyah-obshego-i-dopolni.html
  21. Пуденко Т.И. Общественная экспертиза образовательной программы школы как ресурс гуманистической педагогики и эффективного управления // Человек и образование. — 2015. — № 4 (45).
  22. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
  23. Роль педагога в формировании личности школьника — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/02/23/
  24. Савченков, А.В. Методика воспитательной работы: учебно-методическое пособие / А.В. Савченков. – Челябинск, Изд-во Цицеро, 2015. — 110 с.
  25. Сорокина, И.Р. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. — 177 с.
  26. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда как объект управления/ Электронный научно-педагогический журнал — июль, 2003. — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2003/925.htm
  27. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  28. Шаршакова Л.Б. Нормативно-правовые основы деятельности детского объединения дополнительного образования. Методический сборник для педагогов дополнительного образования. — СПб, 2016, — 99 с.
  29. Шклярова В.А. Стратегия реализации воспитательного компонента ФГОС общего образования // Методический сборник — №29 — Режим доступа: http://samson-corp.ru/Developments/MM29/mm29-02.pdf
02.04.2020