Анализ отечественного и зарубежного опыта изучения сущности, содержания, типологии народной игры в педагогических и психологических исследованиях
Оценка 4.6

Анализ отечественного и зарубежного опыта изучения сущности, содержания, типологии народной игры в педагогических и психологических исследованиях

Оценка 4.6
Статья
02.04.2020

Исследования, которые ведутся в области народных традиций, народной игры, можно разделить на две основные группы.

К первой группе относят те исследования, в которых реализуется интегративный подход, предполагающий объединение знаний из различных наук.

Представители второй группы активно пользуются дифференцированным подходом, который опирается преимущественно на результаты одной науки.

Это означает, что имеются теории, которые исследуют игру в глобальных масштабах, в результате чего границы между науками разрушаются. Существуют и концепции, которые созданы на базе одной науки и которые направлены на изучение каких-то частных проблем игры.

При этом оба подхода имеют право на жизнь и равноправное существование.

Идеи научного изучения народных игр, а также их практического использования в процессе воспитания широко освещали в своих трудах В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Интересен взгляд К.Д. Ушинского, который считал одной из задач будущей педагогики организацию и создание из народных игр «...превосходного и могущественного воспитательного средства».

Значительное внимание народным играм уделяли В.И. Даль. Е.А. Покровский, которые их собирали и описывали. Такие педагоги, как И.Я. Герд. Е.М. Дементьев занимались педагогическим отбором и пропагандой народных игр и считали их универсальным средством воспитания. Организаторами методической работы в области народных игр и изучения особенностей детских праздников являлись Н.П. Булатов, В.Г. Марц, В.В. Гориневский.

В рамках психологических исследований осуществляются попытки установления связи между игрой, развитием и обучением. В данном случае, как указывает Всеволодский-Гернгросс, игра является «разновидностью общественной практики, состоящая в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей».

В рамках психологических исследований психоанализ, психология развития, а также когнитивная психология основное внимание делают на проблеме самой игры. В тоже время социология использует другие приоритеты. Так, основное внимание социологии направлено на выявление связи между игровым поведением и определенной общественной системой.

Социология воспринимает игру как вид социального поведения, которое искусственно сконструировано в виде модели, где строго определены правила и четко обозначены временные и пространственные границы. Одновременно игра — это и модель, которая имитирует какие-то стороны реальной деятельности человека, обеспечивающие его социализацию. Кроме того, социология занимается и проблемами взаимосвязи между процессами социализации и игровым поведением.

В рамках культурологии проводятся исследования по оказанию влияния игры на процесс трансляции, развития и освоения культуры. В данном случае культура является уже своеобразной формой игры с правилами.

С точки зрения этнографии игра рассматривается как часть социализирующей культуры детства. Так, считается, что в любом обществе ребенок рождается с уже определенными универсальными биологическими предпосылками, но при этом каждая культура данные ключи использует по-своему. В этой связи при сравнительном изучении целей, средств, а также методов социализации детей удается прояснить специфику каждой культуры и понять собственные методы социализации.

На основе этих данных Г.Н. Волков создал особую отрасль знания — этнопедагогику, предметом которой выступает народная педагогика. Она при этом является совокупностью педагогических сведений и воспитательного опыта, который отражается в детских играх, обрядах, обычаях и игрушках.

Собственный подход к играм и игровому поведению имеет и педагогика, которая предлагает связывать игру и игровое поведение с процессом социального воспитания, обучения, развития и образования каждого индивида. Педагогика также ставит задачу выяснить, какое значение имеет игра в процессе формирования личности.

Необходимо отметить, что в социально-педагогических концепциях игры значительную роль имеют идеи, которые берутся из глобальных и узкоспециальных моделей исследования. В этой связи в социальной педагогике можно наблюдать столкновение совершенно различных интерпретаций игры и линий научных традиций. Они могут, как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу, что приводит к возникновению научных споров.

Среди педагогов, которые занимались изучением различных аспектов игровой деятельности учеников общеобразовательных школ, можно выделить С.В. Арутюняна, О.А. Дьячкову, О.С. Газмана, Г.П. Щедровицкого. Среди российских исследователей, которые продолжают заниматься исследованием игр, особо выделяют таких авторов, как А.П. Ершова, Л.М. Некрасова, П.И. Пидкасистый, В.М. Букатова, Л.К. Филякина и др.

Авторы Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Н.Р. Эйгес значительное внимание в своих трудах уделяют играм дошкольников, а Ф.К. Блехер, М.Т. Салихова, А.С. Ибрагимова изучают игры младших школьников. Значительное количество авторов, которые исследуют игры детей младшего возраста, объясняется тем, что педагогика считает игру важным методом обучения именно детей младшего и дошкольного возраста.

В тоже время игра является значимой деятельностью и для подростков, и даже для взрослых, ведь игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Особо важное значение игра приобретает в подростковом возрасте, так как она ставит личность в позицию субъекта деятельности. Л.С. Выготский называет игру в этом возрасте «бегством в воображаемый мир, отвращающий силу и волю подростка от мира действительного». С.А. Шмаков пишет об «игровом дефиците», который испытывает практически каждый подросток.

В своих работах Т.Е. Конникова и Е.С. Махлах указывают на наличие «вторичного» взлета игровых интересов у подростков. С точки зрения Л.И. Божовича такой взлет связан с возросшим значением коллектива в жизни подростка.

В тоже время практически все авторы отмечают, что наиболее «игровым» все-таки является младший подростковый возраст. Это связано с тем, что отрочество — это период, когда осуществляется перерастание игровой деятельности в трудовую, одновременно с этим возрастает стремление человека получить статус взрослого. В этом возрасте часто наблюдается парадоксальная ситуация, когда подростки воспринимают игру только в случае, если она признается ими серьезным занятием.

Так, А.Н. Леонтьев отмечает, что «игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и, наоборот, к скрытым воображаемой ситуации и роли».

Е.А. Репринцевой педагогический аспект игры был рассмотрен в рамках исторического развития типов культуры. Исследователь указывает, что «интуитивный» тип игровой культуры характеризуется прямым угадыванием «образовательной ниши», возможных результатов игры. Также выделяется «прогностический» тип игровой культуры, который демонстрирует наличие вероятностных суждений о возможном оказании влияния игры на развитие ребенка. Данные суждения основываются на размышлениях, обобщениях, умозаключениях философов и педагогов эпохи Нового времени.

В 19 — начале 20 века получил широкое распространение «рационально-прагматический» тип игровой культуры, представители которого впервые обосновали потребность в поиске универсального основания для толкования сущности детской игры, из которого они попытались вывести основные идеи применения игры в образовании и воспитании детей.

Следующий тип игровой культуры«романтический», для которого стало характерно поощрение детской самодеятельности, организация самоуправления, а также создавались условия для самостоятельной деятельности детей.

Для «гуманистического» и «неогуманистического» типов игровой культуры стала характерна убежденность в неограниченных образовательных возможностях детских игр. Особенно игры считались полезными для развития индивидуальности ребенка, его воображения, творчества, фантазии.

Социально-педагогический потенциал детской и юношеской народной игры

В истории практически всех народов наблюдались такие периоды, когда традиционная и модернистская культуры (как две части национальной культуры) дистанцировались друг от друга. Данное состояние обычно свидетельствует о наличие внутреннего кризиса общества. В таких условиях традиционная культура становится очень уязвимой, что во многом связано с ее устной формой бытования. В результате могут быть утрачены не только отдельные «тексты», но и целые блоки, происходит разрушение естественной культурной преемственности между поколениями.

Именно в такой ситуации и находится сейчас традиционная культура восточных славян. Для возрождения культурных традиций требуется целенаправленная работа в данной области, при этом необходимо в максимальной степени задействовать возможности системы образования и клубных учреждений.

Сейчас под народной культурой обычно обозначается художественная самодеятельность, которая по своей форме и содержанию очень далека от подлинно народной культуры.

Традиционная культура, куда входят народные игры, фольклор, изобразительное искусство и т.д., может активно применяться школой в рамках сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей. В таком случае будет обеспечена тесная связь между учебой и воспитанием.

В рамках учебного процесса традиционная культура может использоваться в двух основных формах.

Например, фольклор и быт восточных славян должны включаться в основную часть учебных планов.

Вторая форма предполагает разработку «синтетических» учебных программ по естественнонаучным и гуманитарным предметам, знания в которых, должны органично дополняться соответствующими компонентами традиционной культуры, ведь в традиционной культуре содержится множество астрономических, математических сведений, информации о животном и растительном мире. И такие знания обычно представлены в виде мифов и легенд, поэтому на первое место обычно выходят не собственно знания, а мораль, которая содержится в текстах. Реализация таких подходов возможна в форме каких-то досуговых объединений, клубов исторической реконструкции.

Примером возрождения традиционной культуры может служить Кубань, где с начала 1990-х гг. были созданы необходимые предпосылки для популяризации в крае традиционных казачьих форм физического воспитания, самобытных средств военно-прикладной подготовки казаков.

Начало 21 века ознаменовалось введением в школах комплексных учебных программ, которые учитывали региональную специфику формирования всесторонне развитого молодого поколения. Для учащихся 10-11 классов была разработана программа учебного курса «Традиционная культура кубанского казачества», которая включает в себя теоретические и практические занятия. При этом определяющим значением придается следующим тематическим разделам:

  • народные праздники и обряды;
  • детские игры;
  • формы отдыха на Кубани;
  • народная педагогика;
  • танцевальное народное искусство.

Цель данной программы — «воспитание патриотизма, любви к родному краю, возрождение духовности и культурных традиций казачества».

Воспитание социально-нравственных качеств представляет собой сложный процесс. Поэтому разработка проблемы социально-нравственного воспитания является достаточно актуальной в научном и практическом плане. Актуальность проблемы связана и с тем, что в условиях роста национального самосознания осуществляется обращение к историческим памятникам, культурным традициям. Развитие же самобытной культуры способствует закреплению социально-нравственных качеств у обучающихся.

Применение народной игры в социально-нравственном воспитании детей и подростков

В современных условиях, полное воспроизведение опыта прошлых поколений, невозможно. Однако при адаптации народных игр под реалии нашего времени требуется сохранить их идейную и функциональную стороны. При этом требуется не просто воспроизводить отдельные игры, а создавать определенные педагогические условия для погружения детей в культурно-историческую среду.

Еще один немаловажный аспект — необходимость создания атмосферы доверия и положительного эмоционального фона во время игры в целях раскрепощения и самораскрытия личностных качеств детей. В народной игре также требуется и включение максимального количества органов чувств во время игры. Так, кроме вербального общения и зрительного ряда необходимо подключать осязание и обоняние. За счет возможности исследовать своими руками предметы старины у детей создается чувство сопричастности к истории.

Задействование краеведческого потенциала игр позволяет раскрыть многие качества личности. Благодаря знакомству с родной историей, истоками игр школьники могут по-другому взглянуть на себя и свое место в историческом процессе. А за счет осознания себя частью этого мира изменяется отношение не только к себе, но и окружающим.

По этим причинам среда традиционной культуры может являться идеальным вариантом для воспитания и развития ребенка. А за счет полноценного владения «языком» собственной культуры удается понять «язык» культуры и других народов мира.

Коллективный характер игры определяет необходимость коллективного решения поставленных организационно-игровых задач, то есть дети учатся поддерживать друг друга и общаться между собой. В результате на первый план выдвигаются такие человеческие качества, как чуткость, заботливость, коммуникабельность, трудолюбие и др. А это способствует повышению самооценки детей и их самоутверждению.

Народные игры обладают значительным воспитательным и развивающим значением, так как они формируют культуру игры, а игровая культура этноса является естественной формой передачи детям знаний, усвоению ими социально-нравственных норм и правил. Во время игр дети также могут творчески использовать яркие впечатления и полученные знания.

Одним из главных преимуществ участия детей в народных играх является участие в празднично-игровых мероприятиях, которые тем или иным образом фиксируют исторически сложившиеся универсальные и этнические ценности бытия. В результате сама игра становится праздником и приятным времяпрепровождением.

Игра, как образовательное пространство, обеспечивает и всестороннее воспитание личности, позволяет определить ближайшие и перспективные зоны психического и личностного развития.

Таким образом, традиционные игры для ребенка являются важным источником информации об окружающей действительности, мире, где он живет и развивается. В данном контексте народные игры выступают в качестве социально-нравственного пространства, которое обогащает представления детей о различных сторонах социокультурной жизни.

Традиционные игры являются и отличным средством для сохранения и трансляции вековых традиций, что обеспечивает адаптацию последующих поколений к жизни в рамках своего этноса, а также решение различных жизненных задач в соответствии с изменяющимися и культурными условиями среды.

Русские народные традиции как условие для социально-нравственного воспитания обучающихся

Интерес к осмыслению, активной пропаганде и укреплению национальных культурных традиций, которые воплощены в самобытных жанрах фольклора, обрядах, ритуалах, семейно-бытовых обычаях, постоянно растет. Это связано с тем, что привитие национальных культурных традиций подрастающему поколению способствует нравственному воспитанию детей, приобщению их к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Для формирования любого важного качества необходимо, чтобы данный процесс протекал максимально осознанно. В этой связи требуются знания, которые послужат основой для складывания представлений о сущности нравственного качества и необходимости его овладения. У самого ребенка должно появиться желание овладеть новым нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли нужные мотивы.

И, как отмечает Г.Н.Волков («Этнопедагогика») «Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе».

В содержании некоторых разделов дошкольного образования, например, развитие речи, формирование представлений о природе, нравственное воспитание, можно увидеть включение родной культуры и национальных традиций.

В своей работе «Рождественские «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников» А.Б. Измайлов приводит «сказочные материалы», которые можно использовать для воспитания дошкольников. М.Б.Кожанова в своих исследованиях раскрывает педагогический процесс в рамках дошкольного образовательного учреждения в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Автор предлагает рассматривать педагогический процесс, как «специально организованное взаимодействие (в виде содействия) педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества во всесторонне развитой личности и своим ребёнком, своих интересов и потребностей, способствующих развитию и социализации его как субъекта этноса и как гражданина».

Наблюдается повышение интереса к национальному самосознанию и в дошкольной педагогике, при этом особый упор делается на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своего этноса в рамках всего исторического процесса. Задача педагога в данном случае состоит в решении вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций и обычаев, а также оказании помощи в воспитании у дошкольников интереса к культуре своей страны.

Механизмом, который нужно использовать для включения народной педагогики в воспитательный и учебный процесс, является народная традиция. Под ней принято понимать «явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев». У каждого народа есть свои народные традиции, которые передают особенности его быта, обычаев, дух, жизнь. По этой причине за счет воспитания детей на народных традициях обеспечивается развитие культуры поведения, формирование веротерпимости, межнациональной толерантности, взаимопонимания.

Одна из ключевых задач дошкольного образовательного учреждения – закладка основ духовно-нравственной личности, которая имеет активную жизненную позицию, обладает творческим потенциалом и способна самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с другими людьми.

За счет традиций удается организовать и связь между поколениями, на которых держится духовно-нравственная жизнь народов, ведь преемственность между поколениями основывается именно на традициях. Поэтому чем богаче и многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. А в этой связи требуется наличие у современного педагога уважения к традициям, его позитивное к ним отношение, а также желание их поддерживать и сохранять.

Народные традиции — это обряды, праздники, народные игры, традиционная кухня.

Основными средствами воспитания выступают компоненты народной культуры:

  • фольклор;
  • сказки;
  • пословицы;
  • игрушки;
  • поговорки;
  • хороводы;
  • пляски;
  • песни;
  • игрушки.

Именно через эти компоненты раскрывается содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, формируется понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Основная задача воспитателя, который использует в своей деятельности народные традиции, состоит в раскрытии духовного и нравственного потенциала народной культуры, доведении его до ребенка в доступной форме.

Методическая сторона нравственного воспитания с применением народных традиций предполагает создание и обогащение развивающей среды в группе на основе:

  • образцов творческой деятельности русского народа. К ним относятся книги, картины, различные изделия декоративно-прикладного искусства;
  • предметно-информационной обогащенности. Это национальные костюмы, предметы народного быта, краеведческие уголки и экспозиции, макеты народных жилищ;
  • знаково-символической насыщенности, к которым можно отнести портреты исторических личностей, фотографии, гербы городов и т.д.;
  • эмоционально-ценностной культурной значимости (предметы и народные игрушки, которые обладают определенной духовной, исторической, эстетической ценностью);
  • создания различных мини-музеев и галерей народного творчества.

Такой подход обеспечивает функционирование группы дошкольного учреждения в различных измерениях. Так, она выступает в качестве воспитательного пространства, поля самореализации личности, источника познавательного развития, что все вместе обеспечивает нравственное развитие дошкольников.

Организация знакомства дошкольников с русскими народными традициями может осуществляться по следующим направлениям:

  1. Создание атмосферы национального быта. Благодаря знакомству с различными предметами у ребенка формируется чувство красоты. Однако здесь важно, чтобы предметы были национальными, ведь это позволяет детям начать осознавать свою причастность к русскому народу. Окружающие предметы оказывают значительное влияние и на формирование душевных качеств ребенка, способствуют его нравственному, эстетическому и умственному развитию.
  2. Традиционные и обрядовые праздники. Такие праздники очень тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
  3. Русское народное искусство, в котором народ проявлял свои творческие устремления и способности. В предметах отражается духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира.
  4. Изучение фольклора. Из единой культуры он выделился в результате разделения труда. К русскому народному фольклору относятся сказки, частушки, пословицы, песни, былины, поговорки и т.д.
  5. Русские народные игры и игрушки, в которых сохранился колорит обычаев, особенности народного языка, оригинальность самовыражения народа.

Важное значение в развитии ребенка имеет и игра, ведь через нее дети учатся самостоятельно и быстро принимать решения, находить выходы из сложных ситуаций, проявлять инициативу. Посредством игры приобретаются важные качества, которые пригодятся детям во взрослой жизни, игры также вызывают активность мысли, позволяют расширять кругозор и представления об окружающем мире.

Игры способствуют и совершенствованию психических процессов (воображение, мышление, внимание, память), что в итоге положительно сказывается на самосознании. Кроме того, нравственные качества, которые формируются в процессе игры, оказывают влияние и на формирование характера ребенка.

На эмоциональную сферу ребенка существенно влияют традиционные народные праздники и обряды. На Руси изначально все праздники были приурочены к определенным событиям в народном календаре, благодаря чему дети начинали лучше ориентироваться во временных понятиях. Выделяют следующие функции народных праздников:

  • культурно-творческая;
  • информационно-просветительская;
  • оздоровительная;
  • нравственно-развивающая.

Развивающее начало более полно отражено в информационно-просветительской функции праздников. В данном случае под «просвещением» понимается «педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное, нравственное обогащение личности дошкольника, приобретение определенной системы знаний, умений, получение необходимой информации».

К обязательным составляющим практически любого народного праздника относятся песни, игры, пляски, хороводы. А при подготовке к празднику люди всегда доставали свои лучшие наряды.

Так, при праздновании «Рождества» дети наряжаются в костюмы, которые они готовят вместе с родителями. И это не просто какое-то слепое следование традиции, ведь за счет участия в создании костюма у детей создается настоящее праздничное настроение.

В старших группах дети уже привлекаются для изготовления рождественских звезд и участвуют в «колядовании». Во время «колядования» дети ходят друг к другу в гости, поют песни, угощают гостинцами. На таких праздниках нет зрителей, так как разнообразие ролей позволяет каждому ребенку стать участником действий в соответствии со своим возрастом, склонностями и способностями. В результате ребенку удается творчески выразить свою индивидуальность.

Необходимо учитывать, что во время празднования очень важна совместность действий. Это выражается в общем веселье, а также в посильном участии при организации праздника. После праздника обязательно устраивается чаепитие, в результате чего дети узнают, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол. Одновременно дети усваивают правила гостеприимства, которыми славится русский народ.

Также существуют социальные праздники, которые уже тоже являются традиционными. Это, прежде всего, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.

При праздновании Дня защитника Отечества проявляется уважение народа к своим героям и защитникам Родины. Праздник воспитывает у детей смелость, силу воли, мужество, формирует у них чувство взаимопомощи.

Значительная роль в нравственном развитии дошкольников принадлежит народному фольклору. И как отмечает А. Фролова в своей работе «Прикоснуться к истокам культуры предков» в произведениях русского фольклора сконцентрирована «глубокая народная мудрость, которая оттачивалась веками. Ведь традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин».

Фролова также указывает, что «в русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук».

За счет знакомства детей с загадками, пословицами, сказками, поговорками обеспечивается их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.

В пословицах и поговорках многогранно и очень широко отражается народная жизнь, поэтому пословицы и поговорки можно смело называть энциклопедией народной жизни. При этом они не велики по объему, но характеризуются глубиной своего смысла. Большинство поговорок и пословиц пронизаны чувством любви к Родине, многие из них обращены к нравственной сути человека (злу, добру, жалости, правде и т.д.).

Лучше всего знакомство с пословицами и поговорками проходит во время игры, в которой применяется метод «динамических картинок». Игра позволяет ребенку стать не просто наблюдателем, а настоящим участником событий прошлых лет и прикоснуться к старине.

Можно выделить несколько этапов работы с динамическими картинками:

  • проведение беседы по картинке;
  • самостоятельный рассказ ребенка;
  • динамика развития сюжета. При передвижении предметов дети придумывают продолжение историй, которая в дальнейшем сама становится самостоятельной сюжетно-ролевой игрой.

При знакомстве ребенка с народным фольклором обеспечивается развитие речевой активности, познавательной сферы, нравственных качеств.

Народная педагогика при воспитании и обучению дошкольников значительное внимание уделяет и использованию различных видов искусства. Это связано с тем, изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. А за счет украшения своего быта, ребенку прививается любовь к прекрасному, обеспечивается развитие у него художественного вкуса.

Знания и представления о прикладном искусстве являются частью народной памяти, они обеспечивают связь между прошлым, настоящим и будущем.

Народная игра является важнейшим способом способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. С ее помощью ребенок познает окружающую действительность, усваивает обычаи и традиции, обряды своего народа. Одновременно происходит физическое и нравственное закаливание ребенка, обеспечивается укрепление его здоровья.

Народные игры способствуют приобщению детей к национальной культуре, а также заражают детей положительными эмоциями. Коллективные народные игры учат детей более внимательно относиться к своим партнерам, находить с ними общий язык, в результате чего формируется способность к сотрудничеству и социальному чувствованию другого человека.

Игра позволяет привить ребенку уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям. Игра — это и весьма серьезные занятия для детей, они являются для них уроками, которые готовят их к взрослой жизни. При этом детям наиболее интересны игры, которые отражают традиционные обычаи их народа.

Русскими народными играми, например, являются «Раздувайся пузырь», «Лапта», «Жмурки», «Карусели», «Хвост и голова» и др. Дети также очень любят веселые считалки, жеребьевки, с помощью которых удается честно определить водящего в игре.

Классикой русской народной педагогики для младшего возраста являются следующие дидактические игры: «Гули-гули», «Сорока-белобока», «Прыгунки», «Ладушки».

Для старшего дошкольного возраста отлично зарекомендовали себя игры «Барыня», «Фанты», «Краски». Такие игры позволяют развить у детей активность, сноровку, смекалку, инициативу. Игры удовлетворяют потребность детей в движении, общении со сверстниками.

Отличительная черта многих русских народных игр – оптимистический характер, наличие в них юмора, шуток, выдумок. В процессе игры дети учатся преодолевать трудности, переносить неудачу, радоваться выигрышу. Одновременно в каждой игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Например, во время игры «Барыня», где имеется много запрещающих правил, обеспечивается развитие гибкости мышления, памяти, ребенок учится выдержке, умению подчинять чувства рассудку.

Одним из средств передачи традиций русского народа и его культуры является народная игрушка, в которой отражаются нравы, уклад, обычаи народа, а также достижение народного мастерства. Многие исследователи народной педагогики отмечают необходимость применения традиционных игр и игрушек в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Посредством народной игрушки ребенок впервые знакомится с настоящим народным искусством, благодаря ей ребенок учится пониманию красоты и одновременно изучает историю русского народа.

В традиционной русской культуре особое место принадлежит обрядовой кукле, которая сопровождала человека с момента его рождения до самой смерти. Обрядовая кукла была непременным атрибутом практически любого праздника, а игры в куклы активно поощрялись взрослыми, так как во время игры ребенок учится вести хозяйство, обретает образ семьи, непроизвольно учится шить, вышивать, прясть. При игре в куклы воспитывается усидчивость, бережливость и любовь к ближним. В итоге кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты народа.

Значительное внимание народной игрушке в своих работах уделяла Е.А.Фролова, которая считала, что игрушка каждого народа обладает своими уникальными художественными, педагогическими и техническими традициями. При этом данные традиции определяются национальным своеобразием быта, педагогики и культуры. Фролова пишет, что «народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей формой, техникой, движением, сказочностью. Смотря на игрушку, можно сказать, что она как сказка для ребенка».

Традиционно игрушки изготавливались из глины, соломы, дерева, поэтому в образовательном учреждении во время занятий по изобразительной деятельности дети могут самостоятельно сделать игрушки. Например, кукла может быть сделана из соломы, из ниток либо делается кукла-скрутка из тряпочек.

Русские народные традиции предоставляют детям огромные возможности для саморегуляции своей деятельности и приобретения новых знаний. С их помощью дети вырабатывают способности управлять своими действиями, эмоциями, поступками в соответствии с требованиями общественного долга и интересами других людей.

Список литературы:

  1. Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В. и др. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. — 286 с.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. — 72 с.
  3. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. Н. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989. — 79 с.
  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.
  5. Измайлов А. Б. Рождественские «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников // Мир детства и образования. — Магнитогорск, 2007. — с. 130-133.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста / Авторский коллектив: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 120 с.
  7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. — СПб., 2010. — 304 с.
  8. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: Паритет, 2003. — 240 с.
  9. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школьная пресса, 2001. — 144 с.
  10. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 193 с.
  11. Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников. — М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  12. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 1979. — 356 с.
  13. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М.: Прогресс, 1994. — 80 с.
  14. Фролова А., Дедешкин Л. Прикоснуться к истокам культуры предков // Дошкольное воспитание, 2006. — № 5. — с. 127-128.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.