Использование народной игры в современном образовательном процессе
Оценка 4.7

Использование народной игры в современном образовательном процессе

Оценка 4.7
Статья
02.04.2020
Использование народной игры в современном образовательном процессе

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» главным принципом государственной политики в области образования является «...гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, трудолюбия... любви к окружающей природе, Родине, семье». В Национальной доктрине образования прописаны и задачи современного образования, к которым относятся «...сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций, ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учётом отечественного опыта и традиций».

Данные документы свидетельствуют о том, что в качестве приоритета образования значится нравственное развитие детей на национальных гуманистических традициях воспитания.

Для современного социума крайне актуальным является использование народных традиций в процессе воспитания подрастающего поколения, ведь характерная для современности постоянная нестабильность вызывает потребность в проверенных столетиями народных принципах воспитания. Это связано с тем, что народные принципы воспитания содержат в себе гуманистические основы воспитания и обеспечивают преемственность между поколениями.

Школе принадлежит значительная роль в нравственном воспитании детей, так как именно в школьном возрасте происходит усваивание моральных установок, образцов нравственного поведения. Также у человека в этом возрасте происходит закладка основных черт характера. Для того чтобы вырастить нравственную личность, от педагога требуется не только привлечение своего профессионализма и мастерства, но и опыта, который был накоплен предыдущими поколениями.

Национальные педагогические традиции в нравственном воспитании играют решающее значение, а если их предать забвению, то люди просто не смогут соотносить себя с судьбой своей страны и народа, перестанут уважать свои святыни. В результате молодежь перестанет чувствовать ответственность за судьбу своей Родины, соотечественников, то есть произойдет потеря нравственных ценностей народа. В этой связи традиционная педагогическая культура и этнопедагогика как никогда являются востребованными в современном воспитании детей.

В распоряжении этнопедагогики имеется достаточно много различных эффективных средств обучения и воспитания школьников. И одним из них является игра. Так, еще В.А. Сухомлинский отмечал, что игра представляет собой удивительно разнообразную и богатую сферу деятельности для ребенка. Одновременно с игрой в жизнь детей приходит прекрасное, ведь игра связана с танцами, песнями, загадками, жеребьевками, скороговорками и другими видами народного творчества.

В итоге игры — это своеобразные уроки жизни, так как с их помощью ребенок учится общаться с другими людьми. По поведению ребенка в игре можно составить представление о личности, ее характере, интересах, способностях, жизненных установках.

П.П. Блонский неслучайно игру называл «великой учительницей», которая способна развить ребенка во всех отношениях.

Г.С. Виноградов при выстраивании своего понимания народной педагогики во многом опирался на материал народных игр, так как именно игра является одним из самых первых воспитательных средств в истории человечества. И как отмечал В.М. Григорьев, одним из первых деяний человека стало превращение игры в целенаправленное средство обучения и воспитания человека.

В этнопедагогике игра рассматривается в качестве ведущего вида деятельности ребенка, так как она является крайне важным фактором обучения и воспитания и представляет собой особую форму самовыражения личности.

Игра издавна воспринимается как фактор роста детей, развития и формирования в них личности, поэтому к содержаниям игр были выработаны определенные требования с учетом возраста детей. Народные игры никто никогда специально не разрабатывал, так как они рождались в глубине народной жизни и были изначально ориентированы на развитие детей.

У каждого народа детские игры имеют специфические особенности, которые отражают жизнь данного народа. В играх в определенной степени отражаются народные черты, особенности быта, мировоззрения, поэтому по играм можно даже получить представление об истории народа. В тоже время при внимательном изучении народных игр можно выделить схожие черты, но, конечно, они будут иметь свою народную специфику.

Народные игры обладают следующими особенностями:

  • в них в определенной степени присутствуют элементы трудовой деятельности;
  • ориентированы на развитие творческого мышления;
  • носят коллективный характер;
  • приучают к общению со сверстниками, учат взаимопомощи и поддержке;
  • способствуют проявлению и развитию организаторских способностей;
  • развивают у детей чувство дружбы и товарищества.

Создание народных игр можно смело считать истинной педагогической мудростью, так как они демонстрируют различные стороны жизни народа и одновременно оказывают влияние на физическое развитие подрастающего поколения, его нравственное, трудовое и эстетическое воспитание. Социокультурный потенциал национальной игры состоит в том, что игра ориентирует человека на определенную систему ценностей, формирует у него навыки социального поведения, ведь в игровой деятельности имитируются реальные общественные отношения. Народ интуитивно понимал важность и педагогическую ценность игр и поэтому предпринимал все меры для их сохранения и передачи следующим поколениям.

В современных условиях просто необходимо использовать народный опыт по воспитанию детей с помощью игровой деятельности. Игра в учебно-воспитательном процессе выступает как эффективное средство воспитания, формирования личности ребенка и его морально-волевых качеств.

И.М. Сеченовым было доказано, что в сознании ребенка игровые переживания оставляют очень и очень глубокий след. Многократные повторения каких-то действий взрослых, подражание их моральным качествам оказывают прямое влияние на образование и развитие аналогичных качеств и у ребенка.

Игра крайне важна и для формирования дружбы коллектива, его самостоятельности и развития у детей положительного отношения к труду. Через игру обеспечивается оказание воспитательного эффекта на становление личности ребенка. Так, интересно сравнение В.А. Сухомлинского игры с огромным светлым окном, «через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Народная игра важна не только в педагогике, но и жизнедеятельности человека. А многообразию и широте игровых форм, возможности проникновения игровых начал в различные сферы человеческой жизни можно только удивляться.

Необходимым этапом изучения любых явлений, в том числе и народных игр, является их систематизация. Для этого могут использоваться различные основания:

  • организационные формы игры;
  • национальные принадлежности (русские, украинские, татарские игры и т.д.);
  • места бытования игры (сибирские, уральские, кавказские и т.д.);
  • продолжительность игр и др.

В.М. Григорьев предлагает в качестве основы для систематизации игр использовать их развивающие функции. Так, он выделил различные пласты игр, которые полезны для:

  • умственного развития (загадки, настольные игры и др.);
  • физического развития (спортивные и подвижные игры);
  • эстетического (танцевальные, хороводные, игры-представления и др.);
  • игры социально-нравственной направленности (ролевые игры, обряды).

Общее количество народных игр превышает отметку в 100, но даже этой цифры недостаточно, чтобы охватить многообразие игр, так как развитие игровой деятельности происходит постоянно, рождаются переходные явления, которые не соответствуют ни одной из существующих систем.

Основой игровой культуры являются традиционные народные игры, праздники, забавы, что делает их изучение довольно интересным и занимательным процессом. Игра, будучи особой формой взаимодействия человека и мира, открывает перед ним возможности по самореализации, развитию личности.

В игровой культуре особенно важно соблюдение принципа единства этнического, общечеловеческого и личностного начал. Игра выступает как часть культуры народа, а игровая культура личности является составной частью общей культуры личности. В этой связи игровую культуру целесообразно рассматривать в качестве постоянно изменяющейся системы, которая сочетает в себе традиционные и новые формы игрового поведения.

Воспитательное значение игры во многом определяется деятельностью педагога, знания им детской психологии, учета индивидуальных и возрастных способностей, а также правильно выбранных методов руководства.

При организации игр с детьми педагогу необходимо учитывать следующие факторы:

  • возраст игроков. Так, для младшего возраста надо выбирать более простые игры, которые сопровождаются песнями, стихотворениями, хороводами;
  • место проведения игр. Они могут проводиться на воздухе, в зале, в комнате, просторном коридоре;
  • количество игроков. Педагогу необязательно привлекать всех учеников к игре. Можно разделить детей по половому признаку, выделить группу судей, разделить слабых и сильных, главное — игра должна быть интересна каждому ребенку;
  • использование инвентаря для игр. Если он используется, то его следует подготовить заранее и в необходимом количестве.

В качестве своеобразных игровых прелюдий выступают считалки и жеребьевки.

Считалки — это короткие рифмованные стихи, которые используют дети для определения ведущего либо распределения ролей в игре. Основная задача считалки — подготовить и организовать игру. Считалки относятся к распространенному и постоянно изменяющемуся жанру народного фольклора и представляют собой напевное скандирование.

Для привития детям трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к родному краю необходимо проводить народные календарные праздники, так как фольклорные образы оказывают особое воздействие на детей. Воспитательная ценность традиционного календарного обряда заключается в том, что он обеспечивает единение человека и природы, а педагогическая ценность состоит в сохранении традиции игрового взаимодействия детей и взрослых.

В календарном обряде принимают участие абсолютно все, и каждому отводится свое место и предназначена своя роль. В играх могут участвовать как педагоги, так и родители, что способствует объединению семьи и школы в единое воспитательное пространство.

У каждого народа есть свои весенние праздники, которые посвящены возрождению природы, ожиданию перемен, надеждам на лучшее будущее.

Например, Масленица наполнена массовыми подвижными и веселыми играми. При этом все игры достаточно простые, поэтому в них в любой момент может включиться любой желающий. Примерами таких игр являются «Царь горы», «Два Мороза», «Метелица» и др.

Празднование современной Масленицы объединяет в себе народные зимние игры и различные зимние состязания, которые дополняются народными забавами и потехами. Одновременно с играми организуются и простые веселые соревнования, например, метание снежков, бег на одной лыже, бег вперед спиной. Такие игры позволяют детям посоревноваться в силе и ловкости, находчивости, выносливости, смекалке, здесь также удается проявить сплоченность, взаимовыручку и т.д.

Татарский народный праздник Сабантуй также насыщен шумными и подвижными играми. Дети с большим удовольствием участвуют в играх, которые преимущественно носят спортивный характер.

Большинство осенних праздников связано с осенними заготовками: репорез, капустник. Проведение игр напрямую связано с этими событиями, и они планируются в зависимости от возраста детей. Урожай — это результат труда множества людей, приложенных ими стараний и усердий. Поэтому праздники урожая способствуют воспитанию трудолюбия и уважения к труду и людям труда.

Таким образом, игра предоставляет детям свободу гармонического развития духовных и физических сил. Посредством игры дети могут овладеть различными навыками трудовой деятельности и самообразования, они через игру входят в мир искусства. Игра позволяет детям раскрыть свои творческие и умственные способности, развить коммуникативные навыки, то есть игра является естественным средством социализации ребенка, поэтому она является отличным средством воспитания в условиях современной школы.

Междисциплинарные исследования русской народной игры как ресурса социализации личности

Понятие социализации не является новым для психолого-педагогических наук, так как оно вошло в обиход еще в конце 19 века. Сейчас под социализацией, в соответствии с «Российской педагогической энциклопедией», принято понимать «социальное развитие и самореализацию человека как члена общества, которое происходит не только путем социального воспитания, но имеет и другие составляющие», такие, как:

  • стихийную социализацию под влиянием объективно сложившихся экономических и социокультурных условий;
  • относительно направляемую специальными мерами государства социализацию;
  • самоизменение человека (более или менее сознательное, имеющее просоциальный, асоциальный или антисоциальный характер).

Из предложенного определения видно, что наука учитывает возможность негативного развития социализации человека. Так, человек может стать «жертвой социализации» по причинам наличия внутренних противоречий в саморазвитии, каких-то неблагоприятных внешних факторах. Именно эти факторы и изучает междисциплинарная отрасль науки — социально-педагогическая виктимология.

Социализация до недавнего времени имела преимущественно позитивную направленность. Однако современная эпоха с ее вызовами и угрозами, а также стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий привели к появлению чрезвычайно мощных средств воздействия на человека, в том числе прямого манипулирования людьми, особенно детьми и молодежью.

Для того чтобы противостоять всем негативным тенденциям и достичь реальных позитивных успехов в гуманистическом воспитании, педагогам и родителям требуется резко и незамедлительно активизировать свою творческую активность и мобилизовать все имеющиеся ресурсы воспитательно-образовательных средств.

Одним из таких средств является игра, которая сопровождает человека в процессе всей его истории. Игры развивались одновременно с развитием человечества, появлялись новые формы и совершенствовались старые.

Изучением игры, разработкой способов и путей ее применения занимаются представители различных научных и учебных дисциплин. Однако количество вопросов, связанных с применением русских народных игр, становится только больше. Одной из причин этой тенденции является отсутствие целостной системы восприятия и изучения народных игры. Для ее создания необходима организация междисциплинарных взаимосвязей при изучении одного и того же объекта, то есть игры.

Как показывают различные исследования, школьников увлекает дружное коллективное проведение разнообразных игр, праздничных действ. И многие педагоги готовы использовать празднично-игровую культуру, однако проблема состоит в том, что отсутствует какая-либо доступная методика по данному вопросу.

При более глубоком изучении вопроса исследователям, в частности, С.М. Григорьеву, удалось установить, что для самоутверждения подростков и юношей необходимо использовать игровые формы поисковой работы, это могут быть «наблюдательные посты», «разведка» и т.д. Определенными преимуществами обладает и коллективная форма учебно-исследовательской работы, так как она позволяет каждому школьнику специализироваться на том, что ему более интересно и доступно.

Отличным методом освоения русских народных игр является организация их собирания. Для чего дети отправляются в т.н. «Походы» по своим регионам. Цель похода — собрать как можно больше игр и каких-то особенностей их проведения. Как показывает практика, после таких походов дети активно осваивают новые игры и с удовольствием в них играют.

В настоящее время одним из авторитетных изданий по русским народным играм является книга Е.А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские» с подзаголовком «в связи с историей этнографией, педагогией и гигиеной».

Успех этой книги во многом связан с использованием автором междисциплинарного подхода к исследованию игр, который включал даже психологию, физиологию и ряд других научных дисциплин. Еще одна причина популярности — привлечение к участию в исследовании добровольных помощников из разных уголков страны, включая местных педагогов.

Интересную информацию о привлечении педагогов к такой работе можно подчерпнуть из исследования Г.С. Виноградова «К изучению детских народных игр у бурят». Один из основных принципов, который он использовал в своей работе, — это принцип полноты фиксации обнаруженных игр, не исключая и «нежелательных» в педагогическом отношении. В частности, автор пишет, что «описывать нужно по возможности все игры <...> «неинтересные», «бессодержательные», «глупые» игры, как и все другие, подлежат регистрации и тщательному описанию… этнографа».

Такой подход позволяет не только фиксировать все игры, но и проводить их анализ и отбирать те, которые можно использовать для развития личности. Так, предложенная С.М. Григорьевым «Методика собирания и изучения игр», основана именно на этом принципе и содержит в себе задания по описанию отношения к игре, оценке степени ее полезности или возможного вреда, по составлению рекомендаций по использованию игры. Такой подход полностью оправдывает себя, так как лучшие игры приживаются в коллективе, активно распространяются, а «вредные» игры и сомнительные по качеству отсеиваются.

Но для этого требуется, чтобы сами участники игрового действия могли выбирать для себя игры, а не участвовали в том, что им навязывается насильно. Особенно остро стоит вопрос о противодействии современному игровому бизнесу, который ради получения сверхдоходов использует всевозможные рекламные и технические возможности, что нередко приводят к игровой зависимости детей.

Поэтому современным педагогам нельзя закрывать глаза на продвигаемые извращенные формы социализации, им необходимо активно включиться в поиск путей их решения, начиная с внимания ко всему многообразию игровой культуры, а не только к небольшому репертуару педагогически «обкатанных» игр.

Еще в 1969 году С.М. Григорьев предлагал сменить метод бессильных запретов на методы привлечения самих школьников к борьбе с опасными играми в их среде. Для этого предлагалось сменить потребность и тягу мальчишек к опасным играм на испытание смелости и ловкости на организацию «конструкторских бюро» по изобретению остроумных замен всем опасным играм.

Тогда эта идея не получила широкого распространения, даже несмотря на наличие положительных результатов в рамках экспериментальных школьно-молодежных объединений по реконструкции и изготовлению традиционного народного игрового инвентаря.

Зато в 1990-х игровой бизнес быстро сориентировался в ситуации и предложил детям опасные игрушки в виде петард, стреляющего оружия. Отсюда вытекает вывод о том, что если игровую потребность нельзя удовлетворить педагогическим путем, то она будет удовлетворена антипедагогическими методами.

Для обеспечения гуманистической направленности науки, технических разработок и позитивной социализации необходимо постоянно осуществлять мониторинг состояний и тенденций развития игровой культуры. Получить полные и достоверные сведения можно только при активном задействовании самих игроков. Отсюда и вытекает важность и ценность привлечения обучающихся для изучения игры с применением методов междисциплинарной этнопедагогики, что позволяет получать более высокую полноту сведений об игре.

Еще одна задача, которая стоит перед педагогами, практикующими использование народных игр — достижение межнационального согласия. Сложность заключается в том, что крайне сложно разрешить противоречия между необходимостью согласия и усилившимися тенденциями у многих малых народов к этноцентризму.

В России эту проблему пытаются активно преодолеть. Так, с 2014 года реализуется Федеральная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

С сентября 2013 г. действует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где в статью 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» включен пункт о «единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Многонациональными постепенно становятся и образовательные учреждения. Это ведет к появлению языковых и межэтнических трудностей, но одновременно с этим появляются возможности для развития культуры межнациональных отношений.

Незаменимую роль в данном процессе могут взять на себя игры разных народов, за счет которых можно добиться быстрого сближения детей. Логичным продолжением является включение игр в программы внеурочной деятельности.

Собиранием народных игр сейчас занимаются во многих регионах и республиках России, однако этот процесс часто осуществляется без межнационального взаимодействия. А именно согласование и объединение усилий позволяет добиться по настоящему значимых результатов в популяризации и внедрении народных игр в общеобразовательную практику.

Как научить детей играть интересно и правильно?

Игра как наука воспитания изучается достаточно давно. Еще в 19 веке ученые-энтузиасты занимались собиранием и изучением игр, а в 1894 году доктор Е.А. Покровский впервые подготовил выставку игр и игрушек, сбор которых был организован по всей стране. В процессе подготовки выставки родилась книга «Детские игры, преимущественно русские», в которых игры были систематизированы и проанализированы.

В 21 веке интерес к играм значительно вырос. По теме игр с каждым годом появляется все больше докторских диссертаций. Игрушки также активно используются в разнообразных сферах, в том числе в медицине. Например, в ортопедическом центре детям после операций на руке для восстановления движений кисти выдают «радугу», которая представляет собой разноцветную пружинку, которая перекатывается с одной ладошки на другую.

Активно сейчас используется и такой термин, как «игроизация общества». При этом даже считается, что в некоторых областях (политика, бизнес, различные тренинги) игр стало даже слишком много.

В книге «Теория и история игры», которая была выпущена Московским международным институтом игры под редакцией В.М. и С.В. Григорьевых, содержатся взгляды на то, как люди играют, зачем и почему. Так, отмечается, что дворовые игры со всеми считалками, мирилками, присказками являются не просто развлечением, а учат выстраивать правовые отношения в своей среде, то есть выступают в виде своеобразного кодекса чести и нравственности. Именно в рамках игры появляется первая детская собственность, которой ребенку необходимо грамотно распоряжаться.

Например, до 1960-х гг. в качестве собственности выступали перья от ручек, в 1970-х им на смену пришли фантики и пуговицы, потом собственностью стали вкладыши от жвачек, пробки и крышки.

И если внимательно присмотреться, то практически все детские игры несут в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью головоломок обеспечивается развитие логического и пространственного мышления, они позволяют детям понять, что тупиковых ситуаций не бывает и всегда даже из самых сложных ситуаций есть выход. И, как отмечает руководитель музея-студии головоломок Московского городского дворца детского (юношеского) творчества Д.Л. Певницкий, если «дети это усвоят раз и навсегда, то они смогут добиться больших успехов в жизни».

Отсутствие же у детей игровых навыков в дальнейшем оказывает негативное влияние на их взрослую жизнь, так как игра способствует развитию. При этом крайне опасно учить ребенка, во что можно играть, а во что нельзя. И если раньше это обучение происходило за счет традиций, то сейчас надо уже использовать другие методики.

Для современных детей рекомендуется создавать определенные условия для игры и развития. Основная задача педагогов — продемонстрировать детям все разнообразие игр. Также важно, чтобы игры были ориентированы на коллектив, а не на одного человека. Еще один момент — игра должна быть легкодоступной, чтобы ее можно было повторить в разных компаниях.

Необходимо отметить, что доктор педагогических наук В.М. Григорьев разработал формулу педагогической ценности игры. Она звучит следующим образом:

педагогическая ценность = интерес + польза, умноженная на 2 (поскольку то, насколько она полезна, очень важно) + доступность (по разным параметрам – по цене, возрасту, качеству материала).

В этой связи взрослым сначала надо научиться самим, а потом уже учить своих детей правильно оценивать и выбирать игру.

Игра является универсальным инструментом обучения, ведь ее можно применять на любых уроках и в любых жизненных ситуациях. Например, законы физики вполне можно разбирать на игрушках. Так, инерция демонстрируется за счет применения инерционных машинок. В химии также есть свои игры, как есть они и в русском языке. Конечно, нельзя превращать урок в игру, однако ее использование помогает быстрее добиться нужного образовательного результата.

Кроме применения игровых технологий на уроке к ним необходимо прибегать и на переменах. В большинстве своем школьные перемены не организованы: педагоги занимаются подготовкой к следующему уроку, а дети предоставлены сами себе (либо бегают, либо готовятся к уроку, либо списывают домашнее задание, либо просто сидят, разговаривают). А свободное время можно было бы использовать для игр, в том числе и настольных, которые помогли бы разгрузиться детям эмоционально и одновременно снять физическое напряжение.

Для групп продленного дня обязательно наличие игровой комнаты, где дети смогли бы отдохнуть. Во время прогулки педагогам надо стараться чаще организовывать подвижные игры. Обязательно игры должны проводиться и во время школьных праздников.

При этом важно, чтобы дети могли самостоятельно себя обеспечивать простейшими игрушками и игровым инвентарем. Однако не меньшее значение имеет и развитие игрушечной промышленности. Необходимо чтобы на государственном уровне проводилась педагогически обоснованная политика, как это делается в западных странах.

Роль народных игр в воспитании детей и подростков просто огромна, однако в урбанизированном обществе с развитием информационных технологий и индивидуалистическими ценностями игра постепенно вытесняется из повседневной жизни детей. На смену ей пришли компьютерные игры, информационные технологии и интернет.

Возрождение и внедрение в повседневную жизнь детей народных игр имеет значительную роль для организации эффективной работы в области патриотического и нравственного воспитания, в области физического развития, а также для социализации и укрепления связей между поколениями.

Необходимость возрождения народных игр должна быть осознана всеми группами социально активных представителей различных отраслей общественной жизни (теоретиками и практиками). Также требуется обоснованная концепция народности игры и требуется использование этнографически выверенного материала.

После этого требуется произвести отбор педагогически полезных игр, который должен осуществляться практическим путем, то есть требуется апробация игр самими играющими. Вполне вероятно, что правила и условия игры будут корректироваться с учетом современных условий, но данная корректировка не должна уничтожать сущностные элементы народной игры.

После многочисленных опробований игры необходимо сделать как можно более четкое ее описание для других игроков и проводящих. Однако для того чтобы можно было уверенно сказать, что какая-то старинная русская игра снова живет, требуется значительное количество людей, которые в нее постоянно играют. В современных условиях это означает, что игра должна быть востребована среди детей, а также использоваться во время организации детских праздников различного масштаба.

Проблема необходимости возрождения старинных народных игр в нашей стране была осознана еще в 1960-х гг. Именно в этот период в педагогической печати стали активно появляться заметки и соображения о том, что народные игры нуждаются в заботе, защите и возрождении. Авторы этих материалов отмечали, что дети стали меньше играть, а игры перестали объединять детей. Причины данной тенденции связаны с упадком игровой культуры у послевоенных поколений, влияние научно-технической революции на жизнь и быт населения.

При этом указывалось, что дети не перестали играть, а стали «играть хуже». Это выразилось в упрощении игровых форм и правил, исчезновения из арсенала игр традиционных народных игр, которые отлично были известны бабушкам и дедушкам. Указывалось, что возродить народные игры не так уж и сложно, ведь эти игры помнило значительное количество людей, а в сельской местности они еще были достаточно распространены.

Однако этнографы и фольклористы не обращали на них внимания, что постепенно привело к утрате многих традиций. Это было связано с тем, что в представлении простого обывателя (в том числе носителя знаний об игре) игра была чем-то само собой разумеющимся, она воспринималась как детская забава и шалость, которые отвлекали внимание от труда и учебы. Надо отметить, что такое восприятие игр было характерно для всех поколений, однако именно в период научно-технической революции народные игры потеряли свою привлекательность, так как у детей и взрослых появились им альтернативы.

В середине 1960-х гг. ценность народных игр была опять оценена, появился интерес к собиранию и изучению современных русских народных игр. Росту интереса способствовала инициатива газеты «Пионерская правда», которая запустила конкурс «Моя любимая игра». Возрождению народных игр способствовало и постановление Бюро ЦК ВЛКСМ от 14 сентября 1967 года, в котором давался обзор существующего положения в области детских игр в СССР.

Отмечалось наличие множества современных игр, включая военно-спортивные игры, игры пионеров и школьников в «тимуровцев», «челюскинцев», а также говорилось о неоправданно забытых народных играх. В этой связи различным структурам и объединениям, которые занимались изучением народных игр, была поставлена задача «постоянно собирать, изучать и пропагандировать лучшие игры детей народов СССР и зарубежных стран». Управление деятельностью было поручено администрациям Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» и республиканских пионерских лагерей «Орленок» и «Молодая гвардия».

Для реализации постановления стали проводиться пионерские игротеки, а также были организованы Всесоюзный смотр кружков юных затейников и пионерских игротек (1968-69 гг.), Всесоюзный поход за играми, который был объявлен Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и радиопередачей «Пионерская зорька».

В рамках данной акции «детям предлагалось прислать описание тех игр, которые они больше всего любят, и в которые чаще играют». Первое место в конкурсе заняли представители из Клуба друзей игры – Клуба интернациональной дружбы из пос. Лесной городок Одинцовского района Московской области под руководством В.М. и Л.И. Григорьевых. В последующем именно этот клуб наиболее активно занимался возрождением русских народных игр.

Благодаря инициативе руководства клуба в 1970 году при Московском областном совете пионерской организации была создана секция игры, которая вместе с секцией туризма и краеведения и областной Детской экскурсионно-туристической станцией объявила «Путешествие в мир народной игры». Мероприятие проводилось в рамках Всесоюзного марша «Всегда готов!» и Всероссийской экспедиции «Мое Отечество – СССР»). Основой лозунг марша — «Пионерам и школьникам — все богатство народной игры!».

Проводились и многочисленные этнографические экспедиции по сбору народных игр, в том числе и стационарные. Например, детальному изучению был подвергнут поселок Лесной городок. Было подготовлено 52 опросных списка, которые включали в себя более 100 групп игр и забав, то есть были включены абсолютно все признанные типы психолого-педагогических классификаций игр. Благодаря проделанной работе удалось проследить изменения состояния народной педагогики игры на фоне развития целостной игровой деятельности. При этом исследования проводились на регулярной основе (в 1976-1977 гг., в 1982-1983 гг., в 1988-1989 гг., в 1994-1995 гг. и в 2000-2001 гг.).

В течение указанных временных отрезков осуществлялось непрерывное наблюдение, и проводилась регистрация изменений в играх данного микрорайона. Работа позволила составить методику длительного непрерывного прослеживания развития игровой деятельности.

Одновременно похожие исследования проводились и в других регионах СССР (станица Вешенская на Дону, д. Захарово Московской обл., на Псковщине, на Украине, Кавказе, русском Севере, в Карелии). Интересно, что данные по Лесному городку оказались довольно типичными и отражали ситуацию в целом по стране. Однако изучение новых местностей позволяло добавить новые виды игровых явлений, которых всего было зафиксировано более 5000.

Коллектив Клуба друзей игры — Клуба интернациональной дружбы проводил не только собирание и изучение игр, ведь конечной целью его деятельности значилось улучшение народных игр и их использование в воспитании и развитии личности. В целях распространения лучших игр было создано издательство «Шире круг», которое выпускало альманах «Солнышко» и готовило статьи для периодической печати.

В рамках Клуба была также организована «Веселая школа», где разучивались народные игры, песни, танцы разных народов мира. Традиционными мероприятиями для Клуба стали «Народные игрища» и праздники, представители Клуба регулярно выступали на различных семинарах по разучиванию игр для учеников школ различных регионов, педагогов, района и области.

Клуб стал инициатором такой формы работы, как «Операция ДИВ» («Дружбу с игрой — всем!»). Руководство Клуба в 1980 году также предложило создать свод народных игр всей страны. Это предложение было поддержано издательством «Физкультура и спорт» и  специалистами по народным играм из всех республик СССР.

Для реализации проекта его участники объединились в Совет по народным играм при НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. Результатом стал выход в свет сборника «Игры народов СССР» (составители Л.В. Былеева и В М. Григорьев), который и до настоящего времени остается самым полным изданием народных игр, «которые в наибольшей степени соответствуют современным педагогическим требованиям и сравнительно легко могут быть применены в физическом воспитании».

Руководители Клуба друзей игры разработали этнопедагогический подход, который соединяет в себе этнографический и педагогический подходы. Подход предполагает гармоничное сочетание в работе разновозрастного игрового объединения нескольких направлений — собирания, изучения, опробования и распространения игр; применение их для воспитания и развития личности.

Однако социально-экономические и политические условия в начале 1990-х гг. практически свели к нулю выездную работу Клуба друзей игры — Клуба интернациональной дружбы. В основном работа Клуба свелась проведении праздников на районном уровне, а также повседневной работе с детьми, которые являются членами клуба.

В настоящее время интерес к народным играм снова высок, и эта тенденция характерна для многих стран. Сейчас успешно развивается этнопедагогика, основной интерес которой, направлен именно на изучение и возрождение народных игр.

В различных регионах России проводится множество фестивалей по народным играм, где преобладают сценические и театрализованные их варианты. В тоже время довольно остро стоит проблема включения народных игр в повседневную детскую жизнь. Но данный процесс идет достаточно сложно, ведь необходимо составлять конкуренцию социальным сетям, массовой культуре, интернету и средствам массовой информации.

Список литературы:

  1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. / В.В. Абраменкова. М.: Яуза, 2006. — 640 с.
  2. Анаркулов Х.Ф. Кыргызские народные подвижные игры, физические упражнения и современность : автореф. дис. докт. пед. наук. / Х.Ф. Анаркулов-М., 1993. — 38 с.
  3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. М. : Просвещение, 1987.-С. 11-12.
  4. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. / К.Ш. Ахияров Уфа, 2000. — 326 с.
  5. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. / И.Е. Берлянд — Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1992. — 90 с.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э. Берн М.: Прогресс, 1996. — 395 с.
  7. Беспалова H.H. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / H.H. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. 2008. — №18. — c. 90-92.
  8. Былеева JI.B. Русские народные игры. / JI.B. Былеева. М. : Сов. Россия, 1988. — 84 с.
  9. Вайнштейн А. Игра как путь гармонии. / А. Ванштей // Alma Mater. 1993. — № 2. — c. 23.
  10. Венгер JI.A Игра как вид деятельности. / JI.A. Венгер // Вопросы психологии. — №3. 1978. — c. 163-165.
  11. Волохова Н.В. Универсальность игры как социокультурной составляющей // H.A. Волобуева // Феномен игры в культуре и образовании / Кур. гос. пед. ун-т. Курск, 2003. — c. 116-124.
  12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский Вопросы психологии, 1966, — №6. — с.74-75.
  13. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. / В.М. Григорьев. — М. : Институт развития личности РАО, 1998. — 66 с.
  14. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России. / В.М. Григорьев. — М.: Педагогика, 1994. — 268 с.
  15. Домме И. А. Народная педагогика как средство духовного и социального становления личности / И. А. Домме // Ислам в культурном ландшафте России: История и современность. Томск, — Изд-во ТГПУ, 2002. — c. 175-177.
  16. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей : сост. A.B. Кенеман, Т.И. Осокина. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. — 224 с.
  17. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей : сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис, 1886. — Вып. 5. — c. 119-208.
  18. Дибиров, М.А. Дагестанские народные игры как историко-этнографический материал для изучения традиционного календаря / М.А. Демиров // Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала: Изд-во АН Дагестана, 1987. — c. 75-81.
  19. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. / М.Г. Ермолаева. СПб.: КАРО, 2008. — 128 с.
  20. Зимина А.Н. Народные игры с пением. / А.Н. Зимина. М., Изд-во: «Гном-Пресс», — 2000, — 64 с.
  21. Зрелищно-игровые формы народной культуры : сб. науч. ст. / составитель Л.М. Ивлева. Л.: ЛГИТМИК, 1990 (1992). — 237 с.
  22. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская. М.: Просвещение, 1975. — 80 с.
  23. Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой. М. : Просвещение, 1989. — 284 с.
  24. Игры народов СССР / сост. Л.И.Былеева, В.М.Григорьев. М. : Просвещение, 1985. — 288 с.
  25. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., Учпедгиз, 1982. — Т.2. — c. 112-116, c. 242-476.
  26. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев / Психологическая наука и образование, 1996, №3 — с.25.
  27. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры : для детей дошк. и мл. шк. возраста : практ. пособие / М.Ф. Литвинова. — М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2003. — 186 с.
  28. Лотман Ю.М. Игра // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 10. Ю.М. Лотман. М. — 1972. — с. 31.
  29. Миллер С. Психология игры / Пер. с англ. В.В. Сысоева. / С.Миллер СПб.: Университетская книга, 1999. — c. 285.
  30. Морозов И.А. Круг игры : праздник и игра в жизни севернорус.крестьянина (XIX XX вв.) / И.А. Морозов, И.С.Слепцов ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. / И.А. Морозов. — М. : Ин-дрик, 2004. — 920 с.
  31. Новиков A.M. Методология игровой деятельности. / A.M. Новиков. М. : Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
  32. Новоселова C.JI. О новой классификации детских игр / C.JI. Новоселов // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — c. 84-87.
  33. Пашковская Е.И. Социальные аспекты игровой деятельности подростков и молодежи в современной России : дис. . канд. социол. Наук. / Е.И. Пашковская. Москва, 2006. — 243 с.
  34. Педагогическая энциклопедия. М. : Советская энциклопедия, 1965. — c. 158-159.
  35. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. / П.И. Пидка-систый, Ж.С. Хайдаров М. : МПУ, Рос. пед. агентство, 1996. — 86 с.
  36. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-е изд. / Е.А. Покровский. — М.: Типография A.A. Карцева, 1895. — 368 с.
  37. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. / Е.А. Покровский. -М., Издание журнала «Вестник воспитания», 1887. — 234 с.
  38. Посходиева Д.В. Социальная адаптация старших дошкольников средствами народных игр : дис. . канд. пед. наук. / Д.В. Посходива. М. — 2000. — 206 с.
  39. Празднично-игровая культура современного мира детства. Доклады, тезисы, материалы научно-практической конференции. / Отв. ред. C.B. Григорьев, A.C. Фролов. М. : МГДД(Ю)Т, 2004. — 204 с.
  40. Репринцева Е.А. Педагогика игры: Теория. История. Практика. / Е.А. Ре-принцева. Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2005. — 420 с.
  41. Репринцева Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. / Г.И. Репринцева. — М.: ФОРУМ, 2008. 240 с.
  42. Савенко Н.В. Игра в субкультуре детства : автореф. дис. . канд. филос. наук: специальность. / Н.В. Савенко. Ростов н/Д, 2004. — 27 с.
  43. Смирнова Е.О. Воспитывать, играя / Е.О. Смирнова // Детский практический психолог. 1995. — №6. — с. 86-90.
  44. Соколянский И.А. Политвоспитание и игра / И.А. Соколянский // Игра, сказка и романтика в работе с детьми: сб. ст. Харьков, 1927. — с. 277-278.
  45. Сухомлинский В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. — М: Изд-во политической литературы, — 1985. — 270 с.
  46. Таран, A.A. Русские народные игры и их классификация. / A.A. Таран // Начальная школа, 2002, №3. — c. 12-16.
  47. Турханова Р.И. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности : дис. . канд. пед. наук. / Р.И. Турханов. СПб., 2006. — 185 с.
  48. Ушинский К.Д. Собр. соч. т. VIII. / К.Д. Ушинский // M.-JL: Учпедгиз, 1950.-620 с.
  49. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания. / И.Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — №3. — с.52-59.
  50. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования / Л.Я. Хоронько. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, — 2004. — 208 с.
  51. Хренов Н. А. Игра в истории культуры / H.A. Хренов // Традиционная культура. — 2001. — № 1. — c. 7-9.
  52. Шаронова С.А. Игротехнологии как манипулятивная методология. / С.А. Шаронова // Социологические исследования (Социс). — 2004. №1 — c. 98-102.
  53. Шмаков С.А. Ее величество игра. / С.А. Шмаков. М., МИП «NB Магистр», 1992. —160 с.
  54. Шуть H.H. Волшебные ключи игромастера. / H.H. Шуть, СПб.: Образовательные проекты, М: НИИ школьных технологий, 2008. — 176 с.
  55. Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. 1998. — №1, — с. 30-35.
  56. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. / Д.Б. Эльконин. М. : Педагогика, 1989. — 560 с.
  57. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л. С. Выготского, его сотрудников и последователей / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1976. — №6. — с. 103-107.
  58. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Эльконин. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
02.04.2020