Педагогические условия повышения результативности применения народной игры в социально-нравственном воспитании обучающихся
Оценка 4.8

Педагогические условия повышения результативности применения народной игры в социально-нравственном воспитании обучающихся

Оценка 4.8
Статья
02.04.2020

Игра представляет собой многофункциональное и многогранное явление, которое заслуженно считается одним из эффективных методов воспитания и активно используется для психолого-педагогической диагностики готовности детей к пониманию русской народной игры как части общенационального культурного наследия.

Применение игры как метода воспитательной работы позволяет развить у детей разнообразные личностные качества, она также положительно влияет на сплочение детского коллектива, учит детей анализировать полученный результат по итогам выполнения правил игры.

В процессе отбора русской народной игры в обязательном порядке должен присутствовать к ней интерес со стороны детей, благодаря чему у них будет создаваться хорошее настроение, стимулироваться личностный рост общественной активности.

Русская народная игра — это всегда свободная деятельность, которая приносит радость, удовлетворение от состязания, преодоления трудностей, поражений и радости побед. В большинстве случаев игра носит соревновательный, активный и творческий характер, приносит удовольствие от самого действия. В процессе игры дети добровольно начинают подражать взрослым, примеряют на себе их роли и по-своему развивают сюжет, а также применяют игровой и подручный материал.

За счет соревновательного духа игры рождается активность, у детей возникает чувство гордости за свои успехи, одновременно игра содействует и общему эмоциональному подъему в коллективе. Благодаря применению русской народной игры в воспитательном процессе обеспечивается достижение сплоченности коллектива.

Надо учитывать, что воспитательного эффекта можно достичь, только если педагог грамотно ставит цель, которую требуется достичь его воспитанникам в процессе игры. Кроме того, игра должна соответствовать возрасту детей и их психологическим особенностям.

Важным моментом является то, чтобы во время игры воспитывались смелость, ловкость, толерантность и другие ценностные моральные качества личности. От педагога требуется и прогнозирование результатов игры, ведь часто случается так, что игра вызывает чрезмерный азарт и нездоровое соперничество, а это ведет к жесткости, грубости. И, как показывает практика, простого запрета обычно недостаточно, здесь от педагога требуется умение своевременно переключить интерес и внимание детей на другие элементы игры.

В процессе игры педагог не должен подавлять самостоятельность и инициативу детей, поэтому ему рекомендуется только опосредованно влиять на ход игры и распределение ролей между детьми.

Для достижения воспитательного и развивающего эффекта необходимо, чтобы каждый участник мог проявить себя, поэтому необходимо тактично и незаметно предупреждать появление в коллективе «вожаков», которые начинают управлять игровым процессом. Но при этом нельзя и активно вмешиваться в игру.

Русская народная игра особую ценность демонстрирует при организации работы с детьми в рамках внеклассной работы и во время каникул.

Возникновение содержательных творческих игр связано с развитием наблюдательности, фантазии, памяти, мышления, воображения. Детское творчество во время игры характеризуется наличием выбора роли, замысла, умением развить сюжет и подобрать нужный материал. А развитие у детей способности творить и наблюдать способствует расширению его кругозора, учит его применять знания на практике.

Основная задача современной педагогической теории русской народной игры – исследование воздействия воспитания на становление игры. Задачами науки также являются:

  • выявление типичных характерных современных русских народных игр детей;
  • выработка взгляда на народные игры как на одну из форм деятельности ребенка, а также как специфическое средство воспитания;
  • установление связи между целью воспитания и развитием содержания русской народной игры;
  • развитие опыта культуры русской народной игры от возраста к возрасту.

Большинство исследований о русских народных играх базируется на теоретических положениях, которые были предложены классиками научной педагогической мысли (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт).

Для организации изучения современных педагогических аспектов применения русских народных игр особый интерес представляют идеи Л.С. Выготского, Л.П. Эльконина, С.Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева и др. Однако до настоящего времени еще не удалось создать единую педагогическую теорию русской народной игры, которая бы оказывала существенное влияние на массовую практику. Во многом это связано с тем, что остаются нерешенными вопросы об источниках содержания игры, путях развития общих игровых интересов, которые выступают в качестве базы для сплочения детей.

За счет смены педагогической парадигмы произошло изменение подходов к рассмотрению основного дидактического отношения, которое сейчас рассматривается как взаимодействие личностей, а не деятельностей. Причиной такой переориентации стал переход к субъект-субъектной педагогической парадигмы, в которой основными принципами являются принципы сотрудничества, самоуправления и соуправления обучающихся.

Взаимодействие является философской категорией, которая отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность в едином совместном влиянии. Взаимодействие оказывает влияние на выражение отношений конкретных предметов и явлений.

Характерная особенность взаимодействия состоит в том, что оно присуще не только обществу и природе, но и может целенаправленно создаваться и целенаправленно достигаться, то есть оно становится результатом сознательной деятельности человека.

Стоит учитывать, что взаимодействие не является самоцелью, так как она только ключевое средство решения воспитательных задач, которые стоят перед организаторами русских народных игр.

Уровень эффективности взаимодействия в рамках русской народной игры может восприниматься как мера соответствия достигнутых результатов обозначенным воспитательным целям. Одновременно с этим критерии эффективности заключаются и в средствах, которые используются для достижения результата.

При этом во время игры наблюдается равенство в деятельности ребенка и взрослого. В данном случае равенство проявляется во взаимодействии двух социальных субъектов, которое может иметь форму соревнования, содействия, бездействия, противоборства. В русской народной игре идея взаимодействия проявляется в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенку, предоставляет ему возможность действовать самостоятельно, в результате чего обеспечивается положительный педагогический эффект.

Осознание индивидуальных особенностей взаимодействия осуществляется на основе соотнесения знаний о самом себе, уровне предлагаемой к решению игровой задачи, а также о соотнесении представления об успешности/неуспешности выбранного стиля взаимодействия в ходе игры.

В этой связи содержание игрового взаимодействия является реализацией субъектных целей участников взаимодействия посредством проживания игровых ситуаций, то есть последовательном решении игровых задач, и рефлексивно-педагогического обеспечения данного процесса, который протекает на различных уровнях:

  • оценивание ситуации игрового взаимодействия;
  • установление первичного контакта с субъектами взаимодействия;
  • самоопределение во взаимодействии;
  • сбор и предъявление информации;
  • совместное проектирование взаимодействия;
  • осуществление влияния;
  • завершенное взаимодействие.

Среди особенностей игрового взаимодействия в русских народных играх следует выделить пространственно-временную обусловленность процесса. Игра, как объект взаимодействия, выступает той формой жизнедеятельности, в которой самовыражение включается в сущностную психологическую характеристику и является основой для выявления индивидуально-типологических особенностей игрового поведения в сочетании самовыражения и развития личности.

Эффективным направлением педагогического поиска является симбиоз народного и личного, традиционного и новаторского, исторических основ и современности в русской народной игре. Этот поиск определяет социально-педагогический феномен русской народной игры, как части общенационального культурного наследия. Так, И.С. Кон отмечает, что «общество не может познать себя, не поняв закономерности своего детства, а мир детства — неотделимая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом».

Современная же городская среда не способствует выработке чувства единения человека и мироздания, поэтому дети вырастают с лакунами в экологическом сознании.

В свою очередь календарные русские праздники выступали в качестве одного из важнейших элементов для освоения природной среды в общественно-исторической практике человека. Дети всегда привлекались к таким праздникам, знали свою роль и место включения. В этом и заключается отличие современных праздников и традиционных, ведь в последних участие детей являлось само самой разумеющимся делом. Сейчас же большинство сценариев праздника исключает привлечение детей. Исключение составляют только праздники, где изначально предполагается участие детских фольклорных коллективов.

В этой связи этнографы отмечают наличие широкой этнокультурной пропасти между поколениями, и эта пропасть продолжает увеличиваться. А за счет разницы современного поколения в восприятии собственного фонда традиционной культуры возникают различные негативные явления в молодежной и детской субкультурах.

В настоящее время, когда общество заинтересовано в сохранении природной и культурной среды, статус календарных праздников должен быть гораздо выше для обеспечения нравственного оздоровления подрастающего поколения.

Истоки современного кризиса культуры детства надо искать в 1930-х гг., когда желание власти сформировать «нового человека» привело к запретам на проведение традиционных праздников и обрядов, а также запрету использования традиционных образцов кустарной игрушки. Игрушка стала считаться в качестве наглядного пособия, которое должно было продемонстрировать «правильное» представление о жизни.

В итоге забылись характерологические моменты народной игрушки, которые были напрямую обращены к творческим потенциалам ребенка, вызывающим и формирующим активное и многогранное отношение ребенка к миру.

Сейчас народная игрушка лишена натуралистического безволия, она использует исключительно пластическую гиперболу, цветовую метафору.

Истинная народная игрушка помогает объяснить ребенку мир, сводит его к основным моментам, знакомит ребенка со всеми частностями мира. Такая игрушка постоянно имеет в виду оба плана бытия: реально-прозаический и поэтико-философский.

Отдельные игрушки способны воссоздать единую концепцию мироздания. Так, типичные игрушки русского Севера «конь», «кукла», «птица» очень четко отражают «трехэтажную» структуру мира: земля — человек — небо.

Народная игрушка характеризуется строгой преемственностью, которая сохраняет координаты местной этико-эстетической культуры, что и помогает ребенку осознавать свою принадлежность к своему роду, земле. Отсюда вытекает и культурный исключительный полицентризм многообразия и богатства игрушки народов, которые населяют многонациональную Россию.

Игровое взаимодействие в рамках организации русских народных игр может являться одним из самых реальных путей для преодоления отчуждения личности от деятельности окружающих людей, а также в целом жизненных явлений, к которым относятся:

  • нарушение естественного перехода от игры к обучению и труду;
  • отчуждение в сфере общения разных возрастных, социальных, половозрастных групп;
  • эмоционально-чувственное обеднение «игровых биографий» детей и подростков;
  • утрата национальных и региональных форм игр и праздников.

П.Ф. Каптерев в своем исследовании влияния игрового взаимодействия на нравственное становление личности ориентировался на ту идею, что игра представляет собой действие и предмет, то есть то, чем играют и во что играют.

В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» отмечает, что игра — это «забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие. Играм, развлечениям и ученью ребенка противостоит особое состояние, когда ребенок испытывает желание избежать дела, занятия и отдаться лени»

В тоже время П.Ф. Каптерев отмечает, что необходимо глубоко понимать физическую и психологическую природу ребенка, поэтому он предлагает считать детскую «леность» симптомом перегрузки, несоответствия предъявляемых к нему требований и его собственных возможностей.

В своих работах П.Ф. Каптерев повышенное внимание уделяет и «общественным детским играм», для которых он использует следующую характеристику: «На общественную игру можно смотреть, как на первое вступление дитяти в жизнь, в общество, когда пред дитятей открывается дверь нового и совершенно неизвестного мира. Это знаменательный момент в жизни дитяти. Общественная игра приучает детей к общественности в собственном смысле этого слова, знакомя их с существованием общих интересов, общих задач и целей».

В этой связи общественная детская игра — это процесс приучения ребенка жить в обществе и действовать с обществом, поэтому она стоит гораздо выше по сравнению с индивидуальными играми.

Анализ сущности взаимодействия показывает, что игровое взаимодействие в русских народных играх следует рассматривать как взаимозависимость духовной совместной деятельности субъектов, опосредованной объектом (игровой деятельностью).

Игровое взаимодействие — это «организованный процесс игровой коммуникации или общения, по крайней мере, двух субъектов или общностей, в котором систематически осуществляется воздействие друг на друга, имеющее целью вызвать определенную реакцию со стороны партнеров».

При организации реальной игровой ситуации педагог сталкивается с проявлением культурно-исторических, психологических, социальных, физиологических и другими закономерностями, в том числе их различными комбинациями. Организатор русских народных игр должен опираться на свою профессиональную интуицию, приемы педагогического наблюдения, которые вырабатываются в процессе работы и в ходе самих игровых условий и ситуаций.

В качестве субстанции любого социального отношения выступает деятельность. Выделяют несколько форм игровой деятельности:

  • знакомство с играми, в ходе чего осуществляется обучение правилам игры;
  • раздельное действие, которое проявляется в состязательных, соревновательных, командных, коллективных играх;
  • имитирующее действие, что предполагает разработку собственных игровых идей и проектов;
  • партнерство, необходимое для формирования норм сотрудничества;
  • поддержание действия, что включает в себя тренинг, самостоятельное действие и другие формы коллективных отношений.

Регламентирует взаимодействие субъектов игры обычно ее структура, в этой связи выделяют три основных типа взаимоотношений:

  1. Соприсутствие. В этом случае каждый участник выполняет игровое задание самостоятельно.
  2. Отношение «индивидуальной взаимозависимости». В данном случае успешность выполнения игровой задачи одним участником влияет на ее выполнение другим игроком.
  3. Отношение «групповой взаимозависимости». В таких случаях выполнение игровой задачи невозможно без коллективного взаимодействия.

Данные взаимоотношения и сами правила русских народных игр создают благоприятные условия для развития у детей инициативы, самодеятельности, у них формируются лидерские качества, проявляется творческий потенциал.

Основное содержание игровой деятельности — овладение участниками нормами взаимодействия, навыками принятия группового решения при одновременном сохранении атмосферы сотрудничества и недопущения возникновения ситуаций конфликта типа «выигрыш — проигрыш».

Результатом этого являются:

  • понимание участниками преимущества принятия коллективных решений;
  • осознание ценности каждого участника в общей деятельности либо дискуссии;
  • умение использовать интеллектуальный и эмоциональный потенциал всех участников;
  • умение самостоятельно организовывать деятельность в группе, коллективе;
  • умение творчески подходить к генерированию идей и последующему оптимальному выбору одной из них.

Взаимодействие в русской народной игре — это непосредственный контакт между ее участниками, которые опосредованы формами, предполагающими ряд связующих звеньев и механизмов (язык, символы и др.).

Игровое взаимодействие в игре осуществляется не только между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), но и внутри каждого объекта (внутреннее взаимодействие). Поэтому взаимодействие имеет объективную и субъективную сторону.

Под объективной стороной понимаются связи, независимые от участников игры, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействий. Связи выступают в качестве показателей уровня игрового взаимодействия.

Субъективная сторона — сознательное отношение участников игры друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего игрового поведения.

К определенному временному игровому моменту складываются определенные межличностные отношения, которые являются показателем изменений, происходящих с субъектами игрового взаимодействия. В этой связи сущность игрового взаимодействия при организации русских народных игр состоит в диалогичном характере, который порождается совместной деятельностью, связанной с возможностью расширения личностных преобразований, сочетанием мотивов субъектов его организации.

Это объясняется стимулированием самоанализа отношений игрового взаимодействия, диагностикой групповых и индивидуальных взаимодействий, фиксируемой в ходе игры, а также педагогической коррекцией и межличностными и межгрупповыми отношениями субъектов игрового взаимодействия.

Необходимо также отметить, что игровое взаимодействие охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие/противодействие, согласие/противоречие, сопереживание/«эмоциональная глухота», которые связаны с согласованностью либо рассогласованностью мотивов.

Можно также выделить две противоположные стороны игрового взаимодействия — сотрудничество и состязательность.

Игровое взаимодействие также предполагает установление особых отношений, которые В.А. Сухомлинский определил следующим образом: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность». Это означает, что диалог не может существовать без равенства позиций сторон, поэтому требуется не только признание активной роли ребенка, но и того факта, что взрослый находится под его воздействием.

Деятельностно-диалоговая схема русской народной игры, которая реализуется в выборе сферы общения и позиции субъектом участия, в максимальной степени содействует практической реализации в России программ, связанных с пониманием русской народной игры как части общекультурного наследия.

С учетом определения содержания детских игр (специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия), можно выделить следующие их задачи:

  • определение цели;
  • создание пространства выбора;
  • достижение определенного результата.

В тоже время познание индивидуальных особенностей взаимодействия до игры является в определенной степени самодиагностикой его участников, что можно сформулировать в виде вопроса: «Каковы мои сильные и слабые стороны в общении и взаимодействии с другими людьми?».

Задачи игрового взаимодействия могут быть краткосрочными и долгосрочными (игровое событие, игровой момент, игровое пространство, игровая практика субъекта, игровая ситуация).

Под игровой ситуацией понимает форма деятельности, направленная на воссоздание и усвоение культурного наследия, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игровой момент — создание условий для участников взаимодействия, во время которых активная позиция субъекта позволяет проверить уровень развития отношений в различных видах деятельности.

Игровое событие — самостоятельное освоение предлагаемого игрового содержания, ведущее либо к победе, либо к поражению участников совместных действий.

Игровое пространство — сочетание условий, при которых наиболее эффективно идет процесс освоения общенационального культурного наследия.

В этой связи можно сделать вывод, что опыт игрового взаимодействия не может быть передан в качестве точного знания, поэтому только на основе собственного опыта и творческого переосмысления игры и знаний психолого-педагогических закономерностей можно рассчитывать на получение положительного результата при организации игрового взаимодействия в процессе русских народных игр.

В тоже время игровое взаимодействие структурно обладает необходимым набором системообразующих признаков. К ним относятся:

  • интегративность;
  • целесообразность;
  • историчность;
  • информативность;
  • управляемость;
  • функциональность.

Структура игрового взаимодействия максимально тесно переплетена с содержанием русских народных игр, которые обеспечивают воздействие на эмоциональное, нравственное и деятельностное изменение ребенка в ходе различных игровых испытаний и упражнений.

Потенциал игрового взаимодействия состоит в широкой интеграции образовательного и воспитательного процессов для оказания воздействия на развитие игровой культуры ребенка, выступает в качестве показателя успешности социального взаимодействия мира детства и мира взрослых.

В итоге можно утверждать, что результативность игрового взаимодействия при организации русских народных игр взаимосвязана с развитием духовных ценностей ребенка, которые позволяют ему более свободно ориентироваться в окружающей действительности и более объективно оценивать различные жизненные ситуации.

Русские народные игры положительно сказываются и на развитии этических ценностей ребенка, так как у него формируется потребность соизмерения своих поступков и своего поведения с такими критериями, как любовь, зло, добро, вера, милосердие. А это ведет к формированию максимальной требовательности к себе, то есть обеспечивается развитие навыков самовоспитания.

Игра позволяет пробудить в ребенке и чувство долга, учит его сопереживать и проявлять внимание к другим.

Достигается и формирование эстетических ценностей, что заключается развитии творческих способностей, овладении детьми окружающей действительности по законам гармонии, красоты и прекрасного.

Необходимо отметить, что в русской народной игре четко прослеживается идея взаимоуважения и соблюдения норм общения, что выражается как:

  • совместный труд души, что включает в себя взаимопереживание, сочувствие, солидарность;
  • совместный труд познания, что предполагает взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества, растущей личности;
  • совместная радость от поиска и открытия непознанного ранее.

Русские народные игры имеют важное значение для организации изучения русского языка, так как они способствуют развитию у участников разнообразных двигательных навыков, навыков общения, умений договариваться и играть по правилам.

Основные формы русских народных игр:

  • бессюжетные подвижные игры;
  • сюжетные игры, преимущественно коллективные;
  • подвижные игры с элементами соревнования;
  • игры большой, малой и средней подвижности.

Классификация русских народных игр

Список русских народных игр, которые можно использовать по различным направлениям взаимодействия:

  1. Человек и природа:
    • У медведя во бору
    • Гуси-лебеди
    • Филин и пташки
    • Кот и мышь
    • Пчелки и ласточки
    • Змейка
    • Ручеек
    • Караси и карпы
    • Переселение лягушек
    • Зайцы и морковка
    • Вороны и воробей
    • Ворон-синица
    • Бои петухов
    • Волки и овцы
    • Волк во рву
    • Волк и гуси
    • Хромая лиса
    • Белки, зайцы, мыши
    • Медведь, что ешь
    • Мышки и две кошки
  1. Игры, которые отражают особенности быта русского народа:
    • Охотники и утки
    • Дедушка-рожок
    • Золотые ворота
    • Каравай
    • Заря
    • Встречный бой
    • Ловись рыбка
    • Удочка
    • Корзинки
    • Шишки, желуди, орехи
    • Кашевары
    • Рыбаки
    • Невод
  1. Детские русские игры:
    • Лапта
    • Городки
    • Бабки
    • Горелки
    • 12 палочек
    • Чехарда
    • Жмурки
    • Пустое место
    • Кто дальше
    • Шлепанки
    • Хоровод
    • Башни
    • Игры с мячами, завязанными глазами, веревочкой, прыжками
  1. Русские народные состязания:
    • Перетягивания в парах
    • Тяни в круг
    • Достань камешек
    • Цепи-кованные
    • Колокол
    • Тары-бары
    • Перетяни за черту
    • Тяни на булавы
    • Бои на бревне

В зависимости от содержания и сложности построения игр их классифицируют следующим образом:

  1. Простые игры, к которым относятся:
    • Перетягивания в парах
    • Тяни в круг
    • Достань камешек
    • Перетяни за черту
    • Тяни на булавы
    • У медведя во бору
    • Салки
    • Жмурки
    • Ловишки
    • Шлепанки
    • Филин и пташки
    • Хромая лиса
    • Бои петухов
    • Бабки
    • 12 палочек
    • Ловись, рыбка
    • Удочка
    • Кашевары
    • Кто дальше
    • Ляпка
    • Хоровод
    • Игры с завязанными глазами и с веревочками
    • Запрещенное движение
  1. Переходные игры:
    • Гуси-лебеди
    • Дедушка-рожок
    • Шишки, желуди, орехи
    • Пчелки и ласточки
    • Волк во рву
    • Волк и гуси
    • Кошки-мышки
    • Белки, зайцы, мыши
    • Зайцы и морковка
    • Платочек-летуночек
    • Игры с бегом
    • Птицелов
    • Ворон-синица
    • Волки и овцы
    • Коршун
    • Коровки
    • Переселение лягушек
    • Невод
    • Вышибалы
    • Третий — лишний
    • Отгадай, чей голосок
    • Хромой цыпленок
    • Совушка
  1. Командные игры:
    • Змейка
    • Ручеек
    • Городки
    • Лапта
    • Чехарда
    • Пустое место
    • Караси и карпы
    • Вороны и воробьи
    • Охотники и утки
    • Заря
    • Встречный бой
    • Бобы
    • Народный мяч
    • Игры с прыжками
    • Цепи-кованные

Классификация игр с учетом возрастных особенностей:

  1. Игры для детей 3-6 лет:
    • Каравай
    • У медведя во бору
    • Гуси-лебеди
    • Жмурки
    • Филин и пташки
    • Горелки
    • Лапта
    • Мышки и две кошки
    • Ловишки
    • Запрещенное движение
    • Летели-летели
    • Хромой цыпленок
    • Золотые ворота
    • Кошки-мышки
    • Перетягивания в парах
    • Снежки
  1. Игры для детей 7-9 лет:
    • Дедушка-рожок
    • Хромая лиса
    • Ляпка
    • Хоровод
    • Гуси-лебеди
    • У медведя во бору
    • Змейка
    • Шлепанки
    • Шишки, желуди, орехи
    • Жмурки
  1. Игры для детей 10-13 лет:
    • Считалки
    • Игры с веревочкой
    • Съедобное, не съедобное
    • Кот и мышь
    • Коршун
    • Переселение лягушек
    • Корзинки
    • Волки и овцы
    • Кашевары
    • Перетягивания в парах
    • Цепи-кованные
    • Горелки

Методика организации некоторых русских народных игр

Игра «Жмурки»

Одному из играющих (жмурке) завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, а затем спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?

— На квашне.

— Что в квашне?

— Квас.

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка должен их поймать. Кого первым поймали, тот становится жмуркой.

Игра «Кот и мыши»

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки и тем самым образуют небольшой проход. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сплетенными руками играющих.

Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра заканчивается, когда коты переловят всех мышей.

Игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех стоит водящий.

Играющие нараспев говорят слова:

  • Гори, гори ясно,
  • Чтобы не погасло
  • Стой подоле
  • Гляди на поле,
  • Едут там трубачи
  • Да едят калачи
  • Погляди на небо:
  • Звёзды горят,
  • Журавли кричат:
  • Гу, гу, убегу,
  • Раз, два, не воронь,
  • А беги на огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Водящий старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем водящий запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а водящий вновь «горит».

Игра повторяется.

Игра «У медведя во бору»

«Медведь» – участник игры, выбранный жеребьевкой, «живет в лесу». Дети идут «в лес за грибами, ягодами» и напевают:

  • У медведя во бору
  • Грибы ягоды беру!
  • Медведь постыл
  • На печи застыл!

Когда играющие произносят последние слова, «медведь», до сих пор «дремавший», начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги.

Затем «медведь» бежит за играющими. Пойманный игрок становится «медведем».

Игра «Солнце» (игра народов Сибири)

Все играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу. Ведущий — солнце сидит на корточках в центре круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает.

На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Игра «Рыбаки и рыбки» (игра народов Сибири)

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят рыбаки, остальные — рыбки. Рыбки бегают по всей площадке, забегая в круг. Рыбаки ловят их. Ловить можно только в кругу. Кто поймает больше рыбок, тот лучший игрок.

Методы, используемые при организации русских народных игр для развития ценности культурного наследия

При изучении вопроса участия взрослых в русских народных играх можно сделать вывод, что игровое взаимодействие напрямую связано с гибкостью смены педагогической позиции взрослого. Это связано с тем, что взрослый во время игры является посредником.

Принцип посредничества заключается в том, что педагог одновременно принадлежит к миру взрослых и в этой связи используется установки взрослого мира, а с другой стороны у него есть задача по «обнаружению» детской инициативы, которая часто не совпадает с привычной очевидностью взрослого. В этой связи педагогу необходимо уметь представить детскую инициативу как социально и культурно значимую.

Также во время игры педагог часто может выступать в роли консультанта, который должен отвечать на все возникающие у детей вопросы. Часто педагог является и инструктором, когда он передает детям жизненно важные навыки и какие-либо правила самоорганизации. Во время подготовки празднично-игровых действий педагог уже может выступать как мастер либо тренер.

Вне зависимости от выбранной роли во время игры педагог должен занимать следующие позиции:

  • как равный ребенку, то есть не более опытный, чем он;
  • если учебная либо образовательная ситуация востребована самими детьми и возникает по их инициативе.

В таких случаях игровое взаимодействие станет естественным фоном и ребенок будет готов идти на контакт со взрослым.

Использование фольклора в организации и проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Жизнь ребенка невозможно представить без движения, поэтому веселые состязания, спортивные игры, шумные праздники должны быть обязательной составляющей ежедневной деятельности ребенка. Подвижные игры положительно сказываются на укреплении здоровья, особенно важное значение подвижные игры имеют для развития моторной сферы детей дошкольного возраста.

Многие исследователи, например, Г.С. Виноградов, М.Н. Мельников, рассматривали фольклор в качестве важной составляющей подвижных игр, ведь фольклор — это значительный элемент всестороннего развития дошкольников. Во время игр у ребенка активизируется речь, он приобщается к истокам родной культуры, у него стимулируется двигательная активность.

Необходимо отметить, что каждое поэтическое произведение фольклора тесно связано с интересными и полезными для ребенка движениями, которые способны удовлетворить его потребности в двигательной активности.

В тоже время проблема применения фольклора в проведении подвижных игр разработана очень слабо, так крайне мало методических рекомендаций по данной теме.

Методика проведения подвижных игр с дошкольниками обладает определенными особенностями. Это выражается в том, что организация игры невозможна без педагога. Также требуется учитывать поведение детей во время подвижных игр. Так, проведенные исследования показывают, что только 29% детей соблюдают правила и умеют сдерживать себя во время игры. Еще 35% детей изредка нарушают правила и допускают различные ошибки при выполнении движений. 35% детей характеризуются низким уровнем активности и во время игры они не соблюдают правила.

Интересны исследования интенсивности двигательной активности при организации подвижных игр:

  • во время прогулки она составляет 23 движения в минуту;
  • во время физкультуры этот показатель равняется 17 движениям в минуту.

Для того чтобы повысить заинтересованность детей, в подвижные игры рекомендуется постепенно вносить малые фольклорные формы, к которым относят приговорки, загадки, потешки. В старшем возрасте добавляются жеребьевки и считалки.

Крайне важно соблюдение единства требований к ребенку, как со стороны воспитателя детского сада, так и родителей. Так, большинство родителей не считают необходимым обучать своих детей каким-либо играм, считая, что эта обязанность воспитателей и физкультурных работников.

В этой связи рекомендуется проводить родительские собрания на темы «Организация досуга в семье», «Играем вместе с детьми», также целесообразно проводить открытые показы для родителей народных игр, праздников и фольклора, например, «Посиделки у Матрены», «Святки» и др.

Следует отметить, что диагностика уровней успешности организации воспитателями подвижных игр показывает, что многие педагоги в своей работе не только не применяют фольклор при организации подвижных игр, но и различной степени не владеют методиками их проведения. Именно по этой причине дети с трудом осваивают подвижные игры.

Для преодоления данной проблемы целесообразно проводить семинар-практикум, цель которого — повышение эффективности организации воспитателями подвижных игр. Такой семинар может быть рассчитан на 3 месяца (одно занятие в месяц).

Темы занятий могут быть следующими:

  1. «Влияние фольклора на двигательную активность детей». Цель занятия — знакомство воспитателей с историческим аспектом проблемы использования фольклора в подвижных играх и современными подходами к ней. Во время такого занятия воспитатели также знакомятся со структурой подвижных игр и основными требованиями к ним.
  2. Второе занятие посвящается обобщению и выявлению знаний по теме, оптимальный вариант — проведение по завершению игры «Что? Где? Когда?».
  3. В рамках третьего занятия организуется обучение воспитателей проведению подвижных игр с использованием фольклора. Цель — вызвать у педагогов желание активно использовать приобретенный опыт.

Такие семинары позволяют педагогам овладеть методикой организации и проведения подвижных игр с применением фольклора. И, как показывает практика, после введения подвижных игр с фольклором повышается двигательная активность детей и качество выполнения ими движений. Так, интенсивность двигательной активности возрастает с 23 до 46 движений в минуту.

Применение подвижных игр одновременно с фольклором позволяет добиться следующих результатов:

  • дети начинают занимать более активную позицию в играх;
  • дети быстрее и лучше запоминают правила игры;
  • повышается правильность выполнения движений;
  • улучшается взаимоотношение между детьми.

За счет применения закличек, жеребьевок, считалок, потешек удается улучить эмоциональное настроение детей, повысить их двигательную активность. А это положительно влияет на состояние здоровья, развитие ума и воображения, воспитание у детей способности преодолевать неудачи и переживать неуспех.

Игра также способствует развитию самостоятельного поведения, интеллекта, а это в дальнейшем помогает ему в обучении.

Игровая культура и фольклорные праздники в современном музейном пространстве на примере опыта работы Пушкинского заповедника

Для современного российского музея тема празднично-игровой культуры является новым и еще неустоявшимся направлением. В большинстве случаев оно занимает рекреационное положение в его общей воспитательной и охранительной функции. Однако в музее важной составляющей является аспект дополнительного самообразования и дополнительного образования. Идеальный вариант — посетитель должен получить не только какую-то определенную сумму знаний по культуре, этике, литературе, но и он должен быть настроен на творческий процесс совместного поиска форм сотрудничества.

В этих целях в Пушкинском заповеднике применяют разнообразные формы подачи и освоения информации:

  • организуются тематические прогулки-экскурсии;
  • проводятся творческие занятия;
  • проводятся художественно-практические и интерактивные занятия;
  • организуются постановки в стиле народного театра.

Музей предоставляет широкое поле возможностей для организации разнообразных анимационных программ, которые в той или иной степени включают игровую деятельность. Особенно это актуально в связи с тем, что подачи информации классическим способом, то есть в форме лекций, просмотром видео осуществляется только поверхностное знакомство с искусством. При этом человек во многих случаях даже не может отождествить свои потребности с понятиями и предметами инородной для него среды. Следствием этого является появление у ребенка усталости, раздражения, неприятие культуры вплоть для желания вандализма. Именно этими причинами объясняется факт того, что крайне сложно удержать внимание современного посетителя.

В таких случаях целесообразно использовать методы подачи и преподавания информации, основанные на традициях народной культуры. Их преимущество заключается в том, что удается задействовать опыт семейного воспитания, которые были заложены в каждом на уровне подсознания. Ведь именно праздники и народные игры являются самым точным отражением культуры и истории страны.

Многовековая история отечественной культуры позволила сформировать и выработать уникальный комплекс образовательно-воспитательных мер. Общее его название – «Народный календарь», который в течение длительного времени являлся конструктивной формой системы трудовой и духовной жизни человека в соответствии с программой, которая была определена самой природой. Благодаря этому календарю задавался практический и энергетический потенциал, который затем реализовывался в течение всей дальнейшей жизни человека.

В современной группе посетителей музея достаточно легко смоделировать схему большой традиционной семьи и затем проводить экскурсию по программе, которая изначально направлена на вариативность поведения участников. Так, в каждой группе всегда находятся лидер, который хочет продемонстрировать свою удаль, оппонент лидеру, старший по возрасту человек, а также активная молодежь. Как показывает практика, интеллектуально развитый человек охотно будет решать поставленную задачу по освоению мира, вне зависимости от предложенных ему новых знаний.

В результате такого подхода удается преобразовать безучастную массу посетителей в творческий коллектив единомышленников, а это, несомненно, положительно скажется на психологической обстановке в группе. Особенно это актуально для раннего возраста, в котором происходит закладка возможностей будущего развития человека, его духовные, эстетические и этические категории, прежде всего, «добро — зло», «свое — чужое» и т.д. В этом возрасте приходит осознание того, что в мире ничего не бывает случайного, поэтому необходимо познавать законы мира, его духовность и взаимовлияние с материей.

Не стоит забывать о том, что музей следует воспринимать в качестве формы активного отдыха. В этой связи, когда посетители попадают в музее на реконструкцию каких-либо старинных праздничных мероприятий, они не должны оставаться пассивными наблюдателями.

Игра в музее — это новое явление и новое право посетителя, которое он может реализовать исходя из своих потребностей. Однако крайне важен момент готовности человека к игре и подготовке к ней. Для проведения игр требуется соблюдение общих принципов обучения, в первую очередь, принципа природосообразности, без которого невозможно проведение никакого занятия.

Основой принципа природосообразности лежат такие правила обучения, как своевременность, постепенность, органичность, постоянство, усвоение, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. Также учитывается и принцип сознательности и активности.

При этом очень важным моментом является понимание обучаемым целей и перспектив предстоящей деятельности.

В Пушкинском заповеднике «Михайловское» опыт предварительной работы по данным проблема осуществлялся в период 1995-2005 гг., для чего в школах и гимназиях были организованы этнографические кружки. В это время была выявлена необходимость организации интерактивных экскурсий. В период 2002-2004 гг. проводилась диагностическая работа, которая включала в себя постановку целей, формулирование гипотез, разработку задач, концепции и прогнозирование.

Следующий этап — организационная работа, которая проводилась в период 2005-2009 гг. Она включала в себя следующие работы:

  • составление программы;
  • предварительная обкатка программы;
  • привлечение потенциальных участников и партнеров.

С 2010 года проводился этап практической реализации идей. В его рамках была разработана модель интерактивного занятия.

Цель данной деятельности — модернизация процесса познания для посетителей музей.

Основная задача — установление эмоционально-логических связей в форме программных интерактивных занятий в существующей структуре народного календаря, бытующего и теоретически восстановимого.

Для достижения обозначенных целей могут применяться следующие средства:

  • устное и зрительное восприятие;
  • трудовая деятельность;
  • навыки самостоятельной и групповой работы и игр (включая ролевые), которые обеспечивают требуемый уровень эмоциональной вовлеченности участников.

За счет воздействия на органы чувств, средства обучения способствуют более легкому и ненавязчивому усвоению литературных и исторических знаний, благодаря чему повышается внимание и интерес к предлагаемому к освоению материалу.

На регулярной основе в музее «Пушкинская деревня» с 2010 года проводятся такие праздники народного календаря, как «Святки», «Масленица», «Сороки», «Троица», «Три Спаса», «Егорий Вешний». В основе сценариев лежат тексты народных песен, которые были записаны Пушкиным в Михайловском в 1824-1826 гг., а также эпизоды народной обрядовой культуры в литературных произведениях поэта.

Игровая деятельность детей и время досуга в социокультурной жизни

Игра представляет собой вид деятельности, которая заключается в психологической вовлеченности ребенка во взаимодействие с живой и неживой природой. В этой связи в педагогической практике активно и с большим успехом используется естественное и непреодолимое стремление детей к игре.

На протяжении нескольких веков существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, которые рассчитаны на детей разного возраста.

Ключевое отличие игры как метода обучения состоит в том, что все ее участники знают четкую цель игры. Конкретное же содержание и формы игрового процесса могут быть очень разнообразны и зависят от различных факторов и черт, присущих определенной игре.

Игра — это всегда деятельность, которая имеет имитационный характер.

Игра — это выход из рамок жизни во временную сферу деятельности, которая характеризуется своей собственной направленностью.

Любой ребенок отлично знает, что он играет «понарошку», поэтому игра — свободно развивающая деятельность, которая осуществляется исключительно по желанию, ради удовольствия от получения самого процесса игры, не только от ее результата. Удовольствие играющим приносит и тот факт, что игра по своему характеру — это эмоциональная, творческая, состязательная, напряженная и конкурентная деятельность.

Особенность этой деятельности состоит в том, что она протекает по строго оговоренным правилам, которые отражают содержание игры. Еще одна особенность — обособление от «обыденной» жизни местом действия, то есть игровой зоной и продолжительностью. Игра всегда протекает в определенном пространстве и имеет ограниченную длительность.

При этом игра является основным видом деятельности. И как отмечал С.Л. Рубинштейн, «игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития». Д.Б. Эльконин добавляет к этому, что «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Многие детские игры требуют от детей не только спортивных умений и навыков, но также и умений думать и рассуждать. Поэтому игры чрезвычайно полезны для физического и умственного развития ребенка. Игра в жизни ребенка занимает огромное значение, которое по степени важности можно сравнить с деятельностью взрослого. По игре также можно судить, как в будущем ребенок будет функционировать в обществе.

В процессе организации игровой деятельности крайне важно соотносить между собой понятия «игра — досуг — досуговые мероприятия». При этом определение досуга как «возможности человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору» продолжает оставаться дискуссионным с точки зрения науки и практики явлений.

По мнению П. Сорокина, «моделью любого социокультурного феномена является значимое взаимодействие двух или более индивидов». В данном случае под взаимодействием понимается любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытое действие или состояние ума другого. Если такое влияние отсутствует (взаимное либо одностороннее), то социокультурное явление становится невозможным. По этой причине даже миллион людей, которые изолированы друг от друга, не будут представлять собой общества или социального явления, так как они не оказывают влияния друг на друга.

При рассмотрении досуга как значимого социокультурного явления необходимо понимать его специфику.

Проблема досуга как социально-культурной категории появилась относительно недавно и связана с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням.

Досуг непосредственно связан с динамикой культурных связей человека, изменением его системы ценностей, а также деятельности и социальных отношений в течение всей его жизни. Все виды досуговой деятельности при этом можно классифицировать исходя из пяти основных потребностей человека:

  • отдых, что предполагает релаксацию и восстановление;
  • развлечения (компенсация);
  • самообразование, в ходе которого происходит приобщение к ценностям культуры;
  • праздник (эмпатия);
  • творчество, во время которого происходит созидание духовных ценностей.

В результате под досугом следует понимать определенную часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Слово «досуг» именно в значении свободного либо удобного времени на Руси употреблялось еще в середине 15 века. В толковых словарях и научной литературе «досуг» трактуется довольно широко и обычно означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае.

В.И. Даль предлагает следующее толкование слова «досуг» — это «свободное незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Это означает, что уже в 19 веке слово «досуг» имело уже современное толкование. Подтверждением этого являются и пословицы, которые приводит В.И. Даль в своем словаре: «Был бы друг, будет и досуг», «Работе время, а досугу час» и др.

При этом в «Толковом словаре» можно обнаружить и производные слова от слова «досуг»: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». В этом случае досуг уже не предполагает безделья, а под ним понимается самодеятельная активность в свободное время.

Похожее толкование слова «досуг» дает в своем словаре и С.И. Ожегов: «Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в свободное время); досужий — свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни».

Различные исследователи выдвигают различные взгляды на историю досуга и его природе. Так, ряд ученых считает, что еще в первобытных сообществах игра и работа были частью ритуала, посредством которых люди пытались общаться с духами предков. Эти виды деятельности, несмотря на различие их функций, различались на практическом уровне, но имели одинаково важное значение в жизни сообщества.

Религиозные праздники всегда охватывали и работу, и игру. При этом работа и игра очень часто сочетались, и между ними не было конфликта, так как игра входила в работу и являлась ее частью.

Многие современные исследователи отмечают необходимость появления ряда условий в самом обществе для обеспечения досуга в жизни занятого населения. Одно из таких условий состоит в том, что общество перестает управлять организацией досуга посредством общих каких-то ритуальных обязанностей. Одновременно с этим некоторые виды досуговой деятельности не попадают уже под категорию коллективного обязательного ритуала, а становятся неотъемлемым элементом свободного времени человека.

Кроме того, надо учитывать, что деятельность, которой человек зарабатывает себе на жизнь, отличается от других видов деятельности. В современных условиях ее легко выделить как на теоретическом, так и практическом уровне. Такое выделение стало возможным только в индустриальном и постиндустриальном обществе.

В связи с этим можно отметить, что досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Особенность этого периода состоит в том, что сократилось рабочее время и у человека стало больше свободного времени, поэтому появилась возможность разделить и регламентировать досуг и труд, досуг и учебу.

Современное развитие общества позволяет каждому человеку выбрать свой вид досуговой деятельности. В тоже время имеется возможность выделить типичные тенденции в использовании каждой социально-демографической группой населения времени досуга и форм культурно-досуговой деятельности. Эти тенденции обусловлены образом жизни населения, традициями, бытовыми условиям, уровнем образования, потребностями и ценностными ориентациями.

Именно по этим причинам крайне важно рассматривать культурно-досуговую деятельность в качестве непрерывного процесса создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности на каждом из этапов социализации человека. При этом культурно-досуговая деятельность выступает предпосылкой развития личности и одновременно с этим обусловлена территориальными особенностями и социальными связями местных сообществ.

В любом случае содержание культурно-досуговой деятельности определяется самим человеком, поэтому его развитие — это всегда индивидуальный процесс, который протекает в пространстве вхождения человека в культуру, обусловленный мировоззрением личности, виденьем ценностей и приоритетов познания.

Исходя из этого, в качестве приоритета при отборе направлений досуговых мероприятий для детей и молодежи следует выбирать формирование ценностей социокультурной деятельности. Досуговое мероприятие для этой категории общества является элементом процесса культурно-досуговой деятельности. И если придерживаться этой точки зрения, то она выполняют разнообразные функции, которые способствуют активизации творческого потенциала личности и оказывают влияние на осуществление жизненных перспектив каждого из участников.

В рамках досугового мероприятия интегрированы четыре основных (базовых) компонента социокультурного явления:

  • ценностно-целевой;
  • содержательный;
  • социальный;
  • организационно-технологический.

Содержательный компонент отражает условия, нужные для раскрытия личностно-значимых интересов участников массовых досуговых мероприятий. Именно по этой причине организаторы при разработке содержательного компонента должны учитывать пять его основных составляющих:

  1. Масштаб мероприятия.
  2. Задачи мероприятия.
  3. Формат (открытость, изолированность) площадки, динамизм хода мероприятия.
  4. Способы взаимодействия организаторов, участников и зрителей мероприятия.
  5. Рекламная компания и информационное сопровождение.

Посредством содержательного компонента досуговое мероприятия осуществляется упорядочение индивидуальной картины мира детей и молодежи, оказывается влияние на развитие их личностных качеств, что в итоге обеспечивает проведения досуга.

Социальный компонент содержит условия продуктивного взаимодействия участников досугового мероприятия. В этом компоненте заложены потенциалы активности человека, множество и разнообразие его интересов.

Технологический компонент досугового мероприятия напрямую связан с применением вариативных средств подготовки и проведения досугового мероприятия.

За счет сочетания данных компонентов в практической деятельности удается добиться при организации различных мероприятий максимального социального эффекта и объективно оценить досуговое мероприятие с точки зрения его эффективности для социокультурного развития детей и молодежи.

Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

Кардинальные изменения в социальных и экономических условиях, произошедшие в жизни российского общества, определили направления перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Особенность современной жизни заключается в том, что культурное разнообразие, техническое развитие, научные открытия, вызовы и риски глобализации значительно опережают способность человека осмысливать происходящие изменения и прогнозировать свое будущее.

Сейчас приоритетной сферой становится образование, ведь именно оно отвечает за формирование способности личности «уметь учиться». Именно интеллект и творческий потенциал человека являются его главным конкурентноспособным преимуществом на рынке труда. Основой Федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, который связан с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. И это абсолютно не случайно, ведь педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три вида деятельности: игровую, учебную и трудовую.

Их интеграция в сотрудничестве педагога и учащихся позволяет трансформировать учебный материал в познавательную «ситуацию развития». Подтверждение этой мысли можно найти в трудах Л.С. Выгодского, который писал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».

Однако современная система образования крайне мало уделяет внимания активным формам обучения. При этом игра считается «избыточным элементом» образования. Однако многочисленные исследования как российских, так и зарубежных педагогов, нейрофизиологов, педиатров доказывают, что именно игре принадлежит решающая роль в развитии человека, которая крайне важна для его жизненного самоопределения. Именно в игре осуществляется «переход к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

Большинство игр обладает следующими четырьмя признаками:

  1. свободная развивающая деятельность;
  2. творческий, импровизационный активный характер деятельности;
  3. эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности;
  4. наличие правил, которые отражают содержание игровых действий участников.

В структуру игры органично включается:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • реализация цели;
  • анализ результатов.

Анализ современного состояния педагогической практики, а также готовности педагогов реализовывать положения Федеральных государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что разработка игровых технологий для реализации образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия всех субъектов системы образования (педагоги, родители, обучающиеся). Это означает, что перед началом разработки и применением игровой технологии педагогу требуется изучить феномен игры во всем его многообразии.

Надо также учитывать, что любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой, а также что она направлена на реализацию научных идей, положений. В этой связи цель применения игровой технологии в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов — это развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни.

Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач также связана с пониманием того, что преобразование игры, игровой деятельности в технологию возможно только в случае, когда четко определены конечные результаты, а также имеется алгоритм контроля его достижений. В этой связи очевидно, что при использовании игры, игровой деятельности как технологии следует применять критерии результативности (достижение поставленной цели), воспроизводимости (возможность использовать в измененных условиях), транслируемости (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).

Список литературы:

  1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. / В.В. Абраменкова. М.: Яуза, 2006. — 640 с.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеева. М. : Просвещение, 1987. — c. 11-12.
  3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. / К.Ш. Ахияров Уфа, 2000. — 326 с.
  4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. / И.Е. Берлянд — Кемерово: АЛЕФ, Гуманитарный центр, 1992. — 90 с.
  5. Беспалова H.H. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / H.H. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. 2008. — №18. — c. 90-92.
  6. Былеева JI.B. Русские народные игры. / JI.B. Былеева. М. : Сов. Россия, 1988. — 84 с.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский Вопросы психологии, 1966, — №6, — с.74-75.
  8. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России. / В.М. Григорьев. — М.: Педагогика, 1994. — 268с.
  9. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей : сост. A.B. Кенеман, Т.И. Осокина. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос, 1995. — 224 с.
  10. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей: сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. — Тифлис, 1886. — Вып. 5. — c. 119-208.
  11. Зимина А.Н. Народные игры с пением. / А.Н. Зимина. М., Изд-во: «Гном-Пресс». — 2000. — 64с.
  12. Зрелищно-игровые формы народной культуры : сб. науч. ст. / составитель Л.М. Ивлева. Л.: ЛГИТМИК, 1990 (1992). — 237 с.
  13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская. М.: Просвещение, 1975. — 80 с.
  14. Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой. М. : Просвещение, 1989. — 284 с.
  15. Игры народов СССР / сост. Л.И.Былеева, В.М.Григорьев. М. : Просвещение, 1985. — 288 с.
  16. Новиков A.M. Методология игровой деятельности. / A.M. Новиков. М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
  17. Новоселова C.JI. О новой классификации детских игр / C.JI. Новоселов // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — c. 84-87.
  18. Репринцева Г.И. Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром: методическое пособие. / Г.И. Репринцева. — М.: ФОРУМ, 2008. — 240 с.
  19. Савенко Н.В. Игра в субкультуре детства : автореф. дис. . канд. филос. наук: специальность. / Н.В. Савенко. Ростов н/Д, 2004. — 27 с.
  20. Смирнова Е.О. Воспитывать, играя / Е.О. Смирнова // Детский практический психолог. 1995. — №6. — с. 86 - 90.
  21. Соколянский И.А. Политвоспитание и игра / И.А. Соколянский // Игра, сказка и романтика в работе с детьми: сб. ст. Харьков, 1927. — с. 277-278.
  22. Соловьев O.B. Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития : дис. . канд. пед. наук. / О.В. Соловьев. Ярославль, 1997. — 174 с.
  23. Стельмах О. Человек играющий / О. Стельмах // Праздник. — 2003. № 6. — c. 10-11.
  24. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен / В.Я. Суртаев ; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб.гос. ун-т культуры и искусств. — СПб. : Б.и.,2003. — 203 с.
  25. Сухомлинский В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. — М: Изд-во политической литературы, — 1985. — 270 с.
  26. Таран, A.A. Русские народные игры и их классификация. / A.A. Таран // Начальная школа, 2002. — №3. — c. 12-16.
  27. Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) / М.В. Тендрякова // Мир психологии. 2000. — № 3. — c. 113-121.
  28. Фролова О. В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / О.В. Фролова; Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. — 26 с.
  29. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания. / И.Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — №3 — с.52-59.
  30. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования / Л.Я. Хоронько. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, — 2004. — 208 с.
  31. Хренов Н. А. Игра в истории культуры / H.A. Хренов // Традиционная культура. — 2001. — № 1. — c. 7-9.
  32. Шмаков С.А. Ее величество игра. / С.А. Шмаков. М., МИП «NB Магистр», 1992. —160 с.
  33. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. / С.А. Шмаков. М. : Новая шк., 1994. — 238 с.
  34. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры : авто-реф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н. / С.А. Шмаков. М., 1997. — 32 с.
  35. Штинова Г. Н. Социальная педагогика. / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. М. : ВЛАДОС. — 2008. — 447 с.
  36. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Эльконин. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  37. Эльмурзаев М.А. Физическое воспитание старшеклассников сельских школ с использованием национальных танцев и игровых средств : автореф. дис. докт. пед. наук. / М.А. Эльмураев СПб., 1993. — 20 с.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.