Особенности конструирования кейса. Методические требования к разработке
Оценка 4.8

Особенности конструирования кейса. Методические требования к разработке

Оценка 4.8
Статья
02.04.2020

Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать слушателей в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Метод кейс-стади способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой — творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Метод развивает следующие навыки:

Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.

Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.

Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.

Выделяют следующие основные этапы создания кейсов:

  1. определение целей;
  2. подбор ситуации (проблемы) соответственно критериям;
  3. подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;
  4. подготовка первичного материала в кейсе;
  5. экспертиза материала;
  6. подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.
  7. обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.

Кейс в текстовой форме может быть представлен в различных объемах: от нескольких предложений и вопросов на одной странице до нескольких страниц.

Но существуют и другие виды представления кейса: печатный, мультимедиа, видео.

Чаще всего кейс представляют в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиапрезентации. Однако фильм, видео- и аудио-презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео.

В текстовой форме объем кейса может значительно варьироваться. В американской версии он составляет от 10 до 30 страниц текста, в европейской содержит от 2 до 10 страниц. Причем примерно треть от общего объема кейса в американской версии составляют приложения. Описание кейса содержит определенную проблему из данной профессиональной области, которая не имеет однозначного решения, нередко ее формулируют в виде дилеммы. Кейсы заранее должны быть проанализированы слушателями, а на занятии преподавателем организуется дискуссия, на которой каждый обучающийся может высказать свою точку зрения на причины возникновения данной проблемы, эффективность предпринятых действий по ее разрешению, выдвинуть альтернативные варианты решения, оценить риски, составить прогноз дальнейшего развития ситуации.

Видеопрезентация может быть как самостоятельным представлением конкретной проблемной ситуации, так и дополнением к кейсу в текстовой форме. В видеопрезентации могут быть представлены мнения различных участников событий по данной проблеме, изложена предыстория возникновения проблемы, показаны отдельные сюжеты, характеризующие особенности места, времени и других значимых деталей конкретной ситуации. Возможно также и представление видеокейса, где ход событий фиксируется либо с документальной точностью (что встречается крайне редко), либо восстановлен посредством художественной интерпретации сюжета.

Комбинированная форма предполагает использование в процессе работы над кейсом различных способов представления кейса.

Реализация кейс-метода дает целый ряд преимуществ, как педагогу, так и обучающемуся. Педагог, использующий кейс-метод получает возможность существенно повысить качество профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, установить эффективную обратную связь со студенческой аудиторией, а также проводить на основе кейсов научные исследования. Кейс-метод позволяет активизировать интеллектуальную деятельность участников, развить у них исследовательскую активность, креативность, критическое мышление, навыки коммуникации, сотрудничества.

Структура педагогического кейса

  1. Описание ситуации, сложившейся к моменту возникновения проблемы, конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников проблемной ситуации, специфики образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, «психологической атмосферы».
  2. Подробное изложение сути проблемы с описанием действий участников ситуации. Общение участников можно представить в форме диалога. Оптимальный вариант представления кейса — изложение последовательности происшедших событий с позиции различных участников: педагогов, учащихся и их родителей, администрации образовательной организации. Здесь также следует указать вероятные причины возникновения проблемы. Изложение содержания данного пункта желательно завершить описанием кульминации проблемной ситуации.
  3. Рассматриваются решения, которые стремился реализовать учитель в процессе поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации и предпринятые им для этого действия. Учитель оценивает эффективность принятых решений, сообщает о последствиях их реализации.
  4. Характеризуется дальнейшее развитие ситуации, представляются изменения, происшедшие во взглядах, в характере отношений ее участников, в организации образовательного процесса, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и др.
  5. Делаются выводы о действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществления дополнительных действий и коррекции принятого решения.
  6. Рассматриваются возможные альтернативные способы разрешения проблемной ситуации.
  7. Предлагается перечень вопросов, которые остались актуальными для педагога в данной ситуации.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;
  • иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;
  • не устаревать слишком быстро;
  • иметь национальную окраску;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • иллюстрировать типичные ситуации;
  • развивать аналитическое мышление;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений.

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых уже содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать слушателей на поиск дополнительной информации для анализа и поиска своего варианта решения. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

В нашей стране кейсы составляются заинтересованными лицами на своем уровне понимания. Составление кейса требует кропотливой работы по отбору содержания, по сбору фактов и цифр, разработке краткого теоретического комплекта для самостоятельного изучения темы, методических рекомендаций, задания и т.д.

Требования к разработке педагогических кейсов

  1. Актуальность проблем, рассматриваемых в кейсе. Изложенная проблема не обязательно должна представлять собой явный конфликт, она может возникнуть как на уроке, так и во внеучебной деятельности, в межличностном взаимодействии с учеником, учителем, родителем ученика, классом и т.д.
  2. Достоверность описываемых событий.
  3. Наличие неопределенности в исходной информации о конкретной проблемной ситуации и ее субъектах, неоднозначности пути ее разрешения.
  4. Достаточное количество конкретных фактов, деталей, характеризующих основных действующих лиц описываемых событий, систему взаимоотношений между ними, сложившуюся проблемную ситуацию в образовательном учреждении.
  5. Объем кейса — 2-10 печатных листов формата А 4.
  6. Критерии качественного кейса:
    • достоверность;
    • высокий уровень проблемности;
    • объективность освещения событий;
    • надситуативность.
  1. Изложение проблемной ситуации может быть дано в свободной литературной форме, желательно дать заглавие кейсу, предпочтителен выразительный, эмоциональный стиль.
  2. При описании проблемной ситуации в соответствии с этическими требованиями к составлению кейсов фамилии и имена участников должны быть изменены.

Структура педагогического кейса как единого информационного комплекса может выглядеть проще, включая в себя три составные части:

  • учебная информация, необходимая для анализа кейса;
  • описание конкретной ситуации;
  • задания к кейсу.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. В зависимости от специфических целей обучения управлению кейсы могут быть очень разными по содержанию и организации представленного в них материала:

  • кейсы, обучающие анализу и оценке;
  • кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;
  • кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

В зависимости от характера ситуации, предложенной в кейсе, выделяют следующие типы кейсов:

  • практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Обучающихся необходимо готовить к восприятию и анализу кейса. Процесс подготовки к решению кейса основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность. Так, например, на этапе сбора информации используются различные источники, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии или базы данных, доступные через системы коммуникации. Зачастую эти источники позволяют получить более обширную и более актуальную информацию. Следующий этап работы с информацией — это ее обработка, т.е. классификация и анализ множества имеющихся фактов для представления общей картины исследуемого явления или события. На заключительном этапе — представлении изученного и своего варианта аргументированного решения для удобства работы с предлагаемой другим информацией необходимо представление ее в виде презентаций, текстовых сообщений, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.

При этом, необходимо понимать, что невозможно в любой ситуации использовать только кейс-метод. Ситуации кейсов позволяют увидеть практическое применение теоретического материала, взять на себя функцию упражнений.

Предлагаем в качестве примера практическую ситуацию, с которой часто встречаются учителя математики.

Ситуация 1. «Театр одного актера»

Урок геометрии. Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, — значит, ей нравился ответ. На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много неточностей в доказательстве теоремы.Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.

Дополнительный материал:

При оценивании устного ответа обучающегося учитываются:

  • сложность материала;
  • самостоятельность и творческий характер применения знаний;
  • уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
  • полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
  • наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

Прогнозирование.

На отношение к отвечающему ученику других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.
Решение.

Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учитель не указал на конкретные неточности по ходу ответа ученика и после него, она не отметила, что одним из критериев отличного ответа является корректность изложения материала. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому можно задать дополнительные вопросы, дать возможность получить хорошую отметку.

Ситуация 2. «Кто виноват?»

В районе проводится конкурс исследовательских работ по математике. Иван Петрович, учитель математики лицея N, долго не мог определиться, кто из его обучающихся будет заниматься исследованием, но еще дольше пришлось решать, какую тему исследования выбрать. Администрация лицея решила полностью положиться на опыт учителя. Времени катастрофически не хватало: Иван Петрович решил взять исследовательскую работу своей ученицы Скобелкиной Софьи, окончившую лицей достаточно давно, исследование по теме «Влияние санкций на жителей г.N», передал эту работу своему теперешнему ученику, который старательно заучил текст, но его защита была достаточно вялой и неинтересной. А в дальнейшем, когда Иван Петрович предложил еще раз поучаствовать в аналогичном мероприятии, мальчик отказался. Завуч лицея в присутствии коллег отметила некомпетентность педагога.

Дополнительный материал.

Требования к исследовательской работе (фрагмент Положения).

  1. Общие требования

Исследовательская работа — это письменный отчёт о каком- либо явлении или процессе. В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.

Цель исследовательской работы развитие самостоятельного, критического и логического мышления учащегося.

Тема исследовательской работы может охватывать любую предметную сферу. В исследовательской работе нельзя представлять мнения других авторов, не делая ссылок. В исследовательской работе можно использовать выводы других авторов, но, сравнивая и анализируя эти выводы, необходимо сделать собственные.

  1. Составление работы Выбор темы и постановка цели.

Исследовательская работа начинается с выбора темы. Тему работы ученик выбирает свободно и самостоятельно. При формулировании темы рекомендуется посоветоваться с руководителем работы. Когда тема выбрана, необходимо определить цель работы — что данной работой хотят выяснить или достичь. При выборе темы необходимо выяснить, достаточно ли материала по данной тематике, как предметной литературы, так и эмпирических исследований. Тема исследовательской работы должна быть сформулирована конкретно и чётко.

Прогнозирование.

Обучающийся не чувствовал уверенности при защите работы, которая не была им подготовлена, которая, возможно, не была ему интересна, ситуация также была неприятна, поскольку приходилось врать, что работа подготовлена им.

Учитель получил задание, подготовить с учеником исследовательскую работу, но «груз обязанностей» не позволил ему сделать это профессионально, что и привело к плачевному результату.

Решение.

Исследовать тему кураторства исследовательскими проектами обучающихся, начиная от выбора темы, которая была бы актуальной и интересной для конкретного ученика и заканчивая ее грамотным оформлением.

Научится основам тайм-менеджмента, чтобы уметь организовать свое время.

Наладить отношения с администрацией, чтобы на определенное время быть освобожденным от каких-либо обязанностей (например, дежурство в столовой и т.п.).

При использовании педагогического кейса можно предложить слушателям разработать стратегию подготовки ученического исследовательского проекта, либо участия администрации по контролю за подготовкой исследовательских проектов.

Последний педагогический кейс может стать не только основой для дискуссии, кто виноват и что делать (учитель, администрация, завуч), но и стать основой для самообразования, исследования проблемы подготовки исследовательских проектов обучающихся. В качестве проблемных вопросов к ситуации, можно предложить следующие:

  • Тема для исследовательской работы обучающихся должна быть актуальной или интересной для обучающегося? Что важнее?
  • Какова доля участия педагога в подготовке таких работ? и т.д.
  • Определите, какой диалог мог сложиться между Иваном Петровичем с учеником до защиты проекта и после; с завучем до защиты проекта и после.
  • Мог ли Иван Петрович поступить по-другому? Как?

Список литературы:

  1. Бринкендорф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. — М.: Hippo, 2005. — 224с.
  2. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж, № 10-11. — 1997.
  3. Возможности кейс-методов в развитии панорамно-педагогического мышления / И.И. Черкасова// статья в журнале «Среднее профессиональное образование» № 6, 2007.
  4. Гладких, И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Менеджмент. — 2005. — Выпуск 2. — с. 169-194.
  5. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс — стадии. \ под ред. Г.Н. Прозументовой Томск — 2003
  6. Использование кейс-технологии в профессиональном образовании / Г.С. Стуканова // статья в журнале «Приложение к журналу Среднее профессиональное образование» № 8, 2007
  7. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. 1997. — № 10-11. — c. 177-189.
  8. Красикова, Е. Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста- преподавателя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2010
  9. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг, №1, 1999.
  10. Михайлова, Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. — 1999. — №5 — с. 113-120; №6. — с. 117-123.
  11. Монахов, В. М. Педагогические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 2003. — 152 с.
  12. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368 с.
  13. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев, 2011. — 286 с.
  14. Стрельникова Т. Д. Обучение с помощью кейс-технологий // Справочник заместителя директора школы. 2010. №4. — с. 59-72
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.