Социальные сети как образовательный ресурс
Оценка 4.8

Социальные сети как образовательный ресурс

Оценка 4.8
Статья
03.04.2020

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» указывается позиция о необходимости более эффективно использовать информационные ресурсы в целях обеспечения более успешной интеграции подрастающего поколения и молодежи в общество.

Наиболее актуальным является активное включение в образовательный процесс передовых коммуникационных каналов, в первую очередь, социальных сетей, которые позволяют устанавливать связи между людьми и расширять круг общения.

Как отмечает М. Кастельс, сети являются довольно старыми и хорошо известными формами организации человеческой деятельности. Их сущность заключается в организации множества связанных между собой цепочек, которые пересекаются в определенных точках информационных потоков и авторов информационного взаимодействия. Именно комплекс взаимосвязанных узлов и является сетевым сообществом.

Развитие интернет-пространства напрямую связано с разработкой и внедрением различных современных сервисов. Одновременно с этим растет интернет-аудитория, которая включается в сетевое взаимодействие.

Сейчас практически любая социальная сеть (англ. social networks) является интернет-площадкой, в которой пользователи могут создать собственную страничку, где рассказывают о себе, своих интересах, увлечениях, а также могут установить контакты с другими людьми, разделяющими их взгляды. Пользователи также могут самостоятельно создавать контент без использования каких-либо дополнительных средств и инструментов.

Социальные сети как новый вид коммуникации человека исследуются с точки зрения различных наук – педагогики, психологии, информатики, социологии и др. Среди российских и мировых исследователей можно выделить Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, С.А. Азаренко, М. Кастельса, В.М. Гостева, Т.Г. Грушевицкую, А.Д. Иоселиани, Л.А. Браславца, А.В. Брянцеву, М.М.Назарова и других.

Однако большинство авторов основное внимание уделяет изучению вопросов зависимости человека от социальных сетей, а также рисков виртуального взаимодействия. Постепенно растет количество исследований, авторы которых обращают внимание на выявление воспитательных и обучающих возможностей социальных сетей, осуществляют поиск вариантов включения соцсетей в решение образовательных задач. Так, В.М. Гостев и В.Ю. Михайлов считают, что в случае включения социальных сетей в образовательный процесс будет обеспечено повышение качества образования, произойдет усиление мотивационного компонента в учении.

Далее будут рассмотрены вопросы, касающиеся возможностей социальных сетей в контексте их применения в качестве образовательного ресурса, их интеграции в образование.

Процесс коммуникации протекает через различные каналы, для чего задействуются вербальные/невербальные коммуникативные средства.

Основными целями коммуникации являются:

  • организация обмена и передачи информации;
  • обмен средствами, инновационными приемами, технологиями, средствами и ценностями.

В соответствии с определением, предложенным М.М. Назаровым, социальные сети – это «сложная система взаимодействия по добыванию и передаче смыслов, осуществление которой становится возможной благодаря тому, что постоянно обновляются и усложняются технологии».

Л.А. Браславец предлагает свою трактовку понятия социальные сети: «социальные сети – это сервис в сети Интернет, благодаря которому пользователи получили возможность устанавливать связи с другими пользователями, создавать личную стандартизированную виртуальную страницу».

Социальным сетям присущи все черты сетевого сообщества, благодаря чему каждый пользователь может выстраивать свою личную сеть взаимоотношений с разными людьми для обсуждения, решения интересующих их проблем.

Как отмечают Е.И. Скрипак и Р.С. Селезнев, социальные сети выполняют для современного человека ряд важных функций:

  • самореализационная, которая заключается в удовлетворении потребности человека в реализации внутреннего потенциала;
  • коммуникационная. Ее суть состоит в общении в целях обмена информацией, поддержания и укрепления связей;
  • информационная. Получение/распространение информации;
  • социализирующая. Ее смысл заключается в усвоении и принятии культурных норм и социального опыта, который необходим человеку для функционирования в обществе;
  • образовательная. Получение/распространение/использование информации в образовательных целях;
  • идентификационная, которая заключается в «Я-позиционировании» в социальном виртуальном сообществе;
  • развлекательная, досуговая.

А.Д. Иоселиани выделяет следующие особенности социальных сетей и коммуникации внутри них:

  • бестелесность, то есть происходит коммуникация виртуальных образов, которые лишены телесности;
  • анонимность, то есть реальный человек может скрыться под любым виртуальным образом;
  • отсутствие географической привязанности;
  • временная асинхронность коммуникации, то есть человек может ответить на сообщение через час или, например, даже через месяц или год;
  • ограниченный набор форм для самовыражения, в основном это символы и смайлы;
  • общение происходит без субординационных барьеров;
  • оценка собеседников происходит по содержанию интеракции.

В результате можно утверждать, что общение внутри социальных сетей представляет собой новый вид коммуникации, который возник благодаря переходу глобальной сети на следующие стадию развития – Web 2.0, когда пользователи уже не являются простыми потребителями информации, а сами создают и распространяют контент.

Необходимо учитывать, что современные социальные сети позволяют распространять информацию на массовую аудиторию с помощью телекоммуникационных средств. Так, Л.П. Шестеркина обращает внимание на то, что сообщества и страницы в социальных сетях, как и социальные медиа представляют собой совокупность сетевых технологий, которые позволяют пользователям свободно обмениваться информацией и осуществлять социальную коммуникацию.

Однако социальные медиа становятся социальными только в тех случаях, когда в них осуществляется коммуникация, в противном случае они являются традиционными медийными средствами.

Социальные сети также активно используются для продвижения бизнеса. Например, такие площадки, как Instagram, Twitter, Facebook, Vk позволяют создавать корпоративные сообщества для обеспечения взаимодействия в целях решения широкого спектра проблем.

Например, сейчас «Фэйсбук» насчитывает свыше 1 млрд. пользователей и обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы организовать сообщество из числа учеников класса, студенческой группы для обеспечения постоянной связи и обмена информацией.

По данным Фонда «Общественное мнение», в России наиболее популярными социальными сетями являются:

  • Vk.ru, аудитория – 46 млн чел.;
  • Оk.ru, аудитория – 31 млн чел.;
  • Facebook.com (имеется интерфейс на русском языке); аудитория – 21 млн чел.;
  • Instagram.com, аудитория – 12 млн чел.;
  • Twitter.com, сеть для быстрого обмена сообщениями, аудитория – 6 млн чел.;
  • My.mail.ru, аудитория – 16 млн чел.

Представляют интерес исследования М.Р. Капусниковой, Е.А. Каменевой, Т.А. Борщевой, в соответствии с которыми молодые люди в среднем тратят 2,7 часов каждый день на общение в социальных сетях. Этот показатель почти в два раза превышает время, которое затрачивается на еду и занимает 30% времени, которое тратится на сон.

Для современного человека уже нормой поведения является повсеместное применение Интернет-ресурсов в быту, профессиональной и учебной деятельности. Это обстоятельство способствует и появлению новых социальных ролей – пользователь, член интернет-сообщества, участник сетевого сообщества и др.

С учетом значительной вовлеченности молодежи в сетевую коммуникацию, необходимо использовать возможности социальных сетей в качестве образовательного ресурса. Так, через социальные сети можно популяризовать достижения культуры и науки, реализовывать просветительские проекты и т.д.

Социальные сети отлично подходят для применения различных современных образовательных технологий, например:

  • дебаты, которые в качестве технологии убеждения направлены на развитие уверенности, убежденности в собственной правоте, способности оказывать влияние на мнение других людей;
  • технология социально-педагогического проектирования, овладение которой требуется для достижения социально одобряемой и личностно значимой цели;
  • «гражданский форум». Технология направлена на привлечение учеников к активному обсуждению различных общественно значимых проблем, для решения которых необходимы совместные действия;
  • игровые технологии, которые направлены на формирование стиля и языка коммуникации.

Через социальные сети также можно развивать способность определять и выстраивать перспективные жизненные линии, а также возможные приложения собственных сил. В данном контексте особый интерес представляет технология организации волонтерского движения.

Высоким педагогическим потенциалом обладает технология «crowdsourcing» (краудсорсинг), смысл которой заключается в привлечении к решению актуальных вопросов как можно большего числа пользователей. Посредством данной технологии удается объединить разных людей для оказания поддержки другим людям, которые оказались в трудной ситуации.

Применение данных технологий предоставляет возможность отслеживать актуальные социальные значимые проекты и привлекать обучающихся для их реализации. Через социальные сети также можно проводить мониторинг значимости реализуемых социальных проектов.

Gamification (геймификация) является еще одной инновацией виртуального пространства, которая предполагает задействование игрового мышления с обязательной обратной связью с целью активизации аудитории на решение задач. Общеизвестно, что любая работа может быть представлена в игровой форме, за счет чего повышается к ней интерес, происходит более быстрое погружение в проблему, а также достигается оптимальный результат. Поддержание интереса и мотивации обеспечивается благодаря постоянным изменениям правил игры, а также введением новых игровых элементов.

Технология Gamification обладает рядом преимуществ по сравнению с другими инновационными технологиями. Это:

  • динамичность;
  • возможность применения разнообразных сценариев;
  • наличие эстетического компонента;
  • широкий спектр поощрительных элементов (статусы, очки, смайлы, награды);
  • получение удовольствия от процесса игры;
  • эмоциональная вовлеченность;
  • социальное взаимодействие с использованием широкого спектра техник, характерных для игр.

Значительным потенциалом обладает также блог, который представляет собой сетевой журнал, где можно на регулярной основе обновлять все компоненты информации посредством мобильных устройств. В случае применения блогов в образовательном процессе обеспечивается возможность не только обмена информацией, но и совместное выполнение какого-либо задания, организация обсуждения актуальной проблемы.

Для педагога учебный блог является ресурсом, в котором можно:

  • проектировать образовательные коммуникации;
  • осуществлять руководство самостоятельной работой обучающихся;
  • делится собственным мнением с учениками по поводу какого-нибудь образовательного события.

С учетом нацеленности образования на индивидуализацию социальные сети приобретают все большую актуальность, так как за счет них появляется возможность разрабатывать и сопровождать индивидуальные образовательные программы, а также выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

В рамках индивидуализации образования особую значимость приобретают различные интернет-библиотеки, обучающие программы и сайты, вебинары, видеолекции. С помощью данных ресурсов можно осуществлять дистанционное образование, расширять возможности профильного обучения.

Проектирование и реализация образовательного процесса с помощью социальных сетей обеспечивает в том числе и формирование широкого спектра компетенций. Кроме того, социальные сети являются эффективным мотивационным компонентом познавательной деятельности. В соцсетях можно работать в различных офлайн-программах, разнообразных молодежных кластерах, организовывать и проводить дискуссии, семинары.

Необходимо отметить, что существуют специализированные социальные сети для студентов, школьников – vmesti.ru, scribbler.ru, которые организованы Learning Management System (LMS). Они наделены ресурсами управления обучением и делают процесс обучения намного доступнее для пользователей.

Опросы школьников и студентов также показывают, что больше 96% опрошенных видят в социальных сетях значительные возможности для обучения. Они заключаются в следующем:

  • общение в кругу сверстников и друзей;
  • возможность совместной работы;
  • обмен информацией;
  • ведение электронных тетрадей.

Кроме того, более 40% педагогов активно используют возможности социальных сетей для работы с обучающимися. Преимуществами работы в социальных сетях педагоги называют оперативность распространения необходимой информации, возможность создания групп «ученик – ученик», «педагог – ученик», открытость образовательного контента.

В практике российских школ активно используются социальные сети социальные сети dnevnik.ru, classnet.ru, которые адаптированы к возрасту обучающихся и безопасны для общения. Они также дают возможность учителям и ученикам получить максимум необходимой информации:

  • расписание занятий;
  • домашние задания;
  • просмотр новостей школьной жизни;
  • информация о конкурсах, олимпиадах и т.д.

В тоже время имеются и определенные проблемы с применением социальных сетей в качестве образовательного ресурса.

Основные проблемы:

  • недостаточный уровень владения педагогами информационно-коммуникационными технологиями и компетенциями;
  • ограничение доступа к социальным сетям на территории учебного заведения;
  • отсутствие Wi-Fi в учебном заведении;
  • низкий уровень развития сетевого этикета;
  • значительные временные траты педагогов на обеспечение образовательного процесса с помощью социальных сетей.

В этой связи социальные сети целесообразно рассматривать в качестве дополнительного инструмента проектирования и реализации образовательного процесса. А с учетом того, что в социальные сети пользователи заходят преимущественно для удовлетворения развлекательных потребностей, то для вовлечения школьников в образовательную среду требуется педагог-координатор, который владеет эффективными методиками включения социальных ресурсов интернета в образование.

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спецлит, 2000.
  2. Далворт Майк, Социальные сети. Руководство по эксплуатации. // Издательство: «Добрая книга». - М., 2010 г.
  3. Илюшин Л.С. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития. /Проблемы системного исследования педагогического образования/ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции СПб 15 апреля 2010 г. СПб 2010.
  4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997.
  5. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  6. Лебедев О.Е., Бакушина А.Н. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. /Под. ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2003.
  7. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб.: Изд-во TVPinc, 1995.
  8. Прохоров А. Социальные сети и интернет. – (Секреты Интернета) // КомпьютерПресс. – 2006. - №10.
  9. Шишкова А.Р. Мотивационные особенности пользователей Интернета и социальных сетей. – Спб. Питер, 2006.
  10. Ульянова Н.Н. Перспективы развития школьной социальной сети как пространства неформального образования учащихся. Управление образованием. Сб. статей / Под общей ред. Н.А. Заиченко. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012.
  11. Якушина Р.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия. – Педагогика, 2001, №4.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.