Проектирование школьной социальной сети как среды организации внеурочной деятельности учеников
Оценка 5

Проектирование школьной социальной сети как среды организации внеурочной деятельности учеников

Оценка 5
Статья
03.04.2020

Для того чтобы эффективно спроектировать модель школьной социальной сети как пространства организации внеурочной деятельности учеников, предварительно требуется провести анализ имеющихся в образовательном учреждении вариантов социальных сетей.

Для проведения анализа целесообразно применять методику контент-анализа, которая предполагает анализ уже имеющегося содержания социальных сетей школы по определенным критериям.

В процессе изучения данного вопроса требуется ответить на следующие вопросы:

  1. Насколько органичным для образовательного учреждения является понятие социальной сети?

Ответ формируется в ходе анализа информации о том:

  • есть ли в школе социальная сеть;
  • кто является администратором социальной сети;
  • сколько активных субъектов насчитывает социальная сеть;
  • имеется ли нормативное регулирование сети.
  1. Для чего в школе действует социальная сеть?

Для этого проводится анализ информации:

  • о структуре социальной сети;
  • о содержании контента;
  • о реализуемых инициативах в рамках социальной сети.

Сейчас практически каждая школа имеет собственную школьную социальную сеть, однако в каждой школе свое отношение к ней.

Например, почти 20% школ не помещают на официальном сайте ссылку на школьную социальную сеть, что позволяет предположить, что сеть для образовательного учреждения не является обязательным элементом.

В 76% школ социальные сети действуют под контролем администрации, а в качестве администраторов выступают классные руководители.

Около 18% школьных сетей работают на основе Facebook, 72% - на основе «ВКонтакте», 10% – на основе «Одноклассников».

Приведенные данные позволяют утверждать, что большинство школ рассматривают социальные сети как важный ресурс для повышения качества образования. При этом данный ресурс востребован как учениками, так и педагогами, и родителями. В большинстве случаев ресурс полностью находится под контролем администрации и представляет собой безопасное пространство для учеников.

Также надо четко представлять, чем занимается социальная сеть в данный момент, то есть надо понимать степень готовности школьной социальной сети к работе в качестве образовательного пространства организации внеурочной деятельности школьников.

Для проведения анализа может использоваться традиционная модель образовательного процесса, в которую входит пять основных элементов:

  • цель образования;
  • ученик;
  • педагог;
  • содержание;
  • применяемые технологии.

При анализе содержания работы школьных социальных сетей надо получить ответы на следующие вопросы:

  • присутствуют ли в их работе образовательные цели;
  • имеется ли структурированное содержание работы в социальной сети;
  • предполагает ли работа в социальных сетях определенные статусы педагога и ученика;
  • имеются ли специальные технологии оценки результатов и проведения исследований?

Основное содержание работы социальной сети, которая создается учениками и родителями, заключается в общении на различные темы.

В содержании социальных сетей, которые создаются администрацией школы, встречается оценка результатов образовательной деятельности, планирование образовательного процесса.

Стоит отметить, что практически в 25% социальных сетей присутствуют учебные программы, которые реализуются на основе самодеятельности учеников и педагогов, а это уже можно рассматривать в качестве элемента организации внеурочной деятельности учеников.

Проектирование сетевого пространства открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса

В результате анализа возможностей и ресурсов школьной социальный сети обобщенную модель управления развитием такой сети можно представить следующим образом:

одель управления развитием сети

В соответствии с предложенной схемой администрация школы играет ключевую роль в функционировании социальной сети. Так, на администрацию накладываются обязанности по обеспечению эффективности и результативности работы проекта.

Предусматривается обязательная регистрация всех участников, при этом необязательно, чтобы социальной сетью пользовались только ученики, родители и учителя. Дополнительно в социальную сеть могут включаться представители общественных организаций, бизнеса и т.д.

Для обеспечения эффективного функционирования и удовлетворения образовательных запросов могут быть предусмотрены различные формы взаимодействия.

После регистрации в сети ученик попадает к определенному куратору из проблемной группы. В задачи куратора входит всесторонняя поддержка субъекта в рамках школьной социальной сети.

Одновременно необходимо обеспечить обучение всех учеников основам эффективного использования образовательных возможностей школьной социальной сети:

  • пакет Google-документов. С его помощью можно организовать коллективную работу над документами, включая их редактирование. В рамках образования данный сервис может использоваться для самоконтроля, оценивания, проведения рефлексии, работы с коллективными документами;
  • облачные вычисления – технология обработки данных, в соответствии с которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю в качестве интернет-сервиса, что позволяет получить ему свободный доступ к работе с образовательными ресурсами образовательного учреждения.

В соответствии с методическими рекомендациями по развитию школьной социальной сети каждый разрабатываемый проект в какой-либо группе должен быть:

  • актуальным, то есть соответствовать возможностям и потребностям школьной социальной сети;
  • системным, то есть определять нужный и достаточный состав компонентов, из которых формируется школьная социальная сеть и обеспечивает скоординированность связей между ее участниками;
  • реалистичным, что предполагает соответствие имеющимся либо прогнозируемым возможностям решения выявленных проблем;
  • контролируемым, то есть по окончанию работы в школьной социальной сети должна быть возможность проверить результат.

На первом этапе проектирования производится поиск, изучение и оценка возможностей школьной социальной сети для решения поставленных задач в рамках внеурочной деятельности учеников.

В зависимости от модели школьной социальной сети определяются критерии отбора нововведений и проводится их синтез.

Далее для каждого компонента школьной социальной сети, который требует изменения, требуется подобрать комплекс идей по его изменению и потом уже из них выбрать наиболее удачные и эффективные.

На втором этапе происходит формирование образа желаемой образовательной системы школьной социальной сети. В его ходе разработчики решают вопрос об улучшении качества действующей системы управления.

На третьем этапе осуществляется разработка стратегии преобразований в школьной социальной сети. Здесь необходимо определить общий замысел создания всей системы и установить, в каких направлениях, кто, когда и для достижения каких целей будет действовать.

Этот этап разбивается на два подэтапа, каждый из них имеет свою идею и характеризуется завершенностью, то есть у него есть самостоятельные цели. После выделения этапов надо определить, на изменение каких результатов школьной социальной сети будут направлены усилия на каждом из них.

Направления изменений определяются посредством указания недостатков в результатах, на устранение которых надо направить усилия в рамках данного этапа. После выполнения этого этапа проектирования определяется состав этапов перехода от существующей школьной социальной сети к желаемой.

На четвертом этапе проводится планирование состава нововведений в школьную социальную сеть. Для этого необходимо:

  • определить состав нововведений, который нужен для обеспечения каждого направления изменений на каждом этапе перехода от существующей модели школьной социальной сети к желаемой;
  • оценить, имеются ли необходимые возможности для реализации планируемых изменений в рамках каждого этапа преобразования. При выявлении недостаточности имеющихся возможностей необходимо скорректировать направления изменений либо же перераспределить планируемые нововведения по этапам.

В качестве результата данного этапа разработки стратегии должны выступить списки нововведений, которые предполагается осуществить.

На пятом этапе производится разработка укрупненного плана-графика преобразований в школьной социальной сети.

В данном случае требуется:

  • определить полный состав действий, который необходим для реализации единичных проектов;
  • разработать планы-графики реализации единичных проектов;
  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, что предполагает обеспечение их скоординированности, а также распределение всех единичных проектов во времени.

На шестом этапе реализуются запланированные изменения в школьную социальную сеть. В тоже время для эффективной реализации программы модернизации школьной социальной сети требуется создать систему организационных механизмов управления ее реализацией, которая будет способна контролировать соответствие фактического хода работ запланированному, а также вырабатывать решения по корректировке при возникновении несоответствия между ними.

Данная система должна четко определять, кто, что и в какой отрезок времени должен делать в процессе осуществления контроля за ходом реализации проекта, координации усилий всех участников и выработке требуемых управленческих решений.

Для реализации запланированных изменений требуется разработка и введение в действие организационного механизма управления реализацией единичных проектов, который включает в себя:

  • организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
  • организационный механизм анализа состояния работ в целом по программе и выработке решений по корректировке планов.

Для того чтобы эффективно реализовывать план работ, требуется система контроля, которая могла бы предоставлять информацию, нужную для предотвращения возможных сбоев и своевременного их исправления. Достичь этого можно за счет построения системы на основе принципа опережающего контроля, который предоставляет возможность прогнозирования дальнейшего хода процесса и требует своевременного реагирования на то, что еще не произошло, но может произойти.

Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения по итогу данного процесса.

В результате функционирования механизма контроля у руководителя проектной группы будет собрана информация о каждом участнике проекта развития школьной социальной сети, в том числе:

  • какую работу выполняет каждый участник проекта в данный отрезок времени;
  • когда должна быть завершена работа и какой результат ожидается;
  • сколько и какие работы выполнил определенный участник в течение всего времени и каких результатов ему удалось достичь.

В качестве результатов реализации запланированных изменений будет выступать эффективная система школьной социальной сети, которая:

  • соответствует требованиям организации внеурочной деятельности учеников;
  • обеспечивает различные образовательные потребности, а также все интересы участников образовательного процесса;
  • стимулирует самостоятельность и проявление инициативности учеников и их родителей;
  • развивает бесконфликтное школьное сообщество;
  • аккумулирует ресурсы из различных источников для обеспечения высокого качества образования;
  • фиксирует индивидуальные достижения каждого ребенка.

Проектирование интерактивной программы внеурочной деятельности в школьной социальной сети

Для того чтобы педагогическая деятельность могла называться технологией, требуется ее сознательное и планомерное разделение на элементы, которые реализуются в определенной последовательности.

Все этапы, операции, последовательность их проведения не могут быть установлены произвольно, так как каждый вид деятельности обладает своей внутренней логикой развития и функционирования.

В этой связи в особую единицу требуется выделить механизм (блок), который обладал бы способностью регулировать разделение педагогического процесса на этапы и операции.

В качестве такой единицы может выступать «Интерактивная образовательная программа», структуру которой разработали специалисты Белорусского государственного университета. В Санкт-Петербурге в качестве примера такой программы может служить проект социально-ролевой онлайн игры «English every day» гимназии №24.

Еще один яркий пример – программа «Открытая биология. Интерактивный курс», ориентированная на учеников школ, гимназий, колледжей различного профиля для самостоятельного изучения биологии, а также для преподавателей. Учителям такой курс требуется в процессе обучения и в процессе подготовки к занятиям. Содержание курса соответствует программе школьного курса биологии, но при этом содержит значительное количество дополнительного материала.

Основной целью этого курса является формирование познавательного интереса к углубленному изучению биологии. Для этого ученикам предлагается более подробно изучить механизмы происхождения и развития нашей планеты, познакомиться с различными гипотезами, версиями, основными этапами формирования природы Земли, спрогнозировать возможные сценарии развития жизни.

Интерактивная образовательная программа представляет собой программу обучения, которая предполагает моделирование жизненных ситуаций, применение ролевых игр, совместное решение проблем. При этом исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса либо какой-то конкретной одной идеи. В результате из объекта воздействия школьник становится субъектом взаимодействия, так как он сам активно участвует в процессе обучения и следует своим индивидуальным маршрутом.

Организация учебного процесса, опирающегося на применение интерактивных методов обучения, происходит с учетом включенности в процесс познания всех желающих. Совместная деятельность в данном случае означает, что каждый участник образовательного процесса вносит свой вклад, что заключается в обмене знаниями, способами деятельности, идеями.

Возможна организация индивидуальной, парной и групповой работы, предусматривается осуществление проектной работы, работы с документами и различными источниками информации.

Интерактивные методы основываются на принципах взаимодействия активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. В результате удается создать среду образовательного общения, которой присущи открытость, равенство аргументов, взаимодействие участников, возможность взаимной оценки и контроля.

Учитель (ведущий либо тренер) совместно с новыми знаниями постепенно приводит участников обучения к самостоятельному поиску. В результате активность преподавателя заменяется активностью учеников, а его основной задачей становится создание условий для реализации их инициативы. Преподаватель в этом случае перестает играть роль своеобразного фильтра, который пропускает через себя учебную информацию и выполняет функцию помощника в работе, то есть является одним из источников информации. В этой связи интерактивное обучение призвано первоначально применяться в качестве интенсивного обучения наиболее мотивированных учащихся.

Интерактивные методы подходят также для организации различных работ с учениками:

  • тематических занятий;
  • формирование портфолио ученика;
  • формирование временных творческих коллективов при организации работы над учебным проектом;
  • создание различных образовательных ресурсов;
  • проведение дискуссий и обсуждений различных спорных вопросов, которые возникают в коллективе.

Для решения учебных и воспитательных задач педагог может использовать разнообразные интерактивные формы:

  • кейс-технологии;
  • интерактивные экскурсии;
  • видеоконференции;
  • круглый стол;
  • дебаты;
  • круглый стол;
  • фокус-группа;
  • анализ конкретных и практических ситуаций, так называемый Case-study;
  • тренинги;
  • деловые и ролевые игры;
  • учебные групповые дискуссии.

Наибольший интерес представляет Case-study, так как данный метод предполагает переход от метода накопления знаний к практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Его цель заключается в обучении учеников анализу информации, выявлении ключевых проблем, выбору альтернативных путей решения, их оценке и поиску оптимальных вариантов.

Во время анализа конкретных ситуаций особую важность приобретает тот факт, что обеспечивается сочетание индивидуальной работы учеников с проблемной ситуацией и группового обсуждения предложений, которые были подготовлены каждым члены группы. Такой подход позволяет ученикам развивать навыки групповой, командной работы, что способствует расширению возможностей для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики, одновременно обучающиеся развивают свои навыки анализа и планирования.

Среди авторов, которые занимаются изучением интерактивных образовательных программ, наибольшего внимания заслуживают труды Е.С. Заир-Бека, Е.И. Казаковой, О.Г. Прикота.

Так, Е.И. Казакова в своей работе «Диалог на лестнице успеха» отмечает, что «проектирование само по себе, тесно связано с определением цели существования того или иного объекта с последующим выстраиванием возможных путей достижения цели, организуя тем самым ориентационное поле, которое должно не только зафиксировать основные ориентиры развития школы, но и представить их в ярком, эмоционально-притягательном конкретно-понятном для людей школы виде. Дальнейшая работа должна быть направлена на овладение и принятие этого поля ориентиров всеми субъектами развития школы».

Как отмечает О.Г. Прикот, основанием для педагогического проектирования выступает «результат согласования ценностей и целей проектировщиков и проектируемого феномена». В своей работе «Педагогика отождествления и педагогическая системология» он указывает, что педагогический проект как «способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности педагога, а также педагогического сопровождения и педагогической поддержки этой деятельности может выступать посредником между людьми, имеющими общность взглядов на его предмет, цели и ценности предполагаемой ими деятельности».

Проектирование модели школьной социальной сети в качестве пространства неформального образования учеников опирается на связанные между собой направления деятельности школы:

  1. Подготовка школьного сообщества к осуществлению совместной работы по проектированию школьной социальной сети. Такая подготовка предполагает развитие сильных сторон и преодоление различных рисков. С управленческой точки зрения в состав такой деятельности входит диагностика качества взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса по следующим направлениям:
    • взаимное уважение и доверие;
    • взаимопомощь;
    • взаимоподдержка.
  1. Обучение всех субъектов образовательного процесса единым правилам работы в школьной социальной сети, выработка оптимальных форм неформального образования в сети (блог, форум, интернет-проект).
  2. Создание условий для работы в школьной социальной сети, так как сеть представляет собой высокотехнологичную форму организации обучения учеников, которая предполагает в образовательном учреждении наличие компьютерного оборудования, находящегося в свободном доступе для учеников и педагогов.
  3. Организация управленческого сопровождения практической работы учителей и учеников в школьной социальной сети, благодаря чему удается сохранять единство цели деятельности, соблюдать правила взаимодействия в сети и обобщать позитивный опыт работы в форме инновационных продуктов.

Подготовка субъектов образовательного процесса к эффективному взаимодействию в рамках школьной социальной сети

Для обеспечения поддержки педагогического коллектива со стороны учеников и их родителей рекомендуется разработать специальную программу обучения учеников эффективной работе в школьной социальной сети.

Примером может служить программа «Информатика в играх и задачах», которая была разработана в СШ №151 г. Санкт-Петербурга, которая ориентирована на учеников 1-4 классов.

Цель программы – формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач, поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, развитие творческого воображения.

Основные задачи:

  • научить учеников расставлять события в правильной последовательности и переносить свойства одного предмета на другие;
  • научить школьников навыкам выделения свойств предметов, проводить обобщение по признакам, находить закономерности по признакам;
  • умение регистрироваться в школьной социальной сети и находить в ней нужную информацию.

Еще один примером может служить «Школьная социальная сеть «Прикольная пятерка» – программа дополнительного образования для учащихся 5-9 классов.

Цель программы заключается в формировании навыков безопасной работе в социальной сети и ознакомлении с ее структурой.

Основные задачи:

  • получение консультаций в сети от любого учителя и классного руководителя без организации личного контакта;
  • обучение детей навыкам поиска нужной информации.

Для 10-11 классов отлично подходит программа «Модерато». Ее цель – формирование навыков безопасной работе в социальной сети.

Основными задачами являются:

  • подготовка модераторов для школьной социальной сети;
  • обучение учеников применению социальной сети в целях самоуправления.

Однако главная работа должна осуществляться с педагогами, ведь эффективность школьной социальной сети зависит от качества работы сетевого сообщества учителей. Под профессиональным сетевым сообществом учителей понимается база образовательных информационных ресурсов, место профессионального общения, обмена опытом и повышения

Для оценки эффективности применения школьной социальной сети используются следующие критерии:

Критерии

Показатели

Создание единого информационного пространства для отрытого общения всех участников образовательного процесса

Наличие школьной социальной сети, разработанных правил и инструкций для работы в ней

Повышение уровня образовательной полезности информационного пространства образовательного учреждения

Количество программ дополнительного образования, которые реализуются в школьной социальной сети, количественная вариативность форм неформального образования

Повышение мотивации учеников к неформальному обучению и рост числа школьников, которые активно работают в школьной социальной сети

Количество учеников, родителей и учителей школы, которые зарегистрированы в школьной социальной сети и активно работают в ней.

Количество индивидуальных результатов учеников, представленных на школьных конкурсах

Обучение пользованию социальной сетью в целях образования, воспитания и социализации

Наличие и реализация программ, которые обучают учеников, педагогов и родителей правилам безопасной и эффективной работы в школьной социальной сети

Воспитание активной личностной позиции учеников в образовательном пространстве школы

Доля учеников, которые работают по индивидуальным образовательным маршрутам в системе неформального образования школы

Кроме того, для мониторинга эффективности неформального образования учеников в рамках школьной социальной сети используется портфолио обучающегося. С его помощью удается оценить уровень сформированности универсальных учебных действий учеников.

К таким действиям относятся:

  • способность ученика принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно осуществлять преобразование практической задачи в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с ранее поставленной задачей и условиями ее реализации; умение контролировать и оценивать собственные действия, вносить в них коррективы на основе оценки и учета характера ошибок; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение применять знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • умение проводить информационный поиск, сбор и выделение важной информации из разнообразных информационных источников;
  • способность осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии;
  • умение сотрудничать с учителями и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты собственных действий.

В соответствии с действующим положением портфолио ученика:

  • выступает в качестве современного педагогического инструмента сопровождения развития и оценки достижений учеников, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учеников;
  • обеспечивает формирование универсальных учебных действий;
  • предполагает активное вовлечение учеников и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочее портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, куда включаются:

  • листы-разделители с названием основных разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения);
  • тексты заданий и инструкций;
  • шаблоны для выполнения заданий;
  • основные типы задач для проведения оценки сформированности универсальных учебных действий.

Портфолио в школе используется в качестве процессуального способа фиксирования достижений учеников, является копилкой полезной информации и наглядным доказательством образовательной деятельности ученика.

Преимуществами использования портфолио как метода оценка достижений ученика являются:

  • фокусировка на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются универсальные учебные действия;
  • выстраивание содержания заданий портфолио в соответствии с учебно-методическим комплексом;
  • учет особенностей развития критического мышления учеников за счет применения трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • обеспечение помощи ученикам в самостоятельном определении целей обучения, осуществлении активного присвоения информации и размышлении о том, что нового они узнали.

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спецлит, 2000.
  2. Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации. // [электронный ресурс] Общество знание России. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html
  3. Далворт Майк, Социальные сети. Руководство по эксплуатации. // Издательство: «Добрая книга». - М., 2010 г.
  4. Зайцев С. Не вместо, а вместе //Директор школы. – 2006. – № 4.
  5. Закон РФ «Об образовании»
  6. Илюшин Л.С. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития. /Проблемы системного исследования педагогического образования/ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции СПб 15 апреля 2010 г. СПб 2010.
  7. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997.
  8. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  9. Лебедев О.Е., Бакушина А.Н. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. /Под. ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2003.
  10. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // [электронный ресурс] Общество знание России. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
  11. «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Постановление правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582.
  12. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ
  13. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб.: Изд-во TVPinc, 1995.
  14. Прохоров А. Социальные сети и интернет. – (Секреты Интернета) // КомпьютерПресс. – 2006. - №10.
  15. Сухобская Г.С., Соколовская Е.А. Проблема творческой деятельности педагога и профессионализма //Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. – 1998. – № 11.
  16. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 http://standart.edu.ru/
  17. Шишкова А.Р. Мотивационные особенности пользователей Интернета и социальных сетей. – Спб. Питер, 2006.
  18. Ульянова Н.Н. Перспективы развития школьной социальной сети как пространства неформального образования учащихся. Управление образованием. Сб. статей / Под общей ред. Н.А. Заиченко. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012.
  19. Ульянова Н.Н. Сетевые формы повышения квалификации как условие непрерывного образования педагога. Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития. Материалы международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. / Под редакцией С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. – СПб.: АППО, 9.04.2013 года.
  20. Якушина Р.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия. – Педагогика, 2001, №4.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.