Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя
Оценка 4.8

Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя

Оценка 4.8
Статья
03.04.2020
Сетевые педагогические сообщества как форма самообразования и повышения квалификации учителя

В современных социально-экономических условиях все области человеческой деятельности, включая образование, стремительно развиваются и изменяются. Происходит это главным образом благодаря активному внедрению различных инноваций. В этой ситуации человек является не только исполнителем инноваций, но и творцом инновационных процессов. В этой связи от современного учителя требуется готовность достойно встречать различные профессиональные ситуации и быто всегда готовым к переподготовке в быстро изменяющихся условиях.

Самообразование

В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Основная задача самообразования – расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, а также совершенствование уровня предметной подготовки.

Для учителя самообразование является постоянной деятельностью, которая включает в себя:

  • научно-исследовательскую работу по какой-то проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • посещение уроков других педагогов, постоянный обмен мнениями по вопросам организации уроков, содержания обучения, используемых методов преподавания;
  • участие в педагогических советах и научно-методических объединениях;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию различных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Решение проблемы эффективности управления педагогом учебно-познавательным процессом учеников в рамках образовательного учреждения может быть осуществлено только при условии высокого профессионального мастерства и высокой компетентности каждого педагога.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в процессе управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности. В этой связи основной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, постоянное содействие развитию его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и используемых методик преподавания.

В современных условиях для самообразования учителя и повышения его квалификации должны активно использоваться сетевые педагогические сообщества. В наиболее простом смысле сообщество представляет собой множество людей, которые общаются между собой.

Для формирования и существования любого сообщества необходимы:

  • общие цели, интересы и потребности;
  • общие ресурсы, к которым имеют доступ все члены сообщества;
  • общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

С учетом необходимости всеобщей связанности всех членов сообщества его размер не должен превышать 150 человек, так как считается, что человек просто не способен удержать в сознании большее число связей.

Под сетевым сообществом понимается группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную деятельность с применением компьютерных сетевых средств.

Сетевое педагогическое сообщество – это группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

За счет сетевой поддержки сообщества получают новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. Развитие компьютерных технологий способствует появлению новых форм для хранения знаний и новых программных сервисов, которые облегчают управление знаниями и применение программных сервисов, а также упрощают управление знаниями и использование этих знаний новичками, которые находятся на периферии сообщества.

В итоге сетевое сообщество можно состоит из следующих «слагаемых»:

простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.

Необходимо отметить, что среда сетевых сообществ наполнена различными агентами, объектами и ситуациями, которые позволяют человеку думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, экологическое и критическое мышление.

Сетевые сообщества могут способствовать воспитанию следующих умений:

  1. Совместное мышление. Считается, что человеческая творческая, познавательная и учебная деятельность изначально обладают сетевым и коллективным характером. Переход от эгоцентрической позиции к пониманию роли и значения других людей, а также других способов конструирования реальности следует рассматривать как важный этап психологического развития личности.
  2. Толерантность. В процессе воспитания подрастающего поколения важно привить детям способность воспринимать позицию других людей, вне зависимости от их национальности.
  3. Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. Сейчас от участников какой-либо совместной деятельности не требуется одновременное нахождение в одном и том же месте в одно и то же время. За счет этого ученики могут осваивать идеи децентрализации и экологических стратегий.
  4. Критичность мышления. При поиске ошибок, проверке различных гипотез и теорий коллективная деятельность играет решающую роль. Так, педагог может рассказать ученикам, что такое критическое мышление, а может обеспечить погружение их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Сетевое сообщество также открывает перед педагогической практикой широкие возможности:

  • применение открытых, свободных и бесплатных электронных ресурсов;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества практики.

В результате можно утверждать, что сетевое педагогическое сообщество – это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов, педагогов, которые желают поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

Основные цели сообщества:

  • общение с коллегами из различных регионов;
  • организация обмена педагогическим опытом;
  • приобретение новых знаний;
  • повышение квалификации.

Основной признак сообщества – это коллектив единомышленников.

Виды сообщества:

  • монопредметные;
  • надпредметные;
  • мультипредметные;
  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные;
  • школьные.

Основные формы деятельности сообщества:

  • общение на форумах, чатах;
  • дистанционное обучение в рамках сообщества;
  • создание интернет-страниц.

В рамках сетевых педагогических сообществ применяются различные формы деятельности:

  • виртуальная конференция;
  • обучающийся семинар;
  • конкурс;
  • проект;
  • акция;
  • телеконференция;
  • мастер-классы;
  • опросы;
  • проектировочный семинар;
  • фестиваль проектов.

Поддержка активности в сетевых педагогических сообществах возможна за счет применения следующих инструментов:

  • блоги и форумы;
  • инструменты для создания Вики-страниц, дочернего сообщества внутри основного, объявлений и сообщений;
  • переписка между отдельными членами сообщества;
  • фотогалерея.

При этом формы могут быть интегрированными.

Так, блог не обязательно должен быть текстовым, ведь его возможности позволяют организовывать голосования, добавлять в комментарии фотографии.

В рамках сетевых педагогических сообществ учителя могут найти рекомендации по своей деятельности, познакомиться с методическими разработками других педагогов и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.

В России одним из успешных виртуальных объединений учителей-предметников является «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru). Данное сообщество педагогов и учащихся обеспечивает постоянное взаимодействие со школами в целях накопления и обмена опытом сетевой образовательной деятельности, методической и информационной поддержки педагогов.

Ежегодно перед новым учебным годом проводится виртуальный всероссийский педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru), который является площадкой для обмена мнениями и повышения профессиональной квалификации. С каждым годом количество участников педсовета только возрастает, увеличивается и количество проблем, которые выносятся на обсуждение. Кроме того, на данной площадке учителя могут напрямую общаться с авторами учебников, специалистами системы образования.

Еще одним интересным и полезным проектом является «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), который организован Министерством образования России. Основная его цель – создание сетевого сообщества творческих учителей.

Проект представляет собой открытую систему самостоятельных сетевых проектов, которые связаны между собой игровой экономической схемой. В рамках проекта участники знакомятся с образовательными ресурсами, осуществляют обмен опытом, обсуждают проблемы образования, консультируются со специалистами, проводят тестирование по различным областям знаний.

Openclass – это пространство в сети, которое предоставляет возможность учителям найти ответы на различные профессиональные вопросы, проявить свою активность, углубить свои знания и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.

www.it-n.ru – сеть творческих учителей, где можно не только поделиться своим опытом, но воспользоваться опытом коллег. Возможностями ресурса также являются:

  • организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  • методическая поддержка педагогов в области информационно-коммуникационных технологий;
  • создание базы данных по программным продуктам учебного назначения и опыту их применения в учебной и внеклассной деятельности;
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и различных методов дистанционного обучения;
  • презентация современного программного обеспечения, методических и учебных материалов.

Содружество методических объединений (http://center.fio.ru/som) – это раздел сайта, который предназначен для методической поддержки учителей-предметников. Здесь публикуют разнообразные материалы по курсам общеобразовательной школы и по предметам начальной школы. На сайте можно найти следующую информацию:

  • примерные поурочные планы;
  • минимумы либо стандарты образования;
  • рекомендованные министерством образования России либо авторские программы;
  • методические рекомендации по применению компьютерных и интернет-технологий на уроке;
  • интересные научные факты и открытия;
  • учебную и методическую литературу;
  • аннотации новых публикаций;
  • аннотированные ссылки на интернет-ресурсы образовательного характера;
  • варианты контрольных, лабораторных и тестовых работ;
  • исследовательские работы учеников;
  • полезную информацию о конференциях, форумах и т.д.

Европейская Школьная Сеть (www.eun.org) представляет собой международное сообщество более чем 26 Европейских министерств образования. Цель проекта – внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование Европы. На ресурсе учитель может ознакомиться с методическими разработками, докладами, примерами организации внеклассных мероприятий.

Обобщая приведенную информацию в области сетевых сообществ педагогов можно сделать следующие выводы.

Цели создания сетевого сообщества педагогов:

  • обеспечение функционирования единого информационного пространства, которое будет доступно для всех членов сообщества;
  • организация формального и неформального общения учителей на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия в целях дальнейшего взаимодействия в реальной среде, то есть вне интернета;
  • организация обмена опытом учения-обучения;
  • обеспечение поддержки образовательных инициатив;
  • распространение педагогических практик.

Как показывает анализ деятельности разнообразных сетевых профессиональных сообществ, успеху социально-педагогической сети способствует ряд факторов:

  • постоянные нововведения, которые обеспечивают интерес к активности в сети;
  • наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
  • применение популярных и удобных сервисов;
  • учет возрастных, психологических и социальных предпочтений пользователей;
  • наличие возможности высказать свое мнение без опасения быть осмеянным и непринятым;
  • применение интересов пользователей для постановки актуальных для заказчика задач;
  • толерантное и креативное моделирование и руководство сообществом;
  • поощрение и публичное признание достижений самых активных пользователей.

Для формирования у педагогов сетевой компетентности разработана специальная программа.

Сетевая компетентность представляет собой «умение решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием сетевых технологий и сетевых ресурсов».

Слагаемыми сетевой компетентности являются:

  • профессиональное самоопределение педагога;
  • учебно-познавательная компетенция;
  • общекультурная компетенция;
  • коммуникативная компетентность;
  • информационная компетентность;
  • компетенция личностного совершенствования.

Выделяют несколько уровней формирования сетевой компетентности:

  • элементарная грамотность в области информационно-коммуникационных технологий;
  • наличие опыта работы в интернете и социальных сетях;
  • значительный опыт работы в существующих сетевых сообществах.

Целевой установкой программы является создание условий для формирования у педагогов сетевой компетентности, которая обеспечивает эффективное применение социальных интернет-сервисов, учебных материалов и инструментов для организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.

Основные задачи обучения:

  1. Знакомство с интернет-сервисами и инструментами, которые применяются в социальных сетях (блоги, закладки, вики, фотосервисы, форумы, чаты и т.д.), а также подготовка к осуществлению их осознанного применения в целях эффективной реализации задач педагогического общения, педагогического действия и организации образовательного процесса.
  2. Развитие способности инициировать и принимать активное участие в деятельности профессиональных сообществ, реализовывать сетевые проекты, включая учебные и ученические.
  3. Развитие готовности постоянно и активно применять разнообразные интернет-сервисы для своего профессионального роста и самообразования.
  4. Развитие готовности к «несинхронной» работе с другими людьми.
  5. Создание условий для проведения экспертизы продуктов и объектов как собственной, так и чужой деятельности, размещенных в сети.
  6. Развитие умения совместно вырабатывать правила и нормы сетевого поведения в различных сообществах, способности модерирования с учетом соблюдения данных норм при работе в сети.
  7. Создание условий для стимулирования интернет-активности учеников в целях достижения более высоких образовательных результатов.

В состав каждого модуля программы включается время на индивидуальную либо групповую рефлексию, которая осуществляется с помощью изучаемых инструментов и интернет-сервисов. Оценка результативности обучения проводится по наличию индивидуального продукта повышения квалификации педагога в сетевом сообществе (проекта, инновационного продукта, мастер-класса, статьи).

Инвариантная часть включает 4 темы:

  1. Информационно-коммуникационные технологии: социальные сервисы Web2.0.
  2. Идеология социальных сетей и обзор существующих профессиональных сообществ педагогов. Предполагается и осуществление практической деятельности, которая предполагает регистрацию в выбранных профессиональных сообществах, участие в активностях данных сообществ.
  3. Основы поведения в сети и возможности повышения квалификации в рамках сетевого сообщества.
  4. Образовательный потенциал сети, проблемы его использования. Проведение оценки результативности работы педагога в сетевом сообществе.

Вариативная часть зависит уже от целевой группы педагогов. Выделяют несколько типов целевых групп педагогов в профессиональных сообществах:

  • школьные психологи;
  • школьные администраторы;
  • педагоги-предметники;
  • социальные педагоги;
  • педагоги отделений дополнительного образования детей;
  • классные руководители.

Среди педагогических сетевых сообществ учителей выделяют несколько их видов:

  1. Блог (сайт) учителя-предметника, который является удобной онлайн-площадкой для размещения актуальных мультимедийных материалов для уроков и внеурочной деятельности, различных ссылок на образовательные Интернет-ресурсы. Наличие своего блога позволяет расширить информационное пространство педагога и повысить его квалификацию с учетом личностных приоритетов.

Применение учителем в своей работе собственного сайта также позволяет вывести на качественно новый уровень взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

  1. Сетевое взаимодействие «учитель-ученик». Этот вид взаимодействия предполагает ведение блогов самими учениками, где они размещают выполненные задания по различным школьным дисциплинам, личную информацию, указывают свои интересы, осуществляют обмен актуальной информацией с одноклассниками.
  2. Для проведения некоторых уроков могут создаваться отдельные блоги, а также блоги внутри проектов. В таком случае в одном месте собираются все материалы проекта, а его участники получают возможность в режиме онлайн наблюдать за этапами работы над проектом, выкладывать свои результаты, исследовательские работы и осуществлять подведение итогов.
  3. Сетевое взаимодействие «учитель-учитель». За счет организации обмена информацией между педагогами обеспечивается создание внутришкольного сетевого учительского сообщества, которое предоставляет возможность учителю получить оценку своих материалов и рекомендации по их улучшению. Такое взаимодействие способствует и выявлению инновационных способов работы отдельных учителей и делает их достоянием всех педагогов образовательного учреждения.
  4. Сетевое взаимодействие «учитель-класс-родители». Такой блог носит информационный характер как для учеников, так и их родителей. Здесь же помещаются фотоальбомы классных мероприятий, дискуссий, проводятся обсуждения различных тем, планов, организуется проведение электронных опросов, выкладываются полезные ссылки для родителей и педагогов.

Блог класса можно рассматривать в качестве «учебной» точки выхода в интернет, то есть местом в сети, где всем ученикам класса комфортно и безопасно. С помощью такого блога удается решать задачи по своевременному интерактивному взаимодействию между классным руководителем и родителями учеников.

  1. Сетевое взаимодействие «учитель-администрация ОУ». Оно осуществляется в рамках закрытой «Виртуальной учительской», куда имеют доступ только сотрудники образовательного учреждения.

Виртуальная учительская представляет собой образовательный ресурс, который обеспечивает информационную поддержку образовательного процесса и способствует повышению эффективности управленческого процесса.

Виртуальную учительскую можно представить следующим образом:

Виртуальная учительская схема

Все представленные выше виды сетевого взаимодействия осуществляются посредством активного использования его участниками различных Интернет-ресурсов. В первую очередь, это организация работы с Google-документами.

За счет различных видов внутришкольного сетевого взаимодействия удается организовать дистанционное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:

  • административным персоналом;
  • учителями-предметниками;
  • классными руководителями;
  • руководителями методических объединений;
  • учениками и их родителями.

Список литературы:

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спецлит, 2000.
  2. Вершловский С. Непрерывное образование как фактор социализации. // [электронный ресурс] Общество знание России. URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html
  3. Далворт Майк, Социальные сети. Руководство по эксплуатации. // Издательство: «Добрая книга». - М., 2010 г.
  4. Зайцев С. Не вместо, а вместе //Директор школы. – 2006. – № 4.
  5. Илюшин Л.С. Мониторинг качества непрерывного педагогического образования: проблемы и перспективы развития. /Проблемы системного исследования педагогического образования/ Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции СПб 15 апреля 2010 г. СПб 2010.
  6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997.
  7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  8. Лебедев О.Е., Бакушина А.Н. и др. Новое качество школьного образования: возможности современной школы. /Под. ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 2003.
  9. Меморандум непрерывного образования ЕС 2000 г. // [электронный ресурс] Общество знание России. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
  10. «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». Постановление правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582.
  11. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ
  12. Прикот О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб.: Изд-во TVPinc, 1995.
  13. Прохоров А. Социальные сети и интернет. – (Секреты Интернета) // КомпьютерПресс. – 2006. - №10.
  14. Сухобская Г.С., Соколовская Е.А. Проблема творческой деятельности педагога и профессионализма //Информационный бюллетень. Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. – 1998. – № 11.
  15. Шишкова А.Р. Мотивационные особенности пользователей Интернета и социальных сетей. – Спб. Питер, 2006.
  16. Ульянова Н.Н. Перспективы развития школьной социальной сети как пространства неформального образования учащихся. Управление образованием. Сб. статей / Под общей ред. Н.А. Заиченко. – СПб.: НИУ ВШЭ, 2012.
  17. Ульянова Н.Н. Сетевые формы повышения квалификации как условие непрерывного образования педагога. Постдипломное образование: ресурсы инновационного развития. Материалы международной научно-практической конференции кафедры педагогики и андрагогики. / Под редакцией С.Г. Вершловского, А.Н. Шевелева. – СПб.: АППО, 9.04.2013 года.
03.04.2020