В современных социально-экономических условиях все области человеческой деятельности, включая образование, стремительно развиваются и изменяются. Происходит это главным образом благодаря активному внедрению различных инноваций. В этой ситуации человек является не только исполнителем инноваций, но и творцом инновационных процессов. В этой связи от современного учителя требуется готовность достойно встречать различные профессиональные ситуации и быто всегда готовым к переподготовке в быстро изменяющихся условиях.
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Основная задача самообразования – расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, а также совершенствование уровня предметной подготовки.
Для учителя самообразование является постоянной деятельностью, которая включает в себя:
Решение проблемы эффективности управления педагогом учебно-познавательным процессом учеников в рамках образовательного учреждения может быть осуществлено только при условии высокого профессионального мастерства и высокой компетентности каждого педагога.
Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в процессе управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности. В этой связи основной целью методической работы является непрерывное совершенствование квалификации педагога, постоянное содействие развитию его эрудиции и компетентности в области учебного предмета и используемых методик преподавания.
В современных условиях для самообразования учителя и повышения его квалификации должны активно использоваться сетевые педагогические сообщества. В наиболее простом смысле сообщество представляет собой множество людей, которые общаются между собой.
Для формирования и существования любого сообщества необходимы:
С учетом необходимости всеобщей связанности всех членов сообщества его размер не должен превышать 150 человек, так как считается, что человек просто не способен удержать в сознании большее число связей.
Под сетевым сообществом понимается группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную деятельность с применением компьютерных сетевых средств.
Сетевое педагогическое сообщество – это группа людей, которые поддерживают общение и ведут совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
За счет сетевой поддержки сообщества получают новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. Развитие компьютерных технологий способствует появлению новых форм для хранения знаний и новых программных сервисов, которые облегчают управление знаниями и применение программных сервисов, а также упрощают управление знаниями и использование этих знаний новичками, которые находятся на периферии сообщества.
В итоге сетевое сообщество можно состоит из следующих «слагаемых»:
простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.
Необходимо отметить, что среда сетевых сообществ наполнена различными агентами, объектами и ситуациями, которые позволяют человеку думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, экологическое и критическое мышление.
Сетевые сообщества могут способствовать воспитанию следующих умений:
Сетевое сообщество также открывает перед педагогической практикой широкие возможности:
В результате можно утверждать, что сетевое педагогическое сообщество – это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов, педагогов, которые желают поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.
Основные цели сообщества:
Виды сообщества:
Основные формы деятельности сообщества:
В рамках сетевых педагогических сообществ применяются различные формы деятельности:
Поддержка активности в сетевых педагогических сообществах возможна за счет применения следующих инструментов:
При этом формы могут быть интегрированными.
Так, блог не обязательно должен быть текстовым, ведь его возможности позволяют организовывать голосования, добавлять в комментарии фотографии.
В рамках сетевых педагогических сообществ учителя могут найти рекомендации по своей деятельности, познакомиться с методическими разработками других педагогов и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.
В России одним из успешных виртуальных объединений учителей-предметников является «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru). Данное сообщество педагогов и учащихся обеспечивает постоянное взаимодействие со школами в целях накопления и обмена опытом сетевой образовательной деятельности, методической и информационной поддержки педагогов.
Ежегодно перед новым учебным годом проводится виртуальный всероссийский педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru), который является площадкой для обмена мнениями и повышения профессиональной квалификации. С каждым годом количество участников педсовета только возрастает, увеличивается и количество проблем, которые выносятся на обсуждение. Кроме того, на данной площадке учителя могут напрямую общаться с авторами учебников, специалистами системы образования.
Еще одним интересным и полезным проектом является «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), который организован Министерством образования России. Основная его цель – создание сетевого сообщества творческих учителей.
Проект представляет собой открытую систему самостоятельных сетевых проектов, которые связаны между собой игровой экономической схемой. В рамках проекта участники знакомятся с образовательными ресурсами, осуществляют обмен опытом, обсуждают проблемы образования, консультируются со специалистами, проводят тестирование по различным областям знаний.
Openclass – это пространство в сети, которое предоставляет возможность учителям найти ответы на различные профессиональные вопросы, проявить свою активность, углубить свои знания и тем самым повысить уровень своей профессиональной компетенции.
www.it-n.ru – сеть творческих учителей, где можно не только поделиться своим опытом, но воспользоваться опытом коллег. Возможностями ресурса также являются:
Содружество методических объединений (http://center.fio.ru/som) – это раздел сайта, который предназначен для методической поддержки учителей-предметников. Здесь публикуют разнообразные материалы по курсам общеобразовательной школы и по предметам начальной школы. На сайте можно найти следующую информацию:
Европейская Школьная Сеть (www.eun.org) представляет собой международное сообщество более чем 26 Европейских министерств образования. Цель проекта – внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование Европы. На ресурсе учитель может ознакомиться с методическими разработками, докладами, примерами организации внеклассных мероприятий.
Обобщая приведенную информацию в области сетевых сообществ педагогов можно сделать следующие выводы.
Цели создания сетевого сообщества педагогов:
Как показывает анализ деятельности разнообразных сетевых профессиональных сообществ, успеху социально-педагогической сети способствует ряд факторов:
Для формирования у педагогов сетевой компетентности разработана специальная программа.
Сетевая компетентность представляет собой «умение решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием сетевых технологий и сетевых ресурсов».
Слагаемыми сетевой компетентности являются:
Выделяют несколько уровней формирования сетевой компетентности:
Целевой установкой программы является создание условий для формирования у педагогов сетевой компетентности, которая обеспечивает эффективное применение социальных интернет-сервисов, учебных материалов и инструментов для организации образовательного процесса нового поколения в профессиональной деятельности.
Основные задачи обучения:
В состав каждого модуля программы включается время на индивидуальную либо групповую рефлексию, которая осуществляется с помощью изучаемых инструментов и интернет-сервисов. Оценка результативности обучения проводится по наличию индивидуального продукта повышения квалификации педагога в сетевом сообществе (проекта, инновационного продукта, мастер-класса, статьи).
Инвариантная часть включает 4 темы:
Вариативная часть зависит уже от целевой группы педагогов. Выделяют несколько типов целевых групп педагогов в профессиональных сообществах:
Среди педагогических сетевых сообществ учителей выделяют несколько их видов:
Применение учителем в своей работе собственного сайта также позволяет вывести на качественно новый уровень взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.
Блог класса можно рассматривать в качестве «учебной» точки выхода в интернет, то есть местом в сети, где всем ученикам класса комфортно и безопасно. С помощью такого блога удается решать задачи по своевременному интерактивному взаимодействию между классным руководителем и родителями учеников.
Виртуальная учительская представляет собой образовательный ресурс, который обеспечивает информационную поддержку образовательного процесса и способствует повышению эффективности управленческого процесса.
Виртуальную учительскую можно представить следующим образом:
Все представленные выше виды сетевого взаимодействия осуществляются посредством активного использования его участниками различных Интернет-ресурсов. В первую очередь, это организация работы с Google-документами.
За счет различных видов внутришкольного сетевого взаимодействия удается организовать дистанционное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.