Технология организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Технология организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Статья
03.04.2020
Технология организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Ведущий специалист в области умственного развития дошкольников Поддъяков Н.Н.подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Современное общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». В связи с этим перед педагогам дошкольного образования стоит задача: поиск эффективного инструментария развития познавательной деятельности ребенка.

Познавательные ценности формируются у ребенка только в процессе его «открытия» мира путем его исследования и преобразования. Познавательная активность формируется лишь при деятельностном подходе к образованию со стороны педагога, в соответствии с личностно ориентированными принципами построения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Для этого необходим выбор таких технологий обучения, воспитания и развития, которые бы были направленны на организацию содержательной, интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности.

Понятие педагогической технологии

Среди специалистов сегодня до сих пор существуют дискуссии о том, что следует понимать под педагогическими технологиями. Например, С.А. Смирнов полагает, что невозможно говорить о педагогических технологиях, поскольку понятие «педагогический» включает в себя сразу три процесса – обучение, воспитание и развитие.

И. П. Подласый придерживается мнения, что технологии отвечают на вопросы: как учить, как действовать, чтобы результаты совпадали с требованиями. Технология – это система алгоритмов, способов и средств, применение которых приводит к намеченным заранее результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного качества. В процессе воспитания и развития говорить о получении продукта с заданным качеством не приходится. Поэтому автор полагает, что технологии обучения представляют собой педагогические технологии.

Т.И. Шамова определяет педагогические технологии как научно обоснованный выбор характера операционного воздействия в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимого в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Можно отметить, что в современный педагогический лексикон понятие «педагогическая технология» вошло достаточно прочно. По мнению специалистов, оно является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений из различных источников. Мы будем придерживаться определения, данного Б.Т. Лихачевым:

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она представляет собой организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Можно отметить, что понятие «педагогическая технология» представлено через три аспекта:

Научный аспект. Педагогическая технология – это часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, средства и методы достижения планируемых результатов обучения.

Процессуально-описательный аспект. Педагогическая технология представляет собой описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

Процессуально-действенный аспект. Педагогический процесс осуществляется посредством функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Исследователи отмечают, что педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • В зависимости от источника возникновения (например, на основании педагогического опыта или на основании научной концепции).
  • В зависимости от целей и задач (например, усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие личностных качеств).
  • В зависимости от педагогических средств.
  • В зависимости от функций педагога, которые он осуществляет при помощи данной технологии (например, диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями).
  • В зависимости от того, какую сторону педагогического процесса обслуживает конкретная технология.

Важно понимать, что любая педагогическая технология в некоторой степени направлена на реализацию научных идей, положений и теорий на практике. Поэтому она занимает промежуточное положение между практической педагогикой и наукой.

В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используется в трех аспектах:

  • Как общепедагогическое (общедидактическое) понятие. Тогда оно характеризует образовательный процесс в учебном заведении на определенной ступени образования.
  • Как частнометодическое (предметное) понятие. Это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета.
  • Как локальное (модульное) понятие. Это технология отдельных составляющих учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.

Таким образом, педагогическая технология выступает и в качестве науки, которая исследует рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, которые применяются в обучении.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может быть монотехнологичным. Среди педагогических технологий, которые педагоги используют в работе с воспитанниками, можно выделить следующие:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологию личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • технологию проектной деятельности;
  • технологию исследовательской деятельности;
  • технологию «Портфолио» («Портфолио дошкольника»и «Портфолио педагога»;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • технологии проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • компьютерные технологии;
  • альтернативные технологии.

Нет сомнений, что дошкольный возраст является важнейшим периодом развития личности. Именно в этом возрасте происходит закладка основ всех высших психических функций. Кроме того, в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний и совершенствованию мыслительных операций. Поэтому, пробелы, допущенные в интеллектуальном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, могут оказать отрицательное влияние на все последующее развитие.

Огромное значение в познавательной деятельности для дошкольника имеет то, что он получает способность видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, планировать действия, выбирать способы решения задачи, получать результат и анализировать его.

Познавая конкретные факты и явления, ребенок начинает понимать связи между ними. От простых связей он переходит к обобщенным системным связям. Затем к теории, которая объясняет явления окружающей жизни.

Под формой организации познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста нужно понимать целенаправленно организуемый процесс взаимодействия педагога и ребенка, отличающийся спецификой распределения функций, последовательностью и выбором звеньев работы и режимом – временным и пространственным.

В зависимости от количества участников и характера взаимодействия можно выделить следующие формы организации познавательной деятельности дошкольников.

Фронтальная форма.

Такая форма организации познавательной деятельности дошкольника характеризуется тем, что дети под руководством воспитателя выполняют общую работу одновременно, вместе обсуждают и обобщают результаты. Воспитатель при этом управляет познавательной деятельностью всей группы, организует сотрудничество, определяет темп работы.

Коллективная форма.

Данная форма организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста, предполагает, что коллектив обучает каждого члена, каждый участник принимает активное участие в обучении всех остальных.

Групповая форма.

Данная форма организации познавательной деятельности характеризуется тем, что одинаковая задача ставится перед всеми участниками группы, решить ее можно только объединив усилия.

Индивидуальная форма.

Данная форма организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста предполагает, что каждый ребенок получает собственное задание, которое специально для него подобрано с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

ФГОС ДО обращает внимание педагогов на такие понятия, как партнерская и самостоятельная познавательная деятельность детей.

Партнерская деятельность.

Как правило, это деятельность двух или более детей (детей и взрослых) в ходе которой решаются образовательные задачи. При этом взрослый занимает позицию партнера, организует сотрудничество всех участников. Данный вид деятельности позволяет дать детям возможность свободного перемещения и общения в процессе осуществления образовательной деятельности. Помимо этого, предлагает широкий выбор занятий по интересам. Поэтому каждый дошкольник может быть включен во взаимодействие с ровесниками. Такая деятельность основывается на содействии и сотрудничестве педагога и детей. Ребенок признается полноценным участником образовательных отношений.

Самостоятельная познавательная деятельность.

Это индивидуальный, парный или подгрупповой вид деятельности, в ходе осуществления которой решаются познавательно-исследовательские задачи, которые инициируют сами дошкольники. Такая деятельность дает возможность выбирать объект познания и способы познавательной деятельности самостоятельно. Она обогащает представления об окружающем мире, активизирует умственное развитие, поддерживает познавательный интерес.

Важно понимать, что ни один из видов познавательной деятельности не может быть осуществлен в дошкольном учреждении в чистом виде. Они взаимопроникают друг в друга. Если педагог стремится изолировать один вид деятельности от другого, то образовательный процесс становится формальным. Только комплексный подход при организации познавательной деятельности, дает возможность полноценно использовать сенситивный период дошкольного детства.

Развивая познавательную сферу ребенка дошкольного возраста обязательно необходимо создавать особые условия, чтобы он эмоционально-чувственно воспринимал окружающий мир. С этой целью взрослые применяют разнообразные средства.

Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Специалисты делят средства развития познавательной деятельности на две группы:

  • средства, сопровождающие непосредственную деятельность детей;
  • произведения духовной и материальной культуры.

На ранних стадиях развития ребенка важным путем познания окружающего мира является его личный опыт. В различных видах деятельности перед ребенком стоят познавательные задачи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно осуществляться в игровой деятельности. В процессе игры дети познают окружающую действительность и обобщают полученные знания, переводят их в речевой план. Очевидно, что предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является постоянным источником для наблюдений, бесед с ребенком. Педагог должен не только сформировать у детей четкие знания, но и раскрыть перед ними горизонты познания. Поэтому процессы экспериментирования в процессе развития умственных способностей играют не последнюю роль. Взрослые должны создать условия для реализации творческой деятельности воспитанников.

Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения обосновал еще Я.А. Коменский. К.Д. Ушинский подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить учение от игры. А.П. Усова обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети:

  1. элементарные знания, которые приобретаются в процессе игр, жизнедеятельности и общения с окружающими людьми;
  2. знания и умения, усвоение которых возможно только в процессе целенаправленного обучения.

Таким образом, систематическое обучение на занятиях – это важное средство образовательной работы с детьми. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения; осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности и способов привнесения игры в процесс обучения.

Сегодня все чаще педагоги предпочитают занятия с подгруппами и малыми группами. Это позволяет повысить качество обучения, т.к. педагог может учитывать индивидуальные особенности детей. В каждой из областей знаний, с которой знакомят дошкольников, выстраивается система занятий. При этом занятия постепенно усложняются.

В настоящее время успешно используются нетрадиционные технологии и формы организации обучения:

  • занятия по подгруппам;
  • занятия, обогащенные игровыми сказочными сюжетами;
  • занятия, насыщенные играми и самостоятельными творческими делами;
  • занятие-беседа;
  • занятие-наблюдение;
  • сказкотерапевтические занятия.

В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.

Современный подход к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Формирование учебно-познавательной деятельности возможно через выстраивание этапов учебно-познавательной деятельности. На основе анализа работ Т.И. Шамовой, Т.А. Матис, И.Ф. Харламова можно выделить следующие этапы формирования познавательной деятельности ребенка.

  • целеполагание;
  • организационно-деятельностный;
  • рефлексивный.

Этап целеполагания

Данный этап состоит из двух последовательных этапов:

  1. Цель учебно-познавательной деятельности ставится взрослым. Постепенно ребенок должен быть включен в процесс постановки цели. Она должна стать его личной целью. Это происходит на основе принятия учебно-познавательной задачи.
  2. Проектирование деятельности через определение форм, методов и средств учебно-познавательной деятельности. Ребенок выделяет этапы решения задачи и определяет последовательность действий.

Организационно-деятельностный этап

Предусматривает реализацию намеченного плана, выполнение мыслительных и практических действий. Так как усвоение и осмысление информации невозможно без использования детьми таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование, то при организации учебно-познавательной деятельности педагог должен обеспечить успешное формирование интеллектуальных умений дошкольников, связанных с переработкой усваиваемой информации.

С этой целью необходимо обучать детей выявлению существенных признаков явлений и вычленению из них главных, сопоставлению фактов, умению делать обобщения и выводы, нахождению связей между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности. О сформированности мыслительных операций у детей можно судить по наличию умений ими выделять существенное, делать выводы. Содержательный компонент состоит из двух подсистем:

  • усвоенных знаний, умений и навыков;
  • усвоение новых знаний и способов действий.

Рефлексивный этап

Данный этап предполагает оценку эффективности учебно-познавательной деятельности. Поэтому учебно-познавательная деятельность старших дошкольников должна содержать действия, направленные на формирование у них умений самооценки и самоконтроля. Необходимо научить детей анализировать собственную познавательную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результат деятельности с поставленной целью и частными задачами. Успешность деятельности во многом зависит от сформированности у детей умений управлять ею.

Предложенная система позволяет формировать у детей единый подход к осуществлению разных видов деятельности. Такой подход дает возможность максимально сформировать готовность ребенка к учебно-познавательной, учебной и другим видам деятельности, поскольку ведущими компонентами готовности является процесс целеполагания и способность к рефлексии.

Модели организации познавательной деятельности

И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир предлагают следующие модели организации детской экспериментальной деятельности:

  • учебно-игровую модель;
  • коммуникативно-диалоговую модель;
  • экспериментально-исследовательскую модель.

Учебно-игровая модель

Цель данной модели состоит в освоении социальных ролей и деятельности, логичности и творчества.

Задачи: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривания схем и создания мотивации к учению благодаря самостоятельному овладению способами познавательной деятельности, развитию эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.

Алгоритм организации данной модели:

  1. Обучение на конкретной ситуации.
  2. Имитационное моделирование
  3. Состязательность и соревнование.
  4. Анализ проблемы.
  5. Выявление трудностей.
  6. Разложение проблемы на частности.
  7. Оценка решений, поиск логически обоснованного решения.

Принципы организации деятельности ребенка:

  • ролевое самовыражение;
  • самостоятельность в решении проблем.

Познавательная деятельность приобретает игровую модель за счет постановки учебной цели в художественном образе. Тематика каждого занятия имеет игровую конструкцию и игровой сюжет.

Деятельность детей завершается обсуждением процесса (последовательность действий, позволивших достичь результата, игровых и реальных взаимодействий детей и педагога, обеспечивших эмоциональный комфорт участникам деятельности. Данное обсуждение включает составление схемы проведенного эксперимента.

Методы и приемы, обеспечивающие реализацию учебно-игровой модели познавательной деятельности:

  • экспериментальные игры («Тонет - не тонет», «Хотела галка пить.», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др.) позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей; действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
  • использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию;
  • драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Коммуникативно-диалоговая модель

Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом.

Основными задачами выступают:

  • развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты;
  • развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов;
  • развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

Алгоритм организации коммуникативно-диалоговой модели:

  1. Метод обсуждения.
  2. Ряд коммуникативных процедур.
  3. Распределение ролей.
  4. Ознакомление в коммуникации со сведениями.
  5. Сосуществование несовпадающих линий.
  6. Возможность критиковать.
  7. Побуждение к поиску соглашения.
  8. Поощрение разных подходов к одному и тому же.
  9. Решение задач конкретно – содержательного плана: осознание противоречий, актуализация знаний, творческое переосмысление.
  10. Решение задач организационного взаимодействия: распределение ролей, выполнение коллективных задач, согласованность в обсуждении проблем, соблюдение правил и процедур.

Педагог предоставляет возможность подготовиться к коммуникации, пересмотреть цели, выбирать решения, вырабатывать правила, обмениваться целями, выявлять разногласия, актуализировать сведения, дать выход чувствам, распределять функции, использовать разнообразные средства, дать время для размышления, менять ход коммуникации, уточнять, побуждать.

Принципы организации деятельности:

  • «Диалог культур».
  • Самоорганизации; обращенность друг к другу.
  • Упорядочивание.

Следуя представленной логике, педагог в начале занятия предоставляет детям информацию, например, о свете, рассказывая, что при определенных условиях можно увидеть различные цвета радуги, «спрятавшиеся» в белом свете. Дети самостоятельно договариваются, как, используя предложенные педагогом приборы, получить цвета спектра. Выбирая различные варианты, они совместно с педагогом определяют проблему, обсуждают ее, анализируют положительные или отрицательные результаты. Критериями оценки детьми правильности выбранных средств и способов достижения цели являются следующие показатели:

  • точность в обозначении конечного результата (что хотим получить);
  • последовательность описания действий для достижения этой цели;
  • доказательность необходимости этих действий;
  • обоснованность жизнедеятельности человека и природных явлений.

В данной модели познавательной деятельности конечный результат не обсуждается с детьми. Это происходит в процессе его достижения в форме дискуссий и обмена мнениями о выполняемых детьми действиях, которые и обеспечат достижение результата.

В данной форме организации познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»; метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
  • вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?».

В процессе коммуникаций и информационного обмена большое значение приобретает соотношение речи и мышления, так как ребенок усваивает способ познания и использования культурных речевых эталонов в деловом общении. Именно этот опыт начинает складываться на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует отметить, что педагогу следует контролировать, насколько аргументированно ребенок выражает свои мысли в процессе коммуникаций, содержащих речевые эталоны, так как учебная деятельность предполагает переход от спонтанной речи к аргументированности.

Экспериментально-исследовательская модель

Цель данной модели заключается в развитии способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира.

Задачами являются развитие мыслительных процессов, мыслительных операций, освоение методов познания (учебных, поисковых, причинно-следственных связей и отношений.

Алгоритм организации экспериментально-исследовательской модели:

  1. Введение понятия.
  2. Демонстрация контрастных примеров.
  3. Выделение значимых признаков.
  4. Выполнение заданий на формирование понятий, интерпретацию и обобщение; использование понятий.
  5. Уровни знаний: понятия, идеи, факты.
  6. Привлечение собственного опыта.
  7. Организация совместной деятельности детей.
  8. Учет последовательности этапов: столкновение с проблемой — сбор данных (фактов) — характеристика объектов — связь с явлениями — условия состояния объекта — свойства экспериментирование — объяснение — анализ исследования.
  9. Движение от неизвестного к известному.
  10. Создание новых представлений.

Принципы:

  • Постановка проблемы.
  • Поиск фактов.
  • Поиск идей.
  • Поиск решений.
  • Поиск признаков.
  • Самостоятельность.
  • Альтернативность точек зрения.
  • Столкновение идей.
  • Самостоятельное планирование.
  • Связь правила и примера.
  • Альтернативные интерпретации.
  • Учет фазы цикла обучения: конкретный опыт - рефлексивное наблюдение — концептуализация — экспериментирование.

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующие методы:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Вышеописанные модели экспериментальной деятельности дают возможность успешно развивать познавательные способности воспитанников, поддерживать высокую мотивацию, развивать социально-коммуникативные навыки, а также формировать первичные навыки учебной деятельности в непринужденно-игровой форме.

Технологии развития познавательной деятельности

В процессе развития познавательной деятельности детей целесообразно рассматривать следующие технологии:

  • Опыты (экспериментирование);
  • Коллекционирование;
  • Путешествие по карте;
  • Путешествие по реке времени;
  • Технология ТРИЗ;
  • Игровые технологии;
  • Проекты;
  • Компьютерные технологии;
  • Моделирование;
  • Авторские технологии.

Опыты (экспериментирование).

Основная задача такой технологии – освоение детьми причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Особенности деятельности педагога заключаются в следующем:

  • привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
  • предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
  • формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...);
  • самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности. 

Коллекционирование (классификационная работа)

В данной технологии основное внимание сосредоточено на освоении детьми родовидовых отношений. Малыши осуществляют поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки. Размещают материал в квалификационной таблице (если материал реальный – его располагают специальной емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие его картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Путешествие по карте

Эта технология помогает детям освоить пространственные схемы и отношения. Педагог совместно с детьми:

  • обсуждает и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
  • обозначает возможный маршрут путешествия, высказывает предположения, что может встретиться на пути;
  • изучает растительный и животный мир данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
  • заполняет участки контурной, физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

Технология ТРИЗ

Технология решения изобретательских задач помогает развивать детскую инициативу, стимулирует проявление нестандартного мышления и творческих способностей. Технология ТРИЗ развивает детскую фантазию, умение мыслить системно и комплексно, соотносить свой и чужой опыт. В настоящее время в дошкольном учреждении могут быть использованы различные методы ТРИЗ. Одни из них, например, является мозговой штурм. Это способ коллективного генерирования идей. В рамках дошкольного воспитания мозговой штурм позволяет решать такие задачи:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
  • формирование готовности действовать.

Основными правилами проведения мозгового штурма являются:

  • исключение серьезной критики предложенных вариантов;
  • поощрение неординарных предложений;
  • возможность модернизации чужих идей;
  • наличие совместных обсуждений и выбор оптимальных.

Использование ИКТ

Направления использования ИКТ для стимулирования познавательной активности детей:

  1. Расширение кругозора детей за счёт использования мультимедийных материалов в образовательной деятельности (дидактические презентации, видео, аудио);
  2. Компьютерные игры, интерактивные игрушки

Моделирование

Моделирование — это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Виды моделей:

  1. Предметная модель, в которой воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.
  2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде.
  3. Графическая модель (графики, формулы, схемы и т.п.).

Этапы овладения детьми моделями

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Проекты

Проектная деятельность - это совместная познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Главная идея проектной деятельности - направленность познавательной (творческой) деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально- значимой проблемы…

Специалисты выделяют следующие стадии работы над проектом:

  • Постановка проблемы;
  • Проектирование (планирование);
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Организация детского досуга в дошкольном учреждении

В современной дошкольной педагогике особо отмечена роль досуговой детской деятельности на этапе дошкольного детства. Досуг рассматривается как «возможность человека по своему выбору заниматься в свободное время разнообразной деятельностью».

Виды досуговой деятельности при этом классифицируются на пять групп:

  • творчество;
  • отдых;
  • праздник;
  • развлечение;
  • самообразование.

Специалисты определяют детскую досуговую деятельность по-разному. Досуг часто ассоциируется со свободным временем. Традиционно свободное время дошкольника в детском саду – это время вне занятий, преимущественно вторая половина дня.

В теории дошкольной педагогики досуг рассматривается как развлечение ребенка, что с точки зрения современных представлений достаточно не совсем верно и искажает сущность досуговой деятельности.

Основными задачами во время развлечений являются:

  • формирование устойчивого интереса к музыке;
  • создание эмоционально-положительного интереса к досугам, развлечениям;
  • развитие умения следить за действиями сказочных героев, игрушек, реагировать на них адекватно.

Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детского досуга позволяет им успешно овладевать культурой проведения досуговой деятельности, способствует приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовной культуры.

Содержательный досуг удовлетворяет потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, в игре как основном виде дошкольного досуга.

Субъективная позиция обеспечивает детское умение наполнять свободное время содержательной деятельностью как средством развития своего потенциала, что и дает ребенку возможность войти через детское творчество в культуру.

Детский досуг – своеобразный вид деятельности, включающий в себя творчество, отдых, развлечение, праздник, самообразование и, предоставляющий неповторимую возможность свободно и самостоятельно выбирать деятельность в соответствии с интересами и желаниями ребёнка. Стоит подчеркнуть, что это новый термин для дошкольной педагогики.

Исследователи подчеркивают значимость досуговой деятельности для восстановления физических и духовных сил ребенка, его эмоционального благополучия, развития творческого потенциала. При этом в методических работах по руководству досуговой деятельностью особое внимание обращают на организацию развлекательных форм в дошкольном учреждении и семье, разработку игр-занятий с разными видами материалов (ручной труд).

Досуговая деятельность представляет собой единство трёх мотивационных компонентов, которые играют в развитии индивида важную роль:

  • желание добиться разнообразия переживаний и релаксации;
  • расширение возможности участия в социальном непосредственном общении;
  • увеличение объема знаний, создание условий для игры;

Досуг в дошкольной образовательной организации сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности.

Специалисты выделяют следующие основные характеристики детского досуга:

  • добровольность выбора рода занятий и степени активности;
  • свобода для творческой деятельности;
  • формирование детской потребности в независимости и свободе;
  • возможность для самовыражения, саморазвития и самоутверждения личности через самостоятельно выбранные действия;
  • удовлетворение потребностей личности;
  • приобретение полезных для жизни навыков и умений и раскрытие природных талантов;
  • формирование объективной самооценки детей;
  • формирование ценностных ориентаций, позитивной Я-концепции.

Основными принципами развития детского досуга являются:

Принцип доступности и всеобщности. Объективно существует возможность приобщения, вовлечения всех без исключения детей в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их познавательных интересов, досуговых запросов.

Принцип самодеятельности. Данный принцип основан на инициативе и увлеченности, познавательной активности детей, с одной стороны, и их стимулировании, поощрении организаторами досуга, с другой.

 Принцип целенаправленности и систематичности. Организация детской досуговой деятельности предполагает целесообразное осуществление данной деятельности, основанное на планомерном и последовательном сочетании взаимозависимости и непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать детский досуг.

Принцип преемственности. Предполагается культурное взаимовлияние и взаимодействие поколений. Следует активизировать деятельность родителей, всех взрослых окружающих ребенка на передачу ему социального знания и опыта проведения разумного досуга.

Принцип занимательности. Предполагает создание эмоционального непринужденного общения через выстраивание всей досуговой деятельности на игровой основе (во всем ее многообразии) и театрализации. Детская досуговая деятельность должна сопровождаться красочным оформлением и дополняться самой разнообразной атрибутикой.

К функциям детского досуга относят следующие:

Функция самореализации. Досуговая детская деятельность – это сфера, где дети могут выступить в каких-то новых социальных ролях, которые отличаются от ролей ребенка в детском саду и семейных. Здесь дошкольники раскрывают свои естественные потребности.

Коммуникативная функция. Досуговая деятельность – это зона активного общения, которая удовлетворяет потребность детей в контактах. Такие формы досуговой деятельности, как игровые программы, массовые праздники, объединения по интересам и другие – являются благоприятной сферой для осознания ребенком собственных качеств, недостатков и достоинств, самого себя в сравнении с другими детьми. Поэтому в условиях досуговой деятельности у детей формируются общности, дающие им возможность выступать в самых различных социальных ролях.

Мировоззренческая функция. В процессе коллективного времяпрепровождения упрочняются чувства товарищества, стимулируется трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция, дети учатся нормам поведения в обществе. Досуговая деятельность – это сфера социализации, где происходит подготовка к жизни подрастающего поколения.

Просветительская функция. Досуговое время дошкольников оказывает на познавательную деятельность детей большое влияние. В досуговой деятельности происходит узнавание детьми нового.

Функция рекреации – в рамках досугового времени дети могут восстановить утраченные силы. Жизненная деятельность современных дошкольников достаточно насыщена, регламентирована довольно строго и требует больших затрат интеллектуальных, психических и физических сил. Детская досуговая деятельность на этом фоне осуществляется на основе игры, снимает создавшееся напряжение в процессе занятий художественным творчеством, спортом.

Гедонистическая функция заключается в получении наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий.

Таким образом, реализация перечисленных функций детского досуга позволяет активно использовать досуговую деятельность в качестве средства, реализующего самые разнообразные задачи. В детских дошкольных образовательных организациях детский досуг организуется воспитателями для игры, отдыха, развлечения, свободного времяпрепровождения детей. Ребёнок может сам выбрать вид деятельности, которую он предпочитает. Это может быть: игра, рисование, конструирование.

К сожалению, часто в детском досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, однако он может включать и разнообразные продуктивные виды деятельности детей (конструирование, рисование, ручной труд и т.д.).

Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной деятельности педагога. Предмет досуговой педагогики – целенаправленный воспитательный процесс организации детской досуговой деятельности и перевод ее на более высокий уровень развития.

Задачи досуговой педагогики:

  1. Включение детей в социально-значимый досуг.
  2. Повышение культурного и нравственного уровня дошкольного развития.
  3. Создание условий для самовоспитания и самореализации в области свободного времени.

К методам досуговой педагогики относятся: игра, импровизация, метод создания воспитывающих ситуаций, состязательность, театрализация.

Для организации детского познавательного досуга нужна предварительная работа, которая включает в себя ряд этапов:

  • выбор темы, анализом обстановки;
  • составление программы познавательного досуга, формулировка задач и цели, наполнение ее нужным содержанием и расположение материала с точным указанием всех участников в определенной последовательности;
  • продумывание оформления: атрибуты, декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, которые особенно важны в театрализованных представлениях и спектаклях;
  • проведение познавательного досуга, требующее слаженной работы всех его участников;
  • завершающий этап – анализ проведенной досуговой деятельности, от которого зависит качество следующих досуговых мероприятий.

По мнению большинства ведущих педагогов (В.И. Логинова, М.И. Лисина), решающим фактором развития и формирования детской познавательной активности является общение со взрослыми – педагогами, родителями. Также важным условием развития познавательного интереса через досуговую деятельность являются исследовательские и практические действия дошкольника, где большое значение имеет завершение этих действий детским успехом, что ведёт к появлению новых, окрашенных яркими эмоциями, знаний.

К организации познавательных досугов предъявляются определенные требования:

  1. Разнообразие содержания программы досуга для накопления дошкольниками знаний и умений.
  2. Художественно оформленный познавательный материал и качественное исполнение ролей детьми и взрослыми.
  3. Занимательность содержания, новизна его элементов.
  4. Доступность литературного, музыкального, познавательного материала, разнообразные формы проведения досуга, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности детей и уровень их развития.
  5. Направленность на развитие детской инициативы, воображения и активности.
  6. Соблюдение определенной продолжительности развлечения в зависимости от детского возраста (30-40 минут для детей старшего дошкольного возраста).

Разрабатывая программу познавательного досуга старших дошкольников, следует учитывать определенные нюансы:

  • содержание программы должно согласовываться с пройденным учебным материалом;
  • используемые подвижные упражнения и игры должны быть разнообразными по двигательным характеристикам и двигательному содержанию и отвечать правилам дозировки: постепенно возрастает физическая нагрузка, и снижается в последнем задании;
  • обязательное музыкальное сопровождение;
  • необходимо создавать игровые проблемные ситуации, где дошкольник принимает решение самостоятельно;
  • в ходе досуга необходимо формировать положительные эмоции, в том числе путем приглашения гостей – героев знакомых мультфильмов и сказок, включения сценок драматизации.

Таким образом, развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством досуговой деятельности – важное направление в формировании психики ребенка. Оно предполагает не только получение определённой суммы знаний, но и развитие познавательных способностей, умственных психических процессов, овладение приёмами и способами познавательной деятельности. Только тогда дошкольник будет усваивать знания самостоятельно, и использовать их правильно на практике.

Методы и приемы познавательного развития дошкольников

Самым эффективным средством познавательного развития ребенка дошкольного возраста является игра. Потребность в игре и желание играть необходимо использовать в целях решения образовательных задач. Организуя игру, воспитатель воздействует на все стороны развития личности. Не вызывает сомнения тот факт, что дошкольник лучше усваивает материал, который преподносится в игровой форме. В играх дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Большие возможности для развития познавательной сферы ребенка представляют такие игры, как:

  • «Лего» - конструктор датской фирмы и его российские аналоги. Главной задачей лего – конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, самому определять конечный результат работы.
  • «Цветные палочки X. Кюизенера». Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Благодаря данной игре у ребенка развиваются мыслительные операции, способность к моделированию и конструированию, формируются математические представления, идет успешная подготовка к школе.
  • «Кубики Никитина». Эта развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Самые популярные игры с этими кубиками – «Сложи узор (СУ)» и «Уникуб (У)». Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление.
  • Игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Вьетнамская игра». В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника. Кроме того, игры-головоломки помогают формировать у детей такие жизненно важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому усилию, активная позиция. Игры-головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Суть данных игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы.

Помимо этого специалисты различают игры, направленные на развитие отдельных психических функций.

Игры на развитие восприятия дошкольников:

  1. Развитие зрительного восприятия.
    • игра «Разрезные картинки»;
    • упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»;
    • игра «Контуры»;
    • игра «Лабиринты»;
    • игра «Что забыл нарисовать художник»;
    • упражнение «Точечный рисунок».
  1. Развитие слухового восприятия.
    • игра «Испорченный телефон»;
    • игра «Узнай по звуку»: ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук;
    • игра «Где позвонили?»: ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

Игры на развитие внимания и памяти:

  • игра «Найди заданный предмет на картинке»;
  • игра «Найди такой же»;
  • игра «Что пропало?»;
  • игра «Кто за кем?»;
  • игра «Съедобное или несъедобное»;
  • игра «Найди отличия»;
  • упражнение «Найди и вычеркни»;
  • игра «Летает — не летает»;
  • игра «Я положил в мешок…».

Игры на развитие мышления:

  • игра «Магазин»;
  • игра «Найди такую же»;
  • игра «Суп – компот»;
  • игра «Домики»;
  • игра «Что я задумал?»;
  • игра «Карта сокровищ»;
  • игра «Быстро строится отряд!»;
  • Игра «Потопаем – похлопаем!».

Важно понимать, что, несмотря на такое условное деление игр, одна и та же игра зачастую способствует развитию нескольких психических функций и, кроме того, является средством физического развития и источником положительных эмоций.

Флэш-карты как интерактивная технология

Современная предметно-игровая среда дошкольного образовательного учреждения подвергается постоянным изменениям. Причиной этого являются не только ее гибкость и мобильность, но и требования времени. Исследователи отмечают, что у современных детей дошкольного возраста иные, чем у предыдущих поколений, особенности восприятия информации, в частности апперцепции и антиципации, иной уровень развития многих познавательных способностей. Сегодня требуется увеличение интерактивного потенциала предметной среды, ее объединение с предметно-пространственной средой других учреждений системы образования, культуры и социального обеспечения. Для решения данной задачи можно широко использовать очно-заочные экскурсии, работы детско-родительских киностудий и флэш-карты.

Флэш-карта это анимированный фотоальбом, в котором может быть отражена некая последовательность действий: создание какой-либо поделки, промысла, посещение музея. Такие флэш-карты напоминают детям так любимые ими мультфильмы. Картинки двигаются, есть сюжет и интересные персонажи. Занятия с таким интерактивным материалом обычно вызывают много положительных эмоций, дают им возможность почувствовать себя на месте героев. Кроме того, при просмотре анимации дети учатся планировать алгоритм будущей деятельности.

Дети не только учатся выполнять некоторые изобразительные или прикладные действия, но и задействовать эмоции, помочь главному герою. Темы для создания флэш-карт весьма разнообразны: знакомство с историческими персонажами, посещение музеев, творческие задания, познавательные истории.

Флэш-карту удобнее изготовить в программе Microsoft Power Point в виде презентации, или сохранить в формате AVI как видеофильм. Флэш-карту можно снабдить системой гиперссылок, которые позволят менять последовательность видеоряда в зависимости от педагогической задачи. Кроме того, в ней удобно поместить комментарии и подсказки педагога. После просмотра флэш-карты целесообразно давать детям творческие задания, которые помогут им почувствовать себя на месте героев анимации. Можно создать флэш-карты про «Матрешку», «Гжель», «Мезенскую роспись», «Хохлому». Ознакомить ребенка с технологией создания изделий в определенной технике, запоминает названия всех этапов.

Не только этапы изготовления художественных изделий можно отобразить на флэш-карте, но и, например, посещение музея, виртуальную экскурсию на завод по производству предметов быта. С их помощью можно организовать занятия по изобразительной деятельности, научить воспитанников рисовать элементы росписи или орнамента, выполняя сказочные поручения от героев.

В конце просмотра флэш-карты дети могут поиграть в анимационную игру, например, составить правильную последовательность действий при изготовлении игрушки или предмета. При этом педагог может подготовить для детей опору в виде анимационного ряда, где каждый этап идет друг за другом.

В процессе проведения занятий с флэш-картами можно заметить повышение интереса детей к тому виду деятельности, который они изучали. Текст флэш-карты может содержать также гиперссылки для педагогов, пройдя по которым они получают доступ к текстовому ряду и дополнительной информации, по теме занятия. Если у педагога нет возможности знакомить своих подопечных непосредственно с музейными экспонатами, то флэш-карта отличный помощник. Она поможет обогатить опыт ребенка, заинтересовать его, приобщить к новым знаниям или традициям искусства.

Кроме того, флэш-карты можно активно использовать для повышения компетентности родителей. Если разместить их на сайте дошкольного учреждения, то можно обогатить знания родителей по многим вопросам воспитания детей, стимулировать совместную деятельность в семье.

Рекомендации по изготовлению флэш-карты

  1. На первом этапе педагог должен определить тему будущей флэш-карты. Оно может возникнуть после посещения музея, экскурсии, в связи с актуальными педагогическими задачами, как способ научить детей новым навыкам или проработки воспитательной проблемы.
  2. Затем педагог должен собрать материал. В зависимости от идеи воспитатель собирает различный материал, изображения, фотографии, текстовый материал: сказки, загадки, стихотворения и другую информацию по теме. Можно использовать фрагменты видео, фотографии экспонатов. Все подобранные материалы переводятся в цифровой формат. Для этого можно воспользоваться программами Microsoft Office. Лучше подобрать как можно больше материала, тогда при создании флэш-карты у педагога будет возможность выбора.
  3. Затем наступает самый ответственный этап: поиск общей идеи. Любой разнообразный материал может не оставить следа в сердцах детей, если нет общей интересной идеи. Так, педагог может подобрать сказку, в сюжет которой и поместит собранные материалы. Главное правило, материал не должен быть подан сухо и скучно. Дети любят захватывающие сюжеты, эмоциональных ярких героев, динамичную смену событий. При изготовлении флэш-карты для дошкольников помните, что в сказке должен быть зачин, повествование, кульминация и развязка.
  4. Далее уже можно приступить к сбору флэш-карты в программе Microsoft Power Point. Старайтесь, чтобы картинки и фотографии были крупными и расположены так, что их удобно будет разглядывать. Не стоит выкладывать на один слайд более двух изображений. Слишком большой объем информации приведет лишь к снижению внимания детей. Текст для педагогов и гиперссылки расположите внизу маленьким шрифтом. После того, как анимационный ряд составлен и текст набран, важно просмотреть флэш-карту, чтобы найти ошибки. Слайды не должны быстро мелькать перед глазами, но и не должны слишком долго задерживаться. Так вы создадите иллюзию мультфильма.
  5. Добавьте анимацию. В программе Microsoft Power Point легко можно придать изображениям динамичность. Однако помните, что излишнее мельтешение перед глазами быстро утомляет зрителя. Используйте анимацию для игровых слайдов, где, например, передвигаются игрушки, задается загадка и многое другое.
  6. Апробируйте свою флэш-карту. Сначала ее стоит показать взрослым, выслушать их замечания и внести изменения. И только потом можно использовать флэш-карту на занятиях с детьми. Когда карта апробирована, то можно сохранить ее в формате AVI как готовое видео.

Таковы особенности создания флэш-карт как одного из вида интерактивных технологий интеграции предметно-развивающей среды дошкольного учреждения и других учреждений системы образования и культуры. С их помощью можно реализовать познавательно-речевую и художественно-эстетическую образовательную работу.

Список литературы:

  1. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении [Тескт]: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Тольятти: изд. Инф.-техн. Центра, 1994. – 54 с.
  2. Бузарова Е.А. К вопросу о формах организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 5. С. 36-47.
  3. Васильева, Веракса, Комарова: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Мозаика-Синтез, 2010 г.
  4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Волощенко, Г. Г. Досуг: генезис и развитие / Г. Г. Волощенко. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2012. - 179 с.
  6. Вязникова М.В. Формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования / М.В. Вязникова // Избранные вопросы современной науки: Центр научной мысли, научный редактор С.П. Акутина. Москва, 2015. С. 36-60.
  7. Дронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Тескт]: пособие для воспитателей детских садов / Т.Н. Дронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
  8. Емельянова Е.И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. 2009. № 3.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
  10. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004.
  11. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие / Под ред. З.А. Михайловой. - 2-е изд. -Серия 'Библиотека программы «Детство», 2010 г.
  12. «Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др. Просвещение, 2010 г.
  13. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  14. Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей // Дошкольное образование. 2004. №7.
  15. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. - Харьков: Холио, 1996.
03.04.2020