В предыдущем модуле мы показали, что развитие творческих способностей в графической деятельности не происходит стихийно. Для развития способностей необходим специальный комплекс педагогических условий, опирающихся на идеи гуманизации образования и продуктивно-деятельностный подход в обучении.
В настоящее время, к сожалению, престиж учения падает как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе. Вместе с тем, специалисты отмечают, что учение взаимосвязано с этикой и наукой о праве.
Во взаимодействии данных сфер научной мысли вырабатываются определенные нормы, понятия о ценностях. Человек учится принимать решения на основе этических принципов. При этом личность гражданина невозможно описать как комплекс заданных черт характера. У каждого человека есть свои задатки и способности.
В учении человек вырабатывает системы знаний, которые помогают ему понять себя и окружающую действительность. Психологи характеризуют учение как деятельность индивида, изменяющего эту деятельность под влиянием внешних условий и в зависимости от полученных результатов.
Гносеологи полагают, что учение — это специфическая форма познания действительности. Их внимание направлено на изучение противоречий между субъективным и объективным, между содержанием и формой.
В психологии ведущим подходом к учению является рассмотрение ее как деятельности. Большое внимание при этом уделяется не только развитию познавательных способностей, но и общих способностей ребенка.
Учение представляет собой изменение способностей и поведения человека в результате приспособления к условиям окружающей среды.
В свою очередь в зависимости от врожденных задатков личность в процессе учения вырабатывает структуры различных способностей и свойств характера, которые вместе с сознанием являются высшими регулятивными факторами поведения. Именно в процессе учения поведение личности приобретает целенаправленный характер.
Педагогика изучает определенные закономерности функционирования образовательно-воспитательной системы, содержание и своеобразие данного процесса.
Можно утверждать, что учение и развитие личности человека взаимосвязаны, хотя и обладают своими особенностями.
Учение воздействует на сознание обучающегося. Данный процесс невозможен без усвоения понятий и осуществления логических операций.
Кроме того, учение характеризуется усвоением личностью общественно-исторического опыта в разных формах проявления:
Достичь этих целей можно только путем активного оперирования учебным материалом, путем его переработки.
Следовательно, учение является специфической формой активности, обуславливающей внутренние изменения поведения в сторону проявления энергии и стремления обучающихся к принятию самостоятельных решений для его осуществления.
Активная позиция в учении очень важна. Особенно, если процесс получения знаний требует умственного напряжения для самостоятельного (или совместно с педагогом) проявления творчества. Активизация мышления необходима на каждом учебном занятии в противовес заучиванию или механическому выполнению учебных заданий. Активное учение невозможно без наличия потребностей и мотивации. Поэтому процесс активного учения предполагает развитие творческих способностей.
Признаками активного учения являются:
Потребность в учении
Она может быть:
В целом эти потребности зарождаются и развиваются чаще всего одновременно или параллельно. Однако для каждой возрастной категории обучающихся потребность к учению имеет свои определенные акценты и проявляется по-разному. Потребность является ведущей в приобретении знаний и умений.
Практика показывает, что ведущими потребностями (положительное отношение) к учению являются:
Мотивы учения
В процессе учения должен сформироваться положительный мотив к учению.
Ребенок может накопить большой объем знаний, но реализует их лишь при условии наличия таких мотивов:
Специалисты подчеркивают, что мотив выполняет функцию побудителя творческой деятельности. Ведущими мотивами учения в этом случае будут:
Однако возбудить мотив к учению довольно сложно. Это требует от педагога много дополнительной методической работы, а также глубокого понимания психологии сегодняшних учеников, особенностей личностных качеств каждого из них.
Положительные эмоции
В процессе активного учения ребенок испытывает положительные эмоции по отношению к объекту изучения, к выполняемым умственным и практическим действиям. Следует отметить, что сильные эмоциональные импульсы, связанные с увлекшим личность учением, активизируют работу коры больших полушарий, поднимают общий тонус, что облегчает процесс выработки временных связей. Образование же временных связей лежит в основе учения.
Ученики могут испытывать различные эмоции, перечислим их основные признаки:
Внимание и воля
Эти особенности личности помогают не отвлекаться от процесса учения, возвращаться к нему снова и снова.
При этом неустойчивость внимания и отсутствие волевого отношения к учению проявляются в:
То есть можно утверждать, что развитие творческих способностей происходит на основе активного учения, которое носит противоречивый, функциональный, познавательный, мотивационный, регулятивный, эмоциональный характер с проявлением в нем активности, мотивированной потребности, внимания и воли.
Стоит обратить внимание, что учение имеет две стороны: теоретическую и практическую. Теория и практика взаимосвязаны. Практическое действие невозможно осознать без теории. Поэтому теоретическое отношение к окружающей действительности может быть усвоено только в практическом плане. Никакое знание не является только теоретическим. Любое учение — научное по содержанию, оно не может осуществляться вне практики, равно как и практическое — не может обойтись без теории. Однако стоит помнить, что знания и практические действия относятся к разным уровням психической деятельности личности.
Итак, осуществлять учение — это не только осознавать, запоминать учебный материал, но и соотносить его с ранее полученными знаниями, определенным образом систематизируя и активно применяя при выполнении различных практических заданий.
В современной педагогике считается, что настоящих знаний можно достичь только при опоре на познавательный интерес ребенка. Влияние этого фактора на процесс учения и развитие творческих способностей подтверждается многочисленными исследованиями педагогов и психологов.
Теоретический анализ этих работ позволил выявить критерии познавательного интереса:
Познавательный интерес проявляется в устойчивости и улучшения внимания, памяти, работе интеллекта, творческого отношения к учению. Учеными была выявлена прямая зависимость успешности учения от проявленного к нему познавательного интереса обучающихся.
Любая учебная деятельность понимается как активное осознание учеником того, что ему необходимо делать для повышения своего интеллектуального потенциала и уровня творческих способностей.
Поэтому учение рассматривается как высшая форма познания, возникающая не непосредственно из ощущений и восприятия, а в учебной деятельности. Все основные составляющие компоненты процесса учения и учебной деятельности при этом находятся во взаимосвязи и взаимодействии, дополняя и развивая друг друга. С этой точки зрения под учебной деятельностью можно понимать определенные организационно-педагогические условия наилучшего функционирования процесса учения на основе усвоения входящих в нее взаимосвязанных или независимых компонентов.
Главным видом учебной деятельности считается мыслительная деятельность. Поэтому ребенку, прежде чем освоить какую-либо учебную деятельность, необходимо научиться мыслить.
Анализ познавательной деятельности позволяет выявить три ее составляющих:
При этом система знаний является одновременно компонентом и результатом познавательной деятельности.
Учебная графическая деятельность — это дидактически целесообразное (обоснованное) сочетание специфических для графических дисциплин графических знаний, умений и познавательной деятельности по их приобретению.
Для того чтобы обучать ребенка конкретному виду деятельности, необходимо четко представлять ее структуру. При этом структура графической деятельности должна соответствовать содержательным компонентам активного учения.
Структура учебной графической деятельности может быть представлена тремя взаимосвязанными компонентами:
Личностный компонент предполагает наличие у детей мотивации, интересов к данному виду деятельности. А именно к черчению, начертательной геометрии, технической графике, инженерной графике, компьютерной графике, графическому дизайну, художественной графике и др.
Функциональный компонент включает установку на усвоение действий, составляющих учебную графическую деятельность для достижения их результативности, а также понимание ее значимости в учении.
Предметный компонент представляет собой действия по усвоению учебной графической деятельности, весь ее объем, выраженный знаниями, умениями и навыками.
Рис. 1. Обобщенная структура учебной графической деятельности.
Учение, состоящее из данных трех компонентов, позволяет осуществлять переход от пассивно-репродуктивной деятельности к активно-продуктивной.
Рассматривая традиционную графическую учебную деятельность, к сожалению, можно отметить, что в ее основе лежит предметный подход. Обучение выстраивается от знаний к умениям и навыкам, с опорой на учебную программу. Но результаты такой деятельности не всегда оказываются плодотворными, поскольку недооценивается внутренний потенциал личности.
В процессе изучения графических дисциплин графическая деятельность включает в себя разнообразные формы учения:
Все они носят репродуктивный характер, обучающийся превращается в пассивного наблюдателя.
Между тем, как отмечают специалисты, условием проявления творческих способностей в графической деятельности должна быть, прежде всего, мобилизация энергии и инициативы обучающегося. В отличие от традиционной, обобщенная структура учебной графической деятельности, основана на главном компоненте учения — деятельности самого обучающегося.
Учебная графическая деятельность в обязательном порядке должна ориентироваться на повышение уровня самостоятельности и не только на уже достигнутый уровень, но и на процессы, которые еще не созрели и находятся в стадии становления.
С этой целью следует вовремя и в необходимом объеме указывать направление поисков, предлагать рациональные способы выполнения графических и практических заданий, поощрять желание найти оригинальные ответы на поставленные вопросы, своевременно одобрить их и развить.
Процесс учения в дидактике рассматривается с двух сторон. С одной стороны — это учебная деятельность обучающихся. С другой — обучающая деятельность педагога.
Принцип гуманизации обучения предполагает учет интересов ребенка, его потребностей, развитие личностных качеств и способностей. На современном этапе становления средней общеобразовательной и высшей школы идеи гуманизма снова актуальны. Главным ориентиром обучения должен быть обучающийся.
К сожалению, духовность, совестливость, нравственность в некоторой степени утратили свой истинный смысл, превратившись в красивые слова, прикрывающие отсутствие таких качеств личности. Учет психологической природы человека лежит в основе понятий «гуманизация» и «гуманитаризация».
Под гуманизацией обучения понимается процесс очеловечивания всей структуры обучения, заключающийся в определенной ориентации на развитие личностных качеств обучающихся, в том числе и способностей.
Понятие «гуманитаризация» подчиняется понятию «гуманизация». Она предполагает включение в учебную деятельность сведений, способов и приемов, которые относятся к гуманитарным направлениям обучения.
Обучение дожно готовить гармонично развитую личность, раскрывая творческий потенциал человека. Педагогическая деятельность педагога должна способствовать развитию у детей самостоятельности в восприятии окружающего мира, осознания себя в нравственном отношении полноценным и полезным для общества.
Усиливающаяся тенденция к гуманизации и гуманитаризации обучения объясняется еще тем, что такое направление обеспечивает развитие у обучающихся ассоциативного, образного мышления, «открытости» нововведениям, способности к восприятию передовых идей в различной профессиональной деятельности.
Базисный уровень теории гуманизации и гуманитаризации обучения составляют такие понятия, как «гуманизм», «гуманность», «гуманное воспитание», «гуманистические ценности», «гуманитарная педагогика», «гуманитарное образование», «гуманизация обучения».
Принцип гуманизации обучения основан на следующих основных факторах:
Для того чтобы описанные факторы могли проявиться, необходимо, чтобы педагоги соответствующим образом были подготовлены к будущей профессиональной деятельности. Значение имеет культура педагога, нравственно-этическая и гражданская зрелость, способность к педагогической деятельности, понимание силы гуманистического воздействия на обучающихся. Желательно, чтобы каждый педагог владел знаниями в области истории, литературы, искусства. Педагог должен занимать активную поисковую позицию при организации учебной работы детей. Это дает возможность перейти от репродуктивного характера деятельности к продуктивному. Дети в процессе обучения осознают смысл и пользу учебного материала. Гуманизация помогает формировать гуманный тип мышления, формировать у ребенка самостоятельность в учебной деятельности.
Таким образом, гуманизм как основа развития личностных качеств обучающихся через осуществление учебной деятельности позволяет:
То есть гуманизация обучения направлена, прежде всего на:
Анализ научно-педагогической литературы показал, что специалисты обычно рассматривают два подхода к обучению:
При этом естественнонаучный подход опирается на построение формальной модели окружающей действительности.
Гуманитарный подход — на образное и интуитивное усвоение знаний.
То есть процесс учения протекает одновременно с переживанием противоречий между познающим и познаваемым. Гуманитаризация обучения возвращает к мысли, что знания неотделимы от переживаний. Чистая логика сама по себе не может являться полноценным источником знаний, она лишь инструмент для их получения. При этом проблема соотношения логики и переживаний в процессе учения пока так и не решена окончательно.
Сегодня специалисты сходятся во мнении, что необходимо использовать логическое и внелогическое обучение в равных долях. К сожалению, многие педагоги полагают, что истинным может быть только логическое умозаключение. Однако при обучении с учетом принципа гуманитаризации ребенок может правильно усваивать знания и умения. Данный принцип не является обязательным.
Преподаватели графических дисциплин с некоторым недоверием относятся к возможностям гуманитарной и художественно-эстетической функции обучения в графической деятельности. Влияние данной функции на ученика опосредовано и отдалено во времени, оно может оказаться непрочным. Отчасти так происходит из-за неумения преподавателя учитывать закономерности развития личности ребенка.
Для исправления этого недостатка необходимо повышать не только теоретический, но и гуманитарный уровень образования педагогов, предназначенных к осуществлению плодотворной обучающей деятельности, связанной с графическими дисциплинами.
Кроме того, многие педагоги считают, что обучение графическим дисциплинам должно в обязательном порядке строиться на основательном изучении теории и практики учебной дисциплины. Художественно-эстетический и гуманитарный характер обучения носит лишь эпизодический характер.
Важно помнить, что учебная графическая деятельность должна иметь гуманитарную направленность, оказывающую влияние на эффективность обучения не только содержанием, но эстетико-эмоциональными компонентами, способствующими развитию личностных качеств обучающихся.
Вводить такие элементы в обучение стоит сбалансированно. Во главу угла стоит ставить не узко дисциплинарные цели, а широкие образовательные.
Любой вид искусства может являться опорой для педагога в процессе преподавания графических дисциплин. Такая организация учебной графической деятельности поможет содействовать развитию творческих способностей обучающихся. В ней будет мало места приблизительным интересам, а в графической деятельности появится ее целесообразность и направленность на человека. Последние исследования в рамках психологии доказали, что, что эстетическое отношение является одним из важных отношений человека к окружающему миру. Вместе с нравственными и познавательными отношениями, оно рассматривается как продукт и средства развития практического отношения, в широком смысле, или предметного к преобразованиям в природе.
Для формирования понятийного аппарата учебной дисциплины педагог может использовать включение в изучаемое понятие поэтических, прикладных аналогов и других примеров из искусства и культуры.
С этих позиций также большое значение имеют специально разработанные задания, связанные с различными видами искусства или другими учебными дисциплинами (физики, астрономии, математики, медицины, технологии, окружающего мира и др.), которые содействуют расширению представлений обучающихся о многогранности и особой значимости усваиваемых графических знаний и умений.
Использование метапредметных технологий в преподавании графических дисциплин дает возможность корректировать учебные курсы за счет вопросов, задач и проблем, значимых для современной молодежи. Эти технологии, позволяют повысить эффективность работы со способностями ученика, в том числе развития его творческого потенциала, где знания играют роль ориентира в окружающем пространстве, интегрируя образное и теоретическое с научной точки зрения.
Психологи и педагоги давно установили, что никакое педагогическое руководство процессом учения не будет эффективным, если ребенок не овладеет опытом самостоятельной работы. Этот результат достигается посредством выполнения учеником различных по характеру учебных заданий, включающих в себя элементы творчества. Педагог должен оказывать на ребенка опосредованное влияние, направленное на выработку у него собственного подхода к учению. Такие педагогические условия можно реализовать в рамках продуктивно-деятельностного подхода к учению.
Под продуктивно-деятельностным подходом понимается включение в образовательный процесс комплекса педагогических условий, при котором ученик выполняет разнообразные виды учебной работы с элементами творчества.
Рассмотрим подробнее теорию деятельности, которая в последнее время становится все более актуальной в отечественной педагогике.
Данная теория предполагает, что для полноценного и всестороннего развития личности ученика важно вовлекать его в разнообразную деятельность:
Важное положение касается того факта, что знания и опыт человек приобретает лишь на основе собственной деятельности. Поэтому разнообразная учебная деятельность, включающая элементы творчества, является главным условием эффективного развития творческих способностей обучающихся.
При этом стоит помнить, что овладение опытом творческой деятельности не может проходить без педагогического руководства, которое организует, направляет и стимулирует продуктивную учебную деятельность обучающихся, обеспечивает ее успешность путем постепенного перехода от простых учебных действий с элементами творчества к более сложным.
Основой продуктивно-деятельностного подхода к организации обучения является положение о том, что процесс учения – есть продуктивная (творческая) учебная деятельность обучающихся по усвоению знаний, умений и навыков.
Напротив, традиционный (предметный) подход ориентирует обучающихся на освоение содержания каждой изучаемой дисциплины без особой увязки их содержания между собой, в том числе без связи с будущей деятельностью. При этом предполагается, что такой синтез обучающийся должен осуществить самостоятельно.
Не вызывает сомнений тот факт, что необходимо:
Однако не стоит идти по пути необдуманного сокращения доли учебных дисциплин в учебных планах.
Например, при таком однобоком подходе содержание графических учебных дисциплин остается прежним, но уменьшается количество часов, отведенных на изучение предмета. При этом теряется основная цель курса в целом и изучаемой темы в отдельности, не позволяя обучающимся самостоятельно ориентироваться в содержании изученного.
«Перенасыщенная» учебным материалом графическая дисциплина не может решить основную задачу — развить личностные качества обучающихся на основе учебной графической деятельности.
Указанные негативные стороны традиционно сложившегося предметного подхода к графическим дисциплинам может минимизировать продуктивно-деятельностный подход, который нацелен на междисциплинарный синтез (интеграцию) знаний и умений, с включением в обучение различных видов учебной деятельности обучающихся. При данном подходе к обучению теоретические знания становятся практически действенными, а учебная деятельность ребенка — осознанной.
В этих условиях меняется и роль педагога.
Например, в процессе передачи знаний и формировании умений и навыков он решает одну, более обобщенную и системную задачу — развитие личностных качеств обучающихся при осуществлении различных видов учебной деятельности. Практические знания при этом рассматриваются не только в качестве источника познания, но и как средство, побуждающее детей совершать умственные действия. Программа учебной деятельности состоит из теоретической основы и постепенно усложняющейся продуктивной учебной работы. Обучение направлено на развитие личности и ее способностей до уровня творческих.
Стимулом к осуществлению учебной деятельности при использовании продуктивно-деятельностного к обучению являются внешние и особенно внутренние противоречия. Противоречия и их преодоление является основой учебного процесса. В основу продуктивно-деятельностного подхода к обучению положено также стремление построить учебный процесс на основе стимулирования интереса обучающихся к графической деятельности, практической значимости изучаемого учебного материала, формировании творческих способностей.
Стоит отметить, что в продуктивно-деятельностном подходе к обучению от педагога требуются не только знание физиологических, психических и индивидуальных особенностей обучающихся, но и учет их соответствующих личностных качеств.
Педагогу необходимо заранее продумать структурную композицию составляющих компонентов, а именно:
В результате, учебная графическая деятельность должна представлять собой совокупность структурных компонентов традиционной системы обучения, включающую как деятельность обучающегося, так и деятельность педагога.
Специалисты выделяют следующие признаки структуры обучения, построенной на основе принципа гуманизации и продуктивно-деятельностного подхода:
Специалисты отмечают, что учебная графическая деятельность, включающая различные действия, часто является связующим звеном изучения других учебных дисциплин, ведь графики, схемы, диаграммы, разрезы и другие изображения используются в физике, химии, биологии, истории. В этих случаях учебная графическая деятельность позволяет отразить единство общих целей учения, подтверждая свой общеобразовательный характер. И если рассматриваемый продуктивно-деятельностный подход обладает вышеперечисленными признаками целостной организационно-педагогической системы обучения, то можно заранее построить ее модель учебной графической деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.