Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе организации познавательной деятельности дошкольников
Оценка 4.6

Взаимодействие участников образовательных отношений в процессе организации познавательной деятельности дошкольников

Оценка 4.6
Статья
03.04.2020

В настоящее время проблема взаимодействия участников образовательных отношений остается актуальной. Воспитание и образование рассматриваются в качестве специально организованного процесса общения и взаимодействия ребенка с социальным окружением. В первую очередь это общение со взрослыми, которые являются общественно-исторического опыта. От специфики такого взаимодействия зависит успех познавательного развития ребенка, усвоение им различных пластов культуры.

Общение ребенка и взрослого, в первую очередь с родителями, является проявлением его естественной активности. М.И. Лисина изучала мотивы вступления ребенка в контакт со взрослыми. В целом, можно выделить следующие критерии, позволяющие судить о существовании у ребенка мотивов и потребностей в общении с окружающими взрослыми:

  • интерес и внимание ко взрослому;
  • эмоциональная окрашенность проявлений в отношении к взрослому;
  • наличие действий, направленных на «обмен информацией»;
  • стремление к продолжению взаимодействия.

М.И. Лисина определяет общение ребенка как активные действия, с помощью которых он стремится передать окружающим и получить от них определенную информацию, установить необходимые эмоционально окрашенные отношения, согласовать свои действия и удовлетворить свои потребности.

Рассмотрим условия, которые обеспечивают позитивный результат общения со взрослым для развития ребенка. В первую очередь, такими условия являются совпадение мотивов общения взрослого и ребенка, соответствие содержания общения уровню развития потребностей ребенка.

Е.И. Тихеева подчеркивала, что потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями присуща каждому человеку. У детей данная потребность еще более выражена. Именно поэтому данную потребность необходимо использовать в интересах развития детской речи.

Проблема педагогического общения занимает одно из ведущих мест в психолого-педагогической науке. Ведь именно педагогическое общение играет ведущую роль в воспитании детей.

Под педагогическим общением понимают коммуникативное воздействие взрослого на детей с целью воспитания и обучения, направленное на установление межличностных отношений как педагога и родителя с детьми, так и детей друг с другом, и на регуляцию психологического климата.

А.Н. Леонтьев считает, что воспитатели и родители входят в «малый, интимный круг» общения ребенка. Внеситуативно-познавательное общение важно для развития детей. Оно позволяет расширить рамки мира, доступного для его познания. Дети привязаны не только к практическому познанию окружающего мира, но и стараются проникнуть в суть вещей. Умственная работа совершается во внутреннем плане, но она обращена вовне – к взрослому. Ребенок как бы ищет у него опору. Поэтому взрослый должен уважительно относиться к попыткам малыша познать мир.

Т.И. Ерофеева подчеркивает, что важная роль при этом отводится характеру взаимодействия взрослого с детьми. Необходимо, чтобы познавательное общение строилось как диалог двух заинтересованных людей, каждый из которых может поделиться своими мыслями. Взрослый выступает не только источником информации, но и направляет сам процесс познания.

Педагоги и психологи подчеркивают, что нельзя навязывать детям готовые знания, необходимо показывать путь их получения. Педагоги руководят познавательной деятельностью. Диалог возможен только в том случае, если каждый его участник испытывает интерес к суждениям другого.

Общаясь со взрослыми, ребенок уточняет представления об окружающем мире, знакомится с новыми свойствами и признаками предметов, познает взаимосвязи явлений. Однако часть информации об окружающем мире находится за пределами непосредственного восприятия ребенка. Благодаря содержательному, насыщенному интересной и полезной для ребенка информацией познавательному общению расширяется кругозор ребенка, который помогает построить в сознании целостную картину мира.

С развитие системы общественного дошкольного воспитания в РФ взгляд на его роль постоянно меняется. Концептуальный подход к образованию и воспитанию дошкольников, который предполагал ведущую роль дошкольных образовательных учреждений, постепенно передает эту функцию семье. Сегодня специалисты подчеркивают, что семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Поэтому для успешного воспитания важно установление доверительных, деловых отношений между сотрудниками детского сада и родителями.

Такое общение не может протекать стихийно, неорганизованно, так как отсутствие системы в осуществлении сотрудничества отдаляет участников образовательного процесса от цели – установления доверительных отношений педагогов и родителей.

Е.П. Арнаутова предполагала, что общение родителей и педагогов должно носить «развивающий характер», так как это способствует процессу самопознания воспитательной роли родителя.

В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательного учреждения определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и дошкольного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования познавательной активности, сохранение физического и психического здоровья, социальной адаптации.

В реальной практике взаимодействие семьи и образовательного учреждения может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей воспитанников, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность ДОУ как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Целью взаимодействия образовательного учреждения и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс путем создания специальных условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.

Построение системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения

Полноценные отношения между учреждением образования и родителями – это отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения можно выделить три этапа.

Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. На первом этапе большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной работе.

На данном этапе необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в образовательном учреждении, например, работают уникальные специалисты, что педагогический коллектив участвует в интересных проектах и т.д.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:

  • мониторинг родительских запросов и ресурсов;
  • собственный «ценностный аудит».

 Как правило, у каждого образовательного учреждения есть определенное представление о своих приоритетах в образовании и воспитании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком-либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично (на сайте, в холле здания ДОУ, в специальном буклете и т.д.).

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей осуществлять совместную деятельность с дошкольным образовательным учреждением.

Второй этап – совместная деятельность, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

На данном этапе важно понятие общего вклада – разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности.

Педагогическому коллективу следует учитывать, что желание родителей сделать вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к дошкольному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

  • соблюдение этических норм и договоренностей;
  • поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие;
  • результативность.

Реальная работа с родителями может выражаться в таких направлениях, как:

  • информирование;
  • просвещение;
  • консультирование;
  • обучение;
  • социальная и психологическая помощь семье.

В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретают наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве педагогического процесса и результатах деятельности. Родительские собрания необходимо проводить в форме круглых столов, на которых будут решаться стратегические вопросы.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – непосредственно взаимодействие. Необходимым условием партнерских отношений является добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.).

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и ДОУ является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третье условие эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Педагогу необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Исследователи предлагают разнообразную систему форм и методов работы дошкольного учреждения с родителями. Технический и информационный прогресс способствует появлению разных новаций во многих сферах жизни, в том числе и в образовании.

Эффективность взаимодействия также во многом зависит от умения педагога работать с родителями, находить с ними общий язык.

В практике работы с родителями используются разнообразные формы и методы работы. Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты (где есть такая возможность), переписка с родителями), коллективными (родительское собрание, день открытых дверей, конференция) и групповыми (тренинг, родительский комитет, родительский клуб).

Каждый блок включает в себя традиционные и нетрадиционные формы. К нетрадиционным относят баннеры, слайд-шоу, буклеты, журналы, мастер-классы, тренинги, игротеки, тесты, анкеты, телефон доверия.

Опишем некоторые из форм.

Дни открытых дверей предоставляют возможность родителям непосредственно ознакомиться с условиями обучения и воспитания детей, получения дополнительного образования в кружках, спортивных секциях, творческих коллективах и т.д. Планируя День открытых дверей, администрация определяет его тему (в зависимости от назревших проблем или решения насущных задач).

Родительское собрание – наиболее распространённая и эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников. Собрание организуется и проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Вариант проведения родительского собрания и его направленность зависит от особенностей системы организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности воспитанников, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед дошкольной образовательной организацией.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей вызывают заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Родительский университет (педагогический лекторий) – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Темы родительского университета определяются по результатам анкетирования, направленного на выявление мнения родителей об оказании педагогической поддержки, необходимого педагогического просвещения. Темы должны заинтересовать родителей, быть нестандартными, постоянно обновляться. Необходимо выходить на темы, которые остаются не замеченными и не осмысленными родителями, такие, например, как: «Умеете ли вы любить своего ребенка?», «Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?», «Один день из жизни ребенка в семье», «Роль отца в семейном воспитании» и др. Ответственные за организацию и проведение родительского университета могут использовать мультимедийные презентации, отражающие актуальные вопросы темы, которые затем можно предложить для закрепления знаний родителям на электронных носителях.

Открытое занятие – знакомит родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями педагога. Использование данной формы позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление о деятельности и поведении ребенка, его проблемах. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительский комитет. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на год. Родительский актив – это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб - это встречи с родителями обучающихся в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием детей. Цель клуба – заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. В ходе работы родительского клуба родители могут обсудить значимые для них темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, взглянуть на проблемы со стороны. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают обучающиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Деловая игра – форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме» и др. Методика проведения деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на их инициативу и творчество. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы. Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи: ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно проведение деловой игры с участием детей, ведь иногда именно присутствие всей семьи позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

Обучение родителей как учителей своих детей обычно происходит в форме обучающих семинаров. Обучающие семинары, как правило, вызывают активный интерес у родителей воспитанников, а также родителей, чьи дети переходят в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий. Будет полезно, если родителям будет предложена модель разрешения конфликтов с детьми при совместной учебной деятельности. Вполне возможно, что на этих семинарах педагоги также пополнят свой запас знаний в данной области – ведь среди родителей встречаются специалисты самых разнообразных профессий. В подобной обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта.

За последние несколько лет утвердили свои позиции в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Например, использование электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей, организуя при этом индивидуальный диалог; родители также приобретают возможность сообщать педагогу необходимые сведения.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов. Наличие у дошкольного образовательного учреждения собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского коллектива, расписании занятий, о проводимых мероприятиях. Кроме этого, сайт должен стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера, со страниц которого родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей.

Особенностью организаций собраний с использованием Интернет является то, что и педагог, и родители находятся в деятельностной позиции, что способствует развитию профессиональных компетенций педагога и повышению компетентности родителей. В рамках группового консультирования посредством Интернет можно организовывать обсуждение определенных вопросов; создание совместных продуктов, разработка различных вариантов решения проблем, проектов мероприятий; обмен опытом; визуализация результатов; создание и обсуждение родительских историй успеха; включение родителей в сетевые родительские проекты.

Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность. В ходе этой деятельности родители, участвуя в активности, своеобразном флэшмобе, делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей, и т.д. Тем самым осуществляется непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.

Вебинары - это интернет–встречи с людьми, интересными для родителей, например, в среде Skype, где родители могут в режиме реального времени задать вопросы гостям, выслушать их выступления, комментарии на определенные темы или, если не было возможности присутствовать на мероприятии, можно скачать видео, аудиоматериалы с выступлениями гостей или заранее оставить вопрос.

Следует подчеркнуть, что формы работы с семьей отличаются разнообразием. Каждая дошкольная организация может выбрать их на свой вкус. Воспитание и развитие детей осуществляется успешно только в том случае, когда дошкольное образовательное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу.

Трудности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в организации познавательной деятельности детей

Педагогу, который ежедневно общается с ребенком, необходимо владеть эффективными средствами изучения процесса развития дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в III разделе, посвященном требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, особо выделяет требования к психолого-педагогическим условиям ее реализации и отмечает, что педагогическим работником при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Для корректного понимания требований Стандарта необходимо отметить, что термин «оценка индивидуального развития» следует понимать не в контексте формализованной оценки, а в контексте организации педагогически грамотного наблюдения за процессом развития ребенка и видеть в нем достижения или признаки возникающих проблем.

Т.И. Ерофеева рассматривает в своих работах средства педагогической диагностики, которые позволяют педагогу изучать особенности освоения детьми содержания и способов деятельности, определяющих линии развития детей на каждом возрастном этапе.

Цель педагогической диагностики – выявить особенности поведения ребенка, которые могут свидетельствовать о возникновении дисгармоничного развития ребенка дошкольного возраста. Это может быть выражено в снижении темпа овладения бытовыми, игровыми, коммуникативно-речевыми навыками.

Специалистами отмечено, что своевременное обнаружение нежелательных проявлений дает педагогу возможность применять избирательные педагогические меры воздействия. На основе анализа результатов педагогической диагностики и выявления причин возникновения проблемных ситуаций в развитии детей воспитатели вносят коррективы в планирование работы с группой. Результаты педагогической диагностики не должны разглашаться и публично обсуждаться. Они необходимы для анализа и прогнозирования узкому кругу педагогических работников. Для того чтобы ознакомить родителей с результатами диагностики, педагог должен быть тактичным.

Необходимо отметить, что Стандартом предусматривается также использование «психологической диагностики развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты». Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей или законных представителей.

В IV разделе Стандарта, посвященном требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, отмечается, что «системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров».

Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте, а также на этапе завершения уровня дошкольного возраста. Важно понимать, что степень реальных достижений ребенка может существенно отличаться у разных детей. Воспитатель должен владеть широким набором педагогических методов изучения особенностей развития детей дошкольного возраста.

Т.И. Ерофеева описала методы и методики педагогической диагностики, которые позволяют получить объективные результаты.

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение фактически постоянно сопровождает образовательный процесс. Это один из основных методов.

Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Результаты наблюдения зависят от умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.

Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях.

К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях. Во-первых, для получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций. Во-вторых, наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной информации.

Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом:

  • наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;
  • планомерность и систематичность;
  • объективность;
  • наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов.

Объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и явления, как полученные данные будут анализироваться и оцениваться.

Планомерность и систематичность создают условия для объективного наблюдения, помогают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.

Целью наблюдения как научного метода является, следовательно, не только описание, фотографирование действительности, регистрация фактов. Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.

Предметом педагогического наблюдения является деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и учащихся. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.

В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести по следующим основаниям:

  • по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации;
  • по способу наблюдения;
  • по длительности наблюдения;
  • по уровню новизны.

По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации различают наблюдение непосредственное и опосредованное.

Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Это наблюдение, при котором между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям – наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.

Наряду с открытым, непосредственным наблюдением существует форма скрытого, опосредованного наблюдения. Это наблюдение, выполняемое не самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и заданию исследователя.

Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.

Еще одним видом опосредованного наблюдения является наблюдение посредством продуктов деятельности воспитанников. Например, изучение работ детей позволяет сделать выводы об их деятельности на занятии.

По способу наблюдения различают открытое и скрытое педагогическое наблюдение.

Открытое наблюдение – наблюдение, которое протекает в условиях осознанного педагогом и обучающимся факта присутствия посторонних наблюдателей. В присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Результаты опросов показывают, что педагоги небезразличны к присутствию посторонних людей на уроке. Недостатком данного вида наблюдения является и то, что если наблюдаемые знают о том, что стали объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Скрытое наблюдение – наблюдение, при котором испытуемые не осознают подконтрольность. Скрытое наблюдение может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения. В Германии есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.

По длительности наблюдения различают наблюдение долговременное и кратковременное.

Кратковременное (дискретное) наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут).

Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе детей, в классе в течение нескольких лет.

К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Цель такого наблюдения – обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать.

В педагогике используется также форма так называемого экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой, некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется.

Наблюдение часто сопровождается и другими исследовательскими методами, например, педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая при проведении.

Очень важно, чтобы педагог хорошо сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения и какую функцию будет выполнять этот метод.

Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Важным плюсом данного метода является то, что оно:

  • непосредственно отражает действительность;
  • максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;
  • дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;
  • стимулирует педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.

С использованием метода педагогического наблюдения связан и ряд трудностей. Во-первых, педагогу приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют фон. Во-вторых, наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса. Наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию наших органов чувств. С помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей ребенка. В-третьих, организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями субъективного плана. На качество первичной информации может оказать влияние несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. И наоборот, негативные ожидания способны привести к преувеличенно отрицательному видению действительности.

Еще одна особенность метода педагогического наблюдения – сложность, а часто и просто невозможность, повторения наблюдений. Педагогические процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы педагог мог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Ограниченность наблюдения заключается в следующем:

  • оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;
  • некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;
  • прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;
  • полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;
  • излишняя идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.

Некоторые конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить. В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.

А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

  1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
  4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо:

  • исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;
  • когда нужно получить целостную картину происходящего;
  • отразить поведение обучающихся во всей полноте.

Наблюдение – сложный метод педагогических исследований. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Требования к организации и использованию метода наблюдения для изучения личности ребенка

Для того чтобы наблюдение было научным и психолого-педагогическим, оно должно быть:

  • Целенаправленным: проводится не за ребенком вообще, а за проявлением его конкретных интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении). Вырабатывать умение по внешним проявлениям (речи, действиям, движениям, мимике, поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных фактов, понять, что оно означает.
  • Запланированным: должны быть определены задачи (что наблюдать), продуман план, показатели (что фиксировать), определены особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
  • Фиксированным: обязательно должен вестись дневник наблюдения. Запись может быть сплошной или выборочной (например, в определенной ситуации на уроке, на перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.)
  • Систематическим: наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
  • Естественным: наблюдение проводится в естественных условиях для ребенка (например, в ситуации урока), без вмешательства и корректировки происходящих событий наблюдателем, чтобы ребенок ничего не подозревал.
  • Объективным: в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, поведение, речевые и невербальные особенности проявления, характеризующие суждения и состояния, переживаемые воспитанником, и на этом основании следует делать анализ и логические выводы.

Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения

1 этап. Выбор объекта наблюдения.

Например, объектом педагогического наблюдения может стать познавательная активность дошкольников.

2 этап. Формулировка цели педагогического наблюдения.

Например, установить, зависит ли уровень познавательной активности ребенка от использования электронных средств обучения.

3 этап. Определение условий проведения педагогического наблюдения: непосредственное или опосредованное наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, непрерывное или дискретное.

4 этап. Составление плана для проведения педагогического наблюдения. План может включать следующие структурные элементы: количество человек, участвующих в исследовании; место нахождения наблюдаемой ситуации; наблюдаемая ситуация; частота и продолжительность наблюдаемой ситуации; основная задача исследователя.

5 этап. Уточнение критериев оценки наблюдаемых явлений. Например, критериями оценки познавательной активности дошкольников могут стать количество задаваемых детьми вопросов, количество пояснений и уточнений заданий, эмоциональное отношение детей к предложенным заданиям, проявление творческого подхода при выполнении заданий.

6 этап. Выбор методики и техники накопления и фиксирования фактов. Разработка протокола для занесения результатов педагогического наблюдения. Техника фиксирования результатов наблюдений может также заключаться в заполнении дневника.

7 этап. Проведение педагогического наблюдения в соответствии с составленным планом и заполнение протокола.

8 этап. Анализ результатов и формулировка выводов. Результаты педагогического наблюдения могут быть обработаны с помощью статистических методов.

Фиксацию процесса наблюдения удобно вести и оформлять записи в виде различных схем (карту наблюдений)

Первая колонка: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста ребенка, которые педагог собирается наблюдать, ситуация, в которой проводится наблюдение.

Вторая колонка: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.

Третья колонка: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников. Она может содержать описание фактов деятельности воспитанника:

  • особенности проявления свойств и видов внимания;
  • качество выполнения заданий;
  • особенности восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала;
  • активизация мыслительной деятельности, творческого воображения;
  • факты поведения ребенка, его действий, общения, отношений с педагогами, сверстниками и др.

Полученные фактические данные обязательно записываются или в ходе наблюдения, или сразу после него.

Четвертая колонка: выводы, направленные на решение учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Колонка, заполняется по итогам.

Рекомендации по организации наблюдения

  • Наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию.
  • Необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы, речь, мимику. По данным проявлениям можно судить о внимании обучающегося. Например, если ребенок занят каким-либо видом деятельности, то следует отметить время начала и окончания этой деятельности, а также в пределах этой деятельности фиксировать отвлечение, переключение, распределение внимания.
  • На основании полученного материала делаются выводы о личностных особенностях, характеризующих обучающегося (чертах характера, интеллектуальных свойствах, способностях, отношении к учению и др.).
  • Результаты наблюдения сравниваются с показателями и данными о ребенке, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик, и делаются обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.

Современное образование ставит во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ребенку.

Беседа

Это двусторонняя форма устного общения, которая позволяет выявлять представления и суждения детей относительно той или иной стороны социальной жизни. Кроме того, в беседе могут быть выявлены когнитивные и речевые особенности ребенка.

Изучение продуктов детской деятельности

Данный метод помогает опосредованно изучить сформированность навыков в определенной сфере, судить о проявлении интересов и способностей, умение удерживать ребенком поставленную задачу при выполнении того или иного задания.

Метод анкетирования

В анкетирование включаются взрослые участники образовательных отношений: педагоги, родители, другие заинтересованные лица, которые общаются с ребенком.

На основе результатов исследования педагоги корректируют планирование образовательного процесса, используют наиболее эффективные технологии в работе с коллективом детей.

Как было отмечено выше, методы педагогической диагностики разнообразны. Вместе с тем не стоит забывать о рисках, связанных с обсуждением проблемы проведения педагогической диагностики. Безусловно, риск возникает, если в педагогическую диагностику включают психологические методы, тесты, пробы, требующие особых условий проведения и выполнения процедурных мероприятий. Риск использования неэтичных форм проведения педагогической диагностики, предвзятого отношения к ребенку, повышенный тон, искажение целей беседы. Риск нарушения конфиденциальности результатов. Однако основной риск – игнорирование педагогической диагностики и формальное к ней отношение.

Рекомендации родителям по организации развития познавательной деятельности дошкольников

Для того чтобы родители могли успешно формировать учебную мотивацию ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо выполнять комплекс мер.

Часто педагоги и родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок может, но не хочет учиться. В таких случаях говорят о недостатке учебной мотивации. Причин тому может быть множество, но наиболее распространенные связаны с низкой познавательной активностью и страхом ребенка сделать ошибку, попасть в ситуацию неуспеха. Родители могут значительно облегчить жизнь себе и ребенку, выполняя ряд нехитрых рекомендаций:

  • Стимулировать познавательную активность ребенка с рождения, удовлетворять его потребность в притоке новой информации и впечатлений.
  • Стараться всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, но не пичкать готовыми знаниями, а давать возможность приобрести их самостоятельно.
  • Создавать условия для исследовательской и изобретательской деятельности, в этом родителям помогут энциклопедии, справочники, мини лаборатории, микроскоп, телескоп, просто лупа.
  • Проводить вместе с ребенком наблюдения и эксперименты.
  • Пронаблюдать цикл развития бабочки из куколки.
  • Вести астрономические наблюдения, следить за фазами изменения луны.
  • Вести наблюдения за развитием и повадками домашних и диких животных (дома, на прогулке, на даче, в зоопарке, цирке).

Одно из главных условий, которое следует соблюдать, состоит в том, что бы выбранная деятельность была интересна и взрослому, и ребенку.

Кроме того, наблюдение должно быть целенаправленным, с составлением плана, выдвижением и проверкой гипотез, ведением дневника, анализом результатов и формированием выводов. Все это развивает исследовательское мышление.

  • Знакомить детей с различными областями изобретательской и исследовательской деятельности.
  • Вместе смотреть и обсуждать научно-популярные фильмы и программы. Посещать выставки, научные и технические музеи (например, Тимирязевский музей, комната открытий).
  • Читать научную фантастику, обсуждать нерешенные научные проблемы, спрашивая мнение ребенка, развивая его фантазию.
  • Играть с ребенком в познавательные игры, игры на сообразительность, игры типа "Что? Где? Когда?", разгадывать кроссворды и ребусы.
  • Создавать проблемные ситуации, способствующие формированию навыков. Например, для ускорения процесса чтения можно завести переписку с феей или Карлсоном; для развития внимания - зашифровать письмо как Шерлок Холмс; можно нарисовать и написать комиксы для младшей сестренки.

Вот еще несколько идей, которые оказываются достаточно интересными для детей дошкольного возраста:

  • найти клад по плану;
  • усовершенствовать поилку для канарейки;
  • приготовить угощение для гостей, если есть только хлеб и овощи и др.

Вместе с ребенком заниматься конструкторской деятельностью:

  • Конструирование ракеты, корабля, одежды, дома.
  • Создание механических моделей.
  • Предоставление ребенку возможность участия в ремонте бытовой техники.
  • Экскурсии на завод, фабрику, стройку, работу родителей, с наблюдением за технологическими процессами и профессиональной деятельностью, тоже будут ребенку не только интересны, но и полезны.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и принятия ребенка независимо от его успехов в детском саду.
  • Поощрять любые достижения, помогать в решении проблем, с которыми ребенок не справляется самостоятельно.
  • Следить за тем, чтобы ребенок был принят в группе одноклассников и сверстников.
  • Быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка и его физической и психической активности.

Создание домашней игровой среды

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда родители не проявляют активности в формировании игровой среды в домашних условиях. Как правило, это вызвано тем, что взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка. Они прекрасно понимают, каков развивающий потенциал игрушек, читают информацию в интернете. Однако если игрушка не соответствует возрасту ребенка, то пользы от нее не будет.

Если перечислить игрушки, необходимые ребенку для развития познавательных функций, то специалисты дают примерно такой перечень:

  • Игрушки-забавы. Это смешные игрушки в виде фигурок зверей или людей. Они способны двигаться, обладают эффектом неожиданности и необычности. Обычно они вызывают большой интерес у ребенка, поскольку дети обожают сюрпризы.
  • Сюжетные (образные) игрушки. Это игрушки, имитирующие настоящие предметы из взрослой жизни: куклы, машинки, фигуры животных, посуда и др. Такие игрушки определяют сам сюжет игры, способствуют расширению кругозора детей.
  • Конструкторы и строительные игрушки. Этот вид игрушек рассчитан на техническое конструирование. Как ни странно, первыми конструкторами являются всем известные формочки и лопатки. В старшем возрасте дети могут играть с наборами строительных материалов, состоящими из деталей для сооружений. Важно, чтобы дети могли играть с разными конструкторами, которые имеют отличающиеся друг от друга крепежные элементы. Нравятся детям и всевозможные сборные модели, состоящие из набора деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки.
  • Дидактические игрушки. Их основная задача – умственное и сенсорное развитие ребенка. Каждая такая игрушка содержит в себе особую дидактическую задачу, которую ребенку необходимо решить в ходе игры. Это могут быть различные мозаики, настольные игры, матрешки, пирамидки. Для того чтобы играть с дидактической игрушкой ребенок должен понять и усвоить правила действия с ней.
  • Игрушки-самоделки обычно изготавливаются самими детьми или взрослыми. Они необходимы для множества игр как элементы декораций или недостающие детали. В процессе изготовления таких игрушек дети учатся преобразовывать материал и достигать поставленной цели.
  • Технические игрушки. Такие игрушки знакомят детей с внешним видом и принципами устройства различных механизмов. Это игрушечные модели технических устройств: биноклей, фотоаппаратов, телефонов, бытовая техника.
  • Спортивные игрушки. С их помощью взрослые могут реализовать физическое воспитание ребенка, стимулировать проявление его двигательной активности. Спортивные игрушки позволяют развивать ловкость, крупную и мелкую моторику, укреплять различные группы мышц.

Главное условие при выборе игрушки – педагогическая целесообразность. Опираясь на него можно дать следующие рекомендации по созданию игровой среды в домашних условиях с учетом возраста ребенка.

Первое полугодие жизни ребенка

В этот период своего развития ребенок должен научиться сосредотачиваться, концентрировать свое внимание на звуковых и зрительных сигналах. Поскольку он еще не умеет самостоятельно манипулировать предметами, то родители предлагают следующие игрушки: музыкальная карусель, колокольчики и погремушки. Начиная с 2-3 месячного возраста можно вкладывать в ручку ребенку. Игрушки должны быть легкими и удобными. С 3 месяцев можно одевать на ручку колокольчик или бубенчик, закрепленный на специальной манжете. Как только малыш учится сосредотачивать взгляд на предмете, можно показать ему куклу, как прообраз лица человека. Для таких целей подойдут неваляшки, голыши, тряпичные куклы.

От 6 месяцев до 1 года

В этот период ребенок учится брать предметы в руку и манипулировать ними. Для того чтобы малыш мог подстраивать ладонь к захвату разных форм, важно, чтобы родители предлагали ему разнообразные игрушки: колечки от пирамидки, погремушки, резиновые игрушки-пищалки, шарики, тряпочки. При помощи пеленки можно организовать игру в прятки, когда малыш прячет себя, накидывая на голову пеленку, либо прячет под ней игрушки. Различные по фактуре игрушки, издающие звуки, способствуют сенсорному развитию малыша. Кроме того, в данном возрасте ребенок уже начинает осуществлять простейшую предметную деятельность. Поэтому ему необходимы игрушки, требующие простых, но разнообразных действий. Например, вращать шарик, вкладывать вкладыши в отверстия, нажимать на кнопки.

От 1 года до 2 лет

Развитие малыша в этом возрасте должно вестись по двум направлениям:

  • развитие физических способностей;
  • развития предметных действий.

Желательно, чтобы родители предоставили малышу возможность играть со спортивным оборудованием. Также ребенку понадобятся лопатки и формочки, посуда для кукол, удочки с магнитом для ловли рыбок. Можно мастерить игрушки вместе с ребенком. Кроме того, дети охотно манипулируют с игрушками, позволяющими познать физические законы (бутылка с водой и стаканы). Познавательное развитие ребенка могут направлять и стимулировать пирамидки, вкладыши, кубики, картинки с изображениями животных или людей, картинки с изображениями сюжетов, картинки, отражающие разнообразное пространственное расположение предметов. Для усвоения пространственных предлогов подойдут машинки разных размеров, в которые можно нагружать мелкие предметы или песок, их можно катить за собой на веревочке, ехать на них верхом.

От 2 лет до 3 лет

Ребенку для полноценного развития познавательных способностей могут понадобиться:

  • 2 – 3 куклы с набором простой одежды;
  • утварь для игры с куклой (посуда, мебель, коляска, предметы гигиены, продукты питания и многое другое);
  • предметы-заместители (шарики, колечки, брусочки, кусочки ткани);
  • игрушечные животные с реалистичной, достоверной внешностью.
  • динамические игрушки, машинки и паровозики.
  • простейшие пластмассовые или деревянные конструкторы;
  • заводные и музыкальные игрушки;
  • игрушки-орудия (лопатки и другие инструменты, формочки для игр с песком и водой).

От 3 до 4 лет

Желательно, чтобы игровой уголок содержал в себе следующие предметы:

  • несколько кукол, составляющих семью, комплект одежды к ним;
  • набор кукольной мебели и посуды;
  • элементы костюмов для переодевания и маски;
  • мягкие игрушки, изображающие животных;
  • пластмассовые фигурки домашних и диких животных;
  • деревянный или пластмассовый блочный конструктор;
  • машинки разных размеров, строительная техника;
  • наборы для ролевых игр («доктор», «магазин», «парикмахерская»);
  • предметы-заместители из природного материала;
  • предметные картинки с изображением предметов, растений, продуктов питания и т.д.;
  • объемные и плоские вкладыши (матрешки, пазлы, кубики с сюжетными картинками, мозаика);
  • игрушки-забавы (парные пилильщики, игрушки-дергунчики);
  • музыкальные игрушки (сюжетные игрушки, имитирующие музыкальные инструменты, игрушки проигрывающие мелодии);
  • спортивный инвентарь (мячи, скакалки, кегли, кольцебросы);
  • наборы для игр с песком и водой.

При этом малыш не только должен иметь возможность манипулировать с этими элементами, но и уметь играть с ними. Действия с игрушками могут представлять собой манипуляции (специфически направленные действия с предметом), быть процессуальными (когда действия направлены на получение конкретного результата), быть сюжетными (действия, связанные между собой логикой определенного сюжета). Ребенок может научиться осуществлять подобные действия только в процессе общения со взрослыми. Именно взрослый учит ребенка создавать и разыгрывать воображаемую ситуацию, определять, какие предметно-игровые действия требуются, и связывать их в единую логическую цепочку, находить предметы-заместители.

От 4 до 5 лет

Для детей этого возраста домашнее игровое пространство должно включать в себя:

  • куклы в одежде и кукольные принадлежности (посуда, мебель, коляска);
  • фигурки, изображающие людей, литературных персонажей, в полной мере отражающие половую и национальную принадлежность;
  • кукольный дом с мебелью, бытовой техникой;
  • ролевые наборы для игры в «доктора», «парикмахера», «кафе», «магазин» и др.;
  • муляжи фруктов и овощей в натуральную величину или отражающие истинные размеры;
  • машины, строительная техника, самолет, вертолет, корабль, теплоход, железная дорога;
  • игровые дидактические наборы, требующие выполнения определенных правил (лото, домино, игра «сложи узор», игра «подбери картинку по смыслу» и т.д.);
  • Конструкторы и строительный материал разного размера, тематические конструкторы, заготовки для изготовления игрушек-самоделок;
  • игрушки для игры в театр (марионетки, пальчиковые куклы). Ширмы, маски, элементы декораций.

В этом возрасте важно научить ребенка не только играть с игрушками, но и убирать их на место после игры. Этого невозможно добиться без навыка самоорганизации. Уже с 1 – 3 лет дети могут начинать осваивать данный навык. Но вначале, это деятельность должна осуществляться совместно со взрослым. Проговаривайте то, что вы делаете в данный момент и обязательно хвалите ребенка в конце, когда в квартире все игрушки убраны.

От 5 до 6 лет

В дополнение к игрушкам для сюжетно-ролевой игры 4 - 5 лет необходимы:

  • наборы мелких фигурок военных различных видов войск;
  • наборы мебели для кукол (спальня, кухня, ванная комната);
  • комплекты одежды и обуви для кукол (сезонной, профессиональной, для кукол-младенцев);
  • приборы, которыми пользуются представители разных профессий, а также предметы одежды (халат и шапочка, шлем, бескозырка, руль, штурвал и т.д.);
  • инерционные игрушки, светофор и набор дорожных знаков;
  • настольные игры и наборы с правилами («Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Транспорт», мозаика, шашки, шахматы), игры с кубиками и фишками, пазлы и развивающие игры;
  • строительный материал мелкого, крупного и среднего размера, тематические строительные наборы («Зоопарк», «Птичий двор», «Архитектор» и др.), мягкие тканевые конструкторы, металлические, деревянные и пластиковые конструкторы;
  • музыкальные игрушки (музыкальные инструменты: клавишные, струнные, духовые, музыкальные книжки, музыкальные открытки);
  • оригинальные игрушки-забавы;
  • празднично-карнавальные игрушки;
  • народная игрушка (Дымковская игрушки, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Белорусская игрушка);
  • приспособления для художественного творчества (пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, клей и ножницы);
  • спортивный инвентарь: мячи, кольцебросы, самокаты, велосипеды, ракетки с воланчиками, кегли.

Список литературы:

  1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
  2. Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями // Начальная школа – 2007. – № 10. – С. 9–10.
  3. Артамонова О.В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении [Тескт]: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. –Тольятти: изд. Инф.-техн. Центра, 1994. – 54 с.
  4. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности [Тескт] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. – с. 40 – 41.
  5. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.
  6. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.
  7. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.
  8. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 140 с.
  9. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.
  10. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  11. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  12. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87-91.
  13. Дуброва В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
  14. Карабанова О.А. Возрастная психология. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 238с.
  15. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.
  16. Козлова И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: "Наука", 2009. - 256 с.
  17. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.
  18. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
  19. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.
  20. Миронов Л. Как лучше узнать ученика// Методическая работа в школе, 2010, №4
  21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с.
  22. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Институт психотерапии, 2003. – 319 с.
  23. Попова Г.В. Изучение и диагностика индивидуальных особенностей личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания. [Электронный ресурс] Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/243-002-573
  24. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.