Кроме получения знаний важным является развитие критического мышления обучающихся. Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед школой в современных условиях, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых, нетрадиционных формах обучения.
Критическое мышление — это процесс соотнесения предлагаемой информации с имеющимися у человека знаниями, формулирование решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — опровергнуть. При этом необходимо корректировать собственные убеждения. Критическое мышление способствует активному действию и пониманию, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.
Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология». Она вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель:
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.
Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд обучающихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаряmопределённым связям.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.
Для этого следует:
После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах:
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить обучающимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.
Работа обучающихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы обучающиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
В процессе работы школьники, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, обучающиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала обучающиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы. При закреплении изученного материала, в процессе работы с гексами обучающиеся формируют собственный метакогнитивный опыт.
Вариант 1.
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. обучающиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, формулы. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, обучающимся надо собрать единое целое.
Рассмотрим составление гексов на уроке химии в 8 классе по теме: «Предмет химии. Вещества».
Поставлены следующие задачи:
Набор № 1.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают классификацию веществ по сложности и подбирают соответствующие примеры. Простые вещества — железо, сера, кислород; сложные вещества — углекислый газ, серная кислота, вода.
После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию простых и сложных веществ. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры простых и сложных веществ.
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.
Вариант составленного учениками гекса.
Набор № 2.
При изучении в 8 классе темы: «Предмет химии. Вещества». На стадии вызова, можно предложить обучающимся собрать гекс по распределению свойств веществ на примере простых веществ железа и серы. После того, как гекс соберут, анализируют, обучающимся предлагается составить и оформить таблицу в тетради.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по изучению свойств веществ. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры простых веществ, физические свойства на примере простых веществ — железа и серы.
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.
Вариант составленного учениками гекса.
Набор № 3.
Рассмотрим, составление гексов на уроке химии в 10 классе по теме: «Классификация органических соединений»
Поставлены следующие задачи:
Обучающиеся должны составить схему, распределить вещества к граням нужных шестиугольников (Стадия вызова). В процессе такой работы, обучающиеся учатся различать органические и неорганические вещества, анализируют их отличия, рассматривают классы органических веществ, по формулам и функциональным группам усваивают принадлежность веществ к определённым классам органических веществ.
После того как гекс составлен, обучающиеся анализируют и защищают свою работу (Стадия осмысления).
Это задание можно предложить при изучении новой темы (в начале изучения курса органической химии); а также для закрепления материала по классификации органических веществ (при обобщении и систематизации курса органической химии).
В ходе выполнения останутся гексы, в которых записана классификация органических веществ. Дальнейшая работа может быть направлена на разбор примеров органических веществ, принадлежащих к различным классам органических соединений. После анализа гекса учитель предлагает задания по теме: «Классификация органических веществ», обучающиеся отрабатывают изученный материал (Стадия рефлексии (размышления)).
Обучающиеся получают хаотично расположенные шестиугольники и составляют единую схему:
Вариант составленного учениками гекса.
Вариант 2.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать обучающимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Набор № 1.
Изучение темы в 11 классе: «Основные понятия химии».
Ученики получают пустые гексы.
Обучающимся предлагается вспомнить основные качественные понятия химии (например, атом, молекула, химический элемент, вещество, ионы и т.д.)
Поставлены следующие задачи:
Обучающиеся должны составить схему, вспоминая основные понятия (Стадия вызова). После того как гекс составлен, обучающиеся анализируют и защищают свою работу (Стадия осмысления).
После анализа гекса учитель предлагает сформулировать определения по предложенным понятиям (Стадия рефлексии (размышления)).
Данная работа предусматривает разный подход к уровню предметных знаний обучающихся и возможность углубления в изучаемую проблему.
Пример составленного учениками гекса, может быть в виде схемы:
Набор № 2.
Можно использовать на уроке химии в 10 классе по теме: «Углеводороды».
Обучающимся выдаются шестиугольники, часть из которых — пустые. Школьники должны их заполнить.
Ученики должны распределить углеводороды и выложить их к граням нужных шестиугольников.
По общим формулам, обучающимся предлагается рассчитать и составить молекулярные формулы органических веществ и вписать их в пустые шестиугольники.
Это задание можно предложить при изучении новой темы — для рассмотрения многообразия углеводородов и особенностей их строения; для закрепления материала по номенклатуре углеводородам. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры углеводородов и их общие формулы. На основании этой схемы обучающиеся разбирают и закрепляют особенности номенклатуры, изомерии углеводородов. А также предвидят (исходя из общих формул) особенности строения данных классов углеводородов и составляют их структурные формулы в тетрадях.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися).
Набор № 3.
В 8 классе, отрабатывая навыки составления формул неорганических веществ (оксиды, гидроксиды, соли) на стадии Рефлексии, обучающимся можно предложить:
Обучающиеся должны повторить номенклатуру неорганических соединений, вспомнить, что такое оксиды, кислоты, основания, соли и правила составления химических формул (условных единиц). Вписать в пустые шестиугольники вещества, затем необходимо вставить пропущенные индексы или химические символы в шестиугольниках с примерами и составит единый гекс. Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного. Работу можно выполнять в группах, индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися).
Вариант 3.
Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Кислоты. Основания», 8 класс.
Поставим следующие задачи:
Набор № 1.
Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся разделены на две группы. Одной группе предлагается составить гекс с применением синего шестиугольника, другой — желтого.
После составления гекса, обучающиеся анализируют и делают выводы, о классификации кислот и оснований.
Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного.
Ученики получают хаотично расположенные гексы двух цветов:
Примеры составленных учениками гексов в группах:
Группа 1.
Группа 2.
Набор № 2.
Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся разделены на две группы. Одной группе предлагается составить гекс с применением синего шестиугольника, другой — желтого. В незаполненные пустые гексы обучающимся предлагается вписать соответствующие примеры.
После составления гекса, обучающиеся анализируют и делают выводы, о классификации кислот и оснований.
Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного.
Ученики получают хаотично расположенные гексы двух цветов:
Примеры составленных учениками гексов в группах (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися):
Группа 1.
Группа 2.
Вариант 4. Маркированные шестиугольники.
Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучающиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Классификация химических реакций».
Поставлены следующие задачи:
Набор №1.
Гексы располагаются хаотично. Школьники должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Сначала соединяются шестиугольники с., р., з., о. и вписываются примеры. Это задание можно предложить обучающимся 8 класса при изучении или закреплении новой темы. Задание можно выполнять в группах и индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы:
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики):
Набор №2.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить примеры к граням нужных шестиугольников. Задание усложняется тем, что шестиугольники, на которых указан вид реакции — бесцветные. Также им даны примеры, которые они должны расположить к правильным граням шестиугольников и на одном шестиугольнике написать свой пример реакции.
Ученики должны объяснить свой выбор. Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально. Это задание можно предложить восьмиклассникам при закреплении материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы:
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики):
Вариант 5. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Именные реакции в органической химии».
Поставлены следующие задачи:
Набор № 1.
Ученики должны составить гекс с портретами ученых, распознать их (можно воспользоваться Интернетом) и соотнести с каждым портретом химическую реакцию.
Ученики получают хаотично расположенные гексы:
Пример составленного учениками гекса:
Набор № 2.
Ученики должны составить гекс с портретами ученых, распознать их (можно воспользоваться Интернетом) и соотнести с каждым портретом химическую реакцию. Задание усложняется тем, что шестиугольники с примерами реакций пустые и обучающиеся должны вписать их самостоятельно.
Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы:
Пример составленного учениками гекса (уравнения реакций обучающиеся вписывают самостоятельно):
Вариант 6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы в 8 классе: «Чистые вещества и смеси»
Поставим следующие задачи:
Набор № 1.
Обучающимся 8 класса предлагается составить два гекса по видам веществ (смеси и чистые вещества), определить их виды (или особенности, которые их объединяет). Определить к какой схеме отнести сцепленный гекс (указывающий на способы разделения смесей). В пустые гексы вписать соответствующие примеры.
Это задание можно предложить при изучении новой темы (на стадии вызова — вспоминая окружающий мир и собственный жизненный опыт). Задание можно выполнять в прах, группах. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом. Сделать соответствующие выводы.
Ученики получают хаотично расположенные гексы (часть из которых объединены):
Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися):
Вариант 7. Предложить обучающимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
Например, рассмотрим составление гексов в ходе разбора темы в 9 классе «Галогены».
Поставлены следующие задачи:
Предполагается работа с текстом в подгруппах. Обучающимся предлагается прочитать текст и составить гексы (при условии, что обучающиеся уже знают эту технологию), выделяя из текста только необходимую информацию. Класс разделен на группы: историки, физики, химики, биологи, геологи. Каждая группа составляет гекс по своему заданию. После можно предложить обучающимся обменяться гексами и составить свой рассказ по гексам группы.
Например, текст-информация про хлор:
ХЛОР Важнейшим природным соединением хлора является хлорид натрия (галит), который служит основным сырьем для получения других соединений хлора. Главная масса хлорида натрия находится в воде морей и океанов. Воды многих озер также содержат значительное количество NaCl — таковы, например, озера Эльтон и Баскунчак. Хлорид натрия встречается и в твердом виде, образуя мощные пласты так называемой каменной соли. Встречаются другие соединения хлора, например, карналлит KCl · MgCl 2 · 6Н2О и сильвинит KCl. Под давлением 6 атм. хлор превращается в жидкость. Агрегатное состояние: желто-зеленый газ, плотность 1,56 г/см3. Температура плавления -101,30 С, температура кипения -34,10 С. Содержание в организме 0,05-0,1%. Был открыт в 1774 году шведским учёным К. Шееле. Соединения хлора были известны с древних времён. Элементарная природа хлора установлена Г. Деви в 1810 году (Англия). Сильное ядовитое вещество. При вдыхании паров вызывает ожог слизистых дыхательных путей, кашель, удушье, боли в груди и в глазах, слезотечение, отёк легких, ослабление сердца.
При приеме внутрь — рвота боли в желудке, мокрота, спазм голосовой щели.
Первая помощь: вдыхание кислорода, вдыхать тёплые водяные пары с нашатырным спиртом. Полный покой, постельный режим. При попадании в глаз — промывание 2% раствором соды и обратится к врачу.
Свободный хлор проявляет высокую химическую активность, хотя и меньшую чем фтор. Он непосредственно взаимодействует со всеми простыми веществами за исключением кислорода, азота и благородных газов. Такие неметаллы как фосфор, мышьяк, сурьма и кремний при высокой температуре реагируют с хлором с выделением большого количества тепла. Энергично протекает взаимодействие хлора с активными металлами — натрием, калием, магнием.
Сl2 + 2Na = 2NaCl
Mg + Cl2 = MgCl2
При комнатной температуре без освещения хлор практически не взаимодействует с водородом, но при нагревании или на ярком солнечном свету реакция протекает по цепному механизму со взрывом.
Cl2 + hv= 2Cl
Cl + H2 = HCl + H
H + Cl2 = HCl + Cl
Эта последовательность продолжается дальше: в рассматриваемом случае число звеньев достигает 100000.
При 200 С в одном объеме воды может раствориться 2,3 объема хлора. Желто-зеленый раствор хлора называется хлорной водой.
Хлор реагирует с водой и на свету образует с ней соляную и хлорноватистую кислоту:
Cl 2 + H 2 O = HCl + HCl О
Фосфор, внесенный в хлор, загорается, образуя трех - и пятихлористый фосфор:
2P + 3Cl2 = 2PCl3
РС 13+ Cl 2 = PCl5.
Хлор получают электролизом концентрированных водных растворов NaCl. На угольном аноде выделяется хлор, а на катоде — водород, в электролизере накапливается едкий натр.
В лаборатории получают взаимодействием концентрированной соляной кислоты с сильными окислителями.
MnO 2 + 4 HCl = MgCl 2 + 2 H2O + Cl2
2KMnO4 + 10HCl = 2KCl+ 2MnCl2 + 8H2O + 5Cl2
Хлор применяют для получения хлористого водорода и соляной кислоты, для отбеливания ткани и бумаги, обеззараживания питьевой воды (1,5 гр. на 1 м/куб воды).
Для производства хлорной извести, хлоропроизводных органических соединений, ядохимикатов, отравляющих веществ.
Набор № 1.
Ученики получают пустые гексы и самостоятельно вписывают информацию по заданию группы.
Ученики получают пустые гексы.
Примеры составленных учениками гекса:
Группа: Геологи
Группа: Физики
Группа: Историки
Группа: Биологи
Группа: Химики
При рассказе учителя (на стадии Осмысления) обучающиеся могут дополнить свои гексы.
Вариант 8. Составить по гексу рассказ, объяснение или короткое эссе.
По теме: «Углерод» в 9 классе или по теме: «Предмет органической химии» в 10 классе, обучающимся можно предложить картинку и набор пустых гексов, с помощью которых школьникам необходимо отобразить собственное представление увиденного на картинке.
Обучающиеся, рассматривая картинку должны сделать вывод, что изображен Круговорот углерода в природе. Используя пустые гексы, они вписывают основные тезисы — которые потом используют для объяснения этого явления. Работу можно предложить в группах. Каждая группа может придумать свой гекс, по которому составляют рассказ. Группы обмениваются рассказами.
Поставлены следующие задачи:
Набор № 1.
Ученики получают пустые гексы:
Примеры составленных учениками гекса:
Группа 1 (составлен рассказ по данному гексу):
Группа 2 (составлен рассказ по данному гексу):
В процессе ТРКМ и реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у обучающихся. Школьники учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.
Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.
Список источников:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.