Развитие критического мышления в процессе обучения химии средствами технологии шестиугольного обучения
Оценка 4.8

Развитие критического мышления в процессе обучения химии средствами технологии шестиугольного обучения

Оценка 4.8
Статья
04.04.2020

Кроме получения знаний важным является развитие критического мышления обучающихся. Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед школой в современных условиях, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых, нетрадиционных формах обучения.

Критическое мышление — это процесс соотнесения предлагаемой информации с имеющимися у человека знаниями, формулирование решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — опровергнуть. При этом необходимо корректировать собственные убеждения. Критическое мышление способствует активному действию и пониманию, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.

Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.

Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология». Она вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель:

  • Как за определенное время обобщить и систематизировать материал?
  • Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы?
  • Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
  • Как управлять групповым процессом?

Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях.

Плюсы и минусы

Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд обучающихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаряmопределённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.

Для этого следует:

  • в первом окошке написать тему;
  • во втором дать подробную инструкцию для учеников;
  • в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.

После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах:

  • отдельной ссылкой;
  • по QR-коду;
  • как отдельную веб-страницу.

Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.

На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить обучающимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.

Работа обучающихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы обучающиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

Варианты использования данной технологии шестиугольного обучения

  1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. обучающиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, формулы. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, обучающимся надо собрать единое целое.
  2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать обучающимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
  3. Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
  4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучающиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
  5. Гексы могут быть с изображениями, из которых обучающиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий в развитии химической науки.
  6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
  7. Предложить обучающимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
  8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.

Решение заданий

В процессе работы школьники, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, обучающиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала обучающиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы. При закреплении изученного материала, в процессе работы с гексами обучающиеся формируют собственный метакогнитивный опыт.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения

Вариант 1.

Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. обучающиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст, формулы. Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, обучающимся надо собрать единое целое.

Рассмотрим составление гексов на уроке химии в 8 классе по теме: «Предмет химии. Вещества».

Поставлены следующие задачи:

  • усвоить, что такое простые и сложные вещества;
  • научиться классифицировать простые и сложные;
  • научиться определять свойства веществ.

Набор № 1.

  • шесть шестиугольников с примерами простых и сложных веществ;
  • один шестиугольник с надписью «Вещества»;
  • два шестиугольников с определением простых и сложных веществ.

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают классификацию веществ по сложности и подбирают соответствующие примеры. Простые вещества — железо, сера, кислород; сложные вещества — углекислый газ, серная кислота, вода.

После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.

Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию простых и сложных веществ. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры простых и сложных веществ.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Вариант гекса 1

Вариант составленного учениками гекса.

Вариант составленного гекса

Набор № 2.

При изучении в 8 классе темы: «Предмет химии. Вещества». На стадии вызова, можно предложить обучающимся собрать гекс по распределению свойств веществ на примере простых веществ железа и серы. После того, как гекс соберут, анализируют, обучающимся предлагается составить и оформить таблицу в тетради.

Таблица

Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по изучению свойств веществ. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры простых веществ, физические свойства на примере простых веществ — железа и серы.

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.

Хаотичный гекс

Вариант составленного учениками гекса.

Составленный гекс

Набор № 3.

Рассмотрим, составление гексов на уроке химии в 10 классе по теме: «Классификация органических соединений»

Поставлены следующие задачи:

  • усвоить, что такое органические вещества (при обобщении – вспомнить);
  • научиться классифицировать органические вещества;
  • научиться определять признаки классификации органических веществ.
  • три шестиугольника со словами: «Вещества», «Органические вещества», «Неорганические вещества»;
  • три шестиугольника со словами: «Углеводороды», «Кислородсодержащие соединения», «Азотсодержащие соединения»;
  • тринадцать шестиугольников с названиями классов органических веществ (алканы, спиры, аминокислоты, и пр.).

Обучающиеся должны составить схему, распределить вещества к граням нужных шестиугольников (Стадия вызова). В процессе такой работы, обучающиеся учатся различать органические и неорганические вещества, анализируют их отличия, рассматривают классы органических веществ, по формулам и функциональным группам усваивают принадлежность веществ к определённым классам органических веществ.

После того как гекс составлен, обучающиеся анализируют и защищают свою работу (Стадия осмысления).

Это задание можно предложить при изучении новой темы (в начале изучения курса органической химии); а также для закрепления материала по классификации органических веществ (при обобщении и систематизации курса органической химии).

В ходе выполнения останутся гексы, в которых записана классификация органических веществ. Дальнейшая работа может быть направлена на разбор примеров органических веществ, принадлежащих к различным классам органических соединений. После анализа гекса учитель предлагает задания по теме: «Классификация органических веществ», обучающиеся отрабатывают изученный материал (Стадия рефлексии (размышления)).

Обучающиеся получают хаотично расположенные шестиугольники и составляют единую схему:

Схема шестиугольников

Вариант составленного учениками гекса.

Составленный гекс

Вариант 2.

Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать обучающимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.

Набор № 1.

Изучение темы в 11 классе: «Основные понятия химии».

  • пустые шестиугольники.

Ученики получают пустые гексы.

Пустые гексы

Обучающимся предлагается вспомнить основные качественные понятия химии (например, атом, молекула, химический элемент, вещество, ионы и т.д.)

Поставлены следующие задачи:

  • вспомнить основные понятия химии, проанализировав определения для данных понятий;
  • определить связь между понятиями;

Обучающиеся должны составить схему, вспоминая основные понятия (Стадия вызова). После того как гекс составлен, обучающиеся анализируют и защищают свою работу (Стадия осмысления).

После анализа гекса учитель предлагает сформулировать определения по предложенным понятиям (Стадия рефлексии (размышления)).

Данная работа предусматривает разный подход к уровню предметных знаний обучающихся и возможность углубления в изучаемую проблему.

Пример составленного учениками гекса, может быть в виде схемы:

Пример составленного гекса
Таблица гексов

Набор № 2.

Можно использовать на уроке химии в 10 классе по теме: «Углеводороды».

Обучающимся выдаются шестиугольники, часть из которых — пустые. Школьники должны их заполнить.

  • пять шестиугольников с названиями классов органических веществ;
  • пять шестиугольников с общими формулами углеводородов;
  • десять пустых шестиугольников.

Ученики должны распределить углеводороды и выложить их к граням нужных шестиугольников.

По общим формулам, обучающимся предлагается рассчитать и составить молекулярные формулы органических веществ и вписать их в пустые шестиугольники.

Это задание можно предложить при изучении новой темы — для рассмотрения многообразия углеводородов и особенностей их строения; для закрепления материала по номенклатуре углеводородам. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры углеводородов и их общие формулы. На основании этой схемы обучающиеся разбирают и закрепляют особенности номенклатуры, изомерии углеводородов. А также предвидят (исходя из общих формул) особенности строения данных классов углеводородов и составляют их структурные формулы в тетрадях.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Хаотично расположенные гексы

Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися).

Схема алкенов

Набор № 3.

В 8 классе, отрабатывая навыки составления формул неорганических веществ (оксиды, гидроксиды, соли) на стадии Рефлексии, обучающимся можно предложить:

  • четыре пустых шестиугольника для записи названия сложных веществ (оксиды, кислоты, основания, соли);
  • несколько шестиугольников с формулами веществ, в которых пропущены индексы, или химические символы.

Обучающиеся должны повторить номенклатуру неорганических соединений, вспомнить, что такое оксиды, кислоты, основания, соли и правила составления химических формул (условных единиц). Вписать в пустые шестиугольники вещества, затем необходимо вставить пропущенные индексы или химические символы в шестиугольниках с примерами и составит единый гекс. Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного. Работу можно выполнять в группах, индивидуально.

Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Хаотично расположенные гексы

Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися).

Составленный гекс

Вариант 3.

Работа может быть, как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Кислоты. Основания», 8 класс.

Поставим следующие задачи:

  • выяснить классификацию кислот и оснований;

Набор № 1.

  • шестиугольники двух цветов;
  • девятнадцать шестиугольников желтого цвета с признаками классификации и примерами кислот;
  • девятнадцать шестиугольников синего цвета с признаками классификации и примерами оснований;

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся разделены на две группы. Одной группе предлагается составить гекс с применением синего шестиугольника, другой — желтого.

После составления гекса, обучающиеся анализируют и делают выводы, о классификации кислот и оснований.

Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного.

Ученики получают хаотично расположенные гексы двух цветов:

Гекс желтого цвета
Гекс синего цвета

Примеры составленных учениками гексов в группах:

Группа 1.

Составленный желтый гекс

Группа 2.

Составленный синий гекс

Набор № 2.

  • шестиугольники двух цветов;
  • двенадцать шестиугольников желтого цвета с признаками классификации + семь пустых желтых шестиугольника;
  • двенадцать шестиугольников синего цвета с признаками классификации оснований + семь пустых синих шестиугольников;

Гексы располагаются хаотично. Обучающиеся разделены на две группы. Одной группе предлагается составить гекс с применением синего шестиугольника, другой — желтого. В незаполненные пустые гексы обучающимся предлагается вписать соответствующие примеры.

После составления гекса, обучающиеся анализируют и делают выводы, о классификации кислот и оснований.

Данный вид работы уместен при закреплении и обобщении изученного.

Ученики получают хаотично расположенные гексы двух цветов:

Хаотичный гекс желтого цвета
Хаотичный гекс синего цвета

Примеры составленных учениками гексов в группах (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися):

Группа 1.

Составленный группой 1 гекс

Группа 2.

Составленный группой 2 гекс

Вариант 4. Маркированные шестиугольники.

Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Обучающиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Классификация химических реакций».

Поставлены следующие задачи:

  • вспомнить классификацию химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ;
  • выяснить, к какому виду реакций относятся предложенные реакции;
  • научиться определять вид реакции.

Набор №1.

  • четыре цветных шестиугольника, на которых указан вид химической реакции (соединения, замещения, разложения, обмена);
  • один бесцветный шестиугольник с надписью «реакция» (прикреплен);
  • два пустых шестиугольника синего цвета;
  • два пустых шестиугольника красного цвета;
  • два пустых шестиугольника зеленого цвета;
  • два пустых шестиугольника желтого цвета.

Гексы располагаются хаотично. Школьники должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Сначала соединяются шестиугольники с., р., з., о. и вписываются примеры. Это задание можно предложить обучающимся 8 класса при изучении или закреплении новой темы. Задание можно выполнять в группах и индивидуально.

Ученики получают хаотично расположенные гексы:

Разноцветные хаотичные гексы

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики):

Составленный разноцветный гекс

Набор №2.

  • четыре бесцветных шестиугольника, на которых указан вид химической реакции (соединения, замещения, разложения, обмена);
  • один бесцветный шестиугольник с надписью «реакция» (прикреплен);
  • восемь цветных шестиугольников с примерами каждого вида реакции;
  • четыре цветных пустых шестиугольника.

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить примеры к граням нужных шестиугольников. Задание усложняется тем, что шестиугольники, на которых указан вид реакции — бесцветные. Также им даны примеры, которые они должны расположить к правильным граням шестиугольников и на одном шестиугольнике написать свой пример реакции.

Ученики должны объяснить свой выбор. Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально. Это задание можно предложить восьмиклассникам при закреплении материала.

Ученики получают хаотично расположенные гексы:

Хаотичный гекс замещения

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики):

Составленный гекс замещения

Вариант 5. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Именные реакции в органической химии».

Поставлены следующие задачи:

  • усвоить именные реакции в органической химии;

Набор № 1.

  • шесть шестиугольников с портретами ученых;
  • один шестиугольник с надписью: «Именные реакции в органической химии»;
  • шесть шестиугольников с уравнениями реакций.

Ученики должны составить гекс с портретами ученых, распознать их (можно воспользоваться Интернетом) и соотнести с каждым портретом химическую реакцию.

Ученики получают хаотично расположенные гексы:

Именной хаотичный гекс

Пример составленного учениками гекса:

Именной гекс

Набор № 2.

  • шесть шестиугольников с портретами ученых;
  • один шестиугольник с надписью: «Именные реакции в органической химии»;
  • шесть пустых шестиугольника.

Ученики должны составить гекс с портретами ученых, распознать их (можно воспользоваться Интернетом) и соотнести с каждым портретом химическую реакцию. Задание усложняется тем, что шестиугольники с примерами реакций пустые и обучающиеся должны вписать их самостоятельно.

Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально.

Ученики получают хаотично расположенные гексы:

Хаотичный именной гекс

Пример составленного учениками гекса (уравнения реакций обучающиеся вписывают самостоятельно):

Составленный именной гекс

Вариант 6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы в 8 классе: «Чистые вещества и смеси»

Поставим следующие задачи:

  • выяснить что такое чистые вещества, а что такое смеси;
  • научиться определять виды смесей;
  • познакомиться с методами очистки смесей;

Набор № 1.

  • два шестиугольника на которых написано: «Чистые вещества» и «Смеси»;
  • шестнадцать шестиугольников с признаками, по которым можно разделить чистые вещества и смеси;
  • шесть шестиугольников пустых.

Обучающимся 8 класса предлагается составить два гекса по видам веществ (смеси и чистые вещества), определить их виды (или особенности, которые их объединяет). Определить к какой схеме отнести сцепленный гекс (указывающий на способы разделения смесей). В пустые гексы вписать соответствующие примеры.

Это задание можно предложить при изучении новой темы (на стадии вызова — вспоминая окружающий мир и собственный жизненный опыт). Задание можно выполнять в прах, группах. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом. Сделать соответствующие выводы.

Ученики получают хаотично расположенные гексы (часть из которых объединены):

Хаотичный гекс

Пример составленного учениками гекса (красным цветом выделены примеры, вписанные обучающимися):

Пример составленного учениками гекса

Вариант 7. Предложить обучающимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.

Например, рассмотрим составление гексов в ходе разбора темы в 9 классе «Галогены».

Поставлены следующие задачи:

  • разобрать, что такое галогены. Дать характеристику галогенам.

Предполагается работа с текстом в подгруппах. Обучающимся предлагается прочитать текст и составить гексы (при условии, что обучающиеся уже знают эту технологию), выделяя из текста только необходимую информацию. Класс разделен на группы: историки, физики, химики, биологи, геологи. Каждая группа составляет гекс по своему заданию. После можно предложить обучающимся обменяться гексами и составить свой рассказ по гексам группы.

Например, текст-информация про хлор:

ХЛОР Важнейшим природным соединением хлора является хлорид натрия (галит), который служит основным сырьем для получения других соединений хлора. Главная масса хлорида натрия находится в воде морей и океанов. Воды многих озер также содержат значительное количество NaCl — таковы, например, озера Эльтон и Баскунчак. Хлорид натрия встречается и в твердом виде, образуя мощные пласты так называемой каменной соли. Встречаются другие соединения хлора, например, карналлит KCl · MgCl 2 · 6Н2О и сильвинит KCl. Под давлением 6 атм. хлор превращается в жидкость. Агрегатное состояние: желто-зеленый газ, плотность 1,56 г/см3. Температура плавления -101,30 С, температура кипения -34,10 С. Содержание в организме 0,05-0,1%. Был открыт в 1774 году шведским учёным К. Шееле. Соединения хлора были известны с древних времён. Элементарная природа хлора установлена Г. Деви в 1810 году (Англия). Сильное ядовитое вещество. При вдыхании паров вызывает ожог слизистых дыхательных путей, кашель, удушье, боли в груди и в глазах, слезотечение, отёк легких, ослабление сердца.

При приеме внутрь — рвота боли в желудке, мокрота, спазм голосовой щели.

Первая помощь: вдыхание кислорода, вдыхать тёплые водяные пары с нашатырным спиртом. Полный покой, постельный режим. При попадании в глаз — промывание 2% раствором соды и обратится к врачу.

Свободный хлор проявляет высокую химическую активность, хотя и меньшую чем фтор. Он непосредственно взаимодействует со всеми простыми веществами за исключением кислорода, азота и благородных газов. Такие неметаллы как фосфор, мышьяк, сурьма и кремний при высокой температуре реагируют с хлором с выделением большого количества тепла. Энергично протекает взаимодействие хлора с активными металлами — натрием, калием, магнием.

Сl2 + 2Na = 2NaCl

Mg + Cl2 = MgCl2

При комнатной температуре без освещения хлор практически не взаимодействует с водородом, но при нагревании или на ярком солнечном свету реакция протекает по цепному механизму со взрывом.

Cl2 + hv= 2Cl

Cl + H2 = HCl + H

H + Cl2 = HCl + Cl

Эта последовательность продолжается дальше: в рассматриваемом случае число звеньев достигает 100000.

При 200 С в одном объеме воды может раствориться 2,3 объема хлора. Желто-зеленый раствор хлора называется хлорной водой.

Хлор реагирует с водой и на свету образует с ней соляную и хлорноватистую кислоту:

Cl 2 + H 2 O = HCl + HCl О

Фосфор, внесенный в хлор, загорается, образуя трех - и пятихлористый фосфор:

2P + 3Cl2 = 2PCl3

РС 13+ Cl 2 = PCl5.

Хлор получают электролизом концентрированных водных растворов NaCl. На угольном аноде выделяется хлор, а на катоде — водород, в электролизере накапливается едкий натр.

В лаборатории получают взаимодействием концентрированной соляной кислоты с сильными окислителями.

MnO 2 + 4 HCl = MgCl 2 + 2 H2O + Cl2

2KMnO4 + 10HCl = 2KCl+ 2MnCl2 + 8H2O + 5Cl2

Хлор применяют для получения хлористого водорода и соляной кислоты, для отбеливания ткани и бумаги, обеззараживания питьевой воды (1,5 гр. на 1 м/куб воды).

Для производства хлорной извести, хлоропроизводных органических соединений, ядохимикатов, отравляющих веществ.

Набор № 1.

Ученики получают пустые гексы и самостоятельно вписывают информацию по заданию группы.

Ученики получают пустые гексы.

Пустые гексы

Примеры составленных учениками гекса:

Группа: Геологи

Гекс геологов

Группа: Физики

Гекс физиков

Группа: Историки

Гекс историков

Группа: Биологи

Гекс биологов

Группа: Химики

Гекс химиков

При рассказе учителя (на стадии Осмысления) обучающиеся могут дополнить свои гексы.

Вариант 8. Составить по гексу рассказ, объяснение или короткое эссе.

По теме: «Углерод» в 9 классе или по теме: «Предмет органической химии» в 10 классе, обучающимся можно предложить картинку и набор пустых гексов, с помощью которых школьникам необходимо отобразить собственное представление увиденного на картинке.

Обучающиеся, рассматривая картинку должны сделать вывод, что изображен Круговорот углерода в природе. Используя пустые гексы, они вписывают основные тезисы — которые потом используют для объяснения этого явления. Работу можно предложить в группах. Каждая группа может придумать свой гекс, по которому составляют рассказ. Группы обмениваются рассказами.

Рисунок круговорота

Поставлены следующие задачи:

  • обучить школьника умению читать картину, понимать идейный замысел иллюстрации;
  • выработать умение мыслить логически;
  • получить новую информацию по проблеме;
  • выработать умение создавать текст-описание.

Набор № 1.

  • картинка с иллюстрацией Круговорота углерода в природе;
  • набор пустых гексов.

Ученики получают пустые гексы:

Пустые гексы

Примеры составленных учениками гекса:

Группа 1 (составлен рассказ по данному гексу):

Гекс по рассказу группы 1

Группа 2 (составлен рассказ по данному гексу):

Гекс по рассказу группы 2

Вывод

В процессе ТРКМ и реализации метода шестиугольного обучения повышается познавательный интерес у обучающихся. Школьники учатся анализировать учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств. Данный метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

  • организация работы в группах, парах, индивидуально;
  • интерактивность, наглядность;
  • эффективная систематизация материала;
  • реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
  • активизация обучающихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
  • адаптивность к разным возрастным группам;
  • эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.

Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.

Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.

Список источников:

  1. Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология — Режим доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Красноярск: 2001. — с. 102.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — c. 416.
  4. Грудзинская Е.Ю. Использование возможностей технологии развития критического мышления в подготовке управленческих кадров/ Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы. Сборник статей. М.:ЦГЛ, 2007. — c. 304.; с.225-235.
  5. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(6). Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. — c. 181-188.
  6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. — c. 284.
  7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  8. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  9. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  10. Заир-Бек С.И., Марико В.В., Швец И.М. Работа со взрослыми: вверх по горизонтали// Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо.2006, т. 7, № 1. — c.11-19.
  11. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — c. 175.
  12. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Изд. «Арена», 1994. — c. 223.
  13. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании//Педагогика. 1996. №2. — c.14-21.
  14. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  15. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. — СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  16. Равен Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы /Пер. с англ. М.: «Когито-центр», 1999. — c. 144.
  17. Тягло А.В., Воропай В.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. — c. 285
  18. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — c. 512.
  19. https://www.classtools.net/hexagon/
  20. http://pamhook.com/solo-apps/hexagon-generator/
  21. http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioritisation/
  22. http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.