Электронные образовательные ресурсы в организации учебного процесса по технологии в школе
Оценка 5

Электронные образовательные ресурсы в организации учебного процесса по технологии в школе

Оценка 5
Статья
04.04.2020

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Современное понимание слова «технология» включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.

В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)– это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

В основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса, лежит компьютерная обработка и представление разнотипной информации. Иными словами, понятие «средства ИКТ» тесно связаны с понятием «мультимедиа». Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» имеет сразу несколько разных значений.

Мультимедиа- это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением.

В настоящее время практически невозможно найти область знаний, в которой не существовало бы электронных информационных мультимедийных энциклопедий, справочников и учебных пособий. Подавляющее большинство из них является гипермедиа-системой, сочетающей текст, статичные изображения (рисунки, фотографии), аудио и видеофрагменты. Образовательная деятельность тесно связана с использованием всевозможных мультимедийных ресурсов. В этом случае решаются определенные задачи и учитываются различные целевые аудитории: – обучаемые (например, в целях самостоятельного изучения предмета, в целях основного или дополнительного источника информации) – преподаватели (например, как сырье при подготовке уроков, как источник для организации самостоятельной работы обучаемых)

В основе классификации мультимедиа-ресурсов могут лежать разные критерии.

В частности, можно учитывать, что внедрение мультимедиа-ресурсов в учебный процесс школы происходит в соответствии с двумя основными направлениями.

Образовательные мультимедиа-ресурсы, внедряемые согласно первому направлению, включаются вучебный процесс вкачестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае информационные ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной сучетом, контролем иоценкой знаний школьников.

Второе направление внедрения мультимедиа-ресурсов представляет собой более сложный процесс, приводящий кизменению содержания образования, пересмотру методов иформ организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных наиспользовании содержательного наполнения информационных источников вотдельных школьных дисциплинах.

Основными видами электронных информационных ресурсов образовательного назначения, которые могут быть основаны на использовании мультимедиа-технологий, являются:

  • информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы;
  • прикладные мультимедиа-энциклопедии;
  • мультимедиа-средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков школьников;
  • электронные тренажеры;
  • мультимедиа-средства для моделирования;
  • мультимедиа-средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
  • автоматизированные обучающие системы;
  • электронные мультимедиа-учебники;
  • экспертные обучающие системы;
  • интеллектуальные обучающие системы.

Это перечисление задает описание основных групп всех возможных мультимедиа-ресурсов. При этом каждый из возможных стандартных видов мультимедиа-ресурсов попадает под одно изнижеследующих описаний.

Информационно-поисковые и справочные мультимедиа-системы предназначены для ввода, хранения, поиска ипредъявления информации учителям, школьникам иродителям. Кчислу подобных систем могут быть отнесены различные гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала ибыстрый поиск мультимедиа-информации потем или иным признакам.

Большое распространение получили также всевозможные базы данных. Системы управления базами данных обеспечивают возможность поиска и сортировки мультимедиа-информации. Базы данных могут использоваться вучебном процессе школы для организации предъявления содержания учебного материала иего анализа. Современный учебный процесс испытывает потребность вспециализированных учебных базах данных, адаптированных для самостоятельной работы школьников сцелью поиска ианализа необходимой информации.

Прикладные мультимедиа-энциклопедии, представляют собой совокупность учебных информационных модулей вместе ссоответствующей системой управления.

Прикладные мультимедиа-энциклопедии порождают одну изнаиболее распространенных форм для разработки образовательных мультимедиа-ресурсов. Прикладная мультимедиа-энциклопедия может соответствовать как одной школьной дисциплине, так игруппе дисциплин.

Современная вариативная система обучения испытывает потребность вмультимедиа-энциклопедиях, предусматривающих для каждой темы или понятия несколько альтернативных модулей вцелях обеспечения возможности адаптации кразличным условиям обучения. Модули должны различаться ориентацией наразличные группы учителей или учащихся, методическими особенностями, подробностью истилем изложения материала, ссылками наразличные примеры и т. п.

Совершенствование энциклопедии заключается вразработке идобавлении новых модулей, вкорректировке или устранении устаревшего материала, развитии системы управления. При этом совершенствование возможно нетолько заранее определенным кругом авторов или специалистов вданной предметной области, ноирядовыми учителями, создающими свои версии мультимедиа-ресурсов.

Напрактике подобное расширение энциклопедий происходит локально накомпьютерах конкретных педагогов ишкольников или непосредственно наместе публикации энциклопедии спомощью телекоммуникационных средств. Система управления прикладной мультимедиа-энциклопедии выполняет такие функции, как управление версиями информационного мультимедиа-ресурса, ведение словарей, управление гиперссылками, согласование форматов данных идр.

Основой для создания иклассифицирования прикладной электронной энциклопедии является структурирование знаний, выделение понятий предметной области иотношений между ними. Все это лежит воснове построения системы управления структурированными знаниями энциклопедии ииспользуется для унификации интерфейсов модулей при разработке версий данного мультимедиа-ресурса.

Мультимедиа-средства для контроля иизмерения уровня знаний школьников достаточно широко представлены втелекоммуникационных средах инашли обширное применение вобщем среднем образовании ввиду относительной легкости ихсоздания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, спомощью которых преподаватель, даже незнакомый сосновами программирования, всостоянии скомпоновать перечни вопросов ивозможных ответов потой или иной учебной теме школьной программы. Как правило, задачей школьника является выбор одного правильного ответа изряда предлагаемых ответов. Потребность системы школьного образования втаких мультимедиа-ресурсах обусловлена необходимостью разгрузить учителей отрутинной работы повыдаче индивидуальных контрольных заданий ипроверке правильности ихвыполнения.

Это особенно актуально вусловиях массовой школьной подготовки инеобходимостью соотнесения результатов обучения стребованиями государственных образовательных стандартов. Многократный иболее частый контроль знаний, втом числе исамоконтроль, стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.

Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений инавыков. Такие мультимедиа-ресурсы требуются вучебном процессе для обучения действиям вусловиях сложных идаже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий, когда использование реальных установок для тренировок нежелательно поцелому ряду причин.

Все мультимедиа-ресурсы, используемые всистеме общего среднего образования, должны удовлетворять дидактическим требованиям, предъявляемым ктрадиционным учебным изданиям, таким как учебники, учебные иметодические пособия.

Список литературы:

  1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4.
  2. Гасумова С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: Учебное пособие / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 c.
  3. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Москва: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. - 328 с.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2007. - 42с.
  5. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: - Барнаул: БГПУ, 2006.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.