Электронные образовательные ресурсы в организации учебного процесса по технологии в школе
Оценка 5

Электронные образовательные ресурсы в организации учебного процесса по технологии в школе

Оценка 5
Статья
04.04.2020

Рассмотрим стандартные дидактические требования кмультимедиа-ресурсам.

Требование обеспечения научности обучения означает достаточную глубину, корректность инаучную достоверность изложения содержания учебного материала, предоставляемого ресурсом сучетом последних научных достижений. Всоответствии спотребностями системы общего среднего образования процесс усвоения учебного материала спомощью мультимедиа-ресурсов должен строиться сучетом основных методов научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция идедукция, анализ исинтез, моделирование исистемный анализ.

Требование обеспечения доступности обучения означает необходимость определения степени теоретической сложности иглубины изучения учебного материала сообразно возрастным ииндивидуальным особенностям школьников. Недопустима чрезмерная усложненность иперегруженность учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучающегося.

Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено сущностью ихарактером учебно-познавательной деятельности. Когда школьник сталкивается сучебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень выполнимости данного дидактического требования спомощью мультимедиа-ресурсов может быть значительно выше, чем при использовании традиционных учебников ипособий.

Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, ихмакетов или моделей иихличное наблюдение учащимся. Распространение систем виртуальной реальности позволит вближайшем будущем говорить нетолько онаглядности, но и о полисенсорности обучения.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности иактивизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедиа-средствами самостоятельных действий учащихся поизвлечению учебной информации при четком понимании конечных целей изадач учебной деятельности. При этом осознанным для учащегося является тосодержание, накоторое направлена его учебная деятельность, поэтому всоответствующих ресурсах должна прослеживаться четкая модель деятельности обучаемого. Мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала. Для повышения активности обучения подсистемы мультимедиа-ресурсов должны генерировать учебные ситуации, формулировать вопросы, предоставлять школьнику возможность выбора той или иной траектории обучения, возможность управления ходом событий.

Требование обеспечения систематичности ипоследовательности обучения означает обеспечение потребности системы обучения впоследовательном усвоении учащимися определенной системы знаний визучаемой предметной области, чтобы знания, умения инавыки формировались вопределенной системе, влогически обоснованном порядке.

Для этого необходимы:

  • предъявление учебного материала всистематизированном иструктурированном виде;
  • учет как ретроспективы, так иперспективы формируемых знаний, умений инавыков при формировании ипредставлении каждой порции учебной информации;
  • учет межпредметных связей изучаемого материала;
  • дидактически обоснованная последовательность подачи учебного материала иобучающих воздействий;
  • организация процесса получения знаний впоследовательности, определяемой логикой обучения;
  • обеспечение связи информации, предъявляемой мультимедиа-ресурсом, спрактикой засчет подбора примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов иявлений.

Требование обеспечения содержательной и функциональной валидности контрольно-измерительных подсистем мультимедиа-ресурсов. Потребности системы обучения накладывают натакие ресурсы требования обеспечения соответствия контрольно-измерительного материала содержанию учебного материала (содержательная валидность) иоцениваемому уровню деятельности школьников (функциональная валидность).

Требование обеспечения надежности виспользовании контрольно-измерительных подсистем мультимедиа-ресурсов определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения учебного материала сиспользованием мультимедиа-ресурсов. Требование отвечает потребностям системы общего среднего образования вобеспечении устойчивости результатов многократного измерения или контроля результативности обучения одного итогоже школьника.

Кроме традиционных дидактических требований, предъявляемых как кмультимедиа-ресурсам, так иктрадиционным изданиям образовательного назначения, кмультимедиа-ресурсам должны предъявляться специфические дидактические требования, обусловленные существующими потребностями системы обучения вшколе ииспользованием преимуществ современных информационных ителекоммуникационных технологий всоздании ифункционировании мультимедиа-ресурсов.

Требование адаптивности подразумевает приспособляемость образовательных мультимедиа-ресурсов к индивидуальным возможностям школьника.

Требование означает приспособление, адаптацию процесса обучения с использованием мультимедиа-ресурсов к уровню знаний иумений, психологическим особенностям обучаемого.

Целесообразно различать три уровня адаптации ресурсов.

Первым уровнем адаптации считается возможность выбора обучаемым наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала.

Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагается содержание иметодика обучения.

Третий уровень адаптации базируется наоткрытом подходе, который непредполагает классифицирования возможных пользователей изаключается втом, что авторы мультимедиа-ресурса стремятся разработать как можно больше вариантов его использования для как можно большего количества школьников.

Требование интерактивности обучения означает, что впроцессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие школьника собразовательными мультимедиа-ресурсами. Такие средства должны обеспечивать диалог иобратную связь. Важной составной частью организации диалога является обязательная адекватная реакция мультимедиа-ресурсов надействие учителей ишкольников. Средства обратной связи осуществляют контроль икорректируют действия учащегося, дают рекомендации подальнейшей работе, осуществляют постоянный доступ ксправочной иразъясняющей информации. При контроле сдиагностикой ошибок порезультатам учебной работы средства обратной связи выдают результаты анализа работы срекомендациями поповышению уровня знаний.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе смультимедиа-ресурсами отвечает потребностям системы общего среднего образования кформированию ушкольников стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения всложной ситуации, умений пообработке информации. Требование системности иструктурно-функциональной связанности представления учебного материала вмультимедиа-ресурсах.

Требование обеспечения формируемости иуникальности заданий вконтрольно-измерительных подсистемах мультимедиа-ресурсов. Задания, предъявляемые школьникам, недолжны полностью существовать доначала измерений или контроля идолжны формироваться случайным образом вмомент работы обучаемого смультимедиа-ресурсами. При этом задания, получаемые разными обучаемыми, должны быть различными, что отвечает потребностям образования вобеспечении объективности иадекватности педагогических измерений.

Требование обеспечения полноты (целостности) инепрерывности дидактического цикла обучения сиспользованием мультимедиа-ресурсов означает, что такие ресурсы должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла впределах одного сеанса работы синформационной ителекоммуникационной техникой.

Сдидактическими требованиями кмультимедиа-ресурсам тесно связаны методические требования.

Методические требования предполагают:

  • учет потребностей обучения конкретной школьной дисциплине, специфики соответствующей науки, еепонятийного аппарата, особенности методов исследования еезакономерностей;
  • возможностей реализации современных методов обработки информации иметодологии реализации образовательной деятельности.

Мультимедиа-ресурсы должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

Всвязи смногообразием реальных технических систем иустройств, атакже всвязи сосложностью ихфункционирования предъявление учебного материала сиспользованием мультимедиа-ресурсов должно строиться сопорой навзаимосвязь ивзаимодействие понятийных, образных идейственных компонентов мышления школьников.

Мультимедиа-ресурсы должны обеспечить отражение системы научных понятий школьной дисциплины ввиде иерархической структуры, каждый уровень которой соответствует определенному внутри дисциплинарному уровню абстракции, атакже обеспечить учет как одноуровневых, так имежуровневых логических взаимосвязей этих понятий.

Подобный подход способствует удовлетворению потребности систем обучения вэффективных методах изложения учебного материала засчет возможности последовательного обхода иерархической структуры иобъяснения научных понятий образовательной области.

Образовательные мультимедиа-ресурсы должны предоставлять школьникам возможность выполнения контролируемых тренировочных действий сцелью поэтапного повышения внутри дисциплинарного уровня абстракции знаний науровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической иэвристической деятельности.

Наряду сучетом дидактических требований кразработке ииспользованию мультимедиа-ресурсов необходимо соблюдение комплекса психологических требований, влияющих наэффективность обучения вшколе. Нижеследующие психологические требования относятся кчислу требований, предъявляемых ковсем без исключения мультимедиа-ресурсам. Представление учебного материала вмультимедиа-ресурсах должно соответствовать нетолько вербально-логическому, ноисенсорно-перцептивному ипредставленческому уровням когнитивного процесса.

Мультимедиа-ресурсы должны создаваться ифункционировать сучетом особенностей таких познавательных психических процессов, как:

  • восприятие (преимущественно зрительное, атакже слуховое, осязательное);
  • внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение иобъем внимания);
  • мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное);
  • воображение;
  • память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, явление замещения информации вкратковременной памяти).

Изложение учебного материала сиспользованием мультимедиа-ресурсов должно быть ориентировано натезаурус илингвистическую композицию конкретного возрастного контингента испецифики подготовки обучаемых.

Мультимедиа-ресурсы должны создаваться ифункционировать сучетом системы знаний школьников изнания языка. Изложение учебного материала должно быть понятно конкретному возрастному контингенту обучаемых, нонедолжно быть слишком простым, поскольку это может привести кснижению внимания. Использование мультимедиа-ресурсов должно быть направлено на развитие ушкольников как образного, так илогического мышления.

Эргономические требования кмультимедиа-ресурсам строятся сучетом возрастных особенностей школьников, обеспечивают повышение уровня мотивации кобучению, устанавливают требования кизображению информации ирежимам работы мультимедиа-ресурсов.

Основным эргономическим требованием является требование обеспечения гуманного отношения кученику, организации вмультимедиа-ресурсах дружественного интерфейса, обеспечения возможности использования обучаемыми необходимых подсказок иметодических указаний, свободной последовательности итемпа работы, что позволит избежать отрицательного воздействия напсихику, создаст благожелательную атмосферу науроках вшколе.

Требования здоровьесберегающего характера, предъявляемые кразработке ииспользованию мультимедиа-ресурсов, соответствуют гигиеническим требованиям исанитарным нормам работы школьников скомпьютерной техникой.

Мультимедиа-ресурсы должны быть разработаны ииспользованы таким образом, чтобы время работы обучаемого сресурсом непревышало санитарные нормы работы ссоответствующей компьютерной техникой. Несоответствие этим требованиям приведет или кневосприятию части мультимедиа-информации учащимися (вслучае стребованиями возрастных особенностей), или кухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования). Помере проникновения мультимедиа-ресурсов вучебный процесс школы всистеме общего среднего образования возрастает потребность вкачественной документации, сопровождающей мультимедиа-ресурсы.

Требования коформлению документации намультимедиа-ресурсы обосновывают необходимость проверки корректности, полноты иподробности оформления методических указаний иинструкций для пользователей. Создание ииспользование мультимедиа-ресурсов должно сопровождаться соответствующим документированием сцелью обеспечения интерфейса между разработчиками, заказчиками, учителями ишкольниками, атакже для обеспечения возможности освоения исовершенствования функций мультимедиа-ресурса. Документация кресурсам должна быть полной и обеспечивать неснижаемую эффективность ихиспользования вобучении школьников.

Список литературы:

  1. Андреева А. А. Анализ практики использования средств мультимедиа в образовании школьников // Молодой ученый. — 2017. - №11.2. - С. 3-6.
  2. Киселев С. В. Средства мультимедиа : учебное пособие - Москва: Академия, 2009. - 64 с.: ил.. - Непрерывное профессиональное образование. Оператор ЭВМ. - Библиогр.: с. 63.. - ISBN 978-5-7695-5707-1.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /, 2003. 272 с.
  4. Хилько М.Е. Ткачева М. С.Конспектлекций. Возрастная психология: краткий курслекций. Издатель: Юрайт-Издат, 2012
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.