Использование мультимедийных приложений и программ в предметной подготовке по технологии в школе.
Оценка 4.8

Использование мультимедийных приложений и программ в предметной подготовке по технологии в школе.

Оценка 4.8
Статья
04.04.2020

Планируемые методы обучения должны основываться на практическом использовании новейших средств обучения, к числу которых наряду с компьютерной и телекоммуникационной техникой относятся и специально разработанные мультимедийные ресурсы и средства обучения.

На уровне пассивных форм используются:

  • персональные компьютеры;
  • мультимедийные технические средства;
  • локальная сеть;
  • специальные программы и приложения.

Уровень активной формы предполагает использование:

  • мультимедийных программ;
  • мультимедийных ресурсов;
  • дополнительных интерактивных пособий, схем, таблиц, учебников.

Для проектирования на третьем уровне организационных форм необходимы современные средства телекоммуникаций, персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, мультимедийные средства проектирования, виртуальные лаборатории.

Активные формы предполагают целенаправленное использование учеником умений оперирования с учебной информацией, зрелых мотивов деятельности и познавательной активности. Поэтому от учителя требуется умение постановки проблемных ситуаций, использование проблемно-эвристических заданий различного уровня.

На проектном уровне создание собственного мультимедийного ресурса ориентирует ученика на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, готовность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, оперировать с различными мультимедийными программами и средствами.

Компетентность же учителя определяется способностью и готовностью развивать информационную образовательную среду, реализовывать телекоммуникационные и интерактивные проекты, быть экспертом ученических проектов. Включение педагога в новые виды деятельности происходит поэтапно, в ходе их освоения. Эта деятельность основана на активном взаимодействии педагога с мультимедийной образовательной средой. Можно утверждать, что во время такого контакта педагог удовлетворяет свои профессиональные и личностные потребности, а значит, обязательно придает этой деятельности некоторый смысл.

Вполне очевидно, что на уроке с мультимедийной поддержкой мультимедиа используются для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Мультимедийные технологии применяются им на определенном этапе урока для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала, для отработки определенных учебных умений, для контроля знаний.

К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются опорные сигналы. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д. Даже в таком режиме заметно меняются условия проведения урока. Учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Учащимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом с помощью учеников учитель реализует задуманное.

Определенный шаг вперед сделан в последние годы, когда с появлением в школах проекторов и особенно интерактивной доски, других интерактивных инструментов на образовательном рынке появились виртуальные лаборатории, конструкторы виртуальных экспериментов, интерактивные плакаты, интерактивные модули, тренажеры, симуляторы. Пожалуй, впервые медиа издательства стали предлагать свою продукцию не для домашнего пользования, а для образовательных учреждений.

Так появились электронные пособия, ориентированные не только на индивидуальные, но и на фронтальные, групповые формы обучения. Помимо владения готовыми электронными учебными пособиями учителю все чаще приходится не только готовить авторские мультимедийные уроки, но и разрабатывать тренажеры, тестеры, электронные дидактические игры.

Мультимедийные средства, предоставляют широкую возможность их использования, как в учебное время, так и для самостоятельной работы в домашних условиях. На сегодняшний момент большинство учителей считают мультимедийные технологии неотъемлемой частью процесса обучения в курсе технологии.

Результативность усвоения учащимися курса технологии во многом зависит от того, как организован и с применением каких мультимедийных средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • научно обоснованная учебная программа курса технология;
  • оптимальная методика проведения занятий;
  • соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и мультимедийные средства обучения.

По функциональному назначению мультимедийные средства обучения обычно делят на три основных класса:

Контролирующие учебный процесс: с использованием печатных раздаточных материалов (самостоятельные работы, контрольные, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.

Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, презентации, компьютерные модели физических экспериментов и т.д.);

Обучающие: практическое выполнение учебных заданий; С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными.

Каждый учитель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами. Качество изучения предмета «Технология» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы и использования ее элементов в процессе обучения.

В качестве примера рассмотрим практическое задание.

Например, при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» целесообразно использование программы конструирования RedCafe.

Редактор одежды RedCafe предназначен для автоматического построения выкроек одежды и последующего их редактирования. Программа открывает широкие возможности моделирования, редактирования выкроек. С ее помощью учащимся нужно разработать к школьной спартакиаде модель футболки с логотипом.

Преимущество этой программы в том, что она позволяет вносить изменения, не перерисовывая всё изделие или его часть. Выполненная учащимся модель должна быть разная по конструкции, иметь композиционную завершенность, а основной акцент сделан на эмблеме, которая должна соответствовать выбранной идее, отражать тематику, быть распознаваемой.

При разработке модели у школьников формируются знания об особенностях фигуры человека, линиях фигуры, закрепляются умения выполнять моделирование путем изменения чертежа-основы.

В процессе конструирования швейных изделий, в создании новой оригинальной модели учащиеся распознают, различают, оценивают продукт труда, изобретают новые виды отделки, находят новые способы решения задач, анализируют свою работу.

Использование в традиционном учебном процессе интерактивных электронных средств передачи информации (например, интерактивных досок) крайне эффективно и является прогрессивным методом обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат.

Следует отметить, что использование мультимедийных средств обучения соответствует привычному способу восприятия информации, которым отличается современное поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Использование интерактивных досок в учебном процессе, позволяет разнообразить изучение предмета. Педагог получает возможность давать материал лекционно, одновременно используя Интернет-ресурсы, видео- и аудиоматериалы, обучающие программы, текст, тренажёры, информационно-аналитические системы, справочно-информационные системы, общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Кроме того, крайне удобно то, что делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц.

Так в преподавании курса «Технология» интерактивная доска помогает усваивать материал не только устно, но и наглядно. Чаще всего в образовательных учреждениях кабинет для преподавания данной дисциплины предназначен для проведения не только теоретической, но и практической части на которых учащиеся приобщаются к практической деятельности. На базе кабинетов по технологии строится также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.

Рассмотрим задачи применения мультимедийных средств обучения в образовательном процессе:

  • стимулирование когнитивных процессов познания учащихся, в первую очередь влияющих на восприятие и осознание учебного материала;
  • повышение мотивации познавательной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм обучения, расширение количества и доступности различных источников информации, обеспечение удобства её получения;
  • уменьшение противоречий между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение.
  • развитие навыков совместной работы и коллективного познания;
  • повышение общекультурного уровня обучающихся, способствование их эстетическому воспитанию.

Таким образом, можно сделать вывод что, мультимедийные продукты и ресурсы предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения (Б. Андерсен, К. ван ден Бринк):

  • одновременное использование нескольких каналов восприятия в процессе обучения, что позволяет достичь интеграции информации, доставляемой различными органами чувств;
  • имитация экспериментов и сложных реальных процессов;
  • визуализация абстрактной информации и динамических процессов;
  • развитие когнитивных структур личности, включающих изучаемый материал в учебный, социальный, исторический контексты и формирующих системную интерпретацию изучаемого материала для учащихся.

Фактически основной смысл применения средств мультимедиа в образовании сводится к реализации традиционного дидактического принципа наглядности и более современного принципа интерактивности в процессе обучения в новых условиях развития образования и научно-технического процесса.

В заключение необходимо остановиться на сложностях и недостатках применения мультимедийных средств обучения в учебном процессе, которые раскрывают также проблемы создания и применения учебных презентаций:

  • Не все учащиеся и не в любой учебной ситуации могут воспользоваться той свободой, которую предоставляют мультимедийные средства в процессе организации самостоятельной работы и в самообучении.
  • Рассеивание внимания. При использовании сложных и запутанных способов представления информации, нарушении логики изложения материала в угоду красочности и насыщенности предоставляемой информации часто возникает рассеивание либо отвлечение внимания учащихся. Более того, возможности людей (а особенно детей в определённом возрасте) в одновременном использовании различных органов чувств ограничены, что может сказаться негативно на образовательном потенциале мультимедийных материалов.
  • Отсутствие выборочной обратной связи зачастую приводит к невозможности учитывать индивидуальные особенности учащегося.
  • Ограниченность компьютерного моделирования. Никакое мультимедийное средство обучения не сможет в полной мере заменить натуральные объекты и реальные опыты.
  • Недостаточная подготовленность педагогов и обучающихся к использованию в своей работе средств мультимедиа, а также в процессе организации совместной познавательной деятельности. В связи с этим ряд традиционных форм и методов обучения не сочетается с применением МСО и требует своего совершенствования.
  • Достаточно высокая сложность создания мультимедийных материалов и продуктов.
  • Технические сложности и ограничения, связанные в конечном итоге с компетентностью педагога в области применения информационно-коммуникационных технологий, а также с учётом их в своей работе.

Список литературы:

  1. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Чебоксары, 2000.
  2. Есипова А. А., Степанова И. А. Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. - 2016. - №6.1. - С. 48-51.
  3. Мантуленко В.В. Мультимедиа в современном образовании / Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 6: межвузовский сборник научных статей / под ред. М.Д. Горячева - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2006.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
  5. Сиротенко Э.А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) - М.: Альфа-М, 2010, 100-108 с.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.