Планируемые методы обучения должны основываться на практическом использовании новейших средств обучения, к числу которых наряду с компьютерной и телекоммуникационной техникой относятся и специально разработанные мультимедийные ресурсы и средства обучения.
На уровне пассивных форм используются:
Уровень активной формы предполагает использование:
Для проектирования на третьем уровне организационных форм необходимы современные средства телекоммуникаций, персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, мультимедийные средства проектирования, виртуальные лаборатории.
Активные формы предполагают целенаправленное использование учеником умений оперирования с учебной информацией, зрелых мотивов деятельности и познавательной активности. Поэтому от учителя требуется умение постановки проблемных ситуаций, использование проблемно-эвристических заданий различного уровня.
На проектном уровне создание собственного мультимедийного ресурса ориентирует ученика на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, готовность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, оперировать с различными мультимедийными программами и средствами.
Компетентность же учителя определяется способностью и готовностью развивать информационную образовательную среду, реализовывать телекоммуникационные и интерактивные проекты, быть экспертом ученических проектов. Включение педагога в новые виды деятельности происходит поэтапно, в ходе их освоения. Эта деятельность основана на активном взаимодействии педагога с мультимедийной образовательной средой. Можно утверждать, что во время такого контакта педагог удовлетворяет свои профессиональные и личностные потребности, а значит, обязательно придает этой деятельности некоторый смысл.
Вполне очевидно, что на уроке с мультимедийной поддержкой мультимедиа используются для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Мультимедийные технологии применяются им на определенном этапе урока для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала, для отработки определенных учебных умений, для контроля знаний.
К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются опорные сигналы. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д. Даже в таком режиме заметно меняются условия проведения урока. Учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Учащимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом с помощью учеников учитель реализует задуманное.
Определенный шаг вперед сделан в последние годы, когда с появлением в школах проекторов и особенно интерактивной доски, других интерактивных инструментов на образовательном рынке появились виртуальные лаборатории, конструкторы виртуальных экспериментов, интерактивные плакаты, интерактивные модули, тренажеры, симуляторы. Пожалуй, впервые медиа издательства стали предлагать свою продукцию не для домашнего пользования, а для образовательных учреждений.
Так появились электронные пособия, ориентированные не только на индивидуальные, но и на фронтальные, групповые формы обучения. Помимо владения готовыми электронными учебными пособиями учителю все чаще приходится не только готовить авторские мультимедийные уроки, но и разрабатывать тренажеры, тестеры, электронные дидактические игры.
Мультимедийные средства, предоставляют широкую возможность их использования, как в учебное время, так и для самостоятельной работы в домашних условиях. На сегодняшний момент большинство учителей считают мультимедийные технологии неотъемлемой частью процесса обучения в курсе технологии.
Результативность усвоения учащимися курса технологии во многом зависит от того, как организован и с применением каких мультимедийных средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:
По функциональному назначению мультимедийные средства обучения обычно делят на три основных класса:
Контролирующие учебный процесс: с использованием печатных раздаточных материалов (самостоятельные работы, контрольные, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, презентации, компьютерные модели физических экспериментов и т.д.);
Обучающие: практическое выполнение учебных заданий; С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными.
Каждый учитель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами. Качество изучения предмета «Технология» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы и использования ее элементов в процессе обучения.
В качестве примера рассмотрим практическое задание.
Например, при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» целесообразно использование программы конструирования RedCafe.
Редактор одежды RedCafe предназначен для автоматического построения выкроек одежды и последующего их редактирования. Программа открывает широкие возможности моделирования, редактирования выкроек. С ее помощью учащимся нужно разработать к школьной спартакиаде модель футболки с логотипом.
Преимущество этой программы в том, что она позволяет вносить изменения, не перерисовывая всё изделие или его часть. Выполненная учащимся модель должна быть разная по конструкции, иметь композиционную завершенность, а основной акцент сделан на эмблеме, которая должна соответствовать выбранной идее, отражать тематику, быть распознаваемой.
При разработке модели у школьников формируются знания об особенностях фигуры человека, линиях фигуры, закрепляются умения выполнять моделирование путем изменения чертежа-основы.
В процессе конструирования швейных изделий, в создании новой оригинальной модели учащиеся распознают, различают, оценивают продукт труда, изобретают новые виды отделки, находят новые способы решения задач, анализируют свою работу.
Использование в традиционном учебном процессе интерактивных электронных средств передачи информации (например, интерактивных досок) крайне эффективно и является прогрессивным методом обучения, при котором целенаправленная передача знаний сопровождается экономией времени и затрат.
Следует отметить, что использование мультимедийных средств обучения соответствует привычному способу восприятия информации, которым отличается современное поколение учащихся, выросшее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Использование интерактивных досок в учебном процессе, позволяет разнообразить изучение предмета. Педагог получает возможность давать материал лекционно, одновременно используя Интернет-ресурсы, видео- и аудиоматериалы, обучающие программы, текст, тренажёры, информационно-аналитические системы, справочно-информационные системы, общее и специальное прикладное программное обеспечение и т.д. Кроме того, крайне удобно то, что делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц.
Так в преподавании курса «Технология» интерактивная доска помогает усваивать материал не только устно, но и наглядно. Чаще всего в образовательных учреждениях кабинет для преподавания данной дисциплины предназначен для проведения не только теоретической, но и практической части на которых учащиеся приобщаются к практической деятельности. На базе кабинетов по технологии строится также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. Поэтому интерактивная доска является неотъемлемой частью обучения по данному курсу.
Рассмотрим задачи применения мультимедийных средств обучения в образовательном процессе:
Таким образом, можно сделать вывод что, мультимедийные продукты и ресурсы предоставляют следующие возможности для повышения эффективности процесса обучения (Б. Андерсен, К. ван ден Бринк):
Фактически основной смысл применения средств мультимедиа в образовании сводится к реализации традиционного дидактического принципа наглядности и более современного принципа интерактивности в процессе обучения в новых условиях развития образования и научно-технического процесса.
В заключение необходимо остановиться на сложностях и недостатках применения мультимедийных средств обучения в учебном процессе, которые раскрывают также проблемы создания и применения учебных презентаций:
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.