Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и технологиях. При планировании изучения конкретного раздела курса технологии в качестве целей уроков и организации внеурочной деятельности ставятся задачи, связанные с применением мультимедиа-средств на занятиях по технологии.
В практике преподавания курса «Технология» широко используются традиционные средства обучения:
Мультимедийные средства являются инновацией и позволяют совершенствовать образовательный процесс. Рассмотрим особенности их применения при изучении различных разделов по технологии.
Например, при изучении раздела «Растениеводство» возможно организовать семинар по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры» по нижеприведенному плану:
В процессе проведения такой работы у школьников:
Предложенные практические задания могут быть проделаны учащимися самостоятельно (можно предложить выполнить дома), а на уроке целесообразно провести анализ и коррекцию выводов.
Еще в качестве примера рассмотрим практическое задание межпредметного содержания в 6 классе при изучении темы «Домашняя библиотека. Картины» (Раздел «Интерьер жилого дома»).
Школьникам в программе Photoshop (с фотографией интерьера заранее заготовленной учителем) предлагается разработать варианты размещения картин разных форм (квадратных, овальных прямоугольных) с учетом следующих эстетических характеристик: соответствие формы картины интерьеру, соблюдение пропорции графического объекта, использование и сочетание цветового решения, оригинальность композиционного решения.
Подобные задания позволяют формировать у школьников знания основ композиции и законов восприятия цвета при создании предметов интерьера и умения определять соответствие композиционного решения изделия интерьеру.
Приведем пример межпредметного содержания урока технологии «Моделирование фартука» (5 класс) в рамках проекта «Изготовление рабочей одежды» и учебного предмета «информатика».
Цель урока: построить эскиз фартука, используя возможности программы PAINT. Учащиеся работают в следующей последовательности:
Этап 1. Построение эскиза фартука (учащиеся разрабатывают в программе Paint эскиз фартука).
Этап 2. Подбор цвета фартука.
Этап 3. Выбор косынки к фартуку (учащимся предлагается выбрать из множества косынок (заранее нарисованных учителем в Paint) одну, подходящую по цвету к их модели фартука).
На каждом этапе учащиеся должны объяснить свой выбор. После выполнения работы учащихся представляются экспертам. Определение баллов осуществляется экспертной комиссией.
В качестве примера рассмотрим изучение раздела «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов». При проведении урока «Роспись изделий бытового назначения», возможно проведение онлайн экскурсии в мастерскую и/или в музей народного творчества. Благодаря онлайн экскурсии учащиеся знакомятся с видами народного творчества, образцами изделий (Городецкой, Хохломской, Ивановской и другими видами росписей).
Формы подведения итогов посещения музея могут быть достаточно разнообразными: доклады по истории развития росписи на Руси, фотографии, эссе о видах росписи предметов быта и др. После посещения музея школьникам предлагается выполнить практическую работу по росписи кухонной утвари в той или иной технике. Выполненные учащимися работы можно оценить с помощью экспертов (учителей, специалистов производственной сферы и др.).
Список литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.