Использование мультимедийных приложений и программ в предметной подготовке по технологии в школе.
Оценка 4.8

Использование мультимедийных приложений и программ в предметной подготовке по технологии в школе.

Оценка 4.8
Статья
04.04.2020
Использование мультимедийных приложений и программ в предметной подготовке по технологии в школе.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и технологиях. При планировании изучения конкретного раздела курса технологии в качестве целей уроков и организации внеурочной деятельности ставятся задачи, связанные с применением мультимедиа-средств на занятиях по технологии.

В практике преподавания курса «Технология» широко используются традиционные средства обучения:

  • учебники и учебные пособия;
  • плакаты;
  • раздаточный материал;
  • макеты;
  • стенды;
  • модели в разрезе;
  • учебные приборы и т.д..

Мультимедийные средства являются инновацией и позволяют совершенствовать образовательный процесс. Рассмотрим особенности их применения при изучении различных разделов по технологии.

Например, при изучении раздела «Растениеводство» возможно организовать семинар по теме «Комнатные растения в интерьере квартиры» по нижеприведенному плану:

  1. Презентации учащимися растений своей квартиры (фотографии,
    видео).
  2. Презентации с изображением растений, которые бы учащиеся хотели видеть у себя дома (рисунки, фотографии эскизы, вырезки из журналов
    и т.п.).
  3. Обсуждение презентаций совместно с флористом.

В процессе проведения такой работы у школьников:

  • формируются знания о приемах размещения комнатных растений в интерьере и особенностях декоративного цветоводства;
  • закрепляются умения сочетать комнатные растения с интерьером помещения и между собой;
  • формируется осознание значимости эстетичности и экологичности интерьера для поддержания жизнедеятельности человека.

Предложенные практические задания могут быть проделаны учащимися самостоятельно (можно предложить выполнить дома), а на уроке целесообразно провести анализ и коррекцию выводов.

Еще в качестве примера рассмотрим практическое задание межпредметного содержания в 6 классе при изучении темы «Домашняя библиотека. Картины» (Раздел «Интерьер жилого дома»).

Школьникам в программе Photoshop (с фотографией интерьера заранее заготовленной учителем) предлагается разработать варианты размещения картин разных форм (квадратных, овальных прямоугольных) с учетом следующих эстетических характеристик: соответствие формы картины интерьеру, соблюдение пропорции графического объекта, использование и сочетание цветового решения, оригинальность композиционного решения.

Подобные задания позволяют формировать у школьников знания основ композиции и законов восприятия цвета при создании предметов интерьера и умения определять соответствие композиционного решения изделия интерьеру.

Приведем пример межпредметного содержания урока технологии «Моделирование фартука» (5 класс) в рамках проекта «Изготовление рабочей одежды» и учебного предмета «информатика».

Цель урока: построить эскиз фартука, используя возможности программы PAINT. Учащиеся работают в следующей последовательности:

Этап 1. Построение эскиза фартука (учащиеся разрабатывают в программе Paint эскиз фартука).

Этап 2. Подбор цвета фартука.

Этап 3. Выбор косынки к фартуку (учащимся предлагается выбрать из множества косынок (заранее нарисованных учителем в Paint) одну, подходящую по цвету к их модели фартука).

На каждом этапе учащиеся должны объяснить свой выбор. После выполнения работы учащихся представляются экспертам. Определение баллов осуществляется экспертной комиссией.

В качестве примера рассмотрим изучение раздела «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов». При проведении урока «Роспись изделий бытового назначения», возможно проведение онлайн экскурсии в мастерскую и/или в музей народного творчества. Благодаря онлайн экскурсии учащиеся знакомятся с видами народного творчества, образцами изделий (Городецкой, Хохломской, Ивановской и другими видами росписей).

Формы подведения итогов посещения музея могут быть достаточно разнообразными: доклады по истории развития росписи на Руси, фотографии, эссе о видах росписи предметов быта и др. После посещения музея школьникам предлагается выполнить практическую работу по росписи кухонной утвари в той или иной технике. Выполненные учащимися работы можно оценить с помощью экспертов (учителей, специалистов производственной сферы и др.).

Список литературы:

  1. Андерсен Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
  3. Наговицына Т.В. Формирование эстетического вкуса у школьников при обучении технологии: дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013.
  4. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995. Кн.1. – 512 с.
  5. Метод проектов в технологическом образовании школьников / под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-граф, 2003.
04.04.2020