Современное общество характеризуется глобальными социально-экономическими переменами, связанными с внедрением информационных технологий в сферы промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, управления, науки и культуры, что неизбежно влечет за собой принципиально новые формы организации образовательного процесса.
Информационное пространство, в котором живут дети, существенно изменилось за последние десятилетия, выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно изменились предпочтения детей к форме подачи информации. На фоне роста у подростков и молодежи интереса к Интернету как к средству коммуникации, получения интересной информации, развлечения, самовыражения происходит падение интереса учащихся к учебе в школе. Как использовать этот интерес на благо образования? Внедрить ИКТ в образовательный процесс.
В условиях информатизации образования в учреждениях образования необходимо осуществить системное внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, предусмотреть повышение квалификации педагогов в плане повышения ИКТ-компетентности, адекватной современному уровню развития ИКТ.
Использование компьютера в работе учителя имеет ряд больших плюсов:
Целью нашего курса является рассмотрение частного случая применения ИКТ - выявление возможностей использования табличного редактора Microsoft Excel (далее Excel) в профессиональной деятельности учителя математики. Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа и отображения информации в виде электронных таблиц. Программу рекомендуется использовать в случае, когда необходимо работать с большой таблицей, для построения диаграмм, проведения расчетов. Первоначально программа была создана как средство для подготовки и оформления офисных документов: сводок, ведомостей, счет-фактур, накладных и т.д. С течением времени программа превратилась в мощный инструмент анализа данных. С помощью дополнительной программы «Мастера диаграмм» результаты аналитической работы представляются в графической форме, что наглядно, улучшает восприятие данных, раскрывает динамику анализируемых показателей, украшает отчет.
Приложение Microsoft Excel незаменимо в работе учителя образовательного учреждения. Программа обладает богатым арсеналом математических, статистических, логических и других функций (всего несколько сотен), которые позволяют производить любые расчеты с данными, проводить статистические исследования успеваемости, формировать отчеты, проводить автоматическое тестирование и т.д.
Примеры использования Excel в образовательном учреждении:
Когда необходимо использовать программу Excel?
На уроках математики электронные таблицы применяются чаще всего для создания, форматирования таблиц данных, проведения расчетов, решения задач, которые можно представить в виде таблиц, а также для построения диаграмм, описывающих динамику изучаемых процессов. С помощью этой программы могут создаваться тесты по математике и кроссворды, с которыми учащиеся могут работать индивидуально или коллективно.
Важно, чтобы учитель учитывал особенности организации уроков с использованием Excel:
Microsoft Excel является составной частью офисного пакета Microsoft Office, тесно интегрированный с остальными приложениями, входящими в пакет, что позволяет импортировать и экспортировать данные из других приложений, создавать связанные документы и сохранять единый стиль в них.
Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Таблицы Google — одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. Таблицы Google являются сетевым аналогом электронных таблиц MS Excel, им присущи все возможности таблиц Excel.
Google-таблицы позволяют импортировать таблицы, диаграммы и графики, созданные в программе MS Excel, и редактировать их. Google может стать основой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся. Этот сервис можно использовать для систематизации учебного материала, анализа информации с последующим построением диаграмм или графиков, для оформления результатов лабораторных работ, домашних исследований и экспериментов в разных видах деятельности.
В связи с расширением материальной базы, созданием сети в компьютерных классах, у учителя появилась возможность более эффективного применения информационных технологий на уроках. Учитель, владеющий компьютерной грамотностью, имеет возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. С методической точки зрения определенный интерес при обучении математике представляет работа с электронными таблицами MS Excel. Современные табличные редакторы позволяют применять многочисленные средства автоматизации решения задач, обладают широкими графическими возможностями. Основное назначение программы MS Excel — автоматизация расчетов в табличной форме. Рассмотрим возможности применения электронных таблиц для организации учебно-познавательного процесса на уроках математики, организации самостоятельной, групповой работы.
Начиная с 7 класса, идет постепенное изучение свойств функций и функциональных зависимостей. Рассматриваются различные классы функций: начиная с простейших линейных функций и их графиков, затем следуют квадратичные функции, функции обратной пропорциональности и дробно-линейные функции. В старших классах вводятся тригонометрические функции, и, наконец, показательные и логарифмические функции. При прохождении учебных тем, связанных с изучением свойств функций, графическими способами решения уравнений и систем уравнений, наблюдается формальное отношение со стороны учащихся. На уроке учащиеся при изучении преобразований графиков функций чаще всего успевают построить в тетради 2-3 графика, дети с медленным темпом работы, слабыми вычислительными навыками отстают и часто просто переписывают с доски текст, не вникая в суть действий. Ещё достаточно часто педагоги выполняют построения графиков на обычной доске, не используя компьютерные программы.
Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышает эффективность обучения, познавательную активность. В памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, ⅓ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик активно участвует в процессе. Использование компьютерных программ для построения графиков функций и уравнений, изучения их свойств дает возможность рассмотреть большее количество примеров с минимальными затратами времени. При использовании компьютера в учебном процессе ученик становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к активному поиску, обеспечивая при этом наилучшую реализацию принципа наглядности. Все дети работают в одинаково достаточно быстром темпе, создается благоприятный климат, повышающий мотивацию к обучению. Данный подход к обучению отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; предметные результаты изучения предметной области «математика и информатика» ― развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием компьютера; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Для моделирования графиков функций удобно использовать табличный процессор MS Excel. Программ Excel имеет важное преимущество: 1) можно сделать привычный и удобный для учащихся шаблон координатной плоскости (тетрадный лист в клеточку), 2) в одной системе координат можно построить сколько угодно графиков и каких угодно, исследовать преобразования графиков на интерактивной модели. MS Excel – это программа обработки данных, представленных в виде прямоугольной таблицы. Она позволяет выполнять различные расчеты и наглядно иллюстрировать числовую информацию в виде диаграмм. Практические задания на построение (моделирование) графиков активизируют мыслительную деятельность школьников, заставляют осмысленно выполнять каждый этап работы от цели до получения результата. Появляется возможность расширить преставление учащихся об использовании табличного редактора MS Excel для решения различных математических задач, сделать процесс обучения практико-ориентированным.
Далее мы рассмотрим методы и приемы организации учебной деятельности учащихся средствами учебных заданий, созданных в программе MS Excel.
Работа за компьютером — одно из любимых занятий современного школьника. Применение компьютера в учебном процессе уже повышает мотивацию к учению. Возможности манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея позволяют детям чувствовать себя исследователями, осознанно усваивать материал.
Использование компьютерной программы позволяет избежать монотонных, однообразных действий при построении графиков, обеспечить наглядность. Все дети получают возможность работать в одинаково достаточно быстром темпе, сильные и слабые. Создается благоприятный климат, повышающий мотивацию к обучению.
В процессе выполнения практических работ в Excel дети учатся применять электронные таблицы для вычислений, овладевают новыми видами деятельности: моделирование, исследование, сравнение, обобщение. Полученные навыки работы с электронными таблицами школьники смогут применить в других областях знаний.
Рассматриваемые ниже учебные задания ориентированы на следующие образовательные результаты учащихся:
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Основная дидактическая задача применения электронных таблиц - визуализация функциональных зависимостей, закономерностей их изменения; организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Использование Excel обеспечивает организацию комфортных условий погружения учащихся в предметную область, мотивацию к учению. Основной акцент делается на организации самостоятельной, групповой, исследовательской деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
Использование программы MS Excel открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей, совместной работы с коллегами. В создаваемые с этой целью творческие группы могут войти преподаватели различных дисциплин, заинтересованные в использовании средств ИКТ в образовательном процессе, в частности, использующие графики для визуализации числовых данных. Варианты участия разные, как участие в подготовительной работе, так и в работе с учащимися.
Рассмотрим пример возможной группы (на примере практической работы «Построение графиков суточного хода температур воздуха» в 6 классе):
Учитель географии на этапе подготовки организует наблюдение за изменением температуры в течение недели, измерение температуры, сбор данных, создает с учениками памятку по вычислению средней суточной температуры, амплитуды суточной температуры, готовят вопросы для работы с графиком (соответственно предметным требованиям по географии). Обсуждает с учениками способы измерения температуры, в каких профессиях используют эти знания (мотивация).
Учитель информатики оказывает помощь в создании шаблона координатной плоскости в MS Excel.
Учитель математики обеспечивает методические аспекты (интеграция с темой «Графики», формирование предметных результатов, способы их оценивания и т.п.).
Программу Excel как инструмент, можно использовать для организации различных видов деятельности:
Электронные google-таблицы могут использоваться для организации учебной деятельности учащихся в сетевом варианте. Для визуализации и исследования функций используется интерактивный подход: учащиеся изменяют значения аргумента в таблице, используют автозаполняющую функцию при вычислении значений функции, а результаты изменений автоматически отражаются в изменениях графика (объекта).
Рассмотрим практические аспекты применения электронных таблиц на примере учебных ситуаций.
Фрагмент урока математики в 7 классе по теме «Взаимное расположение графиков линейных функций»
На интегрированном уроке математики и информатики в 7 классе для моделирования использовался табличный процессор Excel. Урок построен на основе проблемного обучения. Зафиксировав проблему, учащиеся самостоятельно предлагали пути её решения. Во время урока учащиеся строили графики функций с помощью электронных таблиц. Затем исследовали свойства функций по построенным графикам.
Для локальной версии:
a) компьютеры для учащихся;
б) проверка корректной работы программы MS Exsel;
в) подготовка раздаточного материала — шаблона координатной плоскости (перейдите по ссылке) ;
г) подготовка сетевой папки для сохранения работ учащихся.
Для сетевой версии:
a) интернет-соединение.
б) подготовить google-таблицу для совместной работы.
в) подготовка раздаточного материала - шаблона координатной плоскости, таблицы для протоколирования результатов в google-таблицах (перейдите по ссылке).
Учителя
а) иметь следующие навыки работы в Excel;
Обучающиеся
Подготовка обучающихся к работе в электронном шаблоне координатной плоскости, выполненном в Excel, и выполнению вычислений значений функций по формулам: этот этап проводит либо учитель информатики, либо сам педагог фронтальным методом; если обучающиеся уже знакомы с программой Excel и хорошо выполняют эти действия, то можно предложить обучающий видеоролик (перейдите по ссылке для индивидуального просмотра).
Алгоритм работы в google-таблицах, отличается тем, что обучающиеся должны четко и быстро выполнять настройки при построении графиков; сэкономить время на уроке можно заранее заготовив шаблон (перейдите по ссылке).
а) Спланировать проблемную ситуацию, подводящую к вопросу (теме урока): - Зависит ли взаимное расположение прямых от коэффициентов k и b?
б) подготовить памятку по выполнению самостоятельной исследовательской работы;
Инструкция по выполнению практической работы:
Справка. Взаимно обратными называются числа, произведение которых равно 1. Например, 2 и 0,5; 2*0,5=1.
в) спланировать индивидуальную работу с обучающимися (например, слабым учащимся предложить готовые формулы линейных функций с одинаковыми и разными угловыми коэффициентами, сильным учащимся — самим составить формулы функций, угловые коэффициенты которых являются взаимно обратными числами, остальным учащимся — самим придумать формулы функций с равными или разными угловыми коэффициентами).
Слабые ученики чувствуют себя комфортнее, если работают в группе с одноклассниками, одинаковыми по уровню развития;
г) разработать критерии оценивания выполнения практической работы.
В данной разработке оценивание осуществляется по рабочей карте ученика.
Пример рабочей карты ученика (перейдите по ссылке) или см. Приложение 1. Пример карты-отчета ученика (перейдите по ссылке).
При отсутствии во время урока выхода в интернет можно формировать коммуникационные навыки учащихся, предложив им заполнить итоговую таблицу по результатам выполнения практической работы (перейдите по ссылке) или см. Приложение 2.
Проведем анализ учебной ситуации на предмет формирования предметных и универсальных учебных действий, оценивания.
«Вид» заданий |
Формулировка заданий |
Формируемые результаты |
Описание процесса формирования УУД |
Индикаторы для мониторинга |
Формы работ учащихся |
Сбор и фиксация данных. |
Предметное, имеющееся в рамках образовательной программы |
Как определить, параллельны или пересекаются графики линейных функций, не выполняя построения? Определить, зависит ли взаимное расположение прямых от коэффициентов k и b каким образом?
|
Предметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
|
|
Самостоятельная работа в группах по алгоритму и без него. |
|
1) Ставится проблемная задача: Как определить, параллельны или пересекаются графики линейных функций, заданных формулами у=26х - 78, у=26х + 362, у=2,6х -78, не выполняя построения?
Учащиеся высказывают предположения.
2) Проблемная задача конкретизируется вопросом: Зависит ли взаимное расположение прямых от коэффициентов k и b? Каким образом?
Формулируются гипотезы.
Составляется план действий по проверке гипотез:
а) угловые коэффициенты одинаковые,
б) угловые коэффициенты разные, значения b равные или различные.
Методический комментарий. Если класс сильный, то составление плана действий можно отдать в группы, и предложить рассмотреть в группе все случаи.
3) Ставится вопрос: В какой среде выполнять исследование?
Возможности использования табличного редактора в учебной деятельности. Акцентируется внимание на том, что в Exсel можно проводить вычисления, находить значения функций, отмечать точки с заданными координатами, строить графики функций.
Учащимся предлагается посмотреть обучающий видеоролик (перейдите по ссылке) по работе с шаблоном координатной плоскости, вычислению значений функций по формуле.
Класс делится на группы по количеству компьютеров. Каждая группа выбирает один из случаев для исследования.
Учитель организует творческую группу, задача для которой усложняется: исследовать взаимное расположение графиков линейных функций, произведение угловых коэффициентов которых равно числу -1.
Выполняют практическую исследовательскую работу.
Результаты выводятся на экран в одном окне. Обсуждаются результаты, проверяются гипотезы. Делается общий вывод.
Пример выполнения:
Для более слабых учащихся задание можно упростить, предложив готовые формулы функций для одного из случаев (рабочую карту).
Пример рабочей карты:
Методический комментарий. Такие рабочие карты полезны всем учащимся, в плане формирования умения строить логическое рассуждение, проводить сравнения, обобщения.
Если форс-можор и нет возможности реализовать исследовательский этап в компьютерном варианте, возможен следующий вариант: группы рассматривают один из случаев, каждый член группы составляет свои формулы и выполняет построение в бумажном шаблоне координатной плоскости, созданном в Excel. Затем группы обмениваются шаблонами так, чтобы в каждой группе оказались примеры всех случаев (для сравнения и обобщения).
4) Возвращение к проблемной задаче и её решение.
Методический комментарий. Использование компьютерной программы для изучения этой темы позволяет избежать монотонных, однообразных действий при построении графиков, обеспечивает наглядность, позволяет автоматизировать вычисления. Все ученики заняты исследованием учебной проблемы, не испытывают затруднений при вычислениях и изображении точек на координатной плоскости. Рассмотрев частные случаи, обучающиеся самостоятельно делают выводы. Созданы благоприятный климат и ситуация успеха для слабых учащихся, повышающие мотивацию к обучению. Создаются условия для развития критического мышления, умения вести конструктивный диалог.
Фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
В 6 классе дети впервые знакомятся с координатной плоскостью. Использование MS Excel позволяет закрепить учебный материал в интересной, нестандартной форме. Повышается мотивация, темп работы, качество усвоения знаний.
Рекомендации по подготовке данных практических работ. (перейдите по ссылке) или см. Приложение 3.
Задание 1. Определите координаты точек A, B, C и D (см. рис).
Ученики выполняют задание в тетради: А (х; у), А (2; 4).
Для проверки выполнения задания ученикам предлагается электронный шаблон координатной плоскости.
Ученики вписывают в таблицу координаты точек с рисунка. Если координаты определены верно, появляется такая же точка, как в учебнике, если неверно, то точка отображается в другом месте.
Задание 2. Рисуем по координатам.
Задание можно усложнить, предложив выполнить его для рисунка. В таблицу впишите последовательно координаты всех точек, обозначенных синим цветом. Проконтролируйте правильность записи координат по рисунку. Рисунки предлагаются в печатном виде.
Методический комментарий. Закрепляется умение определять координаты точек, самопроверка правильности выполнения задания. Повышается мотивация, активность учащихся.
Задание 3 (творческое).
Предложить ученикам придумать набор точек, по которым можно нарисовать фигуру, аналогично «кораблику». Можно объявить конкурс на самый красивый, самый сложный рисунок.
Примечание. Рисунок создается в шаблоне координатной плоскости, копируется в любой документ. Набор точек и рисунок распечатывается. Дети обмениваются заданиями.
Методический комментарий. Учебный материал отрабатывается практически на первом уроке, закрепляется умение определять координаты точек, изображать точки на координатной плоскости по заданным координатам. Можно организовать индивидуальную самостоятельную работу, работу в парах, самоконтроль, взаимоконтроль. Повышается мотивация, активность учащихся.
Фрагмент урока математики в 6 классе по теме «Построение графика суточной температуры воздуха»
Эту практическую работу можно подготовить во взаимодействии с учителем географии. Так же эта практическая работа может быть фрагментом интегрированного урока географии и математики. На этом примере реализуются межпредметные связи, дети видят интеграцию математических знаний в другую образовательную область.
На примере практической работы «Построение графиков суточного хода температур воздуха» в 6 классе формируются предметные результаты по географии в рамках темы «Атмосфера»: наблюдение за погодой, измерение температуры, построение графика температуры, чтение графика, вычисление амплитуды, средней суточной температуры.
На уроке математики учащиеся в 6 классе знакомятся с понятием «график» на различных примерах, в частности, на примере графика температуры.
Интегрирующая цель работы: научиться обрабатывать наблюдения за погодой, выполнять построения графиков хода температуры; читать графики.
Далее будем считать, при изучении темы «Координатная плоскость» дети получили навык работы в шаблоне координатной плоскости, выполненном в Excel.
Рекомендации по подготовке к проведению данных практических работ с использованием MS Excel. (перейдите по ссылке) или см. Приложение 4.
Практическая работа.
Ученики по очереди представляют свои графики и задают вопросы классу. Для обеспечения наглядности можно использовать интерактивную доску. Ученики, отвечая на вопросы одноклассников, цветными маркерами отмечают наибольшую и наименьшую температуру, возрастание температуры, промежутки, в которые температура была отрицательной, т.д. Предлагают дополнительные вопросы. Сравнивают среднюю суточную температуру, суточную амплитуду. Очень интересно будет выяснить, в какой части населенного пункта было, например, теплее?
Во время защиты практических работ возможно организовать контроль. Предложить нескольким ученикам распечатанные графики, построенные одноклассниками, ответить на поставленные вопросы. Ученики так же цветными карандашами на графике обозначают ответы, изменения температуры. Затем распечатанный график с выполненным заданием через документ — камеру выводится на интерактивную доску (при наличии указанных технических средств). Другая часть не опрошенных учеников комментирует ответы, возможно с пометками на доске.
При отсутствии документ-камеры работы можно отдать для проверки ученикам, а потом проверить самому учителю.
Возможный вид графика:
Программа Excel — хороший инструмент для визуализации графиков математических и тригонометрических функций. При изучении преобразований графиков элементарных функций ученики на уроке успевают построить 2-3 графика, слабые ученики — меньше. Использование компьютерных программ дает возможность рассмотреть большое количество примеров с минимальными затратами времени.
В одной системе координат в Excel возможно построение сразу нескольких графиков, например:
а) y=sinx, y=sinx - 4, y=sinx + 4, y=3sinx, y=sin(1/3x)
б) у=x2, у=x2 - 4, у=x2 + 4, у= - x2
Такая возможность, видеть сразу и формулу, и её геометрическую интерпретацию, является очень важной при изучении свойств функции. Вычисления при этом выполняются автоматически, и ученик занимается именно преобразованиями графиков.
Задание: Построить в одной системе координат графики функций, проанализировать их взаимное расположение, сделать вывод о преобразованиях, вызванных рассмотренными операциями.
Цель: согласовать зрительный образ графика, его геометрические свойства и форму.
Х (градусы) |
-180 |
-135 |
-90 |
-45 |
0 |
45 |
90 |
135 |
180 |
Х (радианы) |
-3,1 |
-2,4 |
-1,6 |
-0,79 |
0 |
0,79 |
1,571 |
2,356 |
3,142 |
sinx |
0,00 |
-0,71 |
-1,00 |
-0,71 |
0,00 |
0,71 |
1,00 |
0,71 |
0,00 |
3*sinx |
0,00 |
-1,95 |
-2,52 |
-1,95 |
0,00 |
1,95 |
2,52 |
1,95 |
0,00 |
sin(1/4*x) |
0,00 |
-0,47 |
-0,59 |
-0,47 |
0,00 |
0,47 |
0,59 |
0,47 |
0,00 |
sinx-4 |
-4,00 |
-4,71 |
-5,00 |
-4,71 |
-4,00 |
-3,29 |
-3,00 |
-3,29 |
-4,00 |
Ввод формулы для перевода градусов в радианы.
Ввод любой операции начинается со знака «=»
Далее на панели инструментов нажимаем кнопку f(x), открывается окно мастера функций. Находим категорию функций «математические», затем находим функцию «radians» («радианы»), по алфавиту.
x |
0 |
-0,5 |
-1 |
-1,5 |
-2 |
-2,5 |
-3 |
-3,5 |
-4 |
|
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
y=х^2 |
0 |
0,3 |
1 |
2,3 |
4 |
6,3 |
9 |
12 |
16 |
|
0 |
0,3 |
1 |
2,3 |
4 |
6,3 |
9 |
12 |
16 |
y=(х-4)^2 |
16 |
20 |
25 |
30 |
36 |
42 |
49 |
56 |
64 |
|
16 |
12 |
9 |
6,3 |
4 |
2,3 |
1 |
0,3 |
0 |
y=х^2-4 |
-4 |
-3,8 |
-3 |
-1,8 |
0 |
2,3 |
5 |
8,3 |
12 |
|
-4 |
-3,7 |
-3 |
-1,7 |
0 |
2,3 |
5 |
8,3 |
12 |
Возможные варианты работы: демонстрация и показ учителем на экране, организация самостоятельной групповой работы за ПК.
Рассмотрим изучение преобразований функций с использованием интерактивной модели графика функции, созданного в Excel.
Пример интерактивной модели. (перейдите по ссылке) или см.Приложение 5.
Методический комментарий. При выполнении учебных заданий такого вида формируются следующие результаты:
Построение совмещенных графиков в MS Excel позволяет определять их взаимное расположение, точки пересечения. Такая возможность используется для графического решения систем уравнений с двумя переменными, при проведении сравнения значений y при одних и тех же значениях x.
x |
0 |
-0,5 |
-1 |
-1,5 |
-2 |
-2,5 |
-3 |
-3,5 |
-4 |
|
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
|
4 |
-4 |
y |
0 |
0,3 |
1 |
2,3 |
4 |
6,3 |
9 |
12 |
16 |
|
0 |
0,3 |
1 |
2,3 |
4 |
6,3 |
9 |
12 |
16 |
|
6 |
-2 |
|
y=x2 |
|
y=x+2 |
Практическая работа «Графики движения». 7 класс
В основу данной практической работы положена идея Г. Муравина (г.Москва). Статья «О популярной ошибке, связанной с графиками движения» http://www.muravin2007.narod.ru/download/O_populjarnoj_oshibke.pdf
С задачами на движение школьники начинают знакомиться еще в начальной школе, и к началу изучения понятия функции можно считать, что этот материал им хорошо знаком. Одним из первых графиков зависимостей, с которыми школьники знакомятся, является график движения. Однако под словами график движения скрываются две, вообще говоря, различные зависимости: зависимость пройденного пути от времени движения и зависимость расстояния от движущегося объекта до некоторой точки. С точки зрения прикладных аспектов курса математики, а также для установления межпредметных связей с курсом физики это очень важный момент, который учащиеся должны понимать. Тем более, что учет различий между графиками пути и расстояния позволяет не только обогатить чисто математическую составляющую работы с графиками, но и сделать изучаемый материал для школьников интереснее, активизировать их работу.
Цель практической работы: сформировать у школьников понимание различий между графиками пути и расстояния.
Для постановки проблемы может служить задача из учебника Ю.Н.Макарычева «Алгебра. 7 класс» (М.: Просвещение, 2004) № 364.
Рыболов вышел из дома и пошел на озеро, где ловил рыбу. Затем он вернулся обратно.
График движения рыболова показан на рисунке.
Узнайте по графику:
а) каково расстояние от дома до озера;
б) сколько часов шел рыболов до озера и сколько часов он затратил на обратный путь;
в) сколько часов был рыболов на озере;
г) на каком расстоянии от дома был рыболов через 1 ч после выхода из дома; д) через сколько часов после выхода рыболов был на расстоянии 6 км от дома;
е) какова средняя скорость рыболова на пути к озеру и на обратном пути.
В этой задаче мы видим график расстояния, а значит, «узнать по нему» можно только ответы на вопросы г) и д). Дело в том, что в условии задачи не содержится достаточной информации о том, прямая ли дорога от дома до озера и является ли место рыбалки ближайшей к дому рыболова точкой озера. Понятно, что, если это не так, то ответить на остальные вопросы не удастся.
Разобрав эту задачу и обозначив проблему, можно предложить две задачи, одна из которых на движение по прямолинейной траектории (когда путь и расстояние совпадают), а вторая — по криволинейной траектории (путь и расстояние не совпадают)
Задача (модернизированая задача №1446 из учебника Н.Я. Виленкина «Математика. 6 класс», М.:Мнемозина, 2008).
Рыболов рассказал, что его дом стоит на живописном берегу реки. Однажды он отправился на рыбалку. Выйдя из дома, он шел 2 ч по берегу реки и прошел 9 км до впадения в нее притока. Там он ловил рыбу 1,5 часа, а потом пошел дальше. Через час, пройдя еще 3 км и не доходя до поворота реки, он выбрал новое место, где в течение 2 ч ловил рыбу, варил уху, обедал. После обеда он отправился домой. На все это он затратил 9 ч.
а) Начертите схему движения рыболова на бумажном листе.
б) Постройте график движения рыболова в Excel. Составьте к графику вопросы.
Пример графика
Примеры вопросов:
Акцентировать внимание! Трактовка задачи с точки зрения физики: движение происходит по прямой, на которой расположена точка отсчета (дом). Так как пройденный путь и расстояние на отдельных участках движения совпадают, то мы можем найти на них скорость движения рыболова. Рыболов не прошел поворот реки, за которым путь и расстояние уже не будут совпадать.
Задача (Статья Г.Муравина, исследовательская работа из учебника «Алгебра. 7 класс» авторов К.С. Муравина, Г.К. Муравина, Г.В.Дорофеева)
Туристы отправились на байдарках по течению реки из пункта А в пункт В со скоростью 5 км/ч. После 3 ч пути они сделали остановку на 1 ч, а затем поплыли дальше со скоростью 6 км/ч. На рисунке 4 (рисунок уменьшен по сравнению с учебником) изображена схема маршрута туристов, на которой отмечены отрезки пути длиной 1 км.
Приборы и материалы: схема маршрута туристов в масштабе 1:20 000, измерительный циркуль, линейка.
Указания к работе.
Время t, ч |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
Расстояние d, км |
Примечание. Учащиеся должны уметь работать с планом местности (масштабом).
Обучающий потенциал данной задачи можно усилить, дав следующее дополнительное задание.
Задача
Определите, какой путь прошли туристы через 1 ч, 2 ч и т.д. Запишите полученные результаты в таблицу:
Время t, ч |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
4 |
4,5 |
5 |
5,5 |
6 |
6,5 |
7 |
Путь s, км |
Постройте график зависимости s от t.
Примечание. Графики в задачах 2 и 3 строятся в одной системе координат.
Пример выполнения работы в Excel. (перейдите по ссылке) или см. Приложение 6.
Выполнение этой работы позволяет сформировать у школьников представления о различии между понятиями пути и расстояния и в то же время является хорошей тренировкой в работе с графиками.
По полученному графику (d) можно поставить ряд вопросов, например:
Ответы на вопросы подкрепляются конкретной схемой маршрута.
По графику (s) можно поставить вопросы, например:
Примечание. Предложить учащимся самим выбрать график для ответа.
Одновременное рассмотрение графиков расстояния и схем движения позволяет ученикам лучше осознать, какую информацию можно получить из графика, а какую нельзя, что график отражает только некоторые характеристики реального процесса.
Заключение
Эффективность их использования компьютерных технологий в современном образовательном зависит от четкого представления их места в работе с детьми. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка, не только за счет новизны работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач.
В данной лекции представлен некоторый опыт использования электронных таблиц на уроках математики. Рассмотренные примеры показывают, что электронные таблицы MS Excel могут помочь учителю математики в совершенствовании преподавания и обучения. Электронные таблицы Microsoft Excel входят в полный пакет офисных программ Microsoft, что позволяет учителю на любом компьютере применять их на уроках математики, а также ученикам при выполнении домашних заданий.
Для лучшего усвоения рассмотренных учебных тем на уроках математики необходимо большое количество иллюстративного материала. Он не всегда имеется на плакатах и его изображение на доске требует значительных затрат времени и зачастую очень схематично. В этом случае неоценимую помощь могут сыграть компьютерные технологии, в частности, приложение MS Excel, которые позволяют очень быстро создать любое количество графиков различных функций, а также рассмотреть большое количество примеров изменения графиков в зависимости от параметров. Электронные таблицы дают учителю большие возможности в подготовке дидактических материалов, организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Список источников:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.