Информационное пространство учителя
Оценка 4.6

Информационное пространство учителя

Оценка 4.6
Статья
04.04.2020

Конец ХХ-начало ХХ1 века отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства. Информатизация различных сфер общественной жизни давно уже превратилась в обычное явление, компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность — достоянием посвященных. Вопросы проектирования информационных сред и организации управления ими стали повседневными вопросами менеджмента в любой сфере деятельности, не исключая и образования.

За последние годы активной информатизации образования сложилась некоторая терминология, возможно, не всегда последовательная, но уже закрепившаяся в профессиональной среде. Термин «Информационно-коммуникационные технологии» предполагает использование компьютера для поиска, передачи, сохранения, структурирования и обработки информации. В понятие «обработка информации» включается также создание новой информации на основе (с использованием) уже имеющейся.

Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства, необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения. Единое информационное пространство учебного заведения строится таким образом, чтобы администрация и преподаватели могли достаточно оперативно получить любые необходимые им данные, например, об учащихся (где живут, кем работают их родители, их телефоны, т.д.), о преподавателях (стаж работы, разряд, квалификация и т.д.). В базе данных «Медицинский кабинет» хранится информация о возрастных, психологических и медицинских показателях учащихся, информация о прививках и т.д.

Не секрет, что учителя загружены разнообразной бумажной работой: списки, отчеты, планы, подготовка дидактических материалов к урокам. Оптимизация — это совокупность процессов, направленных на модернизацию и улучшение существующих механизмов достижения желаемого результата. Оптимизацию можно применять практически в любой сфере деятельности. Как учителю организовать свое личное информационное пространство, способствующее оптимизации профессиональной деятельности? И в этом плане важнейшей задачей является овладение учителем базовой компетентностью в сфере ИКТ.

Информационная культура педагога — это компонент общей педагогической культуры, важнейший показатель профессионального мастерства педагога. Информационная культура личности имеет непосредственное отношение к общеучебной культуре, то есть это взаимосвязанные общеучебные знания и умения для успешного усвоения других предметных сведений. Речь идет об умениях, которые не относятся к конкретному предметному содержанию, а обслуживают самостоятельное усвоение учебной информации, то есть «работают» на дидактическом уровне. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуры. В ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания и преобразования. Они образуют обязательный фундамент для последующего овладения компьютерной культурой.

Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности педагога:

  • формирование информационной культуры обучающегося;
  • пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях;
  • развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска;
  • развитие навыков фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора;

Педагог обладает информационной культурой, если он:

  • умеет организовать поиск образовательной информации на автономном компьютере и в сети Интернет;
  • умеет работать с отобранной для учебного процесса информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном учащимся;
  • знает выпускаемые ведущими компаниями и рекомендованные Министерством просвещения пакеты обучающих программ, электронные учебники и библиотеки электронных наглядных пособий и имеет представление об эффективности применения их в учебном процессе;
  • умеет использовать базовые информационные технологии и ресурсы Интернета в обучении;
  • умеет выбирать наиболее оптимальную программную среду для решения различных практических задач;
  • способен составлять небольшие, но необходимые в учебном процессе педагогические программные средства.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой». В представлении об информационной культуре органически сочетаются компетентностный и знаниевый подходы.

Применение ИКТ в образовательном процессе ставит перед педагогом следующие задачи:

  • развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, самостоятельности, стремлению к самосовершенствованию и самообразованию;
  • интенсификация образовательного процесса как необходимость непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни;
  • повышение эффективности усвоения знаний с помощью применения информационно-коммуникационных технологий;
  • активизация познавательной деятельности с применением ИКТ;
  • реализация системы открытого образования с применением сетевых глобальных компьютерных технологий;
  • интеграция предметного материала и педагогического опыта педагогов различных школ, регионов и стран;
  • выполнение социального заказа по формированию современного общества в условиях глобальной информатизации.

Применение ИКТ — необходимое условие эффективной организации образовательного процесса. Педагог имеет возможность спроектировать предметную среду, отобразить процессы и явления, которые невозможно увидеть в стенах класса, реализовать новые методы и формы обучения. Обучающийся усваивает новый материал, зачастую сложный для понимания с первого раза, не в стандартной форме устного изложения, а в наглядной, удобной для восприятия форме. Такой подход открывает новые возможности для творчества и реализации потенциала как обучающихся, так и педагогов.

Применение ИКТ в процессе обучения математики предполагает реализацию принципа наглядности в обучении большей наглядности и демонстрации материала. Некоторые математические процессы (особенно межпредметные связи) невозможно продемонстрировать в рамках школьного кабинета. Эту проблему с лёгкость решают компьютерные технологии, которые способны сделать сложный для понимания материал интересным, красочным и увлекательным для детей.

Применение компьютерных технологий в преподавании математики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • представление и интерпретация материала в удобной и понятной ученикам форме;
  • упрощение подачи материала путем большей наглядности, увеличение разнообразия форм демонстрации материала;
  • развитие образного мышления учащихся с помощью демонстрации различных процессов в анимационной и видео форме;
  • формирование коммуникативной формы проведения занятий не только между учащимся и учителем, но и внутри класса между самими учащимися, создание совместных проектов;
  • раскрытие творческого потенциала путём привлечения учащихся к созданию материалов для проведения занятий;
  • повышение интереса к предмету.

Решение вышеназванных задач осуществляется с применением таких компьютерных технологий как мультимедиа, видеоролики, компьютерная графика, анимация, моделирование, специальные программы обработки результатов физических экспериментов. Данные технологии в значительной мере упрощают процесс освоения и обработки материала, при этом ведущим всё же должен оставаться педагог как субъект образовательного процесса. Следует помнить, что компьютерные технологии являются только эффективным средством в успешном образовательном процессе формирования полноценной личности.

В системе компьютерных технологий, применяемых в преподавании, можно выделить следующие типы:

  1. Электронные информационные продукты.
  2. База данных.
  3. Презентация (демонстрация).
  4. Электронный журнал.
  5. Электронная газета.
  6. Мультимедийная запись.
  7. Специальные вычислительные программные продукты и прочие.

ИКТ, применяемые в преподавании, можно классифицировать по различным критериям: функциональному назначению, программному продукту, дидактической направленности, форме организации занятия и прочее. Для создания полноценной системы классификации компьютерных программных продуктов необходимо обозначить основные параметры, характеризующие информационно-коммуникационные технологии, которые могли бы лечь в основу критериев классификации. Выделим следующие критерии классификации:

  • форма образовательного процесса;
  • предметная область образовательного процесса;
  • тип электронного издания;
  • цели аудитории.

На основе выделенных критериев можно предложить следующую классификацию компьютерных технологий:

Программные продукты:

  • автоматизированная система управления учебным заведением;
  • автоматизированная информационно-библиотечная система;
  • программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения;
  • системное программное обеспечение;
  • прикладное программное обеспечение;
  • пакет прикладных программ.

Инструментальные средства для создания электронных средств обучения:

  • электронных учебников;
  • обучающих систем (электронных задачников, тренажеров, электронных систем контроля, практикумов).

Программно-информационные продукты:

  • электронный словарь;
  • электронный справочник;
  • информационно-поисковая система;
  • информационно-решающая система;
  • экспертная система.

Электронные средства обучения:

  • электронный учебник;
  • электронная обучающая система;
  • электронная система контроля знаний;
  • электронный задачник;
  • электронный тренажер.

Комплексные и вспомогательные средства:

  • электронный учебный курс;
  • электронный восстановительный курс;
  • электронный лабораторный практикум;
  • развивающая компьютерная игра.

Специализированные электронные ресурсы сети Интернет:

  • виртуальная библиотека;
  • поисковая система;
  • Интернет-каталог;
  • сервис рассылки информации;
  • Интернет-трансляции.

Помимо данной классификации, компьютерные технологии можно разделить согласно их методическому назначению на следующие группы:

  • обучающие (технологии, применяемые в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, достижении необходимого уровня усвоения учебного материала);
  • тренажеры (технологии, применяемые при отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала);
  • контролирующие (технологии, применяемые при контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом);
  • информационно-поисковые и информационно-справочные (технологии, применяемые при сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации);
  • демонстрационные (технологии, применяемые при визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);
  • имитационные (технологии, применяемые при представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик);
  • лабораторные (технологии, применяемые при проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании);
  • моделирующие (технологии, применяемые при моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения);
  • расчетные (технологии, применяемые при автоматизации различных расчетов и других рутинных операции);
  • учебно-игровые (технологии, применяемые при создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме);
  • игровые (технологии, применяемые при организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств);
  • коммуникационные (технологии, применяемые при организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам);
  • интегрированные (технологии, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).

При подготовке к занятиям каждый педагог ставит свои, актуальные для него, задачи в зависимости от опыта, стиля преподавания, предмета, подготовленности аудитории. Какие бы задачи не решал педагог, информационные технологии оказывают значительную поддержку в его деятельности.

Каждый педагог в процессе подготовки к занятиям ставит собственные цели и задачи. Условно процесс работы педагога можно разделить на следующие этапы:

  1. Поиск и отбор информации.
  2. Обработка найденного материала.
  3. Демонстрация обработанного материала.
  4. Хранение накопленного материала.
  5. Обмен с другими пользователями.

При разработке занятия с применением компьютерных технологий процесс подготовки можно разделить на следующие уровни:

  1. Концептуальный.

Данный уровень предполагает выбор дидактической направленности и определение основной цели занятия, формирование установки на достижение результатов, формирование знаний, умений и навыков. Применение компьютерных технологий на данном уровне обосновано возможностью поисковых систем сети Интернет, представления материала в динамичной, яркой форме (таблицы, схемы, презентации, видеоролики и прочее), визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами, формирования навыков и умений информационно-поисковой деятельности.

  1. Технологический.

После определения главной цели и направленности занятия необходимо проведение многофакторного анализа и выбора конкретных компьютерных программ, которые будут использованы в ходе занятия. Данный уровень предполагает детальный анализ компьютерных программ и средств, изучение дополнительной литературы, прогнозирование эффективности применения технологий, определение методики проведения занятия, а также проектирование основных видов деятельности с отобранными программными продуктами.

  1. Операциональный.

Заключительный этап подготовки включает детализацию функций, возложенных на выбранные компьютерные продукты, способы реализации и построение поэтапного планирования, вплоть до формирования пошаговых методических указаний для проведения занятия с применением компьютерных технологий.

Одним из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, являются мультимедийные дидактические средства:

  1. Изобразительна наглядность:
    • фотоизображения;
    • учебные рисунки (рисунки, специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов);
    • фоторисунки и аппликации;
    • видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
    • видеофильмы (художественные и документальные).
  1. Условно-графическая наглядность:
    • таблицы;
    • схемы;
    • блок-схемы;
    • диаграммы;
    • графики;
    • макеты.
  1. Мультимедийная наглядность:
    • фотоизображения;
    • анимация или 3D-моделирование со звуковым сопровождением и без;
    • аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии);
    • видеофрагменты и видеоролики.

Применение информационных технологий по уровням деятельности

Уровень деятельности

Примеры действий учителя

Примеры действий учащихся

Пассивный

Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов.
Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов.

Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов.
Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя.

Деятельностный

Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ. Организация тестирования.

Выполнение лабораторных/практических работ.
Выполнение тестовых заданий и решение задач.

Творческий

Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде.

Самостоятельное исследование.
Создание учащимися нового продукта — интеллектуального, познавательного.

Информационно-коммуникационные технологии на различных этапах процесса обучения. В ходе учебного занятия при помощи компьютерных технологий осуществляется представление информации (средства наглядности), использование различных дидактических материалов, использование как источника дополнительной информации, применение как средства контроля.

Компьютерные технологии, применяемы при проведении лабораторных занятий, должны содержать средства автоматизации подготовки и допуска к работе, выполнения эксперимента (в том числе — с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы. Такие образовательные электронные издания и ресурсы должны предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы, содержать моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. Помимо этого, данные технологии должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков.

Компьютерные технологии, применяемы при проведении практических занятий, должны предоставлять сведения о теме, цели и порядке проведения занятия, контролировать знания каждого обучаемого, выдавать обучаемому информацию о правильности ответа, предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач, оценивать знания обучаемых, осуществлять обратную связь между всеми участниками образовательного процесса.

Компьютерные технологии, применяемы в ходе самостоятельной работы должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие образовательные электронные издания и ресурсы должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

Определенно применение компьютерных технологий имеет ряд преимуществ перед стандартным изложением сложных тем на доске и словесно, письменной обработке результатов решения задач, где необходимо построение.

Сокращая время на многократное объяснение сложных понятий и процессов математики, путем наглядной демонстрации педагог высвобождает резервы, которые можно использовать для обсуждения дополнительных вопросов, возникающих у учащихся в процессе обучения либо проведение занимательных экспериментов и реализацию межпредметных связей. Таким образом, за стандартный урок ученики смогут изучить и ознакомиться с большим объёмом информации.

Урок с применением компьютерных технологий воспринимается обучающимися с большим интересом и оживлением. Исчезает монотонность подачи материала и у преподавателя появляется возможность переключения внимания учеников: ознакомление с теоретическими основами в устном виде, наглядная демонстрация материала, проведение опыта, обсуждение дополнительных вопросов. На таком уроке учащиеся вовлечены в процесс изучения темы и воспринимают происходящее как интересный опыт.

Даже за один год работы с применением ИКТ педагог сможет наработать для себя обширную базу материала, который можно будет с течением времени обновлять и совершенствовать, используя его не только в рамках занятий.

Умение организовать свое личное компьютеризованное рабочее место — одна из основных компетенций учителя в сфере ИКТ. Фактически правильная организация рабочего места — это удобная для педагога файловая система плюс прикладное программное обеспечение, используемое в профессиональной деятельности. Документы, формируемые пользователем, должны быть строго структурированы, а средством структуризации в данном случае выступает папка. Если все документы хранить в одной папке, тогда, после достижения определенной критической массы, пользователю будет трудно ориентироваться в собственных документах. И фактическое время работы будет тратиться на нахождение нужного документа.

Рассмотрим, как лучше оформить личное информационное пространство.

Внутреннее информационное пространство школьного учителя можно представить следующим образом:

информационное пространство

Использование MS Excel в работе учителя

В рамках данного модуля рассмотрим возможности программы MS Excel для ведения повседневной учительской документации, организации хранения, поиска и обработки информации. С ее помощью создают разнообразные списки, каталоги, составляют статистические отчеты.

Учитель может использовать электронные таблицы Excel:

  • при составлении списков оценок (ряд существующих «электронных классных журналов», функционирующих в сети Интернет, обеспечивает возможность экспорта данных об успеваемости в файл формата Excel) и наглядном представлении успеваемости в виде графиков и диаграмм;
  • производить вычисления в Excel, необходимые для составления отчетов и проведения мониторинга, подготовки к аттестации;
  • создавать базы данных, пользоваться фильтрами для быстрого отбора нужной информации.

MS Excel, позволяет без особых временных затрат получить наглядную картину успеваемости класса:

  • рейтинг успеваемости;
  • динамику успешности по четвертям;
  • динамику успешности по предметам.

Это значительно облегчает анализ учебной работы (см. Приложение 1).

При внесении данных в таблицы, автоматически появляются соответствующие диаграммы, которые можно использовать на родительских собраниях и для работы с классом. Таблица, в которой ведется учёт пропущенных уроков в течение четверти, упрощает рутинную работу, связанную с подсчетом пропущенных уроков учащимися, позволяет увидеть наглядную картину посещаемости в классе, помогает при анализе работы с классом в этом направлении. Она значительно облегчает работу с дневниками учащихся.

Пример формы отчета по обработке результатов контрольной работы можно посмотреть в приложении 2.

Для удобства пользователей можно распечатать отчёты, сохранить их в MS Excel для дальнейшей обработки, отправить по внутренней почте другим пользователям, а также использовать графики, которые автоматически выстраиваются во многих отчётах.

Эффективность аналитической деятельности учителя зависит в первую очередь от сбора, хранения и обработки информации, т.е. умения работать с документами и классифицировать их. Многочисленные рутинные операции, неизбежные в деятельности педагога и связанные, главным образом, с разнообразными формами учёта и отчётности могут быть возложены на компьютер.

Список источников:

  1. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Школьная библиотека, 2003.
  2. Грязных В.С. Использование Excel для аналитической деятельности завуча. — Режим доступа: http://ppt4web.ru/informatika/ispolzovanie-ecel-dlja-analiticheskojj-dejatelnosti-zavucha.html
  3. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I:Пособие для системы дополнительного профессионального образования. / [Л.И. Ястребов, И.А. Орлова и др.]; под редакцией А.А.Елизарова, А.К.Капитанской. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 172 с.
  4. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г.Захарова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр “Академия”, 2008. — 192 с.
  5. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода. — Педагогика, 2004, №2.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.