ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ
Оценка 4.9

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Значительную часть образовательной работы школы целесообразно организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Для привлечения родителей к деятельности учреждения образования разработана специальная методика, которая включает три этапа:

  • первый — актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
  • второй — педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в коррекционном образовательном учреждении;
  • третий — партнерство педагогов и родителей в деятельности школы, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

Для реализации содержания этой работы в школе используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание таких коллективных и индивидуальных форм взаимодействия, как беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Поэтому сложившийся в системе образования опыт работы с семьей убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно.

Важная роль в организации взаимодействия школы и семьи отводится классному руководителю. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:

Первая группа — родители-помощники. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.

Вторая группа — родители, как потенциальные помощники учреждения образования в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.

Третья группа — родители, которые не понимают или не хотят понимать требований учреждения образования. Они отрицательно относятся к учреждению, к педагогам. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.

На родителей первой группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.

Родителям второй группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить то или иное дело.

С родителями третьей группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.

Формы работы классного руководителя с семьями учащихся разнообразны. Выделим некоторые из них:

Индивидуальные формы работы

Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей, дни консультаций родителей.

Важным является первое посещение семьи учащегося, которое носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время.

В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.

Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней.

Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.

При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.

Целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребёнка, способами общения родителей с ним. Обязательно продумать, за что можно похвалить ребёнка, какие положительные качества он проявляет в учёбе и общении со сверстниками, способствовать повышению самооценки и значимости его достижений в глазах родителей.

Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик — единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.

Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика.

При общении с семьями учащихся необходимо соблюдать определённые правила:

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семьи ученика должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семьи ученика должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель может дать несколько советов родителям, при необходимости направить на консультацию к специалистам СППС.

Можно предложить родителям вести родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком-либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Ведение такого родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.

Очень полезной и необходимой формой являются родительские и семейные чтения, которые позволяют семье объединиться.Отметим, что родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Это очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Анализ результатов педагогических и психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод, что в педагогической и психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию их ребёнка, повышения его самооценки, уверенности в своих силах и дальнейшей социализации. Семейная педагогика позволяет дать родителям некоторые советы:

  • принимать ребёнка таким, каков он есть, выражать ему своё доброе отношение, сообщая ему об этом взглядом, ласковым прикосновением, словами;
  • формировать у сына (дочери) самоценность: начинать с повышения самооценки ребёнка с организации той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше;
  • изучать интересы и способности ребёнка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду, что у него всё получится;
  • видеть в ребёнке достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нём личность;
  • включать ребёнка в трудовые дела семьи; труд в семье должен быть систематическим и постоянным, необходимо дать ребёнку постоянное поручение;
  • требовать самостоятельности при самообслуживании;
  • не позволять себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка;
  • плохое полезно забывать сразу, акцентируя внимание на хорошем; в поведении ребёнка подчёркивать не плохие, а хорошие стороны, отмечая успехи, активно поддерживать желание стать лучше.

По инициативе родителей или классного руководителя могут проводиться индивидуальные консультации.

При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями

  1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.
  2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
  3. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
  4. Родители не должны ждать под дверью своей участи.
  5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
  6. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
  7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
  8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.
  9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
  10. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.
  11. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Индивидуальные беседы и консультирование родителей нужно проводить по самым разным вопросам: оказание помощи в процессе воспитания и обучения в семье, информирование о динамике развития ребёнка, воспитательная работа с самими родителями и др. При этом нужно помнить, что в общении важную роль играет умение владеть своими эмоциями, а значит не скупиться на выражение доброжелательности, уважительности. Вызвав родителей на откровенный разговор, больше слушать их, и не говорить самому слишком много. В нужных случаях важно сказать «нет», проявить принципиальность, нетерпимость к равнодушному, антипедагогичному отношению к ребёнку. Для гармонизации отношений в семье очень важно установить дружеские отношения с обоими родителями, найти верный тон в общении с ними, завоевать авторитет, найти индивидуальный подход в общении с каждым из них. Главное назначение беседы или консультации — выработать у родителей установку на готовность к взаимодействию; оказанию друг другу помощи в нелёгком деле — воспитания и обучения человека.

В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:

  • высокая идейная направленность всей работы с семьей ученика;
  • в борьбе за успех обучения и воспитания учащихся важна система отношении между родителями и детьми, обращенная к сознанию и чувству собственного достоинства ребенка;
  • вовремя замеченные и поддержанные учителем положительные стороны в воспитании детей помогут родителям поверить в успех воспитания и постепенно выстроить его систему.

Коллективные формы работы классного руководителя с семьей

Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.

Можно использовать и такую форму работы, каксеминары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания.

Таким образом, формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Выделим некоторые из них:

  • родительское собрание;
  • родительский лекторий;
  • встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями;
  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;
  • формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, классных уголков, благоустройство школы, сбор макулатуры и т.д.;
  • формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.;
  • информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, «почтовый ящик»;
  • наглядно-информационные: выпуск газет, паспорт здоровья, открытые занятия для родителей, мини-библиотека, информационные стенды, дни открытых дверей;
  • познавательные: практикумы, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии; участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов и т.д.

Одна из форм информационно-аналитической работы — почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам СППС, педагогам или руководству. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Еще одна эффективная форма работы с родителями — наглядно-информационная. Это, например, «Дневник класса». В «Дневнике» отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные события учебной и внеурочной деятельности.

В учреждении образования и в отдельных классах можно оформлять мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни школы и ученических коллективов, успехах отдельных учащихся и педагогов, конкурсах. Там же целесообразно помещать фотографии, сочинения, продукты коллективного творчества.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей являются консультации.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  7. Грубость и непонимание в семье.
  8. Талантливый ребенок в семье.
  9. Друзья детей — друзья или враги?
  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные родительские собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.

Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

На родительских собраниях можно использовать результаты применения вышеназванной формы — родительские чтения. Их можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, «Трудовое воспитание детей в семье», «Трудно ли быть отличником», «Родительский авторитет». При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.

Еще одной из форм взаимодействия с семьей являются: родительские вечера и родительские ринги — формы работы, которые прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Родительские вечера проводятся в 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
  2. Первые книжки ребенка.
  3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребенка.
  5. Праздники нашей семьи.
  6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
  7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.

Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом школы, классный руководитель в этой работе является ему помощником.

Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы:

1 этап — ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация,

2 этап — уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я — как родитель, я — как личность, я — как член общества,

3 этап — принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее.

Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими коллегами и друзьями, и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

С целью повышения уровня педагогической и психологической культуры родителей целесообразно проводить с ними обучающие занятия.

Наиболее эффективными формами и методами проведения обучающих занятий для родителей являются: тренинги, круглые столы, деловые и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы педагогов-предметников, специалистов других сфер деятельности и наиболее успешных родителей, дискуссии, дебаты, решение конкретных ситуаций, разработка проектов и моделей развития универсальных компетенций в семье и др. А это требует обновления методической работы всего педагогического коллектива, особенно классных руководителей и учителей-предметников, специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС), организационной мобильности и профессиональной гибкости педагогов.

Целесообразно организовать работу консультационных пунктов для учащихся, учителей и родителей по проблемным вопросам взаимоотношений, повышения успеваемости обучающихся, по осуществлению образовательного и профессионального выбора и др. Для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания необходимо использование опыта народной педагогики, опыт успешных родителей, активизировать потенциал социума, общественности, ресурсы каникулярного времени.

Рекомендуется проводить постоянную просветительскую работу с родителями. Поможет в организации занятий с родителями издание Окулич Н.А. «Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования». В пособии раскрыты подходы к пониманию феномена «успешное родительство», описаны его структурные компоненты и механизмы формирования, изложены стратегия и тактика продвижения к успешному родительству, представлены традиционные и нетрадиционные формы работы классного руководителя с обоими родителями в рамках повышения их воспитательного потенциала.

Целесообразны реализация учебных программ факультативных занятий по различным направлениям воспитания, в том числе по семейному воспитанию.

Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование такой формы работы как родительский клуб.

Такая форма работы позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, методы, которые используются в работе, ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет педагог. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом-психологом, педагогами-предметниками и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Прежде чем планировать темы обсуждений и заседаний в рамках родительского клуба, необходимо выделить перечень актуальных тем, которые интересуют родителей.

Заседания клуба могут организовываться в форме:

  • групповых консультаций;
  • тренингов;
  • круглых столов;
  • конференций;
  • дискуссий и т.д.

В ходе заседаний применяются и проводятся:

  • игры и упражнения;
  • мини-беседы, лекции;
  • релаксационные и динамические паузы;
  • музыкально-танцевальные этюды;
  • моделирование проблемных ситуаций;
  • презентация информационных буклетов;
  • подвижные игры, дидактические игры;
  • художественно-творческая деятельность;
  • элементы арттерапии, сказкотерапии;
  • элементы тренинга и др.

Очевидно, что содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Важной является организация партнерского взаимодействия с семьей учащихся.

Современные формы и методы организации партнерского взаимодействия с семьей:

  • включение родителей в образовательный процесс;
  • информационная корзина;
  • пропаганда положительного опыта общественного и семейного воспитания (опыт семейного воспитания);
  • создание групп ранней социализации детей;
  • создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и обучения воспитанников для жителей микрорайона;
  • альбом-эстафета «Чем занять ребенка в выходной день»;
  • «Посиделки с мамой»;
  • Встречи со специалистами «Теплый дом»;
  • День добрых дел;
  • День гения;
  • семейная страничка «Вы спрашиваете — мы отвечаем»;
  • Философский клуб;
  • Семейный калейдоскоп;
  • конкурс «Мастерилка»;
  • журнал «Здоровье»;
  • Разговор по душам;
  • Разговор при свечах;
  • Фотоэкспозиция;
  • Устами младенца;
  • Родители глазами детей;
  • Новоселье;
  • Круглый стол с острыми углами;
  • Дискуссионные качели;
  • Открытый микрофон;
  • Досуг в выходные дни;
  • Школа молодой семьи;
  • Квартальная газета.

Современные формы и методы партнёрского взаимодействия с семьёй в группе продленного дня.

Индивидуальные:

  • анкетирование, опросы родителей;
  • индивидуальные беседы («Телефон доверия», «Алло, справочное бюро?»);
  • индивидуальные консультации;
  • экскурсии по группе;
  • посещение семьи (визиты);
  • дежурства в группах: посещение родителями группы, наблюдение деятельности детей;
  • мини-встречи во время приема и ухода детей;
  • индивидуальные блокноты, записки, открытки, приглашения и др.

Коллективные:

  • групповые и общие родительские собрания; коллективные консультации;
  • анкетирование; круглый стол; вечера вопросов и ответов; лекции,
  • лектории; конференции; школа молодых родителей; диспуты;
  • семинары, семинары-практикумы; дни открытых дверей;
  • клубы (клуб знатоков, клуб любителей и защитников природы, клуб бабушек, клуб эрудитов и т. д.);
  • вечера (вечер семьи, вечер профессий, танцевальные вечера, родительские концерты и т. д.);
  • живые зрелищные мероприятия с участием детей и родителей (спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай лучше нас», «Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — дружная семья», и др.);
  • устный журнал (например, «Лето и ваш ребенок»);
  • мероприятия в виде популярных игр и телепередач (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.), викторины и т. д.

Наглядные и письменные:

  • информационные стенды (родительские уголки, ширмы);
  • выставки, фотомонтажи;
  • выставки детских работ, авторские выставки детей;
  • папки-передвижки;
  • рукописные журналы;
  • летопись группы;
  • памятки;
  • уголок «Родители — родителям» (опыт семейного воспитания);
  • семейные альбомы из опыта воспитания детей;
  • книги для родителей («Про вас и для вас», и т. д.);
  • ежемесячные бюллетени: поздравления с днем рождения, с праздником, объявления, просьбы, текущая информация, сообщение, чем будут заниматься с детьми и т. д.

Нетрадиционные формы совместных дел с родителями учащихся

  • Цветные скороговорки
  • Сундучок пожеланий
  • Корзина добрых слов
  • Добрые дела для друзей
  • Мой портрет в лучах солнца
  • Забор настроения
  • Уголок позитива
  • Дневник настроения
  • Дерево пожеланий
  • Шоколадная мастерская

Наглядно-информационные формы работы с родителями

Форма Краткое содержание
Родительский уголок Это уголок настенной агитации, куда помещаются новинки педагогической литературы, статьи. Этот материал готовят как педагоги, так и родители.
Папки-передвижки О папках-передвижках родители получают информацию и рекомендации ознакомиться с их содержанием на родительских собраниях. После возвращения папки родителями, педагог обычно беседует с ними о прочитанном, выслушивает предложения, пожелания, отвечает на возникшие вопросы. Свои предложения и пожелания родители могут подавать и в письменном виде (оставлять в папке-передвижке).
Летопись класса В альбоме (книге) описываются интересные события из жизни класса, учащихся, как педагогами, так и родителями. Используются фотоматериалы, помещаются приглашения на аукционы, образцы пригласительных билетов и т. д.
Книга «Про Вас и для Вас» В книге записываются высказывания детей о родителях, педагогах и многом другом.

Формы непосредственного общения с родителями

Форма Краткое содержание
Банк идей Это накопление предложений, советов, идей, для чего изготавливают ящики или конверты, куда и помещают все предложения, которые впоследствии используют в работе.
Творческая мастерская Благодарности родителям за добрые дела, помощь классу, учреждению, за проявленное творчество, за успехи в воспитании детей помещаются в «Творческой мастерской».
Посиделки за чашкой чая Тема для обсуждения должна быть легкой, интересующей всех присутствующих. Главная задача: установление более тесных, дружеских отношений.
КВН, Поле Чудес Способствуют углублению знаний по определенной теме. Участниками могут быть и взрослые и дети.
Объединения по интересам Объединение нескольких человек единым интересом. Родители могут совместно заняться интересным делом (разведение цветов, изготовление игрушек, подготовка спектаклей, вечеров развлечений и др.).

Таким образом, в сложной и важной работе с родителями можно использовать и такие методы как:

  • регулярные педагогические беседы;
  • групповые консультации по отдельным вопросам воспитания;
  • индивидуальные консультации родителей;
  • родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;
  • педагогические диспуты;
  • вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания;
  • открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или внеклассное мероприятие;
  • беседы за круглым столом;
  • педагогическая викторина «Кто? Как? Почему?».

Отметим, что и традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями учеников ставят одну общую цель — сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Очевидно, что от взаимопонимания педагогов, классного руководителя, специалистов СППС и родителей, совместного участия в учебно-воспитательной работе и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат. И чем он лучше, тем ниже уровень тревожности родителей за судьбу ребёнка, тем меньше поводов для межличностных внутрисемейных конфликтов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников.

Главное в работе &,mdash; завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребёнка.

Список литературы:

  1. Антонов, А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. / А.И.Антонов, А.Л. Борисов — М., 2010.
  2. Гранкин, А.Ю. О семейном воспитании / А.Ю. Гранкин. Е.А.Аркин // Педагогика. — 2014. — №2. — С. 20-24.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя 1-4кл. / Н.И. Дереклева — М., 2011.
  4. Елисеева, Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях /Т. П. Елисеева // Классный руководитель. — 2008. — №11.
  5. Игош, К.Е. Семья, дети, школа. / К.Е. Игош, Г.М. Минковский. — М., 2010.
  6. Москвина, Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И.Москвина // Классный руководитель. — 2005. — №5. — С.102-107.
  7. Нефедов, В.И. Искусство воспитания в семье. / В.И. Нефедов, Ю.Ю. Щербань — Минск, 2001.
  8. Петреевская, С.И. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. С.И. Петреевской. — М., 1999.
  9. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  10. Степанов, Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. / Е.Н. Степанов — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 224 с.
  11. Степанов, Е.П. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки/ под ред. Е.Н. Степанова. — М., 2009.
  12. Цацибин, С.А. Взаимодействие школы и семьи / С.А. Цацибин. — Волгоград: Учитель, 2004.
13.11.2019