Значительную часть образовательной работы школы целесообразно организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Для привлечения родителей к деятельности учреждения образования разработана специальная методика, которая включает три этапа:
Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Для реализации содержания этой работы в школе используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание таких коллективных и индивидуальных форм взаимодействия, как беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Поэтому сложившийся в системе образования опыт работы с семьей убеждает в необходимости работать с родителями дифференцированно.
Важная роль в организации взаимодействия школы и семьи отводится классному руководителю. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы родителей:
Первая группа — родители-помощники. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем поручениям школы.
Вторая группа — родители, как потенциальные помощники учреждения образования в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными качествами.
Третья группа — родители, которые не понимают или не хотят понимать требований учреждения образования. Они отрицательно относятся к учреждению, к педагогам. Только одни свое отношение проявляют открыто, другие тщательно скрывают.
На родителей первой группы следует опираться в создании коллектива родителей класса, в формировании общественного мнения, в организации коллективных дел учеников и их родителей.
Родителям второй группы учитель разъясняет смысл и значение планируемой работы, объясняет, как следует выполнить то или иное дело.
С родителями третьей группы учителю работать гораздо труднее, целесообразно начать работу с ними с привлечения их к конкретным делам класса. Выполненная работа должна быть обязательно одобрена на родительском собрании.
Формы работы классного руководителя с семьями учащихся разнообразны. Выделим некоторые из них:
Учитель планирует индивидуальную работу с семьей на весь учебный год, определяет очередность посещения семей, дни консультаций родителей.
Важным является первое посещение семьи учащегося, которое носит ознакомительный характер: учитель выясняет состав семьи, характер работы каждого члена семьи, рабочее место ученика, а также выяснить, какие книги читает ученик, в какие игры любит играть. Первое знакомство в семье поможет выяснить интересы ребенка, его склонности, чем он увлекается в свободное время.
В присутствии родителей учитель выясняет у ребенка, что он умеет делать, как помогает семье, какие трудовые обязанности имеет в качестве постоянных и как относится к ним.
Далее можно продолжить разговор уже без ребенка. Во время беседы учителю важно почувствовать общий культурный уровень семьи, стиль отношений в ней.
Заключительный этап первого посещения семьи сводится к откровенной беседе о важности единой линии в воспитании, взаимной осведомленности о делах ученика. Договариваются о путях сотрудничества семьи и школы, какую конкретную помощь могут оказать школе родители, кого из родителей можно рекомендовать в состав родительского комитета.
При посещении семей недисциплинированных или плохо успевающих учеников требуется большая чуткость учителя, умение вести педагогическую беседу. Разговор в семье надо обязательно начать с того, положительного, что есть в характере ребенка, а затем уже говорить о недостатках, о том, как устранить их совместными усилиями.
Целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребёнка, способами общения родителей с ним. Обязательно продумать, за что можно похвалить ребёнка, какие положительные качества он проявляет в учёбе и общении со сверстниками, способствовать повышению самооценки и значимости его достижений в глазах родителей.
Особого внимания учителя заслуживает семьи, где ученик — единственный ребенок. Таким семьям надо помочь уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.
Правильно сложившиеся отношения учителя с семьей будут залогом успехов в обучении и воспитании ученика.
При общении с семьями учащихся необходимо соблюдать определённые правила:
Классный руководитель может дать несколько советов родителям, при необходимости направить на консультацию к специалистам СППС.
Можно предложить родителям вести родительский дневник — это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Вторая часть дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка, каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания — страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице фиксируются достижения детей, связанные с его обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком-либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Ведение такого родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность.
Очень полезной и необходимой формой являются родительские и семейные чтения, которые позволяют семье объединиться.Отметим, что родительские чтения дают возможность родителям ознакомиться с педагогической литературой по определенной проблеме, высказать свое к ней отношение, подготовить родителей к восприятию тех или иных изменений, которые происходят в подростковой среде. Это очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Анализ результатов педагогических и психодиагностических исследований семей позволяет сделать вывод, что в педагогической и психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию их ребёнка, повышения его самооценки, уверенности в своих силах и дальнейшей социализации. Семейная педагогика позволяет дать родителям некоторые советы:
По инициативе родителей или классного руководителя могут проводиться индивидуальные консультации.
При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей нужно придерживаться, определенной этики общения с родителями
Индивидуальные беседы и консультирование родителей нужно проводить по самым разным вопросам: оказание помощи в процессе воспитания и обучения в семье, информирование о динамике развития ребёнка, воспитательная работа с самими родителями и др. При этом нужно помнить, что в общении важную роль играет умение владеть своими эмоциями, а значит не скупиться на выражение доброжелательности, уважительности. Вызвав родителей на откровенный разговор, больше слушать их, и не говорить самому слишком много. В нужных случаях важно сказать «нет», проявить принципиальность, нетерпимость к равнодушному, антипедагогичному отношению к ребёнку. Для гармонизации отношений в семье очень важно установить дружеские отношения с обоими родителями, найти верный тон в общении с ними, завоевать авторитет, найти индивидуальный подход в общении с каждым из них. Главное назначение беседы или консультации — выработать у родителей установку на готовность к взаимодействию; оказанию друг другу помощи в нелёгком деле — воспитания и обучения человека.
В индивидуальной работе с родителями можно руководствоваться следующими принципами:
Учителю важно сформировать коллектив не только учащихся класса, но и их родителей. Учителю предстоит воспитать в каждом из родителей заботу об успехах в учебе и поведении учащихся всего класса, добиться такого положения, когда жизнь каждой семьи и жизнь класса сливаются в одно целое. Для этого должна быть изменена психология родителей; они должны чувствовать ответственность за учащихся всего класса. Помочь родителям перестроиться на такую коллективную ответственность должен учитель.
Можно использовать и такую форму работы, каксеминары, на которых могут решаться педагогические задачи и вырабатываться общественное мнение родителей по актуальным вопросам воспитания.
Таким образом, формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Выделим некоторые из них:
Одна из форм информационно-аналитической работы — почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам СППС, педагогам или руководству. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Еще одна эффективная форма работы с родителями — наглядно-информационная. Это, например, «Дневник класса». В «Дневнике» отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные события учебной и внеурочной деятельности.
В учреждении образования и в отдельных классах можно оформлять мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни школы и ученических коллективов, успехах отдельных учащихся и педагогов, конкурсах. Там же целесообразно помещать фотографии, сочинения, продукты коллективного творчества.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей являются консультации.
Примерная тематика консультаций для родителей:
Хорошей школой коллективного воспитания родителей могут быть классные родительские собрания. Они обычно проводятся один раз в четверть, но при необходимости могут проводиться и чаще. На собрании учитель может выступить с лекцией или беседой на педагогическую тему. Можно предложить родителям решить педагогические задачи. Такая методика обнажает существующие точки зрения и способствует выработке единого мнения по актуальным вопросам воспитания. Можно проводить и совместные собрания родителей и учащихся. Дети могут выступить перед родителями с концертом, задать интересные вопросы, задачи. Это помогает родителям увидеть своего ребенка с другой стороны.
Все возможные варианты проведения родительских собраний трудно предусмотреть. Характер родительских собраний подсказывает сама жизнь, работа классного коллектива и всей школы. Определяются тематика и методика проведения собрания, исходя из общих целей воспитания и задач, стоящих перед школой. Готовясь к родительскому собранию, учитель тщательно анализирует работу каждого ученика, продумывает пути обогащения родителей педагогическими знаниями, повышения их педагогической культуры.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
На родительских собраниях можно использовать результаты применения вышеназванной формы — родительские чтения. Их можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Немалое место в этой системе занимают конференции родителей. Тематика их может быть различной. Например, «Трудовое воспитание детей в семье», «Трудно ли быть отличником», «Родительский авторитет». При подготовке необходимо изучить конкретный опыт, используя анкетирование среди родителей и детей.
Еще одной из форм взаимодействия с семьей являются: родительские вечера и родительские ринги — формы работы, которые прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительские вечера проводятся в 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива.
Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Родительский тренинг проводится, как правило, педагогом-психологом школы, классный руководитель в этой работе является ему помощником.
Система тренингов с родителями определена этапами реализации программы:
1 этап — ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация,
2 этап — уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я — как родитель, я — как личность, я — как член общества,
3 этап — принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.
Тренинг является малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее.
Ценно то, что опыт, полученный в ходе тренинга, участники обсуждают со своими коллегами и друзьями, и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
С целью повышения уровня педагогической и психологической культуры родителей целесообразно проводить с ними обучающие занятия.
Наиболее эффективными формами и методами проведения обучающих занятий для родителей являются: тренинги, круглые столы, деловые и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы педагогов-предметников, специалистов других сфер деятельности и наиболее успешных родителей, дискуссии, дебаты, решение конкретных ситуаций, разработка проектов и моделей развития универсальных компетенций в семье и др. А это требует обновления методической работы всего педагогического коллектива, особенно классных руководителей и учителей-предметников, специалистов социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС), организационной мобильности и профессиональной гибкости педагогов.
Целесообразно организовать работу консультационных пунктов для учащихся, учителей и родителей по проблемным вопросам взаимоотношений, повышения успеваемости обучающихся, по осуществлению образовательного и профессионального выбора и др. Для повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания необходимо использование опыта народной педагогики, опыт успешных родителей, активизировать потенциал социума, общественности, ресурсы каникулярного времени.
Рекомендуется проводить постоянную просветительскую работу с родителями. Поможет в организации занятий с родителями издание Окулич Н.А. «Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования». В пособии раскрыты подходы к пониманию феномена «успешное родительство», описаны его структурные компоненты и механизмы формирования, изложены стратегия и тактика продвижения к успешному родительству, представлены традиционные и нетрадиционные формы работы классного руководителя с обоими родителями в рамках повышения их воспитательного потенциала.
Целесообразны реализация учебных программ факультативных занятий по различным направлениям воспитания, в том числе по семейному воспитанию.
Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование такой формы работы как родительский клуб.
Такая форма работы позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, методы, которые используются в работе, ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы воспитателя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую играет педагог. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом-психологом, педагогами-предметниками и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Прежде чем планировать темы обсуждений и заседаний в рамках родительского клуба, необходимо выделить перечень актуальных тем, которые интересуют родителей.
Заседания клуба могут организовываться в форме:
В ходе заседаний применяются и проводятся:
Очевидно, что содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. Важной является организация партнерского взаимодействия с семьей учащихся.
Современные формы и методы организации партнерского взаимодействия с семьей:
Современные формы и методы партнёрского взаимодействия с семьёй в группе продленного дня.
Индивидуальные:
Коллективные:
Наглядные и письменные:
Форма | Краткое содержание |
Родительский уголок | Это уголок настенной агитации, куда помещаются новинки педагогической литературы, статьи. Этот материал готовят как педагоги, так и родители. |
Папки-передвижки | О папках-передвижках родители получают информацию и рекомендации ознакомиться с их содержанием на родительских собраниях. После возвращения папки родителями, педагог обычно беседует с ними о прочитанном, выслушивает предложения, пожелания, отвечает на возникшие вопросы. Свои предложения и пожелания родители могут подавать и в письменном виде (оставлять в папке-передвижке). |
Летопись класса | В альбоме (книге) описываются интересные события из жизни класса, учащихся, как педагогами, так и родителями. Используются фотоматериалы, помещаются приглашения на аукционы, образцы пригласительных билетов и т. д. |
Книга «Про Вас и для Вас» | В книге записываются высказывания детей о родителях, педагогах и многом другом. |
Форма | Краткое содержание |
Банк идей | Это накопление предложений, советов, идей, для чего изготавливают ящики или конверты, куда и помещают все предложения, которые впоследствии используют в работе. |
Творческая мастерская | Благодарности родителям за добрые дела, помощь классу, учреждению, за проявленное творчество, за успехи в воспитании детей помещаются в «Творческой мастерской». |
Посиделки за чашкой чая | Тема для обсуждения должна быть легкой, интересующей всех присутствующих. Главная задача: установление более тесных, дружеских отношений. |
КВН, Поле Чудес | Способствуют углублению знаний по определенной теме. Участниками могут быть и взрослые и дети. |
Объединения по интересам | Объединение нескольких человек единым интересом. Родители могут совместно заняться интересным делом (разведение цветов, изготовление игрушек, подготовка спектаклей, вечеров развлечений и др.). |
Таким образом, в сложной и важной работе с родителями можно использовать и такие методы как:
Отметим, что и традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями учеников ставят одну общую цель — сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Очевидно, что от взаимопонимания педагогов, классного руководителя, специалистов СППС и родителей, совместного участия в учебно-воспитательной работе и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат. И чем он лучше, тем ниже уровень тревожности родителей за судьбу ребёнка, тем меньше поводов для межличностных внутрисемейных конфликтов.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников.
Главное в работе &,mdash; завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.