Характеристика целостного педагогического процесса
Оценка 4.6

Характеристика целостного педагогического процесса

Оценка 4.6
Статья
13.11.2019
Характеристика целостного педагогического процесса

Предметом педагогики является целостный педагогический процесс, направленный на развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, формирования и воспитания.

Педагогический процесс — целостный учебно-воспитательный процесс в единствен и взаимосвязи обучения, и воспитания, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самоорганизации личности.

Идея целостности педагогического процесса в единстве воспитания и обучения в классической педагогике стала оформляться в начале XIX в., что было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке. И. Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие воспитывающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цели, лишенные средства.

Теорию целостного педагогического процесса в русской педагогике разрабатывали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др . В советский период, когда вопросы воспитания молодого поколения в духе определенной идеологии были государственной политикой, постепенно вопросы воспитания и обучения и в теории, и на практике стали расходиться и звучать достаточно раздельно друг от друга. Сегодня теория и методика воспитания и дидактика (теория обучения) — две составляющие педагогики.

Целостная личность формируется целостно. Целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих как в процессах воспитания и обучения, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в связях педагогического процесса с явлениями внешней среды.

Структура целостного педагогического процесса

Структурными компонентами целостного педагогического процесса являются:

  • цель;
  • содержание;
  • деятельность педагога, реализуемая через систему педагогически целесообразных задач, методов и средств;
  • деятельность ученика (воспитанника) (детского коллектива), определяемая его личностными целями, мотивами, доступными и понятными методами и средствами;
  • результат совместной деятельности.

Рис. Структура целостного педагогического процесса

Любое педагогическое воздействие и взаимодействие имеет цель, иначе это не организованный и управляемый, а спонтанный процесс.

Вопрос о содержании педагогического процесса — один из сложнейших вопросов в педагогике, который ни в одной стране мира не имеет полного и окончательного решения и, вероятно, никогда не будет его иметь в силу своей социальной значимости, динамичности, необъятности накопленного человечеством культурного богатства, уникальности и индивидуальности каждой человеческой личности.

Деятельность педагога — деятельность специально подготовленного специалиста, поэтому она определяется целями и задачами, вытекающими из социального заказа образовательной системе и трансформированными в профессиональном педагогическом сознании. Столь же педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, используемые педагогом.

Деятельность воспитанника или детского коллектива определяется осознаваемыми и неосознаваемыми целями и мотивами, которые являются личными целями каждого в отдельности и далеко не всегда совпадают с целями коллектива и тем более — с целью преподавателя (воспитателя). Воспитанник пользуется в своей деятельности методами и средствами, которыми его вооружили в процессе социализации и воспитания, но чем меньше опыт и знания, тем менее они целесообразны и адекватны решаемым задачам.

В гуманистически ориентированной педагогике, построенной на взаимодействии и сотрудничестве, невозможно осуществлять педагогическую деятельность без постоянного контакта с детьми, постоянного внимания к психическому и физическому состоянию воспитанника, его проблемам, мотивам его поведения. Следовательно, чтобы получить желаемый положительный результат, педагогический процесс может быть организован только как процесс взаимодействия, в котором проявляются информационные, коммуникативные (связи общения), организационно-деятельностные связи между субъектами взаимодействия.

Результатом взаимодействия в целостном педагогическом процессе является система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. Сущность человека проявляется в деятельности, в которой порождаются отношения, проявляется система сформированных ценностей. Именно система жизненных отношений и ценностей обучающегося (воспитанника) определят его отношение к себе, к другим людям, к миру, к жизни и сделает его и всесторонне развитым, и воспитанным, и образованным или не сделает, если ценности имеют другую направленность.

Выделяют эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты целостного педагогического процесса.

Эмоционально-мотивационный компонент педагогического процесса характеризуется определенными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего, между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности па первый план выступают, естественно, мотивы воспитанников. Их формирование в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов определяет во многом результативность педагогического процесса.

Немаловажную роль в педагогическом процессе играют мотивы воспитателей и характер эмоциональных отношений между ними. Имеется в виду как характер отношений между родителями, между учителями в школе, так и стиль отношений в педагогическом коллективе, формируемый школьной администрацией, а в стране — всей системой государственного управления. Мотивы определенного отношения родителей к своим детям, мотивы поступления выпускников школ в педагогические вузы и исполнения педагогических обязанностей после получения диплома учителя оказывают существенное влияние на результативность педагогического процесса.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой взаимосвязанные общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с одной стороны, и содержание учебно-воспитательной работы, с другой стороны, в котором материализуются цели воспитания. Понятия цели воспитания наполняются вполне определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и отдельных групп, определяясь возрастом взаимодействующих субъектов, особенностями педагогических условий.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса проявляется как управление учебно-воспитательным процессом педагогами. Можно это назвать организацией педагогической среды формирования и развития личности воспитанника, организацией непосредственного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в которой проявляется организующая роль педагогов как профессиональных воспитателей, вооруженных знанием принципов учебно-воспитательной работы и владеющих профессиональными методами использования средств воспитания, обеспечивающими достижение цели воспитания. Эти средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя, прежде всего, контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников: как подведение итогов работы на определенном этапе взаимодействия, так и определение уровня развития воспитанников для разработки последующей программы деятельности. Существенное значение имеет самооценка воспитанниками своих успехов и недостатков. Развивать у них способность объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, а не полагаться только на оценку со стороны, — важная задача и составная часть структуры педагогического процесса. С другой стороны, всегда актуальным для педагогического процесса является контроль за его ходом и оценка его результатов со стороны государства и общества в целом. Важной составной частью этого компонента структуры педагогического процесса являются самоконтроль и самооценка учителем своей деятельности, способность к отслеживанию ее результативности, к рефлексии.

Функции целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс выполняет образовательную, воспитательную, развивающую и социальную функции.

Образовательная функция реализуется посредством процесса обучения, а также через внеклассную работу, посредством деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Воспитательная функция целостного педагогического процесса проявляется во всем: от организации воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, от личности воспитателей и их профессионализма, до учебных планов и программ, форм, методов и средств, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая функция заключается в развитии в процессе воспитания и выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, по интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или на формирование мотивационной и познавательной сфер обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний и умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Л.С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития, сущность которой заключается в том, что воспитание предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка, то его влияние на развитие ребенка ничтожно. Воспитание идет на одном уровне с развитием воспитанника, если он может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, пытаясь воспитывать или обучать. Это зона актуального развития.

Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, мог бы сказать: «я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью». Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной.

Воспитание может тормозить развитие: или из-за неправомерно высокого уровня предъявляемых требований, или полного лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека). Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним (С. Л. Рубинштейн).

Социальная функция (функция социализации) педагогического процесса проявляется также практически во всем. Попадая в любое образовательное учреждение, воспитанник оказывается в системе новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова — самым младшим, перейдя в среднюю школу и т.п. Ярко видно влияние функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную школу приходят домашние дети и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое время — тихие, застенчивые, робкие; детсадовские быстро адаптируются к школе, учителю, начинают вести себя раскованно, свободно.

Закономерности целостного педагогического процесса

Под закономерностями целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В работах Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. выделены законы (закономерности) педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

  • обусловленные социальными условиями;
  • обусловленные природой человека;
  • обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Закономерность, обусловленная социальными условиями, — зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей, возможностей и условий. От общественных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они будут осуществляться, как будут использоваться полученные результаты.

Закономерности, обусловленные природой человека:

  • определяющая роль характера деятельности и общения в формировании личности;
  • зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития личности:

  • взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
  • взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
  • взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
  • взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

Принципы целостного педагогического процесса

Принципы целостного педагогического процесса — система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.

Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при различном его содержании и организации. В них выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на его отдельные стороны.

Принцип гуманизации педагогического процесса. Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей. Правила осуществления принципа гуманизации:

  • полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
  • опора па положительные качества воспитанника;
  • создание ситуации успеха;
  • защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.

Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию любого педагогического процесса и поведения его участников, к интеллектуализации их взаимоотношений, к правовой защите их от неблагоприятных воздействий среды, а также во взаимоотношениях друг с другом. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных отношений.

Принцип демократизации. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Правила осуществления принципа демократизации:

  • индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
  • организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  • создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
  • введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
  • взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
  • широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Принцип природосообразности. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами. Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс строился но правилам:

  • организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий созданию здорового образа жизни;
  • направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
  • строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • опирается на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.

Принцип природосообразности может рассматриваться и как экологическая защита человека от возможного разрушительного влияния педагогического процесса, его насильственного давления.

Принцип субъектности заключается в развитии способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона).

Правила осуществления принципа культуросообразности:

  • понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающей их будущее;
  • максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
  • обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;
  • формирование творческих способностей и установки у учащихся па потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Правила осуществления принципа:

  • установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;
  • налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;
  • обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.

Полная реализация данного принципа должна привести к взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.

Принцип научности. Реализуется в отборе содержания образования и в его соответствии современному уровню развития науки и техники. Этот принцип является основополагающим при разработке учебных планов, учебных программ, учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы их изучения, адекватные соответствующим наукам. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали умениями и опытом научного поиска, способами научной организации учебного труда. Этому в большой степени способствуют использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими в процессе учения умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции. В школе необходимо вооружить умениями слушать и фиксировать устное изложение (особенно лекционное), вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке, овладевать навыками самообразования.

Принцип доступности. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности.

Правила реализации принципа, разработанные Я. А. Коменским и другими авторами:

  • переходить от близкого к далекому;
  • от легкого к более трудному;
  • от известного к неизвестному;
  • учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями.

На первый взгляд, возникает определенное противоречие между этим принципом и принципом научности. По сложность педагогического процесса и заключается в том, чтобы каждому ребенку изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не на столько, чтобы исказить его научную сущность.

Принцип наглядности. Я.А. Коменский считал этот принцип «золотым правилом дидактики», предлагая все что возможно предоставлять органам чувств, изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Правила осуществления принципа:

  • прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;
  • познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить;
  • рационально сочетать слово и наглядное изображение;
  • применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;
  • использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
  • предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип реализуется при соблюдении следующих правил:

  • предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;
  • доступность и привлекательность предлагаемой информации, что имеет мотивационное значение;
  • выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания;
  • четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями работы с любым материалом самостоятельно;
  • включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;
  • обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция;
  • все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я.А. Коменский);
  • создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;
  • использование внутрипредметных и межпредметных связей;
  • планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе;
  • осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.

Принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает учащимся овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности. С этой целью учитель на занятиях использует разнообразные методы, приемы и средства работы, направленные на развитие интереса и потребности в овладении знаниями, использует развивающие технологии обучения. Реализация этого принципа во многом определяется ролью и позицией учителя (воспитателя) в учебно-воспитательном процессе. Если учитель (воспитатель) — абсолютно верный и чуть ли не единственный источник информации и руководитель-организатор, а ученик (воспитанник) — слушатель-исполнитель, то этот принцип останется только декларацией. Если ученики и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления собственного потенциала под ненавязчивым, консультирующим, направляющим, поддерживающим, компетентным руководством со стороны педагога, тогда педагогическое взаимодействие доставит взаимное удовлетворение и даст положительный результат как в самоактуализации (самореализации) ученика, так и учителя (воспитателя).

Познавательная деятельность побуждает активность обучающихся, если:

  • деятельность принципиально нова для учащихся;
  • действительно выполняется самостоятельно;
  • организуется сознательно и целенаправленно на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы;
  • учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;
  • создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;
  • область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;
  • коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Когда учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;
  • отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества;
  • опора на доверие.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни. Правила реализации данного принципа:

  • формирование позитивного отношения к изучаемому;
  • организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации;
  • самостоятельное решение учащимися (воспитанниками) доступных им задач;
  • сообщение нового знания или формирование новых умений и действий поведения только на основе хорошо усвоенного;
  • регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или интерпретации усваиваемого материала;
  • систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;
  • выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил;
  • закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;
  • систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях.

Принцип связи теории с практикой и с жизнью. Выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей действительности. Воспитанникам надо довести до понимания, что практика, прежде всего, источник нового знания, новых проблем, новых ситуаций, ставящих человека в ситуацию поиска ответа па возникшие вопросы, критерий истинности полученного нового знания. Когда учащиеся (воспитанники) в своей деятельности выполняют всевозможные опыты, практические задания, анализируют свое поведение в тех или иных ситуациях, они получают подтверждение истинности или ошибочности полученного знания.

Основными путями реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе являются:

  • организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
  • самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
  • организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;
  • попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;
  • широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;
  • активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;
  • посильное включение в трудовую деятельность.

Принцип единства знаний и поведения. Данный принцип основывается на законе единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.

Принцип создания положительного эмоционального фона педагогического процесса.Принцип является как бы итоговым, обобщающим принципом. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса. Такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная. Участники взаимодействия открыты и толеранты по отношению друг к другу. Хорошо организовано учебно-воспитательное пространство: красиво оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, произведений искусства. Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.

При организации целостного педагогического процесса следует помнить, что все принципы взаимосвязаны между собой и взаимодополняемы.

13.11.2019