Урок как основная форма организации учебного процесса
Оценка 4.9

Урок как основная форма организации учебного процесса

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Урок как основная форма организации учебного процесса

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного школьника должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Урок — динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Современный урок ― это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника начальной школы с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации.

Обучение па уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

Учебная ситуация ― дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Учитель тем увереннее будет чувствовать себя на уроке, чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее продумана его структура. Заранее точно продумать урок — означает необходимость определить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.

Трудности, с которыми сталкивается учитель в процессе подготовки к уроку:

  • обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам;
  • выделение в содержании главного, существенного;
  • межпредметная ориентация содержания урока;
  • соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени;
  • дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности.

Современный урок должен отражать владение педагогом классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Моделируя урок, педагог должен придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока;
  • определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;
  • продумать оптимальный темп урока, т.е. рассчитать время на каждый его этап;
  • продумать форму подведения итогов урока;
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Структура урока

Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Определим структурные элементы урока:

  1. организация начала урока — определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало;
  2. постановка цели и задач урока — формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися;
    проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала;
  3. объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся;
  4. закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах материала, связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний;
  5. повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера;
  6. домашнее задание — сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения;
  7. подведение итогов урока — выяснение: чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.

Типология уроков

Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики, является типология уроков по дидактической цели:

  • урок изучения нового материала,
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков,
  • урок обобщения и систематизации изученного материала,
  • урок контроля и оценки знаний, умений и навыков
  • комбинированный урок.

Рассмотрим каждый из названных типов урока.

Урок изучения нового материала. Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.

Структура урока:

  • организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
  • объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени в целях четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной;
  • закрепление диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
  • инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории;
  • подведение итогов урока.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.

Структура урока:

  • введение и организация начала урока, сообщение цели и задач урока;
  • упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков;
  • демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок;
  • домашнее задание;
  • краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.

Урок обобщения и систематизации изученного материала.Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.

Структура урока:

  • введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
  • собственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступление учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла;
  • диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом;
  • подведение итогов и постановка перспектив изучения новых знаний.

Урок контроля и оценки знаний, умений и навыков. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется па специальных уроках контроля.

Структура урока:

  • вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
  • основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;
  • заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.

Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.

Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.

У традиционного урока есть ряд положительных сторон:

  • организационная четкость педагогического процесса;
  • систематический характер обучения;
  • эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
  • разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

К слабым сторонам традиционного урока можно отнести:

  • регламентация деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени;
  • трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
  • сильный акцент на передачу-усвоение знаний, выработку умений и навыков, при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.

Успех урока во многом зависит от мастерства и профессионализма учителя. Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но такие уроки проводятся эпизодически.

Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока.

Пути совершенствования урока:

  • создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
  • формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
  • вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
  • практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
  • организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя.

Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:

  • вопросы учеников;
  • стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности (кто хочет? кто может?);
  • активное оперирование приобретенным багажом знаний;
  • стремление поделиться информацией;
  • эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;
  • волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и завершить учебные действия, реакция на звонок;
  • свободный выбор познавательной деятельности.

В таблице приведены основные отличия между традиционным и современным уроком.

Традиционный урок Современный урок
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще — задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Требования, предъявляемые к современному уроку

Вне зависимости от того, какой тип урока выбрал педагог, определим, какие требования предъявляются Стандартами к современному уроку:

  • активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
  • обеспечение психологического комфорта и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
  • мотивация познавательной деятельности на уроке;
  • обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
  • наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке;
  • достижение целей урока.

Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

  • сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий;
  • использование элементов проблемного обучения;
  • рациональное использование времени;
  • применение наглядных пособий;
  • использование презентаций, кино- и видеофильмов.

Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы и приемы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока.

Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности. Оно поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность обучения.

Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Задача которого — активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается несколько учеников. Часть из них работает у доски, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях.

Для того чтобы избежать формализма в знаниях, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, обосновать свой ответ.

Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

В практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:

  • демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую;
  • демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;
  • после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;
  • использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников.

Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты его проектирования. Основным требованием к современному уроку является его здоровьесберегательная направленность.

Здоровьесберегающий урок и требования к его организации

Здоровьесберегающий урок — это физиологически обоснованная организация процесса обучения, обеспечивающая соответствие содержания и объема учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и способствующая сохранению их умственной и физической работоспособности, развитию и воспитанию здоровой личности

Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.

  1. Учитель обязан обеспечить комфортные гигиенические условия при проведении занятия. К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности. Строгое соблюдение графика проветривания помещения. Необходимо следить за уровнем освещения класса и освещением доски. В классе во время урока не должно быть никаких посторонних звуков. Парты учащихся должны соответствовать возрасту и росту учащихся, на них должна быть ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво. Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
  2. Структура здоровьесберегающего урока должна состоять из различных элементов урока: цель урока определяет его тип, от типа урока зависит его структура, при структурировании урока необходимо учитывать расход времени на различных этапах урока. При подготовке урока учитель должен вместе с дидактической целью ставить цель здоровьесбережения учащихся. Она определяется целесообразным подбором методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляют 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.
  3. Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод, самостоятельная работа, работа с книгой, ТСО и другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.
  4. В тоже время необходимо соблюдать правило чередования методов преподавания. Методы целесообразно менять в среднем через 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение учащихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.
  5. Сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено. Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут. Учитель должен использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
  6. Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья. Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем уроке дети сохраняют работоспособность в течение всего урока. Учитель должен видеть момент наступления утомления учащихся. Снижения их учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.

Внешние признаки усталости ученика — это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование в учебном процессе здоровьесберегающих методов, приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Для этого учитель должен знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся:

  • комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности учащихся;
  • использование комплексов физических упражнений для снятия утомления с кисти рук и пальцев;
  • комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  • комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения;
  • гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;
  • дыхательные упражнения общей направленности (разработанные А.Н. Стрельниковой).
  1. Обязательный элемент здоровьесберегающего урока — физкультминутка. Двигательная активность — один из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие человека. В соответствии с особенностями детей школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда — важное педагогическое условие организации процесса обучения избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т.е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных упражнений для младших школьников и трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения для старшеклассников.
  2. Здоровьесберегающему уроку характерен определенный психологический климат урока. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения — создание ситуации успеха для каждого учащегося.
  3. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Технологическая карта и аспекты планирования современного урока

ФГОС НОО предполагает, что в основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагогу необходимо с помощью современных образовательных технологий организовать на уроках такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо специально организовать и какой результат при этом получить.

При планировании образовательного процесса и построении урока педагогу необходимо определить:

  • наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию универсальных учебных действий;
  • учебные задачи, способствующие формированию и диагностике универсальных учебных действий при освоении предметного содержания;
  • критерии и показатели оценивания универсальных учебных действий.

Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе обучения требует принципиальных изменений деятельности педагога, реализующего Стандарт. Меняются роли участников образовательного процесса: обучающиеся погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субъекта, а педагог — в роли организатора коммуникации.

Простое планирование урока не отражает цели и задачи, поставленные перед учителем, требуется введение в учебный процесс технологической карты урока, что является обязательным требованием ФГОС.

Технологическая карта позволяет учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта должна отображать основные этапы организации учебной деятельности на уроке, описывать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы:

  1. Цель этапа.
  2. Содержание педагогического взаимодействия.
  3. Деятельность учителя.
  4. Деятельность обучающихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная.

Сегодня существует большое разнообразие вариантов технологических карт. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Обязательными разделами в технологической карте должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся.

В своей деятельности педагог уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, выдвигает проблему, проводит параллель с ранее изученным материалом, осуществляет выборочный контроль, побуждает к высказыванию своего мнения, дает комментарий к домашнему заданию, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Деятельность ученика направлена на выполнение задания: они приводят примеры, составляют схемы, выполняют задания, озвучивают понятия, выявляют закономерности, формулируют выводы, подчеркивают характеристики объектов, осуществляют самооценку и самопроверку, формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Критерии результативности современного урока

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». Современный учитель ― это профессионал, который:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
  • инициирует действия учащихся;
  • консультирует и корректирует их действия;
  • находит способы включения в работу каждого ученика;
  • создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Современный учитель ― это педагог, применяющий развивающие технологии, обладает информационной компетентностью.

Современный урок должен удовлетворять требованиям, предъявляемым ФГОС.

  1. Компетентностный подход — комплексный характер, неразрывность знаний, умений, навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и применения на практике.
  2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание направленности своей деятельности (целеполагание, рефлексия, оценка).
  3. Метапредметность, межпредметные связи в образовании ― интеграционный подход.
  4. Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
  5. Акцент на активную деятельность и результативность (личностные, предметные и метапредметные результаты обучения).
  6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных источниках (в том числе структурирование и анализ).
  7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от однозначных оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
  8. Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
  9. Проектная деятельность и практическая направленность образования.
  10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).

Любой творчески работающий педагог понимает, что невозможно подготовить хороший урок без его анализа. Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе самоанализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства самим учителем позволяет ему постоянно выявлять свои профессиональные затруднения, своевременно находить решение.

Для того чтобы урок оказался максимально результативным:

  1. Учитель должен спланировать проведение урока и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
  2. Урок должен носить гуманистический подход.
  3. Красной нитью через урок должен проходить системно-деятельностный подход.
  4. Урок должен быть нацелен на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками).
  5. Учитель должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.
  6. Учитель должен побуждать учеников сами делать выводы по ходу урока.
  7. Учащиеся на уроке должны проявлять максимум творчества и сотворчества.
  8. На уроке должны осуществляться принципы время и здоровьесбережения.
  9. В центре внимания на уроке должны быть ученики (урок для детей).
  10. Урок должен способствовать формированию коммуникативных компетенций.
  11. Учитель должен создать условия для самореализации каждого ученика, свободного развития его способностей.
  12. Учитель должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.
  13. Должна быть организована рефлексия учебного занятия.
13.11.2019