Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Поэтому профессия педагога - одна из древнейших в мире. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности.
Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор, прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? При этом исследовалась природа (особенности, характер, направленность) и структура профессиональной подготовки студентов к их будущей педагогической деятельности. Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности педагога.
«Педагогическую деятельность можно определить, как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе».
В отношении педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных ролей, для успешного осуществления которых необходимы соответствующие способности. В научной литературе им уделено достаточно внимания. Применительно к педагогической деятельности наиболее глубокое исследование способностей провела Н.В. Кузьмина. Она выделила основные компоненты деятельности педагога, которым соответствуют те или иные способности: конструктивный (способность к проектированию личности, содержания, средств осуществления педагогических целей), организаторско-коммуникативный (способность устанавливать взаимоотношения с воспитанниками), гностический (способность приобретать и использовать знания).
В профессиональной деятельности педагога выделяют четыре группы функций:
Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.
Профессиональная направленность - это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.
Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки по тематике и другое.
Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.
Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место учащегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с учащимися.
Управление учебно-воспитательным процессом требует от педагога интереса к общественной работе, склонности к организаторской деятельности, способности отражать психологический настрой учебной группы, наличие установки на достижение успеха, высокого качества учебно-воспитательной работы, особой чувствительности к межличностным отношениям, умение проектировать и создавать педагогические ситуации, адекватно и быстро реагировать на их изменения, требовательности, практической направленности ума, критичности, ответственности.
Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств педагога является коммуникативность - качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность прочесть душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.
Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обозначим специальные способности педагога. К моральному облику учителя предъявляются высокие требования. Ему необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Педагогическая деятельность именно педагога немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Эффективная организация педагогического процесса невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприятная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета учителя, воспитателя, классного руководителя
Ценностные ориентации представляют собой сложную, многоуровневую систему в связи с разнообразной иерархией ценностей, которые лежат в ее основе. В зависимости от основания существующих классификаций, выделяют различные группы ценностей:
а) ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок;
б) ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.);
в) по характеру участия в регуляции поведения выделяют ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства;
г) в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.
Безусловно, данный перечень не полон, поскольку множественность оснований и подходов позволяет классифицировать ценности многообразными способами.
Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом. Экспериментально доказано решающее влияние профессиональной деятельности человека, его социальных ролей на поведение и отношения личности (А.А. Бодалев, Е.М. Борисова, И.С. Кон). Так, привычка упрощать сложные понятия и вещи, чтобы сделать их доступными детям, рождает известную прямолинейность, категоричность в отношении учителя к другим людям и явлениям, а дидактическая, поучающая манера переходит в сферу личных отношений. Исследования А.А. Бодалева свидетельствуют о воздействии профессиональной позиции на восприятие человека человеком. Социологами доказано существование корреляции между отношением личности к труду и ее жизненными ориентациями.
Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние, как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии, по мнению исследователей, предопределяет формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития. (В.И. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов). Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере, компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, целенаправленна, а «целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность... как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью». Выполняя, таким образом, прогностическую, проектирующую функцию, профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании учителя идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. Вместе с тем они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов профессиональной деятельности как ценных для себя воодушевляет личность, обеспечивает ее моральную устойчивость и психологическую готовность к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности.
Решающая роль ориентаций на профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций учителя подтверждена в целом ряде исследований, в которых изучена специфика некоторых профессионально значимых ценностных ориентаций студентов педвуза и намечены возможные пути и способы их формирования. В рамках аксиологии педагогического образования разработаны различные классификации педагогических ценностей, присвоение которых обеспечивает становление ценностных ориентаций учителя. Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Автор включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности), отмечая их синкретический характер, обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Поэтому любое разделение профессиональных ценностей достаточно условно, так, как только в процессе целостного их присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования.
Анализ системы ценностей, являющихся содержанием аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры учителя, обнаруживает их гуманистический характер, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуре его ценностных ориентаций. Вот почему более соответствующим понятием для обозначения специфики ценностных ориентаций педагога стало введенное нами совместно с В.А. Сластениным понятие «профессионально-ценностные ориентации», трактуемое как система устойчивых избирательных отношений учителя к наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности, формирующихся на основе широкого спектра всех духовных отношений личности.
Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, выделяется наличие трех типов отношений педагога - субъекта данной деятельности:
Безусловно, все типы отношений тесно связаны и взаимозависимы, но системо - и смыслообразующим является отношение к личности ученика. «Объективное значение деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на создание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта», - пишет Б.И. Додонов. Как показывают исследования, большинство молодых учителей считает важнейшим качеством личности учителя «любовь к детям». В то же время развитие личности ребенка не является у них ведущим мотивом деятельности. Отсюда «педагогический эгоцентризм» учителя - стремление поставить себя в центр учебно-воспитательного процесса, а также «предметоцентризм» - направленность на содержание учебного предмета и методику преподавания. Практика свидетельствует об отсутствии у большинства педагогов восприятия каждого ребенка как личности, как индивидуальности, умения видеть в ее росте и духовном совершенствовании цель и смысл своей деятельности. В экспериментальном исследовании А.И. Донцова учителя средних школ давали характеристики «идеального» учителя и ученика. При характеристике ученика ими использовались, в основном, наборы качеств, отражающие деловые особенности личности (организованность, ответственность и т.д.), при характеристике же личности учителя - более обобщенные личностные оценки, выражающие гуманистический потенциал отношений. То есть отношение учителя к ученику в школе остается по преимуществу ограниченным, функциональным, лишенным высокой гуманистической направленности, определяющей профессиональную сущность педагога.
А.Б. Орлов выделяет шесть таких центраций:
Сравнительный анализ преобладающих типов личностной центрации педагогов с различным стажем работы показал, что молодые учителя в большей степени сосредотачивают свое внимание на содержании и методике преподавания. По мере упрочения своих позиций в профессии усиливается центрация учителя на учениках. Наиболее активна в этом отношении группа учителей со стажем работы от 11 до 20 лет. Настораживает снижение интереса к взаимодействию с детьми, к совершенствованию своего методического мастерства у педагогов с большим стажем работы (свыше 20 лет), а также их значительная ориентация на интересы коллег (конформная центрация). Скорее всего, это объясняется их возрастными особенностями, а также периодом профессионального развития (период сохранения своего положения в профессии по Д.Е. Сьюперу).
Необходимо обратить также внимание на устойчивую тенденцию к уменьшению с увеличением стажа работы количества педагогов со значимой «Я»-центрацией, что свидетельствует не только о снижении эгоцентрической позиции, но и о падении интереса к творчеству, самореализации в профессиональной деятельности. Помимо влияния возрастного фактора, одна из возможных причин этого - те условия, в которые они попадают в большинстве школ, когда оригинальный, нешаблонный учитель воспринимается как «выскочка», противопоставляющий себя коллективу.
Формирование профессионально-ценностного отношения к личности ученика и своей педагогической деятельности может осуществляться только на основе глубокого осмысления ценности человеческой личности вообще, ее духовной сущности, реальных и потенциальных возможностей. Высокий гуманистический характер педагогической деятельности делает недопустимым профессиональную узость в подготовке учителя, требует взаимопроникновения общечеловеческих и профессиональных ценностей в структуре его ценностных ориентаций.
Отношение к профессиональной деятельности чаще всего рассматривают как ориентацию на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности и мотивы участия в ней. Каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, включающую как общие, так и специфичные только для данной деятельности. Общие для представителей различных профессий ценности, к числу которых М. Титма относит:
На основе данной классификации Е.Н. Шиянов выделяет следующие ценности: ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей окружающей среде; ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении; ценности, связанные с самосовершенствованием; ценности, связанные с самовыражением; ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами.
Безусловно, само существование в педагогической культуре общества данных ценностей не обеспечивает их одновременного присутствия в структуре ценностных ориентаций всех представителей педагогической профессии. Помимо наличия индивидуальных различий в выборе тех или иных ценностей, существуют объективные закономерности, отражающие доминирование тех или других, связанные с социально-экономическими условиями и обусловленным ими статусом педагогической профессии на разных этапах общественного развития. В частности, в последнее десятилетие наблюдается тенденция к увеличению числа педагогов, для которых ни одна из данных ценностей не является определяющей, вынужденных заниматься педагогической деятельностью потому, что не могут найти себе применение в других профессиональных сферах (в большинстве своем эта группа формируется из тех педагогов, значимость профессии для которых определялась ее социальным статусом и утилитарно-прагматическими потребностями). По данным Л.Я. Рубиной, каждый второй педагог не удовлетворен своей работой и каждый восьмой - профессией, при этом, в основном, не содержанием деятельности, а условиями труда.
Основными критериями при определении уровня сформированности данного блока профессионально-ценностных ориентаций у учителей служили: ориентация на творчество в профессии, и ориентация на социальную значимость профессиональной деятельности. Творчество в труде является важнейшей гуманистической ценностью. Одним из показателей ориентации на профессиональное творчество является интенсивность и качество участия в научно-исследовательской работе по проблемам обучения и воспитания учащихся.
Особое место в структуре профессионально-ценностных ориентаций учителя занимают ориентации, связанные с его отношением к личности педагога и самому себе как педагогу, выраженные в профессиональном идеале, и Я-концепции учителя. Процесс профессионально-личностного самоопределения предполагает самоидентификацию себя с профессиональной ролью, становление позитивного образа - Я учителя - целостного образа, единой установки по отношению к самому себе. Этот образ-Я, или Я-концепция, существует в сознании личности в нескольких вариантах: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-зеркальное и др. (Роджерс, Бернс, Кон).
Духовность - сложное образование, качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не только образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, но прежде всего, предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых - чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» - (лат.spiritus) - дуновение, тончайший воздух, дыхание. Отмечая, что «духовная культура» и «духовность» не синонимичные понятия, Е.И. Артамонова утверждает, что духовная культура личности проявляет ее духовность, а духовность выступает целью развития индивидуальной духовной культуры учителя. Все это, безусловно, требует понимания им данного феномена как идеала, ориентира своего культурного развития.
Ориентация на большинство профессионально ценных качеств не подкрепляется осознанием значимости соответствующих знаний и умений, образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя. В эталонном ряду, составленном на основе обобщения содержания профессионального идеала учителей, ведущее место занимает профессиональное мастерство (прежде всего методическое).
Формирование профессионально-ценностных ориентаций учителя требует:
Целенаправленное создание условий для присвоения личностью данных ценностей обеспечивает целостное формирование всех трех ведущих блоков профессионально-ценностных ориентаций учителя: отношения к педагогическому труду, отношения к личности ученика, отношения к личности педагога и к самому себе как педагогу, составляющих содержание мотивационно-ценностного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя.
Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.