Наиболее ярко страхи проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.
Невротические страхи – это результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов.
Такие страхи отличаются от возрастных: невротический страх возникает раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребёнка.
Возрастные страхи носят временный характер и чаще всего исчезают без следа. С невротическими страхами ребенок самостоятельно справиться не может.
Страх – это проблема, которой подвержен практически каждый ребенок.
Страх одиночества, погодных явлений, темноты и прочего. Все это негативно отражается на нервной системе ребенка. Несвоевременное решение возникших проблем ведет к усугублению ситуации и проявлению негативных последствий в более старшем возрасте.
Страх, как отмечает А.И. Захаров, такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страху, ребенок становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Подавляющие большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют внешний характер.
Страхи ребенка – спутники и своего рода показатели его развивающегося воображения. Часто страхи детей возникают после просмотра фильмов и чтения книг, на взгляд взрослого, очень безобидных и забавных.
Из-за незнания или непонимания закономерностей природных явлений ребенок может испугаться внезапного грома, молнии, порыва ветра, гудящих проводов, прошуршавшего в кустах зверька и т. д. Далее испуг может перейти в устойчивый страх, если ребенок видит, что взрослый человек в подобной ситуации испытывает беспокойство.
Таким образом, пример поведения взрослых может стать источником детских страхов, так как одна из особенностей дошкольника – высокая подражательность и внушаемость.
Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы.
Страхи может порождать испытанная ребенком боль. Отсюда страх высоты, лестницы (например, у ребенка, который упал с высоты и получил ушиб).
Наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется к 6 годам. В этом возрастном периоде в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким.
Страх – это довольно неприятное и даже мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.
По мнению З.Фрейда: «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события».
В.Даль в своем словаре определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.
Эта эмоция рассматривается как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности».
Ученые рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности».
Наличие страхов зависит от множества причин.
Старший дошкольный возраст – это возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Чувства ребенок уже может выразить словами, у него четко сформулировано стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Также формируется чувство общности – понятие «мы», под которым ребенок подразумевает сначала себя и родителей, а затем себя и сверстников. Возрастает самостоятельность – ребенок находит сам себе занятие, не требует постоянного присутствия взрослых и склонен к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов. В эти годы наиболее усиленно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание.
Огромное влияние на психологическое развитие ребенка оказывает страх одиночества.
В старшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов такова: ребенок испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами, когда остается один или же без поддержки родителей. Говоря другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей.
Обычно страх одиночества проходит к двум-трем годам, ребенок просто-напросто «перерастает» свой возрастной страх.
Если этого все же не произошло, необходимо задуматься о причинах, по которым ребенок так опасается одиночества. Очень часто под этим страхом маскируются совсем другие опасения, например, как уже говорилось выше, связанные с вымышленными персонажами.
Еще одной распространенной причиной является полученная в прошлом психическая травма – переживание определенного события, которое оставило глубокий эмоциональный след в памяти ребенка, хотя на первый взгляд совершенно забылось им.
Возможно, когда-то в целях воспитания ребенка на несколько минут закрыли в помещении одного или оставили дома. Или что-то подобное произошло в детском саду.
В этом случае в сознании ребенка одиночество и переживания, связанные с наказанием, могли крепко «склеиться». А из-за примерной ситуации в дальнейшем и развивался страх одиночества.
Существует также вариант, когда взрослые и не принимали участия в формировании данного страха. Для того чтобы он появился, вполне достаточно сильного испуга ребенка. Ребенок, находившийся один на один с пугающим его объектом, возможно, это могли быть природные явления (сильная гроза, ветер), работающий телевизор, на котором в тот период времени мог транслироваться страшный фильм, ребенок мог испугаться толпы в общественном месте, не увидев близкого человека, порой достаточно пары секунд и т. д. Примеров таких событий – сотни. Очень часто родители посчитают их мелочами и не придадут им особого значения. Но в реальности любое подобное событие, которое оказалось травмирующим для ребенка, может стать источником страха одиночества.
Еще одна распространенная причина страха одиночества заключается в том, что в основе страха остаться одному лежит не тревожность или эмоциональность ребенка, а его желание манипулировать родителями, контролировать их, получать желаемое незамедлительно, все время держать их рядом с собой.
В подобной ситуации страх одиночества становится удобным прикрытием. Далеко не всегда ребенку удается добиться от взрослых того, чего хочется. Иногда ему проще притвориться трогательным и беззащитным испуганным младенцем, добиться тем самым и сочувствия родителей, и, разжалобив их, получить таки желаемое.
Конечно, ребенок – совсем не такой расчетливый и циничный вымогатель, каким он мог бы показаться после прочтения предыдущего абзаца. Подобные манипуляции родителями ребенок осуществляет не вполне осознанно, не отдавая себе отчета в причинах своего поведения. Ему самому кажется, что он на самом деле боится оставаться один. Но то удовлетворение, которое он испытывает, увидев, что мама или папа останется в его комнате до тех пор, пока он не заснет, или что родители никуда не уйдут и будут весь день в его распоряжении, ясно указывает, что переживание этого страха приносит ему определенную выгоду, а значит, является средством манипуляции окружающими.
Итак, страх одиночества в том смысле, в котором его понимают взрослые, у детей практически не встречается. Детский страх одиночества чаше всего связан с предшествующим психотравмирующим опытом ребенка. В других случаях он маскирует другие страхи (темноты, вымышленных персонажей) или неосознаваемое желание ребенка контролировать взрослых и манипулировать ими.
В старшем дошкольном возрасте одной из характеристик ребенка является значительное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства.
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и, в то же время, целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки – выйти замуж за отца. С пяти до восьми лет дети – женятся или выходят замуж уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых.
Для детей старшего дошкольного возраста характерны такие качества, как общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Джон Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
По мнению А.И. Захарова, иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при обращении.
При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнее, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве.
При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия.
По мнению Г.Эберлейна, наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства.
Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д.
Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но и в то же время сигнализирует в эмоционально-личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности.
А.И. Захаров выделяет факторы, участвующие в возникновении страхов:
Страхи появляются по разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего дошкольного возраста и безопасны для 6-7 летних детей. Другие – только у подростков или типичны для детей с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок.
По мнению ученого, существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположенность к нему:
У.А. Фросим отмечал, что причинами страхов у дошкольников является: подражание – естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи взрослого и его отношение к ним. Очень часто ребенку достаточно увидеть, что мать встревожена, как он начинает беспокоиться. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности.
Травма – острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого. Одни случаи (падение с качели, укус пчелы и т. д.) надолго сохраняются в эмоциональной памяти, другие быстро забываются в зависимости от характера малыша, остроты ситуации, либо реакции родителей по поводу случившегося.
Система «Наказание-вражда-вина» – когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно – они раздражены и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, так как не способен так же отчетливо, как родители понять, что же плохого было в его поведении.
Если на ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постоянно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства.
Может стать причиной страха и неспособность ребенка сразу выполнять приказание родителей, и тогда он обижается на них, и в то же время, чем больше он опасается потерять любовь близких, тем сильнее страх.
Младшие дошкольники начинают страшиться ни мамы и папы, а какого-нибудь другого человека, своим поведение или обязанностями похожего на них (милиционер, воспитатель, а то и Баба-яга или Кощей Бессмертный).
Постоянно возобновляющийся страх – речь идет о тех случаях, когда страх парализует человека и вызывает желание звать взрослых на помощь. Страх делает человека безвольным, зависящим от других людей и предрасположенности к появлению новых ужасов.
Ребенок легко становится жертвой страха, если в его поведении проявляются типичные симптомы неуверенности в себе: грызет ногти; сосет палец и т. д.
Когда какой-либо из этих симптомов проявляется особенно сильно, то лечение его будет эффективным только в том случае, если помочь ребенку избавиться от своей неуверенности.
Часто дети сами вызывают у себя эмоции страха. Это подтверждает существование у ребенка потребности в переживание страха.
К трем-четырем годам ребенок (почти каждый) время от времени испытывает во время сна страх, просыпается в страхе с ощущением, что произошло что-то ужасное. Обычно родители могут легко успокоить ребенка, объяснив ему, что он находится в своей комнате. Иногда ребенок просит оставить включенным свет в комнате, лучше это сделать во избежание появления страха.
Страхи разнообразны: страх перед животными, страхи перед лягушками, мышами, насекомыми.
Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь дошкольник не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх.
В современном мире в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем этот метод становится все более популярным.
Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух этапах, сознательном и подсознательном.
Довольно простой способ попытаться разобраться с незнакомым или не совсем понятным словом – это, во-первых, заглянуть в словарь, во-вторых – попытаться понять его смысл, основываясь на анализе структуры самого слова.
В словаре С.И. Ожегова есть описание особенности термина «сказкотерапия» – как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
«Сказкотерапия» как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Применяя второй способ к определению «сказкотерапия», увидим, что термин состоит из двух понятий: сказка и терапия.
По поводу значения слова «сказка» проговорили выше, слово же «терапия» довольно распространено и обозначает лечение какого-то недуга. То есть «сказкотерапия» подразумевает, что у человека (ребенка или взрослого), по отношению к которому ее применяют, есть какой-то недуг или какая-то болезнь, и лечить их предполагается при помощи сказки.
В России метод сказкотерапии появился только с начала 90-х годов. Сторонники этого метода И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер впервые заговорили об эффективности данной методики. По их мнению, именно сказочная терапия помогает решить личностно-эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка и может быть использована для коррекции агрессивного, тревожного состояния ребенка, преодоления застенчивости и неуверенности в его поведении. По данным наиболее авторитетного на сегодняшний день сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это прежде всего совокупность различных способов «передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека», а кроме того, это образовательная система, соответствующая духовной природе человека. Также некоторые исследователи, такие как А.И. Захаров, В.С. Мухина, А.М. Прихожан убеждены, что терапия – лучший способ борьбы с детскими страхами. По словам И.В. Вачкова, сказочная терапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверие с окружающими.
Анализ литературы показал, что сказка является наиболее доступным для ребенка способом передачи собственного опыта другим. В процессе работы со сказкой ребенок отчетливо видит способы борьбы со своими страхами, его эмоции становятся более радужными и яркими. Метод сказочной терапии помогает ребенку осознать свои проблемы особенности и показывает пути их решения. Слушая, читая, сочиняя сказку, ребенок, с одной стороны, невольно отождествляет себя со сказочным героем, начинает понимать, что не только у него есть определенные проблемы и переживания. С другой стороны, эта реакция помогает найти выход из любых сложных ситуаций, определить пути решения конфликтов. Все это, конечно, положительно сказывается на коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Эффективность метода сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста в процессе профилактики, коррекции и преодоления детских страхов определяется сочетанием следующих педагогических условий:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.