Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Статья
20.04.2020

Наиболее ярко страхи проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития.

Невротические страхи – это результат длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, а также недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты, наличия многочисленных страхов. 

Такие страхи отличаются от возрастных: невротический страх возникает раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребёнка.

Возрастные страхи носят временный характер и чаще всего исчезают без следа. С невротическими страхами ребенок самостоятельно справиться не может. 

Страх – это проблема, которой подвержен практически каждый ребенок. 

Страх одиночества, погодных явлений, темноты и прочего. Все это негативно отражается на нервной системе ребенка. Несвоевременное решение возникших проблем ведет к усугублению ситуации и проявлению негативных последствий в более старшем возрасте. 

Страх, как отмечает А.И. Захаров, такое же неотъемлемое эмоциональное проявление нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страху, ребенок становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Подавляющие большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют внешний характер. 

Страхи ребенка – спутники и своего рода показатели его развивающегося воображения. Часто страхи детей возникают после просмотра фильмов и чтения книг, на взгляд взрослого, очень безобидных и забавных. 

Из-за незнания или непонимания закономерностей природных явлений ребенок может испугаться внезапного грома, молнии, порыва ветра, гудящих проводов, прошуршавшего в кустах зверька и т. д. Далее испуг может перейти в устойчивый страх, если ребенок видит, что взрослый человек в подобной ситуации испытывает беспокойство. 

Таким образом, пример поведения взрослых может стать источником детских страхов, так как одна из особенностей дошкольника – высокая подражательность и внушаемость. 

Иногда детские страхи возникают в связи с недомоганиями, с различными перегрузками нервной системы. 

Страхи может порождать испытанная ребенком боль. Отсюда страх высоты, лестницы (например, у ребенка, который упал с высоты и получил ушиб).

Наибольшая чувствительность к страхам, как у мальчиков, так и у девочек проявляется к 6 годам. В этом возрастном периоде в основных чертах завершается созревание эмоциональной сферы, развивается воображение и умение ставить себя на место другого человека, что расширяет восприятие страхов и делает их переживание более глубоким. 

Страх – это довольно неприятное и даже мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. 

По мнению З.Фрейда: «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также вероятно, и отражение определённого значимого события».

В.Даль в своем словаре определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия. 

Эта эмоция рассматривается как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия, как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности». 

Ученые рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности».

Наличие страхов зависит от множества причин. 

Старший дошкольный возраст – это возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка. Чувства ребенок уже может выразить словами, у него четко сформулировано стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Также формируется чувство общности – понятие «мы», под которым ребенок подразумевает сначала себя и родителей, а затем себя и сверстников. Возрастает самостоятельность – ребенок находит сам себе занятие, не требует постоянного присутствия взрослых и склонен к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов. В эти годы наиболее усиленно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. 

Огромное влияние на психологическое развитие ребенка оказывает страх одиночества. 

В старшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов такова: ребенок испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами, когда остается один или же без поддержки родителей. Говоря другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. 

Обычно страх одиночества проходит к двум-трем годам, ребенок просто-напросто «перерастает» свой возрастной страх. 

Если этого все же не произошло, необходимо задуматься о причинах, по которым ребенок так опасается одиночества. Очень часто под этим страхом маскируются совсем другие опасения, например, как уже говорилось выше, связанные с вымышленными персонажами. 

Еще одной распространенной причиной является полученная в прошлом психическая травма – переживание определенного события, которое оставило глубокий эмоциональный след в памяти ребенка, хотя на первый взгляд совершенно забылось им. 

Возможно, когда-то в целях воспитания ребенка на несколько минут закрыли в помещении одного или оставили дома. Или что-то подобное произошло в детском саду.

В этом случае в сознании ребенка одиночество и переживания, связанные с наказанием, могли крепко «склеиться». А из-за примерной ситуации в дальнейшем и развивался страх одиночества. 

Существует также вариант, когда взрослые и не принимали участия в формировании данного страха. Для того чтобы он появился, вполне достаточно сильного испуга ребенка. Ребенок, находившийся один на один с пугающим его объектом, возможно, это могли быть природные явления (сильная гроза, ветер), работающий телевизор, на котором в тот период времени мог транслироваться страшный фильм, ребенок мог испугаться толпы в общественном месте, не увидев близкого человека, порой достаточно пары секунд и т. д. Примеров таких событий – сотни. Очень часто родители посчитают их мелочами и не придадут им особого значения. Но в реальности любое подобное событие, которое оказалось травмирующим для ребенка, может стать источником страха одиночества. 

Еще одна распространенная причина страха одиночества заключается в том, что в основе страха остаться одному лежит не тревожность или эмоциональность ребенка, а его желание манипулировать родителями, контролировать их, получать желаемое незамедлительно, все время держать их рядом с собой. 

В подобной ситуации страх одиночества становится удобным прикрытием. Далеко не всегда ребенку удается добиться от взрослых того, чего хочется. Иногда ему проще притвориться трогательным и беззащитным испуганным младенцем, добиться тем самым и сочувствия родителей, и, разжалобив их, получить таки желаемое. 

Конечно, ребенок – совсем не такой расчетливый и циничный вымогатель, каким он мог бы показаться после прочтения предыдущего абзаца. Подобные манипуляции родителями ребенок осуществляет не вполне осознанно, не отдавая себе отчета в причинах своего поведения. Ему самому кажется, что он на самом деле боится оставаться один. Но то удовлетворение, которое он испытывает, увидев, что мама или папа останется в его комнате до тех пор, пока он не заснет, или что родители никуда не уйдут и будут весь день в его распоряжении, ясно указывает, что переживание этого страха приносит ему определенную выгоду, а значит, является средством манипуляции окружающими. 

Итак, страх одиночества в том смысле, в котором его понимают взрослые, у детей практически не встречается. Детский страх одиночества чаше всего связан с предшествующим психотравмирующим опытом ребенка. В других случаях он маскирует другие страхи (темноты, вымышленных персонажей) или неосознаваемое желание ребенка контролировать взрослых и манипулировать ими.

В старшем дошкольном возрасте одной из характеристик ребенка является значительное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства. 

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и, в то же время, целенаправленными. Формируются система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До пятилетнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки – выйти замуж за отца. С пяти до восьми лет дети – женятся или выходят замуж уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых. 

Для детей старшего дошкольного возраста характерны такие качества, как общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. 

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. 

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. 

Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. 

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности. 

Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха. 

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Джон Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

По мнению А.И. Захарова, иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при обращении. 

При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри всё «опускается», холодеет, тело становится тяжёлым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнее, и человек «обливается холодным потом». Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным или скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве. 

При состояниях хронического беспокойства и страха человек (ребёнок) находится в напряжённом ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьёзен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устаёт, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Несмотря на усталость, не удаётся сразу заснуть, так как ребёнку мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия. 

По мнению Г.Эберлейна, наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства. 

Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и таких качеств его личности, как эмоциональная чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе и т. д. 

Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий характер, но и в то же время сигнализирует в эмоционально-личностной сфере ребенка. Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности. 

А.И. Захаров выделяет факторы, участвующие в возникновении страхов:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
  • тревожность по отношению к ребенку, избыточное предохранение его от опасности и изоляции от общения со сверстниками;
  • ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
  • конфликтные отношения между родителями в семье;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 

Страхи появляются по разным причинам. Одни ситуации вызывают страх у детей раннего и младшего дошкольного возраста и безопасны для 6-7 летних детей. Другие – только у подростков или типичны для детей с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы, а иногда они свойственны только городским детям и не встречаются у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины появления стойких страхов в детском возрасте, то выясняется, что все они сводятся к психической травме, которую пережил ребенок. 

По мнению ученого, существует четыре типа ситуаций, при которых у ребенка возникает страх или предрасположенность к нему:

  • подражание;
  • травма (как ранее говорилось);
  • система «наказание-вражда-вина»;
  • постоянно возобновляющийся страх. 

У.А. Фросим отмечал, что причинами страхов у дошкольников является: подражание – естественный процесс, при котором ребенок перенимает многие страхи взрослого и его отношение к ним. Очень часто ребенку достаточно увидеть, что мать встревожена, как он начинает беспокоиться. Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать, что может причинить себе боль, он ощутит неотвратимость опасности. 

Травма – острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. То, что может нанести психическую травму одному ребенку, не оставляет никакого следа в психике другого. Одни случаи (падение с качели, укус пчелы и т. д.) надолго сохраняются в эмоциональной памяти, другие быстро забываются в зависимости от характера малыша, остроты ситуации, либо реакции родителей по поводу случившегося. 

Система «Наказание-вражда-вина» – когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно – они раздражены и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, так как не способен так же отчетливо, как родители понять, что же плохого было в его поведении. 

Если на ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постоянно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства. 

Может стать причиной страха и неспособность ребенка сразу выполнять приказание родителей, и тогда он обижается на них, и в то же время, чем больше он опасается потерять любовь близких, тем сильнее страх. 

Младшие дошкольники начинают страшиться ни мамы и папы, а какого-нибудь другого человека, своим поведение или обязанностями похожего на них (милиционер, воспитатель, а то и Баба-яга или Кощей Бессмертный). 

Постоянно возобновляющийся страх – речь идет о тех случаях, когда страх парализует человека и вызывает желание звать взрослых на помощь. Страх делает человека безвольным, зависящим от других людей и предрасположенности к появлению новых ужасов. 

Ребенок легко становится жертвой страха, если в его поведении проявляются типичные симптомы неуверенности в себе: грызет ногти; сосет палец и т. д. 

Когда какой-либо из этих симптомов проявляется особенно сильно, то лечение его будет эффективным только в том случае, если помочь ребенку избавиться от своей неуверенности. 

Часто дети сами вызывают у себя эмоции страха. Это подтверждает существование у ребенка потребности в переживание страха. 

К трем-четырем годам ребенок (почти каждый) время от времени испытывает во время сна страх, просыпается в страхе с ощущением, что произошло что-то ужасное. Обычно родители могут легко успокоить ребенка, объяснив ему, что он находится в своей комнате. Иногда ребенок просит оставить включенным свет в комнате, лучше это сделать во избежание появления страха. 

Страхи разнообразны: страх перед животными, страхи перед лягушками, мышами, насекомыми. 

Ведь страх выполняет функцию защиты и мобилизации сил организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не сможет адекватно ответить на опасность. Отмечая положительное значение страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь дошкольник не всегда способен справиться с тем отрицательным зарядом, который несет в себе страх. 

В современном мире в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем этот метод становится все более популярным. 

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух этапах, сознательном и подсознательном. 

Довольно простой способ попытаться разобраться с незнакомым или не совсем понятным словом – это, во-первых, заглянуть в словарь, во-вторых – попытаться понять его смысл, основываясь на анализе структуры самого слова. 

В словаре С.И. Ожегова есть описание особенности термина «сказкотерапия» – как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил. 

«Сказкотерапия» как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 

Применяя второй способ к определению «сказкотерапия», увидим, что термин состоит из двух понятий: сказка и терапия.

По поводу значения слова «сказка» проговорили выше, слово же «терапия» довольно распространено и обозначает лечение какого-то недуга. То есть «сказкотерапия» подразумевает, что у человека (ребенка или взрослого), по отношению к которому ее применяют, есть какой-то недуг или какая-то болезнь, и лечить их предполагается при помощи сказки. 

В России метод сказкотерапии появился только с начала 90-х годов. Сторонники этого метода И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер впервые заговорили об эффективности данной методики. По их мнению, именно сказочная терапия помогает решить личностно-эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка и может быть использована для коррекции агрессивного, тревожного состояния ребенка, преодоления застенчивости и неуверенности в его поведении. По данным наиболее авторитетного на сегодняшний день сказкотерапевта Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это прежде всего совокупность различных способов «передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека», а кроме того, это образовательная система, соответствующая духовной природе человека. Также некоторые исследователи, такие как А.И. Захаров, В.С. Мухина, А.М. Прихожан убеждены, что терапия – лучший способ борьбы с детскими страхами. По словам И.В. Вачкова, сказочная терапия позволяет развить самосознание, стать самим собой и построить доверие с окружающими. 

Анализ литературы показал, что сказка является наиболее доступным для ребенка способом передачи собственного опыта другим. В процессе работы со сказкой ребенок отчетливо видит способы борьбы со своими страхами, его эмоции становятся более радужными и яркими. Метод сказочной терапии помогает ребенку осознать свои проблемы особенности и показывает пути их решения. Слушая, читая, сочиняя сказку, ребенок, с одной стороны, невольно отождествляет себя со сказочным героем, начинает понимать, что не только у него есть определенные проблемы и переживания. С другой стороны, эта реакция помогает найти выход из любых сложных ситуаций, определить пути решения конфликтов. Все это, конечно, положительно сказывается на коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Эффективность метода сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста в процессе профилактики, коррекции и преодоления детских страхов определяется сочетанием следующих педагогических условий:

  1. Диалогическое взаимодействие воспитателя, детей дошкольного возраста и их родителей. 
  2. Организация игрового пространства. Наличие комфортной, дружеской атмосферы, отказ воспитателя от высказывания неприятных оценок и критики в адрес ребенка способствует снижению тревожности детей. 
  3. Процесс эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение тревожности у детей. 

Список литературы:

  1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2014 №3.
  2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2013.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2011. №2.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. А.В. Захарова, М.Э. Боцманова. Как формировать самооценку школьника 2012. – №3.
  6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов: Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск, 1993.
  7. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешним миром// Журнал практического психолога. – 2010. – №6.
  8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
  9. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
  10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1996.
  11. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2010.
  12. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки. – СПб.: «Речь», 2006.
  13. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: «Белый кролик», 1995.
  14. Дж. Милис, Р.Кроули Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М.: «Киасс», 1996.
  15. Дж. Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй: Прогресс, – М., 2008.
  16. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. 
  17. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми, Москва 2009 г. 
  18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс., 2008.
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: 2005.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. – М., 2011.
  22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: 2006.
  23. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. – М.: 2005.
  24.  Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Игры в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2006.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2006.
  26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2010.
  27. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2010.
  28. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.
  29. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2005.
  30. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Современное командообразование. – СПб.: «Речь», 2004.
  31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция, Москва 2000 г.
  32. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. 
  33. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1980.
  34. Медведев В.А. Осторожно, сказка. – СПб.: Речь, 1993 г.
  35. Немов Р.С. Психология, Москва 2003 г.
  36. Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 2010.
  37. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М.: «Знание», 2015.
  38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
  39. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
  40. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
  41. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. – 1997. – №6.
  42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Москва, «Владос», 1999.
  43. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для педагогов и психологов. – М.: Генезис, 2011.
  44. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
  45. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2010.
  46. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 2008.
  47. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Уч. Пособие. – М., 1980.
  48. Стрелкова Л.П. Уроки сказки, Москва 2014 г.
  49. Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Дис. Канд. Психол. Н. – М.: РГБ, 2003г.
  50. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.: КАРО, 2001.
  51. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие/Пер. с нем. Т. 1-4. – М.: Генезис, 2001.
  52. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, №3-4.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.