Сказкотерапия как средство коррекции возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Сказкотерапия как средство коррекции возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Статья
20.04.2020

В современном мире в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С течением времени этот метод становится все более и более популярным.

Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух этапах, сознательном и подсознательном.

Как уже говорилось ранее, в словаре С.И. Ожегова, есть описание термина «сказкатерапия» – как повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

«Сказкатерапия» - это метод использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

А.А. Осипова, автор книги «Основы психокоррекции, пишет, что коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

В настоящее время термин «психологическая коррекция» достаточно обширно и активно используется в практике общеобразовательных учреждений. А между тем, в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи).

Предметом коррекции чаще всего выступают умственное развитие, эмоционально-личностная сфера, невротические состояния и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Различными могут быть формы организации коррекционной работы – лекционно-просветительная, консультативно-рекомендационная, собственно коррекционная (групповая, индивидуальная).

В работах отечественных исследователей уделяется внимание как собственно психологическим особенностям личности ребенка, так и особенностям его социальной сферы, в первую очередь семьи.

При этом исследователи полагают, что при выборе коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, которая обусловливает выбор и построение методов.

Вот почему при работе с дошкольниками, большое распространение получили методы коррекции, в основе которых лежит игра, различные варианты игротерапии, сказкотерапии.

Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном состоянии некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. В процессе психологического консультирования происходит обращение как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.

Если ребёнок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребёнка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы».

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки.

Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. При этом, думается, что правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях.

А.А. Осипова указывает, выделяется четыре этапа в развитии сказкотерапии. 

Первый этап – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов. Исследование мифов и сказок в глубинном психологическом аспекте. Терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.

Третий этап – психотехнический. Современные психотехнические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Значение сказок для восприятия и развития личности ребенка А.А. Осипова сводит к следующим позициям:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребёнок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
  2. Через образы сказки ребёнок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

Подводя итог данной лекции, можно говорить о том, что профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребёнок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Исследование особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии

Организация и ход исследования включает в себя три этапа:

  • информационный;
  • практический;
  • диагностирующий.

На информационном этапе работы целесообразно использовать диагностические методики: «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, проективная методика «Мои страхи», изучение самооценки дошкольника Методика «Лесенка», проективная методика Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Волшебная страна чувств».

Приведем краткое описание каждой названной диагностической методики.

На начальном этапе проводится диагностика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой с целью выявления видов и уровней страха.

Ребенку предлагается нарисовать два домика – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).

В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные страхи». Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Цель методики «Нарисуй свой страх» (по А.И. Захарову) – выявить виды и уровни страхов у старших дошкольников.

Детям предлагается (после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает) лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх.

Далее результаты сравниваются с нормами проявления возрастных страхов по А.И. Захарову.

Таблица страхов детей дошкольного возраста по А.М. Захарову

Название страха

Мальчики

Девочки

3

4

5

6

7 (дошк)

3

4

5

6

7 (дошк)

1. Остаться дома в одиночестве

     

*

*

     

*

*

2. Нападения

     

*

*

     

*

*

3. Заболеть, заразиться

   

*

       

*

   

4. Умереть

     

*

*

     

*

*

5. Смерть родителей

                   

6. Чужих людей

*

   

*

   

*

 

*

*

7. Потеряться

*

*

     

*

*

     

8. Мамы и папы

   

*

       

*

*

 

9. Наказания

     

*

           

10. Бабы-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т. д.

*

*

*

   

*

*

     

11. Страшных снов

 

*

 

*

   

*

*

 

*

12. Темноты

*

*

 

*

 

*

*

   

*

13. Животных

 

*

 

*

     

*

   

14. Транспорта

   

*

       

*

   

15. Стихийных бедствий

*

     

*

   

*

 

*

16. Высоты

   

*

 

*

     

*

*

17. Глубины

       

*

     

*

*

18. Маленьких тесных помещений

       

*

*

 

*

   

19. Воды

 

*

       

*

*

   

20. Огня

*

       

*

*

   

*

21. Пожара

 

*

   

*

 

*

     

22. Войны

   

*

         

*

 

23. Больших помещений, улиц

             

*

   

24. Врачей

*

   

*

 

*

   

*

 

25. Уколов

*

 

*

   

*

   

*

*

26. Боли

       

*

   

*

*


 

27. Резких громких звуков

                   

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Страхи, которым подвержены дети:

  1. Животные; 2. Сказочные герои; 3. Чужих людей; 4. Темноты; 5. Огонь; 6. Пожар; 7. Стихийные бедствия; 8. Маленькое пространство.

При проведении анализа рисунков, можно заметить, что у некоторых дошкольников будет прослеживаться симптомокомплекс тревожности, т. е. темные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображают себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими, что свидетельствует о заниженной самооценке. Иногда дети изображают персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведенный несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить.

Диагностика по тесту «Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Шур)» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования.

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста.

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приводит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Методика «Исследование личностной тревожности» представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные последствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов.

Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребенка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребенка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования, испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребенка, а на другом – печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребенком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребенку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию – разъяснение следующего содержания:

Рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис. 13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребенка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную. Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Далее идет подсчет результатов. Высчитывается индекс тревожности – количество отрицательных ответов, т. е. те ответы, где ребенок выбрал отрицательные лица, делится на 14 и умножается на 100%.

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

  1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
  2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
  3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

Проективная методика «Волшебная страна чувств» ставит перед собой цель – исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер».

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Далее с детьми проводятся профилактические беседы и используется метод сказкотерапии как профилирующий.

Перед началом каждого занятия изучаются особенности каждого ребенка, которые были выявлены с помощью психологических тестирований и анкетирований, и с помощью наблюдения.

Структура развивающего сказкотерапевтического занятия дошкольников состоит из следующих этапов:

  1. Вход в сказку
    • создать настрой на совместную работу, «войти в сказку»;
  1. Повторение
    • вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали;
  1. Расширение
    • расширить представления ребенка о чем-либо;
  1. Закрепление
    • приобретение нового опыта, проявление новых качество личности ребенка;
  1. Интеграция
    • связать новый опыт с реальной жизнью;
  1. Резюмирование
    • обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся;
  1. Выход из сказки
    • закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Используя методику сказкотерапии удается достичь следующих результатов у ребенка:

  • повышается гибкость и подвижность нервных процессов;
  • снимается физическое и психическое напряжение;
  • развивается мелкая моторика и координация движений;
  • увеличивается работоспособность;
  • совершенствуются волевые качества;
  • тренируется дыхание;
  • происходит преодоление барьеров в общении;
  • пробуждаются фантазия и образное мышление;
  • улучшаются и активизируются выразительные средства общения: мимика, речь, пластика;
  • происходит освобождение от стереотипов и шаблонов;
  • формируются социальные навыки.

Во время выяснения и проведения методик выявления страхов у детей, первый этап знакомства со сказками – это устное народное творчество. На этом пути возможна встреча с такими проблемами, как «незнание» детьми сказок, проявление ими неусидчивости и отсутствия интереса.

Благодаря проведенным методикам, удается определить виды и возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенных методик разработана программа по коррекции возрастных страхов у детей методом сказкотерапии.

Заслуживает внимания комплекс профилактических занятий, программа коррекционной работы со старшими дошкольниками. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.

В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т.Шишовой «Страхи – это серьезно», и книги «Азбука общения» под ред. Л.М. Шипициной.

Цель программы – коррекция возрастных страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. совершенствовать у детей умения передавать свое эмоциональное состояние;
  2. нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания;
  3. формировать навыки общения, контроля поведения;
  4. создание условий для преодоления страхов у детей;
  5. формирование навыков выражения эмоционального настроения;
  6. содействие развитию навыков оценки своего поведения и поведения окружающих;
  7. совершенствование путей преодоления страхов, выражения чувства страха в рисунке.

Предлагается следующая структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Этюд на выражение страха.
  3. Сказка или ролевая игра.
  4. Игры на развитие эмоциональной сферы.
  5. Релаксация.

Примерное тематическое планирование по коррекции возрастных страхов у дошкольников:

П/П

Тема

Цели и задачи

Формы работы и используемые упражнения

1

«У страха глаза велики»

Создать благоприятные условия для активизации детей, способствовать снятию страха.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «У страха глаза велики».
  3. Сказка «У страха глаза велики».
  4. Игра-инсценировка «Зайчики и волк».
  5. Релаксация «Разговор с лесом».

2

«А вкусная была капуста».

Способствовать развитию поиска путей для преодоления чувства страха.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «Разное настроение».
  3. Сказка «А вкусная была капуста».
  4. Игра «Пятнашки».
  5. Игра-инсценировка «Зайчики и волк».
  6. Релаксация «Порхание бабочки».

3

«Почему грустил трусишка».

Формировать навыки выражения эмоционального настроения.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «Зайчики».
  3. Сказка «Почему грустил трусишка».
  4. Игра «Бобры».
  5. Релаксация «Плывем в облаках».

4

«Смелый трусишка».

Совершенствовать пути преодоления страха.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «Гроза».
  3. Сказка «Смелый трусишка».
  4. Игра «Смелый заяц».
  5. Релаксация «Необычная бабочка».

5

«Как побороть страх».

Способствовать развитию смелости, преодолению страхов.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «Зайчики отдыхают».
  3. Сказка «Страх мой враг мой».
  4. Игра «Жмурки с голосом».
  5. Релаксация «Что рассказало море».

6

«Спать пора».

Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.

  1. Приветствие.
  2. Этюд «На стуле».
  3. Сказка «Спать пора».
  4. Игра «Жмурки с голосом».
  5. Релаксация «Путешествие в волшебный лес».

Список литературы:

  1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2014 №3.
  2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. – 1996. - №2.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2013.
  4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2011. №2.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. А.В. Захарова, М.Э. Боцманова Как формировать самооценку школьника 2012 - №3.
  6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов: Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск, 1993.
  7. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешним миром // Журнал практического психолога. – 2010. - №6.
  8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. – М., 2002.
  9. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
  10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1996.
  11. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2010.
  12. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки. – СПб.: «Речь», 2006.
  13. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: «Белый кролик», 1995.
  14. Дж.Милис, Р.Кроули Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». – М.: «Киасс», 1996.
  15. Дж. Родари Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М., 2008.
  16. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте.
  17. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми, Москва 2009 г.
  18. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008.
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – М.: 2005.
  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. – М., 2011.
  22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: 2006.
  23. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. – М., 2005.
  24. Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Игры в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2006.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2006.
  26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2010.
  27. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2010.
  28. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.
  29. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. – СПб.: «Речь», 2005.
  30. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Современное командоообразование. – СПб.: «Речь», 2004.
  31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция, Москва 2000 г.
  32. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997.
  33. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1980.
  34. Медведев В.А. Острожно, сказка! – СПб.: Речь, 1993 г.
  35. Немов Р.С. Психология, Москва 2003 г.
  36. Новиков Л.А. Искусство слова. – М., 2010.
  37. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М.: «Знание», 2015.
  38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
  39. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
  40. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
  41. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. – 1997. - №6.
  42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Москва, «Владос», 1999.
  43. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для педагогов и психологов. – М.: Генезис, 2011.
  44. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
  45. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2010.
  46. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 2008.
  47. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Уч. Пособие. – М., 1980.
  48. Стрелкова Л.П. Уроки сказки, Москва 2014 г.
  49. Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Дис. Канд. Психол. Н. – М.: РГБ, 2003 г.
  50. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специальной службы сопровождения, психологов школ и гимназий. – СПб.: КАРО, 2001.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.