Методика преподавания астрономии в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Методика преподавания астрономии в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Статья
22.04.2020

ТЕМА 1. Общие вопросы методики обучения астрономии в общеобразовательных учреждениях

Содержание темы

Предмет методики преподавания астрономии. Методика преподавания астрономии как наука. Методика преподавания астрономии как учебный предмет. Предмет методики преподавания астрономии. Взаимосвязь методики преподавания астрономии и других областей знаний. История развития астрономии в России. Основные тенденции развития астрономии в России. Обучение астрономии в системе непрерывного образования. Противоречия процесса обучения астрономии. Проблемы преподавания астрономии.

Цели и задачи обучения астрономии в школе. Основные направления модернизации курса астрономии. Роль и место астрономии в современном мире. Цели обучения астрономии. Функции обучения астрономии.

Содержание астрономического образования. Целостный подход к процессу обучения астрономии. Анализ УМК по астрономии. Содержание курса астрономии в основной школе. Содержание курса астрономии в средней школе. Связь содержания курса астрономии с другими предметами.

Требования ФГОС к предметным результатам освоения базового курса астрономии. Требования ФГОС к предметным результатам освоения курса астрономии в ходе освоения программ основного общего образования. Реализация содержания и требований Стандарта в учебниках по астрономии. Проблема преемственности в обучении астрономии. Вопросы политехнического обучения, межпредметных и внутрипредметных связей в преподавании астрономии

Психолого-педагогические основы обучения астрономии.

Содержание заданий

ТЕМА 1. Общие вопросы методики обучения астрономии в средних общеобразовательных учреждениях

  1. Заполните таблицу: История развития астрономии как науки.

Основные этапы

Содержание этапа

Представители

дореволюционный

   

советский

   

перестроечный

   
  1. Проведите анализ школьной программы по астрономии. 
  2. Заполните таблицу: Цели и содержание обучения астрономии:

Класс

Цели

Содержание

     
     
  1. Какие принципы лежат в основе обучения астрономии?
  2. Назовите ведущие компоненты содержания астрономии, раскройте их содержание.
  3. Что является основой проектирования содержания образования учебного предмета астрономии?
  4. Каким основным требованиям должно отвечать содержание обучения астрономии в соответствии с ФГОС?

ТЕМА 2. Теория и методика предметного образования

Содержание темы

Методы обучения астрономии. Понятие метода и методического приема. Классификация методов обучения. Связь методов обучения астрономии и методов естественнонаучного познания.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения, проблемное изложение, эвристический, исследовательский методы обучения.

Словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы обучения астрономии. Демонстрационный эксперимент, его значения в обучении, методические требования к нему. Рисунки и чертежи на уроках астрономии, методические требования к ним. Методика применения на уроках астрономии плакатов, таблиц, диаграмм, статистических проекций. Методика использования в обучении астрономии информационных технологий.

Практические методы обучения астрономии. Решение задач по астрономии, их функции в учебном процессе. Практическая часть школьного курса астрономии. Комплексная площадка в школе, организация, содержание и методика проведения астрономических наблюдений, визуальные и фотографические наблюдения, простейшие математические методы обработки наблюдений. Использование результатов наблюдений в учебном процессе. Практические лабораторные работы и методика их проведения. Школьный астрономический календарь и методика работы с ним.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методика формирования познавательного интереса к астрономии и активизации познавательной деятельности обучающихся.

Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Стандартизация и диагностика знаний обучающихся. Составление проверочных заданий на основе поэлементного анализа учебного материала. Методы проверки и оценки знаний и умений обучающихся. Методика организации проверки и оценки знаний и умений по астрономии.

Планирование учителем различных видов контроля. Критерии оценки знаний и умений обучающихся. Оценка качества знаний по астрономии выпускников средней школы. ГИА по астрономии.

Формы организации учебных занятий по астрономии. Виды организации форм учебных занятий по астрономии: урок, семинар, конференция, экскурсия, домашняя работа, их характеристика. Типы уроков по астрономии и их структура. Современный урок астрономии, требования к современному уроку. Повторение, систематизация и обобщение знаний обучающихся по астрономии. Методика проведения семинаров и конференций по астрономии. Организация и методика проведения экскурсий. Методика организации домашней работы по астрономии.

Дифференцированное обучение астрономии. Психолого-педагогические основы дифференцированного обучения. Формы дифференцированного обучения астрономии. Методика осуществления индивидуального подхода к учащимся и уровневой дифференциации.

Факультативные занятия по астрономии и их значение. Содержание факультативных курсов по астрономии. Особенности методики проведения факультативных занятий.

Виды, организация и методика проведения внеклассной работы по астрономии в школе: астрономические кружки, школьные олимпиады, вечера, конференции и т.д. Развитие технического творчества обучающихся во внеклассной работе по астрономии.

Школьный кабинет, его оборудование. Тенденции развития материальной базы обучения астрономии. Технические средства обучения. Средства новых информационных технологий обучения астрономии.

Планирование учебно-воспитательной работы.

Годовой и календарные планы, тематический план, план, проектирование урока.

Содержание заданий

  1. Охарактеризуйте содержание понятия метода обучения в дидактике и теории и методике обучения астрономии.
  2. Заполните таблицу: Классификация методов обучения.

Основание для классификации

Группы методов

Характер познавательной деятельности

 

Источник знаний

 
   
  1. Посетите урок астрономии. Проанализируйте работу учителя с целью использования им методов обучения астрономии.
  2. Какие требования предъявляются к учителю на уроке астрономии?
  3. Назовите типы уроков по дидактической цели. Охарактеризуйте их структуру.
  4. Перечислите педагогические требования, предъявляемые к оценке знаний учащихся.
  5. Что представляет собой тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся? Дайте характеристику избирательным тестам, альтернативным тестам, тестам с выборочными ответами. Расскажите о методике проведения тестирования по астрономии.
  6. Изучите школьную программу по астрономии, составьте годовой календарный план изучения предмета. 
  7. Разработайте с учетом современных требований поурочное планирование одной из тем изученной (вопрос 8) вами программы.
  8. Составьте памятки для проведения анализа урока астрономии: общего, структурного, краткого, аспектного, самоанализа.
  9. Изучите кодификатор и сертификацию по проведению ГИА. Разработайте рекомендации по подготовке к выполнению заданий разного вида.

ТЕМА 3. Частные вопросы методики обучения астрономии

Содержание темы

Научно-методический анализ курса астрономии средних общеобразовательных учреждений: астрономические явления, понятия и законы, особенности формирования понятий на этом этапе обучения астрономии, роль астрономических теорий, реализация принципа генерализации учебного материала в содержании и структуре курса.

Предмет и задачи астрономии. Общие представления о масштабах и структуре Вселенной. Основные этапы развития астрономии. История развития астрономии в России. Разделы астрономии. Классические и современные методы астрономических исследований. Революция в современной астрономии. Проблемы развития космонавтики. Вопросы глобальной экологии в астрономии. Место астрономии в системе естественных наук, ее научное, практическое и мировоззренческое значение.

Основные задачи преподавания астрономии. Связь курса астрономии с другими учебными предметами. Особенности курса астрономии и методика его изложения. Приборы и наглядные пособия. Планетарий. Астрономические наблюдения и практические занятия. Задачи и упражнения в курсе астрономии. Домашние задания и система учета знаний. Внеурочная работа по астрономии. Астрономические олимпиады. Компьютерные программы и демонстрации по астрономии, использование сети Интернет.

Небесная сфера. Основные плоскости, линии и точки небесной сферы. Эклиптика. Системы небесных координат. Суточное вращение небесной сферы и связанные с ним явления. Суточное движение Солнца. Основные формулы сферической тригонометрии. Параллактический треугольник и преобразование координат. Положения небесного экватора, эклиптики, оси мира, точки весеннего равноденствия и их относительное изменение со временем. Смена сезонов и тепловые пояса.

Звездное, истинное и среднее солнечное время. Связь времен. Уравнение времени. Системы счета времени: местное, поясное, всемирное, декретное, эфемеридное и атомное время. Календарь. Юлианские дни.

Факторы, искажающие положение светил на небе. Рефракция, суточная и годичная аберрация; суточный, годичный и вековой параллакс светил. Определение линейных размеров тел солнечной системы. Единицы измерения расстояний в астрономии. Собственное движение звезд. Астрономические каталоги и звездные карты. Астрономические ежегодники.

Факторы, смещающие сферическую систему координат относительно звезд. Лунно-солнечная и планетарная прецессия; нутация; неравномерность вращения Земли; движение полюсов Земли, учет влияния прецессии и нутации на сферические координаты.

Основы практической астрономии. Практические задачи астрономии. Измерение горизонтальных координат светил и определение положения небесного меридиана. Поправка и ход часов. Служба времени. Определение времени (поправки часов), географических долготы и широты. Определение азимута земного предмета. Задачи фундаментальной астрометрии. Абсолютные и относительные методы определения экваториальных координат светил. Вычисление моментов времени и азимутов восхода и захода светил.

Небесная механика и теоретическая астрономия. Видимые и действительные движения Луны и планет. Элементы орбит. Конфигурации планет. Синодическое уравнение. Законы Кеплера. Третий (уточненный) закон Кеплера. Закон Ньютона (всемирного тяготения). Движение тела под действием силы тяжести. Виды орбит. Задача 3-х и более тел. Открытие Нептуна. Устойчивость Солнечной системы. Понятие о возмущающей силе. Орбита Луны. Либрации Луны. Приливы и отливы. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Условия наступления затмения. Сарос. Движение космических аппаратов. Космические скорости. Современные достижения космонавтики.

Предмет, основные задачи и разделы астрофизики. Задачи астрофизики. Спектр электромагнитного излучения, исследуемый в астрофизике. Прозрачность атмосферы Земли. Механизмы излучения космических тел в разных диапазонах спектра. Практическая и теоретическая астрофизика, астрофотометрия. Звездная величина (визуальная и фотографическая). Фотометрические системы. Физические основы астрономических измерений. идеальный газ, вырожденный газ; оптическая толщина, коэффициент поглощения. Свойства излучения и основы спектрального анализа: законы Планка, Стефана-Больцмана, Рэлея-Джинса, Вина. Линейчатый спектр, непрерывный спектр, рекомбинационное излучение, излучение нечерных тел. Реликтовое излучение. Доплеровское смещение. Понятие об общей и специальной теории относительности. Методы определения температур, масс и размеров небесных тел. Определение химического состава и плотности небесных тел. Распространенность химических элементов во Вселенной.

Астрофизические инструменты и основные методы наблюдений. Телескопы, коронографы, радиотелескопы, приемники излучения, интерферометры, спектральные приборы. Приборы астрофизики высоких энергий. Нейтринная, рентгеновская, гамма-астрономия. Методы наблюдений (с земли, с воздушных шаров, самолетов, космических аппаратов и станций).

Земля как астрономический объект. Методы и основные результаты изучения формы Земли. Геоид. Изучение Земли с помощью ИСЗ. Географические координаты. Вид географических широт. Изменяемость географических координат. Жидкая (гидросфера) и твердая (литосфера) оболочки Земли. Внутреннее строение Земли. Понятие астеносферы. Атмосфера: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера (ионосфера) и экзосфера. Магнитосфера Земли.

Солнце. Основные характеристики как звезды, его спектр и химический состав, солнечная постоянная. Внутреннее строение Солнца. Регистрация солнечных нейтрино. Атмосфера Солнца: фотосфера, хромосфера, корона. Грануляция и конвективная зона. Радиоизлучение: спокойное и спорадическое. Рентгеновское излучение. Солнечное нейтрино. Зодиакальный свет и противосияние. Активные образования на Солнце и их связь с магнитным полем. Цикл солнечной активности. Солнечно-земные связи.

Планетарная астрофизика. Общие сведения о Солнечной системе и современные методы ее исследования. Луна. Планеты земной группы. Атмосферы и внутреннее строение планет. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов. Малые планеты. Кометы. Метеоры. Метеориты. Данные последних исследований тел Солнечной системы. Происхождение и эволюция Солнечной системы. Планетные системы других звезд.

Звезды. Общие сведения о звездах. Спектры нормальных звезд и спектральная классификация. Расстояния до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость звезд. Модуль расстояния. Диаграмма спектр-светимость Герцшпрунга-Рессела. Классы светимости. Температура звезд. Температурная шкала. Определение размеров и массы звезд. Зависимость радиус-светимость-масса. Функции массы и светимости. Модели строения звезд. Источник энергии звезд. Атмосферы звезд. Строение вырожденных звезд (белые карлики и нейтронные звезды). Черные дыры. Происхождение и эволюция звезд. Образование химических элементов. Планетарные туманности. Кратные и переменные звезды (кратные, визуально-двойные, спектрально-двойные звезды, невидимые спутники звезд, затменно-двойные звезды). Особенности строения тесных двойных систем. Предел Роша. Точки либрации Лагранжа. Перенос вещества в кратных звездных системах. Физические переменные звезды (пульсирующие переменные; эруптивные переменные: в начале эволюции, новые, сверхновые; пульсары, нейтронные звезды). Рентгеновские источники излучения.

Наша галактика. Распределение звезд в Галактике. Строение Галактики. Галактическая система координат. Масса Галактики. Звездные скопления и ассоциации. Пространственное перемещение звезд. Вращение Галактики. Межзвездные пыль и газ. Космические лучи, галактическая корона и магнитное поле Галактики. Распределение вещества и излучения в межзвездной среде. Зоны HI, HII, молекулярные облака, газопылевые комплексы. Области звездообразования. Космические мазеры. Общая структура Галактики.

Внегалактическая астрономия. Классификация галактик и их спектры. Определение расстояний до галактик. Красное смещение галактик. Постоянная Хаббла и ее физический смысл. Физические свойства галактик. Ядра галактик. Квазары. Радиогалактики. Проблема скрытой массы. Пространственное распределение и эволюция галактик. Местная группа галактик и Сверхгалактика. Метагалактика.

Основы космологии. Задачи космологии. Космологический принцип. Космологические модели. Классическая модель однородной и изотропной Вселенной. Релятивистская космология. Модель «горячей» Вселенной. Реликтовое излучение. Современные представления об эволюции Вселенной.

Современные проблемы астрономии. Философские вопросы астрономии. Связь микро- и макромира. Научное, практическое и мировоззренческое значение астрономии.

Рекомендуемые темы для практических занятий и наблюдений

  1. Небесная сфера. Системы небесных координат. Суточные и годичные изменения положений светил на небесной сфере и связанные с ними явления
  2. Кульминация светил. Определение географической широты и координат небесных светил. 
  3. Звездное, истинное и среднее солнечное время.
  4. Определение моментов времени и азимутов восхода и захода светил. Рефракция.
  5. Карта звездного неба. Астрономические расчеты и наблюдения.
  6. Законы Кеплера. Видимые и действительные движения планет. Определение элементов орбит и расчет эфемерид. Затмения Луны и Солнца.
  7. Физические параметры звезд. Звездные величины. Видимые и истинные движения звезд. Измерения расстояний в астрономии.
  8. Методика наблюдений небесных тел невооруженным глазом и с помощью оптических приборов.

Содержание заданий

  1. Что значит «определить понятие»?
  2. Дайте характеристику основным понятиям астрономии.
  3. Перечислите законы динамики Кеплера, приведите методику их изучения в курсе астрономии средней школы. Каково образовательное и мировоззренческое значение этих законов, их место в курсе астрономии средней школы?
  4. Сделайте научно-методический анализ раздела «Природа тел солнечной системы» в курсе астрономии средней школы: содержание, значение изучения раздела, его место в курсе астрономии, методика изучения небесных тел, их физических характеристик. 
  5. Приведите понятия из раздела «Методы астрономических исследований» и дайте им характеристику. 
  6. Перечислите основные компоненты задачи. Выпишите 5 задач из школьного курса астрономии, определите их основные компоненты.
  7. Опишите методику наблюдений небесных тел невооруженным глазом и с помощью оптических приборов.
  8. При проведении практической работы «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты звёздного неба» учитель разрешил нескольким обучающимся, выполнившим эту работу за 15 мин. до окончания урока, выйти из класса, а остальные ученики, которые не успели ее сделать, остались в классе. Три ученика работали и на перемене. Перечислите методические ошибки при таком проведении практической работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы:

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Бакулин П.И., Кононович Э.В., Мороз В.И. Курс общей астрономии. Учебник. – М.: Наука, 1977. – 544 с.
  2. Воронцов-Вельяминов Б.А. и др. Методика преподавания астрономии в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
  3. Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач и практических упражнений по астрономии. – М.: Наука, 1977. – 272 с.
  4. Клищенко А.П., Шупляк В.И. Астрономия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 224 с.
  5. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии: Учебное пособие. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 544 с.
  6. Левитан Е.П. Методика преподавания астрономии в средней школе

https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-astronomii-1965.htm

  1. Левитан Е.П. Дидактика астрономии. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 296 с.
  2. Мартынов Д. Я., Липунов В.М. Сборник задач по астрофизике. – М.: Наука, 1988. – 125 с.
  3. Мартынов Д.Я. Курс общей астрофизики: Учебник. – М.: Наука, 1988. – 640 с.
  4. Румянцев А.Ю. Методика преподавания астрономии в средней школе Курс лекций по методике преподавания астрономии для учителей физики и астрономии и студентов физико-математических факультетов педагогических вузов

http://www.astronet.ru/db/msg/1177040

  1. Соболев В.В. Курс теоретической астрофизики. – М.: Наука, 1985. – 326 с.

Дополнительная:

  1. Агекян Т.А. Звезды, галактики, Метагалактика. – М.: Наука, 1981. – 416 с.
  2. Волынский Б.А. Астрономия: (Учебное пособие для естеств. –геогр. фак. пед. ин-тов). /Под ред. проф. Р.В.Куницкого. – М.: Просвещение, 1971. – 208 с.
  3. Горбацкий В.Г. Введение в физику галактик и скоплений галактик. – М.: Наука, 1986. – 253 с.
  4. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. Происхождение галактик и звезд. – М.: Наука, 1987. – 190 с.
  5. Дагаев М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии: (Для пед. ин-тов). – М.: Высшая школа, 1972. – 284 с.
  6. Дагаев М.М. Сборник задач по астрономии: (Для физ.–мат. фак. пед. ин-тов). – М.: Просвещение, 1980. – 128 с.
  7. Дагаев М.М., Демин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия: (Учебное пособие для физ.–мат. фак. пед. ин-тов). – М.: Просвещение, 1983. – 384 с.
  8. Данлоп С. Азбука звездного неба: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 238 с.
  9. Климишин И.А. Астрономия наших дней. – М.: Наука, 1986. – 560 с.
  10. Климишин И.А. Элементарная астрономия. – М.: Наука, 1991. – 462 с.
  11. Курышев В.И. Практикум по астрономии: (Учебное пособие для физ. и мат. спец. пед. ин-тов). – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.
  12. Масевич А.Г., Тутуков А.В. Эволюция звезд: теория и наблюдения. – М.: Наука, 1988. – 280 с.
  13. Монтенбрук О., Пфлегер Т. Астрономия на персональном компьютере (+СD). – Изд-во Питер. – 2002. – 320 с.
  14. Москаленко Е.И. Методы внеатмосферной астрономии: Учебное пособие. – М.: Наука, 1984. – 280 с.
  15. Мур П. Астрономия с Патриком Муром: Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 368 с.
  16. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. В 9 тт. Т. 8. Вселенная: Пер. с англ. – М.: "Издательский дом ИНФРА-М", изд-во "Весь Мир", 2000. – 204 с.
  17. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. – М.: МГУ, 1995. – 320 с.
  18. Уокер Г. Астрономические наблюдения: Пер. с англ. – М.: Мир, 1990. – 352 с.
  19. Щеглов П.В. Проблемы оптической астрономии. – М.: Наука, 1986. – 271 с.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Проведение итогового контроля 

Время выполнения заданий: 60 мин

Количество вопросов: 20 шт.

Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.

Шкала оценивания: 

«отлично» - 90-100% правильных ответов;

«хорошо» - 70-89% правильных ответов;

«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;

«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.

3.2. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).

  1. Методика преподавания астрономии как одна из педагогических наук.
  2. Методология педагогического исследования.
  3. Методы педагогического исследования.
  4. Этапы развития методики обучения астрономии.
  5. Основные цели обучения астрономии. Содержание школьного курса.
  6. Методы и методические приёмы обучения астрономии. Классификация методов обучения. Взаимосвязь методов обучения и методов научного познания.
  7. Средства обучения астрономии. Технические средства обучения (ТСО). ИКТ в обучении астрономии. 
  8. Формы организации учебного процесса по астрономии. Проектирование современного урока астрономии.
  9. Формы внеклассной работы по астрономии. 
  10. Методы, формы и средства проверки знаний и умений обучающихся по астрономии.
  11. Технологии обучения астрономии. Индивидуализация и дифференциация обучения. Деятельностный подход в обучении астрономии. 
  12. Планирование работы учителя. Журналы предметного характера и УМК по астрономии.
  13. Технология обучения обучающихся решению задач.
  14. Формирование у обучающихся астрономических понятий.
  15. Формирование у обучающихся экспериментальных умений. Деятельность учителя при организации наблюдений.
  16. Компьютерные технологии обучения астрономии.
  17. Организация контроля практических умений учащихся по астрономии. Система оценивания. Нетрадиционные формы контроля знаний обучающихся.
  18. Структура уроков различных типов. Критерии эффективности урока.
  19. Самоконтроль и его роль в проверке знаний и умений.
  20. Итоговая оценка качества знаний по астрономии выпускников средней школы. Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по астрономии.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.