Основные направления подготовки учащихся к математическим олимпиадам
Оценка 4.9

Основные направления подготовки учащихся к математическим олимпиадам

Оценка 4.9
Статья
23.04.2020

В последние годы в России проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад, проводятся также дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды. С каждым годом все большей популярностью среди учащихся и учителей пользуется международная олимпиада-конкурс «Кенгуру». С недавнего времени в вузах возобновили свое существование олимпиады для абитуриентов.

Традиционные олимпиады проходят, как правило, в пять туров: школьный, районный (городской), областной (краевой, республиканский), зональный и всероссийский. Данный вид олимпиад имеет богатую историю и сегодня остается самым массовым и популярным как среди учащихся, так и среди учителей.

Первые олимпиады по математике начали проводиться в Венгрии с 1896 г., назывались они Этвешское соревнование. Сборник задач этих олимпиад был издан на русском языке в 1896 г. С 1894 г. в России выходил журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики», где читателям предлагались математические олимпиады на конкурс. Можно сказать, что это были первые заочные олимпиады. Первые математические олимпиады в СССР состоялась в Тбилиси — в 1933 г. и в 1934 г. в Ленинграде в России, а с 1935 г. стали проводиться в Москве. В то время основная цель их была в выявлении способных в математическом отношении школьников для организации их дальнейшего обучения, и насколько это возможно, более раннего их привлечения к научной работе.

На самых первых олимпиадах даже действовало правило, в соответствии с которым победители олимпиад не имели права принимать участия в последующих олимпиадах. Видимо, родоначальники олимпиадного движения уже тогда понимали, как опасна «профессионализация» соревновательной деятельности.

Сегодня по результатам, показанным учащимися на различных этапах Всероссийской олимпиады, зачастую оценивают работу учителей, учебные заведения и органы управления учреждениями образования.

И хотя популярность традиционных олимпиад и сегодня высока, но в большинстве регионов все меньше стало проводиться по сравнению с восьмидесятыми годами олимпиад для учащихся 5-8 классов, хотя учащиеся именно этого возраста наиболее любознательные, желают участвовать в различных соревнованиях.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Министерством образования Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в которой определены условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Основная миссия школы – развитие у обучающихся творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, подготовка обучающихся к поступлению и дальнейшему успешному обучению в вузах.

Проектов, тематически направленных на работу школ с одаренными детьми, на сегодняшний день в масштабах России достаточно много. Это обусловлено не только остротой проблемы, но и опубликованными документами социального заказа на государственном и региональном уровне: Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи». Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа». Ведомственные целевые программы регионов и т.п.

В трактовке понятия «одаренность» в современной педагогической науке нет однозначного мнения. Среди множества определений одаренности встречаются даже диаметрально противоположные: одни считают, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, рекомендую опираться на определение профессора Н.И. Ильичевой (лаборатория «Творческой одаренности» НИИ ПУО БГПУ): «Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы; задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его; на развитие одаренности влияет много факторов, причем, доминирующим фактором считается педагогический при прочих равных условиях» и Богоявленской, данное в «Рабочей концепции одаренности». Поэтому главная задача педагога в работе с детьми с признаками одаренности - выстроить свою деятельность так, чтобы создать условия для развития и реализации их способностей.

Понятие одаренности предполагает четыре составляющих: психофизические особенности, интеллектуальные способности, мировоззренческие ценности и творческий потенциал.

За основу работы с одаренными детьми можно взять алгоритм создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей (М.В. Левит).

  1. диагностика (применение технологий, методик по выявлению одаренных детей);
  2. актуализация (формирование развивающей среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости, определение индивидуальных образовательных траекторий);
  3. результативность (реализация их потенциальных возможностей);
  4. сопровождение (психолого-педагогическое сопровождение талантливого ребенка на всем протяжении школьного периода и отслеживание результатов после окончания школы; составление базы данных на одаренных учеников).

Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Задачи в работе с одаренными детьми:

  • создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  • обеспечение максимально благоприятных условий для личностного развития детей;
  • развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;
  • научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;
  • создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция одаренности, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж. Рензулли. Согласно его учению, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (дивергентное мышление) и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность применения особых принципов работы:

  • принцип индивидуализации обучения;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Представленный подход определяет логику работы по выявлению и развитию одаренных детей:

  1. «Первые шаги в науку» - формирование условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.

  2. «Первая ступень в творчестве» - использование таких форм организации, которые развивали бы творческий потенциал учащихся.

  3. Формирование мотивации к формированию познавательной и творческой активности ребенка.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в его реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности.

Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

2.Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

Например, для него весьма типичен (наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи) рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

3. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Кроме того, знания одаренного ребенка отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.

4. Своеобразный тип обучаемости.

Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.) сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается, если одаренность не развивается. Так, если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

  1. потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
  2. развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
  3. познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми могут быть выбраны следующие действия:

  • определить основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
  • выставка творческих работ одаренных детей;
  • развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
  • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;
  • проведение научно-практических конференций; общеразвивающих традиционных мероприятий;
  • раннее изучение углубленное изучение предметов;
  • информатизация образовательного процесса;
  • психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, выявление индивидуальных склонностей и предпочтений;
  • привлечение высококвалифицированных специалистов.

Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  • между потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
  • между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, формирование особого – более свободного, более интеллектуального и креативного образа мышления, что будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом развития одаренности является мотивационный. Познавательная способность также занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

Одаренность может проявляться как:

  • явная одаренность (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
  • возрастная одаренность, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
  • скрытая одаренность (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу работы с одаренными детьми могут быть положены следующие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Портрет одаренного ребенка

  • Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  • Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  • Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  • Склонен к рискованным действиям.
  • Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  • Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  • Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  • Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  • Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  • Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады. О подготовке и организации которых мы поговорим в следующих модулях.

Подготовка учащихся к различным конкурсам, проектным и исследовательским работам ─ одна из форм работы с детьми с признаками одаренности. Такая форма работы требует от учителя большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного. При подготовке к конкурсам выделяются следующие направления работы:

  1. Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
  2. Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
  3. Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.
  4. Работа с родителями учащегося.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Работа педагога с одаренными детьми ─ это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от педагога личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения. Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают возможность работать с учащимися и при подготовке к конкурсам чтецов, при подготовке к различным мероприятиям. Эта работа направлена на привитие интереса у учащихся к художественной литературе, к искусству слова, выраженному на сцене, и позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие личности учащихся. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает его формализм. Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. 

Образовательные стандарты ориентируют систему образования на формирование у учащихся универсальных и специальных способов действий. Новые социальные запросы определяют цели образования как «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся», обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Это означает, что работа системы образования должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечивать не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности «универсальных умений», так называемых «ключевых компетенций».

Для познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией (информационная компетентность): собирать, анализировать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, передавать и обмениваться информацией. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи эффективно применение информационных технологий, в том числе образовательных ресурсов сети Интернет.

Использование образовательных ресурсов сети Интернет способно поднять на качественно новый уровень практически все направления образовательной деятельности. Учебная, внеучебная, исследовательская и организационная деятельность педагогов и учащихся во многих случаях становится более эффективной, если ее информационное обеспечение выстраивается с применением компьютерной техники и телекоммуникационных технологий.

В сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР),

http://eor.edu.ru/

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно", http://window.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование", http://www.edu.ru/

Указанные порталы содержат также ссылки на основные электронные библиотеки, справочники, энциклопедии, сайты заочных школ. Для учащихся доступ к образовательным ресурсам сети Интернет обеспечивает основной и дополнительный учебный материал, необходимый для успешной учебы, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность оперативно знакомиться с новостями сферы образования; узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах; получать консультации; общаться с педагогами и сверстниками. Абитуриенты найдут полезную для себя информацию — сведения об институтах, университетах и методические материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ.

Огромная протяженность России, неравенство культурно-образовательных условий в городской и сельской местности, в центре страны и на периферии уже в прошлом ставили задачу создания разнообразных компенсационных механизмов. Эта задача решалась, в частности, путем развития уникальной отечественной системы заочных школ. Возникнув более 40 лет назад, заочные школы стали социальными проводниками культуры, предоставляя доступ к качественным образовательным услугам детям из малых городов и сельской местности на всей территории страны. В современных условиях, определяемых бурным развитием интернет-технологий, заочные школы превращаются в центры дистанционной работы, способные удовлетворить разносторонние потребности населения, в том числе по подготовке в вузы, обеспечению культурных запросов жителей удаленных территорий, внедрению оригинальных образовательных программ.

Дистанционное обучение – это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования в качестве серьезной альтернативы традиционным формам обучения.

Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволяет обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого-физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона.

Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.

Основными задачами довузовской подготовки школьников до настоящего времени считалось создание условий для удовлетворения потребностей учащихся, нацеленных на получение высшего образования, усвоение знаний, необходимых при поступлении в ВУЗ. Опыт работы многих вузов свидетельствует о том, что подготовительные курсы и отделения в традиционном их понимании нацеливают будущих абитуриентов на сдачу вступительных экзаменов.

Для формирования целостного учебно-воспитательного процесса в рамках непрерывного образования в системе «Школа –ВУЗ» во многих вузах созданы факультет довузовской подготовки, с целью обеспечить взаимодействие средней и высшей школы на основе преемственности в обучении тем предметам, по которым проводят предметные олимпиады. Система довузовской подготовки вызвана стремлением упорядочить различные организационные формы работы с абитуриентами. Таким образом, осуществляется организация и координация учебной, учебно-методической, воспитательной работы, которую систематически проводят в средних общеобразовательных школах.

К основным функциям довузовской подготовки относятся следующие:

  • компенсирующая – занятия с опытными преподавателями в малых по численности группах, направленные на ликвидацию пробелов в обязательных результатах среднего образования;
  • развивающая – смысл которой в том, чтобы дать возможность учащемуся развить свои способности, удовлетворить интеллектуальные потребности личности;
  • адаптирующая – имеющая целью облегчить приспособление школьников к учебному процессу ВУЗа, его технологиям обучения и содержанию образования;
  • корректирующая – приведение достигнутого уровня школьного образования в соответствие с требованием ВУЗа;
  • воспитательная – способствующая становлению личности слушателей, повышению их уровня развития личности, социальной адаптации.

Главным принципом организации системы «школа - ВУЗ» выступает личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности в целом и формировании компетентности как условия успешности социально- профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне.

Образовательный процесс регламентируется учебным планом, рабочими программами. Расписание занятий предусматривает пары учебных часов, что дает возможность использовать вузовские формы обучения (лекции, практические, семинарские занятия) и тем самым приобщать будущих абитуриентов к обучению в высшей школе.

Для работы в школьных классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении вступительных экзаменов, заинтересованные в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в ВУЗ молодых людей с разным уровнем школьной подготовки и неодинаковыми материальными возможностями семьи.

Налаживаются учебные и методические контакты между преподавателями ВУЗа и школьными учителями, совершенствуются формы и технологии обучения, проводятся семинары по обмену опытом.

По окончании учебы проводятся предметные олимпиады, на них учитываются требования к итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, а также правила приема в ВУЗ. Совместная деятельность школьных учителей и преподавателей ВУЗа положительно влияют на успеваемость не только сегодняшних школьников, но в будущем и на студентов.

Итак, основными направлениями в создании системы «школа – ВУЗ»:

  • в образовательном процессе на переходном этапе от средней школы к ВУЗу необходим комплексный подход к реализации важнейших принципов непрерывного образования, преемственности, многоуровневости, демократизма, взаимодополнительности, координации, гибкости, мотивации, вариативности; традиционные подготовительные структуры совместно со школьными советами играют роль научно-методических центров довузовского образования;
  • образовательная деятельность в таких классах обеспечивает готовность учащихся к поступлению в ВУЗ и дальнейшую успешную работу в нем; адаптационное обучение как способ осуществления непрерывности образования по базовым дисциплинам – эффективная форма повышения качества знаний на переходном этапе от школы в ВУЗ. Возможно проведение таких видов занятий, как факультативы, курсу по выбору.

Совместная работа школьных учителей и преподавателей ВУЗа имеют целью достижение готовности абитуриента к поступлению в ВУЗ, успешную учебу в высшей школе, формирование социальной и профессиональной компетентности, создание действенных образовательных механизмов, функционирующих на основе знания и учета закономерностей и способов развития личности учащихся и современных технологий обучения.

Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку. Поэтому, в процессе совместной практической работы школы и вуза были сформированы классы, спрофилированные на конкретный вуз. Для того чтобы помочь учащимся разобраться в своих наклонностях и способностях, уменьшить количество ошибок, совершаемых ими и их родителями при выборе будущей профессии без учета индивидуальности, во многих взаимодействующих образовательных учреждениях было введено психологическое тестирование в старших классах.

В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия средних и высших образовательных учреждений:

  1. учебно-методическое, которое содержит в себе: деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией; подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей школы с преподавателями вузов по обмену опытом;
  2. научно-методическое, которое характеризуется: работой факультативов и кружков на базе средних и высших образовательных учреждений; совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов; КВНов, разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования; совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;
  3. профориентационное, которое включает: создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения; информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах; публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению о работе взаимодействующих образовательных учреждений; подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильном вузе; демонстрацию фильмов о профильном вузе в школе; выступление представителей вуза в школе с лекциями о специальностях, по которым готовят студентов; обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующего вуза; проведение установочных консультаций для учителей и учащихся школы по предметам вступительных экзаменов; беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; проведение предметных олимпиад для учащихся школы, изъявивших желание учиться в профильном вузе; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики.

Формы взаимодействия школы весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом, взаимодействие школы в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на: обеспечение углубленного уровня подготовки; развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями; получение основ профессиональной подготовки по специальностям вузов; общее духовное и культурное развитие личности учащегося.

Классические формы обучения в общеобразовательных учреждениях уровня образования рассматриваются как часть системы «школа – вуз», обеспечивающие непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования. Они дают повышенную подготовку по предметам различных циклов, осуществляют раннюю профориентацию учащихся, создают условия для воспитания и обучения высоконравственной и интеллектуальной личности.

 Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования.

Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.