Содержание темы
Общая характеристика развития театрального искусства в Греции. Роль театра в общественно –политической жизни Древней Греции. Происхождение древнегреческой драмы. Феспид – первый афинский трагический поэт. Творчество великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана. Значение государства в организации театральных представлений. Архитектура Древнегреческого театра. Театр Диониса в Афинах. Характеристика театральных представлений, посвящённых богу Дионису. Танцевально –песенные элементы в театральных представлениях. Культовое значение маски в античном театре. Театр в эпоху эллинизма. Организация актёрских товариществ. Появление актеров – профессионалов.
Театральная культура Древнего Рима. Культура античного общества, ее общая характеристика и принятая историческая периодизация. Римский театр. Истоки римского театра. Римский театр эпохи республики. Творчество Гнея Невия, Плавта, Теренция. Римский театр императорской эпохи. «Наука поэзии» Горация. Трагедии Сенеки.
Различия и сходства между культурами Древней Греции и Древнего Рима. Пантомима как танцевальная сцена без слов на мифологический сюжет, специфика которой способствует развитию четкой ритмики и выразительности жеста исполнителей.
Содержание заданий
Составьте конспект (в форме таблицы):
Древнегреческие трагедии |
Автор трагедии |
Современная постановка (страна, театр, режиссер, концептуальная идея) |
Древняя Греция |
Древний Рим |
|
сходство |
||
отличительные особенности |
Содержание темы
Общая характеристика культуры эпохи Средневековья: периодизация, связь с христианской религией. Церковная драма. Борьба церкви против античного театра, сельских игрищ, массовых представлений. Литургическая и полулитургическая драма. Светская драматургия. Жанры и виды средневекового театра: миракль, моралите, фарс, мистерия.
Содержание заданий
Жанр |
Определение |
Содержание темы
Общая характеристика культуры эпохи Возрождения. Возврат к классическим образцам античного искусства. Появление новых жанров и форм театрального искусства. Строительство и усовершенствование театральных зданий нового типа. Появление новых театральных профессий. Развитие новой театральной формы – классической оперы. Кардинальные изменения в организации театральных зрелищ. Обострение конкурентной борьбы за зрителя. Основные типы организации театров. Репертуарный театр и антреприза. Особенности развития итальянского театра Возрождения. Оперный театр. Площадный импровизированный театр масок (комедия дель арте). «Слуга двух господ» К. Гольдони.
Характеристика английского театра эпохи Возрождения. Творчество Шекспира. Особенности развития испанского театра. Творчество Лопе де Вега.
Содержание заданий
Страна |
Отличительные черты |
Основные театральные жанры |
Драматург и произведение |
Итальянский театр |
|||
Английский театр |
|||
Испанский театр |
Содержание темы
Характеристика общественно – политической и культурной жизни Франции XVII века. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало. Закон трёх единств. Деятельность Французской театральной академии (учреждена в 1635 г.) Трагедия «Сид» П. Корнеля. Драматургия Ж. Расина. Творчество великого комедиографа Ж.Б. Мольера. Комедии «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной». Организация и создание театра «Комедии Франсез». Его роль и влияние на в развитии театрального искусства в Европе.
Содержание заданий
Содержание темы
Общая характеристика эпохи Просвещения. Основная идеологическая доктрина времени – стремление подчинить эгоистическую буржуазную природу человека гражданским задачам, примирить в личности «буржуа» и «гражданина», просветив ее. Содержание «парадокса об актере» Дени Дидро, его концепция актерского творчества. Появление новых театральных жанров: («мещанская» драма, «весёлая» комедия, социально – политическая комедия, буржуазная драма). Особенности развития французского театрального искусства. (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Бомарше). Реформа итальянского театра. Комедии нравов К. Гольдони. Театр английского Просвещения. «Школа злословия» Р. Шеридана. Эстетические принципы немецкого просветительского реализма в творчестве Лессинга, Гёте, Шиллера. «Гамбургская драматургия» Э. Лессинга. Всемирное культурное значение театра эпохи Просвещения.
Содержание заданий
Страна |
Отличительные черты |
Основные театральные жанры |
Драматург и произведение |
Немецкий театр |
|||
Английский театр |
|||
Итальянский театр |
|||
Французский театр |
Содержание темы
Формирование русской театральной культуры ее истоки, традиционная связь изначальных форм народного творчества, с культами древних славянских языческих божеств. Единство песни и пляски у восточных славян, придавшее русской народной пляске сюжетную, эмоциональную содержательность, певучую мягкость движений. Народные игры. Скоморохи на Руси. Формы театральных действ: народная драма, церковный театр. Кукольная комедия в качестве излюбленного вида народного театра. Образ Петрушки, его пластика. Уличные представления на Руси. Указ царя Алексея Михайловича о создании театра (1672г.). Школьный театр и его влияние на развитие русского театрального искусства.
Театр при дворе Алексея Михайловича. «Балет об Орфее и Евридике» (1673 г.). Прогрессивность введения западноевропейского театрального искусства в русский быт. Театр в эпоху Петра I, его дальнейшая театрализация. Открытие первой балетной школы (сентябрь 1737 г.) в Петербурге. Указ Елизаветы Петровны об учреждении русского государственного театра (1756 г.) Деятельность и творчество А. Сумарокова. Ф. Волков – первый русский профессиональный актёр. Открытие первого общедоступного оперно–балетного театра (Москва, труппа Джованни Локателли, 1759 г.). Комедия Д. Фонвизина «Недоросль». Крепостной театр, его устройство. Значение крепостного театра в становлении русского национального театрального искусства.
Организация театрального дела в начале XIX века. Открытие новых театров: Александринский, Мариинский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Открытие частных драматических и оперных театров.
Содержание заданий
Содержание темы
Общая характеристика и основные тенденции развития театральной культуры России во второй половине XIX века. Появление новых театров. Антрепризы в русском театре. Реализм на русской сцене. Постановка в малом театре пьесы А.Н. Островского «Гроза» (1859 г.). Творчество великих русских артистов М.С. Щепкина. М.Н. Ермоловой. Роль и влияние великого драматурга А.Н. Островского на развитие русского театра. Водевиль на русской сцене. Два направления в актёрском искусстве; романтизм и психологический реализм. Легенды русской актёрской школы: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин. Деятельность и творческие поиски К.С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко. Создание Московского художественного театра (1898г.) Первая постановка «Царь Фёдор Иоаннович». А.П. Чехов и МХТ. «Чайка» на сцене МХТ. «Система» К. С. Станиславского как инновационная теория и методика развития театрального искусства. «Товарищество новой драмы» В. Э. Мейерхольда в Херсоне.
Содержание заданий
Крупнейшие театры России XIX в. |
Репертуар |
Актеры |
Зрители |
Содержание темы
Основные тенденции развития театральной культуры в XX веке. Теория и эстетика театрального искусства А.Я. Таирова и его камерный театр. Февральская и Октябрьская революции и русский театр. Создание Театрального отдела Наркомпроса (1918г.). Условный театр В. Мейерхольда. «Маскарад» В. Мейерхольда. Влияние деятельности В. Мейерхольда на развитие мирового театра. МХТ и новое время. Декрет «Об объединении театрального дела». Организация в 1919 году в Петрограде Большого драматического театра (БДТ). Деятельность А. Блока, М. Андреевой, М. Горького. Первый спектакль БДТ – пьеса Шиллера «Дон Карлос» Возвращение русского театра к классической драматургии. Постановление ЦК ВКП(б) о «О перестройке литературно–художественных организаций» (1932 г.). «Система представлений» Е. Вахтангова. Перевод театров на стационарную работу (1938 г.). Русский театр в годы Великой Отечественной войны. Развитие театральной культуры после войны. Поэтика Камерного театра Таирова. 1956 год – рождение театра «Современник» во главе с О. Ефремовым. «Вечно живые» В. Розова – первая постановка «Современника». Инновационный театр на Таганке. Ю. Любимов и его постановки. Творческая деятельность А. Эфроса. Спектакль «Вишнёвый сад» в постановке А. Эфроса. Режиссёрская школа Г.А. Товстоногова. Вклад Г. Товстоногова в развитие театральной культуры. Переименование ВТО в Союз театральных деятелей (1987 г.). Появление в России театров-студий. 1988 г. Создание Всероссийского объединения «Творческие мастерские». Экспериментальные театры. «Табакерка» О.П. Табакова. «Мастерская П. Н. Фоменко. Театр–студия «Человек» под руководством Р. Козака. Театральные фестивали и конкурсы как мировое культурное явление. «Золотая маска», «Золотой софит», «Хрустальная Турандот».
Содержание заданий
Основная литература
Каллистов Д. Античный театр. Л., 1999.- 256с.
Под ред. Н.И. Эльяша. – М., 1989.
Ресурсы Интернет:
История русского театра. - hist.htm
Театральная библиотека. - www.biblioteka.teatr-obraz.ru
Театральная библиотека Сергея Ефмова. - www.theatre-library.ru
Электронно-библиотечная система - https://e.lanbook.com
Проведение итогового контроля
Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.
Время выполнения: 120 мин.
Количество вопросов: 40 шт.
Шкала оценивания:
«отлично» - 90-100% правильных ответов;
«хорошо» - 70-89% правильных ответов;
«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.