Методика обучения мировой художественной культуре
Оценка 5

Методика обучения мировой художественной культуре

Оценка 5
Статья
29.04.2020
Методика обучения мировой художественной культуре

ТЕМА 1. Предмет методика преподавания истории искусств и МХК

Содержание темы

Методика преподавания как отрасль педагогической науки. Процесс обучения МХК, его структура и содержание. Дисциплина в системе историко-культурологического образования. Образная концепция человека в истории культуры. История культурологической мысли в системе культурологического образования. Анализ содержания образовательных областей Базисного учебного плана, обеспечивающих гуманитарное образование («филология», «обществознание») в соотношении с историей искусст/МХК. Понимание диалога как основы формирования культуротворческого мышления. Проект «Школы диалога культур» (В.С. Библер). Культуротворческая школа профессора А.П. Валицкой. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников как аспект культурного развития.

Содержание заданий

  1. Определите особенности преподавания МХК в средней общеобразовательной школе. Назовите отличия дисциплины МХК от других школьных дисциплин.
  2. Составьте сводную таблицу, отражающую отличительные признаки построения учебных программ по предмету и их структурные компоненты.

Программа (авторский коллектив)

Принципы построения

Структурные компоненты

Цели курса, (обозначенные в пояснительной записке)

Содержание программ

         

ТЕМА 2. Цели, задачи и дидактические принципы преподавания предмета «Мировая художественная культура»

Содержание темы

Культурологическое воспитание как одна из сторон духовного формирования личности. Цели и задачи культурологического воспитания. Основные функции преподавания «Мировая художественная культура». Общедидактические принципы обучения в преподавании предметов культурологического цикла. Специфические принципы преподавания мировой художественной культуры. Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура» и дидактические принципы организации знания: принцип историко-типологического единства (Древний мир); принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века); принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время); принцип субъектно-объектного единства мировой художественной культуры (Новейшее время).

Дидактические принципы организации знания: первый уровень взаимосвязей — историко-типологический, осуществляемый между культурами, эпохами, искусствами и внутри отдельных искусств; второй уровень взаимосвязей — социологический, осуществляемый между идеями и эпохами, искусствами и эпохой, идеями и искусством; третий уровень взаимосвязей — мировоззренческий, осуществляемый между художественной культурой и потребностями времени, уровнем его научного познания, восприятия картины мира и человека, воплощенными в произведениях искусства; четвертый уровень взаимосвязей — семиотический, осуществляемый через трансформацию героя и образа, через трансформацию знака, через изменение художественно-образных средств. Этот уровень наиболее сложен, так как знаковая система художественной культуры складывается из языка искусств, его символики, трактовки времени и пространства, характера мышления в ту или иную эпоху.

Возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся, их влияние на восприятие искусства. Выработка внутренних ориентиров поведения, поиск универсальных моральных принципов, формирование собственной системы ценностей как основные потребности юношеского возраста. Формирование личности учащегося, его моральных убеждений и жизненной позиции на уроках «Мировой художественной культуры».

Содержание заданий

  1. Дайте характеристику структуре и содержанию учебного курса «Мировая художественная культура». Сформулируйте цели историко-культурологического образования в соответствии с ФГОС.
  2. Заполните таблицу: Реализация требований ФГОС в учебном курсе «Мировая художественная культура».

Положение ФГОС

Цели и задачи курса

   
  1. Проанализируйте «портрет выпускника» (ФГОС). Какие из перечисленных качеств формируются в ходе мировой художественной культуры.
  2. Особенности формирования компетенций на уроках МХК по ФГОС

ТЕМА 3. Методики в преподавании мировой художественной культуры

Содержание темы

Методы преподавания гуманитарных дисциплин. Понятия «метод» и «прием» в обучении. Различные подходы к классификации методов и приемов в методике преподавания.

Многообразие форм педагогической деятельности учителя. Классификация методов в зависимости от источника знаний: методы словесные (вербальные), наглядные, практические.

Методы преподавания в зависимости от типа познавательной деятельности: репродуктивные, проблемно-поисковые. Методы преподавания в зависимости от способа осуществления процесса познания: когнитивные, креативные (творческие) методы. Классификация методов преподавания в зависимости от формы взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения: пассивные, активные, интерактивные. Методы преподавания в зависимости от дидактических целей: методы изложения нового материала, методы закрепления материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Принцип опоры на деятельностный и личностный подход. Диалог как основа взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе. Педагогическая деятельность и ее основные характеристики. Формы работы учителя-культуролога: коллективные, факультативные и дополнительные занятия с временными творческими коллективами. Индивидуальные занятия с учащимися. Формы опосредованного педагогического воздействия.

Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании предмета «Мировая художественная культура». Общие правила разработки композиции урока по культуре.

Виды модулей на уроках МХК: теория искусства; «любование» - описание впечатлений учащихся в ходе общения с репродукцией; «музыкальная страница» - знакомство с музыкальными шедеврами или творчеством композиторов; «узнавание» - форма художественной викторины; «золотые россыпи» - знакомство и обсуждение высказываний великих философов; «музыкальные ассоциации» - вид творческого восприятия музыки; «поэзия при свечах» - форма лирического общения; «словарь по эстетике» - одна из форм работы с теоретическими понятиями; «этикет и мы» - блок занятий по этикету, формы которых могут бесконечно варьироваться; «мой маленький музей» - форма самостоятельной работы учащихся по накоплению репродукций и информации об искусстве; «уроки погружения в эпоху» - уроки синтетического типа.

Искусствоведческие методики. Сравнительно-исторический анализ и его возможности в сфере проблематизации преподавания МХК. Проблемы типологии, генетических связей и взаимовлияний в культуре.

Принцип историзма: рассмотрение явления, породившего художественное произведение в его развитии: взаимосвязь с другими явлениями; рассмотрение художественного произведения как неотъемлемой части художественного процесса: его принадлежность к определенному художественному направлению или школе; сопоставление с предшествующей традицией и последующим опытом. Принцип историзма предполагает выработку оценочной установки, то есть: предварительного определения ценности данного произведения; его места в национальном и мировом художественном наследии.

Сравнительно - сопоставительный анализ как сравнение разнородных объектов. Глобальное сопоставление крупных культурных ареалов (Восток - Запад) и регионов (Россия - Западная Европа), стадиально-разнородных культур (традиционной фольклорной культуры и культуры мировых религий по типу «язычество и христианство») и стилей (Древняя Греция - Рим, Ренессанс-барокко, барокко-рококо), сравнение разных видов искусства и их выразительных возможностей. Такой тип сравнения нацелен на выявление крупных, глубинных проблем. Историко-типологическое сравнение нацелено на выявление общности не связанных по происхождению явлений. Анализ, направленный на выявление различий, и синтез, направленный на осознание общности.

Историко-генетическое сравнение нацелено на выявление сходства в связи с общим происхождением. Исследования реальных корней многих явлений в художественной культуре - это дело специалистов.

Формальный анализ и «язык искусства». Принципы формальной школы Г. Вёльфлина и анализ произведений разных видов изобразительного искусства. Роль объема, линии, цвета, света в формообразовании произведения живописи, скульптуры, графики. Жанровая специфика живописи, скульптуры и графики. Каноны и стили как смыслообразующие элементы образного языка искусства.

Методики иконологического анализа и кросскультурные связи на уроках МХК. Э. Панофский и принципы анализа идей и символических смыслов в истории искусства. Повторяющиеся мотивы, атрибуты, композиционные схемы, сюжеты. Культурные коды. Анализ пространственно-временных моделей как инструмент активизации логических способностей учащихся на уроке. Знаковые и символические системы культуры.

Построение и природа художественного образа. Художественный образ как результат художественно-творческой деятельности и реализация исторического культурного опыта человечества в сфере индивидуально-личностного и общественного сознания. Направления формирования художественно-образного сознания. Образность — специфический язык искусства, соответствующий его эстетической природе. Условность и договорная (конвенциональная) основа образа, синтез возможного и невозможного в нем: сознательно-бессознательная, интуитивная энергия. Роль воображения художника в создании образа.

Художественный образ как синтез противоположных начал: реальности, предметной телесности и идеальности, условности, единичного и общего, типического и индивидуального, рационального и эмоционального, объективного и субъективного. Образ и понятие.

Структура художественного образа. Механизм сравнения (метафоры — в широком смысле слова). Роль контекста в возникновении образа.

Типы художественных образов: по предметности (образ-деталь, образ-характер, образ мира); по смысловой обобщенности (индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы); по мере условности (знак, аллегория, символ).

Образ как единство конечного и бесконечного. Смысловой потенциал художественного образа.

Содержание заданий

  1. Составьте тематическое планирование (тема на выбор слушателя). Заполните таблицу: Поурочное планирование темы.

Тема урока

Задачи

Тип урока

Оборудование

План изучения нового материала

Основные факты и понятия

Задания для учащихся

             
  1. Педагогические технологии обучения мировой и отечественной художественной культуры. Понятие и структура педагогической технологии.
  2. Составьте краткую характеристику пяти педагогических технологий (на выбор слушателя) по схеме:

Название технологии

 

Автор технологии

 

Целевые установки

 

Особенности технологии

 

Достоинства технологии

 

Недостатки технологии

 

Умения, которыми должен обладать обучающийся в рамках данной технологии

 

Профессиональные компетенции педагога, необходимые для реализации данной технологии

 
  1. Охарактеризуйте метод художественно-педагогической драматургии: цели, структура, содержание.

ТЕМА 4. Средства обучения в художественном образовании

Содержание темы

Материальные средства обучения: объемные, печатные, технические.

Принципы использования средств обучения. Функции наглядных пособий на уроках по культурологическим предметам. Виды технических средств: информационные, средства программированного обучения, комбинированные.

Методика использования технических средств на уроках культуры.

Интеграция медиаобразования в преподавании мировой художественной культуры. Основные положения стандарта медиаобразования. Использование мультимедиа технологий на уроках культуры. Значение, методическая необходимость и возможности использования мультимедиа технологий на уроках. Виды мультимедийных технологий и методика их использования.

Содержание заданий

  1. Требования СанПиН к кабинету МХК
  2. Требования ФГОС к кабинету МХК
  3. Общий дизайн кабинета.
  4. Принцип трансформации обучающей среды в кабинете

ТЕМА 5. Формы организации обучения мировой художественной культуре

Содержание темы

Организационные формы обучения в истории образования. Урок как основная форма обучения. Педагогические (дидактические, психологические, организационные, гигиенические) требования к урокам культуры. Определение цели и задач урока по «Мировой художественной культуре»

Типология уроков и структура занятий по МХК.

Структура урока усвоения учащимися новых знаний по МХК.

Особенности построения урока закрепления знаний, формирования умений и навыков. Структура повторительно-обобщающего урока по МХК.

Методика организации контроля знаний учащихся. Методы и виды контроля.

Методика проведения учебных лекций по МХК. Виды лекций. Целесообразность и условия эффективного проведения лекционных занятий.

Методика проведения семинарских и практических занятий по МХК. Нестандартные формы организации обучения МХК.

Методика организации нестандартных (нетрадиционных) форм организации обучения. Особенности проведения уроков в форме концерта, конкурса, спектакля, церемонии, маскарада, игровой программы, турнира знатоков, суда, аукционов, открытого микрофона, познавательной эстафеты, виртуального путешествия, выставки, устного журнала, акции, пресс-конференции и др.

Методика проведения викторины на уроках культуры.

Методика организации экскурсий в курсе преподавания МХК.

Содержание заданий

  1. Перечислите основные требования к современному уроку. Требования ФГОС к структуре урока.
  2. Определите критерии эффективности урока.
  3. Дайте характеристику каждому типу уроков (типология по дидактической цели).
  4. Предложите алгоритм анализа урока.
  5. Посетите урок историко-культурологической направленности. Сделайте его анализ по предложенному алгоритму.
  6. Определите алгоритм создания кейса. Составьте кейс по этому алгоритму (тема на выбор слушателя).
  7. 8) Определите приемлемый для вас вариант технологической карты урока. Разработайте технологическую карту урока по выбранной теме.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы:

Основная:

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.,1988.
  2. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. — М.: Владос, 2003. — 96 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bigpo.ru/potra/Методика+преподавания+мировой+художественной+культуры+в+школеa/main.html
  3. Романова Л.С. Методика преподавания МХК и истории искусств в школе. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2005.

Дополнительная:

Василевская Л.Ю., ДивнекоО.В. Мировая художественная культура. - М.: Издательский центр АЗ, 1996.

Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство. Учебное пособие. М., 2012 (ЭБС «Лань»)

Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975. С. 116–151.

Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. - М.: Изда­тельский центр АЗ, 1997.

Лиманская Л.Ю. Эстетическое переживание времени в структуре художественного образа. - К., 1991.

Лисейчиков О.В. Проектирование нового содержания образо­вания. - Минск: Народная асвета, 1999.

Методика обучения истории. Учебник / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М., 2014.

Романова Л.С. Методика преподавания МХК и истории искусств в школе. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2005.

Вачьянц А.М. Введение в МХК. Вариации прекрасного. – М.:Айрис-пресс, 2010

Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру – М,1994.

Шкарлупина Т.И. Методика преподавания предметов культурологического цикла. – Р./на/Д.: Феникс,2005

Данилова, Г. И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам "Мировая художественная культура: От истоков до 17в.10кл. и "МХК от 17в. до современности. 11кл."/ Г. И. Данилов. - М.: Дрофа, 2004. - 124 с.

Мамонтов С.П. Основы культурологии: учеб. пос. для вузов.- М.: Олимп; ИНФРА-М, 2001

Садохин А.П. и др. Мировая художественная культура: учеб. пос. для вузов.- М.:ЮНИТИ, 2009

Ресурсы Интернет:

http://pedlib.ru/ - педагогическая библиотека

http://bigpo.ru/ - библиотека учителя мировой художественной культуры

http://elibrary.ru/ - научная электронная библиотека

http://www.edu.ru/ - Федеральный портал Российское образование http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов –

https://www.lektorium.tv/ - лекции ведущих преподавателей вузов России в свободном доступе

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проведение итогового контроля

Форма контроля: дифференцированный зачёт в форме теста.

Время выполнения: 120 мин.

Количество вопросов: 30 шт.

Шкала оценивания:

«отлично» - 90-100% правильных ответов;

«хорошо» - 70-89% правильных ответов;

«удовлетворительно» - 55-69% правильных ответов;

«неудовлетворительно» - 54% и менее правильных ответов.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Значение культурологических дисциплин в системе школьного образования. Художественное образование в условиях модернизации Российского образования.
  2. Процесс обучения МХК, его структура и содержание.
  3. Дисциплина «Мировая художественная культура» в системе историко-культурологического образования.
  4. Проект «Школы диалога культур» (В.С. Библер). Культуротворческая школа профессора А.П. Валицкой.
  5. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников как аспект культурного развития.
  6. Учебные программы дисциплины «Мировая художественная культура». Анализ программ.
  7. Мировоззренческий и искусствоведческий принципы построения программ.
  8. Многообразие форм педагогической деятельности учителя.
  9. Задачи, действия и операции в структуре учебной деятельности
  10. Учет возрастных особенностей учебной деятельности в процессе обучения мировой художественной культуры
  11. Диалог как основа взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе.
  12. Дидактический и наглядный материал для проведения урока МХК. Правила пользования техническими средствами.
  13. Структура художественного образа. Изобразительно-выразительная ассоциативность его.
  14. Уроки по МХК, их типология.
  15. Виды деятельности на уроках МХК.
  16. Метод художественно-педагогической драматургии в системе работы учителя МХК
  17. Особенности анализа произведений живописи на уроках МХК.
  18. Особенности использования средств наглядности на уроке МХК.
  19. Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках МХК.
  20. Изучение национальной культуры как части мировой на уроках МХК.
  21. Изучение истории моды на уроках МХК как части мирового художественного процесса.
  22. Особенности педагогического общения на уроках МХК в школе.
  23. Методика организации нестандартных (нетрадиционных) форм организации обучения.
  24. Методика организации контроля знаний учащихся. Методы и виды контроля.
29.04.2020