Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
Оценка 5

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

Оценка 5
Статья
05.05.2020

Несчастный случай может произойти с ребенком в любое время и в любом месте, зачастую вдали от медицинских учреждений и квалифицированных врачей, которые могли бы оказать ему необходимую помощь. В связи с этим тема оказания первой помощи детям в школьных и дошкольных учреждениях педагогическими работниками очень актуальна. Ребенок, находясь в стенах образовательного учреждения, ежедневно подвергается опасностям различного характера подавиться пищей, получить ожог в кабинете химии или травму на перемене. Вместе с тем, неправильное или неумелое оказание первой медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление или привести к смерти пострадавшего.

Предполагается, что педагог должен владеть навыками оказания доврачебной помощи, быть готовым к адекватным действиям в экстремальной ситуации и принятию необходимых мер, предупреждающих травматизм, угрозу здоровью и жизни детей.

Первая помощь отличается от медицинской помощи. Так, первую помощь оказывают Лица, обязанные оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющие соответствующую подготовку и (или) навыки. Первая помощь оказывается до оказания медицинской помощи при жизненно угрожающих состояниях на месте происшествия.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями: лицами, получившими медицинское или иное образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющими свидетельство об аккредитации специалиста.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи». Определяет перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

  1. Отсутствие сознания.
  2. Остановка дыхания и кровообращения.
  3. Наружные кровотечения.
  4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
  5. Травмы различных областей тела.
  6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
  7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
  8. Отравления.

Порядок организации оказания первой помощи в образовательной организации регулируется следующими документами:

  • Трудовой кодекс РФ: Статья 212 ТК РФ «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда», Статья 214 ТК РФ «Обязанности работника в области охраны труда», Статья 228 ТК РФ «Обязанности работодателя при несчастном случае»;
  • Федеральный закон от 03.07.2016 № 313 «Об образовании»: Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»

На основании вышеперечисленных документов руководитель образовательной организации обязан организовать обучение всех работников образовательной организации правилам оказания первой помощи. После прохождения обучения каждый педагог вправе оказывать первую помощь, при этом для инструкторов по физической культуре и учителей труда установлена обязанность оказывать первую помощь. При несчастном случае с обучающимся руководитель образовательной организации должен организовать немедленное оказание первой помощи и при необходимости — доставку пострадавшего в медицинскую организацию.

Взаимодействие педагогических работников и медицинского персонала ОО

Эффективность оказания первой помощи во многом зависит от целенаправленных действий образовательной организации и медицинского работника. С этой целью в образовательных организациях может быть организовано:

  1. обучение педагогов оказанию первой помощи медицинским работником;
  2. оснащение ОО аптечками, наглядными пособиями и плакатами по оказанию первой помощи (Трудовой кодекс РФ устанавливает необходимость организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи. Законодательно пропорциональное соотношение количества аптечек в зависимости от количества человек в организации не установлено, однако эксперты рекомендуют размещать одну аптечку на 10 человек.);
  3. содействие медицинским работникам в оказании первой помощи (вызов скорой помощи, извещение родителей пострадавшего).

При неотложных состояниях, когда медицинский работник медицинский работник занят оказанием медицинской помощи ребенку, педагоги должны дозвониться на станцию «скорой помощи», а потом передать трубку врачу или медсестре, которые кратко опишут ситуацию и наблюдаемые у ребенка синдромы заболевания или травмы, что позволит ускорить приезд бригады, а диспетчер, при необходимости, сможет сразу направить специализированную бригаду скорой помощи.

Педагогический персонал должен безотлагательно связаться по телефону с родителями ребенка. Если ребенок находится в состоянии, не представляющем угрозу его жизни, и ожидается приезд неотложной помощи, то родителей целесообразно вызвать в образовательную организацию. Это нужно сделать для того, чтобы родители дали согласие на оказание неотложной помощи, сами побеседовали с медицинским персоналом, получили соответствующие рекомендации по уходу и дальнейшему обследованию больного, а после улучшения состояния решили вопрос с транспортировкой ребенка домой из образовательной организации. Если родители не могут сразу приехать в образовательную организацию, то необходимо получить по телефону их согласие на оказание неотложной медицинской помощи.

Транспортировка ребенка в стационар должна осуществляться с педагогом в случае, если родителей рядом нет. Если обучающегося, после оказания экстренной помощи, бригада скорой помощи предполагает транспортировать в стационар, а родителей рядом нет, то кто-то педагогов должен его сопровождать, с тем, чтобы ребенок не боялся и не чувствовал себя одиноким, так как это может привести к ухудшению состояния. Родителям незамедлительно сообщают о случившемся и направляют по месту госпитализации несовершеннолетнего.

После вызова бригады скорой помощи должны быть обеспечены условия для ее работы: открыты въездные ворота на территорию образовательной организации, предупреждена охрана, подготовлены двери для выноса носилок.

Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.