Детская травма — это собирательное название повреждений чаще всего получаемых детьми в процессе познания окружающего мира, которых можно было бы избежать при наличии большего жизненного опыта. Согласно данным статистики от получения травм погибает большее количество детей, чем от всех видов инфекционных заболеваний. Причины детского травматизма чаще всего заключаются в беспечности и халатности взрослых, именно по их недосмотру происходит более половины всех случаев детского травматизма. Четверть несчастных случаев происходит по причине недисциплинированности детей. Остальная доля случаев детского травматизма приходится на убийства, самоубийства, несчастные случаи, находящиеся вне человеческого контроля, и прочие причины.
Можно выделить следующие виды детского травматизма в зависимости от места получения травмы:
Бытовой травматизм имеет следующие причины: ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов, с высоких предметов), отравления, асфиксии, укусы животных и утопления.
Уличный травматизм происходит вследствие различных падений: с деревьев, заборов, крыш гаражей и погребов, ледяных горок, качелей, падений на ровном месте, а также в ямы и открытые люки. Около четверти случаев уличного травматизма составляет транспортный травматизм, при котором в половине случаев причиной является недисциплинированность детей и недостаточный присмотр со стороны родителей, лишь 1% происшествий случается по вине водителей транспорта.
Важным фактом является то, что причиной гибели детей при дорожно-транспортных происшествиях чаще всего является не тяжесть полученных повреждений, а несвоевременное либо неправильное оказание первой помощи. Согласно статистике, в 67% случаев дети погибают на месте происшествия, 31% — в медицинском учреждении и 2% — во время транспортировки. Правильная диагностика состояния ребенка на догоспитальном этапе была отмечена только в половине несчастных случаев.
Школьный травматизм возникает по причинам получения травм в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики. При этом в основном преобладают поверхностные повреждения — ушибы, ссадины, гематомы и др. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки, так как дети школьного возраста получают травмы в основном за пределами школы.
Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. До 96% детей при рождении имеют отклонения в физическом развитии. Даже при условии адаптации к травмам, некоторые дети получают инвалидность с детства, например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, пороками сердца и др.
Все причины детского травматизма были объединены и классифицированы исследователями в 10 основных групп:
Каждая группа включает описание наиболее типичных и распространенных случаев с указанием конкретных причин получения травмы.
I группа — травмы детей младенческого возраста — включает следующие типовые ситуации:
Таким образом, большинство травм детей младенческого возраста происходит по вине и невнимательности родителей.
II группа причин детского травматизма связана с зимними видами отдыха:
III группа включает стандартные случаи получения детьми ожогов:
IV группа включает стандартные случаи получения детьми ушибов, переломов, сотрясения головного мозга:
Травмы «неосознанного садизма», или желание причинять другим вред и боль, зачастую могут являться симптомом серьезного психического нездоровья ребенка. Наиболее распространенными и опасными травмами «неосознанного садизма» являются:
Внутренние конфликты в детском коллективе часто разрешаются колоссальными выбросами неконтролируемой физической и эмоциональной энергии, что и повышает вероятность травматизма.
Основной источник опасности на уроках физкультуры — высокие физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным. Наиболее распространены следующие типовые травмоопасные ситуации: прыжок через «козла», лазание по канату (падение сверху), спортивная борьба, броски наземь, спортивная гимнастика (кувырок, кульбит и «березка»), большая нагрузка после длительного перерыва.
Игра в футбол сопряжена с падениями при столкновениях, подножках (могут заканчиваться растяжением связок и переломами костей). Игроки в волейбол подвержены переломам и вывихам фаланг пальцев, особенно если в команды включают детей, не владеющих в полной мере техникой приема и подачи мяча.
V группа причин детского травматизма связана с дорожно-транспортными происшествиями:
VI группа – травмы при контакте с животными:
VII группа – травмы, связанные с инородными телами. Чаще всего это пищевые продукты (орехи, кости, семечки) и бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек). Обычно инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Встречаются также случаи инородных тел носа, уха. Также возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка, в связи с чем возникает опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи попадания инородных тел в половые органы, извлечение которых даже хирургическим путем может вызвать затруднения.
VIII группа – травмы, полученные в воде. Дети младшего возраста могут утонуть в домашних ваннах, колодцах, котлованах, опасность могут представлять даже бочки с водой на дачах. По данным Региональной общественной организации профилактики и спасения на воде 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, унесен на льдине, а также попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы.
IX группа — отравления. Из-за халатности взрослых детям легкодоступны марганцовка, уксусная эссенция, соляная кислота, различные чистящие средства, тормозная жидкость и другие жидкие ядовитые вещества. Большинство отравлений происходит в домашних условиях по причине любопытства детей и доступности хранения лекарственных препаратов, химических средств и прочих опасных жидкостей. За последние годы возросло количество случаев отравлений среди подростков алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами, лекарствами.
X группа причин детского травматизма заключается в проявлении жестокости со стороны родителей и взрослых (синдром избитого ребенка). Физическая и психическая жестокость со стороны родителей зависит от уровня их культуры и социально-экономического положения в стране, а также наличия эффективных механизмов защиты прав детей на государственном уровне.
Профилактика травматизма — система мероприятий, проводимых с целью предупреждения травм. Профилактика травматизма осуществляется на основе анализа причин травм и сопутствующих им обстоятельств. В первую очередь, профилактика детского травматизма должна быть направлена на предупреждение случаев уличного и школьного травматизма.
Для предупреждения уличного травматизма детей подразделения ГИБДД совместно с заинтересованными ведомствами осуществляют:
Профилактика детского травматизма по предотвращению спортивных травм заключается в правильной организации и проведении занятий физическими упражнениями, также важное значение имеет хорошая дисциплина и её поддержание в ходе всего занятия. В обязательном порядке необходимо изучать и прорабатывать приемы надежной страховки и безопасного падения при выполнении физических упражнений.
Профилактике детского травматизма особое внимание должно уделяться при проведении занятий в плавательном бассейне. Педагог или тренер должен проводить инструктаж и в ходе всего занятия следить за поведением детей и соблюдением ими техники безопасности. Дети должны знать, что в бассейне запрещается: висеть на дорожках, бросать плавательные доски с бортиков в воду, входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения преподавателя, создавать излишний шум, подавать ложные сигналы о помощи утопающим, толкаться и подныривать, переходить на чужую дорожку. В конце занятий преподаватель или тренер обязан построить группу и пересчитать, после чего дети уже не должны входить в бассейн.
Профилактика детского травматизма должна соблюдаться при проведении занятий лыжным спортом. Например, обувь и одежда должна соответствовать установленным требованиям, длина лыж и палок — росту, температура воздуха и ветер — допустимой гигиенической норме для каждой возрастной группы и подготовленности занимающихся, крутизна трассы — уровню технической подготовленности. Также руководитель или ответственный за группу должны проводить инструктаж и следить за соблюдением детьми правил техники безопасности, например, спуск на средних и крутых склонах разрешается только поочередно или на расстоянии друг от друга не менее 5 метров. Мерой профилактики детского травматизма будет являться предупреждение возникновения вероятных травм и повреждений, например, принятие срочных мер для предотвращения развития отморожения открытых частей тела, пальцев рук или ног.
Профилактика детского травматизма осуществляется на трех уровнях: групповом, общественном и индивидуальном.
На групповом уровне профилактика детского травматизма заключается в информировании и соблюдении педагогами и их подопечными правил безопасного поведения, дорожного движения, правил поведения на уроке, в общественном месте и т.д. Также групповая профилактика проявляется и при принятии решений в коллективе, снижающих фактор риска возникновения травм.
На общественном уровне профилактика детского травматизма может заключаться в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение создания опасных ситуаций. Например, установка дорожных знаков возле школ и детских образовательных учреждений, создание безопасных, отделенных от проезжей части, зон для спортивных игр, организация встреч для проведения тематических бесед с педагогами и родителями и т.д.
Индивидуальный уровень профилактики детского травматизма имеет самую важную значимость и является наиболее эффективным, поэтому профилактика детского травматизма в первую очередь должна проводиться родителями в личных беседах и на личном примере. Дисциплинированность, ответственность, уважение к окружающим – те качества, которые должны закладываться изначально для успешного развития ребенка как личности в дальнейшей жизни. В семьях, где воспитанию детей уделяется недостаточно внимания, высока вероятность возникновения опасных ситуаций, в которых дети не имеют понятия о том, как следует себя вести.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.