Профилактика детского травматизма
Оценка 4.9

Профилактика детского травматизма

Оценка 4.9
Статья
05.05.2020
Профилактика детского травматизма

Детская травма — это собирательное название повреждений чаще всего получаемых детьми в процессе познания окружающего мира, которых можно было бы избежать при наличии большего жизненного опыта. Согласно данным статистики от получения травм погибает большее количество детей, чем от всех видов инфекционных заболеваний. Причины детского травматизма чаще всего заключаются в беспечности и халатности взрослых, именно по их недосмотру происходит более половины всех случаев детского травматизма. Четверть несчастных случаев происходит по причине недисциплинированности детей. Остальная доля случаев детского травматизма приходится на убийства, самоубийства, несчастные случаи, находящиеся вне человеческого контроля, и прочие причины.

Можно выделить следующие виды детского травматизма в зависимости от места получения травмы:

  • бытовой, или домашний;
  • уличный, в том числе транспортный;
  • школьный, в том числе в дошкольных учреждениях и спортивный;
  • травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях, в том числе родовой.

Бытовой травматизм имеет следующие причины: ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов, с высоких предметов), отравления, асфиксии, укусы животных и утопления.

Уличный травматизм происходит вследствие различных падений: с деревьев, заборов, крыш гаражей и погребов, ледяных горок, качелей, падений на ровном месте, а также в ямы и открытые люки. Около четверти случаев уличного травматизма составляет транспортный травматизм, при котором в половине случаев причиной является недисциплинированность детей и недостаточный присмотр со стороны родителей, лишь 1% происшествий случается по вине водителей транспорта.

Важным фактом является то, что причиной гибели детей при дорожно-транспортных происшествиях чаще всего является не тяжесть полученных повреждений, а несвоевременное либо неправильное оказание первой помощи. Согласно статистике, в 67% случаев дети погибают на месте происшествия, 31% — в медицинском учреждении и 2% — во время транспортировки. Правильная диагностика состояния ребенка на догоспитальном этапе была отмечена только в половине несчастных случаев.

Школьный травматизм возникает по причинам получения травм в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики. При этом в основном преобладают поверхностные повреждения — ушибы, ссадины, гематомы и др. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки, так как дети школьного возраста получают травмы в основном за пределами школы.

Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. До 96% детей при рождении имеют отклонения в физическом развитии. Даже при условии адаптации к травмам, некоторые дети получают инвалидность с детства, например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, пороками сердца и др.

Все причины детского травматизма были объединены и классифицированы исследователями в 10 основных групп:

  • травмы детей младенческого возраста;
  • травмы, возникающие во время зимнего активного отдыха;
  • травмы, полученные от ожогов;
  • травмы в результате ушибов, переломов, сотрясения головного мозга;
  • травмы, связанные с дорожно-транспортными происшествиями;
  • травмы, полученные при контакте с животными;
  • травмы, связанные с инородными телами;
  • травмы, полученные в воде;
  • отравления;
  • травмы, возникающие в результате проявление жестокости со стороны родителей или взрослых.

Каждая группа включает описание наиболее типичных и распространенных случаев с указанием конкретных причин получения травмы.

I группа — травмы детей младенческого возраста — включает следующие типовые ситуации:

  • падение с высоты по невнимательности взрослых;
  • падение с медицинских весов из-за неудачной конструкции;
  • взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша;
  • при подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате ребенок ударяется головой о потолок или люстру;
  • травма во время укачивания малыша, взрослый ударяет его о косяк, мебель;
  • повреждения из-за скандала в семье — размахивания руками, разбрасывания предметов;
  • травма ребенка при торможении во время движения автомобиля;
  • травма ребенка в коляске — из-за падения на лестнице, удара при входе в лифт, падения предмета (например, окурка) с балкона, неосторожного перехода улицы, скрытых дождевой водой ям на дорогах, питания в коляске (может подавиться пищей).

Таким образом, большинство травм детей младенческого возраста происходит по вине и невнимательности родителей.

II группа причин детского травматизма связана с зимними видами отдыха:

  • игры в снежки — травмы глаз, ушей при бросках снежков в упор, попадания в голову;
  • одновременное катание со снежных горок младших и старших детей, съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки;
  • травмы из-за несовершенства рукотворных горок — падение с лестниц без перил, удар ногами из-за короткой полосы торможения;
  • катание на санках с крутых гор, природных холмов, насыпей, иногда под колеса автомобилей;
  • несоблюдение техники катания на коньках и лыжах (удары о дерево и т. д.),
  • обморожение открытых частей тела из-за несоответствия одежды и обуви погодным условиям.

III группа включает стандартные случаи получения детьми ожогов:

  • несоблюдение техники безопасности во время новогодних праздников;
  • нарушение инструкции по использованию пиротехнических средств;
  • ожог горячей пищей, питьём или паром;
  • эксперименты с открытым огнем и неожиданными находками.

IV группа включает стандартные случаи получения детьми ушибов, переломов, сотрясения головного мозга:

  • падение из окна, обычно из-за любопытства;
  • прыжки с большой высоты;
  • катание под кабиной лифта;
  • прыжки с «тарзанки»;
  • травмы при беге на переменах и в подъездах — удары о батарею, остекленные двери;
  • все травмы, связанные с бесконтрольным использованием школьного оборудования и приборов в быту;
  • все случаи избиений и драк;
  • травмы «неосознанного садизма»;
  • несоблюдение техники безопасности и правил эксплуатации роликовых коньков и другие «экстремальных» видов спорта;
  • травмы на уроках физической культуры и спортивных секциях.

Травмы «неосознанного садизма», или желание причинять другим вред и боль, зачастую могут являться симптомом серьезного психического нездоровья ребенка. Наиболее распространенными и опасными травмами «неосознанного садизма» являются:

  • удар портфелем по голове — может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);
  • выдергивание стула — причина компрессионного перелома позвоночника, перелома крестца, копчика, потери зрения;
  • подкладывание кнопки — ранение мочеиспускательного канала у мальчика, вплоть до инвалидности;
  • половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах — повреждение сухожилия сгибателей кисти, может потребовать сложной пластической операции.

Внутренние конфликты в детском коллективе часто разрешаются колоссальными выбросами неконтролируемой физической и эмоциональной энергии, что и повышает вероятность травматизма.

Основной источник опасности на уроках физкультуры — высокие физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным. Наиболее распространены следующие типовые травмоопасные ситуации: прыжок через «козла», лазание по канату (падение сверху), спортивная борьба, броски наземь, спортивная гимнастика (кувырок, кульбит и «березка»), большая нагрузка после длительного перерыва.

Игра в футбол сопряжена с падениями при столкновениях, подножках (могут заканчиваться растяжением связок и переломами костей). Игроки в волейбол подвержены переломам и вывихам фаланг пальцев, особенно если в команды включают детей, не владеющих в полной мере техникой приема и подачи мяча.

V группа причин детского травматизма связана с дорожно-транспортными происшествиями:

  • внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом;
  • игра на проезжей части дороги, железнодорожном полотне;
  • выпадение из движущегося транспорта;
  • езда детей на подножках и наружных выступах;
  • переход ребенка через дорогу в неположенном месте;
  • ребенок, управляющий транспортным средством без должной подготовки;
  • нарушение водителем правил дорожного движения;
  • наезд во дворе на коляску.

VI группа – травмы при контакте с животными:

  • кошачья царапина — опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний);
  • несоблюдение правил безопасности при посещении зоопарка и цирка – нападения диких животных;
  • случаи необъяснимой агрессии — нападение бешеных собак;
  • агрессия домашних собак из-за действий ребенка — попыток потянуть за хвост, сесть верхом, залезть в миску, когда животное ест;
  • случаи ожогов медузы и укусов гадюк.

VII группа – травмы, связанные с инородными телами. Чаще всего это пищевые продукты (орехи, кости, семечки) и бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек). Обычно инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Встречаются также случаи инородных тел носа, уха. Также возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка, в связи с чем возникает опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи попадания инородных тел в половые органы, извлечение которых даже хирургическим путем может вызвать затруднения.

VIII группа – травмы, полученные в воде. Дети младшего возраста могут утонуть в домашних ваннах, колодцах, котлованах, опасность могут представлять даже бочки с водой на дачах. По данным Региональной общественной организации профилактики и спасения на воде 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, унесен на льдине, а также попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы.

IX группа — отравления. Из-за халатности взрослых детям легкодоступны марганцовка, уксусная эссенция, соляная кислота, различные чистящие средства, тормозная жидкость и другие жидкие ядовитые вещества. Большинство отравлений происходит в домашних условиях по причине любопытства детей и доступности хранения лекарственных препаратов, химических средств и прочих опасных жидкостей. За последние годы возросло количество случаев отравлений среди подростков алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами, лекарствами.

X группа причин детского травматизма заключается в проявлении жестокости со стороны родителей и взрослых (синдром избитого ребенка). Физическая и психическая жестокость со стороны родителей зависит от уровня их культуры и социально-экономического положения в стране, а также наличия эффективных механизмов защиты прав детей на государственном уровне.

Профилактика травматизма — система мероприятий, проводимых с целью предупреждения травм. Профилактика травматизма осуществляется на основе анализа причин травм и сопутствующих им обстоятельств. В первую очередь, профилактика детского травматизма должна быть направлена на предупреждение случаев уличного и школьного травматизма.

Для предупреждения уличного травматизма детей подразделения ГИБДД совместно с заинтересованными ведомствами осуществляют:

  • профилактические акции и специализированные профилактические мероприятия для дошкольников и подростков,
  • соревнования юных велосипедистов;
  • лекции и беседы с детьми в летних детских лагерях и дошкольных учреждениях;
  • разъяснительную работу с несовершеннолетними и их родителями по безопасности дорожного движения через средства массовой информации;
  • выпуск и распространение информационно-пропагандистской печатной продукции;
  • формирование отрядов юных инспекторов движения;
  • оборудование специализированных кабинетов по безопасности дорожного движения.

Профилактика детского травматизма по предотвращению спортивных травм заключается в правильной организации и проведении занятий физическими упражнениями, также важное значение имеет хорошая дисциплина и её поддержание в ходе всего занятия. В обязательном порядке необходимо изучать и прорабатывать приемы надежной страховки и безопасного падения при выполнении физических упражнений.

Профилактике детского травматизма особое внимание должно уделяться при проведении занятий в плавательном бассейне. Педагог или тренер должен проводить инструктаж и в ходе всего занятия следить за поведением детей и соблюдением ими техники безопасности. Дети должны знать, что в бассейне запрещается: висеть на дорожках, бросать плавательные доски с бортиков в воду, входить на вышку и прыгать с нее без разрешения и наблюдения преподавателя, создавать излишний шум, подавать ложные сигналы о помощи утопающим, толкаться и подныривать, переходить на чужую дорожку. В конце занятий преподаватель или тренер обязан построить группу и пересчитать, после чего дети уже не должны входить в бассейн.

Профилактика детского травматизма должна соблюдаться при проведении занятий лыжным спортом. Например, обувь и одежда должна соответствовать установленным требованиям, длина лыж и палок — росту, температура воздуха и ветер — допустимой гигиенической норме для каждой возрастной группы и подготовленности занимающихся, крутизна трассы — уровню технической подготовленности. Также руководитель или ответственный за группу должны проводить инструктаж и следить за соблюдением детьми правил техники безопасности, например, спуск на средних и крутых склонах разрешается только поочередно или на расстоянии друг от друга не менее 5 метров. Мерой профилактики детского травматизма будет являться предупреждение возникновения вероятных травм и повреждений, например, принятие срочных мер для предотвращения развития отморожения открытых частей тела, пальцев рук или ног.

Профилактика детского травматизма осуществляется на трех уровнях: групповом, общественном и индивидуальном.

На групповом уровне профилактика детского травматизма заключается в информировании и соблюдении педагогами и их подопечными правил безопасного поведения, дорожного движения, правил поведения на уроке, в общественном месте и т.д. Также групповая профилактика проявляется и при принятии решений в коллективе, снижающих фактор риска возникновения травм.

На общественном уровне профилактика детского травматизма может заключаться в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение создания опасных ситуаций. Например, установка дорожных знаков возле школ и детских образовательных учреждений, создание безопасных, отделенных от проезжей части, зон для спортивных игр, организация встреч для проведения тематических бесед с педагогами и родителями и т.д.

Индивидуальный уровень профилактики детского травматизма имеет самую важную значимость и является наиболее эффективным, поэтому профилактика детского травматизма в первую очередь должна проводиться родителями в личных беседах и на личном примере. Дисциплинированность, ответственность, уважение к окружающим – те качества, которые должны закладываться изначально для успешного развития ребенка как личности в дальнейшей жизни. В семьях, где воспитанию детей уделяется недостаточно внимания, высока вероятность возникновения опасных ситуаций, в которых дети не имеют понятия о том, как следует себя вести.

05.05.2020