Историческое развитие педагогического проектирования. Основные понятия и структура проектирования
Оценка 4.8

Историческое развитие педагогического проектирования. Основные понятия и структура проектирования

Оценка 4.8
Статья
29.05.2020
Историческое развитие педагогического проектирования. Основные понятия и структура проектирования

Педагогикой термин «проектирование» заимствован из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано. Термин «проектирование» имеет разное значение: с одной стороны, это способ создания чего-либо; с другой, - это процесс создания проекта; наконец, это одна из педагогических функций.

Об этом мы и поговорим.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. По мнению Н. А. Бернштейн: «Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека в отличие от животных мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.

Проектная деятельность образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад, великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического трактата провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».

В педагогике 20 века берет активное начало практический характер обучения. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил широкое распространение.

Широко проектная деятельность была введена В. X. Килпатриком, который обозначил эту деятельность «от всего сердца проведенную целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода».

Килпатрик выделял три основных компонента педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени. Фактически метод проектов на том этапе представлял собой обучение, позволявшее учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях. Целью обучения было вооружение учащихся методами решения проблем, поиска, исследования.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с

разработками американских педагогов. Под руководством Шацкого Станислава Теофиловича в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми.

На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как практический, опытно-испытательный, естественно-научный, исследовательский опытно-показательный метод,

метод лабораторных уроков. По своей сути они во многом перекликались с методом проектов.

После появления в России в 1925 г. перевода книги В. X. Килпатрика учебное и социально-педагогическое проектирование получило широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности.

Вскоре педагогическое проектирование приобрело массовый характер, что связано, в первую очередь, с поисками новых возможностей повышения эффективности образовательного процесса. Результат работы педагога все больше зависит от его умения строить свою деятельность на строгой научной основе, планировать не только сам образовательный процесс, но и его результаты, условия, механизмы управления обучением учащихся.

Основоположник теории и практики педагогического проектирования в нашей стране А.С. Макаренко предлагал рассматривать воспитательный процесс как «педагогическое производство». Считая проектировочную деятельность учителя чрезвычайно сложной, он писал: «общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы, и потому проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности».

Выступая противником стихийности воспитательного процесса, он утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Именно такая технологическая организация способствует формированию сильной, богатой натуры воспитанника. При этом А.С. Макаренко признавал колоссальное влияние воспитательной среды, в которой существует ребенок, на результаты проектировочной деятельности и воспитательного процесса в целом. Он считал, что только позитивные преобразования окружающей действительности способны обеспечить проектируемый результат.

Во второй половине XX века появляются первые методологические работы, посвященные научному анализу процесса проектирования. Общие основы теории проектирования были заложены в работах М. Азимова, Г.С. Альтшуллера, Дж.К. Джонса, Я. Дитриха, П. Хилла и других авторов. С этого момента проектирование строится на системных идеях и осознается как нелинейный процесс со сложной внутренней структурой. Кроме того, изменяются мировоззренческие ориентации проектирования: начинают проектироваться не только отдельные объекты, но и сложные системы, и процессы.

Однако наряду с практическими успехами проектирования существуют значительные теоретические проблемы. Характеризуя современный уровень развития проектирования, П.И. Балабанов отмечает, что по-прежнему отсутствует целостная теория проектирования. Несмотря на наличие определенной совокупности работ, посвященных проектированию, отсутствует такая форма организации знания о проектировании, в которой бы отражались целостные представления о закономерностях и существенных связях проектирования как объекта этой формы знаний. К настоящему времени есть только эмпирическая основа: совокупность проектных процедур в различных сферах жизнедеятельности, первичные теоретические допущения в осмыслении проектирования, а также ряд теоретических моделей проектных процедур. Отсутствием целостной теории проектирования объясняется большое количество нерешенных проблем, как в классическом, так и в педагогическом проектировании. Так, например, Б.Ф. Ломов, давая характеристику состоянию развития теории проектирования в психологии, отмечает: «К сожалению, в психологии не уделяется достаточного внимания методам проектирования, технология проектирования не разработана. Не определен также круг задач, решение которых требует психологического проектирования или, во всяком случае, участия психологов в разработке проектов».

Сегодня именно проектирование предоставляет наиболее эффективные средства решения этих задач, позволяя детально представить будущие изменения, оценить ожидаемый эффект, последствия и значение предпринимаемых действий. Это имеет важное значение в педагогической деятельности и поэтому необходимо определить место и роль проектирования в деятельности педагога.

По мнению ученых, педагогическое проектирование может осуществляться, основываясь на понятийном аппарате.

Понятие «педагогическое проектирование» в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая педагогической деятельности и может трактоваться в разных аспектах:

  1. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
  2. Педагогическое проектирование - феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практики.
  3. Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Основу педагогического проектирования определяют такие категории и понятия, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия.

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — термин тесно связан с наукой и инженерной деятельностью по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В современном прочтении проектирование — это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике осмысливание того, что должно быть»

Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Проектирование можно рассматривать как:

  • вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;
  • научно-практический метод изучения и преобразования действительности или метод практико-ориентированной науки;
  • форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
  • управленческую процедуру.

В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается, как

практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности. Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников, уроков.

Проектироваться могут также и такие направления, как технология обучения или как новая развивающаяся область знания, прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах.

Проект – это главное понятие.

«Проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» - определяют В. Н. Бурков и Д. А. Новиков.

В педагогическом словаре дается понятие: «Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся ресурсов».

Проектное обучение предполагает построение процесса обучения в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; комплексный подход к разработке проекта, обеспечивающий сбалансированность личностного развития; вариативность использования базовых знаний и умений в реальных ситуациях, проживаемых учащимися.

Проективное обучение основано на проектной активности учащихся, применении и развитии их способности к совместной преобразовательной деятельности.

Проектное воспитание ориентировано не на социальный заказ в виде нормативной модели личности, но на своеобразный педагогический «самозаказ», на основе которого с учетом государственных и общественных потребностей проектируется вероятностная модель социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности.

Проективное образование преемственно по отношению к развивающему и проблемному. Однако интеграция с возможностями проектирования, оно делает дальнейший шаг на пути совершенствования обучения, ориентируя учащихся на формирование собственного взгляда не только на мир и окружающую действительность, но и непосредственно на содержание своего обучения. Образование трактуется в данном случае как проектирование человеком жизнедеятельности, а сфера образования — как область социальной жизни, где создаются условия для такого проектирования. Смысл проективного образования — не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего его личностный и общекультурный рост.

Продуктивное проективное образование - термин объединяет по смыслу два сопрягающихся момента: проект и продуктивность. Многолетняя практика показала, что проектная деятельность оказывается продуктивной. Цель продуктивного проектного образования — предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать возникающие проблемы. Продуктивное обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое формируется по мере активной деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором.

Проектность - термин, посвященной проектированию. Проектность рассматривается как особый способ существования, основанный на способности человека к непрерывному творческому осознанию действительности на основе имеющегося замысла.

Проектный - использование этого термина служит указанием на то, что определяемый им предмет относится к системе действий, осуществляемых в рамках проекта, или категориально соотносится с контекстом проекта. Например, проектный замысел, проектная документация, проектный подход, проектная культура.

Проективныйтермин от понятия «проекция», понимается как процедура пространственного, зрительного, психологического переноса свойств одного объекта на другой.

Проектировочный — это слово указывает на принадлежность к проектированию как особому виду деятельности. Проектировочный этап — один из этапов процесса, в котором используются возможности проектирования. Проектировочные умения обусловливают возможность осуществлять именно проектную деятельность

На первый взгляд некоторые нюансы в терминологии не так важны, однако в них отражено историческое развитие понимания проектирования и его комплексная природа. Именно множественность смысловых оттенков требует особой четкости в выборе слов, которыми участники проектирования пользуются при описании своей деятельности.

Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование».

Прогнозирование — это вывод о предстоящем развитии на основании каких-либо данных и это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Различают поисковое прогнозирование (поиск перспективных проблем, подлежащих решению) и нормативное (определение возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии).

Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве. Современное понятие конструирования распространяется на педагогическую и социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей.

Необходимой составной частью проектирования является моделирование. Моделирование – это создание некоего идеального образа объекта, который отражает реальность до уровня абстракции. Модель – это любой образ мысленный или условный.

Модель может быть материальной (предметной) и идеальной (описательное или знаковое представление объекта). В рамках проектирования модель позволяет:

  • создавать образы объектов или явлений;
  • имитировать реальные процессы будущей деятельности;
  • проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;
  • делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем

Любое педагогическое проектирование имеет свою структуру.

Структуру проектирования составляют следующие омпоненты:

Цель - образ будущего результата. Цель появляется из пространства, в которое входят ценности и смыслы. Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Цель должна соответствовать следующим критериям: конкретность, достижимость, измеримость, компактность.

Субъект - носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

Объект - тот, на кого направлена активность. Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно: размер группы, композицию группы: состав по полу, соотношение индивидуальных психологических характеристик, неофициальную систему группы, групповые нормы, уровень сплоченности группы, уровень конфликтности группы.

Содержание - наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?». Содержание должно соответствовать следующим критериям:

  • соответствие цели;
  • практическая значимость;
  • новизна;
  • проблемность;
  • эмоциональная значимость фактов и идей;
  • доступность (понятий, объемов)
  • полимодальность;
  • непротиворечивость фактов и идей.

Средства - методы, при помощи которых реализуется цель; отвечает на вопрос «Как это сделать?». Средства должны отвечать следующим критериям: избыточность; полимодальность.

Ожидаемый результат. Основной критерий для результата - степень его осуществления.

В заключение выделим сложившиеся социально-исторические предпосылки, обусловливающие основные направления дальнейшего развития проектирования.

Основными из них являются:

  • международные интеграционные процессы в образовании, сопровождающиеся распространением инноваций в теории и практике педагогики;
  • потребности общества в проектировании и достижении гарантированных образовательных результатов;
  • первые попытки построения целостной теории педагогического проектирования, включая выявление его закономерностей и принципов и уточнение понятийного аппарата;
  • создание методик и технологий педагогического проектирования для массового использования в практике образования.

Список литературы:

  1. Балабанов П.И.. Методологические проблемы проектировочной деятельности. – Новосибирск: Наука, 1990.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
  4. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.
  5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс,1999.
  7. Познание и проектирование (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. – 1985.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
  9. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего образования. – Петрозаводск: Институт педагогических инноваций, 1996
29.05.2020