Детский коллектив и личность
Оценка 4.9

Детский коллектив и личность

Оценка 4.9
Статья
13.11.2019
Детский коллектив и личность

Коллективные отношения между людьми имеют глубокие исторические корни. Многовековая история человечества доказывает, что коллективизм не является противоречием индивидуального развития людей. В коллективе обеспечивается развитие многих человеческих качеств. В коллективе человек черпает знания, набирается мудрости, навыков поведения в обществе, лучших способов труда, формирует нравственные и эстетические идеалы, развивает речь и т.п.

Человек — существо социальное, и начиная с малых лет, он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие и сотрудничество. Этому можно научиться только в групповом общении и взаимодействии, как бы оно ни называлось.

Каждый человек в большей или меньшей степени стремится самоутвердиться в коллективе, занять в нем удобное место. Процесс включения ее в систему коллективных взаимоотношений сложный, неоднозначный и глубоко индивидуален.

Идеи коллективного воспитания известны с мировой педагогической практики. Такие известные педагоги как И. Базедов, Х. Зальцман, В. Лай, Г. Песталоцци высказывали мнение о необходимости организации детских воспитательных коллективов и предпринимали попытки реализации ее на практике.

Педагогическая концепция воспитания личности в коллективе создавалась также усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиции марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. Крупской и А. Макаренко. Необходимость коллективистского воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества для формирования у учащихся коллективистских черт, умение работать и жить в коллективе, подчинять личные интересы общественным.

А. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип параллельного действия используется в качестве чрезвычайно весомого в воспитании в коллективе. Кроме того, педагог вычленил этапы (стадии) развития коллектива, как путь его качественных преобразований.

Творческое развитие идеи А. Макаренко разрабатывалось в работах Т. Конниковой, В. Красовицкого, А. Куракина, М. Мудрика, Л. Новиковой, А. Сухомлинского и др.

Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Педагог считал, что мудрая власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, определить гражданскую позицию, участвовать в творческой, гуманистически направленной деятельности на благо других людей. Т. Конникова в своих трудах разрабатывала проблему нравственного развития школьников в коллективе, показав, что коллектив влияет на ребенка из-за активности самого ребенка, тем самым выделив гуманистический тип отношений в коллективе. А вот по мнению Л.Новиковой и ее сотрудников, детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проецирует его структуру, организует содержательную жизнь детей и своей личностью влияет на отношения в детском коллективе.

Важную роль в развитии детского коллектива сыграла идея коммунарского движения (70-е годы), во главе которого стояли талантливые педагоги М. Ахметов, Т. Иванов, Ф. Шапиро и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности. Уже в 80-90-е годы гуманизация воспитания требовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики. В этом плане значительный интерес представляет идея межвозрастных коллективных объединений детей Г. Кравцова.

В основе новых подходов лежит признание педагогами самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотрудничества в создании перспективы индивидуального роста и становления субъективной позиции во взаимодействии с окружающими.

Осмысление прошлого свидетельствует, что в воспитании нельзя допускать крайностей: культивировать лишь коллективизм или, наоборот, только развитие индивидуальности в ущерб коллективистического качествам личности. Эффективному методу воспитания соответствует гармония личного и коллективного.

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровнях.

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает задачи:

  • способствовать развитию мотивов единения и сплочения детей в коллективе;
  • создавать условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.

Инициатива, творческая позиция личности, рост самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности должны стать индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива (воспитатели, учителя) и детского коллектива (воспитанники). Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он - среда обитания, будь то школьный класс, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации.

Детский коллектив — детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена; важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Определим признаки коллектива:

  • сознательный характер объединения людей;
  • единство общей и личных целей членов коллектива;
  • относительная устойчивость и длительность функционирования;
  • четкая организационная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений;
  • наличие органов самоуправления;
  • общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации (ценностно-ориентационное единство);
  • интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат;
  • защищенность каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта;
  • сплоченность;
  • коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы;
  • коллективистские межличностные отношения, которые определяются через отношение к общему делу.

Г.М. Коджаспирова выделяет следующие функции детского коллектива:

  • регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок;
  • организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности;
  • консолидационная (объединяющая) форма объединения, сплочения, кооперации;
  • стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков;
  • воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений.

Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.

Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

Признаки коллективизма:

  • открытость — способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе;
  • контактность — хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность;
  • организованность — умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними, хорошая взаимозаменяемость; способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы.

Положение личности в детском коллективе

Относительно личности коллектив удовлетворяет ее потребности в общении и самоутверждении; является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, группах, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми); в коллективе человек приобретает богатый эмоциональный и поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека; создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы; предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

Ребенок приходит в коллектив со своим индивидуальным социальным опытом, который может опережать тот уровень норм и ценностей, которые сформированы в данном коллективе, или отставать от него. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом — в неблагоприятном положении.

Существенным фактором, определяющим положение ребенка в коллективе, являются личностные качества:

  • психологические особенности: сдержанность, эмоциональность, воля, общительность, оптимизм или им противоположные;
  • нравственные качества: честность, справедливость, доброта, принципиальность и др.

В определенны период времени на положение личности в коллективе (особенно в детском) влияют внешние характеристики:

  • физическая сила и ловкость;
  • красота;
  • «престижные» знакомства;
  • обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами.

Также положение личности в коллективе зависит и от отношения самой личности к коллективу. Личность может принимать его ценности и следовать им, принимать ценности только на словах, принимать под давлением коллектива, т.е. подчиняться коллективу. Также у личности с коллективом могут складываться и гармоничные отношения, т.е. наблюдается полное единство общественных и личностных стремлений и ценностей. Личность может стать неформальным лидером, т.е. подчинять коллектив.

Отношение личности к самому коллективу может быть активно-положительным, пассивно-положительным, активно-отрицательным, пассивно-отрицательным.

Также значительную роль в определении положения личности в детском коллективе играет отношение взрослых к личности ребенка. Оно может быть адекватным, с завышенной оценкой, с заниженной оценкой, негативное, безразличное. По мере взросления детей мнение о них взрослых становится менее значимым для определения положения личности в коллективе сверстников, но оно никогда не утрачивает полностью своего значения. Даже во взрослых коллективах избирательное отношение руководителя к членам коллектива влияет на их статус. При этом надо учитывать сложность этого влияния: учительские любимчики редко пользуются такой же симпатией у одноклассников. Воспитанник, к которому воспитатель подчеркнуто демонстрирует свою неприязнь, может оказаться неформальным лидером.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае воспитанники фактически выпадают из системы коллективных отношений. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти от возможностей и интересов самих детей, а только потом от потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

К условиям, определяющим эффективность воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность можно отнести следующие:

  • коллектив — субъект воспитания;
  • регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие;
  • широкий диапазон социальных ролей;
  • создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

Таким образом, детский коллектив выступает и как объект воспитательного формирующего воздействия педагога, и как субъект собственного развития и формирования личности каждого своего члена.

Уровни отношений в детском коллективе

Психическим механизмом обретения личностями свободы в коллективе является коллективное самоопределение. Коллективное самоопределение предполагает, что различные индивидуальные мнения и точки зрения не подавляются механизмами подражания и внушения, как в простой группе, а получают возможность относительно свободного существования, когда каждый член коллектива сознательно выбирает свою позицию. Но такие отношения складываются постепенно и имеют многоуровневую структуру.

Первый уровень: совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных, личностных, отношений), которые проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень: совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские, деловые, отношения), которые проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху.

Третий уровень: система межличностных отношений, которые выражаются в отношении к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Четвертый (наивысший) уровень: межличностные отношения, возникающие в совместной деятельности, когда проблемы одного члена группы становятся мотивами поведения других.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Будут существовать избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, быть толерантным, учит сотрудничеству и кооперации.

Сформированный коллектив предоставляет всесторонние возможности для проявления и развития каждой личности. В плохо организованных группах, не доросших уровня коллектива, наблюдается подавление и нивелировка личности.

13.11.2019