Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к школе, к своему классу, к самому процессу образования. Но каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые. Среди них и сложные отношения с одноклассниками, и стрессирующее воздействие отдельных людей (как детей, так и педагогов), и высокие нагрузки (и, как следствие, синдром хронической усталости). Все это - проблемы адаптации и эмоциональной нестабильности. Высокий процент детей с явно выраженными соматическими проблемами (простуды, аллергия, сколиоз, близорукость и т. д.) является результатом проблем не столько соматических, сколько психосоматических. Снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, отсутствие жизненных интересов и инфантилизм ― это проблемы развития сегодняшнего школьника и, как следствие всего вышеперечисленного, уход (бегство) от реальности в болезнь, асоциальное или антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании и т.д. являются проблемами целого поколения.
И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. Ведь очень часто класс выступает как группа-корпорация, но не как коллектив единомышленников. Хорошо, если основной целью таких школьных групп является учеба (не зарабатывание оценок, а получение знаний). А если даже на это не мотивирован целый класс? Тогда существование ребенка в данной группе становится достаточно проблематичным.
Группа учеников, объединенная в один класс, еще коллективом не является — необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность (как педагога, так и самих детей) по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является тимбилдинг. Это первый этап формирования коллектива, его ядра, актива. Для этого необходимы как импульс самого педагога, так и существенный (значимый) стимул для самих детей. Их потребность в развитии и самореализации будут хорошими помощниками на пути формирования коллектива.
Тимбилдинг (дословно: team – команда и building – строительство).
В настоящее время в теории и практике игр технологии командообразования прочно заняли свои позиции. Игры и тренинги на построение команды активно проводятся в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач.
«Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая супер команда.
Формирование позитивного психологического климата детского коллектива – одна из основных задач классного руководителя. А также целенаправленная система формирования детского коллектива, команды – командообразующая деятельность как один из способов достижения поставленной выше задачи.
Командообразование ― это целенаправленная, структурированная деятельность одного или нескольких руководителей организации по формированию активного, генерирующего ядра коллектива, способного мотивировать весь коллектив на эффективное выполнение поставленных перед ним задач. Из данного определения следует, что команда - это не весь коллектив, а только его часть (не суть важно, меньшая или большая). Важно, что команда может убедить всех членов коллектива в том, что они также являются важной составной частью одного целого. Важную роль в данном процессе играет руководитель — в школе им чаще всего является классный руководитель.
В двух приведенных определениях встречается понятие «ценностные ориентации». Независимо от направленности коллектива (учебный, трудовой, спортивный, воинский и т. д.) его ценности являются очень важным компонентом жизнеспособности этого коллектива. Именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, стимулом для всех его членов.
Детский коллектив является одним из условий развития и личностного роста ребенка. Но только тот коллектив, в котором есть все его качественные признаки. Если один из признаков нарушен или деформирован (например, ценности), то происходит сбой в развитии ребенка. А если быть точным, то сбой происходит в развитии всех членов этого коллектива. Это может выражаться в отсутствии психологического комфорта или наличии явно выраженного дискомфорта (влияющего как на общий тонус, настроение детей, так и на возникновение и развитие деструктивных личностных качеств). Это так называемые «издержки педагогического процесса». Причем вопросы адаптации, на которые так много указывают как психологи, так и педагоги, в данном случае могут не играть никакой существенной роли в конструктивном развитии личности. Ребенок может адаптироваться в группе, не имеющей четких ценностей (или даже имеющей ценности, но негативного, деструктивного содержания — насилие, насмешки, унижение и т. д.), и ему в этой группе будет достаточно комфортно. Главное, что у него есть его место, его роль, к которым он приспособился.
Коль скоро поставлена цель — создание наиболее благоприятных условий для развития личности и индивидуальности ребенка в детском коллективе, — сформулируем и контекстные задачи:
В процессе формирования психологического климата педагог использует различные методы и формы работы, а также психолого-педагогические технологии. Это индивидуальные, групповые и коллективные беседы с детьми, искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций и т. д. Одним из инструментов является командообразующая деятельность.
Остановимся подробнее на содержании командообразующей деятельности. Она может включать в себя и специально подобранные коммуникативные или психотехнические игры, и тренинги эффективного общения, позитивного мышления, и специальные командообразующие эстафеты, мероприятия (по типу веревочного курса), и творчески ориентированную совместную деятельность детей.
Коммуникативные игры - под ними мы понимаем игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков. Основными их особенностями считается распространение коммуникативных связей, сформированных в игре, а также разнообразную направленность коммуникативных связей личности в ходе игры. К таким играм можно отнести игры на знакомство, игры на установление контакта, игры на доверие и взаимодействие, театральные игры, психотехнические игры и т. п. Большой плюс этих игр заключается в том, что их может проводить сам педагог без помощи игротехников или психологов.
В отличие от коммуникативных игр тренинговые занятия и специальные командообразующие мероприятия должен проводить или игротехник, или психолог, специализирующийся на том или ином виде тренинга или командообразования.
Творчески ориентированная совместная деятельность детей - достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, и концерты, и детские спектакли, и капустники, и КВНы, и еще многое другое, что называется коллективным творчеством. Используя этот механизм формирования психологического климата детского коллектива, педагог решает ряд других не менее важных педагогических задач: развитие креативности, личностный рост детей, выбор дальнейшего пути их творческого развития, а возможно, и творческого самоопределения ребенка.
Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития и рефлексия. Это значит, что коллектив в своем развитии должен проходить определенные стадии, этапы. И задача педагога - отследить и показать детям динамику развития коллектива. «Посмотрите, еще вчера мы были разобщенными, безынициативными и т. д., а сегодня мы совсем другие. Давайте сделаем так, чтобы завтра мы были еще более сплоченнее, более творческие и т. д.!» Это коллективный анализ развития и постановка промежуточных задач. А рефлексия необходима для того, чтобы каждый ребенок осознал происходящие в нем перемены и причины этих перемен, прочувствовал перспективу своего развития в данном коллективе. Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи - это своего рода стимулы. Можно окрасить сам процесс в яркие романтические цвета.
А.Н. Лутошкин определяет пять стадий развития детского коллектива: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел. У каждой стадии есть свои характеристики.
Совершенно очевидно, что эти этапы развития предельно понятны и доступны детям, но для профессионального педагогического и психологического анализа их недостаточно. Для диагностики развития детского коллектива и отдельного ребенка необходимы надежные, валидные методики. Причем эти методики должны быть направлены на диагностику развития всего детского коллектива и личности отдельного ребенка (отдельных его личностных качеств и свойств). Подбор и применение комплекса методик - дело, которое педагог должен осуществлять с помощью и при участии школьного психолога. Для того чтобы проследить динамику, необходимо диагностировать первичное положение дел в классе и те личностные качества детей, на которые нужно оказывать воздействие. Именно тогда можно не только проследить динамику, но и спрогнозировать дальнейшее развитие коллектива, вовремя откорректировать это развитие, что очень важно для достижения поставленной цели.
Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?
Умелое использование методов и приёмов тимбилдинга открывает для педагогов значительные возможности для развития личности: в классном коллективе происходит усвоение личностью общественных идеалов, ценностей и психологии коллектива. Тимбилдинг способствует выявлению индивидуальных возможностей и способностей. В коллективе происходит формирование и совершенствование положительных качеств личности: коллективизм, умение сотрудничать, коммуникативность, самосознание, чувство собственного достоинства, интерес и склонность к творчеству.
Что влияет на эффективность деятельности? Соперничество? Рейтинг достижений? Личный успех? Или всё же сотрудничество, командный дух, ощущение собственной «нужности», осознание «значимости» в группе единомышленников в достижении общей цели?
Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, и приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».
Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех. Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и хорошие, и плохие ученики. Однако существует утверждение, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше.
Мы делаем все, на что способны, когда работаем увлеченно, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно заметна, когда речь идет о познании новых, сложных или интересных нам вещах. Внешними мотиваторами (к которым относятся деньги, оценки, признание) мы не можем заменить мотивацию внутреннюю. Как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и интерес к проблеме. Если человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Разумеется, существует и исключение: очень сильная мотивация может вырастать из чувства личной ответственности за других людей, что неудивительно – эта положительная связь создает чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.
Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество различных идей для тимбилдинга, у каждого сценария имеется похожая структура.
Любая тимбилдинг-программа состоит из различных тренингов, игр и упражнений.
К самым распространенным вариантам тимбилдинга относятся:
Творческая форма. Предполагает коллективное выполнение творческих упражнений. Необходимость найти креативные решения поставленных задач помогает коллективу развить внутри себя гармоничную и доброжелательную атмосферу.
Активная форма. Подразумевает применение в качестве упражнений по тимбилдингу двигательную игровую активность и спортивный отдых. Игровая форма помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создать командный дух.
Экстремальная форма. Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы. Таким образом, моделирование экстремальной ситуации для участников становится полезным в том плане, что у них могут проявиться скрытые способности, которые пригодятся в самореализации. Участники экстремальных форм тимбилдинга также получают отличную возможность сбросить накопившееся напряжение и поверить в себя с удвоенной силой.
Для проведения занятий по тимбилдингу классный коллектив делится на группы (команды). Деление на группы может осуществляться в любом порядке.
Способы деления на группы:
Упражнения и занятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Приведем несколько примеров таких упражнений.
Время проведения: 15 минут
Это широко распространенное упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинестетической памяти.
Материалы: множество мягких игрушек.
Алгоритм реализации метода.
Участники здороваются, соприкоснувшись локтями.
Время проведения: 10 минут
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
Алгоритм реализации метода.
каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
Замечания: эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
Время проведения: 15 минут
Чувства, проявляемые участниками при встрече друг с другом, очень важны, ведь по ним Вы можете судить о настроении, в котором каждый отдельный участник и группа в целом начинают занятие.
Алгоритм реализации метода.
Время проведения: 15 минут
Упражнение подходит для использования в группе, участники которой еще не знакомы друг с другом. Оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом участники могут познакомиться без смущения, рассказать о себе и запомнить друг друга по именам.
Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это упражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей пополняли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхайцами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упражнения будет особенно важной.
Материалы: веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу (обычно это несколько метров).
Алгоритм реализации метода.
Замечания: выберите такой маршрут движения, чтобы группа сочла его преодоление своим достижением. Проследите за тем, чтобы участники в тяжелой обуви не наступали на ноги другим. Если Вы хотите сделать задание более сложным или смешным, предложите группе в начале и в конце движения садиться на корточки. Правда, здесь все зависит от физических возможностей участников.
Время проведения: 15 минут
Это упражнение вовсе не означает, что надо праздновать день рождения кого-нибудь из участников, но дата рождения играет здесь основную роль.
Алгоритм реализации метода.
Замечания: участники должны проявлять самостоятельность, например, может возникнуть вопрос, в начале или в конце должны стоять родившиеся в декабре. В ответ на это просто пожмите плечами и позвольте игрокам решать это самим. Если кто-то все же начинает разговаривать, скажите следующее: «Конечно, с этим заданием справился бы даже ребенок, если бы можно было разговаривать. Учитесь общаться с другими без помощи речи».
Проследите за тем, чтобы участники никак не использовали бумагу, карандаши и т.д., а также за тем, чтобы участники не рисовали знаки на стене, в воздухе, на руке. В этом случае задание окажется слишком легким.
Не имея возможности ни говорить, ни писать, люди оказываются вынуждены взаимодействовать друг с другом совершенно необычным, новым для них способом. Предоставьте группе столько времени, сколько необходимо для решения задачи, а в конце проверьте, все ли стоят правильно.
Время проведения: 30 минут
Упражнение особенно подходит для больших групп, насчитывающих более двадцати человек. В игровой форме участники осваивают навыки работы в команде, задействуют свою творческую энергию и знакомятся друг с другом.
Материалы: стопка карточек – столько, чтобы каждый участник получил по одной и плюс еще несколько дополнительных. Вы легко можете изготовить такие карточки самостоятельно, если отпечатаете на компьютере буквы алфавита и наклеите их, например, на картонную основу. Буквы должны быть прописными, высотой не менее трех сантиметров, чтобы их можно было легко прочитать со сравнительно большого расстояния. Кроме того, следует сделать еще четыре карты, на которых нужно нарисовать звездочки, – это будут джокеры, то есть карточки, способные заменить любую букву. Сделайте также дополнительные карточки для гласных и для особенно часто встречающихся букв. Все эти приготовления с лихвой себя окупят, ведь эти карточки пригодятся и для других игр.
Алгоритм реализации метода.
Время проведения: 30 минут
Упражнение развивает коммуникативные навыки, необходимые для выполнения других упражнений. В его основе лежит старая детская игра.
Материалы: Стеклянная пустая бутылка.
Алгоритм реализации метода.
Замечания: подобные задания пробуждают творческую энергию участников и помогают им развивать в себе такие качества, как доверие. Команда, участники которой могут играть друг с другом, обычно бывает способна и к серьезной совместной работе.
Время проведения: 5 минут
Короткое упражнение, которое помогает партнерам лучше почувствовать доверие друг к другу. Кроме того, оно развивает фантазию и помогает найти общий язык.
Время проведения: 60 минут
Видящий участник должен провести своего «слепого» партнера сквозь полосу препятствий. Наиболее важными качествами, востребованными в данном упражнении, являются: коммуникация, концентрация на задании и мера доверия, которое испытывают партнеры друг к другу и которую соответственно могут развить.
Алгоритм реализации метода.
Замечания: еще в начале упражнения обратите внимание группы на то, что здесь важно не только доверие, но и общение партнеров друг с другом. При этой игре не следует обращать особое внимание на соревнование между командами. Не столь важно, как быстро команда преодолела полосу препятствий, важно, насколько хорошо пары развили слаженность действий. Процесс важнее результата.
Время проведения: 20 минут
Вербальное упражнение, которое побуждает группу к большей открытости и взаимному доверию.
Алгоритм реализации метода.
Время проведения: 20 минут
В ходе упражнения один из игроков проверяет, насколько глубоко он может доверять остальным. Используйте это упражнение тогда, когда в группе еще не установилось настоящее доверие. Лучше всего проводить его в начале занятия, когда внимание и физические реакции участников наиболее мобилизованны. В любом случае игрок должен знать, что остальные всегда рядом и поймают его, когда он начнет падать.
Алгоритм реализации метода.
Замечания: участники, которые боятся и не доверяют своим товарищам, могут несколько раз пробовать выполнить задание. Некоторым участникам доставляет удовольствие ошарашивать группу, они предпочтут падать совершенно неожиданно. Другие же падают очень медленно, так что члены группы успевают подготовиться к этому.
Время проведения: 20 минут
Участникам группы предоставляется возможность лучше узнать своего руководителя.
Материалы:
Бумага и карандаши для каждого участника.
Алгоритм реализации метода.
Варианты: Если в Вашей группе много скептиков, которым трудно доверять другим, Вы можете использовать это недоверие и придать игре новый оборот и особую привлекательность. Вы говорите примерно следующее: «Я отвечу искренне на все вопросы, кроме одного. На него я нарочно отвечу неправду. Попытайтесь почувствовать, какой из моих ответов неискренен».
Время проведения: 45 минут.
Игра способствует возникновению интереса к другим людям.
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.
Алгоритм реализации метода.
Замечания: игра способствует созданию веселой и благодушной атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят участники и как оригинально они обосновывают свои ассоциации.
Время проведения: 60 минут
Цель — обратить внимание участников на уникальность каждой личности.
Материалы: бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши).
Алгоритм реализации метода.
Замечания: обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукрашивая. Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.
Время проведения: 45 минут.
Игра способствует созданию доверительных отношений в группе.
Подготовка: игроки рассаживаются по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш.
Алгоритм реализации метода.
Время проведения: 60 минут
Между деревьями протягивается веревка или леска таким образом, что человеку едва можно под ней пробраться, не задев телом. На нее крепятся колокольчики, которые будут звенеть каждый раз, когда участник заденет леску. Это будет означать необходимость начать свой путь сначала. Упражнение выполняется на время, и команда, преодолевшая паутину за самое короткое время, становится победителем.
Все участники команды становятся на одно бревно. Самый последний человек должен, не касаясь земли, оказаться в начале колонны. Подойдет любой способ: пролезть между ног других участников или продвигаться вплотную, обступив своих одноклассников. Тот, кто коснется земли, начинает сначала. Это задание также выполняется на время.
Участникам команды нужно сесть на пол и поднять руки вверх. Затем каждому из них по очереди нужно лечь на руки своих одноклассников и таким способом переместиться в конец цепочки. Та команда, которая быстрее справится с этой задачей, получает балл.
Необходимо образовать несколько команд. Задача каждой будет заключаться в том, чтобы за строго ограниченное время построить башню из подручных/школьных принадлежностей: учебников, тетрадей, пеналов, рюкзаков и т.п. Побеждает та команда, чья «школьная башня» окажется самой высокой.
Это задание подходит для тех коллективов, которые уже достаточно сплочены. Ребятам нужно провести опрос одноклассников на одну из выбранных тем, после чего результаты обсуждаются всеми. Выбор темы можно также делегировать учащимся.
Игра направлена на сплочение команды, умение совместно достигать поставленной цели, понимая друг друга без слов, попытка побыть командой в игровой ситуации, ощутить командный дух.
Задача группы – назвать по порядку числа от 1до 20 (или больше, в зависимости от количества участников, не совершив ошибок. При этом должны выполняться 3 условия:
Дается несколько попыток (если не получается, то перед последней попыткой можно обсудить, в чем причина неудач: несогласованность действий, раздражение, гнев. Нужно прийти к соглашению на позитиве, без обвинений другого.)
Все представленные в лекции игры построены на совместных действиях и сотрудничестве. Цель педагога — создать такую обстановку, в которой каждый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя ее полноправной частью. Игры дают возможность проявлять творческие способности, предлагать свои варианты решения задач и проблем. Следовательно, Вы должны высоко ценить инициативу других, уметь соотносить ее с собственными задачами и действиями.
Профессиональный ведущий терпим по отношению к различным ценностям, установкам и проявлениям личности участников. Он оценивает вклад каждого, уважает выражение всех чувств: толерантен к проявлению агрессии, враждебности и гнева, как и к выражению любви, нежности и неуверенности.
Сказанное не означает, что в такой работе не остается места соревнованию. Соревнование — это элемент культуры. Оно дает возможность выйти за рамки привычного, найти новые способы решения проблемы, превзойти собственные достижения. Соревнование — не то же самое, что конкуренция. Конкуренция (как гипертрофированная, деструктивная идея соревнования) предполагает наличие победителя и побежденного и оставляет у проигравшего неприятный осадок. Акцентируйте внимание участников на том, что в соревновании мы по большей части сражаемся с самими собой, расстаемся со своими удобными привычками, проверяем предубеждения и принимаем вызовы. Если члены группы будут воспринимать идею соревнования таким образом, они вряд ли станут рассматривать друг друга как конкурентов.
Своим примером покажите членам группы, как Вы представляете сотрудничество. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик.
Попробуйте пробудить любопытство участников и примите во внимание их цели и пожелания. Не пытайтесь плыть против течения. Руководствуйтесь интересами пришедших к Вам детей и не выбирайте нежелательное для большинства членов группы направление работы. Групповой процесс часто развивается неожиданным образом, и опытный психолог приветствует сюрпризы, поскольку они дают ему возможность проверить собственную креативность. Постоянно демонстрируйте готовность двигаться вместе с группой. Как ведущий, Вы зависите от позитивного настроя участников. Легче всего добиться готовности группы к сотрудничеству тогда, когда у ее членов создастся впечатление, что Вы можете и руководить, и быть ведомым.
Каждый руководитель группы хочет, чтобы участники интенсивно учились и продуктивно работали. Однако не следует поддаваться искушению искусственно ускорять процесс изменения (провоцировать участников, оказывать на них давление). Опытный ведущий с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены группы могли экспериментировать и использовать новые формы поведения. Можно считать, что Вы достигли желаемого, если участники осознали, что они могут выйти за рамки собственного, годами формировавшегося поведения. В таком случае разумно поразмышлять над тем, как применять открывшиеся новые возможности в повседневной жизни. В Ваших силах вызвать и поддерживать у участников стремление учиться. Оставьте в стороне традиционную модель авторитарного управления группой. Обратите внимание на следующие аспекты:
В традиционных моделях обучения руководитель группы рассматривается как источник истинного знания. Он дает, а участники принимают. Попробуйте использовать другой стиль руководства, который позволит группе реализовать ее потенциал, и помогайте только тогда, когда это уместно. Позаботьтесь о том, чтобы члены группы вновь и вновь сталкивались с ситуацией, в которой требуется идти на риск и использовать собственные творческие возможности. Попытайтесь найти общий ритм с группой. Тогда работа и игра доставят всем огромное удовольствие.
Перед руководителем группы стоят серьезные задачи: он помогает членам группы учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возможности, вырабатывать навыки и т. д. Возможно усовершенствовать свой стиль работы, если приложить усилия к тому, чтобы занятия группы доставляли бы еще и удовольствие.
Мудрый руководитель постоянно заботится об «окнах», паузах в учебном процессе. Игра — это хорошая возможность для восстановления сил и улучшения настроения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.