Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива
Оценка 4.7

Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива

Оценка 4.7
Статья
13.11.2019
Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива

Обучение проходит эффективно только тогда, когда ребенок адаптирован к школе, к своему классу, к самому процессу образования. Но каждый отдельный ребенок в школе испытывает массу трудностей. Эти трудности бывают явные, лежащие на поверхности, и скрытые. Среди них и сложные отношения с одноклассниками, и стрессирующее воздействие отдельных людей (как детей, так и педагогов), и высокие нагрузки (и, как следствие, синдром хронической усталости). Все это - проблемы адаптации и эмоциональной нестабильности. Высокий процент детей с явно выраженными соматическими проблемами (простуды, аллергия, сколиоз, близорукость и т. д.) является результатом проблем не столько соматических, сколько психосоматических. Снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, отсутствие жизненных интересов и инфантилизм ― это проблемы развития сегодняшнего школьника и, как следствие всего вышеперечисленного,  уход (бегство) от реальности в болезнь, асоциальное или антисоциальное поведение, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании и т.д. являются проблемами целого поколения.

И одной из причин всех этих индивидуальных детских проблем является отсутствие позитивного (благоприятного) климата в детских коллективах, отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. Ведь очень часто класс выступает как группа-корпорация, но не как коллектив единомышленников. Хорошо, если основной целью таких школьных групп является учеба (не зарабатывание оценок, а получение знаний). А если даже на это не мотивирован целый класс? Тогда существование ребенка в данной группе становится достаточно проблематичным.

Группа учеников, объединенная в один класс, еще коллективом не является — необходимы отношения, деятельность, ценности. Значит, необходима определенная деятельность (как педагога, так и самих детей) по созданию этого коллектива. Такой деятельностью и является тимбилдинг. Это первый этап формирования коллектива, его ядра, актива. Для этого необходимы как импульс самого педагога, так и существенный (значимый) стимул для самих детей. Их потребность в развитии и самореализации будут хорошими помощниками на пути формирования коллектива.

Тимбилдинг (дословно:  team – команда и building – строительство).

В настоящее время в теории и практике игр технологии командообразования прочно заняли свои позиции. Игры и тренинги на построение команды активно проводятся в сфере бизнеса при формировании новой команды или при решении общих групповых задач.

«Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная,  надежная и сплочённая супер команда.

Формирование позитивного психологического климата детского коллектива – одна из основных задач классного руководителя. А также целенаправленная система формирования детского коллектива, команды – командообразующая деятельность как один из способов достижения поставленной выше задачи.

Командообразование ― это целенаправленная, структурированная деятельность одного или нескольких руководителей организации по формированию активного, генерирующего ядра коллектива, способного мотивировать весь коллектив на эффективное выполнение поставленных перед ним задач. Из данного определения следует, что команда - это не весь коллектив, а только его часть (не суть важно, меньшая или большая). Важно, что команда может убедить всех членов коллектива в том, что они также являются важной составной частью одного целого. Важную роль в данном процессе играет руководитель — в школе им чаще всего является классный руководитель.

В двух приведенных определениях встречается понятие «ценностные ориентации». Независимо от направленности коллектива (учебный, трудовой, спортивный, воинский и т. д.) его ценности являются очень важным компонентом жизнеспособности этого коллектива. Именно ценности коллектива являются одним из базисных мотивирующих факторов, стимулом для всех его членов.

Детский коллектив является одним из условий развития и личностного роста ребенка. Но только тот коллектив, в котором есть все его качественные признаки. Если один из признаков нарушен или деформирован (например, ценности), то происходит сбой в развитии ребенка. А если быть точным, то сбой происходит в развитии всех членов этого коллектива. Это может выражаться в отсутствии психологического комфорта или наличии явно выраженного дискомфорта (влияющего как на общий тонус, настроение детей, так и на возникновение и развитие деструктивных личностных качеств). Это так называемые «издержки педагогического процесса». Причем вопросы адаптации, на которые так много указывают как психологи, так и педагоги, в данном случае могут не играть никакой существенной роли в конструктивном развитии личности. Ребенок может адаптироваться в группе, не имеющей четких ценностей (или даже имеющей ценности, но негативного, деструктивного содержания — насилие, насмешки, унижение и т. д.), и ему в этой группе будет достаточно комфортно. Главное, что у него есть его место, его роль, к которым он приспособился.

Коль скоро поставлена цель — создание наиболее благоприятных условий для развития личности и индивидуальности ребенка в детском коллективе, — сформулируем и контекстные задачи:

  1. Формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива. С самых первых минут работы с детьми педагог должен формировать чувство коллективного «Мы», ответственность за каждого члена коллектива. Воспитательный потенциал коллектива гораздо сильнее индивидуального воздействия педагога. Актив детского коллектива — первый помощник педагога. С ним можно добиться больших успехов, нежели действовать в одиночку. У каждого ребенка в классе должен быть друг или группа, с которым или в которой ему тепло и уютно.
  2. Организация высокоэффективной системы деятельности. Под деятельностью понимается специфический вид активности человека (или группы людей), направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Образование, воспитание и развитие — триединая цель школьной педагогики. Соответственно, речь идет о взаимосвязывающей все эти три компонента цели деятельности. Если взять за основу психологическую теорию деятельности, то в этой системе необходимы и цели деятельности, и ее предмет, и структура (включающая действия и операции, в том числе и инструменты), и способы достижения поставленной цели.
  3. Формирование системы ценностей детского коллектива. Именно системы, а не просто ценностей. Одно должно вытекать из другого, соотноситься с ним, а вся система ценностей должна быть взаимозависима. Более того, эта система должна быть открытой, т.е. доступной для других и питающейся из системы общечеловеческих ценностей.
  4. Формирование благоприятного психологического климата детского коллектива. Это одна из базовых контекстных задач педагога. Причем психологический климат можно рассматривать и как объективно наблюдаемый феномен, и как субъективно переживаемое состояние. Но в любом случае климат коллектива — это то, что влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, а следовательно, на эффективность его обучения и развития в данном коллективе.

В процессе формирования психологического климата педагог использует различные методы и формы работы, а также психолого-педагогические технологии. Это индивидуальные, групповые и коллективные беседы с детьми, искусственное создание ситуаций успеха/неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций и т. д. Одним из инструментов является командообразующая деятельность.

Остановимся подробнее на содержании командообразующей деятельности. Она может включать в себя и специально подобранные коммуникативные или психотехнические игры, и тренинги эффективного общения, позитивного мышления, и специальные командообразующие эстафеты, мероприятия (по типу веревочного курса), и творчески ориентированную совместную деятельность детей.

Коммуникативные игры - под ними мы понимаем игры, формирующие и развивающие коммуникативные умения и навыки личности, а также формирующие коммуникативные связи коллектива за счет практического применения этих умений и навыков. Основными их особенностями считается распространение коммуникативных связей, сформированных в игре, а также разнообразную направленность коммуникативных связей личности в ходе игры. К таким играм можно отнести игры на знакомство, игры на установление контакта, игры на доверие и взаимодействие, театральные игры, психотехнические игры и т. п. Большой плюс этих игр заключается в том, что их может проводить сам педагог без помощи игротехников или психологов.

В отличие от коммуникативных игр тренинговые занятия и специальные командообразующие мероприятия должен проводить или игротехник, или психолог, специализирующийся на том или ином виде тренинга или командообразования.

Творчески ориентированная совместная деятельность детей - достаточно эффективный способ сплочения детского коллектива. В него могут быть включены и коллективно-творческие дела, и концерты, и детские спектакли, и капустники, и КВНы, и еще многое другое, что называется коллективным творчеством. Используя этот механизм формирования психологического климата детского коллектива, педагог решает ряд других не менее важных педагогических задач: развитие креативности, личностный рост детей, выбор дальнейшего пути их творческого развития, а возможно, и творческого самоопределения ребенка.

Очень важным моментом формирования детского коллектива является анализ его развития и рефлексия. Это значит, что коллектив в своем развитии должен проходить определенные стадии, этапы. И задача педагога - отследить и показать детям динамику развития коллектива. «Посмотрите, еще вчера мы были разобщенными, безынициативными и т. д., а сегодня мы совсем другие. Давайте сделаем так, чтобы завтра мы были еще более сплоченнее, более творческие и т. д.!» Это коллективный анализ развития и постановка промежуточных задач. А рефлексия необходима для того, чтобы каждый ребенок осознал происходящие в нем перемены и причины этих перемен, прочувствовал перспективу своего развития в данном коллективе. Для того чтобы сделать анализ развития детского коллектива более интересным и значимым для детей, необходимо ставить для них пусть и маленькие, но выполнимые задачи - это своего рода стимулы. Можно окрасить сам процесс в яркие романтические цвета.

А.Н. Лутошкин определяет пять стадий развития детского коллектива: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел. У каждой стадии есть свои характеристики.

Совершенно очевидно, что эти этапы развития предельно понятны и доступны детям, но для профессионального педагогического и психологического анализа их недостаточно. Для диагностики развития детского коллектива и отдельного ребенка необходимы надежные, валидные методики. Причем эти методики должны быть направлены на диагностику развития всего детского коллектива и личности отдельного ребенка (отдельных его личностных качеств и свойств). Подбор и применение комплекса методик - дело, которое педагог должен осуществлять с помощью и при участии школьного психолога. Для того чтобы проследить динамику, необходимо диагностировать первичное положение дел в классе и те личностные качества детей, на которые нужно оказывать воздействие. Именно тогда можно не только проследить динамику, но и спрогнозировать дальнейшее развитие коллектива, вовремя откорректировать это развитие, что очень важно для достижения поставленной цели.

Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?

  • С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем.
  • Детский тимбилдинг - это активный отдых, мероприятие (игра), развивающее способность чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды.
  • С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы.
  • Руководство опытного педагога направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни.
  • Ребенок в процессе игры становится более целеустремленным, уверенным и предсказуемым и, самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества.

Умелое использование методов и приёмов тимбилдинга  открывает для педагогов значительные возможности для развития личности: в классном коллективе происходит усвоение личностью общественных идеалов, ценностей и психологии коллектива. Тимбилдинг способствует  выявлению индивидуальных возможностей и способностей. В коллективе происходит формирование и совершенствование положительных качеств личности: коллективизм, умение сотрудничать, коммуникативность, самосознание, чувство собственного достоинства, интерес и склонность к творчеству.

Формы и методы работы с учащимися на сплочение коллектива

Что влияет на эффективность деятельности? Соперничество? Рейтинг достижений? Личный успех? Или всё же сотрудничество, командный дух, ощущение собственной «нужности», осознание «значимости» в группе единомышленников в достижении общей цели?

Мы так часто слышим, что должны быть лучше других, и приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Это убеждение пронизывает нашу культуру. Но последние открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника. Напротив, мы достигаем большего, когда нам «не дышат в спину».

Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех. Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и хорошие, и плохие ученики. Однако существует утверждение, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае лучше.

Мы делаем все, на что способны, когда работаем увлеченно, с интересом. Это называется внутренней мотивацией. Она особенно заметна, когда речь идет о познании новых, сложных  или  интересных  нам  вещах.  Внешними  мотиваторами  (к которым  относятся деньги, оценки, признание) мы не можем заменить мотивацию внутреннюю. Как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и интерес к проблеме. Если человек замотивирован только внешне, то парадоксальным образом удовольствие от решения поставленной задачи теряется, что приводит к плохому результату. Разумеется, существует и исключение: очень сильная мотивация может вырастать из чувства личной ответственности за других людей, что неудивительно – эта положительная связь создает чувство внутренней общности и уверенности и, таким образом, повышает удовлетворение от решения коллективной задачи.

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество различных идей для тимбилдинга, у каждого сценария имеется похожая структура.

  1. На предварительном этапе подготавливаются место для проведения мероприятия и необходимый реквизит.
  2. Участники собираются и делятся на команды.
  3. Объявляется открытие мероприятия, представляются команды, разъясняется смысл предстоящего соревнования.
  4. Проводятся конкурсы, выполняются задания и упражнения.
  5. Подводятся итоги, победителям вручаются награды, осуществляется анализ проведенного мероприятия.

Любая тимбилдинг-программа состоит из различных тренингов, игр и упражнений.

К самым распространенным вариантам тимбилдинга относятся:  

Творческая форма. Предполагает коллективное выполнение творческих упражнений. Необходимость найти креативные решения поставленных задач помогает коллективу развить внутри себя гармоничную и доброжелательную атмосферу.

Активная форма. Подразумевает применение в качестве упражнений по тимбилдингу двигательную игровую активность и спортивный отдых. Игровая форма помогает справиться с разобщенностью в коллективе и создать командный дух.

Экстремальная форма. Попадая в опасные условия, человек автоматически активизирует свои дополнительные резервы. Таким образом, моделирование экстремальной ситуации для участников становится полезным в том плане, что у них могут проявиться скрытые способности, которые пригодятся в самореализации. Участники экстремальных форм тимбилдинга также получают отличную возможность сбросить накопившееся напряжение и поверить в себя с удвоенной силой.

Для проведения занятий по тимбилдингу классный коллектив делится на  группы (команды). Деление на группы может осуществляться в любом порядке.

Способы деления на группы:

  • Мозаика: детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти ребят, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения: педагог заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви и т.д.).
  • Геометрические фигуры: команды квадратов, треугольников, кругов (актуально для уроков математики).
  • Изображения животных: команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (актуально для уроков биологии и окружающего мира).
  • Изображения растений: команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (актуально для уроков биологии и окружающего мира).
  • Названия или изображения стран, городов, географических объектов: команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (актуально для уроков географии и окружающего мира).

Упражнения и занятия по тимбилдингу можно устраивать как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Приведем несколько примеров таких упражнений.

Начальная стадия работы группы – знакомство

Упражнение «Имена – это важно»

Время проведения: 15 минут

 Это широко распространенное упражнение, которое облегчает группе начало знакомства. Участники в игровой форме узнают и заучивают имена друг друга. Нередко сами участники бывают удивлены тому, насколько легко происходит запоминание при задействовании кинестетической памяти.

Материалы: множество мягких игрушек.

Алгоритм реализации метода.

  1. Группа встает в круг.
  2. Педагог приглашает группу к участию в ритуале, который совершают при приветствии, например, жители тропических островов.
  3. Игру начинает педагог. Поднимите выбранный для игры предмет (игрушку) над головой и громко назовите свое имя. Затем передайте предмет своему соседу справа. Он также должен представиться и передать предмет своему соседу, и так далее: каждый, кто получает игрушку, называет свое имя и передает ее своему соседу справа. Когда игровой предмет, пройдя полный круг, снова окажется у Вас в руках, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении. Снова громко произнесите свое имя и передайте предмет соседу слева. После завершения этого круга группа переходит к следующей, более динамичной части тренинга.
  4. Теперь предмет может передаваться во всех направлениях. Педагог начинает первым: установив визуальный контакт с одним из участников, громко назовите его по имени и бросьте ему игрушку. Поймавший продолжает игру, также называя по имени другого участника и передавая предмет ему. Не останавливайте игру до тех пор, пока предмет не побывает в руках каждого участника хотя бы по два раза. Если группа велика по объему, обязательно убедитесь в том, что никого не забыли.
  5. Теперь педагог приглашает группу к следующей фазе упражнения. Попросите каждого члена группы сказать несколько слов благодарности тому, кто передает ему игрушку, обращаясь при этом к нему по имени. Например: «Большое спасибо, Мария». Но при этом может произойти так, что участнику передает игрушку человек, чье имя он еще не запомнил. В этом случае игрок говорит: «Большое спасибо…» и ждет, что «неизвестный» ему представится. Через некоторое время темп игры можно ускорить.
  6. На этом этапе можно ввести в действие вторую и третью игрушки (в зависимости от величины группы) и продолжить процедуру знакомства. Обратите внимание на то, чтобы правила игры соблюдались. Единственное отличие от предыдущего этапа состоит в том, что все участники должны быть еще внимательнее, поскольку в помещении станет шумно. Игроки должны по-прежнему передавать друг другу предметы и благодарить того, кто передал им игрушку. На этом этапе создается атмосфера живого экзотического ритуала, который помогает группе сделать первые шаги на пути к становлению ее как команды.
  7. Остановите игру через 2 минуты и попросите любого желающего назвать имена всех членов группы. В группе из восемнадцати человек почти всегда находятся трое или четверо, у которых это не вызывает сложностей. По желанию группы можно усложнить правила: предложите участникам поменяться местами и спросите, может ли кто-нибудь теперь назвать все имена.
  8. После этого можно пригласить группу на «коктейль». Возьмите в левую руку воображаемый стакан, а правую протяните соседу для рукопожатия и скажите следующее: «Паулина, я очень рад, что ты здесь». Затем перейдите к следующему участнику. Пригласите группу принять участие в этой воображаемой вечеринке, приветствуя других гостей рукопожатием или объятиями. Через несколько минут между участниками должна завязаться самостоятельная беседа, которая будет свидетельствовать о том, что группу удалось расшевелить.

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями.

Время проведения: 10 минут

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

Алгоритм реализации метода.

  1. Попросите участников встать в круг.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:
  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку — на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Замечания: эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение «Встреча»

Время проведения: 15 минут

 Чувства, проявляемые участниками при встрече друг с другом, очень важны, ведь по ним Вы можете судить о настроении, в котором каждый отдельный участник и группа в целом начинают занятие.

Алгоритм реализации метода.

  1. Группа становится в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое отношение к собственному имени в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа пытается догадаться, какое чувство сейчас хотел выразить выступавший.
  2. Проследите за тем, чтобы каждый участник называл свое имя не менее трех раз, выражая свои чувства тремя различными способами соответственно.

Упражнение «Шанхайцы»

Время проведения: 15 минут

Упражнение подходит для использования в группе, участники которой еще не знакомы друг с другом. Оно создает впечатление, что группа решила общую проблему и что у нее есть определенная цель. При этом участники могут познакомиться без смущения, рассказать о себе и запомнить друг друга по именам.

Возможно, участникам покажется интересной история о том, как это упражнение получило свое название. В XIX веке капитаны кораблей пополняли свою команду матросами при помощи разных уловок, в том числе и путем обмана. Последним особенно славился шанхайский порт, поэтому матросов, которых завербовали против их воли, стали называть «шанхайцами». Проверьте, есть ли в Вашей группе люди, которые пришли сюда не добровольно, а под чьим-то давлением. Для них символика этого упражнения будет особенно важной.

Материалы: веревка такой длины, чтобы можно было несколько раз обмотать всех участников, плотно прижавшихся друг к другу (обычно это несколько метров).

Алгоритм реализации метода.

  1. Сначала попросите группу принять нужную позу. Для этого все встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль», которую Вы плотно обматываете веревкой. Лучше всего это сделать на уровне бедер, чтобы звенья «спирали» почувствовали, что весьма крепко друг к другу привязаны.
  2. Объясните группе  задание:  в  этом  положении  участники  должны  пройти некоторое расстояние. По пути каждый должен представиться и рассказать о себе что-нибудь необычное.
  3. Постарайтесь сделать так, чтобы, выполняя Ваше задание, участники были застрахованы от опасностей. На их пути не должно быть лестниц, дверей, острых углов. Поясните группе, какой именно путь ей предстоит. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.
  4. Перед выполнением задания напомните участникам, что они, несмотря на необычный способ передвижения, должны запомнить все, что будет говорить каждый из них.
  5. После того как задание выполнено, все «освобожденные» возвращаются обратно в комнату и встают в круг. Теперь попросите рассказать о том, что запомнилось в ходе передвижения. Для этого поочередно указывайте рукой на каждого участника и спрашивайте всю группу, как зовут этого участника и что он рассказал во время движения. Вы должны быть готовы к тому, что ответы будут в большинстве случаев правильными (движение активизирует нашу память).

Замечания: выберите  такой  маршрут  движения,  чтобы  группа  сочла  его преодоление  своим  достижением.  Проследите  за  тем,  чтобы  участники  в тяжелой обуви не наступали на ноги другим. Если  Вы  хотите  сделать  задание  более  сложным  или  смешным, предложите  группе  в  начале  и  в  конце  движения  садиться  на  корточки. Правда, здесь все зависит от физических возможностей участников.

Упражнение «С днем рождения»

Время проведения: 15 минут

 Это упражнение вовсе не означает, что надо праздновать день рождения кого-нибудь из участников, но дата рождения играет здесь основную роль.

Алгоритм реализации метода.

  1. Скажите группе, что с данного момента запрещено разговаривать. Предложите членам группы представить, что они неожиданно потеряли возможность говорить и теперь могут понимать друг друга лишь каким-то иным способом. (Если после этого предупреждения все разговоры сразу прекращаются, то Вы имеете дело с весьма дисциплинированной группой, но такое бывает очень редко, поэтому будьте готовы, что все замолчат лишь через некоторое время.)
  2. Объясните правила: игроки должны выстроиться в шеренгу в соответствии с датой своего рождения (год рождения не считается). Например, игрок, родившийся 10 января, встает первым, далее за ним стоят родившиеся в феврале, в марте и т. д. При выполнении этого задания не позволяйте участникам говорить шепотом или артикулировать губами.
  3. Скажите игрокам, что они должны постараться встать в ряд без ошибок с первого раза. Если ваши подопечные растерялись, приведите им пример: «Если, скажем, Иван родился 11 июля, Серёжа 9 января, Настя 10 февраля, Мария 5 октября, то правильное построение будет следующим: Серёжа, Настя, Иван, Мария».

Замечания: участники  должны  проявлять  самостоятельность, например,  может возникнуть  вопрос,  в  начале  или  в  конце  должны  стоять  родившиеся  в декабре. В ответ на это просто пожмите плечами и позвольте игрокам решать это самим.  Если  кто-то  все  же  начинает  разговаривать,  скажите  следующее: «Конечно, с этим заданием справился бы даже ребенок, если бы можно было разговаривать. Учитесь общаться с другими без помощи речи».

Проследите за тем, чтобы участники никак не использовали бумагу, карандаши и т.д., а также за тем, чтобы участники не рисовали знаки на стене, в воздухе, на руке. В этом случае задание окажется слишком легким.

Не имея возможности ни говорить, ни писать, люди оказываются вынуждены взаимодействовать друг с другом совершенно необычным, новым для них способом. Предоставьте  группе  столько  времени,  сколько  необходимо  для решения задачи, а в конце проверьте, все ли стоят правильно.

Упражнение «Вавилон»

Время проведения:   30 минут

Упражнение особенно подходит для больших групп, насчитывающих более двадцати человек. В игровой форме участники осваивают навыки работы в команде, задействуют свою творческую энергию и знакомятся друг с другом.

Материалы:  стопка карточек – столько, чтобы каждый участник получил по одной и плюс еще несколько дополнительных. Вы легко можете изготовить такие карточки самостоятельно, если отпечатаете на компьютере буквы  алфавита  и  наклеите  их,  например,  на  картонную  основу.  Буквы должны быть прописными, высотой не менее трех сантиметров, чтобы их можно было легко прочитать со сравнительно большого расстояния. Кроме того, следует сделать еще четыре карты, на которых нужно нарисовать звездочки, – это будут джокеры, то есть карточки, способные заменить любую букву. Сделайте также дополнительные карточки для гласных и для особенно часто встречающихся букв. Все эти приготовления с лихвой себя окупят, ведь эти карточки пригодятся и для других игр.

Алгоритм реализации метода.

  1. Перемешайте карточки и раздайте игрокам по одной. Если проводите игру в маленькой группе, то  после  каждого  круга  игры  перемешивайте  карточки  и  раздавайте заново. Таким образом, игра будет интересной даже в маленьких группах.
  2. Когда каждый игрок получит по карточке, объясните правила: дайте сигнал к старту, и у каждого есть минута, чтобы найти трех других игроков, чьи карточки вместе с его собственной образуют какое-нибудь любое слово из четырех букв (слова ведущим не задаются). Обязательно напомните игрокам, что джокер – звездочка – заменяет любую букву.
  3. Как только все четверо игроков нашли друг друга, они должны выстроиться в ряд и поднять над головой свои карточки, так чтобы можно было прочесть получившееся слово.
  4. По истечении минуты звучит «Стоп!». В этот момент все стоят там, где застал их сигнал (если работаете с очень большой или слишком темпераментной группой, тогда лучше подавать сигнал при помощи гонга, свистка или чего-то подобного).
  5. Дайте тем участникам, которые сумели составить слово, две минуты для того, чтобы представиться и рассказать о том, как они оказались в подгруппе.
  6. Тем участникам, которые не составили слов, тоже предложите объединиться в подгруппу и познакомиться.
  7. Когда все участники таким образом оказались в группах, подойдите к каждой и посмотрите на продукты их творчества. Прокомментируйте это с юмором.
  8. Через минуту начните игру заново: прежние четверки распадаются и каждый ищет глазами трех новых игроков, с которыми он может составить слово. Если работаете с интернациональными группами, то имеет смысл предложить участникам составлять слова на их родном языке. Второй раунд также длится минуту, после игра останавливается.
  9. Рекомендуется провести от шести до восьми раундов, чтобы у каждого участника была возможность хотя бы один раз составить слово.

Развитие доверия

Упражнение «Бутылочка»

Время проведения: 30 минут

Упражнение развивает коммуникативные навыки, необходимые для выполнения других упражнений. В его основе лежит старая детская игра.

Материалы: Стеклянная пустая бутылка.

Алгоритм реализации метода.

  1. Вся группа садится в круг, в центр круга ведущий кладет заранее приготовленную бутылку.
  2. Один из участников (все равно кто) выходит в центр круга, где лежит бутылка и объявляет задание: «Тот, на кого сейчас укажет бутылка, должен будет нам рассказать о том, чем он особенно гордится». Затем он раскручивает бутылку и ждет, пока та остановится и покажет на кого-нибудь. Участник, на которого оказывается направлено горлышко бутылки, должен выполнить задание. Затем он выходит в центр круга, дает свое задание, раскручивает бутылку и т. д.
  3. Поощряйте такие задания, которые облегчают и углубляют знакомство участников между собой. Приведите несколько примеров: Тот, на кого укажет бутылка, должен:
  • сказать, каким было его первое впечатление обо мне (имеется в виду тот, кто спрашивает);
  • сказать, пришел ли он сюда по собственному желанию или его кто-то направил;
  • сказать о том, мешает ли ему своим присутствием какой-либо член группы;
  • сказать, готов ли он еще принимать участие в подобных мероприятиях.
  1. Задания могут заключать в себе не только просьбы рассказать о чем-либо, но и показать. Например, можно попросить участника:
  • пройти через комнату, как прошел бы слепой;
  • изобразить какого-нибудь человека, которого многие знают;
  • сделать массаж спины своему соседу слева;
  • подмигнуть и улыбнуться кому-нибудь из участников доверительной улыбкой и т. д.

Замечания: подобные  задания  пробуждают  творческую  энергию  участников  и помогают  им  развивать  в  себе  такие  качества,  как  доверие.  Команда, участники которой могут играть друг с другом, обычно бывает способна и к серьезной совместной работе.

Упражнение «Совместная импровизация»

Время проведения:  5 минут

 Короткое упражнение, которое помогает партнерам лучше почувствовать доверие друг к другу. Кроме того, оно развивает фантазию и помогает найти общий язык.

  1. Группа делится на пары, которые распределяются по комнате так, чтобы не мешать друг другу.
  2. Партнеры встают друг напротив друга на расстоянии руки, ступни они держат вместе – эту позицию они должны сохранять на протяжении всего упражнения.
  3. Оба партнера медленно отклоняются назад. Прежде чем кто-либо из них потеряет равновесие, они протягивают вперед руки и удерживают друг друга. Теперь каждый осторожно тянет партнера на себя, пока оба опять не встают в исходную позицию, а затем снова отпускают руки и т. д.
  4. Затем партнеры  могут  попробовать  держать  друг  друга  за  запястья,  предплечья, локти или пальцы.
  5. Когда партнеры освоились с этими движениями, предложите им станцевать медленный танец – в ритме, который выберут они сами. Иногда партнеры танцуют, держась обеими руками, иногда одной. На танец отводится 3 минуты.
  6. В конце партнеры обсуждают следующие вопросы:
  • Уверенно ли они чувствовали себя друг с другом?
  • Нашли ли они общий ритм?
  • Возникла ли между ними атмосфера взаимопонимания?
  • Что они чувствовали, когда откидывались назад?
  • О чем при этом думали?

Упражнение «Полоса препятствий»

Время проведения:  60 минут

 Видящий участник должен провести своего «слепого» партнера сквозь полосу препятствий. Наиболее важными качествами, востребованными в данном упражнении, являются: коммуникация, концентрация на задании и мера доверия, которое испытывают партнеры друг к другу и которую соответственно могут развить.

Алгоритм реализации метода.

  1. Участники выбирают себе партнера, которого они еще плохо знают или с которым они хотели бы улучшить отношения.
  2. Группа сама  должна  построить  полосу  препятствий:  проложить  путь,  который должны пройти «слепые», и позаботиться о том, чтобы на нем было достаточно препятствий. В этом упражнении «слепой» должен не преодолевать препятствия, а пройти по маршруту так, чтобы ни до одного из них не дотронуться. Можно построить такие конструкции, чтобы «слепой» был вынужден проползать под ними, например под столом. Если группа сама строит маршрут, это повышает ее интерес к заданию и мотивацию к его выполнению.
  3. Начинает первая пара. Один игрок закрывает или завязывает глаза, а другой становится его ведущим. Оба игрока могут разговаривать друг с другом, но ведущий не может касаться «слепого».
  4. Ведущий игрок  отвечает  за  безопасность  «слепого».  Он  должен  следить  за  тем, чтобы тот шел по правильному пути и не касался препятствий.
  5. Если «слепой» коснулся препятствия, то пара выбывает из игры, и в игру вступает следующая пара.
  6. Для каждой новой пары остальная группа слегка изменяет набор препятствий, чтобы никто не мог знать их последовательность.
  7. В конце маршрута положите на пол какой-нибудь предмет, который «слепой» должен поднять в знак выполнения задания.
  8. После того  как  все  пары  пройдут  (или  не  пройдут)  маршрут,  задайте  несколько вопросов:
  • Насколько уверенно чувствовал себя «слепой» во время проведения его по маршруту?
  • Было ли у «слепого» чувство, что партнер полностью сконцентрирован на нем и помогает ему изо всех сил?
  • Сообщал ли «слепой» о своих требованиях и пожеланиях?
  • Какой была атмосфера в отношениях партнеров? Теплой? Дружелюбной? Холодной? Отстраненной?
  • Отличались ли пары друг от друга по степени доверия?
  • Какие факторы привели к успеху команды?
  • Чья роль показалась сложнее: ведущего или «слепого»?

Замечания: еще  в  начале  упражнения  обратите  внимание  группы  на  то,  что здесь  важно  не  только  доверие,  но  и  общение  партнеров  друг  с  другом. При  этой  игре  не  следует  обращать  особое  внимание  на  соревнование между командами. Не столь важно, как быстро команда преодолела полосу препятствий, важно, насколько хорошо пары развили слаженность действий. Процесс важнее результата.

Упражнение «Чего я избегаю»

Время проведения: 20 минут

Вербальное упражнение, которое побуждает группу к большей открытости и взаимному доверию.

Алгоритм реализации метода.

  1. Каждому участнику дается карандаш, бумага и 5 минут времени, чтобы написать список под общим заголовком: «Чего я избегаю». Это могут быть темы разговоров и чувства, личности и действия, точки зрения и мнения. Надо попытаться сделать это, не упрекая себя ни в чем и не думая о том, что скажет по этому поводу кто-либо. Скажите группе, что все люди чего-нибудь не любят и избегают, это совершенно нормальная ситуация. Это упражнение дает возможность задуматься над тем, насколько мы довольны своей жизнью. Список включает в себя столько пунктов, сколько участник успеет написать за 5 минут.
  2. Все участники разбиваются на пары, и каждый беседует с партнером относительно своего списка. Однако этот разговор вовсе не обязывает участников изменить свое поведение и перестать избегать тех или иных вещей. Но когда мы знаем, чего избегаем, нам становится легче изменить ситуацию. Если человек осознает определенные барьеры, ему становится легче понять, откуда они возникли. Участники общаются в парах в течение 10 минут.
  3. После этого в краткой общей беседе поинтересуйтесь, каким был разговор в парах.

Упражнение «Коридор»

Время проведения: 20 минут

В ходе упражнения один из игроков проверяет, насколько глубоко он может доверять остальным. Используйте это упражнение тогда, когда в группе еще не установилось настоящее доверие. Лучше всего проводить его в начале занятия, когда внимание и физические реакции участников наиболее мобилизованны. В любом случае игрок должен знать, что остальные всегда рядом и поймают его, когда он начнет падать.

Алгоритм реализации метода.

  1. Вся группа встает в два ряда друг напротив друга, на расстоянии руки или чуть больше, образуя своеобразный коридор. Доброволец идет по этому коридору и в какой-то момент начинает падать назад. Остальные участники каждое мгновение должны быть готовы поймать его.
  2. Каждый решает для себя, пойдет ли он с открытыми глазами или закроет их.
  3. Предоставьте возможность пройти между двух рядов каждому участнику группы.
  4. После упражнения обсудите с членами группы их впечатления:
  • Легко ли мне было заставить себя начать падать?
  • Боялся ли я, что окажусь слишком тяжелым?
  • Боялся ли я, что группа будет невнимательной?
  • Как я чувствовал себя в момент падения?
  • Какое чувство я испытал, когда меня поймали?
  • Были ли в ходе выполнения упражнения неожиданности?
  • Возникла ли в группе атмосфера игры?

Замечания: участники, которые боятся и не доверяют своим товарищам, могут несколько раз пробовать выполнить задание. Некоторым участникам доставляет удовольствие ошарашивать группу, они предпочтут падать совершенно неожиданно. Другие же падают очень медленно, так что члены группы успевают подготовиться к этому.

Упражнение «Вопросы ведущему».

Время проведения: 20 минут

Участникам группы предоставляется возможность лучше узнать своего руководителя.

Материалы:

Бумага и карандаши для каждого участника.

Алгоритм реализации метода.

  1. Попросите участников сесть в круг.
  2. Каждый обдумывает про себя вопрос, который он хотел бы задать руководителю группы. Вопрос может касаться любой сферы: частной жизни ведущего, его личности, темперамента, слабостей и т. д. Разумеется, вопросы могут затрагивать и профессиональную сторону жизни психолога, его опыт, образование, успехи и неудачи.
  3. Участники записывают свои вопросы, а затем каждый проводит маленький мысленный эксперимент: закрывает глаза и представляет себе, что подходит к ведущему, задает свой вопрос и выслушивает ответ. Этот воображаемый ответ также записывается.
  4. Объявите группе, что Вы готовы отвечать на вопросы. Пообещайте как можно искреннее ответить на них. С другой стороны, Вы можете оставить за собой право не отвечать на некоторые вопросы. Иногда можно прямо сказать: «На этот вопрос я не хотел бы отвечать».
  5. Участники один за другим задают вопросы, затем кратко подводятся итоги. Члены группы могут сравнить услышанные ответы с тем, что они себе представили.

Варианты: Если в Вашей группе много скептиков, которым трудно доверять другим, Вы можете использовать это недоверие и придать игре новый оборот и особую привлекательность. Вы говорите примерно следующее: «Я отвечу искренне на все вопросы, кроме одного. На него я нарочно отвечу неправду. Попытайтесь почувствовать, какой из моих ответов неискренен».

Упражнение «Каким я тебя вижу».

Время проведения: 45 минут.

Игра способствует возникновению интереса к другим людям.

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению.

Алгоритм реализации метода.

  1. Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый получит возможность лучше узнать кого-нибудь из членов группы и позже должен будет представить его всем остальным.
  2. Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в течение 3 минут. Цель беседы — произвести некоторое впечатление на партнера.
  3. После этого участники снова собираются вместе. Ведущий говорит: «Когда мы встречаем нового человека и обмениваемся с ним хотя бы парой слов, то получаем первое впечатление о его личности. Я предлагаю вам представить группе своего партнера» Но это должно быть сделано необычным образом. Еще раз подумайте о человеке, с которым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь образ, который передавал бы ваше впечатление от этого человека. Представьте своего партнера группе, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно, например, сказать: «Карл напоминает мне плюшевого медведя, поскольку излучает дружелюбие. Во время беседы с Карлом я получил большое удовольствие!»

Замечания:  игра способствует созданию веселой и благодушной атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят участники и как оригинально они обосновывают свои ассоциации.

Упражнение «Автопортрет»

Время проведения: 60 минут

Цель — обратить внимание участников на уникальность каждой личности.

Материалы: бумага, мелки (фломастеры, ручки, карандаши).

Алгоритм реализации метода.

  1. Каждый игрок рисует автопортрет. При этом самые яркие черты лица (длинные ресницы, курносый нос, пухлые губы) намеренно преувеличиваются. При выполнении задания многие участники будут испытывать затруднения. Объясните им, что рисунок не должен обладать фотографической точностью. Создавать живописный шедевр также не требуется. Ведущий может сам принять участие в игре. На выполнение задания отводится 5 минут.
  2. Игроки не должны подсматривать друг за другом. Картины не подписываются. В конце работы листы бумаги складываются вдвое.
  3. Соберите все рисунки в большую коробку. Предложите игрокам не глядя вынуть один лист.
  4. Каждый игрок должен угадать, чей автопортрет он достал.
  5. Все по очереди показывают рисунки и высказывают предположения о том, кто является их автором, делятся личными впечатлениями.

Замечания: обсуждение почти всегда проходит оживленно. Большую симпатию обычно вызывают те «художники», кто изображал себя, не приукрашивая. Картины можно развесить по стенам. Это будет означать, что здесь каждого члена группы принимают во всей его самобытности.

Упражнение «Уникальность каждого»

Время проведения: 45 минут.

Игра способствует созданию доверительных отношений в группе.

Подготовка: игроки рассаживаются по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш.

Алгоритм реализации метода.

  1. Акцентируйте внимание участников на том, что каждый человек неповторим, уникален. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т. д. Совокупность целого ряда факторов и создает неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Приведите несколько примеров:
  • неожиданные факты (я — одна из тройни);
  • интересная работа (я — пресс-секретарь организации «Гринпис»);
  • кулинарные способности (я замечательно готовлю уху);
  • интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине);
  • особые награды (я уже десять раз получал золотую медаль за спортивные достижения);
  • необычные умения (я — чревовещатель);
  • особые интересы (я прекрасно разбираюсь в литературе русского зарубежья);
  1. Попросите участников написать на листе бумаги свои имена и прибавить новую необычную, интересную или просто важную характеристику, которая подчеркивает их индивидуальность. (Впоследствии эта информация может помочь Вам в работе.)
  2. Соберите записи и прочтите их одну за другой. Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока, давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не дают положительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым давая понять, что речь идет о нем.

Игры, которые объединяют

Упражнение «Паутина»

Время проведения: 60 минут

Между деревьями протягивается веревка или леска таким образом, что человеку едва можно под ней пробраться, не задев телом. На нее крепятся колокольчики, которые будут звенеть каждый раз, когда участник заденет леску. Это будет означать необходимость начать свой путь сначала. Упражнение выполняется на время, и команда, преодолевшая паутину за самое короткое время, становится победителем.

Упражнение «Бревнышко»

Все участники команды становятся на одно бревно. Самый последний человек должен, не касаясь земли, оказаться в начале колонны. Подойдет любой способ: пролезть между ног других участников или продвигаться вплотную, обступив своих одноклассников. Тот, кто коснется земли, начинает сначала. Это задание также выполняется на время.

Упражнение «Волна»

Участникам команды нужно сесть на пол и поднять руки вверх. Затем каждому из них по очереди нужно лечь на руки своих одноклассников и таким способом переместиться в конец цепочки. Та команда, которая быстрее справится с этой задачей, получает балл.

Упражнение «Построй башню»

Необходимо образовать несколько команд. Задача каждой будет заключаться в том, чтобы за строго ограниченное время построить башню из подручных/школьных принадлежностей: учебников, тетрадей, пеналов, рюкзаков и т.п.  Побеждает та команда, чья «школьная башня» окажется самой высокой.

Упражнение «Опрос»

Это задание подходит для тех коллективов, которые уже достаточно сплочены. Ребятам нужно провести опрос одноклассников на одну из выбранных тем, после чего результаты обсуждаются всеми. Выбор темы можно также делегировать учащимся.

Упражнение «Коллективный счет»

 Игра направлена на сплочение команды, умение совместно достигать поставленной цели, понимая друг друга без слов, попытка побыть командой в игровой ситуации, ощутить командный дух.

Задача группы – назвать по порядку числа от 1до 20 (или больше, в зависимости от количества участников, не совершив ошибок. При этом должны выполняться 3 условия:

  1. никто не знает, кто начнет счет и кто его продолжит (запрещается договариваться друг с другом);
  2. нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
  3. если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, счет начинается снова с единицы.

Дается несколько попыток (если не получается, то перед последней попыткой можно обсудить, в чем причина неудач: несогласованность действий, раздражение, гнев. Нужно прийти к соглашению на позитиве, без обвинений другого.)

Рекомендации педагогу/тренеру/ведущему

Все представленные в лекции игры построены на совместных действиях и сотрудничестве. Цель педагога — создать такую обстановку, в которой каж­дый мог бы внести свой вклад в работу группы и ощутить себя ее полноправной частью. Игры дают возможность проявлять творческие способности, предлагать свои варианты решения задач и проблем. Следовательно, Вы должны высоко ценить инициативу других, уметь со­относить ее с собственными задачами и действиями.

Профессиональный ведущий терпим по отношению к различным ценно­стям, установкам и проявлениям личности участников. Он оценивает вклад каждого, уважает выражение всех чувств: толерантен к проявлению аг­рессии, враждебности и гнева, как и к выражению любви, нежности и не­уверенности.

Сказанное не означает, что в такой работе не остается места соревнова­нию. Соревнование — это элемент культуры. Оно дает возможность выйти за рамки привычного, найти новые способы решения проблемы, превзойти собственные достижения. Соревнование — не то же самое, что конкуренция. Конкуренция (как гипертрофированная, деструктивная идея соревнования) предполагает наличие победителя и побежденного и ос­тавляет у проигравшего неприятный осадок. Акцентируйте внимание участников на том, что в соревновании мы по большей части сражаемся с самими собой, расстаемся со своими удобными привычками, проверяем предубеждения и принимаем вызовы. Если члены группы будут вос­принимать идею соревнования таким образом, они вряд ли станут рассматривать друг друга как конкурентов.

Своим примером покажите членам группы, как Вы представляете сотруд­ничество. Работая вместе с другими, мы чувствуем себя увереннее. Чем активнее и шире сотрудничество, тем больше повышается вероятность того, что другие последуют нашему примеру, будут охотнее работать и общаться с нами. В этом случае мы постоянно чувствуем собственную полезность и ценность, понимаем, что зависим только от себя. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рас­считывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же приветливый отклик.

Попробуйте пробудить любопытство участников и примите во внимание их цели и пожелания. Не пытайтесь плыть против течения. Руководствуй­тесь интересами пришедших к Вам детей и не выбирайте нежелательное для большинства членов группы направление работы. Групповой процесс часто развивается неожиданным образом, и опытный психолог привет­ствует сюрпризы, поскольку они дают ему возможность проверить соб­ственную креативность. Постоянно демонстрируйте готовность двигаться вместе с группой. Как ведущий, Вы зависите от позитивного настроя участников. Легче всего добиться готовности группы к сотрудничеству тог­да, когда у ее членов создастся впечатление, что Вы можете и руководить, и быть ведомым.

Каждый руководитель группы хочет, чтобы участники интенсивно учи­лись и продуктивно работали. Однако не следует поддаваться искуше­нию искусственно ускорять процесс изменения (провоцировать участни­ков, оказывать на них давление). Опытный ведущий с самого начала способен создать благоприятную учебную атмосферу, чтобы члены груп­пы могли экспериментировать и использовать новые формы поведения. Можно считать, что Вы достигли желаемого, если участники осознали, что они могут выйти за рамки собственного, годами формировавшегося по­ведения. В таком случае разумно поразмышлять над тем, как применять открывшиеся новые возможности в повседневной жизни. В Ваших силах вызвать и поддерживать у участников стремление учиться. Оставьте в сто­роне традиционную модель авторитарного управления группой. Обрати­те внимание на следующие аспекты:

  • руководитель группы не решает все проблемы, не дает ответа на все вопросы, в первую очередь сами участники учатся друг у друга;
  • выбранные игры всегда содержат известную долю сюрпризов, и это доставляет особое удовольствие.

В традиционных моделях обучения руководитель группы рассматрива­ется как источник истинного знания. Он дает, а участники принимают. Попробуйте использовать другой стиль руководства, который позволит группе реализовать ее потенциал, и помогайте только тогда, когда это уместно. Позаботьтесь о том, чтобы члены группы вновь и вновь сталки­вались с ситуацией, в которой требуется идти на риск и использовать соб­ственные творческие возможности. Попытайтесь найти общий ритм с группой. Тогда работа и игра доставят всем огромное удовольствие.

Перед руководителем группы стоят серьезные задачи: он помогает чле­нам группы учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возмож­ности, вырабатывать навыки и т. д. Возможно усовершенствовать свой стиль работы, если приложить усилия к тому, чтобы занятия группы дос­тавляли бы еще и удовольствие.

Мудрый руководитель постоянно заботится об «окнах», паузах в учебном процессе. Игра — это хорошая возможность для восстановления сил и улучшения настроения.

13.11.2019