Экология… - это слово, часто звучит в устах человека. И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Последние десятилетия принесли перемены, которые привели к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Экологическое образование в России имеет длительную историю.
Самым первым из известных нам трудов, откуда взрослые и дети России могли почерпнуть знания о природе, был рукописный сборник рассказов «Физиолог». Этот труд был составлен на греческом языке во II–III вв. на основе античных писаний. В славянском переводе он попал в Россию в XII–XIII вв. и пользовался большим авторитетом удивительно, по современным меркам, долго – до конца XVIII в. «Физиолог» повествовал о свойствах реальных и фантастических животных, птиц, деревьев, минералов и толковал эти свойства в символико-аллегорическом духе.
В XV в. в Россию приходит и используется в качестве учебника ортодоксальное сочинение монаха Василия Великого (329–379 гг.) «Шестоднев». В нем излагался библейский рассказ о сотворении мира, но при этом давались некоторые натуралистические пояснения о разнообразии животных, растений, целесообразности их свойств. Помня основное назначение «Шестоднева» – обращать все в назидание церкви, автор часто приводит примеры и аналогии из жизни животных в связи с явлениями общественной и семейной жизни христиан (двойственная природа кентавра символизирует людское лицемерие, а забота аиста о птенцах – любовь родителей к детям). В XV в. в России имел хождение и другой труд византийского происхождения – «Толковая Палея», составленный из различных церковных сочинений и творений античных писателей – Аристотеля, Плиния и других. Авторы «Толковой Палеи» при изложении ветхозаветной истории приводят много сведений по естествознанию: о Солнце, Луне, звездах, о различных животных и растениях.
В XVI в. в Россию попала книга «Луцидариус», написанная в XII в. и переведенная на славянский язык в XVI в. В ней в виде диалога между учителем и учеником представлено много материалов натуралистического характера. В том числе о дне и ночи, о разных странах, зверях, живущих в их пределах, о воде и воздухе.
Наряду с этими трудами в России, особенно в XVI–XVII вв., как учебники и книги для чтения имели хождение «Азбуковники» и «Алфавиты». В них по алфавиту излагались сведения «обо всем», в том числе и по естествознанию, географии. Однако новых или более научных сведений в них нет, так как составители списывали их с «Физиолога» и «Толковой Палеи». Все эти книги были широко распространены в России до XVIII в.
До XVIII в. в России натуралистическое просвещение было более нравоучительным, чем научным. Представления о природе черпались преимущественно из литературы церковного содержания, сведений, изложенных монахами по разным переводам. Переводы и многократные переписывания от руки часто приводили к полной потере смысла, заложенного в первоисточнике.
Принципиально ситуация изменилась, когда Петр Первый впервые на Руси ввел светское образование. В его содержание включались и естественные науки. В это время появился труд «Зерцало естествозрительное», изданное в Москве в 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Изложенный на 218 листах труд представлял собой курс «естественной философии» для учащихся высших ступеней школы. В нем говорилось о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Правда, и здесь знания о природе были перемешаны с вымыслами и суеверными фантазиями, так как опирались на древние источники.
Важной предпосылкой становления экологического образования в России стал сбор множества фактов экологического содержания натуралистами России XVIII века И. Г. Гмелиным, Г. В. Стеллером, С. П. Крашенниковым, И. И. Лепехиным, П. С. Палласом, В.Ф. Зуевым и др.
К концу XVIII века своими исследованиями и путешествиями они открыли для науки животный и растительный мир России, описали почвы, рельеф, климат, богатство недр нашей страны, что, естественно, сказалось на содержании школьного образования.
В 50-х годах XIX века знания из области экологии успешно проникали в учебные заведения России, прежде всего в высшие, а затем в средние и начальные учебные заведения. Сторонники изучения экологии – это А. Н. Бекетов, В.И. Вернадский, Д. Н. Кайгородов, А. О. Ковалевский, Г.Ф. Морозов, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, В. Н. Сукачев. Внедрение идей биологического направления в школьное естествознание было началом осуществления экологического образования в учебных учреждениях России. Так, сторонниками биологического направления на начальном уровне разрабатывался научный аспект экологического образования, который заключается в развитии познавательного отношения к окружающей среде.
В середине XIX в. большое влияние на развитие экологического направления в науке и школьном образовании России оказал К.Ф. Рулье. В его трудах фактически сформулирована экологическая область в зоологии. Преподавая в Московском университете зоологию, Рулье, наряду с чтением морфологи и физиологии животных с 1845 г. излагал слушателям курс экологии. В 1850 г. первая часть этого курса вышла в свет под названием «Зообиология». Вначале автор назвал свой труд «Зооэтика» – от греческого слова «этос», что значит «привычка, обычное местопребывание, жилище». Интересно, что современное название «экология», данное Э. Геккелем, опирается на другое греческое слово – «оэкос», т.е. «жилище, дом, местопребывание». Но и Рулье в 1845 г., и Геккель в 1866 г. использовали для обозначения новой науки именно слова «дом», «жилище», «местопребывание».
Положения экологии в середине XIX в. были наиболее передовыми в естествознании, так как отражали идеи изменяемости организмов, их зависимости от условий среды, представления о происхождении и расселении видов, о причинности данных явлений. Эти положения развивали взгляд об эволюции органического мира и рассматривали вопрос о целесообразности природных явлений. Под влиянием этих идей формировались взгляды передовых педагогов-естественников: Д.С. Михайлова, А.Я. Герда, К.К. Сент-Илера, А.Т. Ободовского, Н.И. Раевского и других. Их трудами экологический материал вновь стал активно проникать в школу.
Изданный в 1865 г. учебник Н.И. Раевского «Приготовительный курс ботаники» был интересен тем, что отражал экологическое направление в преподавании естествознания. Автор уделял большое внимание рассмотрению вопросов взаимосвязи организмов и среды обитания.
Значительное развитие идеи экологического образования получили под влиянием научных взглядов известного методиста-биолога А.Я. Герда (1841— 1888), считавшего, что учебное содержание естествознания должно соответствовать современному научному уровню и способствовать воспитанию у учащихся научного мировоззрения; причем оно не должно быть навязано ученикам, а вытекать как вывод из всего курса. На первое место ученый ставил методы преподавания, воспитывающие самостоятельность мышления, познавательный интерес, наблюдательность.
Важным было то, что А.Я. Герд предлагал изучать организмы в связи с их приспособленностью к среде обитания: «животное не просто описывать, а рассматривать в связи со всей его обстановкой». Он был уверен, что преподавание естествознания должно начинаться в лесу, в поле, настаивал на введении в учебно-воспитательный процесс экскурсий в природу.
Наиболее ярким примером использования экологического материала в учебной литературе в XIX в. был учебник ботаники, написанный В.И. Далем в 1849 г. для средних военно-учебных кадетских заведений. Автор включил в него много конкретного экологического материала, отразив фактически впервые в отечественной школе, целую систему научных знаний – от экологии отдельных организмов до фитоценологии и охраны природы. К сожалению, несмотря на большие достоинства, учебник ботаники Даля не оказал значительного влияния на практику обучения, так как был написан лишь для кадетских корпусов и издавался только два раза.
После появления в 1859 г. труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» экологический материал в школьном естествознании начал уступать место материалу эволюционному. Со второй половины XIX в. экологические сведения использовались лишь как фактическая основа для доказательства идей эволюции органического мира.
Лишь в начале XX в. трудами В.В. Половцова – профессора Петербургского университета и преподавателя Женского педагогического института – экологический материал вновь стал приобретать самостоятельную ценность в школьном естественно-научном образовании. В.В. Половцов – автор первой в нашей стране общей методики естествознания – был одним из наиболее крупных методистов своего времени. В истории методики он известен как активный пропагандист экологического направления в образовании. Все его естественно-педагогические труды, особенно книга «Основы общей методики естествознания», служат педагогическому обоснованию включения элементов экологии в общее образование и примером широкого использования этих элементов в практике обучения. Направление, пропагандируемое Половцовым, оживило научно-педагогическую и просветительскую работу в России. Оно отразилось на всех школьных учебниках, что развивало у учеников экологический взгляд на природу. Много ценного в вопросах преподавания экологии в школе и практики подготовки учителей-естественников содержали труды ученых и учителей И.И. Полянского, Г.Н. Боча, Л.Н. Никонова, В.А. Комарова, В.Н. Сукачева, Б.Е. Райкова, Ю.А. Филиппченко, В.А. Герда, К.П. Ягодовского, Л.С. Севрука и других.
В XX в., экология как наука достигла очень высокого уровня развития. Более того, «экологизировалась» вся современная наука, что отразилось и на содержании школьного образования, в преподавании не только биологии, но и физики, химии, географии.
В 80-х гг. теория и практика экологического образования обогатились концепцией о его непрерывности (дошкольное–школьное–вузовское–послевузовское). Дошколята играют в экологические игры, школьники проводят экологическую экспертизу в своих городах, старшеклассники готовятся к поступлению в экологические вузы, количество которых неуклонно растет.
Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы XX века на Международной конференции по окружающей среде. В Стокгольме в 1972 г. впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождают научно-технический прогресс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.
В 1977 г. в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП была проведена Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, которая занималась разработкой общей концепции и методологической основы этого образования. Конференция призвала государства и правительства неотложно заняться просвещением людей — создавать для всех категорий населения образовательные программы, в которых были бы представлены проблемы окружающей среды, подготовкой специалистов и преподавателей по данному направлению; оказывать содействие в проведении исследований и развитии теории образования в этой области.
Конференция дала толчок к проведению семинаров в различных регионах планеты. СССР включился в работу: в 1979 г. в Минске состоялась Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды. Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды (с этого момента оно стало называться природоохранным): дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их к участию в защите и улучшении природной среды, к рациональному использованию природных ресурсов. Подчеркивалось: образование в области окружающей среды направлено на то, чтобы сформировать у людей осознание их высокой ответственности за состояние природных богатств, пробудить инициативы в решении задач охраны природы.
С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались наука и практика: велись интенсивные исследования в области экологического образования на кафедрах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического образования школьников, специально созданной в Академии педагогических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, искали новые формы природоохранной деятельности со школьниками, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природоохранного воспитания в детском саду.
Была объявлена необходимость нового экологического образования, центром которого должна стать забота о нашей планете Земля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.