Цели и содержание экологического образования и воспитания в современной школе
Оценка 4.8

Цели и содержание экологического образования и воспитания в современной школе

Оценка 4.8
Статья
12.06.2020

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – базовый документ, необходимый для разработки программ воспитания и социализации. Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение: национального воспитательного идеала; целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания; базовых национальных ценностей; основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Экологическое образование и воспитание – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной и старшей школе в соответствии с ФГОС.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, авторами которой являются Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., в сфере личностного развития воспитание обучающих предусматривается «принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций».

В начальной школе предусматривается духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, в части принятия ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; освоившей основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В основной школе должны решаться вопросы формирования экологической культуры. Программа воспитания и социализации должна обеспечить, в частности, осознание учащимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять. В основной и старшей школе идет формирование готовности учащихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического просвещения. Происходит осознание учащимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека – к себе, к знанию, к другому человеку, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. 

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Экологическое воспитание имеет две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, которое формируется годами на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности.

Экологическая составляющая базовых учебных предметов

Совершенствование базового школьного образования – первый приоритет в образовании для устойчивого развития. Экологическое образование предполагает реализацию междисциплинарного подхода. Сегодня ни один школьный предмет не может обеспечить решения всех задач, связанных с экологическим образованием. В соответствии с ФГОС ООО экологическое образование в основной школе обеспечивается за счёт экологической составляющей базовых учебных предметов естественнонаучной области. Выдвинутые ФГОС ООО основные требования к результатам экологической подготовки учащихся подразумевают необходимость «формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Задачи инвариантного экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности.

Обучение включает формирование знаний о системной организации природы, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.

Воспитание потребностей, мотивов, побуждений поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие

  • интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
  • эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
  • волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем;
  • стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Экологическая составляющая базовых учебных предметов предусматривает распределение по программам базовых учебных предметов ключевых задач экологического образования.

Рассмотрим экологическую составляющую базовых учебных предметов.

Экологическое образование школьников в основной школе согласно ФГОС ООО реализуется благодаря изучению ряда предметов.

Биология, должна обеспечить:

  • формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, представлять влияние факторов риска на здоровье человека;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

На уроках географии предусматривается формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Естественнонаучные предметы предусматривают воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде; осознание значимости устойчивого развития.

На уроках физики формируются представления о рациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствие несовершенных технологий.

На уроках химии формируются представления о значении химической науки в решении современных экологических проблем.

На уроках изобразительного искусства и музыки предусматривает развитие у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

На уроках технологии идет формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности предполагают понимание школьниками ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни, а также овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Базовые учебные предметы составляют инвариантный компонент образования. Инвариантный компонент обеспечивает экологическое воспитание и образование через систему скоординированных учебных программ. К таким программам можно отнести программу развития универсальных учебных действий, комплексную программу воспитания и социализации личности, интегрированные программы межпредметных модулей.

Примерами интегрированных программ с экологическим содержанием в 1-5 классах может быть «Экология учебной деятельности». Этот курс преемственно сочетается с предметами «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Чтение».

В 6–9 классах – на базе предмета «География» – учебный предмет с новыми содержательными линиями «Геоэкология»;

В 7–9 классах – на базе предмета литературы, иностранного языка такой содержательной линией может стать «Экологическая этика».

В 9 классе на базе предмета «Биология» – «Сохраним биологическое разнообразие на Земле».

Интегрированные программы осуществляются через разнообразные интегрированные учебные занятия.

Именно интегрированные учебные занятия выполняют следующие функции:

  • позволяют обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин школе;
  • способствует выполнению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, участвующим в интеграции;
  • выступают связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
  • создают условия для сохранности психического здоровья школьников за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;
  • стимулируют развитие навыков продуктивного общения, приобретения опыта, расширяющего социальное пространство личности.

Многие педагоги принимают значительные усилия в поисках методов обучения, повышающих эффективность учебной деятельности, позволяющей за один и тот же отрезок времени усваивать более значительные объемы учебного материала. Для этой цели ими разрабатывается модули в уроки физики, химии, биологии, информатики, позволяющие улучшить результаты экологического образования.

На старшей ступени школы среди учебных предметов могут быть введены специализированные эколого-ориентированные курсы, например, «Медицинская экология», «Транспорт и окружающая среда», «Агроэкология». Несомненно, что на этой ступени должна быть представлена новая область современного знания «Основы устойчивого развития», «Глобальная экология».

Вариативный компонент экологического образования

Вариативный компонент является обязательной составной частью экологического образования основной образовательной программы образовательного учреждения. Он представлен формой учебной деятельности учащихся, реализующей системный подход экологического образования урочного компонента, но в иных условиях, на другом учебном материале, в разнообразных учебно-проектных и практических ситуациях экологической направленности. Вариативный компонент предусматривается развитие всех представленных в программах основного общего образования видов деятельности учащихся и строится преемственно по ступеням обучения.

Учитывая большое значение экологической подготовки школьников, образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана могут вводить отдельные предметы или элективные курсы экологической направленности.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав вариативной части учебного плана основной и старшей ступени школы, которые, позволяют школьникам развить интерес к экологии. В тоже время элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание основных учебных базовых предметов, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников.

Элективные курсы экологической направленности могут касаться любой тематики, как лежащей в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее. Элективные курсы в современной школе - это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения, через вариативную часть учебного плана.

Выделяют три типа элективных курсов. Первые из них могут дополнять содержание базисного учебного предмета. Вторые могут развивать содержание одного из базисных учебных предметов, изучение которого может осуществляться на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку. Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников, выходящих за рамки учебных планов.

Элективные курсы – это подготовка к профильному экологическому обучению. Учитель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные экологические темы, подбирает интересные материалы, учит и организует исследовательскую деятельность обучающихся. Цель элективных экологических курсов – раскрыть потенциал каждого учащегося, помочь ему определиться с выбором будущей профессии. Ученики углубленно изучают интересующий их предмет или область деятельности.

Вариативный компонент в образовательном процессе может быть представлен экологическими учебными модулями, практикумами, проектами.

Это позволяет, не дублируя содержания базовых учебных предметов, расширить экологическое образование учащихся. При этом реализовать модель экологического образования мировоззренческой направленности на основе регионального содержания, с учетом уникального этнокультурного опыта местных народов, истории, экономики, традиций территории. Это согласуется с интересами государства по воспитанию у подрастающего поколения общенациональных ценностей, укоренению в культуре народов России и соответствует рекомендациям Программы духовно-нравственного развития. Институт содержания и методов обучения РАО считает, экологический компонент может быть более эффективным, если он реализуется через образовательные области. Пример этого - вариант кооперации вопросов экологии, здоровья и безопасности жизни в одной образовательной области «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» с 1 по 11 класс. Предлагаемая образовательная область по своей сущности имеет интегрированный характер, опирается на принципы ФГОС. Ее планируемые результаты комплексно отражают главные результаты общего образования – обучение, воспитание и развитие личности школьника. Образовательная область «Экология. Здоровье. Безопасность жизни» имеет социально-проблемный, практико-ориентированный характер. Она охватывает широкий комплекс общекультурных и общеобразовательных проблем, не сводимых ни к одной из действующих в школе предметных областей знания. В то же время эта образовательная область в своем содержании опирается на традиционные предметные знания, используя их для объяснения жизненно важных экологических ситуаций с целью формирования у подрастающих поколений социально значимых гуманистических ценностей и ориентиров. Предлагаемая образовательная область – это внутренне скоординированная и целенаправленная система учебных модулей, интегрированных уроков, элективных курсов, интегрированных предметов вариативного компонента, факультативов, школьных экологических проектов, классных часов, летних экологических практикумов, интегрированных программ общего и дополнительного детского образования, экологического просвещения родителей с проблемной социально-экологической направленностью.

Ступени школьного экологического образования и общие требования к уровню подготовки учащихся.

Общие требования к уровню экологического образования школьников изложены в методических рекомендациях по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения, авторами которых являются Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю.

Рассмотрим требования согласно этому документу на каждой ступени образования.

1-4 классы.

Ключевые задачи экологического образования связаны с усвоением учащимися социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде. Учащиеся усваивают социальные нормы экологически безопасного поведения, они мотивируются на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды.

Ведущими источниками отбора содержания являются экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания. В начальной школе формируется коллективный опыт совместного применения учащимися универсальных учебных действий для практических действий по организации экологически безопасных условий учебы и быта. Учащиеся на первой ступени образования учатся осуществлять рефлексию предметных результатов своих действий для окружающей среды и здоровья человека.

На первой ступени экологического образования формируются ценности, связанные с понятиями Родина, природа, усваиваются нормы экологической культуры, многонациональный опыт экологической культуры в России. В ходе учебного процесса идет экологическое воспитание личности. Основное педагогическое средство на данном этапе, используемое педагогом - это развивающие ситуации игрового и учебного типов.

5-9 классы.

Задачи связаны с формированием основ экологической грамотности учащихся, становлением экологической познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, и на этой основе идет формирование экологического стиля мышления. У учащихся на данной ступени образования развивается рефлексия внутреннего плана своей деятельности, а также навык применения универсальных учебных действий, предметных знании и умений в решении разных экологических проблем.

В этом возрасте накапливается опыт исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни, формируются ценностные ориентации на устойчивое развитие.

Ведущие источники отбора содержания – экологическая наука, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Формируется рефлексивно-оценочный опыт решения психологических противоречий при принятии решения. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, личностно- и социально значимого проектирования, учебного и социального позиционирования, профильной, трудовой и профессиональной ориентации, деятельностных проб трудовой направленности. Формируемые ценности: гражданская, этнокультурная и общероссийская идентичность; экологическая этика; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; эколого-культурные духовные и культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство: развивающие ситуации учебно-проектного типа.

10-11 классы.

Ключевые требования связаны с расширением опыта творческой и познавательной модели, рефлексивно-оценочных действий в ситуациях профессионального самоопределения. Источниками отбора экологического содержания являются научные закономерности, теории, модели экологических связей в системе «человек – общество – природа». Формируется опыт социализации учащегося в качестве субъекта проектирования своего жизненного пути, профессионального самоопределения с учетом проблем экологии, здоровья, безопасности жизни.

Система экологического обучения и воспитания рассматривается как часть системы школьного образования, поэтому общие требования к уровню экологического образования школьников основываются на общих педагогических принципах.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения обеспечивает взаимодействие между овладением знаниями, способами деятельности и формированием ценностных отношений к природе, обществу, личности. В экологической подготовке из данного принципа вытекают требования создания предпосылок для адаптации учащихся в быстро меняющихся условиях окружающей среды.

Принцип природосообразности, который впервые сформулировал Ян Коменский в своем главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Этот принцип выражает требование строить образование с учетом законов развития и взаимодействия природной и социальной сред. Законы и закономерности развития природы требуют отражения в содержании образования. В этом смысле требования к экологическому обучению и воспитанию школьников зависят от социального заказа общества.

Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный экологический материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. 

Одновременно, необходимо предусмотреть доведение теоретических положений до стадии действий. Это требование подходит к экологическому обучению и воспитанию, одним из конечных результатов которого выступает формирование у учащихся активной жизненной позиции, готовности действовать.

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но и взаимосвязи. Экологическое обучение и воспитание является неотъемлемым компонентом образования, способствующим формированию у учащихся целостной естественнонаучной картины мира.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. На основании этого принципа строятся требования к учащимся глубоко и самостоятельно формировать осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности. Целенаправленная активность, стимулирует формирование сознательного отношения к экологическому образованию.

Принципы доступности и учета возрастных и психологических особенностей регулирует соотношение понятности с познавательными трудностями и определяет меру трудности, целесообразной в обучении. Соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся приобретает особое значение при осуществлении экологической подготовки в значительной степени из-за его абстрактного характера.

Принцип положительной мотивации предполагает создание благоприятной образовательной среды и формирует у учащихся оптимистическое видение, перспектив развития, путей решения проблем взаимоотношения общества и природы.

Главные педагогические принципы позволяют определить цели и требования к экологическому образованию и воспитанию школьников. Отсюда вытекают требования к экологическому образованию.

Знаниевый компонент содержания экологического обучения и воспитания должен быть представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.

Деятельностный компонент содержания экологической подготовки представлен видами деятельности (учебной, исследовательской, творческой). Усвоенные субъектом и ставшие его навыками способы деятельности, обусловливают его готовность к реальному участию в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

Эмоционально-ценностный компонент содержания экологического обучения и воспитания регулирует избирательное отношение к объектам и способам деятельности, определяет соответствие деятельности и объектов потребностям, оценивает степень удовлетворения потребностей, создает мотивы деятельности.

Внеклассная работа как одна из форм экологического воспитания в школе

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. Эффективная внеклассная и внешкольная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды, своей страны и всей Земли в целом.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Поэтому необходимо использовать разнообразные организационные формы, методы и средства, способствующие эффективности экологического образования и воспитания школьников: проблемный и частично-поисковый методы; дидактические, деловые, сюжетно-ролевые игры; решение задач экологического содержания; творческие задания; включение в деятельность экологического содержания; наглядность.

Разнообразные сочетания коллективной, групповой, парной и индивидуальной форм деятельности учащихся способствует эффективности формирования экологической грамотности старших школьников. В систему внеурочной работы, направленную на развитие экологических знаний, входят экологические олимпиады различного уровня.

Для того, чтобы принимать участие в олимпиадах, нужно обладать определенным уровнем знаний и постоянно тренироваться. Подготовка должна быть на высоком уровне. Терпение и целеустремленность учащихся имеют важное значение, так как развиваются те качества, которые обязательно понадобятся ему во взрослой жизни. Основным стимулом к участию в олимпиадах для школьника является мотивация. Это возможность улучшить и показать знания и эрудицию по решаемой проблеме, проявить свои организаторские способности. Олимпиада по экологии как правило, включает школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. Школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходят в один тур – теоретический. Школьный этап олимпиады проводится по разработанным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей экологической направленности для учащихся 5–11 классов. При составлении заданий школьного и муниципального этапов олимпиады происходит ориентация не только на содержание учебных предметов, включающих экологическую проблематику, но и на специфику региона, где проживают учащиеся. Сюда можно отнести:

  • биологическое и ландшафтное разнообразие;
  • наличие особо охраняемых природных территорий различного вида и отрасли промышленного, сельскохозяйственного, рекреационного, традиционного природопользования.

 Межпредметные экологические конференции рассчитаны на наиболее любознательную и подготовленную по естественнонаучным дисциплинам часть учащихся, способных на самостоятельный поиск и естественнонаучные обобщения.

В последнее время экологическое образование в школе приобрело интерактивный характер мероприятий. К таким мероприятиям относятся творческие конкурсы, викторины, олимпиады, ток-шоу по типу популярных телевизионных передач, спектакли на экологическую тематику. Особую значимость приобретает работа на экологической тропе. Учащиеся старших классов могут принимать активное участие в ее устройстве или преобразовании. По силам подросткам устроить метеоплощадку или лабораторию на открытом воздухе.

Экологическая экспериментально-опытная работа старшеклассников становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Старшеклассники могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах. Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляя результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Представить свою деятельность в сфере экологии они могут на специализированных сайтах, в журналах; на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении. 

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по экологии занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц», «День Земли», «День окружающей среды» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

Экологическое воспитание во внеурочное время подразумевает и ведение экологических кружков. Именно кружковая работа позволяет использовать разные методы воспитания, привлекает детей разнообразием форм, увлекательностью. Кружковая деятельность строится по трем основным направлениям: пропаганда экологических знаний, борьба за чистоту окружающей среды, исследовательская деятельность.

Пропаганду экологических знаний обеспечивают театрализованные представления, конкурсы рисунков, плакатов, газет, экологических фильмов и выступления перед разнообразной аудиторией. Пропаганда экологических знаний — это одно из самых важных и доступных для ребят направлений. Именно так они изучают сами и знакомят других с проблемами состояния окружающей среды, как для своего населенного пункта, так и мира в целом.

Вторым направлением кружковой деятельности, может являться борьба за чистоту окружающей среды. В этом направлении осуществляется уже практическая деятельность. Учащиеся становятся участниками разных экологических акций таких как: «Чистым рекам — чистые берега», «Марш парков», «Посади дерево». Исследовательский характер деятельности школьников на занятиях кружка способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.

Одной из форм внеклассной работы является сотрудничество с экологическими организациями. Работая со школьниками в области экологического образования нужно обязательно сотрудничать со многими специалистами и организациями. Рассмотрим некоторые из них.

Гринпис - это международная общественная природоохранная организация, основанная в канадском городе Ванкувер 15 сентября 1971 года. Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.

Гринпис реализует целый ряд проектов, в которых могут принимать учащиеся практически всех школ. Например: проект Экодом или экологически безопасный дом. Проект «Экодома» открыт для всех желающих внести свой вклад в дело спасения природы. Помочь может каждый, а начать можно с малого. Установить у себя дома энергосберегающие лампы, утеплить окна в квартире, выбирать безопасную бытовую химию, собирать бытовые отходы раздельно. Нужно учить детей вносить свою лепту в общее дело защиты окружающей среды.

МТС - ЭКО.

МТС ежегодно приглашает все школы стать участниками проекта «Мобильные технологии для экологии» и провести Всероссийский Эко-Урок.

Этот необычный и полезный проект организуется в рамках программы «Зеленые школы» Всероссийского движения ЭКА при поддержке и непосредственном участии компании МТС. Эко-Урок «Мобильные технологии для экологии» приурочен к Международному дню Земли 22 апреля. Его проводят ежегодно тысячи прогрессивных и любящих природу своей Родины учителя в апреле во время Весенней Недели Добра.

Всероссийское общество охраны природы принимает активное участие в реализации программ: “Непрерывное экологическое просвещение и воспитание населения”, “Малые реки”, “Родники”, “Отходы”, “Природное наследие”.

В рамках программы по экологическому воспитанию проводятся смотры-конкурсы школьных учреждений по экологическому воспитанию и изданы сборники по этим направлениям деятельности. Участие в мероприятиях этого общества дает богатый опыт экологического образования и воспитания школьников.

Всемирный фонд дикой природы был создан в 1961 году и объединял несколько человек. Сегодня Всемирный фонд дикой природы - крупнейшая в мире неправительственная международная природоохранная организация. Всемирный фонд дикой природы России осуществляет следующие виды деятельности:

  • оказывает методическую поддержку учителям, работающих в сфере экологического образования школьников,
  • обеспечивает поддержку создания учебных курсов и учебных пособий;
  • проводит тренинги для преподавателей;
  • создает экологические центры для учащихся, методические объединения педагогов;
  • предоставляет программы малых грантов в области экологической деятельности учащихся.

Участие школьников в мероприятиях этого фонда- это еще одна возможность внеклассной экологической деятельности.

В заключение следует сказать, что сущность экологического образования и воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического образования и воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.

Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Список литературы:

  1. Ахатова Т. И. Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Казань: Бук, 2014.
  2. Ахатова Т.И., Казакова Н.М. Инновационные педагогические технологии: материалы международной конференции. Казань: Бук, 2014.
  3. Васильев С.В.. Экологизация географии или географизация экологии? География в школе. – 2000г.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  5. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М. Образование и экология, 2011г.
  6. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009
  7. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. Экологическое образование . 2010
  8. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках . Молодой ученый. 2014.
  9. Плешаков А. А. Преподавание природоведения в началь­ной школе. - М.: Новая школа, 1994.
  10. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007
  11. Марфенин Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы .Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006.
  12. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование 2010
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.