Технология ТРИЗ
Оценка 4.6

Технология ТРИЗ

Оценка 4.6
Статья
30.07.2020
Технология ТРИЗ

ТРИЗ отличает высокий уровень инструментальности, что позволяет педагогу применять отдельные приемы обучения для достижения конкретного результата уже на одном уроке. Поэтому урок, проведенный с использованием данной технологии обладает большим развивающим потенциалом. Для оптимизации труда учителя при подготовке к уроку в школе был разработан конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ (О.Б. Даутова, Е.Ю. Игнатьева, Н.Б. Баранова, Н.И. Желудкова, М.Э. Елякова,)

Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ — дидактическое средство, предназначенное для проектирования урока методом «сборки» из отдельных «стандартных деталей» (методов/приемов ТРИЗ), которые выбирает учитель в соответствии с целями каждого этапа в виде планируемых метапредметных и личностных образовательных результатов.

Учебно-методический комплекс (УМК) «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ» предназначен:

  • для реализации модели урока по ФГОС, поскольку:

— реализуется системно-деятельностный подход к построению урока;

— используются приемы и методы ТРИЗ, направленные на обучение и развитие школьника;

— содержание обучения рассматривается шире, чем только учебный материал, — представлены такие элементы, как опыт творческой деятельности, развитие творческого воображения, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;

— преобладает взаимодействие в форме учебного сотрудничества; функционально используется условно-изобразительная наглядность, знаково-символьные средства;

  • для повышения познавательной мотивации учеников за счет интеллектуального, эмоционального, личностного вовлечения, создания ситуаций заинтересованности, увлеченности, развития творческого мышления и воображения;
  • для повышения эффективности деятельности учителя при проектировании учебного процесса в целостном его понимании;
  • для развития творческой инициативы учителя;
  • для уменьшения рутинной работы в деятельности учителя.

Внедрение УМК «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ» будет полезно:

для учителей: дает новый инструментарий для достижения образовательных результатов, позволяющий экономить время за счет уменьшения рутинной работы и повышающий творческий потенциал учителя;

для учеников: делает уроки интересными, наглядными, современными, которые учат мыслить, добывать знания;

для администрации школы: повышает эффективность обучения.

Модель УМК «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ» представляет собой обобщенную систему из шести (по этапам урока) вложенных друг в друга элементов, следующих в определенной последовательности по этапам. Рассмотрим структуру модели «Конструктор урока по ФГОС на основе ТРИЗ».

Этапы урока
  1. Организационный этап

Общая характеристика организационного этапа

Действие педагога

Действие ученика

Организация начала урока

Организация внимания

Установление дисциплины

Возникновение познавательного интереса

Формируемые УУД

Регулятивные — волевая саморегуляция.

Личностные — смыслообразование: «Я должен посмотреть…»

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на организационном этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Нестандартный вход в урок»

Сообщить учащимся противоречивые факты, которые можно объяснить, только получив новые знания

«Ассоциативный ряд»

К названию новой темы и понятию подбираются слова, которые ассоциируются у учащихся с этим словом. В конце урока анализируются

«Фантастическая добавка»

Перенос учебной ситуации в необычные

условия или среду

«Муха»

Дать возможность учащимся выбрать тему

урока, составив «путь» движения мухи и

используя слова: вверх, вниз, вправо, влево

«Анаграмма»

Зашифровать название темы, перепутав

буквы в названии

  1. Мотивационно-целевой этап

Общая характеристика мотивационно-целевого этапа

Действие педагога

Действие ученика

Создание образовательной ситуации обучения, постановка учебных задач

Принятие предлагаемой учителем ситуации обучения

Использование внешних стимулов, побуждающих учащихся к решению учебных задач

Собственное формулирование учебной

цели. Поиск внутренних мотивов смысла

решения учебных задач в изучении учебного предмета ≪здесь и сейчас≫

Формируемые УУД

Регулятивные — целеполагание — постановка учебной задачи на основе известного.

Личностные — смыслообразование: «Я знаю, зачем это надо здесь и сейчас».

Коммуникативные — определение цели, функции учеников, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске смысла решения учебной задачи

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на мотивационно-целевом этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Да — нет»

Учитель загадывает нечто. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только «да» или «нет»

«Шаг за шагом»

Используется для активизации полученных раньше знаний. Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление и т. д. из изученного материала

  1. Проектировочный этап

Общая характеристика проектировочного этапа

Действие педагога

Действие ученика

Организация учебного проектирования

Ученик сам планирует свою деятельность.

Определение характеристик будущего решения учебной задачи

Формируемые УУД

Регулятивные — целеполагание — постановка учебной задачи на основе известного, планирование — определение последовательных промежуточных целей с учетом конечного результата и его временных характеристик.

Личностные — выбор образовательного маршрута.

Познавательные — поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на проектировочном этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Системный оператор»

Девятиэкранная схема — прием ТРИЗ, помогающий увидеть связи изучаемого объекта в нем самом и с внешней средой

«Морфологический ящик»

Создание информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических и математических понятий

«Метод мозгового штурма»

Учащиеся в ходе обсуждения высказывают как можно большее количество вариантов решения, в том числе и фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике

«Бином фантазии»

Способ создания нового образа и предмета путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств

«Метод фокальных объектов»

Метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других объектов, выбранных случайно

  1. Операционально-деятельностный этап

Общая характеристика операционно-деятельностного этапа

Действие педагога

Действие ученика

Обеспечение условий для решение обучающимися учебных задач, обеспечение выбора, сопровождение, консультирование

 

Выполнение учебной задачи (задания) в процессе индивидуальной учебной деятельности, определение источников информации, способов работы с информацией

Организация коммуникации в процессе групповой учебной деятельности (внутри микрогрупп, а также в группах «группа —

учитель», «ученик — учитель»)

Выполнение учебной задачи в процессе групповой учебной деятельности, определение источников информации, способов работы с информацией, способов взаимодействия в группах

Определение путей преодоления затруднений на основе анализа пошагового выполнения предложенных заданий

Решение учебных задач, развитие способов коммуникации

Формируемые УУД

Регулятивные — контроль в ходе решения задачи, коррекция, волевая саморегуляция.

Познавательные — умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы.

Коммуникативные — умение сотрудничать в ходе решения учебной задачи.

Логические — выстраивание причинно-следственных связей.

Общеучебные — моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на операционно-деятельностном этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Хорошо — плохо»

Прием ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности

«Морфологический ящик»

Создание информационной копилки и последующего построения определения при изучении лингвистических и математических понятий

«Матрешка»

Один объект размещен внутри другого

объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.

«Метод маленьких человечков»

 

Показывает в доступной форме суть физических процессов и явлений. Можно использовать на любом уроке, если возникает задача, связанная с непосредственным исследованием свойств систем

  1. Контрольно-оценочный этап

Общая характеристика контрольно-оценочного этапа

Действие педагога

Действие ученика

Выбор системы оценивания результатов решения учебных задач

Принятие системы оценивания результатов решения учебных задач

Обсуждение критериев оценивания с учащимися

Развитие умений самооценивания и взаимооценивания результатов учебно- познавательной деятельности

Формируемые УУД

Регулятивные — контроль, коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; самооценка результатов учебно-познавательной деятельности.

Познавательные — умение осознанно и произвольно строить высказывания

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на контрольно-оценочном этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Муха»

Дать возможность учащимся выбрать задание для контроля, составив «путь» мухи и используя слова: вверх, вниз, вправо, влево

«Матрешка»

Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д. Демонстрирует целостность результата

  1. Рефлексивный этап

Общая характеристика рефлексивного этапа

Действие педагога

Действие ученика

Стимулирование учащихся к рефлексии

Оценивание себя как субъекта учебно-познавательной деятельности

Формируемые УУД

Регулятивные — самооценка (осознание учащимися качества и уровня усвоения).

Познавательные — переработка информации, выводы.

Коммуникативные — умение выражать свои мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности

Методы и приемы ТРИЗ и развития творческого воображения, используемые на рефлексивном этапе

Названия методов и приемов

Характеристика методов и приемов

«Рюкзак»

Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещается от одного к другому. Каждый не только фиксирует успех, но и приводит конкретный пример

«Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока; написать пожелание своим товарищам или себе

«Чемодан»

Каждый ученик комментирует то новое, что он ≪взял с собой≫ с урока

Методы/приемы ТРИЗ могут быть использованы для оценки метапредметных и личностных образовательных результатов со следующими целями:

  • парциальные оценки положительного типа, которые обеспечивают ориентацию школьника в уровне его знаний и степени соответствия их требованиям контроля; непосредственную или опосредованную информацию об успехе или неуспехе в данной ситуации;
  • оценка формирования личностных и метапредметных УУД;
  • итоговое комплексное оценивание предметных, личностных

и метапредметных образовательных результатов.

Педагогический потенциал приемов/методов ТРИЗ

для оценки метапредметных и личностных образовательных результатов

Метод/прием ТРИЗ

Что оцениваем?

Как оцениваем?

«Нестандартный вход в урок»

Включение в активную мыслительную деятельность

Анализ количества заданных вопросов учениками, содержания вопросов, реплик учеников

«Ассоциативный ряд»

 

Словарный запас. Умение сравнивать. Актуализация знаний по теме. Умение строить логические умозаключения

 

Анализ количества названных ассоциаций. Анализ сравнений, качества дополнений ученика. Анализ логических цепочек умозаключений

«Фантастическая добавка»

 

 

Знание литературного текста. Умение видеть незнакомое в нестандартном изложении или представлении

Анализ демонстрации учеником знания текста. Необычность, нестандартность предложенных учениками образов

«Муха»

 

Ориентирование в пространстве. Выбор конкретного предмета из ряда представленных (при помощи загадок, инструкций и т. д.)

Количество сделанных шагов при выстраивании траектории движения. Анализ умения прогнозировать

«Анаграмма»

Логические умозаключения. Словарный запас

Количество используемых терминов. Анализ логических связей

«Да — нет»

Умение связывать разрозненные факты в единое целое. Умение систематизировать. Умение слышать и слушать

Анализ системных представлений. Анализ установленных связей при систематизации

«Шаг

за шагом»

 

Умение планировать свою деятельность (составление плана при написании сочинения, изготовление поделок,

проведение опытов, решения задач и т. д.)

Анализ логичности выстроенных шагов. Анализ обоснования последовательности шагов

«Системныйоператор»

 

Умение выполнять анализ и синтез. Умение видеть историю предмета в развитии и его будущее

Анализ аналитических и синтетических умений. Анализ системного мышления

«Морфологический ящик»

 

Умение делать осознанный выбор из вариантов на основе знания состава слова, элементов задачи, величин, характеристик героев (явлений)

 

Анализ умений обосновывать решение. Анализ умений делать осознанный выбор

«Метод мозгового штурма»

 

Активность. Умение следовать определенной логике в поиске решения задач

 

Наблюдение активности, последовательности в решении задачи.

Анализ необычности, а затем обоснования целесообразности предложенных решений

«Бином фантазии»

 

Умение фантазировать. Активность. Оценка богатства внутреннего мира

 

Наблюдение демонстрации фантазии. Анализ активности мышления и воображения. Наблюдение раскрытия и демонстрации учеником своего внутреннего мира

«Метод фокальных объектов»

 

Умение выделять свойства объектов. Фантазирование. Умение использовать свойства предметов в практических целях

Анализ нестандартности выводов, приемов при решении. Анализ необычности применяемых решений и умения обосновать их возможности

«Хорошо —плохо»

 

Активность мыслительной деятельности ребенка. Умение видеть в предмете его положительные и отрицательные стороны

Анализ мыслительной активности ребенка. Анализ количества выделенных положительных и отрицательных сторон в предмете. Наблюдение активности мышления

«Матрешка»

Логичность и последовательность изложения материала в устной и письменной форме. Построение логических цепочек

Анализ логичности и целостности результата. Наблюдение процесса мышления (его логичности, нетривиальности логики)

«Оживление»

 

Умение фантазировать

Наблюдение за процессом воображения.

Анализ необычности, красочности, смысловой наполненности образов

«Метод маленьких человечков»

 

Умение анализировать предмет, процесс (от частного к общему)

 

Анализ умения установить логические связи. Наблюдение процесса мысленного отстранения от привычных форм анализа

«Рюкзак»

Оценка целостности проделанной работы. Умение выделять этапы работы

 

Умение оценивать свое участие (понравилось или нет, что запомнил, легко или трудно)

Анализ умений выделять главное, отделять известное от нового, оценивать свое участие, формулировать свое отношение к уроку

«Телеграмма»

Оценка внутреннего удовлетворения или неудовлетворения уроком и своей работой

 

Анализ умения кратко формулировать мысль, определять главные мысли, результаты урока, вербализировать свое состояние, отношение к уроку

Использование определенных приемов/методов для итогового оценивания требует применения определенной шкалы оценивания, которая должна разрабатываться в зависимости от целей оценки. Таким образом, оценочным средством будет оценочный лист, в котором:

— обозначается цель оценки (например, сформированность регулятивных УУД);

— указывается используемый прием (например, «Шаг за шагом»);

— приводятся показатели оценивания (например, логичности построения последовательности шагов, обоснованность каждого шага, достижение цели путем построения последовательности);

— приводится шкала (например, шкала 0 — 1 — 2 — 3, положительный результат 6–9 баллов).

Технология «Смысл через символы»

Концептуальная идея технологии СЧС (смыслы через символы) состоит в том, что чтение и понимание текстов, преобразование и использование информации способствует формированию:

  • образовательных результатов:

— умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— навыков смыслового чтения;

  • образовательных эффектов, связанных:

— с развитием эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

— с формированием целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

— с формированием осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; с формированием готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Технологическую основу СЧС составили методы и приемы ТРИЗ. Назовем отличительные особенности:

— установление причинно-следственных связей между содержанием текста и его подтекстом;

— визуализация смыслов через символы;

— целенаправленное использование методов и приемов ТРИЗ.

Основные понятия, включенные в название технологии, трактуются следующим образом:

смысл (идеальное содержание, идея, конечная цель), заложенный в тексте, выявляется в результате анализа, истолкования смысловых и ассоциативных связей различных деталей текста, привлечения информации из других источников;

символ (от греч. symbolon — условный язык) — предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления, сосредоточение множества переносных разнообразных смыслов, содержащихся в тексте.

Рассмотрим процессуальную модель образовательной технологии «Смыслы через символы».

Смыслы через символы

Данная образовательная технология (СЧС) направлена на формирование следующих умений:

— системно анализировать различные аспекты текста;

— интерпретировать текст;

— выявлять в информации как главное, существенное, так и детали;

— выявлять подтексты;

— связывать информацию, содержащуюся в тексте, со знаниями из других источников;

— выполнять смысловое свертывание/развертывание выделенных фрагментов текста;

— преобразовывать текст в символы, транслирующие разнообразные смыслы, содержащиеся в тексте;

— обосновывать и оценивать сформулированные на основании текста утверждения, исходя из своих представлений о мире;

— использовать полученный опыт восприятия информации для обогащения собственного чувственного опыта;

— участвовать в групповой работе над текстом.

Функции педагога в процессе реализации данной технологии закачаются сопровождении, активизации учебной работы посредством применения методов и приемов ТРИЗ:

— методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию ассоциативного мышления человека: прямая аналогия (сравнение характеристик разных героев, произведений, исторических контекстов и т.п.), личная аналогия (вживание в образ, ситуацию, сюжет и использование собственных ощущений для определения соответствующего символа), символическая аналогия (обобщенная аналогия, переход от образа к смыслам и далее — к символам);

— «Метод фокальных объектов» — метод установления ассоциативных связей со случайными, казалось бы, объектами формирует умение находить следственные связи между разными объектами в литературном произведении, которые, на первый взгляд, кажутся никак не связанными друг с другом;

— метод эмпатии способствует формированию положительных черт характера школьника (сострадание, человеколюбие, доброта, умение поставить себя на место другого человека), а также определенных нравственных принципов, предупреждающих ученика от отрицательных поступков, дел;

— метод системного анализа литературного произведения (герои, структура, эпоха, критика, образы, детали) и поиск символа, который может обобщить все разнообразные характеристики в едином образе;

— метод «системный оператор» используется для нахождения противоречий и позволяет увидеть любую систему в развитии: в прошлом, настоящем и будущем — как элемент надсистемы и входящие в нее подсистемы, установить причины противоречий и спрогнозировать развитие системы. Литературное произведение — художественная система, имеющая свои особенности и смыслы. Что предшествовало его созданию? Могло бы оно быть создано сейчас? Переход в подсистему — анализ главных героев, нахождение взаимосвязей качеств и жизненных позиций героев, их отношения к общественной жизни страны, анализ основных идей произведения. Анализ с позиции временной оси: что предшествует рассматриваемым эпизодам, а что могло бы быть с героями в будущем? Переход в надсистему: как соотносится проблемная ситуация с конкретной исторической эпохой? Чем обусловлены особенности рассматриваемой ситуации? Могла ли она произойти в сегодняшнем мире?

— приемы фантазирования: «наоборот», «оживление», «дробление» «объединение» и др., позволяющие использовать самые разнообразные символы. Анализ слова проводится через образ, оживляющий слово;

— прием «морфологический ящик» помогает школьникам в поиске символов, которые смогли бы охарактеризовать главных героев, совместить в себе разнообразные смыслы литературного произведения (по вертикали располагаются смыслы, а по горизонтали — символы, которые позволяют их проявить наиболее объемно и обобщенно).

Рассмотрим этапы технологии с характеристикой используемых приемов ТРИЗ и упрощенные критерии оценивания, которые могут быть применены при апробации технологии, в период отработки компонентов умений.

Детализация этапов СЧС-технологии

Этап

Приемы и методы ТРИЗ

Деятельность учеников

Формируемое умение

Критерии оценивания сформированности умения

1. Постановка задачи учителем

- метод ассоциаций и аналогий;

- «шаг за шагом»

слушают, дают интерпретацию задания для себя

самоопределение в задаче

формулирует задачу для себя

2. Знакомство с текстом

 

читают текст индивидуально

умения осмысленного чтения

 

3. Анализ текста под определенным углом зрения (задает учитель или задают ученики)

- метод ассоциаций и аналогий (прямая аналогия);

- «ключевое слово»;

- «системный оператор»

анализируют текст под определенным углом зрения (сравнение характеристик разных героев, произведений, исторических контекстов и т.п.).

 системно анализировать различные аспекты текста

- поясняет идею (главную мысль, содержание, характеристики, ценности, которые заложены, по мнению ученика, в тексте);

- дает несколько вариантов результатов оценки

4. Вхождение ученика в структуру текста и контексты через прохождение этапов:

«деталь»

«вопрос»

«проблема»

(декодирование /развертывание информации)

- метод ассоциаций и аналогий;

- метод

фокальных

объектов;

- системный анализ и синтез;

- метод «маленьких человечков»

анализируют текст по алгоритму:

1) «деталь в тексте»;

2) вопрос: «О чем она говорит?»;

3) проблема: «Что хочет сказать автор?»;

4) «Какие ассоциации возникают?» (вживание в образ, ситуацию, сюжет и использование собственных ощущений для определения соответствующего символа)

- интерпретировать текст;

- выявлять в информации как главное, существенное, так и детали;

- выявлять подтексты;

- находить

следственные связи между разными объектами

- способен выразить понятый смысл различными фразами;

- разделяет главное и детали;

- дает свою интерпретацию;

- комментирует подтекст;

- устанавливает связи между элементами (сюжетными линиями, героями и т.д.);

- обобщает полученный смысл

5. Поиск решения обозначенной проблемы

- системный анализ и синтез;

- алгоритм ТРИЗ;

- метод «мозгового

штурма»

коллективный поиск, обсуждение, дискуссия

- участвовать в групповой работе с текстом;

- выявлять в информации как

главное, существенное, так и детали;

- выявлять

подтексты

- сравнивает свое мнение и мнения других;

- сравнивает полученное общее мнение и мнение автора

6. Индивидуальный/ коллективный поиск образов, из которых выделяется символ

- метод ассоциаций и аналогий,

- символическая аналогия;

- фантазирование («Оживление», «Дробление»,

«Объединение» и др.);

- метод «мозгового

штурма»;

- визуализация

индивидуальная, а затем групповая работа по генерации символов, поиску символов, обобщенная аналогия, переход от образов -символов к смыслам, и далее к символам

- преобразовывать текст в обобщенные символьные формы, транслирующие разнообразные смыслы, содержащиеся в тексте;

- выполнять смысловое свертывание/развертывание выделенных в тексте фактов и мыслей

- называет символ-образ;

- приводит цитаты, примеры, данные из текста, которые ассоциируются с предложенным символом;

- обосновывает один образ, наиболее полно выражающий смысл

7. Повторение этапов 2–5 под другим углом зрения

- метод ассоциаций и

аналогий;

- метод «фокальных объектов»»

групповая работа по генерации символов, обобщенная аналогия, переход от образов к смыслам, и далее к символам

- системно анализировать различные аспекты текста;

-интерпретировать

текст;

- выявлять в информации главное и второстепенное;

- выявлять подтексты

- называет

разные линии в анализе текста;

-сравнивает их между собой, выделяя общее при выборе символа

8. Повторение этапов 2–5 на основе иных текстов, дополняющих, расширяющих, интерпретирующих и т.д. первичный текст

- метод ассоциаций и аналогий;

- системный анализ и синтез

анализируют литературное произведение (герои, эпоха, структура, критика, образы, детали),

определяют

символ, который бы свел все разнообразные характеристики в единый образ

- связывать информацию, содержащуюся в тексте, со знаниями из других источников

- вводит новые детали, мнения

и т.д.;

- вводит новые обоснования символа;

- приводит новые цитаты, примеры, данные и т.д. из текста, которые ассоциируются с предложенным символом

9. Групповая работа по обобщению символов

- метод ассоциаций и аналогий;

- системный анализ и синтез;

-«морфологический ящик»

- «мозговой

штурм»»

ищут обоснования с опорой на личный опыт по созданию обобщенного символа; изображают его, записывают обоснования

участвовать в групповой работе над текстом

- приводит цитаты, примеры, данные и т. д. из текста, которые ассоциируются с предложенным символом;

- выражает отношение, чувства, связанные с символом

10. Представление символа и его обоснование

- системный анализ;

- метод ассоциаций

- слушают представление символов и их обоснования разными группами;

-делают отметки в оценочных листах

- обосновывать и оценивать сформулированные на основании текста, утверждения исходя из своих представлений о мире

- приводит цитаты, примеры, факты из текста, которые ассоциируются с предложенным символом;

- дает краткий анализ другого символа;

- обосновывает свою оценку

11. Оценивание (само-, взаимооценивание) выполненной

работы (с позиции продемонстрированных умений)

- метод эмпатии;

-«морфологический ящик»

- анализ оценочных листов; 

- выступления по взаимо- и самооценке;

- заполнение

рефлексивных листов;

- участие в рефлексивных процедурах

- использовать полученный опыт;

- восприятия информации для обогащения собственного чувственного опыта

- дает анализ своей работе;

- дает анализ того, что чувствовал, как изменились представления о мире

 

На контрольных уроках в качестве критериев для оценивания выступают умения, на формирование которых направлена СЧС-технология. Учитель, используя простую шкалу, диагностирует процесс формирования умений по показателям, последовательно, из класса в класс усложняющимся, демонстрирующим процесс «выращивания» умения.

Шкала оценивания показателей:

  • 1 балл — компонент умения / умение проявляется частично;
  • 2 балла — компонент умения / умение проявляется в основном;
  • 3 балла — компонент умения / умение проявляется в полной мере.

Таким образом, для каждого класса выявлена совокупность компонентов умений, на развитие которых направлена СЧС-технология, а для каждого умения определена преемственность, позволяющая его формировать в целостности.

Показатели оценивания умений, формируемых СЧС-технологией

Формируемые умения

Показатели оценивания умений, формируемых СЧС-технологией

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Системно анализировать различные аспекты текста

способен дать анализ определенного, наиболее заметного аспекта текста

способен дать анализ определенного аспекта текста, выявить другие аспекты

способен дать анализ нескольких различных аспектов текста

способен дать анализ нескольких различных аспектов текста, установить взаимосвязи между ними

Интерпретировать текст

дает простое, односложное толкование текста

- дает толкование текста;

- способен разъяснить смыслы, которые содержит текст, с позиции собственного понимания текста

- дает свободную интерпретацию текста с опорой на основные идеи;

- выражает личностную позицию

- дает свободную интерпретацию текста с опорой на основные идеи и учетом контекста;

- выражает четкую личную позицию по отношению к смыслам текста

Выявлять в информации главное и второстепенное, видеть детали

выявляет главное и второстепенное

выявляет главное и выявляет детали

обосновывает, что и почему главное, обосновывает, что и почему — детали в тексте

использует детали для обоснования

главного, существенного в тексте

Выявлять подтексты

интуитивно выявляет подтексты

выявляет логические связи между ключевыми словами для выявления подтекстов

использует отдельные методы выявления подтекстов

владеет методами выявления подтекстов

Связывать информацию, содержащуюся в тексте, с информацией, полученной из других источников

способен связать информацию из текста с собственным опытом

способен связать информацию из текста с собственным опытом и привести примеры

 

- способен связать информации с информацией из разных источников (жизненный опыт, другие учебные предметы, СМИ, Интернет);

- приводит примеры, полученные из других источников

- способен связать информацию из текста с информацией из других источников;

- проводит аналогию между информацией из разных источников;

- устанавливает подобие, связи

Выполнять смысловое свертывание / развертывание выделенных в тексте фактов

выявляет ключевые слова, фразы; способен по ним изложить кратко суть текста

- способен кратко изложить суть текста, используя ключевые слова и фразы;

- использует отдельные методы свертывания/

развёртывания информации

использует методы свертывания/развертывания информации

владеет методами свертывания/развертывания информации (кластер, интеллект-карта, схема, опорный сигнал, диаграмма связей, символ и т. д.)

Преобразовывать текст в обобщенные символьные формы, транслирующие разнообразные смыслы, содержащиеся в тексте

способен сформировать символ (на уровне интуиции), выражающий один из основных смыслов текста

способен на основе свертывания информации сгенерировать символ, отражающий один из смыслов текста

способен создать несколько символов, отражающих один из смыслов текста

способен представить разные символы, транслирующие разные смыслы

Обосновывать и оценивать сформулированные на основании текста утверждения, исходя из своих представлений о мире

-приводит отдельные доводы, поясняющие утверждения;

-объясняет свое отношение к утверждениям

 

- приводит отдельные доводы, поясняющие утверждения;

 - объясняет связанные с ними свои представления о мире

- приводит систему доводов, поясняющих утверждения;

- дает оценки, опираясь на систему собственных представлений о мире

приводит убедительные доводы, системно поясняющие утверждения, сформулированные на основе текста, оценивает их исходя из личных убеждений

Использовать полученный опыт восприятия информации для обогащения собственного чувственного опыта

способен рассказать о чувствах, которые возникли в связи с символом, выражающим смысл текста

способен сформулировать новые представления и рассказывать о чувствах, которые возникли в связи с символом, выражающим смысл текста

способен отрефлексировать новые

представления и чувства, которые возникли в связи с символом, выражающим смысл текста; дать объяснения им

- способен установить связи между разработанным символом и новыми представлениями, чувствами, возникшими в процессе генерирования символа;

- дать объяснения им, пояснить, что дала эта работа

Участвовать в групповой работе над текстом

участники активно работают над общим символом при неравномерном вкладе в конечный результат

участники работают над выявлением общего и различий в индивидуальных символах, формированию общего символа

участники работают над обобщением всех единичных символов в общий, большинство элементов оказывается учтенными

участники группы слышат друг друга, разработанный символ включает идеи всех участников

В зависимости от темы урока и текста технология может быть применима на одном или нескольких уроках (например, изучение биографии и творчества писателя может быть осуществлено посредством этой технологии на нескольких уроках, а короткого литературного произведения - на одном уроке). Оценочные средства могут быть различными: лист наблюдений, заполняемый учителем; бланки с перечнем показателей для соответствующего класса для само- и взаимооценки учениками; рефлексивное эссе и др.

Таким образом, предлагаемая образовательная технология предназначена для:

— создания условий по выполнению требований ФГОС;

— повышения познавательной мотивации учеников за счет интеллектуального, эмоционального, личностного вовлечения, создания ситуаций сопричастности, заинтересованности, увлеченности;

— повышения результативности деятельности учителя и деятельности учеников.

Построения индивидуального образовательного маршрута как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

Использование методики построения индивидуального маршрут нацелено на формирование и диагностику развития регулятивных УУД — целеполагания, планирования, коррекции, контроля.

Обязательный этап методики — рефлексия выполнения индивидуального маршрута. Важно выяснить:

— как удалось / не удалось ученику выдержать свой маршрут без вмешательства учителя;

— оптимальным ли был маршрут, т. е. рационально ли были распределены силы при реализации плана;

— какие решения можно теперь считать успешными, а какие — ошибочными, невзвешенными, поспешными;

— как бы выглядел план сейчас, если бы пришлось его создавать снова;

— какие выводы по планированию своей учебной деятельности сделал ученик;

— может ли сказать ученик, что умеет планировать свою работу;

— можно предложить ученику написать эссе «Как я прошел мой индивидуальный маршрут».

Обязательным моментом является и рефлексия учителя по реализации замысла индивидуального маршрута:

— удалось ли мотивировать учеников на выход в индивидуальный маршрут;

— эффективным ли было сопровождение индивидуального маршрута;

— какие позиции из плана были целесообразны для выбора, а какие — ошибочно предоставлены для выбора;

— какие позиции можно также предложить на выбор учеников;

— удалось ли организовать рефлексию выполнения индивидуального маршрута учеником;

— можно ли отметить, что произошел рост регулятивных УУД школьников.

Технология формирующего оценивания

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик.

Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие. Согласно мнению зарубежных исследователей П. Блэка, Д. Вилиама, основной чертой формирующего оценивания является применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся. Данный вид оценивании является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формирующее оценивание будет являться таковым только в случае, если его результаты будут немедленно использоваться для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются, оно характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс ребенка в обучении.

Суммативное оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.

Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

Сравним формирующее и суммативное оценивание:

Показатели

Формирующее оценивание

Суммативное оценивание

Цель

Определить новые пути и формы обучения;

исправить ошибки учащихся;

обеспечить обратную связь учителя с учащимися

Определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения;

констатировать факт обученности учащихся

Анализ

Данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося

Результаты оценивания сравниваются:

- со стандартами;

- со среднестатистическими результатами;

- с результатами, определенными контролирующими органами

Шкала

Может разрабатываться учителем;

может быть балльной (отметка), может быть словесной (оценка) и безотметочной

Используется общепринятая бальная шкала оценивания

Критерии

Разрабатывается учителем или группой учителей в соответствии с принятой шкалой оценивания

Единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ)

Периодичность проведения

Определяется учителем в зависимости от потребностей учащихся, например, проводится достаточно часто – несколько раз в течение урока

По итогам прохождения тем, блоков, модулей, курсов, по окончании периодов обучения

Участники

Учитель;

учащиеся (самооценка и взаимооценка)

Администрация образовательного учреждения; контролирующие органы

Фиксация результатов

В листах наблюдения;

в виртуальном пространстве;

в портфолио учащихся

Официальные документы: результаты ОГЭ, ЕГЭ; результаты административных работ; классные и электронные журналы

Формирующее оценивание учебных достижений школьников, по мнению ученого и педагога М.А. Пинской, обладает следующими характеристиками:

  • встраивается в учебный процесс преподавания и учения и является их частью;
  • предполагается обсуждение и общее признание учебных целей учителями и учениками;
  • помогает ученикам осознать те учебные стандарты, которые они должны достичь;
  • вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;
  • обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
  • укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе;
  • вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

С точки зрения зарубежных исследователей, для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:

  1. задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;
  2. используются знакомые учащимся и соответствующие их возрасту формы заданий. Цель заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика. Важно, чтобы учителю был понятен ход размышлений, который в процессе выполнения задания приводит учащегося именно к этому результату;
  3. результаты проведенного оценивания сразу же доступны для учителя и ученика. Учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышения качества знаний;
  4. процесс формирующего оценивания непрерывен. Оно проводится не только по итогам, но и в процессе изучения определенной темы (раздела);
  5. достижения учащихся рассматриваются в динамике, т.е. результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика.

Существует несколько стратегий формирующего оценивания. Английские ученые Д. Вилиам и П. Блэк предлагают следующую стратегию:

  1. определить намерения обучающихся и критерии успеха;
  2. создать условия обратной связи, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед;
  3. активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки;
  4. объяснить учащимся, что они являются организаторами своего собственного обучения.

Отечественные ученые И.С. Фишман и Г.Б. Голуб предлагают следующий план работы:

  1. определить планируемые результаты обучения учащихся;
  2. организовать деятельность учащихся по достижению планируемого результата;
  3. создать обратную связь для контроля процесса достижения учащимися поставленных образовательных целей.

По мнению М.А. Пинской, стратегия работы выглядит так:

  1. цели переводят в измеряемые учебные результаты;
  2. определяется необходимый уровень их достижения;
  3. отбираются техники оценивания;
  4. реализуются соответствующие методы обучения;
  5. проводится оценивание и выясняется, достигнуты ли планируемые результаты учащимися.

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработке рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке

Необходимо определить критерии оценивания решения этих задач. Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

  1. быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
  2. быть понятным не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
  3. быть конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Критерии могут быть распределены на показатели проявления данного критерия.

Рассмотрим пример оценивания работы группы по теме урока «Нравственные уроки в рассказе Ф. Искандера «Запретный плод» 6 класс (УМК Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 6 класс: учебник для общеобр.школ –Москва: Просвещение, 2013)

Оценивание умения работать с текстом

Показатель оценивания

Справились с заданием

Справились с заданием частично

Не справились с заданием

1. Восприятие текста как произведения искусства. Выразительное чтение отрывка, соблюдение авторских знаков препинания, четкое и правильное проговаривание слов

 

 

 

2. Умение осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного. Умение определять главную мысли в микротексте. Правильно определена главная мысль, есть аргументация.

 

 

 

3. Умение искать необходимую информацию в предложенном тексте. Умение находить художественную деталь и определять ее роль в тексте. Все важные детали выделены, найдена взаимосвязь между ними, определена роль детали

 

 

 

4. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Умение погрузиться в ситуацию, дать оценку происходящему, использовать оценочные слова

 

 

 

5. Умение устанавливать аналогии и аргументировать свой выбор.

 

 

 

Шаг 5. Оценивать деятельность учащихся по критериям

Посте того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данным критериями.

Шаг 6. Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.

Для формирующего оценивания обязательным условием является организация обратной связи. Обратная связь имеет разные направления:

  1. от учителя к ученику;
  2. от ученика к ученику;
  3. от ученика к учителю.

Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма - осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

  1. От учителя к ученику.

Осуществляется в следующих ситуациях:

- в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Ее цель – указать учащимся на ошибки пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/письменных, при помощи системы условных обозначений;

- по итогам изучения темы (блоков, разделов и т.д.). Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать.

  1. От ученика к ученику.

Осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

  1. От ученика к учителю.

Осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся и освоения материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя, которая проводится с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/устной), кластеров и др. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.

Список источников:

  1. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей / Под общей ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой. — Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. — 314 с.
  2. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. статей / Под общей ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой, В. И. Сопиной, З. Н. Ситник. — Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. — 310 с.
  3. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. статей / под общей ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой. — Санкт-Петербург : ФГНУ ≪ИПООВ РАО≫, 2015. — 386 с.8.
  4. Даутова О. Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе : Монография / О. Б. Даутова. — Санкт- Петербург : Изд-во ≪ЛЕМА≫, 2010. — 300 с.
  5. Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю. Подготовка учителя к формированию и оцениванию общественно значимых образовательных результатов школьников // Человек и образование. — 2014. — № 4. — С. 37–43.
  6. Доклад международной комиссии по образованию XXI века, представленный для ЮНЕСКО ≪Образование: сокрытое сокровище≫. — Москва : Изд-во ЮНЕСКО, 1995. — 295 с.
  7. Ильин Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 640 с.
  8. Крылова О. Н. Тренды оценивания в школе // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования≫: сб. науч. статей / О. Н. Крылова; Под общей ред. О. Б. Даутовой, И. И. Соколовой, В. И. Сопина, З. Н. Ситник. — Санкт-Петербург : ФГНУ ИПООВ РАО. — 2014. — С. 272–276.
  9. Новые формы оценки качества образования в условиях реализации программ дополнительного образования детей: Межрегиональная конференция (Режим доступа: http://edu.tomsk.gov.ru/kpmo/oo_15_18_12_09/16/16.htm)
30.07.2020